Скачать epub pdf Май 2 Феодосий, игумен Киево-Печерский, преподобный После преподобного и богоносного отца нашего Антония Печерского великим светильником Русской Церкви и доблестным подвижником славной Киево-Печерской лавры был преподобный и богоносный отец наш Феодосий, прославленный от Бога многочисленными подвигами и чудесами. Для всех желающих познакомиться с житием сего славного мужа подробные сведения о нем сохранил нам преподобный Нестор, летописец Печерский; как верный небесный свидетель, он предлагает нам достоверные сведения о житии преподобного Феодосия. Родиной преподобного и богоносного отца нашего Феодосия был один из городов русской земли – Васильев. Благоверные родители с ранних лет воспитывали своего сына в благочестии, когда же он подрос, отдали его учиться грамоте. Скоро Феодосий столь основательно изучил Божественное Писание, что все удивлялись его разуму и мудрости. С отроческих лет Феодосий каждый день ревностно посещал храм Божий и, со вниманием слушая все, что здесь читалось и пелось, всегда до конца выстаивал церковные службы. Уже в эти годы он сторонился своих сверстников и не принимал никакого участия в детских играх. Когда Феодосию исполнилось 13 лет, родители его по какой-то причине должны были переселиться в Курск – город, лежащий ближе к центру Русской земли. Здесь в скором времени, согласно велению Божественного Промысла, суждено было умереть его отцу, праведная душа которого переселилась из юдоли земной в Обители Небесные. Лишившись отца, тринадцатилетний Феодосий жил с матерью, укрепляемый с летами благодатью Божией. После смерти отца своего земного Феодосий начал еще ревностнее заботиться о снискании себе вечной жизни на небесах: он жаждал богоугодных дел и удалялся от каких бы то ни было мирских удовольствий; перестал одеваться в дорогие одежды и носил только бедное платье. Он всегда имел лишь одно желание – достичь спасения. Однажды Феодосию случилось встретиться со странниками из Иерусалима. Заинтересовавшись их рассказами и воспылавши сильной любовью к святым местам, блаженный юноша упросил их вместе с ним посетить те святые места, где обитал и пролил Свою бесценную кровь ради нашего спасения Спаситель мира. И вот, исполняя свое намерение, Феодосий ночью тайно от матери отправляется в далекий путь. Мать же три дня вся в слезах искала его по городу до тех пор, пока не узнала, куда он пошел. Тогда мать с младшим сыном тотчас отправилась за ним и, догнавши его, в сильном гневе стала наносить ему жестокие побои, повергая на землю и попирая ногами. Затем, приведя его домой, она заперла его в комнате. Все это Феодосий сносил без ропота, даже с благодарностью. Наконец мать сжалилась над ним и, освободив его, со слезами начала упрашивать его не уходить никуда из ее дома. Тогда Феодосий возвратился к своим прежним подвигам и по-прежнему каждый день посещал церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Вознесение Господне: «Аз есмь с Вами» В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. 23 мая, 2012 В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием. О святителе Луке (Войно-Ясенецком): Святитель-хирург, епископ — лауреат Сталинской премии Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника. Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы». Что это значит: «Еже о нас исполнив смотрение?» Это значит в русском переводе вот что. Когда Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным – когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами. Он соединил нас с ангелами Своими. Он дал нам возможность быть причастниками небесной жизни. Было немало людей, которые на земле уже стали ангелами во плоти. Вы знаете, что великого Иоанна Предтечу Священное Писание называет ангелом. Было много людей, для которых настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле стали ангелами во плоти. Разве не таковы были все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти, разве не таковы были множество отцов – величайших пустынников, как Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, как наш величайший преподобный Серафим Саровский, наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские?

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne-az...

Глава 4.Развитие высшей церковно-правительственной власти на востоке в царствование Аркадия и Феодосия Младшего и осуществление Маркианом и Пульхерией церковно-политической программы Феодосия Великого на халкидонском соборе 451 года I. Церковная деятельность Иоанна Златоуста и первая церковная борьба между Константинополем и Александрией из-за первенства в восточно-римской империи 17 января 394 года скончался Феодосий Великий. Преемником его в восточно-римской империи был Аркадий. Коренными чертами характера этого государя, от природы мягкого и кроткого 2830 , были полное отсутствие энергии и умственная ограниченность 2831 . Это было видно даже из его внешнего, апатичного вида «Аркадий, говорит Филосторгий 2832 , рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души обличалась речью и свойством глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались». До конца своей жизни он был безвольной игрушкой в руках тех, которые пользовались его доверием 2833 . Первое время после вступления на престол таким неограниченным руководителем государства был Praefectus Praetoric orientalis Rufinus 2834 , приставленный к нему Феодосием Великим. После смерти Руфина, место его занял евнух Евтропий, именем монарха прикрывавший свои гнусные преступления 2835 и в своем лице объединивший все высшие должности империи. Рядом с ним выступало влияние его жены Евдоксий, прекрасной дочери варварского военачальника Вавдона (Bauto). Алчная и сомнительной верности, поверженная церкви и ее служителям, но отражавшая их нападки, где это ее лично касалось, она самовластно царила над слабым императором 2836 . При таких обстоятельствах нет ничего удивительного, что политика зависела не от него, а от его советников 2837 . Публичной жизнью государства он совершенно не интересовался. Все внимание императора целиком ушло в исполненную пышности и церемоний дворцовую жизнь 2838 . Византийская империя с этого времени приобретает тот восточный характер, который отличает ее и в последующее время 2839 . Благочестие Аркадия было искреннее и соответствовало по духу и по форме благочестию греческой ортодоксии 2840 . С великим благоговением он почитал мощи мучеников и святых и не раз это выражал публично, участвуя лично в религиозных процессиях, напр. при открытии мощей Самуила 2841 и перенесении их в церковь св. Фомы близ Константинополя 2842 . Это благочестие окружило его ореолом святости. Незадолго до своей смерти Аркадий посетил в Константинополе очень большое здание, называемое Карией. При этом все живущие около молитвенного дома, сбежались посмотреть царя, причем многие вошли в Карию, но затем вслед за царем вышли. «Тотчас после сего целое огромное здание, окружавшее молитвенный

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Лекция 11 После кончины св. митрополита Киприана (1406 г.) вновь обострились взаимоотношения между великим князем Московским Василием Димитриевичем и его тестем - великим князем Литовским Витовтом. Следствием этого стало обращение Витовта с просьбой к патриарху Константинопольскому поставить митрополитом на Киев и Литовскую Русь епископа Полоцкого Феодосия, ставленника Литовского князя. Снова вполне реальной стала угроза разделения Русской Церкви, либо подчинения ее влиянию католического государя Литвы. Вероятно, для того, чтобы не допустить этого, из Москвы в Царьград обратились с просьбой поставить митрополита " по старой пошлине (обычаю) " . Поскольку никаких конкретных кандидатов Василий Московский не называл, это следовало понимать в том смысле, что Москва готова принять митрополита, указанного патриархом. Первоиерарх-грек в данной ситуации представлялся предпочтительнее литовского ставленника. Сговорчивая позиция Москвы в Константинополе, естественно, больше пришлась по душе, чем просьба Витовта: в канун падения Империи Ромеев греки рады были укрепить свое влияние в крупнейшей и богатейшей митрополии Константинопольского Патриархата и держать ее под контролем. Ранее уже отмечалось, что в это время не только Константинопольский Патриархат, но и императорский двор существовали почти исключительно на средства, присылаемые Русью. В частности, только в 1395-1396 г.г., во время попытки султана Баязида овладеть Константинополем, грекам было отправлено вспомоществование от великого князя Василия Димитриевича и других русских князей - 20 тыс. рублей. Сумма по тем временам колоссальная. В пользу московского предложения греки склонялись и по причине предполагавшегося нового династического союза: дочь Василия Анна вступила в брак с сыном императора Мануила II - Иоанном Палеологом, также будущим императором. Таким образом, в Царьграде было принято решение пренебречь просьбой Витовта и вновь поставить на митрополию всея Руси грека. В 1408 г., спустя два года после смерти Киприана, новым Предстоятелем Русской Церкви стал св. Фотий. Это был уроженец Мореи-Пелопоннеса, с молодых лет посвятивший себя монашеским подвигам. Фотий был представителем кругов, близких исихастам-паламитам.

http://sedmitza.ru/lib/text/436260/

Святитель Амфилохий Иконийский Жизнь Основным источником сведений о жизни святителя Амфилохия является его переписка со свв. Василием Великим , Григорием Богословом и Григорием Нисским . Св. Амфилохий родился в Диокесарии Капиадокийской между 340 и 345 гг., учился у Ливания в Антиохии и затем около 364 г. стал адвокатом в Константинополе. Около 370 г. он удалился из византийской столицы в свой родной город и проводил уединенную жизнь. Св. Амфилохий был другом всех трех Великих каппадокийцев, которые переписывались с ним, и, вероятно, родственником одного из них – Григория Богослова . Св. Василий посвятил ему свое сочинение «О Святом Духе». В 374 г. св. Амфилохий, но рекомендации Василия Великого , был назначен епископом Иконии и первым митрополитом Ликаонийской провинции. Св. Амфилохий отказывался от хиротонии и согласился лишь из послушания Василию, который писал ему вскоре после рукоположения: «Благословен Бог, Который в каждом роде избирает благоугодных Ему!.. Он и тебя, который бежал, как сам говоришь, не от нас, но от звания, через нас ожидаемого, уловил ныне неизбежными сетями благодати... Не сетуй на тяжесть, превышающую силы. Если бы самому тебе надлежало нести это бремя, то, конечно, оно не только тяжело, но даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою, то возверзи на Господа печаль твою ( Пс.54:23 )» (Письмо 155). Прежний учитель св. Амфилохия Ливаний также прислал ему письмо, в котором поздравлял с хиротонией. Св. Амфилохий ревностно принялся за исправление нравов во вверенной ему епархии, советуясь во всем со своим старшим другом св. Василием Великим . Ответом на его вопросы к Василию Великому являются канонические послания последнего. Св. Амфилохий управлял епархией весьма успешно, всюду восстановив порядок и каноническую дисциплину. Своими сочинениями он укреплял православную веру, опровергая арианскую ересь. Один случай из его борьбы с арианством рассказан историками Созоменом (Церк. история 7, 6) и 6л. Феодоритом (Церк. история 5, 16). Св. Амфилохий просил императора Феодосия запретить арианам богослужебные собрания в черте города, но император не согласился. Тогда св. Амфилохий пришел к императору на аудиенцию и, оказав ему соответствующую почесть, демонстративно не поздоровался с его сыном, только что возведенным в достоинство августа. Феодосий разгневался. Св. Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящими хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их». Император, услышав это, тотчас издал необходимый указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Царь Иоанн Васильевич женил сына своего, царевича Феодора, на Ирине Феодоровне Годуновой и взял её, государыню, в свои царские палаты семи лет, и воспитывалась она в царских палатах до брака. Борис Феодорович также при светлых царских очах был безотступно ещё с несовершеннолетнего возраста и от премудрого царского разума царственным чинам и достоянию навык. По смерти царевича Иоанна Иоанновича великий государь Борису Феодоровичу говорил: „Божиими судьбами, а по моему греху, царевича не стало, и я в своей кручине не чаю себе долгого живота; так полагаю сына своего царевича Феодора и Богом данную мне дочь, Ирину, на Бога, Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и на тебя, Бориса: ты бы об их здоровье радел и ими промышлял; какова мне дочь, царица Ирина, таков мне и ты, Борис: в нашей милости ты всё равно как сын». На смертном одре царь Иоанн Васильевич, представляя во свидетельство духовника своего, архимандрита Феодосия, говорил Борису Феодоровичу: „тебе приказываю сына своего Феодора и дочь Ирину, соблюди их от всяких зол». Когда царь Феодор Иоаннович принял державу Российского царства, тогда Борис Феодорович, помня приказ царя Иоанна Васильевича, государское здоровье хранил, как зеницу ока, о царе Феодоре и царице Ирине попечение великое имел, государство их отовсюду оберегал с великим радением и попечением многим, своим премудрым разумом и бодроопасным содержательством учинил их царскому имени во всём великую честь и похвалу, а великим их государствам многое пространство и расширение, окрестных прегордых царей послушными сотворил, победил прегордого царя Крымского, и непослушника короля шведского под государеву высокую десницу привёл, города, которые были за Шведским королевством, взял. К нему, царскому шурину, цесарь христианский, султан турецкий, шах персидский и короли из многих государств послов своих присылали со многою честью. Всё Российское царство он в тишине устроил, воинский чин в призрении и во многой милости, в строении учинил, всё православное христианство в покое и тишине, бедных вдов и сирот в крепком заступлении, всем повинным пощада и неоскудные реки милосердия изливались, святая наша вера сияет во вселенной выше всех, как под небесем пресветлое солнце, и славно было государево и государынино имя от моря и до моря, от рек и до конец вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В естественных религиях празднества в честь богов обыкновенно соединяются с разного рода играми, процессиями и плясками под пение и музыку, иногда с переряживанием. На первых же страницах нашей Начальной летописи повествуется, что у радимичей, вятичей и северян бывали игрища и пляски между селами 997 . Княжеские пиры в древнейшую эпоху сопрвождались музыкой, что можно заключить из благочестивого размышления летописца под 1015 г.: «лют граду тому, в нем же князь ун, любяй вино пити с гуслеми и с младыми светники» 998 . Сообщив о нашествии в 1068 г. половцев, летописец предается благочестивому дьявол льстит и отвлекает нас от Бога трубами и скоморохами, гуслями и русальи (плясками); на игрищах народа множество, а церкви стоят пустыми 999 . Это место заимствовано из Златоуструя 1000 . Но можно быть уверенным, что летописец вооружался против распространенного тогда обычая проводить праздники в играх и плясках. Из жития преп. Феодосия видно, что музыка и пение были обычным развлечением при дворах наших князей. Однажды, придя к князю Святославу преподобный увидел, что князь сидел, а перед ним играли музыканты «овы гоусельные гласы испоущающи, другиа же органныя гласы поющи, инем замарные писки гласящим», – так все играли, веселились, как это было в обычае у князя. Преподобный сел с карю и поник головою, а потом спросил: «так ли будет и на том свете?». Князь был тронут и приказал музыкантам умолкнуть. Однакоже музыка при княжеском дворе не была уничтожена; только во время прихода преподобного Феодосия не играли 1001 . Замечательно, что на стенах Киевского Софийского собора, построенного великим князем Ярославом до наших дней, сохранились фрески, изображающие княжеские забавы. На одной фреске изображены плясуны и музыканты, играющие на дудке, трубах, гуслях и литаврах; были известны и акробатические представления. Обычай иметь при дворе музыкантов и танщовщиков, вероятно, заимствован нашими князьями из Византии. Когда княгиня Ольга была в Константинополе во время парадного обеда пели два хора певчих и разыгрывались разные представления, состоявшие из плясок и других игр 1002 . Фрески Киевского собора писаны, конечно, греческими художниками и в силу византийских традиций. Очевидно, в Киеве сочувственно относились к музыке и пляскам, иначе не позволили бы сделать такого рода изображения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 2. Русская Церковь в XI и XII веках. Преподобный Феодосий, игумен Печерский В течение двухсот с половиной лет после Крещения Руси христианство быстро распространялось и углублялось по всей стране. Строились храмы, появлялись монастыри, создавалась замечательная и глубоко христианская по духу литература. И в то же время росло страшное бедствие – разделение Руси на враждовавшие между собой удельные княжества. Первой причиной этого было сложное право наследства – не от отца к сыну, а от старшего брата к следующему брату. Главным и самым почетным княжеством было Киевское, и его князь считался великим князем. Когда он умирал, начиналось передвижение многих князей – его братьев и племянников – с княжества на княжество. Возникавшие при этом ссоры порой переходили в междоусобные войны. Святые страстотерпцы Борис и Глеб. Примером такой междоусобной войны и отношения к ней некоторых князей служит замечательный и трогательный рассказ о святых братьях Борисе и Глебе, записанный в летописи преп. Нестором. Когда княжеская дружина узнала о смерти великого князя Владимира, она предложила одному из его сыновей, Борису, очень всеми любимому, идти на Киев и занять престол, так как весь народ был за него. Но Борис ответил: – Не могу я поднять руки на старшего брата Святополка. Пусть будет он мне вместо отца. Князь Борис тут же распустил дружину и остался с несколькими слугами. Борис был в церкви и сам читал молитвы перед иконой Спасителя, когда явились убийцы, подосланные Святополком, решившим избавиться от возможного конкурента. Они набросились на него и закололи копьями. При этом Борис молился: – Умираю не от врагов, а от брата. Господи, не поставь ему этого в грех. Его младший брат Глеб так оплакивал смерть своего брата: – Если ты получил милость от Господа, молись за меня, лучше мне быть с тобою, чем в этом злом мире. Убийцы, подосланные Святополком, захватили и Глеба, когда он плыл в лодке, убили его, а тело бросили в глухом лесу. Это сказание стало любимым чтением русских людей того времени. Может быть, потому и любил древнерусский читатель такое чтение, что оно утверждало другой, вечный смысл жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание Вместо предисловия Он был всем вся Митрополит Иосиф Алма-Атинский, архиепископы Симон, Вениамин Иркутский, Евмений Житомирский, епископ Иаков Черниговский, наместник Киево-Печерской Успенской Лавры архимандрит Кронид, схиархимандрит Прохор Почаевский и сихиигумен Кукша, которым приходилось с Батюшкой о. Лаврентием встречаться, свидетельствовали об о. Лаврентии, что он был великий подвижник и старец таков, как иеросхимонах Амвросий Оптинский и Варнава Гефсиманский. Все они имели с глубоко почитаемым старцем беседу, получали утешение, помощь и пророчество, которое и исполнилось. Покойный митрополит Иоанн Киевский глубоко чтил память схиархимандрита о. Лаврентия и всегда при разговоре о нем свято с благоговением относился к нему, сам лично удостоверившись в его смиренных словах и прозорливости, и говорил: «Велик и дивен сей старец». По рассказам протоиерея о. Александра, настоятеля Кафедрального Спасо- Преображенского Собора и секретаря Епархиального Управления, священномученик Василий архиепископ Черниговский говорил об о. Лаврентии в 1915 или 1916 гг., что в нем почивает. Дух Святый и он подобен древним Святым. Архиепископы Симон и Андрей, епископы Иаков и Нестор называли о. Лаврентия великим светильником и столпом православия. Да, он действительно был светом Веры Православныя и ее оплотом и поборником, ибо сам никогда не колебался в единстве Церкви, и не имел общения с живистами-обновленцами и украинцами-самосвятами, и верных укреплял в Православии. Говорил, что по примеру святителя Феодосия нужно держаться единства и не дробиться. Всегда верен был Московской Патриархии, и сие всем заповедал. Батюшку много раз арестовывали, но всегда отпускали. Перед закрытием монастыря в г. Чернигове поехал м. М. с ходатайством в Московскую Патриархию, где был принят сначала архиеп. Киприаном, а потом патриархом Алексием 1-ым, беседа была длинная, где разговор зашел о чудесах святителя Феодосия, а потом Святейший повел разговор о схиархимандрите Лаврентии и сказал, что Харьковский митрополит Стефан говорил ему, что о. Лаврентий свят, и присовокупил, перекрестясь: преподобие отче Лаврентие, моли Бога о нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

Содержание Вместо предисловия     Он был всем вся    Митрополит Иосиф Алма-Атинский, архиепископы Симон, Вениамин Иркутский, Евмений Житомирский, епископ Иаков Черниговский, наместник Киево-Печерской Успенской Лавры архимандрит Кронид, схиархимандрит Прохор Почаевский и сихиигумен Кукша, которым приходилось с Батюшкой о. Лаврентием встречаться, свидетельствовали об о. Лаврентии, что он был великий подвижник и старец таков, как иеросхимонах Амвросий Оптинский и Варнава Гефсиманский.    Все они имели с глубоко почитаемым старцем беседу, получали утешение, помощь и пророчество, которое и исполнилось.    Покойный митрополит Иоанн Киевский глубоко чтил память схиархимандрита о. Лаврентия и всегда при разговоре о нем свято с благоговением относился к нему, сам лично удостоверившись в его смиренных словах и прозорливости, и говорил: «Велик и дивен сей старец».    По рассказам протоиерея о. Александра, настоятеля Кафедрального Спасо- Преображенского Собора и секретаря Епархиального Управления, священномученик Василий архиепископ Черниговский говорил об о. Лаврентии в 1915 или 1916 гг.,    что в нем почивает. Дух Святый и он подобен древним Святым.    Архиепископы Симон и Андрей, епископы Иаков и Нестор называли о. Лаврентия великим светильником и столпом православия.    Да, он действительно был светом Веры Православныя и ее оплотом и поборником, ибо сам никогда не колебался в единстве Церкви, и не имел общения с живистами-обновленцами и украинцами-самосвятами, и верных укреплял в Православии. Говорил, что по примеру святителя Феодосия нужно держаться единства и не дробиться. Всегда верен был Московской Патриархии, и сие всем заповедал. Батюшку много раз арестовывали, но всегда отпускали.    Перед закрытием монастыря в г. Чернигове поехал м. М. с ходатайством в Московскую Патриархию, где был принят сначала архиеп. Киприаном, а потом патриархом Алексием 1-ым, беседа была длинная, где разговор зашел о чудесах святителя Феодосия, а потом Святейший повел разговор о схиархимандрите Лаврентии и сказал, что Харьковский митрополит Стефан говорил ему, что о. Лаврентий свят, и присовокупил, перекрестясь: преподобие отче Лаврентие, моли Бога о нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010