К Слуцкому монастырю Св. Троицы принадлежали монастыри: Слутский братский Преображенский деревянный, основанный в 1600 г.; 792 Старчицкий Петропавловский, в слуцком уезде, близ селения Старчиц, основанный в конце XVII века; два Грозовских монастыря, в м. Грозове слуцкого уезда, из коих один, Иоанно-Богословский, основанный в 1600 г. дворянином Мартином Володкевичем, состоял в подчинении виленскому святодуховскому братству, а в 1680 г. присоединен к слуцкому Троицкому монастырю; другой, Николаевский, всегда был подсуден Слуцкому монастырю; Мороцкий Успенский женский при устье реки Морочи 793 и Слуцкий Ильинский, до 1611 г. мужской, а с сего времени женский. 794 Самым отдаленным из подведомственных слуцкой архимандрии монастырей был Заблудовский Успенский. В половине XVIl века, супруга виленского воеводы Януша Радзивила, Мария, дочь молдавского господаря Могилы, завела при Заблудовском монастыре школу для обучения детей христианских святой православной веры наукам, пожертвовав в 1659 г. из записанных ей мужем 600 тысяч золотых польских 150 тысяч на Заблудовский монастырь и училище. Но вскоре после этого, в 1671 г., униаты завладели Заблудовской обителью (Акты Вилен. арх. ком. т. XI, 72 и пред. стр. IX). Архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря именовались наместниками киевской митрополии и заведовали духовенством и приходами новогрудского воеводства и мозырского повета, состоявшими в ведении и управлении митрополита. Когда белорусская епархия по проискам иезуитов оставалась незанятой, слуцкие архимандриты заведовали всеми церковными делами в Северо-Западной Руси. 795 В священнослужении слуцкие архимандриты имели некоторые особые преимущества: отправляли служение с посохом и рипидами, осеняли трикирием и дикирием и принимали св. дары в царских вратах; кроме того имели право носить митру и мантию со скрижалями. (Ист. росс. иер. I, 394). Архимандриты избираемы были киевским митрополитом, но получали презенту от Радзивилов, как колляторов монастыря. Настоятелями Слуцкого монастыря, после Михаила Рагозы, съехавшего с архимандрии слуцкой на престол киевской митрополии принявшего унию, были: Артемий († 1591), Исаия Соболевский (1599), Емелиан Загоровский, Иоасаф Мировский († 1618), Михаил Загоровский (1632–1635), Самуил Залесский Шитик, 796 Иларион Дорофеевич Болоценский (до 1649 г.), Варфоломей Скочкевич (1649–1653, и с 1654 Феодосий Василевич из игуменов киевского Златоверхого Михайловского монастыря. – Василевич, никогда не быль на стороне русского правительства и всегда тяготел к Польше. При нем, во время бывших в Польше волнений и войн, Троицкий монастырь подвергся в 1655 и 1660 гг. разорению и опустошению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пребывание в Литве имело для Дмитрия Савича и другое, более важное, значение. При всей своей врожденной скромности, он очутился в курсе защиты, гонимой веры от униатов. Среди такой борьбы яснее усвоялись борцами устои православия. Через 3 месяца после Новодворского торжества в Вильно прибыл Белорусский епископ Феодосий Василевич (14 ноября). В течение недели епископ настолько познакомился с Димитрием, что взял его с собою в город Слуцк, принадлежащий князьям Радзивиллам. В этом городе православное население претерпевало всевозможные стеснения от тех жителей, которые приняли унию. Православных не хотели считать равноправными гражданами, клеветали на них, что это схизматики (т.е. православные) хотят отворить ворота города, где находился двор князя с 200 обывательских домов, и из предместья впустить казаков или московитов. От них отбирали даже церкви. Стеснением гражданских прав у православного населения и обычных привилегий духовенства хотели усилить униатство и искоренить православие в Литве. В этом смысле подавались и просьбы королю. Но русские люди мужественно отстаивали и свою веру, и свои права, так что составляли из себя живой оплот православия против натиска католической пропаганды. О трудном положении их среди униатов известно стало даже в Иерусалиме. Оттуда патриарх Досифей послал в Слуцк одобрительную грамоту, где хвалит стойкость православных за свое исповедание. Униаты просили себе содействия короля, чтобы усилить значение их в городах 62 ; и патриарх Досифей советует православным обращаться к той же премудрости и великодушию тишайшего короля. В то время, как получена эта грамота, 1678 г., иезуиты, насаждавшие унию, усилили в Слуцке свою проповедь; в противовес им настойчиво проповедовали здесь и русские иноки; а во время возникновения католического Бернардинского монастыря, выстроенного в Слуцке, и иезуитской типографии, православные тоже строят свои братские монастыри в Слуцке и уезде его. Епископ Василевич считался архимандритом Троицкого Слуцкого монастыря, к которому приписаны Преображенский в самом городе, а также вновь основанный Старчицкий и Грозовский в Слуцком уезде. По предложению Белорусского епископа, или, может быть, по желанию послужить в митрополии прославленного иерарха Тукальского, отдававшего делу просвещения и свой покой, и скудные средства и выражавшего жалобы на оскудение благочестия в Литве, – Димитрий остался в Слуцке. Он жил здесь почти целый год, поселившись в Преображенском монастыре и сделавшись братским проповедником 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1654 г. братия К. З. м. признала власть рус. царя Алексея Михайловича. Несмотря на противодействие митр. Сильвестра (Косова), тайного униата и сторонника польск. кор. Яна II Казимира , московские воеводы построили новый острог на территории В. Киева. Внутри укреплений оказалась часть территории К. З. м. В 1654 г. близкий к митрополиту игум. Феодосий (Василевич) в своем челобитье просил царя Алексея Михайловича о подтверждении обители ее прежних пожалований. Но в том же году настоятель К. З. м. бежал из города в Литовское великое княжество, где под опекой магнатов Радзивиллов стал архимандритом в слуцком Троицком монастыре. В 1655 г. вместо него настоятелем К. З. м. стал Феодосий (Сафонович; † 1672). В возникавших время от времени конфликтах игум. Феодосий, как и ряд др. настоятелей, выступал обычно вместе с киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем) . Однако в позиции игум. Феодосия были и свои особенности. Лояльный по отношению к рус. властям, что позднее нашло отражение в написанной им «Хронике», тем не менее он не ездил в Москву и не направлял туда посольств. Лишь летом 1665 г. в К. З. м. наряду с др. киевскими обителями была послана царская «милостыня». В кон. 60-х гг. XVII в.- 1672 г. в отсутствие митрополичьего местоблюстителя Лазаря (Барановича) , находившегося в Новгороде-Северском, игум. Феодосий ведал от его имени церковными делами в Киеве. В 1672 г. вместе с архим. Иннокентием он просил царя Алексея Михайловича о защите Киева от военной угрозы со стороны тур. войск. В 1679 г., во время русско-тур. войны, Киев был вновь укреплен: новый земляной вал насыпали от Золотых ворот до юж. угла территории К. З. м. А. В. Кузьмин Кон. XVII-XXI в. Материальное положение В нач. XVII в. К. З. м. владел в Киеве почти всей южной частью Старого города, Дворцовой частью вдоль Крещатика и т. н. Введенской нивой. На окраине города, за Пробитым валом, находилось имение Кудрявцы с монастырскими пашнями. Рядом с городом, на Ориновской земле и на Девич-горе, обитель владела ок. 75 дес. земли и мельницей. К. З. м. принадлежали богатые рыбной ловлей и сенокосом острова на Днепре Церковный, Обрубной и озера с р. Половицей, лесные владения Селивонщина, Золоктаевская земля в Толстом лесу, Лысковщина, имения Глевацкое (Глеваха), Ветянское (Вета, ныне Вита-Почтовая) и Юровка, Борщаговка.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Всех служб 48, русским Святым 5, именно: Петру митр. Московскому, Алексию митр. Московскому на преставленис его и обретение мощей, февр. 12 и мая 20, препод. Феодосию игумену Киево-печерскому и Леонтию епископу Ростовскому. На обор. л. 70 идет подпись внизу: Старца Троицкаго Варсу(но)фья Кавезина (не Вассиана ли?). См. 768. 609. (143.) Трефолог мес. январь, февраль и март, полууст. четкий, напис. 1500 года, в четверть, 421 лист. Из числа 36 служб русским Святым написана одному: февр. 12 Алексею митр. Московскому. В службе 23 марта св. великомуч. Георгию по 6 песни положены (л. 371) пролог и Слово похвально Аркадия архиепис. Кипрскаго. См. 671 л. 190. Послесловие: При благоверном В. Князи Иване Василевичи всея Руси (на поле: и при благородном В. Князи Дмитрие Ивановичи всея Руси), и при освященном Симоне митр. всея Руси, и при Троицком Сергиева монастыря духовнаго настоятеля игумепа Серапиопа, написана бысть сиа книга, нарицаемая Трефолой, в лето 7008 (1500). 610. (139.) Трефолог месяц. февраль, март и апрель, полууст. четкий, XVI века, в четверть. 368 листов. Всех служб 40, русским Святым нет. 611. (136.) Трефолог мес. март, апрель и май, полууст. крупный, XVI века, в лист, 268 листов. В сей рукописи, много сходной с Трефолоем, напеч. в Москве 1638 года, помещено одинаковое число служб Святым греческой и российской Церкви. Службы русским Святым следующие: л. 18 об. Марта 19, препод. Макарию колязинскому на преставление. л. 52 об. – 30, Ионе Митропол. Московскому. л. 61. Апреля 17, препод. Зосиме и Савватию соловецким, окончание после л.72 см. л. 89. В след. службе великомуч. Георгию листы также перепутаны, после л. 96 см. с 73. л. 85. – 26, Стефану епископу пермскому, после л. 88 см. 97 и далее. л. 111. Мая 1, препод. Пафнутию боровскому. л. 117 об. – 2, муч. Борису и Глебу, паремии см. 4. л. 132. – 3 препод. Феодосию Киево-Печерскому. л. 148 об. – 7, препод. Антонию Киево-Печерскому. л. 186 об. – 14, блаж. Исидору ростовскому. л. 196 об. – 15, Исаии Епископу Ростовскому.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Главной задачей конфессиональной политики правительства Речи Посполитой стало уничтожение Православия на своих землях. С этой целью было принято решение тайно заменить правосл. епископов униатскими, исполнителем замысла стал Львовский правосл. еп. Иосиф (Шумлянский), с этой целью перешедший в Православие из унии в 1667 г. В это сложное для Православия время Могилёвскую кафедру возглавлял митр. Иосиф (Нелюбович-Тукальский), в 1667 г. освобожденный из Мариенбургского замка и поселившийся в виленском Свято-Духове мон-ре. Запрет на колокольный звон, наложенный им по случаю следования процессии с телом Иосафата Кунцевича, чуть было не стоил ему нового ареста, только бегство на Украину спасло митрополита от расправы. Митр. Иосиф сохранял за собой Могилёвскую епархию до 1669 г. С 1669 г. белорус. правосл. приходами управлял слуцкий архим. Феодосий (Василевич), в 1670 г. он предложил папскому нунцию проект условий, на к-рых православные согласились бы подчиниться папе. Феодосий скончался в 1678 г. В 1680 г. православные избрали во епископа Могилёвского Климента (Тризну; 1680-1686), бывш. настоятеля Свято-Духова виленского мон-ря. В отличие от др. западнорус. епископов он отказался принести тайную присягу папе и потому не получил привилея. После него более 20 лет Белорусская епархия вдовствовала и управлялась наместниками Киевского митрополита. В 1689 г. кор. Ян Собеский дал привилей на еп-ство тайному униату Гедеону Одорскому, закончившему католич. ун-т в Оломоуце, но паства потребовала, чтобы Одорский отправился для хиротонии к Киевскому митрополиту, в Киеве Одорский перешел в Православие и там остался. В 1697 г. на Могилёвскую епископию получил от короля грамоту архим. Серапион (Польховский), но в 1699 г. по настоянию Полоцкого униатского архиепископа король объявил грамоту недействительной. Причина отказа заключалась в том, что «не только в Белорусской епархии, но и по всему Великому княжеству Литовскому чрез посвящение во священнический сан схизма (т. е. Православие.- Ред.) начала множиться». Все последующие епископы, возглавлявшие Могилёвскую епархию в 1-й пол. XVIII в.: Сильвестр (Четвертинский; 1707-1728), Арсений (Берло; 1730-1732), Иосиф (Волчанский; 1732-1742), Иероним (Волчанский; 1744-1754) - были мужественными защитниками Православия, стойко сопротивлявшимися попыткам со стороны униатов и правительства Речи Посполитой закрыть Белорусскую правосл. епархию.

http://pravenc.ru/text/77856.html

еписк. Мефодием), 44 (Благодар. письмо 1668 г. царю за милостыню); VIII, 8 (Челобит. 1669 г.; упом. игум. Феодосий), 105 (Отписка 1669 г. царю с письмом Павла Тетери к игум. Феодосию); X, 7 (Бумаги Киев. воевод; статья VII, отписка 1654 г. о допросе игум. Феодосию Василевичу; статья X, об укреплении м-ря), 16 (Посольство Малоросс. духовен. 1654 г.; старец Гавриил; статья VI, грамоты государю игум. Феодосия Василевича; статья XI, под 3, челобитн. о разн. правах); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 187 (Акт избрания 1687 г. в гетм. Мазепы; игум. Сильвестр Головчич); “Акты Зап. Р.”, I, 141 (Гр. 1496 г. В. кн. Александра о пожалов. м-ря Григорию Поповичу в пожизненн. управление с тем, чтобы он вступил в монашество); II, 114 (Гр. 1522 г. об отводе город. поля под пашни; игум. Макарий), 122 (Гр. 1523 г. о предоставл. игум. Макарию права возобновить опустев. Златовер. Мих. м-рь и устроить в нем общину), 140 (Памят. запись 1526 г. игум. Макария о селах и угодьях), 228 (Ж. гр. 1543 г. на влад. по купчей записи двумя службами на Припяти и прежними угодьями; игум. Филарет, а до него Герасим); III, 57 (Вводная 1572 г. кн. Конст. Острожского на влад. землею Орининского и Девичь горою), 70 (Гр. 1576 г. кн. Конст. Острожского на влад. Юрьевскою землею); IV, 186 (Ж. гр. 1612 г. Ипатию Потею о присоединении м-ра к Киев. митрополии), 231 (Приговор. гр. 1631 г. монаст. властей об избрании в настоятели новонаречен. митр. Киев. Исайю Копинского; наместн. Констант. Негребецкий); V, 12 (Судеб. явка соборной братии 1635 г. о присоедин. митр. Исайею Копинским монаст. имущества во время бытности настоятелем м-ря), 41 (Подтверд. гр. 1655 г. Богоявл. Брат. м-ря наместн. Феодосию Софоновичу на сан игум. Златов. Мих. м-ря), 42 (Ж. гр. 1655 г. на влад. Федяковскою мельниц.; игум. Феодосий Сафонович), 145 (Универс. 1681 г. Сильвестру Головчичу на игум. в м-ре), 253 (Подтверд. универсал 1693 г. на влад. сел. Выкгуровщиною; игум. Сильвестр Головчич), 275 (Подтв. универс. 1699 г. на влад. землями с пожалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1096 Киевское духовенство обстоятельно выставило все нежелательные порядки в великорусских епархиях, которые должны завестись в Киевской митрополии. Оно указывало на приниженное состояние приходского духовенства, обремененного самыми разнообразными непосильными налогами, на злоупотребления сборщиков дани, на неизбежное лишение права иметь викариев-священников. Протестовавшим казалось бессмысленным брать по гривне митрополиту с тех, кто из мирян утонет или кого убьет громом. В киевских областях, поступивших в ведение Московского патриархата, детей вместо поливания велено погружать, прежние антиминсы сняты с престолов и даны патриаршие, книги также заменены московскими и т. п. То же будет и у нас, говорило киевское духовенство (Арх. Юго-Зап. Рос. V, XII, стр. 59–61). 1112 Архив. Юго-Зап. Рос. V. XXXIX, XLI, XLII, XLIII, XLIV, XLVI. Пол. Соб. З. Р. И. II, 1191, 1198 и 1199. Все грамоты писаны в мае, июне и июле 1686 г. 1117 Архив. Юго-Зап. Рос. V, II. Лазарь Баранович получил архиепископство на Большом Московском соборе. 1125 На белорусской или могилевской кафедре после Феодосия Василевича, скончавшегося 11 марта 1678 г., почти 20 лет не было епископа. В 1697 г. 30 сент. от польского короля Августа II, курфирста саксонского, получил привилегию на могилевское епископство Серапион Полховский, из архимандритов Слуцкого монастыря (Вил. Археогр. сбор. V, стр. 200). 1130 М. Коялович. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. С.П.Б. 1873 г., стр. 3–4. 1144 Там же, IV, стр. 17, 49, 57, 64. Хронологические данные о походах см. также у И. Щеглова «Хронологический перечень важнейших данных из Истории Сибири». 1146 П. Словцов. Истор. обозрение Сибири. Кн. I. Москва 1838 г. стр. XVI; Миллер. Опис. Сиб. Цар., стр. 67. 1148 Древн. Рос. Вавилиоф. III, стр. 107–108 ср. Миллер. Опис. Сиб. Цар. стр. 212. Соловьев. Ист. Рос. II, VII, 630 стр. 1149 Миллер. Опис. Сиб. Цар., стр. 220–221. Тогдашний обыкновенный путь в Сибирь шел через Чердынь, вверх по р. Вишере и через Югорские (Уральские) горы на р. Лозву, впадающую в Тавду; по Тавде он спускался вниз до р. Тобола, а Тоболом поднимался на Иртыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

149 ...посылали... царя Шихалея... и воеводу, князя Михаила Василевича Глинсково... – Поход на Ливонию бывшего казанского хана Шах-Али и М. В. Глинского происходил в начале 1558 г. 150 ...ко князю Петру Ивановичю Шуйскому, и к теб... множае пятинадесятъ градовъ взясте. – А. М. Курбский и П. И. Шуйский вступили в Ливонию со стороны Пскова в июле 1558 г. и завоевали Новгородок Ливонский (Нейшлос), Юрьев (Тарту) и ряд других городов. 151 ...лукаваго ради напоминание датцкого короля... – В марте 1559 г. Иван IV «для королева челобитья Датцкого» согласился на перемирие в Ливонии (до ноября). Перемирие было использовано ливонцами для обращения к германскому императору, польскому королю и другим западным государям за помощью. 152 ...пред зимнимъ временемъ, и сколко тогда народу християнского погубили! – В октябре–ноябре 1559 г., еще до истечения срока перемирия, войска нового ливонского магистра Кетлера, признавшего власть польского короля, напали на русские войска вблизи Юрьева; узнав об этом, Иван IV срочно выехал с больной царицей из Можайска в Москву. 153 ...вы же едва одинъ Вельянъ взясте... – В августе 1560 г. русские войска взяли крупную ливонскую крепость Феллин (Вильянди); русскими военачальниками были в это время А. Адашев и А. Курбский. 154 ...от литовские рати дтскими страшилы устрашистеся! – Вероятно, речь идет о потере русскими и взятии польско-литовскими войсками в начале 1561 г. города Тарваса (Тарвасту) с помощью подкопа. 155 Под Пайду... ничто же успсте! – Осада русскими войсками города Пайды (Пайде, Вайссенштейн) в конце 1560 г. окончилась неудачей; в конце концов город был взят шведами. 156 ...уже бы вся Германия была за православиемъ. – На собрании представителей Германской Римской империи («депутационстаг») в октябре 1560 г. ряд князей высказал ту же мысль о возможности завоевания Иваном IV Мекленбурга, Пруссии и других германских земель. 157 ...епископа коломенского Феодосия...Феодосий был епископом коломенским с 1542 г.; о «гонениях» на него при «Избранной раде» других сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1668 г. Львовскую кафедру занял при содействии И. Иосиф (Шумлянский) , к-рый и удержался на ней, несмотря на противодействие Антония (Винницкого). Впосл. между И. и Иосифом (Шумлянским) наметился конфликт, связанный с тем, что последний в противовес Антонию (Винницкому) добивался у короля привилея на должность администратора Киевской митрополии в Речи Посполитой. Глава духовенства в Великом княжестве Литовском митрополичий наместник архим. Феодосий (Василевич) посылал священников на поставление только к И. У последнего был большой авторитет, в частности, благодаря тому, что он активно боролся против униатства. Папский нунций Пигнателли в письме к кард. А. Барберини от 14 дек. 1667 г. обвинял И. в том, что он захватил имения, принадлежавшие униат. Перемышльскому епископу, и при помощи казаков организовал избиение униат. духовных лиц (MUH. Vol. 3. P. 289). Посланец царя В. Тяпкин, побывавший на Украине в кон. 1667 - нач. 1668 г., сообщал в Москву, что «мещане и казаки, паче же черные люди, по обе стороны [Днепра] зело любят и почитают» И., а архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и И. «великую любовь меж собою и в народех силу имеют». Т. о., И. имел сторонников и на Левобережной Украине. В Москве не торопились приводить последний договор в исполнение. В преамбуле документа по настоянию руководителя рус. внешней политики А. Л. Ордина-Нащокина было записано, что, прежде чем применять силу, следует попытаться убедить казаков, чтобы они «от бусурман отлучились». Ордин-Нащокин полагал, что, опираясь на это положение договора, можно добиться мирного присоединения Правобережной Украины к Русскому гос-ву. С этой целью на Украину в кон. 1667 г. с особой миссией был отправлен Тяпкин. Он должен был убедить гетмана Дорошенко разорвать союз с татарами и подчиниться верховной власти царя. При выполнении своей миссии Тяпкин искал содействия И., и тот обещал и посланцу, и киевскому воеводе кн. П. В. Шереметеву «влиять в благоприятном духе» на гетмана. В 1667 г. И. отправил письма кн.

http://pravenc.ru/text/578527.html

925 Так как в Белоруссии в это время не было православного епископа, то московское правительство назначило своего епископа, наименовав его Полоцким и назначив ему пребывание в Полоцке и Витебске. Первым таким епископом именуется в некоторых списках Иоаким Дьяконович (Записки игумена Ореста в Археогр. сборн. II, стр. XII). Более о нем ничего неизвестно. Затем в 1656 г. 13 марта, патриарх Никон назначил наместником Полоцкой епархии игумена Витебского Маркова монастыря, Каллиста Дорофеевича Риторайского . (Витебск. стар. Вып. 1. 125). В следующем году он посвящен был в сан епископа полоцкого, с поручением ему и Смоленской епархии. В 1662 г. 16 апр. он писал к царю Алексею Михайловичу послание по делу патриарха Никона . 926 В феврале 1661 г. мещане города Могилева предательски истребили русский гарнизон и отдались под власть Польши. В мае этого года посвящен был в Москве в епископы Мстиславские, нежинский протопоп, Мефодий Филимонович . Но он носил только титул мстиславского или белорусского епископа, и не входил в управление этой епархией, так как ему поручено было местоблюстительство митрополии, и жил в малороссийских городах, исполняя разные царские поручения. – С польской же стороны в белорусские епископы посвящен был, в августе того же года, митрополитом Дионисием Балабаном, архимандрит Лещинского монастыря Иосиф Нелюбович Тукальский , с оставлением в его управлении и Лещинского монастыря. В 1664 г. по смерти Балабана, Иосиф избран был на киевскую митрополию, но не переставал именоваться по-прежнему и могилевским. Кто в действительности управлял белорусской епархией в это время, неизвестно. Всего вероятнее, что исправление церковных дел по белорусской епархии поручено было Тукальским, по избрании его в митрополиты, слуцкому архимандриту, Феодосию Василевичу , который в 1669 г. избран был в белорусские епископы. Василевич скончался 11 марта 1678 г. в Люблине и в октябре того же года погребен греческим митрополитом Макарием Лигариди в Дятловицком монастыре. Надгробное слово при его погребении говорил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010