Макария «И. Р. Ц.» XII, стр. 77. 40 «Акты Ю. и З. России», X, 705–765, 741 и 774. Соловьев, X, 292. Карпов, «Критич. обзор», М. 1870, стр. 86. Его же статья «Прав. Об.», 1871, IX, 315. 41 Гадячские статьи. Соловьев, XI, 37. Карпов, «Киевск. митрополия», III, 56. Чистович, «Очерк истории западной церкви», II, 137. «Акты Ю. и З. Р.», IV, 36. Макарий «И. Р. Ц.» XII, 542 и сл. 44 Соловьев, XI, 4. Карпов, III, 135–137. На Мефодия распространялось и проклятие Никона, наложенное на рукополагавшего его Питирима. Макарий, «И. Р. Ц.» XII, стр. 570. 47 Подтвердительная грамота на епископию белорусскую Иосифу, старшему виленскому обозначена 1662 годом. В 1670 г. копия с этой грамоты выдана архимандриту слуцкому Феодосию Василевичу. «Историко-юридические материалы из актовых книг витебских и могилевских». Витебск, 1879 X, 485. О распрях из за второго претендента Антония Винницкого см. Макарий «И. Р. Ц.» XII, стр. 581. Евгений «Оп. Киево-соф. собора» стр. 190. 50 Карпов, III, 127. Соловьев, XI, 183. Костомаров, «Руина» («В. Е.» 1879, V, 35. Ист. мон. XV, 144). 55 Соловьев, XII, 40. Карпов, III, 173. Костомаров, «Руина» «В. Е.», 1879, VIII, стр. 597, Ист. м. XV, 232). 58 Об этой близости заключаю по следующим обстоятельствам: 1) Димитрий называет Дзика «преподобнейший мой игумен» (записывая год его смерти), а об других игуменах так он не упоминает; 2) М. Дзик благословляет путешествующего Димитрия мощами, переписывается с ним и, уже будучи игуменом Михайловского м., позволяет Дмитрию остаться в Слуцке (Соч. I, 461), но с тем, чтобы ему Дмитрию сие угодно было. 61 Об энергии Тукальского, как защитника православия против унии может свидетельствовать следующий факт. В 1646 г. будучи игуменом Купятицкого монастыря, он собственноручно избил иеромонаха Боцевича за то, что тот принял унию и ездил жаловаться Луцкому униатскому епископу. Вот что приговаривал Тукальский: «a zdrayco, szalbierzu, unicie, ty do Ianowa jedzi, a tam juz unitem zostaé " s у dusz swoi do pieka zaprzedales! potzeba ci sprztns zeby ludzi nie zaraa».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Можно думать, по этой причине Димитрий удалился от черниговского владыки за рубеж – в Литву, где митрополитом был Иосиф Тукальский. Он сделал это не без совета своего покровителя, Мелетия Дзика, знавшего, как трудно ему жить при Лазаре 44 . Сначала Димитрий выпросил у владыки дозволения на поездку в Новодворский Успенский монастырь, где предстояло церковное торжество перенесения иконы Божией Матери в Новодворе из старой церкви в новую. Лазарь ему поездку разрешил. 13 августа Димитрий приехал в Новодвор, вместе со спутником своим Бучинским, и поклонился чудотворной иконе в старой церкви. Это была всеми почитаемая икона, писанная по преданию св. Петром, митрополитом московским , когда он еще был иноком. Святыня на следующий день 14 августа уже была перенесена епископом Феодосием Василевичем в новую церковь . На торжество собрались многие знатные духовные лица Белорусского края. Тут был старший иеромонах Виленского Св. Духова братского монастыря, Климентий Тризна, и литовские православные проповедники. Перед самыми церковными торжествами Димитрия познакомили с епископским проповедником Хоментовским и другими духовными лицами. Два дня епископ принимал духовенство и угощал его. Это было не обычное церковное торжество, это был съезд православных борцов против униатов. Так, Тризна претерпел издевательства за православие лично от самого короля польского, во владениях которого находились униатские епархии 45 . В особенности много ратовал против униатов престарелый епископ Феодосий Василевич. Он здесь служил уже с 1656 года, участвовал в политических событиях своего времени и во всём действовал совместно с ревнителем православия, митрополитом Иосифом Тукальским: хлопотал о материальных средствах Белорусской своей епархии, отбирал от униатов захваченные ими церкви, строил новые храмы. Во время церковных торжеств одним из духовных лиц всенародно были объявлены чудесные явления во время крестного хода от той чтимой всеми православными людьми иконы, на перенесение которой все собрались. Это тоже было доказательством спасительности православия. На самом торжестве проповедь раздавалось каждый день. Димитрий упоминает о речах на торжестве, произнесенных двумя проповедниками: отцом Хоментовским, епископским проповедником, и отцом Паскевичем, Минским проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Москвой конечно руководило естественное желание сосредоточить в своих руках и духовную власть над краем, находившимся еще под властью константинопольского патриарха, и боязнь, чтобы в Польше, откуда Иосиф Шумлянский рассылал «прелестные» листы о преимуществе киевских митрополитов над московскими патриархами, не поспешили поставить своего митрополита в Киев, да еще пожалуй тайного униата 175 . Едва ли не в силу этих переговоров хотели сделать митрополитом архимандрита Печерского Иннокентия Гизеля, но он скончался 18 ноября 1683 г. Гетман обратился опять к московскому патриарху и просил его благословения на избрание нового архимандрита. Патриарх покамест предоставил избрание самой братии и заранее обещал рукоположить избранного архимандрита 176 . Не смотря на такую уступчивость патриарха, это все же был первый шаг к подчинению малорусской церкви московскому патриарху 177 : он был одинаково неприятен и высшему, и низшему духовенству. Национальное самолюбие, привычка к самостоятельности в делах церкви и тех и других были оскорблены. Само соборное, выборное начало видимо подвергалось ограничению, а оно было еще сильно и среди духовенства, выбиравшего владык, и в низшем классе, выбиравшем священников к своим «парахвиям». Малорусские духовные, которые и вообще-то не особенно ладили с надменным гетманом, поспешно избрали архимандритом Варлаама Ясинского, игумена Киево-Никольского, а Лазарь, не спрашиваясь ни у Москвы, ни у Царьграда, посвятил его в конце 1683 г.– начале 1684 года. Патриарх утвердил это избрание, после долгих просьб, лишь в феврале 1685 года, затягивая это утверждение почти весь 1684 год переговорами с гетманом об избрании нового митрополита. Грамота Варлааму была дана весьма милостивая, с намерением склонить его в пользу поставления митрополита и «угодного Москве», и московским патриархам. Положение Варлаама до этой грамоты было не очень приятное: ему угрожал уже известный епископ Львовский Шумлянский, желавший быть избранным в архимандрита Печерского или хоть захватить маетности Печерского монастыря в Польше, подобно тому, как он захватил имения епископа Феодосия Василевича 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Одни, в том числе епископы и гетман, избрали Антония Винницкого, а другие — Иосифа Нелюбовича-Тукальского. Огорченные епископы в тот же день обнародовали протестацию, в которой объявляли, что Антоний Винницкий избран на митрополию единогласно всеми и торжественно, а Иосифа Тукальского избрал только слуцкий архимандрит Феодосий Василевич с несколькими духовными и светскими лицами, и избрал приватно, почему последнее избрание ничтожно и Тукальского нельзя признавать за избранного кандидата на митрополитскую кафедру . Несмотря, однако ж, на эту протестацию, обе стороны представили своих кандидатов на утверждение короля. И король Ян Казимир грамотою от 24 ноября утвердил на митрополитской кафедре Антония Винницкого и вслед за тем, если даже не прежде, утвердил такою грамотою и на той же кафедре Иосифа Нелюбовича-Тукальского с оставлением за ним и Лещинского монастыря. По крайней мере об утверждении последнего, верно, дано было знать от имени короля гетману Тетере, потому что Тетеря, хотя сам стоял при избрании за Антония Винницкого, издал универсал, которым объявлял, что на митрополии утвержден епископ Мстиславский Иосиф Тукальский и что ему должно оказывать послушание . Местом для своего пребывания Иосиф избрал, вероятно, Корсунь, где скончался его предместник, или Чигирин, где жил гетман. Но едва прошло несколько месяцев со времени избрания Иосифа на митрополию, как его постигло великое несчастье. Его обвиняли в том, будто он вместе с бывшим гетманом Выговским, который назывался теперь воеводою киевским, замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Юрием Хмельницким, теперь иноком Гедеоном, возбуждал казаков против гетмана Тетери. Выговский был взят в плен польским полковником Маховским и в марте 1664 г. расстрелян в Корсуне как изменник. А митрополит Иосиф и инок Гедеон Хмельницкий по жалобе на них гетмана Тетери королю, который проезжал тою же весною из-за Днестра через Корсунь, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении около двух лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Октября 17-го открылась в Переяславе новая рада, на которой единогласно избран в гетманы и утвержден в сане Юрий Хмельницкий, потом были прочитаны и приняты гетманом и всем войском те самые статьи, какие даны были государем еще в 1654 г. Богдану Хмельницкому и в которых относительно Киевского митрополита было сказано: «Митрополиту Киевскому, также и иным духовным Малыя России быть под благословением святейшего патриарха Московского и всея Великия и Малыя и Белыя России, а в права духовные святейший патриарх вступати не будет». Новые же четырнадцать статей, которые пред тем представлены были полковником Дорошенком с товарищи, «на раде отговорены, что тем статьям не быть» . По установлении прежних отношений Киевской митрополии к Московскому патриарху надлежало озаботиться, чтобы кафедра этой митрополии не оставалась праздною, ибо митрополит Дионисий Балабан, чувствовавший себя виновным пред московским правительством, не хотел возвратиться в Киев, а проживал в Слуцком монастыре, где настоятельствовал известный архимандрит Феодосий Василевич, бывший наместником митрополитской епархии в Литве. И потому князь Трубецкой тогда же из Переяслава послал грамоту епископу Лазарю Барановичу: «Быть ему блюстителем Киевской митрополии до указу его царского величества» . В начале следующего 1660 г. Лазарь Баранович бил челом великому государю, чтобы «пожаловал его, велел ему на епископию Черниговскую и Новгородскую дать подтвержденную грамоту, почему ему впредь на епископии быть». Этим челобитьем Баранович ясно выразил пред государем, к его великому удовольствию, что признает над собою его власть и покоряется ему и в церковном отношении. И государь, пожаловав епископа Лазаря просимою грамотою (28 февраля), говорил в ней: «Быть ему на епископии Черниговской и Новгородской по-прежнему и доходы всякими, которыми прежде владел, и ныне владети во всем, и за нас, великого государя, Бога молить, и всякого добра нам хотеть, и во всем наше повеленье исполнять, а мы учнем его держать в нашем государском милостивном жалованье и в призренье» .

http://sedmitza.ru/lib/text/436185/

Он рассчитывал более всего подействовать на них ложными известиями об опасности, и переслал в Могилев два свои письма, совершенно сходные по содержанию, одно к бурмистрам, радцам и лавникам, другое к отцу Мукачевскому и вообще к духовенству, и в письмах говорил: «Я едва убежал из Украйны, совсем уже завоеванной ордою и коронным войском, и не мог найти себе более безопасного пристанища, как тут, в Литовском крае. Да и все духовенство радо бы перейти сюда, если бы не мешали татарские разъезды. Сам его милость митрополит имел намерение удалиться в Могилев, не ведая о вашей несчастной и пагубной для нашей веры измене, что вы своему прямому пану (королю) не покоряетесь и сделались его врагами. Теперь я подлинно узнал, что отец митрополит изволит направить свой путь куда-либо в другое место, а не сюда. Только дал бы ему Бог безопасно высвободиться из-за Днепра, где ныне находится. Киев подлинно завоеван, ибо при мне орда с польским войском была в осми милях от него. Белая Церковь, Бреславль, Корсунь, Умань и другие города орда опустошила и разграбила. Сам Хмельницкий с несколькими десятками всадников как в воду канул, и не знают, где ныне находится. Московского войска с Бутурлиным и Шереметьевым было двенадцать тысяч, и оно так побито, что едва нечто ушло. А орды 80 000 и коронного войска 50 000, и они, завоевав Украйну, готовятся идти на столицу Москву. Москвитяне в великих попыхах и уже из Путивля уходят. Мы же, убогие, с его милостию отцом митрополитом и со всеми духовными ничего другого для себя и придумать не можем, как только приютиться здесь, в Литве, возлагая всю надежду на Бога и на милость князя (Радзивилла). Только то нам мешает, что ваши милости не хотите покориться пану гетману (т. е. Радзивиллу)...» Но могилевцы не только не послушали этих писем, а еще задержали у себя монаха Арсения, посланного к ним Феодосием Василевичем. Разгневанный Василевич написал к ним новое письмо на имя духовенства и мещан в следующих словах: «Окаменело сердце ваше; вы и Бога в себе не имеете, и, конечно, не в состоянии ни мыслить, ни делать ничего доброго.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Основная часть книги изложена в форме диалога между Христианином и Иудеем, образцом для к-рого послужило «Состязание христианина с иудеем» Иустина Философа . В книгу также входят: геральдическая эпиграмма в честь Иисуса Христа - «На пресветлый, всему свету светящий герб Мессии правдивого Исуса Христа Сына Божия», 2 предисловия - «Предмова до Мессии» и «Предмова до всех христиан…». В качестве послесловия приведены одобрение книги 5 марта 1669 г. Киевским митр. Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским) (со ссылкой на положительный отзыв наместника Киевской митрополии в Великом княжестве Литовском Феодосия (Василевича)), одобрение архиеп. Лазарем (Барановичем) от 6 нояб. 1668 г. и положительный отзыв игум. минского мон-ря Иосифа (Ходоновича) от 18 окт. 1667 г. Далее следует стихотворение ректора Киевского коллегиума Варлаама (Ясинского) «На автора книги сей», в конце алфавитный указатель и перечень ошибок. Часть тиража, предназначавшаяся для членов царской семьи и для продажи в Москве, включает посвящение царю Алексею Михайловичу, в к-ром царь сравнивается с Иисусом Христом. В остальных экземплярах посвящение царю отсутствует. В авг. 1669 г. «Мессия правдивый...» был послан в Москву, во время аудиенции у царя 3 окт. 1670 г. И. лично вручил ему экземпляр этого сочинения. В 1670-1671 гг. И. просил у российских властей субсидию на издание книги на польском языке и на латыни, говоря, что перевод позволит познакомиться с книгой читателям в Польше, Франции, Италии и Испании. Неизвестно, удалось ли получить эту субсидию, но в посланных в Москву экземплярах польск. издания имелось посвящение Алексею Михайловичу. Книга содержит отдельные трактаты о 50 ветхозаветных пророчествах об Иисусе Христе, о Св. Троице, о Воплощении Бога и о др. христ. догматах, описаны 24 прообраза («знака») Мессии. Приведены сведения о Саббатае Цеви и о его сподвижнике Натане Леви, а также о более чем 10 предшествующих евр. лжемессиях, последний из к-рых объявился в 1561 г., незадолго до описываемых событий, в Стамбуле. И. пишет, что Цеви был казнен в Стамбуле, но известно, что лжемессия избежал казни, приняв ислам. И. привел апокрифическую повесть о том, как евреи отправили посольство в рай и убедились, что Мессия находится в раю, а также рассказ о «ложном благовестии». В книге раскрыт ряд важных богословских вопросов. В диспуте Христианина с Иудеем обоснована необходимость почитания св. мощей и др. реликвий, икон (в связи с этим приведена краткая история иконоборчества), изложено учение о таинстве Евхаристии, о Св. Духе, обсуждается вопрос о том, почему Сын Божий смерть принял от своего возлюбленного народа - еврейского. Опираясь на Свящ. Писание, на труды отцов Церкви и церковных историков, Христианин доказывает, что истинный Мессия - Иисус Христос.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Попытка создать в 1852 г. единоверческий приход на Ветке оказалась безуспешной. Не удалось утвердить единоверие и в таких старообрядческих поселениях, как Дубовый Лог, Жгунская Буда, Тарасовка, Попсуевка, Нов. Мильча, Леонтьева слобода, Косицкая слобода. 10 июля 1876 г. Макариевский Добрушский единоверческий мон-рь был перенесен в урочище Чонки, вновь отстроен в 2 верстах от упраздненного в 1845 г. Чонского Успенского мон-ря и получил офиц. название Чонско-Макариевский Успенский единоверческий мон-рь; изменение местоположения было продиктовано экономическими соображениями: в Чонках была более удобная земля для ведения сельского хозяйства. В 1877 г. при мон-ре была основана Богоявленская ц., в 1887-1889 гг.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Штат мон-ря состоял из настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов, монаха и 4 послушников. В соответствии с указом Синода от 23 дек. 1899 г. Чонско-Макариевский единоверческий муж. мон-рь 3-го класса был преобразован в православный жен. мон-рь 2-го класса (неединоверческий). В 1913 г. к Чонско-Макариевскому мон-рю был причислен находившийся в запустении бывш. Макариевский единоверческий мон-рь. В июле 1912 г. был учрежден 1-й единоверческий приход на Ветке - ц. во имя вмч. Никиты в Косицкой слободе. Косицкий приход действовал на средства могилёвского Богоявленского братства. Число последователей единоверия в Могилёвской губ. было невелико: в 1859 г.- 108 чел., в 1889 г.- 67, в 1895 г.- 96, в 1905 г.- 321, в 1910 г.- 6149, в 1914 г.- 2487 чел. Католичество Могилёв исторически являлся одним из центров Римско-католической Церкви в Российской империи (см. Могилёвское католическое архиепископство ). В настоящее время в Могилёвской обл. зарегистрированы 23 общины Римско-католической Церкви и община греко-католиков. Архиереи Иосиф (Бобрикович; 1632-1635), Сильвестр (Косов; 1635-1647), Игнатий (Оксенович-Старушич ; 1650), Иосиф (Кононович-Горбатский; 1650-1653), Иоаким (Диаконович; 1655-1657), Полоцкий еп. Каллист (Дорофеевич-Риторайский; 1657-1661), Мефодий (Филимонович; 1661-1669), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1661-1663), Феодосий (Василевич; 1672-1678), Серапион (Полховский; 30 авг.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

России”, ч. 1, т. VI, 93, XLVIII (фундуш 1592 г. кн. Константина Острожского на преобразование Дубенского Спасского м-ря в общежительный; игум. Василий). 462. Спасо – Преображенский – Дятловичский, по польским актам Дзенцеловский или Здзенцеловский , мужской, ныне село Дятловичи, Минской губ., Пинского у., Кожангородецкой волости, в 60 вер. к сев.-вост. от Пинска и в 20 вер. к сев.-зап. от местечка Кожан-Городка, на правом берегу р. Цны. Основан в 1622 г. Польским дворянином Конст. Долматы для укрепления православия против унии; в 1722 г. захвачен униатами. В 1678 г. Греч. Митроп. Макарий Лигарид совершал погребение в м-ре Белорусского еписк. и архим. Слуцкого Феодосия Васильевича. В 1842 г. приписан к Богоявленскому Пинск. м-рю; в 1855 г. закрыт и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 77; Ратшин, 174; “Опис. монаст.”, 1817 г., 91; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основания); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 542, 7; Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 153; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, прилож., ССХ, XXXIII (доношение 1722 г. благочестив. заграничн. игуменов о притеснениях от униатов); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 328 (в м-ре погребен Белорусск. еписк. Василевич); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 405, CLXXXIII (грам. 1720 г. короля Августа на права и свободу вероиспов. в В. кн. Литовском). 463. Спасо – Преображенский – Охорский или Вохорский , мужской, заштатный, Могилевской губ., Чернявского у., Дубровицкой вол., в 10 вер. от села Дубровицы. В 1669 г. в нем был игум. Феодор Круглик. В 1718 г. игумен монастыря, державшийся неуклонно православия, просил Имп. Петра I защитить монастырь от преследования униатов. Имя м-ря упоминается также в 1720 г. в привиллегиях, данных православным монастырям королем Августом II. Затем он был приписан к Братскому Могилев. мон., а в 1870 г. сделан самостоятельным. “Ист. Росс. Иер.”, III, 622; V, 421; Ратшин, 177; “Опис. монаст.”, 1817 г., 84; “Памят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Савва Григорьевич отличался живою любовью к благочестью. Посвящая милого сына на служение Господу, он построил в обители трапезный храм в честь вм. Димитрия – ангелу сыну иноку. Три дочери его, сестры Даниила Савича, были одна за другою игумениями Иорданской женской обители, и самая эта обитель устроена заботливостью боголюбивого Саввы Григорьевича. Прасковья Тупталовна, младшая из игумений, скончалась в 1710 г. Мать († 1693 г.) и отец († 1703 г.) похоронены в храме Кирилловского монастыря. 513 Юный инок Димитрий в 1669 г. посвящен в иеродиакона, в Каневе митр. Иосифом Тукальским. Келейная молитва , строгий пост, неуклонное посещение храма Божия, чтение книг были его занятиями, которыми очищалась и просвещалась душа его. Игумен обители о. Мелетий Дзик, бывший ректор его по коллегии, любил его как сына и в обители докончил научное образование его. – В 1675 г. Лазарь Баранович, архиепископ черниговский и блюститель митрополии, по ходатайству доброго игумена, посвятил Димитрия в иеромонаха и узнав дарования его оставил при кафедре своей в должности проповедника. В это время «иеромонах Димитрий Савич» в книжке: «руно орошенное», описал чудеса черниговской ильинской иконы Божией Матери. 514 – Два года проповеднического служения при черниговской кафедре столько прославили о. Димитрия, что имя его стало известным в Украине и Литве и его желали иметь проповедником разные места. Сам же он искал только пищи благочестью. Понуждаемый благочестивым усердием, он отправился в Новодворский монастырь для поклонения чудотворной иконе Богоматери и был в Виленском монастыре св. Духа. Белорусский епископ Феодосий Василевич приглашал его в Слуцк; здесь в братском Преображенском монастыре, пользуясь любовью ктитора Иоанна Скочкевича, более года проповедовал он слово Божие. Из Слуцка отлучался он не один раз для поклонения разным святыням православия. – Почтив надгробным словом Скочкевича, св. Димитрий в 1679 г. возвратился в Украйну, где гетман «принял его весьма милостиво и благодетельно», как говорит он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010