В 1655 году Феодосий был лишён должности игумена Михайловского монастыря в Киеве и остался только архимандритом Слуцкого монастыря, то есть подданным Польского короля. 19 июня 1669 году избран во епископа Мстиславского, Могилёвского и Оршанского. Он жил в Слуцком монастыре, настоятелем которого был, так как в Могилеве было неспокойно, там бесчинствовали униаты и римо-католики. В течение трёх лет оставался наречённым епископом и только 20 апреля 1672 года, получив от Польского короля Михаила Вишневецкого († 1673) утвердительную грамоту, был хиротонисан во епископа. Скончался 11 марта 1678 года в Люблине. Погребён в октябре 1678 года греческим митрополитом Макарием (Лигариди) в Дятловицком Спасо-Преображенском монастыре. Литература: Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 2, стр. 1676. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 12, стр. 96–102. Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской Церкви: в 2 ч. СПб., 1882–1884, ч. 2. Петров Н.И. , профессор. Киевская Академия во второй половине XVIII века. Киев. 1895. Мухин Н.Ф., профессор. Киево-Братский Училищный монастырь. Исторический очерк. Киев. 1893. Эйнгорн В. Очерки из истории Малороссии в XVII веке. М. 1899, т. 1. Титов Ф. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII–XVIII вв. Киев. 1905. Сапунов А.П. Витебская старина. Витебск, 1883–1888, т. 1, ч. 4; т. 4, ч. 1. Попов М.С. , протоиерей. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910, стр. 25, 26, 30, 36, 41. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1404. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 15, 493, 543. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 55. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. Киев. 1889. Могилевские епископы с краткими биографическими о каждом из них сведениями. – Могилев на Днепре. 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Влияние Петра Могилы, признанного богословского авторитета, образованнейшего человека, владевшего в совершенстве латынью и хорошо греческим, было огромным. Это способствовало укреплению Православия в этих землях, но после его преждевременной кончины (он отошел ко Господу в 50-летнем возрасте) в 1647 году межконфессиональная ситуация в Речи Посполитой резко ухудшилась, приведя к знаменитому восстанию Богдана Хмельницкого. Не случайно барельеф Петра Могилы был помещен на известном памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Вот что сказал о Петре Могиле поэт и академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Востоков: «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский». В 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви митрополит Петр (Могила) был канонизирован как местночтимый святой, 8 декабря 2005 года было установлено общецерковное почитание святителя Петра. И он до сих пор почитаем народом в Румынии и Польше. Но вернемся к истории могилевской Никольской обители. В 1637 году в Могилеве, с разрешения короля Речи Посполитой, при епископе Сильвестре (Коссове) была построена временная деревянная Никольская церковь. Каменный храм начали возводить в 1669 году; в 1672 году он был завершен и освящен епископом Феодосием (Василевичем). Вскоре при храме возник женский монастырь. Но судьба его оказалась драматичной. В начале XVIII века монастырь был разорен во время Северной войны шведскими войсками Карла XII. Война и пожары нанесли монастырю весьма серьезный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь, а Никольский был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов. В 1793 году при известном архиепископе Георгии (Конисском) рядом с неотапливаемым Никольским храмом начали строительство отапливаемой зимней церкви; оно было завершено в 1798 году. Тогда же церковь была освящена архиепископом Анастасием (Романенко-Братановским) как Онуфриевская.

http://pravoslavie.ru/57519.html

В два года проповеднического служения при Архиепископе Лазаре Димитрий успел сделаться известным по всем окрестным местам, и многие православные обители наперерыв приглашали к себе проповедника. Ближайшим случаем к таким приглашениям было следующее: В июне 1677 г., движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь, один из подведомственных Виленскому Святодухову монастырю, для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, писанному св. Петром, Митрополитом Московским . Новодворский монастырь находился уже за границею Малороссии в пределах литовских 24 , – следовательно под владычеством польским; но связи между членами Малороссийской Церкви и православными в Литве не пресеклись. Все православные церкви и монастыри литовские состояли под верховным управлением Киевского Митрополита. Епископ Белорусский, заведывавший в то время делами церковными в Литве, Феодосий Василевич, именовался наместником Митрополии в княжестве Литовском 25 . В то время, когда прибыл св. Димитрий в Новодвор, здесь готовились к торжественному перенесению чудотворной иконы из старой церкви в новую. Для сего прибыли и Белорусский Епископ Феодосий со своим клиром и проповедником, и настоятель Виленского Святодухова монастыря Климент Тризна, и другие знатные духовные лица. Радушно приняли они проповедника Черниговского, о котором знали по одному слуху, и, по окончании праздника, Климент Тризна взял Димитрия в свой монастырь. Димитрий пробыл в Вильне более двух месяцев, и сказал здесь две проповеди . А отсюда взял его с собою Епископ Белорусский Феодосий в Слуцк (21 ноябр.), где назначил для его пребывания братский Преображенский монастырь, которого сам был архимандритом 26 . Пользуясь любовью братства и великим расположением граждан, из которых некто Скочкевич, ктитор монастыря, особенно благодетельствовал проповеднику 27 , Димитрий прожил в Слуцке четырнадцать месяцев. Круг его знакомых увеличился еще одним значительным лицом, Митрополитом Греческим, Макарием Лигариди, который прибыл в Россию, вероятно, за милостыней и пробыл в Слуцке два месяца 28 . Но вскоре скончались более близкие к святому Димитрию Еп. Белорусский Феодосий (марта 11, 1678 г.) и благодетель его Скочкевич (ноября 29) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В два года проповеднического служения при Архиепископе Лазаре Димитрий успел сделаться известным по всем окрестными местам, и многие православные обители наперерыв приглашали к себе проповедника. Ближайшим случаем к таким приглашениям было следующее: «В июне 1677 г., движимый благочестивым усердием, Димитрий отправился из Чернигова в Новодворский монастырь , один из подведомственных Виленскому Святодухову монастырю, для поклонения чудотворному образу Пресвятой Богородицы, писанному св. Петром, Митрополитом Московским . Новодворский монастырь находился уже за границею Малороссии, в пределах литовских 24 , – следовательно, под владычеством польским; но связи между членами Малороссийской Церкви и православными в Литве не пресеклись. Все православные церкви и монастыри литовские состояли под верховным управлением Киевского Митрополита. Епископ Белоруссии, заведовавший в то время делами цер­ковными в Литве, Феодосий Василевич , именовался наместником Митрополии в княжестве Литовском 25 . В то время, когда прибыл св. Димитрий в Новодвор, здесь готовились к торжественному перенесению чудотворной иконы из старой церкви в новую. Для сего прибыли и Белоруссии Епископ Феодосий с своим клиром и проповедником, и настоятель Виленского Святодухова мона­стыря Климент Тризна , и другие знатная духовные лица. Радушно приняли они проповедника Черниговского, о котором знали по одному слуху, и, по окончании праздника, Климент Тризна взял Димитрия в свой монастырь. Димитрий пробыл в Вильне более двух месяцев и сказал здесь две проповеди . А отсюда взял его с собою Епископ Белоруссии Феодосий в Слуцк (24 ноябр.), где назначил для его пребывания братский Преображенский монастырь , которого сам быль архимандритом 26 . Поль­зуясь любовию братства и великим расположением граждан, из которых никто Скочкевич , ктитор монастыря, осо­бенно благодетельствовал проповеднику 27 , Димитрий прожил в Слуцке четырнадцать месяцев. Круг его знакомых увеличился еще одним значительным лицом, Митрополитом Греческим, Макарием Лигариди, который прибыль в Россию, вероятно, за милостынею и пробыл в Слуцке два месяца 28 . Но вскоре скончались более близкие к святому Димитрию: Еп. Белоруссии Феодосий (марта 11, 1678 г.) и благодетель его Скочкевич (ноября 29) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Во время правления могилёвской епархии епископом Сильвестром (Коссовым) в 1637 году была построена временная деревянная Никольская церковь. Строительство неотапливаемого кирпичного храма началось в 1669 году. В 1672 году состоялось торжественное освящение епископом Феодосием (Василевичем) Никольского храма, строившегося три года и ставшего одним из самых значительных памятников белорусского барокко. В 1697 году царский стольник П. А. Толстой, посетив Могилёв, в путевых заметках отметил: " За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения... иконостас великий, золоченый " . С точки зрения архитектурной планировки, Никольский собор представляет собой двухбашенную крестово-купольную базилику. Внутри пространство храма разделено на три нефа, при этом средний выше, чем боковые. Западный фасад выполнен в виде плоской стены, прикрывающей только центральный неф. Поясками-карнизами стена разделена на три горизонтальных яруса, расположенных один над другим. Нижний, самый массивный, практически лишён декоративных элементов - если, конечно, не считать таковыми три высокие ниши с полукруглыми завершениями. Второй ярус, напротив, весьма богат " архитектурными излишествами " . Он декорирован аркатурой с лепным орнаментом. В нишах этого яруса (своими очертаниями они повторяют ниши нижнего яруса, но в уменьшенном виде) можно увидеть изображения святых, особо почитаемых в Могилёве и по всей Белоруссии. Присутствуют здесь, в частности, изображения царственных страстотерпцев, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Петра Могилы. Ниши в третьем, самом узком ярусе, прорисованы наиболее чётко. Их разделяют четыре полуколонны, а венчает композицию ниша с изображённым в ней ликом Спасителя. До революции с обеих сторон третьего яруса возвышались четверики, служившие основаниями для небольших башен. В советское время они были разрушены, и сейчас фасад Никольского собора предстаёт перед нами в несколько изменённом, по сравнению с первоначальным, облике.

http://sobory.ru/article/?object=05966

правительства и со временем стал оказывать все более сильное влияние на Многогрешного. В отправленный в 1669 г. в Москву наказ был включен в т. ч. пункт, чтобы в Москве не принимали никаких писем от представителей киевского духовенства, кроме как от Л. После Андрусовского перемирия и междоусобиц 1668 г. наметился перелом в отношении киевского духовенства к России: посланцы в Москву начали обращаться не только к царю, но и к патриарху. Л., как и др. представители духовенства, сообщал о случаях притеснения православных со стороны поляков, прежде всего на землях Великого княжества Литовского. Л. узнал об этих фактах из переписки с Феодосием (Василевичем) в 1670 г. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. Л. участвовал в выступлениях левобережного духовенства против передачи Киева полякам. Клирики также требовали, чтобы рус. правительство выступило в защиту православных в Речи Посполитой. Поскольку Киевский митр. Иосиф жил на Правобережной Украине, Л. фактически управлял митрополией. Он убеждал Многогрешного препятствовать действующему митрополиту вершить духовную власть на Левобережье. Л. предлагал восстановить древнюю Переяславскую епископию, оставив за митрополией только правобережные владения. В письме царю от 30 июня 1670 г. Л. просил разрешить ему управлять левобережной частью, Киевом и теми землями на правом берегу, что отошли России по Андрусовскому перемирию. В ответ Л. было поручено «ведать духовенство всей восточной Малороссии и Киевской области»; эти функции он исполнял до 1685 г. Но еще с весны 1669 г. Л. фактически управлял теми областями, к-рые не были подчинены Черниговской кафедре, и частично исполнял по просьбе игумена киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мужского монастыря Феодосия (Сафоновича) епископские обязанности по отношению к Киеву. Л. продолжал жить в Новгороде-Северском; дела Киевской консистории были возложены на Феодосия. Хотя Киевская митрополия не была юридически подчинена Московскому Патриархату, левобережное духовенство фактически оказалось под властью Малороссийского приказа.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

Видно, что Василевич недолюбливал московского правительства и всегда тяготел к Польше, хотя и был ревностным православным пастырем 112 . Димитрий приехал в Новодвор с г. Бучинским 13 августа и поклонился иконе еще в старой церкви 113 . На утро 13 августа, накануне храмового праздника, Феодосий Василевич со всем клиром торжественно перенес икону в новую церковь . На перенесение иконы, рано утром, приехал и старший виленского братства св. Духа о. Климент Тризна, впоследствии в 1679 г., по смерти Феодосия, епископ Могилевской 114 . Перед крестным ходом Димитрия представили епископу в алтаре, и он шел в крестном ходе рядом с епископским проповедником о. Хоментовским, который потом произнес поучение, и после него епископ совершил литургию. В храмовой праздник, 15 августа, служил литургию опять Василевич, а проповедь говорил о. Паскевич Минский 115 , поставленный на той же литургии иеромонахом. Оба дня у епископа были приемы духовенства с богатым угощением, на которых присутствовал и Димитрий. 16 августа о. Никодим Белецкий, игумен монастыря Цеперского (с 1676 г.), подчиненного Виленскому монастырю, оглашал чудеса, происшедшие во время крестного хода 116 ; вероятно, в тот же день Димитрий выехал с о. Тризною, в Вильну потому, что в неделю 18-ю по Пятидесятнице (что придется 18 августа), уже произносил проповедь в Виленском Свято-духовском монастыре 117 . Другая проповедь была произнесена в неделю 23, т. е. 22 сентября. Обе они до нас не сохранялись 118 . Связи с Виленским братством и Феодосием Василевичем могли быть у Димитрия в силу того, что Иосиф Тукальский, поставивший Димитрия, был сам когда-то (1654–1661) старшим Виленского монастыря до Василевича, и как митрополит киевский, остался владыкою этого монастыря, изъятого из ведения белорусского епископа. Кроме того, наместником монастыря после Иосифа был уже упомянутый нами Пахомий Савич, однофамилец и, вероятно, родственник будущего святителя 119 . Здесь Димитрий познакомился с наместником о. Ионою Дубинским, и проповедником Иларием Гославским.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Оно покорялось московским властям, исполняло их волю, но не была ли эта покорность только наружною? Когда в генваре 1655 г. царь Алексей Михайлович прислал к киевским воеводам грамоту о своих победах в Белоруссии и приказал, чтобы воеводы, созвав в Софийский собор духовенство и мирян, объявили им эту грамоту и велели совершить благодарственное молебствие, то по зову воевод явились в соборную церковь архимандриты печерский Иосиф Тризна и михайловский Феодосий Василевич, равно игумены и других монастырей, и протопопы, и попы, и весь освященный Собор, и отправили торжественное молебствие. А «Киевский митрополит Селивестр — как извещали воеводы царя — за болезнию в соборной церкви у молебна не был, и мы твою государеву грамоту объявили ему в келье. И митрополит, слушав грамоту, учал Богу хвалу воздавать и велел на радости у себя в монастыре из пушек стрелять» . Но скоро обстоятельства начали было располагаться не в пользу Москвы. Хмельницкий и московский воевода Шереметьев в том же месяце генваре встретились с татарским и польским войсками под Ахматовом и принуждены были отступить к Белой Церкви, а из Белоруссии стали доноситься вести, что некоторые из покорившихся царю городов изменяют ему и передаются полякам и что литовский гетман Радзивилл уже осадил Могилев. И вот тот же самый архимандрит Феодосий Василевич, который недавно вместе с прочим киевским духовенством совершал в Софийском соборе молебствие по случаю побед московского государя в Белоруссии, тот самый Феодосий, который в июле прошлого года посылал к царю Алексею Михайловичу челобитную и уверял его в своей непоколебимой преданности и о котором тогда же Хмельницкий говорил царю: «Той архимандрит зело потребен есть Церкви святой, искусен муж и премудр, и на вся дела вере нашей благочестивой благопотребен, и тебе, великому государю нашему, верен, и всякого добра прямо желает»,— тот самый архимандрит Феодосий внезапно очутился теперь (в марте и апреле 1655 г.) в стане литовского гетмана Радзивилла под Могилевом и старался убедить осажденных могилевцев, чтобы они сдались польскому войску.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Так, Киево-Михайловскому девичьему монастырю пожаловал два села на пропитание; лубенскому Мгарскому отдал сеножати, принадлежавшие ксендзам бернардинам; Киево-братскому училищному – маетности, принадлежавшие ксендзам доминиканам, и пять селений под Фастовом, бывших во владении иезуитов. Киевское духовенство не могло не чувствовать, что положение его под властию Москвы на первых порах не улучшилось, а сделалось даже хуже, чем было прежде при польском правительстве, и, естественно, не могло быть довольным своею новою участию. Оно покорялось московским властям, исполняло их волю, но не была ли эта покорность только наружною? Когда в генваре 1655 г. царь Алексей Михайлович прислал к киевским воеводам грамоту о своих победах в Белоруссии и приказал, чтобы воеводы, созвав в Софийский собор духовенство и мирян, объявили им эту грамоту и велели совершить благодарственное молебствие, то по зову воевод явились в соборную церковь архимандриты печерский Иосиф Тризна и Михайловский Феодосий Василевич, равно игумены и других монастырей, и протопопы, и попы, и весь освященный Собор, и отправили торжественное молебствие. А «Киевский митрополит Селивестр, – как извещали воеводы царя, – за болезнию в соборной церкви у молебна не был, и мы твою государеву грамоту объявили ему в келье. И митрополит, слушав грамоту, учал Богу хвалу воздавать и велел на радости у себя в монастыре из пушек стрелять». Но скоро обстоятельства начали было располагаться не в пользу Москвы. Хмельницкий и московский воевода Шереметев в том же месяце генваре встретились с татарским и польским войсками под Ахматовом и принуждены были отступить к Белой Церкви, а из Белоруссии стали доноситься вести, что некоторые из покорившихся царю городов изменяют ему и передаются полякам и что литовский гетман Радзивилл уже осадил Могилев. И вот тот же самый архимандрит Феодосий Василевич, который недавно вместе с прочим киевским духовенством совершал в Софийском соборе молебствие по случаю побед московского государя в Белоруссии, тот самый Феодосий, который в июле прошлого года посылал к царю Алексею Михайловичу челобитную и уверял его в своей непоколебимой преданности и о котором тогда же Хмельницкий говорил царю: «Той архимандрит зело потребен есть Церкви святой, искусен муж и премудр, и на вся дела вере нашей благочестивой благопотребен, и тебе, великому государю нашему, верен, и всякаго добра прямо желает», – тот самый архимандрит Феодосий внезапно очутился теперь (в марте и апреле 1655 г.) в стане литовского гетмана Радзивилла под Могилевом и старался убедить осажденных могилевцев, чтобы они сдались польскому войску.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В июле месяце (31-го) холодного 95 1677 года Димитрий, испросив увольнение 96 , уезжает в Литву, на поклонение иконе Богородицы Новодворской, писанной, по преданию, св. Петром, митрополитом московским и всея России 97 . Новодворский Успенский православный монастырь в Пинском уезде, среди пинской униатской епархии, был подчинен белорусскому епископу, считавшемуся викарием киевского митрополита 98 . Иосиф Тукальский, грамотою из Корсуня от 1656 года назначил наместником слуцким игумена киевского Михайловского, Феодосия Василевича 99 . С ним у Димитрия завязалось тесное знакомство. О самом Феодосии мы знаем следующее. Он пользовался покровительством Хмельницкого и играл не маловажную роль во время присоединения Малороссии к Москве 100 . Последней он изменил в 1655 году. У него в слуцком монастыре, в 1659 году, большею частью, проживал митрополит Дионисий Балабан 101 и даже учредил консисторию, на манер киевской, которой покровительствовал владелец Слуцка кн. Богуслав Радзивил 102 . В 1669г. Василевич был посвящен в епископа белорусского, но сохранил и сан слуцкого архимандрита. Его постоянные заботы о пастве видны из его грамот от 1660 и 1661 года 103 , Феодосий хлопотал об увеличении своих владений 104 , строил новые церкви 105 и отбирал старые, захваченные униатами: так он отобрал униатскую церковь в 1666 г. и от базилиан Спаский молевский монастырь в 1674 г. 106 . В 1664 году Феодосий был заподозрен в деле тогда заточенного Тукальского, но оправдался 107 . В 1667 году он намеревался ехать в Киев к печерскому архимандриту за бумагами для спорного дела с ксендзом Шпольским об имениях Дятловичи и Люблинец, для чего и просил провожатых, польских драгун, в виду разбоев в Полесьи 108 . В 1670 г. он получил копию с грамоты на белорусскую епископию Иосифу Тукальскому, с подтверждением прав этой грамоты 109 . В 1676 г. был обвинен некоторыми печерскими иноками в растрате денег печерских имений в Литве. Феодосий писал из Кракова к архимандриту печерскому и просил Лазаря Барановича о посредничестве 110 . И впоследствии Василевич сносился с Дорошенкой и киевскими духовными властями 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010