(о периоде регентства Ирины см. ст. Ирина , визант. имп.). В нач. 790 г. имп. Ирина предотвратила заговор в пользу К., но в том же году фемные войска принудили ее к отречению и К. стал править единолично. Походы К. против болгар и арабов в 791-792 гг. окончились безрезультатно. В 792 г. император примирился с матерью, что вызвало недовольство фем (особенно фемы Армениак), жестоко подавленное императором. Столкновения в М. Азии продолжались до 793 г. и, вероятно, повлияли на боеспособность визант. армии, которая в 792 г. потерпела тяжелое поражение от болгар при Маркеллах, в значительной степени из-за просчетов К. как полководца. Ему пришлось заключить мир на условиях выплаты дани. В авг. 792 г. был раскрыт заговор в пользу сыновей Константина V, Никифор был ослеплен, а остальным заговорщикам отрезали языки. Развод с Марией и новый брак К. вызвали протест дальних родственников Феодоты - игумена Саккудийского мон-ря прп. Платона и его племянника прп. Феодора (впосл. Феодор Студит). Они разорвали общение со свт. Тарасием, патриархом К-польским, к-рый позволил игум. Кафарского мон-ря Иосифу обвенчать К. с Феодотой (т. н. михианская схизма ). Игнатий Диакон рассказывает о порочности К. и о его «упорстве во грехе» ( Ignatii Diaconi Vita Tarasii archiepiscopi Constantinopolitani/Ed. I. A. Heikel//Acta Societatis Scientiarum Fennicae. Helsinki, 1889. Vol. 17. P. 412 [BHG, N 1698]), а более поздние источники - о том, что К. угрожал свт. Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de Tarasio et Nicephoro//PG. 99. Col. 1852) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 26), однако все это сообщалось скорее всего с целью оправдать поведение патриарха во время «михианской схизмы». Часть недовольных заключенным браком была заточена в тюрьму, часть - сослана в Фессалонику. В 796 г. болг. хан Кардам потребовал выплатить дань, в ответ на что К. отправил ему конский навоз в платке. Император выступил с войском во Фракию, но хан не принял бой. В июле 797 г., когда К. вернулся из безуспешного похода против арабов, некие солдаты из тагм (столичных гвардейских частей) попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. Имп. Ирина, по утверждению Феофана, была очень напугана намерениями К. и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем удалиться от дел. Однако среди сопровождающих императора были верные ей люди, и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят К. в столицу. 5 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там К. ослепили в той самой палате Порфира, где он появился на свет.

http://pravenc.ru/text/2057046.html

Патриаршее прощение. Московское сказание. – Вл. П. Лебедева Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 58 I. Шумит народ в Москве Первопрестольной – Волнуется, что море-окиян; Текут, текут его живые волны По улицам, по стогнам, по проулкам В священный Кремль, к Успенскому собору... Что приключилось в матушке-Москве? Не снова-ль ей грозят несчастья злые? Не снова-ли подходит самозванец? Не ляхи-ли спешат толпою буйной, Поднявши руки к шапке Мономаха? Нет, сжалился Господь над стольным градом: Москвою избран царь Василий Шуйский, Боярин славный, чистой русской крови... Давно разсеян на четыре ветра Сожженный прах лихого самозванца, И грек Игнатий, ложный патриарх, Лишенный сана, свергнут, заточен; А Гермоген, первосвятитель новый, Бразды российской церкви восприял. Бежали вспять Болотникова шайки От смелых ратей князя-Михаила... От бурных дней Москва передохнула. II. Красив и древен ты, собор Успенский! К твоим иконам, и к твоим святыням, И к твоему честному алтарю Издревле Русь в годину смут и горя Сердца и очи с верой обращала... В твоих стенах московские владыки – Великие князья, потом цари – Помазанье на царство принимали... И ныне ты сияешь новым блеском Небывшаго доселе торжества! Москва стеклась в твои святые стены: Народ, бояре, ратники – все ждут... Вот патриарх российский Гермоген Молебствует... все духовенство с ним... Вот он возсел на патриаршем месте… Но кто стоит у самых ступеней В простой и бедной рясе? Кто глядит Незрячими, потухшими очами, Вздыхает тяжко, и струятся слезы Давнишней скорби из слепых очей? То дряхлый Иов, первый патриарх Земпи Московской, девятнадцать лет Российской паствой правивший. Феодор, Сын Грозного царя, и царь Борис Смиренного владыку возлюбили.. Но самозванец, ставленник латинский, Владыку сверг и в Старицу сослал – Велел держать во озлобленьи скорбном... И ныне Иов, на краю могилы, В страданиях тяжких выплакавший очи, Опять в стенах Успенского собора, Где возседал на месте патриаршем.... III. Кадильный дым восходит в купол храма,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Послание 37(225). К Феоктисту пустыннику 243 Получив письмо твоего достоинства и прочитав в слух боголюбезнейшего архиепископа и брата моего вместе с присутствовавшими братиями, я, смиренный, возблагодарил Господа, склонившего сердце твое написать правильно символ веры . Исповедовать, что принимаешь Ветхий и Новый Завет и все, преданное от Святых Отцов Церкви Божией, вообще есть правая вера. Но так как и еретики обыкновенно говорят то же, и однако оказываются вопреки словам своим не право содержащими слово истины, то от присланных братии и особенно от аввы Сосипатра мы старались в точности узнать (как и ты предлагал в письме, потому что в письме нельзя высказать всего), – и по благодати Божией узнали, что переданное им тобою, по словам их, действительно православно. Что же именно? Это нужно кратко указать. Во-первых, о Пресвятой Богородице; говорят, будто ты утверждал, что Дева существовала прежде веков. Так как ты уверяешь, что ты не говорил и не думал этого, но исповедуешь, что она родилась от мужа и жены, Иоакима и Анны, то хорошо. Во-вторых, о Господе, будто Он не был распят. Так как ты исповедуешь, что Он распят по Писаниям, то хорошо. В-третьих, об Ангелах и бесах, будто после суда будет восстановление их в прежнее состояние: «и будет одно стадо и один пастырь» ( Ин.10:16 ). Так как ты отвергаешь это и исповедуешь, что и осуждение, и Царство Небесное вечно, то хорошо. В-четвертых, о монахе одном, будто он может избавить от наказания сто пятьдесят осужденных. Так как ты отвергаешь это и говоришь, что после смерти нет покаяния и никто не может избавить от назначенного Богом каждому наказания, то хорошо. В-пятых, о книге, называемой Антониевою, будто ты говорил, что она достойна принятия, между тем в ней есть много богохульного, как мы сами, прочитав, узнали. Так как ты исповедуешь, что отвергаешь ее, как чуждую Церкви Божией и уже не имеешь и не читаешь ее, – ни ты, ни находящиеся с тобою, то хорошо. Благословен Бог, сделавший очищение среди вас от вышесказанных соблазнов, и благословенно славное имя Его, внушившего тебе сказать, что ты невежда и неученый и во всем будешь повиноваться и слушаться слова нашего смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

С 5 по 12 марта в Саратове будет находиться чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери. В Саратове чудотворная икона (прибывает не список, а именно подлинная икона!) будет предложена для молитвенного поклонения верующим в храме в честь Покрова Божией Матери - ежедневно с 8 до 24 часов. По традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени, сообщает Пресс-служба Саратовской епархии. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых. Существует множество свидетельств о чудотворности Феодоровской иконы. Дважды Костромской собор пережил пожар, и оба раза из огня она выходила невредимой. После этих пожаров князь Василий решил построить для иконы особый храм - Успенский собор с приделом во имя великомученика Феодора Стратилата. Алтарем он был обращен не на восток, а на север - к месту обретения иконы. Феодоровская икона пребывала в этом соборе, ставшем в 1835 году кафедральным, до 1929 года. После всевозможных перемещений из храма в храм, связанных с «историческими изменениями» в стране, 18 августа 1991 года икона была перенесена в новый кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор Костромской епархии, где и пребывает до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/21108.html

Сухиничи. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Закладка храма была проведена 20 июля 1914 года. Храм строился около 10 лет и освящён был во второй половине 1920-х гг. Священниками храма были о.Алексей Журавлёв, о.Илия Шелепов, о.Тихон Бабанов. Двое последних 15 декабря 1937 года расстреляны. Храм долгое время служил складом для типографии. Кирпичная старообрядческая церковь окружнической общины, заложенная 20.07.1914 г. Строилась на добровольные пожертвования в неорусском стиле по проекту Н.Г. Мартьянова. Освящена во 2-й пол. 1920-х гг. Здание состоит из четверика основного объёма со стрельчатыми обрамлениями дверных и оконных проёмов и ниш для икон, массивной апсиды со скруглёнными углами, небольшой трапезной и колокольни. Закрыта в 1931 г., использовалась под склад типографии, ныне бесхозна. Венчание четверика и верхние ярусы колокольни снесены. В 1880 г. в г. Сухиничи жило более 1500 старообрядцев. В начале XX века приход Сухиничского храма в честь Казанской иконы Божией Матери составлял около тысячи человек при семи тысячах общего населения города. 22 января 1880 г. старообрядческий архиепископ Московский и всея Руси Антоний рукоположил в г. Сухиничи священника Димитрия Шелепова - бывшего крестьянина деревни Кладьково Бронницкого уезда Московской губернии. Отслужив в Сухиничах 29 лет, он скончался 20 января 1909 г. Его временно сменил священник Сергий Ахромешин. Вскоре постоянным священником малого Казанского храма был назначен Алексий Журавлев. 20 июля 1914 г. сухиничские старообрядцы провели торжественную закладку нового храма. В город приехал епископ Павел с диаконом Маркеллом Кузнецовым. В богослужении участвовали священник Прохор Агешин (с. Хотисино), священник Феодор Пичугин (с. Гавриловка), протоиерей Илия Шелепов, недавно переведенный в г. Сухиничи. После литургии 20 июля 1914 г. в маленьком Казанском храме старообрядцы прошли крестным ходом к месту закладки нового храма, где был отслужен водосвятный молебен. Новый храм строился на добровольные пожертвования по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова.

http://sobory.ru/article/?object=06694

Телепнево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты 16/29 августа ок. 1698 г . – деревянная церковь была освящена в честь Перенесения из Едессы (Одессы) в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (празднование 16/29 августа). 18 октября 1698 г . – надпись в большом часослове, хранившемся в церкви, изданном в Москве 1688 года на обороте 134 листа против 18 числа Октября у края печати о построении церкви, сделанная ктитором господином Коробановым: «7206 года/1698 г . от сотворения мира обложена церковь Божия Спаса Нерукотвореннаго Образа в сельце «Ведерниках», что ныне село Спасское; подписал я стольник Феодор Михайлович Коробанов своею рукою, ради памяти детям своим». К середине XVIII века деревянная церковь обветшала и была разобрана. К 1755 году на ее месте построена новая, с тем же престолом. При построении каменной церкви была выстроена и трапеза деревянная; колокольни же в то время построено не было, и колокола временно помещались возле церкви на деревянных столбах. В 1774-м году вокруг церкви Маргаритою Феодоровной Коробановой выстроена каменная ограда. В 1792-1800 годах сын Маргариты Федоровны, надворный советник Петр Васильевич Коробанов провел работы по перестройке храма. Вместо бывшей дотоле деревянной трапезы была устроена каменная и к ней пристроена высокая каменная же колокольня. Вместо прежнего иконостаса, взятого из старой церкви, был поставлен новый вызолоченный на полименте с новыми иконами, кроме двух местных особенно чтимых – Спаса Нерукотворного Образа и Владимирской Божией Матери, которые остались от прежнего иконостаса и на которые он в то же время сделал серебряные вызолоченные ризы. Церковь покрыл белым листовым железом и купил три новых колокола на колокольню. Около 1810 года – начало строительства Петром Васильевичем Коробановым при храме каменного флигеля. Из-за смерти Петра Васильевича строительство не окончилось, и здание стояло долго недостроенным. В 1812-му году изустное предание относит осквернение церкви, а именно, обращение в конюшню, при нашествии французской армии. 19 ноября 1812-го года – повторное освящение оскверненной церкви. И заметка на метрической книге – копии рукою священника Конокотина: «Священа церковь 1812-го года. Ноября 19-го Протоиереем Филиппом Руженцевым со священником Симеоном Конокотиным, записал Иерей Симеон для памяти»).

http://sobory.ru/article/?object=26044

Фото Сергея Власова 25 декабря 2015 г. 14:40 Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил , митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион , митрополит Рижский и всея Латвии Александр , митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий . Путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела образован Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главной которого назначен Владимир Легойда. При этом часть функций вышеупомянутых отделов передается Отделу внешних церковных связей (межрелигиозный диалог) и пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси. Представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России назначен председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . Епископом Анадырским и Чукотским избран иеромонах Матфей (Копылов), клирик Петропавловско-Камчатской епархии . В Ярославской митрополии создана новая, третья по счету епархия – Переславская, Преосвященным которой избран игумен Феодор (Казанов), клирик Ярославской епархии . Епископом Сарапульским и Можгинским избран иеромонах Антоний (Простихин), клирик Санкт-Петербургской епархии . Викарием Новосибирской епархии с титулом «Колыванский» избран игумен Павел (Григорьев), клирик Новосибирской епархии. Образована Синодальная комиссия по вопросам физической культуры и спорта, утверждены ее положение и состав. Утвержден, кроме того, новый состав Издательского Совета Русской Православной Церкви .

http://e-vestnik.ru/church/dekabrskoe_za...

Харьков. Церковь Гавриила Белостокского. Свято-Гаврииловский храм Карта и ближайшие объекты 7 апреля 2008 г. состоялось освящение храма в честь святого младенца мученика Гавриила Белостокского при Харьковском областном специализированном Доме ребенка 1. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима освящение совершил клирик Свято-Благовещенского кафедрального собора иерей Феодор Воскобойников. Инициатором создания домовой церкви при Доме ребенка " Гиппократ " выступил его главный врач Роман Владимирович Марабян, он и стал главным организатором устроения церкви. Митрополит Никодим отметил деятельность Романа Марабяна на благо Церкви Благословенной грамотой. Община образована 20 марта 2009 г. По словам о. Федора Воскобойникова, работы по устроению домовой церкви при Доме ребенка финансировались добровольными пожертвованиями различных людей. В домовом храме Св. мученика Гавриила проводятся обряды - крещение детей, причастие сотрудников и детей, проходят службы. Расположенный на втором этаже храм имеет отдельный вход, благодаря чему богослужения смогут посещать все желающие. В Харьковском доме ребенка 7 апреля тройной праздник - Благовещенье, рождение самого дома ребенка и открытие храма Св. мученика Гавриила Белостокского. То, что день рождения дома ребенка совпадает с большим христианским праздником, сотрудники учреждения считают знаковым моментом. В этот день решили открыть и освятить новый храм еще и потому, что он совпадает с днем памяти Св. мученика Гавриила. Святой мученик Гавриил родился 22 марта 1684 г. в православной семье в селе Зверки близ города Заблудовка. Шестилетний Гавриил был похищен иудеем-арендатором, а в самый день Пасхи Христовой исколот для истечения из него всей крови. Мучитель оставил тело мальчика в поле, где девять дней спустя его нашли родители. Тело мальчика погребли в православном Заблудовском монастыре. В 1720 г. началась эпидемия. Умерших младенцев хоронили вблизи гроба мученика Гавриила. Однажды во время погребения случайно задели его гроб, и обнаружили его тело нетленным. Вскоре мощи поставили в склепе Зверковской церкви. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

http://sobory.ru/article/?object=55276

В окружном послании Патриарха Александрийского утаивается правда! Николай Маннис Источник: Патриархия.ru      Статья Николая Манниса, опубликованная на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посвящена недавно обнародованному окружному посланию Патриарха Александрийского Феодора II. В недавнем окружном послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор , к сожалению, утаивается правда. А именно: 1. Весьма правильно отмечая, что «первоначально христианский мир был организован на основе пяти Патриархатов», т.е. Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, он ошибочно пишет, что «в западном христианском мире первопрестолием (первым местом) обладает Римский Патриархат, а в Восточной Церкви равное место занимает и пользуется правами первопрестольной кафедры среди других древних Патриархатов Константинопольский Патриархат (Новый Рим)». А вся правда в том, что до Раскола 1054 года (когда Римский Патриархата откололся от Церкви и стал схизматической парасинагогой, как учат святые отцы, но с чем, очевидно, не согласен Патриарх Феодор) равными были все пять Патриархатов, и первопрестолие относилось всего лишь к совершенно формальному элементу порядка и очередности, не имея никакого отношения к Первенству власти над всей Церковью (как мечтали римские паписты, а сегодня мечтают новые константинопольские паписты)! Итак, Патриарх Феодор по сути искажает Пентархию , которая представляется им как Двуначалие (Рим на Западе и Константинополь на Востоке)! К тому же налицо родство этой теории Двуначалия с еретической теорией «двух легких» . 2. Также вполне правильно замечая, что в давние времена «православный мир был разделен на эти четыре Патриархата (и Кипрскую Церковь), а их географические границы были проведены, ясны и понятны», Патриарх Феодор не раскрывает, какими были эти границы, доходя до того, что отстаивает совершенно ложные границы, как Константинопольского Патриархат (как будто бы термин «Вселенский» является не просто почетным титулом, а якобы означает власть над всем миром), так и Александрийского Патриархата, распространяющего свою юрисдикцию «на все Африку и ее острова»!

http://pravoslavie.ru/144318.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Филипп Московский, свт. - житие Святитель Филипп, митрополит Московский (память 3 июля, 5 октября (5 свт.) и 9 января по старому стилю) Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна. По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

http://pravicon.com/info-3580

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010