Иосиф 1494 наречён епископом Смоленским. Иосиф , 1509 и 1518, 4 янв. 1528. Никандр , 8 мая 1558. Михаил Рагоза (он же архим. в Минском Вознесенском) в июле 1582. (А. 3. Р., III, 132); 29 июля 1589 хирот. в митрополита Киевского. Иоасаф , 27 янв. 1596. Иоасаф Мировский † 22 дек. 1618. Феодосий Василевич упом. 1654, 1656 (sic); 20 апр. 1672 хирот. в епископа Могилевского. Серапион Полховский 30 сент. 1697 хирот. в епископа Могилевского и оставался настоятелем. Иосиф Оранский , 1733, а 29 окт. 1748 перев. в Киево-Печерский. Михаил Козачинский , около 1750, 9 мая (sic) 1756. Давид Нащинский , из префектов Киевской акад., 1756–58, в нояб. перев. в Киево-Братский. Досифей Галяховский , 1759–1763, предан суду. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. из Киевского Кириллова. Виктор Садковский 156 27 июля 1785 хирот. в викария Киевского и управлял им после (до 1793). Серафим Глаголевский , архиепископ Минский, вместе и архим. с 1812. (Ист. Иер., VI, 906).       В 1845–64 под управлением архиереев. 10 Брестский-Симеоновский, заштатный. [III, 456.] Игум. Афанасий Филипович , 1644–48, убит 20 июля. – Спиридон , 1763. – Аркадий , с 1798 архим-т. 11 Воскресенского, в городе Борисове [VI, 952] Игум. Феодосий , 1686–88, 98. (1692, 1698, 1706; Ист. Иер.). 12 Сурдецкого Свято-Духова, основанного 1627 г., заштатного [VI, 336]: Архим. Иов , 1848 и 49. Игум. Николай , 1850–52. – Феодосий , 1853–69. 13 Супрасльского Благовещенского, ныне 2-го класса [в Ист. Иер. нет]: Игум. Пафнутий , 13 окт. 1509. Архим. Тимофей в 1589 отрешён. – Иларион, кн. Мосальский , 1593–1602, 19 янв. отставлен. … Игум. Никодим , 1838–40, архим. 1851–53. – Викентий , 1854–66, архим. 1869. 14 Лаврашского, в Белоруссии (упом. в 1401 г.) [V, 1]: Игум. Никита , в XV веке. – Арсений , 25 дек. 1509. Архим. Алексий , 1524 (А. 3. Р., II, 125). – Иона и Никита ... (Опис. Рум. Муз., 124). – Гедеон Брилницкий , в янв. 1596. 15 Лещинского, в Пинском повете [V, 20]: Архимандриты Варлаам , игум., 26 февр. 1517. Макарий , с мая 1552 епископ Туровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

городах Литовского великого княжества , собирая в разных б-ках материалы об исхождении Св. Духа и готовясь к работе над кн. «Мессия правдивый...». Очевидно, в Луцке он мог воспользоваться 2 богатыми книжными собраниями: при правосл. луцком Крестовоздвиженском братстве и при католич. епархиальном управлении, во главе к-рого стоял знакомый И. со времени диспута в Белой Церкви Луцкий и Брестский еп. Миколай Пражмовский. Волынь и Луцк (центр Волынского воеводства) И. мог посетить по пути из Подолья или Галичины в Литву. Осенью 1667 г. И. предположительно находился в Минске: 18 окт. 1667 г. датирован одобрительный отзыв на его кн. «Мессия правдивый...» игум. минского мон-ря Иосифа (Ходоновича). В Слуцке И. побывал до окт. 1668 г.: Лазарь (Баранович) в письме Симеону Полоцкому от 13 окт. 1668 г. сообщает, что И. приехал к нему в Новгород-Северский после посещения наместника Киевского митрополита в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича) , к-рому И. также дал для прочтения свою кн. «Мессия правдивый...». И. рассказал архиеп. Лазарю о преследованиях православных в Великом княжестве Литовском и изложил содержание потерянных по дороге писем Феодосия (Письма преосв. Лазаря (Барановича). 1865. 43. С. 52). В Новгороде-Северском И. показал архиеп. Лазарю кн. «Мессия правдивый...» и 6 нояб. 1668 г. получил одобрение сочинения. Вернувшись в Киев, И. вскоре вновь уехал из города вследствие того, что пост ректора Киево-Могилянской коллегии не позднее 1665 г. был отдан Варлааму (Ясинскому). В 1669 г. по приглашению Черниговского архиеп. Лазаря (Барановича), жившего в Новгороде-Северском, И. переехал в этот город (Stary Koció... Przedmowa. S. 4). В том же году благодаря архиеп. Лазарю И. стал игуменом Елецкого Успенского мон-ря в Чернигове. 12 февр. 1669 г. на раде в Глухове архиеп. Лазарь сообщил новоизбранному гетману Левобережной Украины Д. Многогрешному о своем намерении предоставить И. Черниговскую архимандритию, но гетман отнесся к этому плану «как-то глухо» (Письма преосв.

http://pravenc.ru/text/577962.html

3. 6. С. 300-306). Возможно, икона была передана в дар М. м. еще в 1651 г. Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в Церковь свт. Николая Чудотворца. 1730 г. Фотография. Нач. ХХ в В 1675 г. права и привилегии братии М. м. были подтверждены еп. Мстиславским, Оршанским и Могилёвским Феодосием (Василевичем) . 8 июля 1686 г. наместник и администратор Белорусской епископии Сильвестр Волчанский выдал благословенную и подтвердительную жалованную грамоту властям полоцкого Богоявленского Братского мон-ря и М. м. о предоставлении им старинных прав, подтвержденных прежними архиепископскими грамотами, отправлять поочередно своих монахов в г. Ригу, чтобы в ее правосл. храмах совершать богослужения, требы и собирать милостыню (АЗР. Т. 5. 164. С. 194-195). 17 февр. 1687 г. это решение было подтверждено Киевским митр. Гедеоном (Святополком-Четвертинским) , требовавшим от властей Дисненского и Друйского монастырей соблюдать права М. м. (Там же. 170. С. 209-210). Однако, видимо, богослужения в Риге так и не состоялись, и в 1696/97 г. по этому вопросу к Адриану, патриарху Московскому и всея Руси были вынуждены обратиться настоятель полоцкого Богоявленского Братского монастыря игум. Каллист и игумен М. м. Феофан «с братиею». 2 февр. 1697 г. патриарх выдал им новую грамоту, подтверждавшую исключительные права обеих обителей на богослужебную деятельность в Риге (Там же. 270. С. 280-281), а в 1699 г. их власти, предъявив привилей Киевского митр. Варлаама (Ясинского) , добились получения новой подтвердительной грамоты по данному вопросу и у Мстиславского и Могилёвского еп. Серапиона (Полховского) (Там же. С. 287-288). В 1690 г. на месте сгоревших в М. м. были выстроены деревянные Троицкая и Покровская церкви. Ктитором первой из них выступил мечник Литовского великого княжества кн. Симеон Карл Огинский. В XVIII в. в Витебске обители принадлежало несколько дворов, а за городом - неск. деревень. 28 нояб. 1720 г. М. м. в числе других православных обителей получил подтверждение своих прав и свободу вероисповедания в пределах Литовского великого княжества от польск.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

Борисове (совр. Минская обл., Белоруссия) игум. Феодосия (Комаревича) за «нерадение» и назначил на его место монаха из Могилёва Михаила (Василевича). И. придавал большое значение правосл. братствам , принимал меры по их укреплению и опирался на братства в своей деятельности. 10 июня 1651 г. архиерей утвердил устав юношеского («младенческого») братства при полоцком Богоявленском братстве. По просьбе Мелетия (Гедройца), настоятеля полоцкого Братского в честь Богоявления монастыря , И. в том же году ввел в обители общежительный устав, отличавшийся сравнительной мягкостью. В 1652 г. при могилёвском Богоявленском Братском монастыре была построена богадельня («шпиталь»), не прекращавшая деятельность до нач. XIX в. С сер. 40-х гг. XVII в. в Могилёве существовал зависимый от братства Богоявленский жен. мон-рь, устроенный напротив Братского Богоявленского муж. мон-ря. В нач. 50-х гг. XVII в. епископский наместник в Витебске и Полоцке, настоятель полоцкого Борисоглебского мон-ря игум. Игнатий (Иевлевич) (см. в ст. Иевлевичи ), вероятно по благословению И., открыл в Полоцке братское уч-ще, ставшее крупным образовательным центром. Игум. Игнатий написал вирши на кончину И. (где указан точный день смерти архиерея). И. был похоронен в Преображенском соборе могилёвского Спасского мон-ря, разгромленного униатами через неск. месяцев после смерти епископа. С. Э. Сомов, В. Г. Пидгайко Сочинения Известны 2 произведения И. на латыни, открытые в 70-х гг. XIX в. Н. И. Петровым и впервые опубликованные с сокращениями в 1972 г. в переводе на укр. язык. «Orator mohileanus, Marci Tullii Ciceronis apparatissimis «Parmimionibus» excultus» (Оратор могилянский, украшенный совершеннейшими ораторскими «Частями» Марка Туллия Цицерона) (ИР НБУВ. Ф. 30. 109. Л. 1-435) представляет собой курс риторики, прочитанный И. в Киево-Могилянской коллегии в 1635/36 г., это 1-й известный в восточнославянской книжности учебник по этому предмету. Приложением к нему является трактат «In dialecticarum institutiones prooemium» (Введение в исследование диалектического учения), который отдельные исследователи считают самостоятельным сочинением.

http://pravenc.ru/text/578513.html

В 60-70-х гг. XVII в. И. был признанным лидером киевского духовенства, руководил его собраниями - «киевскими соборами», на которых принимались решения об отправке посольств в Москву, постановления по др. вопросам. Посетивший Украину в нач. 1668 г. рус. дипломат В. Тяпкин сообщал, что митр. Иосиф и И. «великую любовь меж собою и в народех силу имеют», так что «через них может всякое дело состоятися согласное и розвратное прийти в кротость» (Там же. 71. С. 245). Контакты и переписка между митр. Иосифом и И. продолжались до весны 1671 г. частично с санкции рус. правительства, к-рое рассчитывало с помощью митр. Иосифа разорвать союз единомысленного митрополиту гетмана Дорошенко с турками. Этими же соображениями руководствовался и И., в 1669 г. предлагая России вернуть смещенного королем Иосифа на митрополичий стол. 20 марта печерский архимандрит писал Алексею Михайловичу о митр. Иосифе как о «благочестивом, православия презельном ревнителе» и уверял, что Гетманство не перейдет под власть Османской империи (Там же. Т. 8. 30. Стб. 132-134). В Москве, однако, располагали сведениями о протур. позиции митр. Иосифа (видимо, поэтому защищавший митрополита И. не рассматривался рус. правительством в качестве возможного кандидата на Киевскую кафедру). Митр. Иосиф не только не выступил против Дорошенко, но всячески поддерживал действия последнего и в 1668 г. получил от тур. султана привилей на Киевскую митрополию. Разрыв между И. и митр. Иосифом произошел в сер. 1672 г., когда на укр. земли вступило большое тур. войско во главе с султаном Мехмедом IV. Летом 1672 г. «за приводом и приказом отца Тукальского» Могилёвский еп. Феодосий (Василевич) , наместник митрополита в Литовском великом княжестве , захватил имения Киево-Печерского мон-ря под Могилёвом. К этому времени отношения между И. и еп. Феодосием приняли форму конфронтации. В 1670 г. литов. трибунал приговорил И. к крупному штрафу за оскорбительные для Феодосия «пасквили». После потери имений Киево-Печерского мон-ря под Могилёвом И. говорил, что «злой гонитель» (так он назвал митр. Иосифа) намерен занять с османами Киев и завладеть Печерским мон-рем, выгнав оттуда архимандрита и братию (Там же. Т. 11. 55. Стб. 175). По поручению рус. правительства в июне 1673 г. И. отправил к митр. Иосифу иером. Серапиона (Полховского) с посланием, в котором содержался призыв перейти под власть царя. В том же году И. трижды посылал иером. Серапиона к гетману Дорошенко с письмами, призывавшими разорвать союз с «бусурманами» и присоединиться к России.

http://pravenc.ru/text/389655.html

В соборе монастыря находится одна из копий чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской. Эта икона, написанная в середине второй половины XVIII ст., вверху имела изображения ангелов, коронующих Божью Матерь (сейчас они частично утрачены) и серебряный оклад (не сохранился), создан в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком. Находится в соборе монастыря одна из копий иконы Божьей Матери Белыничской. Оригинал чудотворного образа Божьей Матери (сегодня судьба неизвестна) находился в Белыничском монастыре. Каждый из паломников, кто с верой приходил в белыничский храм, по свидетельству очевидцев, получал избавление от болезни. В Могилевской епархии бытовал обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру, необходимо было посетить Белыничский монастырь и, получив благословение, отправиться в путь. Одигитрия Белыничская для восточного региона Беларуси была такой же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края. Источник: Могилевский областной исполнительный комитет В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной. В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов. Никольскому монастырю, как и всему Могилеву, суждено было сыграть значительную роль в жизни последнего российского императора Николая II и его семьи. Как известно, Ставка Верховного главнокомандующего переехала в Могилев 8 августа 1915 года, а 23 августа сюда прибыл и сам Николай II. И через считанные дни самодержец принял решение взять на себя командование армией. Ставка императора находилась в Могилеве более двух лет. Здесь в специальном железнодорожном вагоне жила и его семья. В городе по служебным и иным делам в это время бывали известные артисты (в том числе и Ф.И. Шаляпин), цвет русского генералитета – М.В. Алексеев, А.И. Деникин, А.А. Брусилов, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак и многие другие. В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге.

http://sobory.ru/article/?object=05966

После восстания на Украине, низложения Выговского и нового подчинения Запорожского войска власти царя в окт. 1659 г. Черниговский еп. Лазарь (Баранович) был назначен «блюстителем Киевской митрополии». Однако казацкая верхушка во главе с гетманом Ю. Б. Хмельницким продолжала считать митрополитом Д. Казацкое посольство, прибывшее в марте 1660 г. в Москву, ходатайствовало о возвращении Д. денег и митрополичьих риз, увезенных П. Тетерей после смерти митр. Сильвестра (Косова). В марте и сам гетман обратился к Д., предлагая ему вернуться в Киев. Д., нашедший себе приют у митрополичьего наместника в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича) в Слуцке, где при Троицком монастыре была организована духовная консистория, прислал к гетману своего «казнодея» - проповедника Т. Бузского, который, по-видимому, убеждал гетмана перейти на сторону польск. короля. 28 авг. 1659 г. Д. вместе с овруцким архим. Феофаном обрел мощи прп. Иова (Железо) , трижды являвшегося ему во сне. Митрополит сам перенес останки святого в притвор Троицкой ц. После поражения русского войска осенью 1660 г. под Чудновом Ю. Хмельницкий перешел на сторону кор. Яна II Казимира вместе с казацкими полками Правобережной Украины. Д. вернулся к управлению теми епархиями и владениями Киевской митрополии, к-рые находились на данной территории. В нач. 1661 г. он специально посетил гетмана, чтобы убедить его отказаться от намерения вернуться под власть царя Алексея Михайловича . Неудовлетворенный недостаточной активностью архиеп. Лазаря (Барановича) царь Алексей Михайлович принял решение сделать местоблюстителем Киевской митрополии одного из наиболее стойких сторонников промосковской ориентации в укр. духовенстве - Мефодия (Филимоновича) , хиротонию к-рого во епископа Мстиславского и Оршанского в Москве возглавил местоблюститель Патриаршего престола Крутицкий митр. Питирим . Эта кафедра Киевской митрополии была вакантной, на территорию данной епархии распространялась власть царя Алексея Михайловича. В сер. июля 1661 г.

http://pravenc.ru/text/178367.html

В нояб. 1663 г. в Корсуне на выборах нового митрополита вместо скончавшегося Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол: архиереи избрали митрополитом Перемышльского еп. Антония (Винницкого) , другие участники собрания, духовные и светские (правосл. шляхта и казаки), во главе со слуцким архим. Феодосием (Василевичем) выступили за поставление И. Их позиция была настолько единодушной, что гетман П. И. Тетеря рекомендовал польск. политикам, у к-рых И. вызывал недоверие, все же дать ему королевский привилей на митрополичью кафедру. 15 нояб. 1663 г. Тетеря обратился к населению гетманства с универсалом, в к-ром сообщил об избрании И. митрополитом и о необходимости ему повиноваться. Одним из первых актов И. было назначение 3 дек. 1663 г. Феодосия (Василевича) митрополичьим наместником в Великом княжестве Литовском. Хотя епископы письменно протестовали против избрания И. и отказывались признать его митрополитом, И. получил 22 нояб. 1663 г. королевский привилей на митрополичью кафедру с сохранением за ним титула «архимандрит лещинский» и должности управляющего Белорусской (Могилёвско-Мстиславской) епархией. Однако через 2 дня аналогичный привилей был выдан королем Антонию (Винницкому); в привилее говорилось, что И. должен титуловаться не митрополитом, а только епископом Белорусским. Несмотря на это, гетман Тетеря 23 нояб. 1663 г. издал универсал к духовенству и мирянам, в к-ром уверял, что признает И. Киевским митрополитом. Принимались меры, чтобы получить для И. благословение в К-поле, но посланца, отправленного Тетерей и Выговским, не пропустил молдав. воевода. В нач. 1664 г. (по другим данным, в июне), когда на Правобережной Украине началось восстание против польск. власти, закончившееся казнью Выговского, И. и архим. Трехтемировского мон-ря «старец» Гедеон (бывш. гетман Ю. Б. Хмельницкий), обвиненные в сношениях с восставшими, были арестованы польск. гетманом С. Чарнецким и заключены в крепость в Мальборке (по мнению А. Мироновича, арест стал следствием интриг Тетери).

http://pravenc.ru/text/578527.html

Личные качества Алексея Михайловича, конечно, еще более поддерживали в Никоне уверенность в неприкосновенности его прав и власти. Если справедливо, что название «тишайший», впервые употребленное в отношении Алексея Михайловича, было лишь подражанием западно-европейскому титулу «clementissimus», явившимся под влиянием иностранного элемента при московском дворе (оно продолжало употребляться в церковной практике до Петра Вел. 19 , то личные качества ц. Алексея Михайловича, о которых с редким единодушием говорят нам и русские (Котошихин), и иностранные известия, едва ли не были приняты здесь во внимание 20 . В такой оценке их сходятся все позднейшие историки и писатели, касавшиеся характера ц. Алексея Михайловича 21 . Составляя прямую противоположность по характеру властному патриарху, царь Алексей, любил отрешаться от стеснявших его условий власти, вменять ее даже ни во что в сравнении с другими, высшими целями. «Добиваюся зело того, писал он в интимном письме своему другу Матвееву, чтоб быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь» 22 . В своих отношениях к Никону он старался оставаться на почве условий, установленных торжественным договором, и повидимому надеялся провести законную границу, удовлетворяющую этим требованиям. «Я боюсь патр. Никона, отвечал он одному диакону, который просил у него позволения служить вопреки запрещению Никона. Чтó, если он отдаст мне свой жезл и скажет: возьми и управляй сам священниками и монахами? я не противоречу тебе в распоряжениях твоими любимцами или в командовании войсками, зачем же ты идешь против меня в делах, относящихся до священников и монахов» 23 . Вполне понятно, что Никон был ревнив к своей власти и потому не охотно уступал желаниям царя даже в период наилучших их отношений, если эти желания противоречили его взглядам: так, он отказался отлучить двух лиц (полк. Поклонского и Феодосия Василевича, архим. слуцкого), изменивших царю во время польского похода 24 – средство, обычное в то время и к которому нередко прибегал сам Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

12 янв. 1650 г. кор. Ян II Казимир , выполняя условия Зборовского договора с казаками (10 авг. 1649), издал универсал, по к-рому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г. Под резиденцию архиерея был передан Спасо-Преображенский мон-рь в Могилёве, к-рый стал кафедральным. Епархия в универсале названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униат. епархии. Согласно грамоте Киевского митр. Сильвестра (Косова) от 1 июля 1650 г., Иосиф (Кононович-Горбацкий) получил титул «епископ Витебский, Мстиславский, Оршанский и Могилёвский, экзарший наместник» Киевского митрополита на литовских и белорусских землях. В ходе русско-польской войны, когда русские войска заняли Полоцк (1654-1667), была восстановлена православная Полоцкая кафедра. В июне 1657 г. в Москве во епископа Полоцкого и Витебского был хиротонисан Каллист (Дорофеевич-Риторайский) . Его власть распространялась на все земли ВКЛ, занятые русскими войсками, в т. ч. на земли Могилёвской епархии. 4 мая 1661 г. на Мстиславскую епархию в Москве был хиротонисан Мефодий (Филимонович) . В ответ на это кор. Ян II Казимир 3 авг. 1661 г. дал привилей на ту же кафедру Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому) . В 1663 г. митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) назначил Феодосия (Василевича) , архим. слуцкого, митрополичьим наместником в ВКЛ, т. е. в Могилёвской епархии. В 1670 г. Феодосий предложил папскому нунцию проект условий, на к-рых православные согласились бы подчиниться папе. Феодосий управлял белорус. землями до смерти в 1678 г., получив в 1672 г. королевский привилей на Белорусскую кафедру как «епископ Мстиславский, Оршанский, и Могилёвский, и всеи Белой Руси», 20 апр. того же года он был хиротонисан во епископа; в 1676 г. привилей подтвердил кор. Ян Собеский. Преемник Феодосия на посту слуцкого архимандрита Феофан (Креховецкий) был назначен Киевским митр. Антонием (Винницким) митрополичьим наместником в ВКЛ. В 1680 г. православные избрали во епископа Могилёвского Климента (Тризну) , но он отказался принести присягу папе и не получил привилея на кафедру.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010