Однако ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, оставалась довольно сложной. После того, как ведущий в XVII в. центр церковной жизни Малороссии - Киев, а также основные силы казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий значительно ослабло. Сказывалось также и количественное уменьшение православного населения в пределах Речи Посполитой. Отношение к нему со стороны католических властей после казацких войн стало еще более нетерпимым. Все эти обстоятельства привели в последней четверти XVII столетия к тому, что королевская администрация вновь активизировала попытки насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (1674 - 1696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Одновременно король использует и другую тактику: на православные епископские кафедры он поставляет священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Так, вскоре после своего восшествия на престол Собесский утвердил епископом Львовским давно боровшегося за эту кафедру Иосифа Шумлянского, который уже в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства - слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий. В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. Однако целое десятилетие ушло у Винницкого на то, чтобы подготовить переход православной Перемышльской епархии в унию и открыто объявить об этом. Определенное затруднение в этом вопросе было вызвано и тем обстоятельством, что к этому времени уже существовала униатская Перемышльская епархия, возглавляемая епископом Иоанном Малаховским, которую предстояло соединить с паствой Иннокентия Винницкого. Проблема в конце концов была решена в 1691 г., когда Собесский настоял на переводе Малаховского на вдовствующую Холмскую униатскую кафедру, и Винницкий встал во главе униатской Перемышльской епархии, вобравшей в себя с этого времени и православные приходы. К 1694 г. епископу Иннокентию удалось сломить сопротивление последних противников унии в своей епархии и утвердить униатство в Перемышльской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

В 1655 году Феодосий был лишён должности игумена Михайловского монастыря в Киеве и остался только архимандритом Слуцкого монастыря, то есть подданным Польского короля. 19 июня 1669 году избран во епископа Мстиславского, Могилёвского и Оршанского. Он жил в Слуцком монастыре, настоятелем которого был, так как в Могилеве было неспокойно, там бесчинствовали униаты и римо-католики. В течение трёх лет оставался наречённым епископом и только 20 апреля 1672 года, получив от Польского короля Михаила Вишневецкого († 1673) утвердительную грамоту, был хиротонисан во епископа. Скончался 11 марта 1678 года в Люблине. Погребён в октябре 1678 года греческим митрополитом Макарием (Лигариди) в Дятловицком Спасо-Преображенском монастыре. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 2, стр. 1676. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 12, стр. 96–102. Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской Церкви: в 2 ч. СПб., 1882–1884, ч. 2. Петров Н.И. , профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. Киев. 1895. Мухин Н.Ф., профессор. Киево-Братский Училищный монастырь. Исторический очерк. Киев. 1893. Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII веке. М. 1899, т. 1. Титов Ф. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII–XVIII вв. Киев. 1905. Сапунов А.П. Витебская старина. Витебск, 1883–1888, т. 1, ч. 4; т. 4, ч. 1. Попов М.С. , протоиерей. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910, стр. 25, 26, 30, 36, 41. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 15, 493, 543. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 55. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. Киев. 1889. Могилевские епископы с краткими биографическими о каждом из них сведениями. – Могилев на Днепре. 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше. Но вернемся к истории могилевской Никольской обители. В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной. В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов. В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

http://pravoslavie.ru/57519.html

В два года проповеднического служения при Архиепископе Лазаре Димитрий успел сделаться известным по всем окрестным местам, и многие православные обители наперерыв приглашали к себе проповедника. Ближайшим случаем к таким приглашениям было следующее: В июне 1677 г., движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь, один из подведомственных Виленскому Святодухову монастырю, для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, писанному св. Петром, Митрополитом Московским . Новодворский монастырь находился уже за границею Малороссии в пределах литовских 24 , – следовательно под владычеством польским; но связи между членами Малороссийской Церкви и православными в Литве не пресеклись. Все православные церкви и монастыри литовские состояли под верховным управлением Киевского Митрополита. Епископ Белорусский, заведывавший в то время делами церковными в Литве, Феодосий Василевич, именовался наместником Митрополии в княжестве Литовском 25 . В то время, когда прибыл св. Димитрий в Новодвор, здесь готовились к торжественному перенесению чудотворной иконы из старой церкви в новую. Для сего прибыли и Белорусский Епископ Феодосий со своим клиром и проповедником, и настоятель Виленского Святодухова монастыря Климент Тризна, и другие знатные духовные лица. Радушно приняли они проповедника Черниговского, о котором знали по одному слуху, и, по окончании праздника, Климент Тризна взял Димитрия в свой монастырь. Димитрий пробыл в Вильне более двух месяцев, и сказал здесь две проповеди . А отсюда взял его с собою Епископ Белорусский Феодосий в Слуцк (21 ноябр.), где назначил для его пребывания братский Преображенский монастырь, которого сам был архимандритом 26 . Пользуясь любовью братства и великим расположением граждан, из которых некто Скочкевич, ктитор монастыря, особенно благодетельствовал проповеднику 27 , Димитрий прожил в Слуцке четырнадцать месяцев. Круг его знакомых увеличился еще одним значительным лицом, Митрополитом Греческим, Макарием Лигариди, который прибыл в Россию, вероятно, за милостыней и пробыл в Слуцке два месяца 28 . Но вскоре скончались более близкие к святому Димитрию Еп. Белорусский Феодосий (марта 11, 1678 г.) и благодетель его Скочкевич (ноября 29) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В два года проповеднического служения при Архиепископе Лазаре Димитрий успел сделаться известным по всем окрестными местам, и многие православные обители наперерыв приглашали к себе проповедника. Ближайшим случаем к таким приглашениям было следующее: «В июне 1677 г., движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь , один из подведомственных Виленскому Святодухову монастырю, для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, писанному св. Петром, Митрополитом Московским . Новодворский монастырь находился уже за границею Малороссии, в пределах литовских 24 , – следовательно, под владычеством польским; но связи между членами Малороссийской Церкви и православными в Литве не пресеклись. Все православные церкви и монастыри литовские состояли под верховным управлением Киевского Митрополита. Епископ Белоруссии, заведовавший в то время делами цер­ковными в Литве, Феодосий Василевич , именовался наместником Митрополии в княжестве Литовском 25 . В то время, когда прибыл св. Димитрий в Новодвор, здесь готовились к торжественному перенесению чудотворной иконы из старой церкви в новую. Для сего прибыли и Белоруссии Епископ Феодосий с своим клиром и проповедником, и настоятель Виленского Святодухова мона­стыря Климент Тризна , и другие знатная духовные лица. Радушно приняли они проповедника Черниговского, о котором знали по одному слуху, и, по окончании праздника, Климент Тризна взял Димитрия в свой монастырь. Димитрий пробыл в Вильне более двух месяцев и сказал здесь две проповеди . А отсюда взял его с собою Епископ Белоруссии Феодосий в Слуцк (24 ноябр.), где назначил для его пребывания братский Преображенский монастырь , которого сам быль архимандритом 26 . Поль­зуясь любовию братства и великим расположением граждан, из которых никто Скочкевич , ктитор монастыря, осо­бенно благодетельствовал проповеднику 27 , Димитрий прожил в Слуцке четырнадцать месяцев. Круг его знакомых увеличился еще одним значительным лицом, Митрополитом Греческим, Макарием Лигариди, который прибыль в Россию, вероятно, за милостынею и пробыл в Слуцке два месяца 28 . Но вскоре скончались более близкие к святому Димитрию: Еп. Белоруссии Феодосий (марта 11, 1678 г.) и благодетель его Скочкевич (ноября 29) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Lecomte Catherine 20 декабря 2022, 18:47 Здравствуете, Ольга. Меня очень интересовала Ваша статья.Я уже четыре года ищу информации о семье нашего дедушки, Евгений Адрианович Уманцев, родившийся в 1901г в Харькове и умирающий во Франции в 1970. Его мать была Александра Феодосьевна Мухина, сестра священника Василия. От его сына, Сергей Мухин, бывший православным епископом города Марсель , я знаю, что Николай Василевич Мухин жил в Париже, в том же квартале как и мы с семьёй, в 1950ых годах, но мы тогда их не встретили.Мы с сестрой ищем свидетельства о нашей прабабушке Александра Мухина и ё четырёх остальных детях, о которых мы ничего не узнали в поисках. Возможно у Вас есть возможность нам сообщать некоторые информации. Спасибо. Читательница 11 августа 2022, 23:23 Спасибо большое, Ольга! Божией помощи Вам и Вашим близким! Ольга 11 августа 2022, 10:26 Спасибо, дорогая читательница!Я поняла в каком контексте вы увидели неточность в возрасте Анны Васильевны! Не могу не согласиться с Вами.Работа с архивными документами это не простое занятие)) Возможны и некоторые неточности. Но, благодаря таким неравнодушным людям, как вы, вся хронология будет восстановлена!).Статья по объему больше, если вы обратили внимание на количество источников которые были использованы при ее написании. Поэтому, в таком объеме документов неизбежно возникают ошибки, опечатки и пр.неточности..) Очень радует, что этот материал интересен читателям рунета.Скажу вам по секрету), что планируется продолжение работы и публикация нового контента по этой благочестивой семье. Читательница 11 августа 2022, 00:26 Ольга, спасибо за Ваш ответ, но Ваше объяснение направлено на дату ареста батюшки Василия. А я о другом. В статье указано, что Анна осталась абсолютна ОДНА в 9 лет. На тот момент начала 1932 года Анна была не одна, а с мамой. Вот что я имела ввиду. Привожу опять Вашу цитату из статьи:» Их девятилетняя дочь Анна (самая младшая) осталась абсолютно одна». Но в 9 лет Анна ещё жила с мамой! И слава Богу! Всё-таки почти 2 года это очень большая разница, особенно для ребёнка. Конечно, лучше бы, если бы этого кошмара не было ни с одним человеком!

http://pravoslavie.ru/147576.html

Во время правления могилёвской епархии епископом Сильвестром (Коссовым) в 1637 году была построена временная деревянная Никольская церковь. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году. В 1672 году состоялось торжественное освящение епископом Феодосием (Василевичем) Никольского храма, строившегося три года и ставшего одним из самых значительных памятников белорусского барокко. В 1697 году царский стольник П. А. Толстой, посетив Могилёв, в путевых заметках отметил: " За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения... иконостас великий, золоченый " . С точки зрения архитектурной планировки, Никольский собор представляет собой двухбашенную крестово-купольную базилику. Внутри пространство храма разделено на три нефа, при этом средний выше, чем боковые. Западный фасад выполнен в виде плоской стены, прикрывающей только центральный неф. Поясками-карнизами стена разделена на три горизонтальных яруса, расположенных один над другим. Нижний, самый массивный, практически лишён декоративных элементов - если, конечно, не считать таковыми три высокие ниши с полукруглыми завершениями. Второй ярус, напротив, весьма богат " архитектурными излишествами " . Он декорирован аркатурой с лепным орнаментом. В нишах этого яруса (своими очертаниями они повторяют ниши нижнего яруса, но в уменьшенном виде) можно увидеть изображения святых, особо почитаемых в Могилёве и по всей Белоруссии. Присутствуют здесь, в частности, изображения царственных страстотерпцев, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Петра Могилы. Ниши в третьем, самом узком ярусе, прорисованы наиболее чётко. Их разделяют четыре полуколонны, а венчает композицию ниша с изображённым в ней ликом Спасителя. До революции с обеих сторон третьего яруса возвышались четверики, служившие основаниями для небольших башен. В советское время они были разрушены, и сейчас фасад Никольского собора предстаёт перед нами в несколько изменённом, по сравнению с первоначальным, облике.

http://sobory.ru/article/?object=05966

правительства и со временем стал оказывать все более сильное влияние на Многогрешного. В отправленный в 1669 г. в Москву наказ был включен в т. ч. пункт, чтобы в Москве не принимали никаких писем от представителей киевского духовенства, кроме как от Л. После Андрусовского перемирия и междоусобиц 1668 г. наметился перелом в отношении киевского духовенства к России: посланцы в Москву начали обращаться не только к царю, но и к патриарху. Л., как и др. представители духовенства, сообщал о случаях притеснения православных со стороны поляков, прежде всего на землях Великого княжества Литовского. Л. узнал об этих фактах из переписки с Феодосием (Василевичем) в 1670 г. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. Л. участвовал в выступлениях левобережного духовенства против передачи Киева полякам. Клирики также требовали, чтобы рус. правительство выступило в защиту православных в Речи Посполитой. Поскольку Киевский митр. Иосиф жил на Правобережной Украине, Л. фактически управлял митрополией. Он убеждал Многогрешного препятствовать действующему митрополиту вершить духовную власть на Левобережье. Л. предлагал восстановить древнюю Переяславскую епископию, оставив за митрополией только правобережные владения. В письме царю от 30 июня 1670 г. Л. просил разрешить ему управлять левобережной частью, Киевом и теми землями на правом берегу, что отошли России по Андрусовскому перемирию. В ответ Л. было поручено «ведать духовенство всей восточной Малороссии и Киевской области»; эти функции он исполнял до 1685 г. Но еще с весны 1669 г. Л. фактически управлял теми областями, к-рые не были подчинены Черниговской кафедре, и частично исполнял по просьбе игумена киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мужского монастыря Феодосия (Сафоновича) епископские обязанности по отношению к Киеву. Л. продолжал жить в Новгороде-Северском; дела Киевской консистории были возложены на Феодосия. Хотя Киевская митрополия не была юридически подчинена Московскому Патриархату, левобережное духовенство фактически оказалось под властью Малороссийского приказа.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

2 . Вологоцкой епискуп Алексей. да рязанскои владыка Касьян. да крутицкой владыка Матфей. лежат, в паперти Успения Богородицы на правой стороне у передних дверей 1142 . 3 . Князь Василей Дмитриевич Палецкой лежит в паперти на правой стороне под лавкою, камен на нем подписан 1143 . 4 . Подле ево лежит отец ево князь Дмитрей Федорович Палецкой во инацех Деонисей камени на нем нет 1144 . 5 . Подле князя Дмитрия лежит князь Михаило Кубенской камень на нем подписан 1145 . 6 . Князь Борис Дмитриевич Палецкой. во иноцех Боголеп 1146 . 7 . Да подле ево князь Иван Петрович Шуйской во иноцех Иев лежат на правой же стороне дверей в паперти Успения Богородицы 1147 . 8 . Князь Феодор Прозоровской во иноцех Феодосеи, лежит в паперти Успения Богородицы по левую сторону дверей, камень на нем подписан 1148 . 9 . Князь Семен Сицкой во иноцех Серапион. лежит на левой же стороне. камень на нем подписан 1149 . 10 . Василей Михайлович Тучков лежит на левой же стороне подле Шереметевых 1150 . Шереметевы 11 . Иван Василевич Болшей во иноцех Иона да сын ево Еремей Иванович. да дочь ево княгиня Кайбалова инокиня Агафья Иван Василевич Меншей Шереметев да сын ево Федор Иванович Шереметев да сын Федоров Алексей Федорович Шереметев. Да Григорей Василевич Шереметев. Да Федора Ивановича Шереметева семья инока Ефросиния над нею камен подписан. все Шереметивы лежат в паперте по левую сторону дверей. Никита Васильевич Шереметев лежит за олтарем, у болшие церкви 1151 . 12 . Дьяк Никифор Шниулин да сын ево Исакии лежат в паперти на другой стороне камень над ними подписан 1152 . Воротынские Князь Владимер Иванович да князь Александр Иванович , во иноцех Арсенеи. Да князь Михайло Иванович да дети ево князь Логин Иванович во иноцех Иона. Да князь Иванов сын князь Алексей Иванович Воротынские. все лежат в церкви князя Владимира Киевского 1153 . Приложение пятое «Синодик братский» «Список» иноков, скончавшихся в Кириллове монастыре 1154 до второй четверти XVII го века, извлечен из «подстенного» синодика (Рукоп. Кир. библ. 759–1016) и сверен с рукописью Кир. библ. 754–1011 (об этих рукописях см. ниже в главе VI-oй). Так как при помощи хронологических сопоставлений этот список приобретает значение для статистики и разрешения вопросов о времени кончины тех или других членов кирилловского братства, то в примечаниях вами помещены указания на время смерти тех лиц, которых, по нашим соображениям, он имеет в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Видно, что Василевич недолюбливал московского правительства и всегда тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем 112 . Димитрий приехал в Новодвор с г. Бучинским 13 августа и поклонился иконе еще в старой церкви 113 . На утро 13 августа, накануне храмового праздника, Феодосий Василевич со всем клиром торжественно перенес икону в новую церковь . На перенесение иконы, рано утром, приехал и старший виленского братства св. Духа о. Климент Тризна, впоследствии в 1679 г., по смерти Феодосия, епископ Могилевской 114 . Перед крестным ходом Димитрия представили епископу в алтаре, и он шел в крестном ходе рядом с епископским проповедником о. Хоментовским, который потом произнес поучение, и после него епископ совершил литургию. В храмовой праздник, 15 августа, служил литургию опять Василевич, а проповедь говорил о. Паскевич Минский 115 , поставленный на той же литургии иеромонахом. Оба дня у епископа были приемы духовенства с богатым угощением, на которых присутствовал и Димитрий. 16 августа о. Никодим Белецкий, игумен монастыря Цеперского (с 1676 г.), подчиненного Виленскому монастырю, оглашал чудеса, происшедшие во время крестного хода 116 ; вероятно, в тот же день Димитрий выехал с о. Тризною, в Вильну потому, что в неделю 18-ю по Пятидесятнице (что придется 18 августа), уже произносил проповедь в Виленском Свято-духовском монастыре 117 . Другая проповедь была произнесена в неделю 23, т. е. 22 сентября. Обе они до нас не сохранялись 118 . Связи с Виленским братством и Феодосием Василевичем могли быть у Димитрия в силу того, что Иосиф Тукальский, поставивший Димитрия, был сам когда-то (1654–1661) старшим Виленского монастыря до Василевича, и как митрополит киевский, остался владыкою этого монастыря, изъятого из ведения белорусского епископа. Кроме того, наместником монастыря после Иосифа был уже упомянутый нами Пахомий Савич, однофамилец и, вероятно, родственник будущего святителя 119 . Здесь Димитрий познакомился с наместником о. Ионою Дубинским, и проповедником Иларием Гославским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010