Так угасло православное св. Николаевское братство под давлением Анны Замойской, митрополита Заленского и Холмского епископа Оранского. Та же Анна Замойская постаралась ввести в Замостье в 1706 г. базилиан, которые и завладели св. Николаевской церковью. После известного униатского собора, бывшего в Замостье в 1720 году, базилиане занялись истреблением обрядов и обычаев, напоминающих в чём-либо православие. Наконец в 1782 году Холмский епископ Володкович дал униатскому братству новый устав, в силу которого оно подчинено было местному супериору. Могилевское братство Во время войны царя Алексея Михайловича с Польшей из-за Малороссии белорусские города, один за другим, стали добровольно сдаваться Московскому правительству. В этих городах мещанство, монашество, и вообще духовенство, было, безусловно, на стороне Москвы, и в г. Могилеве в этом духе действовать известный игумен Кутеинского монастыря Иоиль Труцевич. В 1654 году Могилев сдался русским, и царь Алексей Михайлович поспешил дать жителям этого города милостивую грамоту, в которой, между прочим, указал, чтобы Могилевская епархия была под благословением Московского патриарха, а Могилевскому православному училищу (братскому) предоставил тоже положение, какое занимало Киевское училище. 2425 Таким образом, православие на некоторое —167— время снова укрепилось в северо-западном крае и патриарх Никон , взяв под свое ведомство Могилевскую епархию, назначил в 1656 году наместником православной Полоцкой и Витебской епископии игумена Витебского Маркова монастыря Каллиста. В числе наставлений, данных патриархом этому наместнику, обращает на себя внимание нижеследующее: «Весь народ православный… правоверию, спасительным Христовым заповедем и Апостольским преданиям научати; к сим и отрочат… наказания усердно желающих учению, чтению и доброгласному и согласному пению, по преданию святыя Восточныя церкви, учити и наказывати, избирая на сие учителей во благих свидетельствованных и богобоязненных; и сея ради вины, яко же лепо, училища поставляти». В конце своих наставлений патриарх предписывал: «с радостью принимать» в недра православной Церкви тех униатов, которые обратятся «с искренним сердцем». 2426 Таким образом, и царь, и патриарх явились покровителями народного просвещения в завоеванной стране; это замечательно! По Андрусовскому договору, 1667 года, Могилев снова перешел во власть Польши и все усилия католическо-униатской власти и иезуитов в конце XVII века (и почти во всё продолжение XVIII века) были направлены к тому, чтобы подорвать силу православия в белорусской епархии, остававшейся в пределах Польши единственно православной епархией, свобода и независимость которой, как выше было сказано, была гарантирована Московским договором 1686 года. Однако, по смерти православного белорусского епископа Феодосия Василевича, в 1678 году, эта кафедра оставалась по вине польского правительства незамещенной свыше

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То были Иосиф Шумлянский, епископ Львовский, и Иннокентий Винницкий, епископ Перемышльский, которые начали свою преступную, предательскую деятельность как раз в то время, когда свят. Димитрий прибыл в Литву. Святитель ехал в Литву ненадолго, но здесь его не захотели скоро отпустить, и он прожил в пределах Польского государства почти два года, состоя народным проповедником при Слуцком церковном братстве. За это время свят. Димитрий мог прекрасно изучить польский язык, известный ему и ранее, и ознакомиться с польской литературой. Хорошо узнал он, конечно, и те невзгоды, которые терпел тогда русский народ. Это знакомство должно было произвести сильное впечатление на свят. Димитрия. Живя до 1677 года в восточных областях Украины, уже перешедших под власть царя Московского, православного, он только по слухам мог знать о бедствиях своих единоверцев за Днепром. Теперь эти бедствия и притеснения были у него перед глазами. Можно ли сомневаться, что в сердце юного, горячо преданного своей вере инока под влиянием этих впечатлений загорелось желание послужить всеми гонимому родному народу и родной Церкви? Общение с такими поборниками православия, как Феодосий Василевич, епископ Белорусский, и настоятель Виленского Свято-Духова монастыря Клементий Тризна, могло только усилить это желание. Поэтому, может быть, свят. Димитрий так охотно и согласился остаться в Слуцке, чтобы исполнять там обязанности народного проповедника. Но одна устная проповедь не могла удовлетворить свят. Димитрия. Он уже искусился в литературном труде и невольно чувствовал к нему влечение. Недаром впоследствии он писал из Ростова Феодору Поликарпову: «Моему сану надлежит слово Божие проповедать не только языком, но и пишущею рукою» 135 , а, начиная «Розыск» против раскольников, другу своему, московскому иноку Феологу сообщал: «Понеже словеса из уст болей идут на ветер, нежели в сердце слушающих, яхся писать особую книжицу» 136 . Может быть, те же чувства Святитель переживал и теперь. Ему хотелось написать для православного народа «книжицу», слова которой шли бы в самое сердце слушателей; он чувствовал в себе силы и способности к этому, но куда, на какой предмет направить их – еще не знал. За него об этом подумали его старые наставники и руководители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

трону Константинопольскаго — эти слова зачеркнуты) мир Божий и наше благословение. Непрестанно мы, возлюбленне, на уме имуще Спасителя нашего Христа о любви заповедание, восхотехом к тебе зде назнаменати, да, присно во евангельских заповедех пребывая, должную (сыновнюю — зачеркнуто) любовь к нам (пастырю твоему — зачеркнуто) показуеши (ведый нас тебе, яко сына нашего в Дусе приискренняго любящих — зачеркнуто) и часто о (добром твоем жительстве слышати волящих, еже наше изволение писанием твоим нам сказуй — зачеркнуто) здравии твоем возвещая. Веждь же нас милосердием Божиим здравых быти и в будущее в тойже доброй надежди упование полагати. Хощем же убо, да присно о многолетном великаго нашего государя царя и великаго князя Алексея Михайловича здравии и благополучении Бога Вседержителя молиши (и во всех его царского величества делех, яже суть у вас, добрая и полезная строити — зачеркнуто) и с киевскими его царскаго величества воеводами мир и должную любовь (во исполнение его царскаго величества повелений, да — зачеркнуто) имееши; даже отвсюду его царскаго величества повеление добре исполняемо имать быти всем христианом на благополучное и многолюбное веселие, еже и ты со усердием исполняя добре и немятежне (возлюбленный в Дусе сыне — зачеркнуто). Здравствуй, и благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Св. Духа да будет со всеми нами же и вами непрестанно (На обороте). Дана в царствующем и богохранимом граде Москве, в дому Пресвятыя Богородицы, в лето от воплощения Единосущнаго безначальному Отцу Слова 1656, маия 10». Таким образом Никон хотя признавал Киевского митрополита своим духовным сыном, преподавал ему свое благословение, требовал от него должной любви к себе, но в то же время как бы стеснялся прямо назвать себя его пастырем. И есть данные, которые свидетельствуют, что Никон действительно не управлял Киевскою митрополиею как ее верховный пастырь, не вступался в ее церковные дела. В 1655 г. нужно было избрать и поставить игумена в Киево-Михайловский монастырь на место Феодосия Василевича, архимандрита слуцкого.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Яхонтова л. 174 об.); жил прежде во Львове, где, вероятно, был профессором: по крайней мере, на вопрос Варлаама Ясинского о курсах философии отвечал, что у него два курса: один свой собственный львовский, а другой – покойного о. Яндзурского – Любинский (Люблинский – Любельский, Величка III, 351). Неизвестно, когда сделан игуменом Любельским в епархии Феодосия Василевича. На люблинском соборе, уже будучи игуменом Любельским, говорил речь 28 января 1680 года, в воскресенье, о слепце, вопиющем: «Иисусе, сыне Давыдов, помилуй мя!» Выходка эта против униатов сглаживалась «иншими прикладами» и красноречием (Величка II, 487). Павлом Негребецким рекомендуется около 1681 г. для московской славяногреколатинской академии, как человек, чуть не до смерти пострадавший за православие (Чт. Общ. Ист. и Древ. Рос. 1884, III, стр. 206. Смирнов. Истор. моск. акад., стр. 11. Петрушевич. Св. лет. 345). Избранный в игумены Кирилловские, он оставил Литву и постом 1681 года прибыл в Киев (Соч. св. Димитрия 1, 466). Дело было так: Феофан Креховецкий поставил Иннокентия Монастырского в архимандриты Овруцкие, и последний не уступал проискам униата Шваровского, пока не стали грозить его личной безопасности. Тогда Монастырский бежал в Киев (в конце 1680 г.), а король запретил универсалом своим от 9 сентября 1682 г. утверждение его архимандритом как человека, «dla otrzymanych na sobie condemnat do Kijowa pod cudz protecti zbieglego» (Акты Ю. З. Рос. IV, 64) и наложил штраф в 50 т. злотых на того, кто станет поддерживать Монастырского. Тогда же от Гизеля потребовали возвращения серебра, отосланного бывшим архимандритом Овруцким Феофаном Креховецким для хранения в Киево-Печерский монастырь. Требовали также приказа Монастырскому, «поставленному в архимандриты Овруцкие Феофаном Креховецким и убежавшему в Киев» – возвратить увезенное им, Монастырским, имущество и документы, а за распроданный мед, скот и пр. уплатить деньгами (Ibidem 66). Об этих подробностях св. Димитрий умолчал. В октябре 1685 года Монастырский ездил в Москву, в свите митрополита Гедеона Четвертинского с пятью человеками своей челяди (Евгений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 10(23)03.1924 06.1925 в/у СТАРОРУССКАЯ 04.1924 06.1925 НОВОТОРЖСКАЯ 16.02(01.03)1929 21.03(03.04)1930 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 21.03(03.04)1930 14(27)03.1934 РЫБИНСКАЯ 14(27)03.1934 28.04(11.05)1934 ПЕТРОЗАВОДСКАЯ, паки 28.04(11.05)1934 17(30)11.1935 ПСКОВСКАЯ 17(30)11.1935 29.07(11.08)1936 ВЛАДИМИРСКАЯ 29.07(11.08)1936 21.01(03.02)1937 Феодорит (КИЕВСКАЯ Феодорит (Феодор) КРУТИЦКАЯ (01.1580) Св. Феодорит РЯЗАНСКАЯ 08.1605 10.09.1617 Феодорит ТВЕРСКАЯ Феодосий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Феодосий I КОЛОМЕНСКАЯ Феодосий II КОЛОМЕНСКАЯ 02.07.1542 Феодосий ЛУЦКАЯ (1439) 1448(1449?) Феодосий в/у НОВГОРОДСКАЯ 01.09.1421 30.08.1423 Феодосий НОВГОРОДСКАЯ 18.06.1542 06.1551 Феодосий ПИНСКАЯ Феодосий РЯЗАНСКАЯ 08.12.1471 Феодосий СМОЛЕНСКАЯ 02.1592 01.1605 Феодосий ХОЛМСКАЯ Феодосий Бильченко в/у ПОЛОЦКАЯ 04(17)07.1997 28.07(10.08)1997 ПОЛОЦКАЯ 28.07(10.08)1997 Св. Феодосий Бывальцев ЯРОСЛАВСКАЯ 09.05.1461 ВСЕРОССИЙСКАЯ 09.05.1461 13.09.1464 Феодосий, кн. Вадбольский КРУТИЦКАЯ 25.03.1711 13.08.1712 Феодосий Василевич МОГИЛЕВСКАЯ 19.06.1669 11.03.1678 Феодосий Васнев в/у ВЕТЛУЖСКАЯ 26.02(12.03)2002 07(20)04.2002 ВЕТЛУЖСКАЯ 08(21)04.2002 13(26)12.2002 ТАМБОВСКАЯ 13(26)12.2002 Феодосий Вошанский (Вощинский?) ВИННИЦКАЯ 09(22)07.1926 26.04(09.05)1928 ЛУЖСКАЯ 26.04(09.05)1928 11(24)04.1929 МОГИЛЕВСКАЯ 11(24)04.1929 25.06(08.07)1930 ВОЛГОГРАДСКАЯ 25.06(08.07)1930 23.08(05.09)1930 МОГИЛЕВСКАЯ, паки 23.08(05.09)1930 15(28)02.1933 в/у МИНСКАЯ (ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ 04.1933 04.1933) Феодосий Вятка (Вятко) РЯЗАНСКАЯ 1572(1573?) Св. Феодосий Ганицкий КОЛОМЕНСКАЯ 05(18)05.1920 12(25)09.1929 Феодосий Голосницкий ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 11.11.1761 09.11.1766 ТАМБОВСКАЯ 09.11.1766 23.12.1786 Феодосий Грек ПОЛОЦКАЯ Феодосий Григорович-Борисов КАНЕВСКАЯ, григ. 09(22)05.1934 УЛЬЯНОВСКАЯ, григ. АЧИНСКАЯ, григ Феодосий Григорьев ПРИЛУКСКАЯ 1928(?) Феодосий (Феодор) Гулевич ЛУЦКАЯ ЛУЦКАЯ, паки Феодосий Дикун ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 22.05(04.06)1967 24.09(07.10)1967 ПОЛТАВСКАЯ 24.09(07.10)1967 21.09(04.10)1979 ВОЛОГОДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые надежды на возвращение Левобережья под власть И. были связаны с проходившими на рубеже 1671 и 1672 гг. тайными переговорами между Дорошенко и Многогрешным, в которых митрополит принял активное участие. Гетмана Многогрешного убеждали, что султан защитит объединившиеся укр. земли и от России, и от Польши. Брату гетмана И. писал, что надеется вскоре при содействии Многогрешного «в Киеве святым поклониться и там быть». Однако в марте 1672 г. Многогрешный был арестован, и задуманный план не осуществился. К этому времени окончательно испортились отношения И. с Киево-Печерским монастырем. По приказу митрополита архим. Феодосий (Василевич), ставший по королевскому привилею от 20 апр. 1672 г. епископом-номинантом Мстиславско-Могилёвско-Оршанским (до этого управляющим епархией формально являлся И.), занял имения Киево-Печерского мон-ря Печерск и Барсуки под Могилёвом, а также с. Дятловичи Пинского повета, что было утверждено указанным привилеем. И. в кон. 60-х гг. XVII в. собирался утвердить Феодосия епископом, но в 1670 г. между ними произошел конфликт, связанный с тем, что Феодосий встречался в мае 1670 г. с папским нунцием в Польше Ф. Марескотти. За тесные контакты с католиками И. тогда пригрозил Феодосию каноническими санкциями. Однако впосл., вероятно еще при жизни И., в 1-й пол. 70-х гг. XVII в., Феодосий все же был хиротонисан во епископа при неизвестных обстоятельствах. Когда в 1672 г. османская армия во главе с султаном вступила на территорию Правобережной Украины, И. решил, что наступил подходящий момент для его возвращения в Киев. Дорошенко, находившегося с османской армией под Львовом, он призывал идти с войском к Киеву. В письме к царю киевского воеводы кн. Г. Козловского от 6 окт. 1672 г. И. назван «губителем веры православной» из-за его поддержки союза Дорошенко с турками. Война между Османской империей и Польско-Литовским гос-вом завершилась в окт. 1672 г. Бучачским миром. Его условия означали крах планов Дорошенко и И. Хотя казацкие представители на переговорах поднимали вопрос о возвращении правосл. Церкви ее имущества и о ликвидации унии, эти предложения при составлении договора не были приняты во внимание. Территория гетманства не была расширена за счет Речи Посполитой. Занятое османскими войсками Подолье не было присоединено к гетманству, а стало особым адм. округом в составе Османской империи, здесь началось распространение ислама. Решение о походе османских войск на Киев также не было принято. Несмотря на это, в нач. 1673 г. в Чигирине считали, что такой поход все же состоится. И. предлагал, чтобы царь «добровольно» уступил Киев, пока к нему не пришел султан с войском. 23 янв. 1673 г. митрополит писал киевским мещанам о том, что при сдаче города он готов выступить посредником между ними и Дорошенко. Отказ сейма Речи Посполитой от выполнения условий Бучачского договора сделал такое развитие событий нереальным.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Я думал, что вы почитаете пастырскую власть отца митрополита, от которого я приехал сюда для убеждения вас его именем, и, не желая вашей погибели, просил именем того же митрополита, князя (Радзивилла), чтобы он сохранил вас в целости, когда покорит. А вы, когда я забочусь о вашей целости, воздавая мне злом за добро, не только не хотите опомниться, но еще о. Арсения схватили, который для вас вместе со мною трудился. Это злое дело совершили вы в вечную укоризну священному сану и в бесчестье уже не мне только, но и отцу митрополиту, которого я наместник... Я говорю вам как духовный ваш пастырь и прошу, под клятвою архиерейскою прошу: одумайтесь, возвратите о. Арсения, склонитесь на истину и вышлите с о. Арсением ваше окончательное решение. Если же этого не сделаете, пусть казнит вас Бог временно и вечно; пусть город ваш погибнет, как Иерихон, Содом и Гоморра, и да будут имена ваши изглажены из книги живота — это я изрекаю вам именем отца митрополита с вечным проклятием...» Но ни устрашения, ни проклятия Василевича не подействовали на жителей Могилева; они не покорились, отбили приступы Радзивилла, остались верными московскому государю и переслали к нему самые письма Василевича вместе с другими подобными. В подписях под своими письмами Феодосий Василевич называл себя не только игуменом (киево-)михайловским и архимандритом слуцким, но и «икономом-наместником митрополии Корунной», т. е. наместником митрополита в той части его митрополитской епархии, которая находилась еще в пределах Польши . Этим достаточно объясняется, по-видимому, недостойный образ действий Феодосия Василевича. Когда он действовал в Киеве как игумен михайловский, он действовал как подданный московского государя, исполнял его волю, покорялся московским властям. Но когда действовал в пределах Польши как архимандрит слуцкий и наместник митрополии Коронной, он действовал как подданный короля польского и должен был покоряться польским властям из опасения лишиться всего. И очень возможно, что гетман Радзивилл, двигаясь с своим войском, случайно застал Феодосия в его Слуцкой обители, взял его с собою и приказал ему писать в Могилев от имени самого митрополита те самые письма, какие, рад не рад, писал Феодосий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

208 Соч. Максим. III, 709. В проповеди Димитрия на память Гизеля (Соч. III, 597), тоже есть сравнение Гизеля с Атлантом. 210 Иннокентий скончался 18 ноября 1683 года. Если принять его погребение в феврале 1684 года, тогда понятно будет выражение Димитрия «в год по погребении его», т. е. 24 февр. 1685. Cfr. Филарета, Обзор дух. лит. Спб. 1884, стр. 203. Значительное расстояние между смертью и погребением встретилось нам и при смерти Феодосия Василевича. Дело, кажется, идет не о предании тела земле, а только о торжественном отпевании уже похороненного, что иногда случается и теперь при отсутствии священника. Вместо бальзамирования в то время заливали трупы воском. 211 Синод. биб. рук. 146, л. 143. Проповедь эта на украинском находится и в рукописи Титова 100, л. 365, а в искаженном русском переводе помещена в сочинениях св. Димитрия, III, стр. 574 212 Den 24 begab sich der Bojarin mit allen Officieren nach den petcherischen Kloster, wo das Andenken des verstorbenen archimandriten Innocentius Gisel gefeiert wurde (Gordon. II, 65). 213 Интересно сравнить это произведение с тождественными польскими панегириками вроде книги Naruszewicza. Meta felicitatis, quam illustriss. Paulus Joannes Sapieha, comes in Bychow, palatinus vilnensis, genere, gestis, honoribus, morte attigit, proposita et illustrissimis dominis comitibus Casimiro Joanni Sapieha, Benedicto Paulo Sapieha, Francisco Paulo Sapieha, Leoni Sapieha, moestis tanti parentis filiis, almæ universitatis vilnensis S. J. nomine dicata. Vilnæ, 1666., или Palatium immortalitatis ab architectante æterna sapientia ilustriss. Andreæ Trzebicki, antistiti cracoviensi, Severiæ duci, in regali collegio cracoviensi SS. Petri et Pauli apostolorum, S. J. longe munificentissimo religiosarum ædium erectori, positum. Crac. 1672. Знакомство со схоластикой кроме школы Димитрий мог приобрести, слушая других проповедников. Тогда же (в декабре 1684 г.) Димитрий получил по завещанию о. Иакова Олонецкого книжку Hortus pastorum, схоласт. руководство гомилетики. (Соч. I, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Божовский, род. 7 января 1812 г., состоял псаломщиком с 1825 г. по 1846 г.; 4) Лаврентий Василевич Васькевич (с конца 1846 г. до начала 1847 г.); 5) Иван Феодорович Рудецкий, род. 22 сент. 1822 г., служил с первой половины 1847 г. до второй половины 1861 г.; 6) Владимир Павлов. Можаровский (с 13 февр. 1863 г. до первой половины 1887 г.) и 7) Евгений Антипович Силькевич, родился 21 января 1867 г., и, по окончании Волын. дух. Семинарии, с 17 июля 1887 г. состоит псаломщиком по настоящее время (1880 г). При Теслуговской церкви находятся след. старопечатны книги: 1) Ανθоλγον, или Цветослов, изд. Львовского Братства 24 мая 1651 г.; 2) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при епископе Феодосии Лубиениецком Руднецком в Почаевской Лавре в 1733 г.; 3) Триодь постная, изд. при еп. Афанасии Шентицком в Почаевской Лавре в 1744 г., приобретена для церкви Теслуговской Меланией Хвастихою за 36 польских злотых; 4) Ευχоλγον, или Требник, изд. при Сильвестре Лубиениецком Руднецком в Почаеве в 1771 г.; 5) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1778 г., приобретён для Теслугов. церкви Петром Фусиком за 34 польских злотых 5 авг. 1787 г. Село Теслугов – под именем Тестухова Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого, упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова»; ниже в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78:115) Ещё оно упоминается в акте от 1 ноября 1561 года – а) в заявлении пани Федоры Свинюской о получении ею от пана Марка Жоравницкого 1000 коп Литовских грошей и б) заявлении Жоравницкого о возврате ему Свинюской сёл: Блудова с присёлком Десятиной, Жабокриков и Теслугова с присёлками: Крупцом, Барятином, Доброводою и Песчанкой, находившихся во владении её мужа (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 31, п. 2). Ещё оно упоминается в акте от 23 мая 1597 года в жалобе священника Воздвиженской церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010