Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН (КОНОНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Вениамин (Кононов) Власти проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия. 12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками ЧК, благодаря указаниям некоторых монахов, были найдены замурованные церковные изделия. В ответ было получено распоряжение: " Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии " . С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Затаивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших смуту монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов: " Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: …оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими – Антонием, Феодосием Киевскими и последующими до наших основателей: Зосимы и Савватия и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им… не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель – возвышение бессмертного человеческого духа над тварностью, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом – “общежитие”… Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники – настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)…»

http://drevo-info.ru/articles/13674557.h...

архим. Агапит Приложение 141 Из наставлений Оптинского старца иеросхимонаха Макария Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву Поводом к написанию сего предостережения послужили две причины. Первая и главная причина объяснена переводчиком отеческих писаний с еллино-греческого на славянский язык опытным делателем молитвы молдавским старцем Паисием Величковским в письме его к старцу Феодосию, архимандриту Софрониевой пустыни, где он пишет так: «Духовно уведомляю святыню вашу, что касательно издания, чрез напечатание отеческих книг как на еллино-греческом, так и на славянском языке, объят я радостию и страхом: радостию – потому, что они уже не будут преданы окончательному забвению и ревнители удобнее могут приобретать оные; страхом же, боясь и трепеща, что эти (святые творения), как и прочие книги, как вещь продаваемая, предлагаемы будут не только монахам, но и вообще всем православным христианам; и по ним обучившимся самочинно, без наставления опытных, деланию умной молитвы как бы не воспоследовала прелесть; а за прелестию, как причиною, не воспоследовала бы от суемудрых хула на это святое и пренепорочное дело, засвидетельствованное весьма многими великими святыми отцами». Представив бывший пример хулы на молитву, старец продолжает: «Итак, как выше я сказал, боюсь и трепещу того, дабы не воспоследовали для самочинников прелести, прелестям же – хулы, хулам же – усумневания в истине учения богоносных наших отцов. Потому богоносные отцы, уча о молитве сей, началом ее и непоколебимым основанием полагают истинное послушание, от которого рождается смирение; смирение же охраняет подвизающегося в ней от всех прелестей, последующих самочинникам. Да и как возможно будет без послушания, по самочинию, которому последует прелесть, без всякого наставления, понуждаться на столь страшное и ужасное дело, то есть на таковую молитву, и избежать многоразличных прелестей вражиих, с великим ухищрением наводимых на молитву сию и на подвизающихся в ней? Отнюдь невозможно!» 142

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Исх.23:7–8 ). Но сказать ли больше и худшее сего? Ныне так возобладала страсть иудейского сребролюбья и лихоимства судьями и властителями, посылаемыми благоверным царем по городам, что они даже слугам своим дозволяют придумывать всякие неправедные обвиненья против людей состоятельных, и для этого они подкидывают иногда по ночам в их дома разные предметы, а иногда – о великое нечестье! – притаскивают труп мертвого человека и покидают его среди улицы, чтобы таким образом, под предлогом яко бы праведного мщенья за убитого, иметь повод привлечь к суду по делу об убийстве не одну только улицу, но и всю эту часть города, и чрез то получить в виде мерзких и богопротивных корыстей множество серебра. Кто от начала века слышал, чтобы кто-либо из неверных язычников дерзнул на такой богомерзкий способ лихоимства, какой придуман ныне нашими властями? О, какая неизреченная кротость и какое долготерпенье Твое, Христе Боже! Где ныне другой такой же велегласный пророк, каким был божественный велегласный Исаия, который бы явно и по достоинству обличил творимые ими богомерзкие неправды и жидовское сребролюбье? О, какое их бесчеловечье, какое величайшее безумье! Православные христиане, изобилующие богатством и всяким имением, и к тому же получившие на время власть, которую следовало бы им употребить, если бы была в них искра страха Божия, на то, чтобы снискать себе при посредстве всякой правды и милосердия неистощимое богатство на небе; они же, будучи объяты величайшим неистовством несытого сребролюбия, обижают, лихоимствуют, грабят имения и стяжания вдовиц и сирот, придумывая всякие вины против неповинных, не боясь Бога, этого страшного отмстителя за обижаемых, осуждающего лихоимцев на нескончаемые муки, и не стыдясь людей, живущих вокруг их, разумею поляков и немцев. Ибо эти, хотя и к латинской принадлежат ереси, но управляют подчиненными им со всяким правосудьем и человеколюбием, согласно с законами, установленными благоверными и премудрыми царями: Константином Великим , Феодосием, Иустинианом и Львом Премудрым, со всяким благоразумием и мудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Монахи аббатства св. Мартина преподносят Библию Карлу Лысому. Миниатюра 1-й Библии Карла Лысого (Paris. Lat. 1. Fol. 423). 845–846 гг. Советники К. Л. приводили в пример королю древних государей, воплощавших идеал христ. правителя. Луп Ферьерский в письмах королю призывал управлять с твердостью, не уступать давлению знати, приводя в пример царя Давида, а также рим. имп. Траяна и Феодосия I Великого (MGH. Epp. T. 6. P. 1-126). Анонимный автор «Песни о происхождении народа франков», посвященной К. Л., уподоблял его не только царям Давиду и Соломону, но и великим предкам - св. Арнульфу Мецскому, Карлу Великому и Людовику Благочестивому (Carmen de exordio gentis Francorum//MGH. Poet. T. 2. P. 141-145). В трактатах «О пороках и добродетелях» ( Hinkmar von Reims. De cavendis vitiis et virtutibus exercendis/Hrsg. D. Nachtmann. Münch., 1998. (MGH. QGGMA; 16)) и «О личности и служении короля» (PL. 125. Col. 833-856), написанных для К. Л., архиеп. Гинкмар Реймсский подчеркивал, что христианский государь прежде всего должен насаждать порядок и справедливость, исправлять людские нравы и защищать подданных. Мн. авторы призывали К. Л. подражать вере и воинской доблести царя Давида, мудрости и могуществу Соломона, защищать веру, подобно Константину Великому, хранить и утверждать закон, подобно Феодосию Великому. Но главным примером для К. Л. был дед, Карл Великий, чью империю он пытался сохранить и воссоздать. Он применял введенные Карлом образы и понятия, связанные с высшей земной властью христианского императора. Так, после имп. коронации К. Л. использовал печать с надписью: «Обновление империи римлян и франков» (Renovatio imperii Romani et Francorum - Schramm. 1968. S. 132-133). Несмотря на то что близкими помощниками К. Л. были епископы и аббаты, он, как и Карл Великий, не позволял им диктовать политические решения. В послании к папе Адриану II, составленном Гинкмаром Реймсским, К. Л. указывал: «Мы, короли франков, происходящие из рода королей, всегда были не прислужниками епископов, но земными властителями... Божественной волей королям и императорам предназначено властвовать на земле» (MGH. Conc. T. 4. P. 537). Подобно Карлу Великому, К. Л. выступал защитником Папского престола. Помощь папе Римскому и защита Рима были непременной обязанностью императора, исполнение к-рой К. Л. считал более важным, чем управление королевством.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

св. Амвросия произвели то действие, что Евгений, хотя и не изменил своих распоряжений, но не воору­жался прямо против церкви. При том же и судьба Евгения вскоре была решена. В битве с Феодосием Великим он был схвачен и казнён. Таким образом вопрос: «почитание ли Юпитера, или служение Христу должно быть религией государ­ства» – был решён. Всё сказанное приводит нас к той мысли, что св. Амвросий занимает видное место в ряду пастырей церкви. Он утверждал и восстановлял христианство , возрождал человеческую личность и всю жизнь свою неусыпно трудился. «Вы сами видите, братья, говорит он, что я, смиренный, не перестаю со всем тщанием и усердием трудиться у вас, чтобы обратить вас к добродетельной жизни» 37 . Обличая недостатки своих пасомых, св. Амвросий озаряет ум их светом истины, «чем более я подвизаюсь, тем более вы приводите меня в смущение. Ибо когда я вижу, что вы, при столь многих моих увещаниях, не делаете никаких успехов; то труд мой служит мне не к радости, а к стыду... У вас от обильного ужина расширяется чрево, а от многопития бывает в движении голова... Ты из­меняешься, как луна, когда прежде сияв благочестием, теперь помрачаешь себя вероломством. Ты изменяешься, подобно луне, когда голова твоя так оскудевает в премудрости, как луна в свете, и ум твой покрывается мраком. О если бы ты, безум­ный, переменился подобно луне! Ибо она скоро опять приходит в свою полноту; а ты и медленно не обращаешься к премудро­сти. Она скоро возвращает свет, которого лишилась; а ты и медленно не восприемлешь веры, которую ты оставил. И так твоё изменение плачевнее лунного. Луна терпит недостаток в свете, а ты – и спасении... Луна изменяет своё положение не по воле, а ты изменяешь свой нрав самовольно. Она по самому состоянию своему терпит ущерб, а ты ущербляешься по своей воле» 38 . Озаряя так светом истины ум пасомых, медиоланский пастырь и сердца их согревал огнём любви. Он произносит слово «о взаимной любви христиан» и говорит следую­щее: «братство во Христе несравненно лучше, чем братство по плоти; потому что братство по плоти состоит только в телесном сродстве; а братство во Христе – в единомыслии и единодушии, как написано: народу же веровавшему бе сердце и душа едина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Итак, главный смысл этого замечательного современного событиям документа заключался в том, что Синезий, понимая опасность, грозившую со стороны готов государству, советовал удалить их из войска, набрать свое, местное войско и после этого превратить варваров в земледельцев, а если бы они этого не пожелали, очистить них территорию римского государства, удалив их за Дунай, т. е. туда, откуда они пришли. Наиболее влиятельный начальник войска в империи, вышеупомянутый гот Гайна, не мог спокойно сносить исключительного влияния временщика Евтропия, и удобный случай действовать скоро представился. В это время готы, поселенные еще Феодосием Великим в малоазиатской области Фригии, подняли восстание под предводительством своего вождя Трибигильда и разоряли страну. Отправленный против бунтовщика Гайна оказался его тайным союзником. Подав друг другу руки и намеренно допустив поражение высланных против Трибигильда императорских отрядов, они сделались господами положения и заявили императору требование об удалении и выдаче им Евтропия. Против последнего была также очень раздражена супруга Аркадия Евдоксия и партия Аврелиана. Поставленный в безвыходное положение благодаря германским успехам, Аркадий должен был уступить: он отправил Евтропия в ссылку (399 г.). Но это не удовлетворило торжествовавших готов, которые принудили императора вернуть Евтропия в столицу, предать суду и казнить. После этого Гайна потребовал у императора уступки арианам-готам одного из столичных храмов для отправления в нем арианского богослужения. Но этому решительно воспротивился константинопольский епископ Иоанн Златоуст, и Гайна, зная, что на стороне последнего стояла не только вся столица, но и большая часть населения империи, более не настаивал на своем требовании. Обосновавшись в столице, готы стали полными распорядителями судеб государства. Аркадий и столичное население понимали весь ужас положения. Однако Гайна, несмотря на все успехи, не смог удержаться в Константинополе. Во время отсутствия его в столице там вспыхнуло восстание; многие готы были перебиты. Гайна не смог вернуться в столицу. Воспрянувший духом Аркадий отправил против него верного язычника-гота Фравитту, который разбил Гайну во время попытки последнего переправиться в Малую Азию. Гайна бежал во Фракию, где попал в плен к гуннскому вождю, который, отрубив ему голову, послал ее в виде подарка Аркадию. Таким образом, грозная германская опасность была устранена благодаря германцу же язычнику Фравитте, удостоенному за эту великую услугу консульского звания. Готский вопрос в начале V века был решен в пользу правительства. Позднейшие попытки готов возвратить утраченное влияние уже не имели большого значения.

http://sedmitza.ru/lib/text/434253/

Я тепло помолился ему и, прямо в стихаре, несколько лишь отворотив его, помазал маслом от лампады угодника Божия свой правый пах. Только масло прикоснулось к телу, как огромная, дотоле едва переносимая боль мгновенно исчезла. Не могу описать радости такого внезапного исчезновения болезни. Я пал на колени перед чудотворным образом и со слезами радости благодарил. Но враг и человекоубийца, никогда не дремлющий, вложил мне вроде бы и естественную мысль: «Полно, так уж прямо это и исцеление, словно я его достоин, это просто, видимо, совпадение. Проходила же раньше боль, вот и тут без всякого исцеления прошла естественно, сама собой!» Только я это подумал, как аппендикс снова прорезала боль, какая-то новая, еще более жгучая. Тогда уж я пал снова с покаянием великим: «Прости меня, святый Великомученик, что я допустил к себе это дьявольское помышление. Верю, несомненно верю, что это ты меня исцелил силою, данною тебе Богом». И боль моментально исчезла, и с тех пор прошло множество лет, а аппендицит, много тогда меня мучивший, исчез совсем, будто его и не было никогда. Попутно скажу и о папиной глухоте, и как ее исцелил угодник Божий святитель Феодосий. Когда папе было шесть лет, он очень заболел ушами, даже самая жизнь его тогда была в опасности смертельной. Но врачи потрудились и от смерти его спасли. Только они уверяли старших, что постигшая мальчика полная глухота – неисцелима. Мальчик не может слышать во всю свою жизнь. А в это время как раз готовилось открытие мощей святителя Феодосия. Дедушка отец Анатолий поехал сам в Чернигов. Ему, как имеющему священнический сан, позволено было участвовать в переоблачении нетленных мощей угодника Божия в новые одежды. Мы, священники, рассказывал дед, не могли удержаться от слез, когда совсем обнажили святителя, и стало видно его нетление. Его прекрасная с проседью борода, какую видно на его иконе, совершенно сохранилась, только была каждым волоском у корня отделена от подбородка. И как бы в знак того, что здесь Бог явил чудо над телом, подобным нашему и могшему истлеть, у Святителя сотлела пятка на одной ноге, все же остальное тело было таково, будто вот он только что недавно умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Если замечал, что убеждение недействительны для ожесточившихся сердцем, кроткий старец падал к ногам их и умолял, ради собственного их спасения, порадеть о бедствующей душе, хотя из снисхождения к его просьбе. Кротость его и любовь равнялись его великому терпению. Однажды инок, отлученный им от общества братии за тяжкое согрешение, вместо того, чтобы раскаяться, отважился сам отлучить авву; но духовный врач сей, хотя тронутый до глубины сердца таким ожесточением, не отказался исполнить сам возложенной на него эпитимии, и смятенный его поступком ученик смирился в свою чреду пред великим учителем. Не только духовным болезням служила врачебницею его обитель, но и все телесные недуги находили в ней покров и убежище, ибо он устроил четыре богадельни, в которые с любовию принимал страждущих: одну для престарелых иноков, изможденных подвигами; другую для больных из числа братий; третию для мирян всякого звания, более привыкших к удобствам жизни; и четвертую для простолюдинов. Одна благочестивая жена способствовала ему своими даяниями, к устроению и пятой богадельни, для женского пола, и сама основала невдалеке женскую обитель, где постриглась и мать святого, сделавшаяся ему дочерью духовной. Евангельская любовь Феодосия особенно обнаруживалась в служении его при богадельнях; ибо он точно видел в каждом из болящих самого Господа Иисуса Христа, и не гнушался никакими недугами, побеждая тем отвращение учеников своих от смрадных язв. Нищие, мимоходившие странники, алчущие и жаждущие находили также временное успокоение в его обители; ибо никому не затворялись гостеприимные двери; всем нуждающимся раздавалась милостыня, одежда и пища; иногда до ста трапез накрывалось для многочисленных путников. Но где же находил он средства для щедрот своих? «Не оскудеет рука дающего, – говорит Св. Писание, – и, снабжающий нищего, взаймы дает Богу». Однажды, в голодный год, собралось на Пасху такое множество народа в обитель, что озабоченные их пропитанием блюстители трапезы решились уменьшить по возможности обычную раздачу хлеба, дабы всех удовлетворить, и затворили врата монастырские, для сохранения порядка при раздаче пищи; но Феодосий велел, отворив врата, всех кормить до сытости, и блюстители, с радостным изумлением, увидели дивное размножение хлебов в собственных руках их, как некогда в руках апостольских при насыщении пяти тысяч в пустыне; чудо сие повторилось и в других подобных же случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Мне же и находящимся со мною братьям благоволи за весь труд наш даровать просимое нами возвращение в Свя­тую Гору, и этим избавить нас от печали долгой раз­луки. Возврати нас опять сохранно честной Ватопедской обители, давно нас желающей и ожидающей нашего возвращения, как бы птенцов, питаемых ею, чтобы не лишиться нам тамошних многолетних подвигов и трудов наших, которые мы подъяли в надежде окон­чить там о Господе свою жизнь. Дозволь нам, благочестивейший и милостивейший Самодержец, исполнить пред Богом иноческие свои обеты там, где мы произ­носили их пред Христом и страшными Его ангелами в день нашего пострижения. Не безопасно солгать людям; тем более постигнет несказанный стыд того, кто сознательно солжет Богу, «страшному и отъемлющему духи князей». Будь же споспешником Христу в деле на­шего спасенья-ты, который состоишь теплейшим заступником Церкви! Вспомни также и убожество священной обители Ватопедской, по причине которого мы посланы и подъяли бесчисленные подвиги и беды-не ради себя, ибо не сами собою пришли мы сюда (да не будет в нас такой диавольской злой прелести), но, будучи посланы от всего нашего братства и упрошены ради Христа, пред­приняли мы этот труд, как бы вменив ни во что своих господ (тамошних отцев), чтобы и их и твое повеленье исполнить. Таково наше понятие, и его мы держимся. Отпусти же нас скорее в мир, ради щедрот человеколюбца Бога. Христос там позвал нас (на служенье Себе) и назначил прийти сюда на время, даруя нас твоей державе, Которому ты и возврати нас, отпустив опять к отцам нашим, чтобы и сам Христос был твоим должником за этот твой дар, и мы могли бы и там находящимся православным поведать о том, какое видели превосходное царское твое управленье. Пусть узнают от нас и там находящееся бедные христиане, что они имеют еще царя, который не только обладает бесчисленными народами и всем прочим царски изобилует и достоин удивленья, но который и правдою и православьем особенно высоко более всех прославился, так что уподобился Константину и Феодосию Великим, которым твоя держава последует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Перенесение мощей было великим праздником для всей столицы. Празднование перенесения мощей святителей Московских Киприана, Фотия и Ионы под 27 мая отмечено в рукописных святцах начала XVI века, а впоследствии в печатных изданиях Уставов 1610 и 1641 годов. Труды: Поучения о достоинстве священства и обязанностях его, с догматическими мыслями о священстве, о евхаристии, об исповеди, о браке, о елеосвящении и с назидательными правилами//Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссией: в 12 т. СПб., 1846–1875, т. 1. 181, стр. 180–183. Поучение на праздник Благовещения о достоинстве христианского храма//Там же, т. 1. 182. Поучение при вторичном вступлении в управление южною паствою, с призыванием к покаянию, по зову Божию, в казнях//Там же. Два поучения печерским инокам об обязанностях иноков//Там же. Не изданы: На Сретение Господне. В Неделю мясопустную о страшном суде. В Неделю Православия о посте. В Неделю блудного сына – о долготерпении Божием. Поучения во время бездождия (два). Поучения во время язвы (два). Послание в Печерскую Лавру о житии преподобных Антония и Феодосия. 13 посланий митрополита Фотия//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 1923, 26, 30, 33–35, 256, 257. Окружное послание «О нынешнем новом разрушении и мятежи церковнем»//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1841–1842, т. 1–5, т. 1., 19. Духовное завещание Фотия//Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 6, стр. 144–148. Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 208–220, прим. 51. Невоструев К. Монограмма Всероссийского митрополита Фотия. М. Изд. Общества древнерусского искусства. 1866, стр. 175 и 181. Кротков. Плащаница всероссийского митрополита Фотия. 1864. Филимонов Г.Д. Иконные портреты на большом саккосе Фотия митрополита//Вестник Общества древнерусского искусства. М. 1876. Павлов А.С.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010