149 ...посылали... царя Шихалея... и воеводу, князя Михаила Василевича Глинсково... – Поход на Ливонию бывшего казанского хана Шах-Али и М. В. Глинского происходил в начале 1558 г. 150 ...ко князю Петру Ивановичю Шуйскому, и к теб... множае пятинадесятъ градовъ взясте. – А. М. Курбский и П. И. Шуйский вступили в Ливонию со стороны Пскова в июле 1558 г. и завоевали Новгородок Ливонский (Нейшлос), Юрьев (Тарту) и ряд других городов. 151 ...лукаваго ради напоминание датцкого короля... – В марте 1559 г. Иван IV «для королева челобитья Датцкого» согласился на перемирие в Ливонии (до ноября). Перемирие было использовано ливонцами для обращения к германскому императору, польскому королю и другим западным государям за помощью. 152 ...пред зимнимъ временемъ, и сколко тогда народу християнского погубили! – В октябре–ноябре 1559 г., еще до истечения срока перемирия, войска нового ливонского магистра Кетлера, признавшего власть польского короля, напали на русские войска вблизи Юрьева; узнав об этом, Иван IV срочно выехал с больной царицей из Можайска в Москву. 153 ...вы же едва одинъ Вельянъ взясте... – В августе 1560 г. русские войска взяли крупную ливонскую крепость Феллин (Вильянди); русскими военачальниками были в это время А. Адашев и А. Курбский. 154 ...от литовские рати дтскими страшилы устрашистеся! – Вероятно, речь идет о потере русскими и взятии польско-литовскими войсками в начале 1561 г. города Тарваса (Тарвасту) с помощью подкопа. 155 Под Пайду... ничто же успсте! – Осада русскими войсками города Пайды (Пайде, Вайссенштейн) в конце 1560 г. окончилась неудачей; в конце концов город был взят шведами. 156 ...уже бы вся Германия была за православиемъ. – На собрании представителей Германской Римской империи («депутационстаг») в октябре 1560 г. ряд князей высказал ту же мысль о возможности завоевания Иваном IV Мекленбурга, Пруссии и других германских земель. 157 ...епископа коломенского Феодосия...Феодосий был епископом коломенским с 1542 г.; о «гонениях» на него при «Избранной раде» других сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1668 г. Львовскую кафедру занял при содействии И. Иосиф (Шумлянский) , к-рый и удержался на ней, несмотря на противодействие Антония (Винницкого). Впосл. между И. и Иосифом (Шумлянским) наметился конфликт, связанный с тем, что последний в противовес Антонию (Винницкому) добивался у короля привилея на должность администратора Киевской митрополии в Речи Посполитой. Глава духовенства в Великом княжестве Литовском митрополичий наместник архим. Феодосий (Василевич) посылал священников на поставление только к И. У последнего был большой авторитет, в частности, благодаря тому, что он активно боролся против униатства. Папский нунций Пигнателли в письме к кард. А. Барберини от 14 дек. 1667 г. обвинял И. в том, что он захватил имения, принадлежавшие униат. Перемышльскому епископу, и при помощи казаков организовал избиение униат. духовных лиц (MUH. Vol. 3. P. 289). Посланец царя В. Тяпкин, побывавший на Украине в кон. 1667 - нач. 1668 г., сообщал в Москву, что «мещане и казаки, паче же черные люди, по обе стороны [Днепра] зело любят и почитают» И., а архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и И. «великую любовь меж собою и в народех силу имеют». Т. о., И. имел сторонников и на Левобережной Украине. В Москве не торопились приводить последний договор в исполнение. В преамбуле документа по настоянию руководителя рус. внешней политики А. Л. Ордина-Нащокина было записано, что, прежде чем применять силу, следует попытаться убедить казаков, чтобы они «от бусурман отлучились». Ордин-Нащокин полагал, что, опираясь на это положение договора, можно добиться мирного присоединения Правобережной Украины к Русскому гос-ву. С этой целью на Украину в кон. 1667 г. с особой миссией был отправлен Тяпкин. Он должен был убедить гетмана Дорошенко разорвать союз с татарами и подчиниться верховной власти царя. При выполнении своей миссии Тяпкин искал содействия И., и тот обещал и посланцу, и киевскому воеводе кн. П. В. Шереметеву «влиять в благоприятном духе» на гетмана. В 1667 г. И. отправил письма кн.

http://pravenc.ru/text/578527.html

4. Лета 7120 (1612) году священ храм Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иса Ха Великого Московского царства при боярех и при Архиепископе Феодорите на память святого Апостола Филипиа ноября 14-йдень. (Крепок и явствен, без креста, с мощами). (Дело архиваСв. Синода 1841, 693). В Записках Археологического общества, в статье Пискарева: « Собрание надписей с пямятников Рязанской старины», по изложении надписей упомянутых антиминсов, сказано, вероятно, по недосмотру, что " все означенные антиминсы писаны на толстом холсте, с изображением только креста (т. X, стр. 309, 310). 127 Антиминс Х-го века, величиною в 1 / 4 аршина в длину и ширину, без св. мощей. На углах антиминса пришиты с лицевой стороны четыре наугольника, а посреди его изображен чернилами крест четвероконечный. Около креста начертаны трость и копие и обычныя слова и: ic хс ни ка. По краям антиминса надпись уставом в две и три строки. На верхней стороне: В лт г. тысячное, на другой строке той же стороны: Ц. ε. в освщна быст, потом на правой стороне: рквь сия стго никола, далее на нижней стороне: пршим архиепником ; на другой строке той же стороны: великого новогор влкою; на левой стороне: еоуфимием; на верхней стороне в третьей строке: мца иля ке на память, на правой стороне во второй строке: оусплени, на нижней стороне третьей строке: е стыя анны мтрб, на левой стороне во второй строке: стыя бцы. Из надписи видно, что антиминс этот освещен св. Евфимием Вяжицким (1429–1458) для Николаевского храма и престола, в котором найден. (Извест. Имп. Акад. Наук т. VI, вып. 1, стр. 90). Антиминс XVI-ro века, на суровой холстине, с святыми мощами на верхней стороне и с бывшими наугольниками с исподней стороны. Среди антиминса неясно изображен чернилами осмиконечный крест с обычною надписью по сторонам: ic хс ни ка. Вверху и по сторонам креста неясная полууставная надпись, которую можно прочесть в некотором отдалении от глаз, положивши антиминс на бумаге или на деке. Неясно начертанная надпись сия читается так: освятися олтарь га ба и спаса ншго съ хрта в цркви сты х аплъ а свщенна бысть цркъ сия при блговерном великом кнзи иванэ василеви всея руси и при архиепископе феодосии новгородском в ле :/:знг на память стго влкомчнка димитрия селунского октября ks. Из надписи этой видно, что антиминс освящен был в 1544 году архиепископом Феодосием (1542 – 1551), и подписан в той самой церкви, в которой найден. (Там же стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

925 Так как в Белоруссии в это время не было православного епископа, то московское правительство назначило своего епископа, наименовав его Полоцким и назначив ему пребывание в Полоцке и Витебске. Первым таким епископом именуется в некоторых списках Иоаким Дьяконович (Записки игумена Ореста в Археогр. сборн. II, стр. XII). Более о нем ничего неизвестно. Затем в 1656 г. 13 марта, патриарх Никон назначил наместником Полоцкой епархии игумена Витебского Маркова монастыря, Каллиста Дорофеевича Риторайского . (Витебск. стар. Вып. 1. 125). В следующем году он посвящен был в сан епископа полоцкого, с поручением ему и Смоленской епархии. В 1662 г. 16 апр. он писал к царю Алексею Михайловичу послание по делу патриарха Никона . 926 В феврале 1661 г. мещане города Могилева предательски истребили русский гарнизон и отдались под власть Польши. В мае этого года посвящен был в Москве в епископы Мстиславские, нежинский протопоп, Мефодий Филимонович . Но он носил только титул мстиславского или белорусского епископа, и не входил в управление этой епархией, так как ему поручено было местоблюстительство митрополии, и жил в малороссийских городах, исполняя разные царские поручения. – С польской же стороны в белорусские епископы посвящен был, в августе того же года, митрополитом Дионисием Балабаном, архимандрит Лещинского монастыря Иосиф Нелюбович Тукальский , с оставлением в его управлении и Лещинского монастыря. В 1664 г. по смерти Балабана, Иосиф избран был на киевскую митрополию, но не переставал именоваться по-прежнему и могилевским. Кто в действительности управлял белорусской епархией в это время, неизвестно. Всего вероятнее, что исправление церковных дел по белорусской епархии поручено было Тукальским, по избрании его в митрополиты, слуцкому архимандриту, Феодосию Василевичу , который в 1669 г. избран был в белорусские епископы. Василевич скончался 11 марта 1678 г. в Люблине и в октябре того же года погребен греческим митрополитом Макарием Лигариди в Дятловицком монастыре. Надгробное слово при его погребении говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1323 г. при литовском князе Гедимине впервые назван столицей Великого княжества Литовского. В период пребывания там Димитрия Ростовского город входил в состав государства Речи Посполитой. 502 ...в монастыре Сошествия Святаго Духа... – Основание Свято-Духова монастыря относится к рубежу XVI–XVII вв. После заключения Брестской Унии братия Виленского Свято-Троицкого монастыря переходит и постепенно обосновывается в новом монастыре при Свято-Духовом храме, построенном в 1597 г. Первым настоятелем монастыря был Леонтий Карпович (1580–1620) Во время пребывания в монастыре Димитрия Ростовского он подчинялся Константинопольскому патриарху, под юрисдикцию Московского патриархата монастырь перешел в 1686 г. 503 ...сказывал два поучительныя слова. – Димитрий Ростовский приехал в Вильно по приглашению настоятеля Свято-Духова монастыря Климента Тризны (?–1685). Проповеди, произнесенные святителем в монастыре, не сохранились. 504 Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни преселися в Слуцк... – Святитель Димитрий приехал в Слуцк по приглашению Феодосия Василевича (Баевского). православного епископа Слуцкого (?–11.03.1678). и братии Слуцкого Преображенского монастыря. Слуцк – город в Белоруссии, в 105 км к югу от Минска. Первые упоминания относятся к нач. XI в. Город входил в состав Великого княжества Литовского. 505 ..Братском Преображенском монастыре... – Имеется в виду Слуцкий православный Преображенский монастырь, основанный в 1611 г православным братством при Спасской церкви на берегу реки Случи. Возможно, заказчиком и автором проекта монастыря был Богуслав Радзивилл (03.05.1620–31.12.1669). Монастырь сгорел в конце XVIII в. 506 …благочестиваго гражданина Иоанна, по именованию Скочкевича... – Об Иоанне Скочкевиче известно только из «Диариуша» Димитрия Ростовского , он также был ктитором Слуцкого Преображенского монастыря, дата смерти Иоанна Скочкевича отмечена в «Диариуше». – 29 ноября 1678 г. 507 Батурин – город, расположенный на левом берегу реки Сейм, основан в 1575 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1659 г. м. Дионисий Балабан, большей частью проживавший в Слуцком монастыре у Василевича, учредил в Слуцке консисторию по образцу киевской (или капитул), а владетель места кн. Богуслав Радзивил назначил присутствовать в оной священников Копыльского, Романовского и Прусского, для обеспечения сельского духовенства от притеснений. В 1669 г. Феодосий посвящен в белорусские епископы, но сохранил за собой звание слуцкого архимандрита. 797 После Феодосия, с 1678 г. управлял монастырем Феофан Креховецкий, архимандрит овручский. С августа 1678 г. имел в Слуцке пребывание греческий митрополит Макарий Лигариди, который и исправлял там все духовные требы – рукополагал ставленников, освящал церкви и т. д. 798 Серапион Полховский, из игуменов грозовских. После посвящения в белорусского епископа в 1691 г., он удержал за собой управление Слуцким монастырем и православными приходами, которыми управлял прежде по званию митрополичьего наместника, – что подало повод к весьма важным и вредным пререканиям между белорусскими епископами и киевской митрополией. После смерти Полховского (1704 г.), при посвящении в белорусские епископы Сильвестра князя Четвертинского, митрополит Иоасаф Кроковский включил в обет, подписанный им при совершении обряда, обязательство не распространять своей власти за пределы белорусской епархии. Но когда Сильвестр, после посвящения, прибыл в Слуцк, то нашел здесь разногласие в среде православного духовенства. Одна часть изъявляла желание признать над собой власть белорусского епископа; но другие, и во главе их преемник Полховского по званию слуцкого архимандрита, Иоасаф Лапецкий, сопротивляясь этому желанию, стояли за подчинение митрополиту. Ланецкому не хотелось упустить власть из своих рук. Горячность с обеих сторон довела спор до ожесточенной борьбы. Сильвестр стал рукополагать священников и раздавать духовные должности в Слуцке; архимандрит, а вслед за ним и митрополит протестовали в окружных грамотах, объявляли распоряжения Сильвестра недействительными и предавали анафеме духовных, признавших над собой его власть. Четвертинский объявил Лапецкого низложенным и назначил на его место другое лицо. Взаимные протесты, пререкания и отлучения посыпались с обеих сторон. Митрополит принес жалобу русскому посланнику в Варшаве; Лапецкий искал защиты у владельца Слуцка – князя Нейбургского и его управляющих. Последние приняли сторону митрополита и стали силой изгонять ставленников Сильвестра. Спор продолжался около 20 лет; а между тем униаты и католики, пользуясь этой смутой в православной церкви, завладели почти всеми монастырями и церквами в спорной области (Арх. Югоз. Р. ч. I, т. IV, пред. стр. 72 и 124, 136, 169, 173–175, 186 и 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1675 году в Густинском монастыре города Прилуки архиепископ Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха. По рекомендации и при содействии Киево-Печерского игумена Мелетия Дзика будущий святитель, уже тогда отличавшийся ораторским мастерством, был оставлен Лазарем Барановичем проповедником в кафедральном соборе и других храмах города Чернигова. По благословению Лазаря Барановича, занимавшегося литературной деятельностью, Димитрий составил в это время сборник сказаний о чудесах, явленных в Троице-Ильинском монастыре от чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное». В июле 1677 года святитель Димитрий уехал в Литву, где прожил до 1679 года. За пределами Московского государства, в юго-западном крае, находившемся под гнетом панской Польши, он воочию увидел трудное положение украинского народа, претерпевавшего двойной гнет: социальный – со стороны шляхты, магнатов, и духовный – со стороны католической Церкви. Последствия освободительного движения украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого, завершившегося присоединением Левобережной Украины к России, не смирили гордыню польского дворянства. Правительство и шляхта еще жесточеннее проводили политику окатоличивания, совращая православных в унию и не гнушаясь при этом никакими методами и средствами. Польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического духовенства. У православных отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая и иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям. В сейме постоянно принимались законы, направленные против православных братств, являвшихся оплотом Православия в этой борьбе. Усилилась и литературная полемика. Почти два года будущий святитель Димитрий прожил в Польском государстве, состоя народным проповедником при Слуцком церковном братстве, словом утверждая Православие, призывая не ослабевать духом в борьбе. Общение с поборниками Православия, такими как Феодосий Василевич, епископ Белорусский, Климентий Тризна, настоятель Виленского Свято-Духовского монастыря, усилили в нем желание послужить страждущему народу и родной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Слуцке осознавали необходимость отпустить Димитрия, но не хотели расставаться с ним и, при содействии Скочкевича, упросили его остаться при братстве, давши щедрые обещания. Из Чернигова вскоре написали во второй раз, чтобы Димитрий ехал обратно из-за рубежа, потому что таково желание гетмана. Так как он обязан был подчиняться в то время Мелетию Дзику, то и к Дзику послали через нарочного, отца Христинича, просьбу оставить его в Слуцке. Вопрос решил Дзик. «От себя и от обители Михайловской», он дал согласие, чтобы Димитрий, если того сам желает, остался при братстве на время, пока не понадобится он для послушания в Михайловский монастырь 66 . Несмотря на молодость Димитрия, ему оказана от Михайловского златоверхого монастыря отменная честь, а именно: посланы ему частицы мощей святой мученицы Варвары и в богатом золотом переплете книжка от инока михайловского, о. Арсения. Димитрий сам отвечал и полковнику Дунину-Борковскому, и игумену Дзику 67 . Присланную часть святых мощей в золотом кресте поместили в храме при образе Спасителя 68 . Благодаря согласию игумена Михайловского монастыря, братство удержало Димитрия у себя в Слуцке до следующего 1679 г. (29 января). Димитрий знакомился со словесными приемами церковной проповеди у литовских ораторов во время частых своих поездок на монастырские праздники. Так он ездил в Грозовский монастырь на праздник 9–го мая и в Старожицкий на поклонение Чудотворной иконе Божией Матери где раздавалась церковная проповедь. Недаром он отмечает свои встречи с проповедниками Олайкевичем и Гославским. Слуцкий период жизни, краткий по времени, оставил глубокий след на Димитрие, заставивший его оценить заслуги южнорусского духовенства в деле защиты им православия среди униатского населения. Пребывание в Слуцке закончилось горестными для него событиями: умер Иоанн Скочкевич, еще ранее Скочкевича скончался епископ Феодосий Василевич. Димитрий выполнил печальную обязанность проводить своих почивших патронов надгробным и речами. Проповедь по Скочкевичу начиналась словами: «якоже скончаваше Иоанн течение». За неё оратора наградили шестью локтями доброго голландского полотна. Погребение епископа было в местечке Дзиенциловичах. Скончался также знакомый Димитрия отец Серапион Замаревич. Так сходили в могилу доброжелатели, удерживающие Димитрия в Слуцке. Настоятель монастыря теперь был новый, архимандрит Феофан Креховецкий. Наезжали другие лица. Между прочими один из восточных иерархов, приезжавших в Россию за милостынею, посетил при Димитрии и Слуцк. Это был Макарий Лигариди. Прибытие Лигариди (11 августа) совпало со смертью епископа Василевича. Поэтому, заезжий гость с востока совершил над почившим владыкою погребение, а потом, по просьбе Старшего Виленского, Клементия Тризны, производил хиротонии местных лиц во священники и диаконы. Димитрий, знавший греческий язык, сделался старательным посредником между слуцким духовенством и греческим митрополитом; в последствии он уже стал в тесном знакомстве с Лигариди.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В том же году издавались приказы о распространении унии 130 . В 1673 г. король Михаил дал магдебургское право всем горожанам Слуцка, но тогда же в Минске запретил православным быть членами городского магистрата 131 . В 1674 г. униатский пинский епископ Маркиан Белозор отбирал церкви, возвращенные православным 132 . Тогда же Ян Казимир предписывал виленскому магистрату содействовать защите унии, согласно просьбам униатского митрополита Коленды 133 . Досифей, патриарх Иерусалимский в грамоте от 20 мая 1678 г. похваляет православных за стойкость во время униатских гонений и утешает их надеждой на «премудрость и великодушие тишайшего короля». Если униаты, говорит он далее: будут говорить соединись с нами, ты скажи: аз единение имею со апостолы, – а если хощещь унии, унывайся с нами. В конце патриарх обещал хлопотать в Константинополе о посылке в Польшу экзарха 134 . Сильные преследования православия встречаются в то время и в Полоцке, благодаря тому же Коленде 135 . Эти сведения достаточно обрисовывают положение православных и оправдывают жалобы (еще в 1670 г.) митрополита Иосифа Тукальского, писавшего: «оскуде благочастие святое в литовской земле» 136 . Иезуиты в 1678 г. 137 по приглашению плебана могилевского, ксендза Зеляновича, пытались пропагандировать унию «казаньями» 138 : вероятно это средство употреблялось и в Слуцке, и ответом на него поневоле должны были служить проповеди Димитрия. Не даром же и Лазарь называл Слуцкую церковь воинствущей 139 . Они до нас опять-таки не сохранились, но что Димитрий не был чужд полемики, доказательством могут служить собственноручные его выписки положений об унии Феодосия Василевича и книги библиотеки святителя 140 . У Слуцкого братства были сношения с Черниговым, так как Лазарь Баранович еще в 1670 году, дружелюбно переписывался с Василевичем, признавал его наместником киевского митрополита, величал «дивной свечей восточной церкви», и старался помирить с печерским архимандритом 141 . Теперь после смерти Тукальского, сам Феодосий, наместник киевского митрополита, оказался подчиненным в каноническом отношении Лазарю, как блюстителю киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во время войны царя Алексея Михайловича с Польшей из-за Малороссии белорусские города, один за другим, стали добровольно сдаваться Московскому правительству. В этих городах мещанство, монашество, и вообще духовенство, было безусловно на стороне Москвы, и в г. Могилеве в этом духе действовать известный игумен Кутеинского монастыря Иоиль Труцевич. В 1654 году Могилев сдался русским, и царь Алексей Михайлович поспешил дать жителям этого города милостивую грамоту, в которой между прочим указал, что бы Могилевская епархия была под благословением Московского патриарха, а Могилевскому православному училищу (братскому) предоставил тоже положение, какое занимало Киевское училище. 90 Таким образом, православие на некоторое время снова укрепилось в северо-западном крае и патриарх Никон , взяв под свое ведомство Могилевскую епархию, назначил в 1656 году наместником православной Полоцкой и Витебской епископии игумена Витебского Маркова монастыря Каллиста. В числе наставлений, данных патриархом этому наместнику, обращает на себя внимание нижеследующее: «Весь народ православный... правоверию, спасительным Христовым заповедем и Апостольским преданиям научати; к сим и отрочат... наказания усердно желающих учению, чтению и доброгласному и согласному пению, по преданию святыя Восточныя церкви, учити и наказывати, избирая на сие учителей во благих свидетельствованных и богобоязненных; и сея ради вины, яко же лепо, училища поставляти». В конце своих наставлений патриарх предписывал: «с радостью принимать» в недра православной Церкви тех униатов, которые обратятся «с искренним сердцем». 91 Таким образом, и царь и патриарх явились покровителями народного просвещения в завоеванной стране; это замечательно! По Андрусовскому договору, 1667 года, Могилев снова перешел во власть Польши и все усилия католическо-униатской власти и иезуитов в конце XVII века (и почти во все продолжение XVIII века) были направлены к тому, чтобы подорвать силу православия в белорусской епархии, остававшейся в пределах Польши единственно православной епархией, свобода и независимость которой, как выше было сказано, была гарантирована Московским договором 1686 года. Однако, по смерти православного белорусского епископа Феодосия Василевича, в 1678 году, эта кафедра оставалась по вине польского правительства незамещенной свыше 20 лет, и когда в бытность короля Яна Собесского в Могилеве православные горожане просили назначить им епископа, то король отвечал, что если они желают иметь униатского епископа, то он прикажет поставить такового, а православному епископу никогда в Могилеве быть не позволит, и что желательно королю, дабы они, могилевцы, были униатами, и к тому приступили бы добровольно; в противном же случае будут в унии и поневоле. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010