Церковное новолетие в академической жизни ознаменовалось, прежде всего, пострижением в монашество: 1-го сентября пострижен в монашество студент 3-го курса Николай Петрович Сапожников, из воспитанников одесской духовной семинарии. Новопостриженный принадлежал к числу тех, к сожалению немногих, истинных питомцев духовной школы, которые являются в высшее богословское учебное заведение не с тем, чтобы получить диплом, который можно использовать потом в жизни, поступив даже в акциз, но с определенною целью – посвятить себя на служение воспитавшей их Церкви. Такие юноши в течение академического курса колеблются лишь в определении той формы церковного служения, которую избрать. Н.П. Сапожников избрал наиболее удобную для безраздельного служения Церкви форму – монашество. Пострижение совершено было в пустыни «Параклит», с которой за последние годы все теснее и теснее становится духовная связь лучшего академического студенчества. Пустынная обитель, расположенная среди леса, отличается строгостью общежительного устава и по своему быту принадлежит скорее XV или XVI веку, нежели ХХ-му. Строгий и здоровый церковный быт создал в обители искреннее благочестие, смирение, общее братолюбие, приветливость, но и совершенную независимость в отношении к посторонним. Невольно отдыхаешь и оживаешь душой, попадая в эту здоровую благочестивую атмосферу. Студент Сапожников в качестве смиренного послушника прожил в «Параклите» все лето. Нес клиросное послушание, служил в трапезе. В эту-то пустынную обитель к повечерию и собрались академические иноки во главе с Преосвященным ректором Академии епископом Феодором, который и совершил умилительное священнодействие пострижения. Новый инок получил имя «Никита». По окончании пострижения Преосвященный Феодор благословил новоначального инока иконой его нового небесного покровителя, при чем сказана была следующая речь. Речь Преосвященного ректора 1 Возлюбленный о Господе брат о. Никита! Живя здесь, в пустынном уединении, ты, может, искушался мыслью, что я забыл тебя, целое лето отлагая твое пострижение. Нет, я не забыл тебя, но я ожидал, когда соберется академическая братия, чтобы покрыть тебя своею любовию. Наша братия всегда чутко и с готовностью отзывалась на торжества такого рода. А некоторые из них, именно монашествующие, имели и имеют случай вновь пережить и возобновить в памяти те обеты, которые ты сейчас только произнес. Мы целое лето провели в скитаниях и невольно подвергались развлечению – этому неизбежному уделу ученого монашества. Ты же в это время молился и проводил время в духовных подвигах, и, быть может, твоими молитвами мы не раз сохранялись от всякого рода соблазнов и искушений. Тебя окружала строгая пустынная обстановка, смягчаемая любовию твоего старца и благостным попечением настоятеля и братии. Земно им кланяюсь за это и благодарю их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Представив, с помощью Божиею, ряд статей о древних Палестинских обителях и подвижниках, в них процветавших 1 , перейдем на север и восток от Св. Земли – в Сирию и Месопотамию. И в этих славных в истории рода человеческого странах в первые века христианства процветало подвижничество и процветало так же, как в Палестине и Египте; и там рассеяны были по разным местам Св. обители, из коих многие славились внешним и внутренним благоустройством и принимали нередко важное участие в событиях Христовой Церкви; и там, и в обителях, и в пустынях, бесчисленные сонмы душ, жаждавших нравственного совершенства и спасения, в тишине уединения трудились и подвизались о Господе, созревая для небесной жизни; и там, по временам, являлись величайшие подвижники, удивлявшие мир христианскою высотою и необычайностью своих подвигов, мужи благодатные, в обилии исполненные даров Св. Духа; многие из них, обладали высоким христианским просвещением и оставили по себе назидательные творения. Кто не знает славных имен сирийских подвижников: Симеона первого Столпника, Ефрема Сирина , Симеона Дивногорца? Кому не известны великие отцы-подвижники: Исаак Сирин , Иулиан Пустынник, Иаков Низибийский , Феодор Эдесский , Маруфа Тигритский, прославившие Месопотамию? Здесь, у сирийских и месопотамских подвижников читатель встретит новый род подвигов, коих дотоле не знало христианское подвижничество, подвигов, которые могли бы показаться невозможными, если бы не были достоверно засвидетельствованы. Здесь поучающийся путям Божиим, в мире и роде человеческом, ум увидит, что там, где был Эдем, первобытный рай, там явился новый рай – иноческие пустыни, в которых подвижники, люди плоть носившие, жили подобно бесплотным; там, где стояли некогда могущественные царства, где потом разостлалась обширная пустыня, там, среди сыпучих песков и палящего солнечного жара, стали обитать люди, проводившие святую жизнь в посте, молитве и всякого рода страданиях, благоугождавшие Богу и славившие Его день и ночь, увидит и возблагоговеет пред дивными судьбами Всевышнего, верховного Мироправителя. В Св. подвижниках Сирии и Месопотамии предстанут нашим очам живые и разнообразные примеры христианских добродетелей; здесь и обильная пища сердцу, алчущему нравственной чистоты и святости, и возбуждение воли к добру и благочестивой жизни; в душе невольно появится и ощутится порыв подражать рабам Христовым если не в подвигах, то, по крайней мере, в святой ревности о благоугождении Богу и спасении души, той ревности, какая в них так очевидно проявлялась. Присноприятны и обители, и пустыни этих славных в истории Востока стран, и Св. мужи, в них подвизавшиеся. Об этих-то иноческих обителях и пустынях мы, с помощью Божьею, и намерены теперь вести речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Чаяния будущего века (к новому году) Мы все так исстрадались душой в истекший гражданский год нашей жизни, что с особенным упованием взираем на грядущее новолетие в чаянии всяких благ: мира и тишины, обновления жизни и довольства не только окружающих, но и самими собой. Ведь в истекшее время столько было поводов и случаев недовольства не только окружающим, но и самими собой, столько поводов к самооплеванию и действительного какого-то повального самооплевания, что хочется, наконец, видеть что-либо светлое и отрадное в жизни, на чем мог бы, наконец, отдохнуть глаз и могло успокоиться мятущееся сердце и возбужденная мысль. Этого-то светлого и отрадного более чем когда-либо и желательно теперь от нового года и естественно возлагать на новый год эти добрые чаяния. Таков ведь уж характер русского человека и такова его психология, что он в большинстве случаев способен глубоко возмущаться теми явлениями, которые уж очень затрагивают его национальное ли чувство, сословное ли самолюбие, или просто бьют в глаза своим некрасивым эффектом, и сейчас же потом начинается самое беспощадное самобичевание и самооплевание и вдобавок к той грязи и нечистоплотности, которая случайно всплывает наружу, выливается еще несколько ведер всяческих нечистот, но тем Дело в большинстве случаев и кончается; скоро острая боль проходит, нервы успокаиваются и вместо энергичной, дружной и одушевленной работы опять выступает на сцену «авось» да «небось», какое-то странное и непонятное ожидание, что вот либо следующий месяц принесет лучшее, как-нибудь все устроится, а теперь, конечно, в виду нового года вполне уж естественно ожидать от него, что он нам принесет хороший, желанный подарок во всех тех видах, в каких может воплощаться фантазия человека, весьма многообразная в своих созданиях. Как будто не мы, не сами люди, делают историю каждого года, каждого десятилетия и каждого столетия, а сам каждый новый год развертывает пред нашим взором готовую историю и течение событий и мы пассивно созерцаем и переживаем это, как невольные, непричастные зрители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

«Компьютер как польза» — тема нового номера православного журнала для родителей «Виноград». 1 июля, 2010. Редакция " Правмира " Вышел в свет новый номер православного журнала для родителей «Виноград» (июль-август 2010). Дети проводят у компьютера все больше времени и отношение взрослых к этому разное. Кто-то предпочитает полный запрет, иные ратуют за вседозволенность. Можно ли найти золотую середину? Как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? «Компьютер как польза» — тема нового номера «Винограда». Вышел в свет новый номер православного журнала  для родителей «Виноград» (июль-август 2010). Дети проводят у компьютера все  больше времени и отношение взрослых к этому разное.  Кто-то предпочитает полный запрет, иные ратуют за вседозволенность.  Можно ли найти золотую середину? Как помочь ребенку научиться получать от компьютера пользу? «Компьютер как  польза» — тема нового номера «Винограда». Читайте в журнале: — Как научить  детей разумно относиться к  компьютеру? — Ребенок в  неполной семье: выбираем правильную  линию воспитания; — Секреты долговечности  семейной жизни. Советы опытных  родителей; — Кризис в Европе. Что ждет евро и Евросоюз? И многое другое в журнале для родителей «Виноград»! ПОДПИСКА НА «ВИНОГРАД»: • Подписка на почте по каталогам (вся Россия)  индексы в каталоге «Почта России»  на год – 80163  на полгода – 11311  индексы в каталоге «Роспечать»  на год – 80546  на полгода – 18400  • Редакционная подписка (вся Россия)  Сообщить о своем желании оформить подписку вы можете по электронной почте podpiska@vinograd.su или телефону +7 (911) 9123131 и мы подберем наиболее удобный для вас способ доставки журнала.  • Подписка в магазине «Сретение» (г. Москва, ул. Б. Лубянка, 17)  Ежедневно с 9 до 20 часов, в воскресенье с 8 до 19 часов (информация на кассах). • Подписка в магазине «Феодор» (г. Москва, ул. Старая Басманная, д.36, стр.2)   Ежедневно с 10 до 18 часов, воскресенье выходной (информация на кассах).  • Возможна оплата годовой подписки по системе Яндекс-деньги. Оформляется переводом на 600 руб. на  Яндекс-кошелек 41001543390512. 

http://pravmir.ru/kompyuter-kak-polza-te...

Об Иоанне Ликопольском  115 (35.1) Был некий Иоанн в Ликополе, который в отрочестве обучился плотницкому ремеслу. Брат его был красильщиком. Позднее же, когда ему исполнилось двадцать пять лет, он стал монахом и, проведя в различных монастырях пять лет, удалился один в Ликийскую гору, на ее вершине сделал себе три круглые кельи и, вошед, поселился там. И одна келья была для телесных потребностей, в которой он работал и ел, другая – в которой молился. (35.2) Сей, тридцать лет проведя в затворе и через двери принимая от служителя потребное ему, удостоился дара пророчества. В числе прочего и блаженному царю Феодосию возвестил различные предсказания о Максиме тиране, что, победив его, повернет на галлов, а также возвестил о Евгении тиране. О нем пошла большая слава как о добродетельном. (35.3) Мы, будучи в пустыне Нитрийской, – я и ученики блаженного Евагрия 116 , – искали узнать правду, какова добродетель сего мужа. И говорит блаженный «Я с удовольствием узнал бы от умеющего рассудить ум и слово, каков этот муж. Ибо если я не смогу сам видеть его, но смогу услышать точно о его жизни по рассказам другого, не пойду в гору». Я, услышав и никому ничего не сказав, отдыхал один день. На другой же день, отворив свою келью и предав себя Богу, предпринял путешествие 117  до (35.4) И достиг через восемнадцать дней, то идя пешком, то плывя по реке. А было время прилива, когда многие болеют, и он также. Итак, придя, нашел его затворившим преддверие 118  (впоследствии братья пристроили большое преддверие, в которое помещалось около ста мужей). И запертое на ключ, оно отпиралось по субботам и воскресеньям. Узнав причину, по которой он затворился, я ждал до субботы. И придя на встречу во второй час, нашел его сидящим у окна, через которое, насколько я знал, он приветствовал посетителей. (35.5) И, приветствовав меня, он сказал через переводчика: «Откуда ты и что пришел? Ибо я догадываюсь, что ты из общины Евагрия» 119 . Я сказал, что: «Чужеземец, пустившийся в путь из Галатии». Согласился и что из товарищей Евагрия 120 . В то время как мы разговаривали, пришел правитель области по имени Алипий. Подойдя, он прервал мою беседу. Уступив ему, я отошел немного, стоя поодаль. А поскольку они разговаривали долго, я приуныл, и в унынии начал роптать, что меня презрел, а его почтил. (35.6) И искусившись этим, думал уйти, презрев его. И позвав переводчика по имени Феодор, он говорит ему: «Иди, скажи тому брату: «Не малодушествуй, отпущу правителя и буду говорить с тобой " ». Тогда я решил ждать его, как человека духовного. И когда вышел правитель, он призывает меня и говорит мне: «Почто скорбишь на меня?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник Священники-выпускники МИФИ — протоиерей Олег Батов Так вышло, что Новый Завет я впервые взял в руки на семинаре по матану (математическому анализу). Комсорг или профорг потихоньку собирал взносы во время семинара, преподаватель это заметил и говорит: «Был некий человек, который тоже собирал пошлины, а потом он бросил это дело и примкнул к другому человеку. Кто-нибудь знает, как его звали?» Священники-выпускники МИФИ — игумен Феодор (Яблоков) Я осознал, что христианское учение вполне целостно, охватывает все аспекты жизни. Я также понял, что это не только учение, но и сама жизнь, и что разделить их невозможно. Стало ясно, что одной теорией тут уже не обойдешься, оно должно входить в мою жизнь. Архимандрит Джон из Шотландии — второй отец для людей со всего мира У отца Джона была замечательная привычка: познакомившись с новым человеком, он аккуратно записывал его домашний адрес. Многие из его прихожан приезжали в Эдинбург на сравнительно короткий срок — от нескольких месяцев до нескольких лет, а затем, завершив учебу или работу, разъезжались по своим странам. Но два раза в год в своих почтовых ящиках они находили почтовые карточки... Православный в соцсетях. Опыт священника Святослава Шевченко А однажды я опубликовался в сообществе 'Один мой день', где рассказал об одном своем богослужебном дне. Запись вышла в топ рейтинга Livejournal. И что удивительно, в большинстве своем комментарии были положительные. Многие из прочитавших мой пост добавили меня в друзья и стали обращаться с жизненными проблемами в личку. Перед Пасхой. Один день из жизни священника (+ФОТО) Моей мечтой было, чтобы подобные дни были в моем детстве, поскольку из таких моментов, словно из пазлов, складывается жизнь. Но, к сожалению, вырос безотцовщиной в обычной советской семье. Протоиерей Алексий Потокин: Каждая Пасха открывает мне что-то новое Помню свою растерянность, непонимание, сплошные ошибки. Диакон на Пасхальной службе с большими свечами выходит, а я ни одну ектенью не знал наизусть, приходилось то и дело перекладывать свечу из одной руки в другую и заглядывать в требник, и каждый раз при этом я через плечо проливал воск из свечи прямо на лицо настоятелю. Он стоически все выносил.

http://pravmir.ru/tag/svyashhennik/page/...

Глава V. Царские посещения Воскресенской обители в XVII столетии Воскресенский монастырь, в течение первых 50 лет своего существования, неоднократно удостаивался посещения Царственной Семьи, о чем сохранились подробные записи во вкладной монастырской книге; подробности приведены нами в «Историческом обзоре», а здесь остается ограничиться кратким исчислением таковых посещений: 1 . 1657 г., 18 Октября, Царь Алексей Михайлович с семейством, по случаю освящения первого соборного деревянного храма во имя Воскресения Христова. 2 . 1678 г., Сентября 5, Царь Феодор Алексеевич, Царица и Великая Княгиня Наталья Кирилловна с Царевичами и с Царевнами, пробыли три дни (до 8 Сентября). 3 . 1678 г., Декабря в 5 день, Царь Феодор Алексеевич один. 4 . 1679 г., Ноября 29 день, Царь Феодор Алексеевич с Царевнами Татьяною Михайловною и Евдокиею Алексеевною. 5 . 1680 г., Сентября 14, Царь Феодор Алексеевич с Царицею Агафиею Семеновною и с Царевнами на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 6 . 1680 г., Декабря 2, Царь Феодор Алексеевич с Царицею Агафьею Семеновною и с Царевнами. 7 . 1681 г., Августа 25, Царь Феодор Алексеевич со всем своим Царским Семейством, по случаю погребения в сей обители основателя ее, Святейшего Патриарха Никона . 8 . 1681 г., Ноября 30, Царь Феодор Алексеевич в последний раз один. 9 . 1682 г., Сентября 11, Царевны Татьяна Михайловна и София Алексеевна, при чем избрано ими место для построения теплого соборного храма во имя Рождества Христова. 10 . 1683 г., Декабря 4, Царь Иоанн Алексеевич с Царевнами Татьяною Михайловною, Софиею и Марьею Алексеевнами. 11 . 1685 г., Генваря 18, Царь Иоанн Алексеевич с теткою своею, Царевною Татьяною Михайловною, с обоими Царицами, и со всеми Царевнами, по случаю торжественного освящения Патриархом Иоакимом соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу. 12 . 1685 г., Мая 15, Царь Иоанн Алексеевич с Царицею Прасковьею Феодоровною и Царевнами Татьяною Михайловною и Софьею Алексеевною.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ, ФЕОДОР, ГЕОРГИЙ, ГЕОРГИЙ, МИХАИЛ И ЛАМПРОС [Греч. Μανουλ, Θεδωρος, Γεργιος, Γεργιος, Μιχαλ κα Λμπρος] († 1835), новомученики Самофракийские (пам. греч. 6 апр., Лампрос - 2 июля). Во время репрессий, связанных с подавлением греч. восстания 1821-1829 гг., Мануил, Ф. и 2 Георгия с Самотраки и живший на этом же острове уроженец Кипра Михаил были взяты турками в плен, проданы в рабство и обращены в ислам. Михаил находился в зрелом возрасте, а остальные были юношами. По прошествии неск. лет они вернулись на Самотраки, раскаялись в вероотступничестве и объявили, что вновь хотят стать христианами. Они были схвачены тур. властями, но за большой выкуп отпущены на свободу. Им приходилось подкупать каждого нового назначаемого тур. наместника или кадия. Траянопольский епископ Анфим (1831-1855) советовал новомученикам переселиться в Греческое королевство, чтобы избежать опасности, но те изъявили готовность пострадать за Христа. В 1835 г. новый наместник, ненавидевший христиан, велел схватить этих святых, но обещал, что оставит их в покое и позволит жить по-христиански, если те формально признают себя мусульманами. Но новомученики отказались отречься от своей веры. Их привезли в городок Макри, расположенный на фракийском побережье напротив Самотраки, и 23 дня держали в темнице, подвергая различным пыткам. 6 апр., в понедельник Фоминой Недели, видя их непреклонность, наместник приказал казнить новомучеников. Михаил был разрезан ножами на мелкие кусочки, Георгий и Ф. повешены, Мануил брошен на доску с большими гвоздями и мгновенно умер. Однако, когда на эту доску бросили младшего Георгия, гвозди согнулись и не причинили ему вреда. Палачи позвали кузнеца, к-рый вбил в доску новые гвозди, и, чтобы те глубоко вонзились в тело Георгия, топтали святого ногами. Георгий терпел мучение 24 часа, а потом турки решили застрелить его. Тела новомучеников были погребены христианами. К. Х. Дукакис в исследовании о новомучениках, сопровождающем изданную им службу прп. Никодима Святогорца всем новоявленным мученикам, пострадавшим после падения К-поля, привел несколько иной список имен Самофракийских новомучеников: Лампрос, Феодор, Феодор, Георгий, Иоанн и Михаил (Ακολουθα Αισματικ μετ γκωμου πντων τν νεοφανν Μαρτρων τν μετ τν λωσιν τς Κωνσταντινουπλεως μαρτυρησντων/Εκδ. Κ. Δουκκης. Αθναι, 1897. Σ. 50). Память Л. отмечается отдельно под 2 июля.

http://pravenc.ru/text/2561922.html

Ропщет кто, грех ему есть: не будем же роптать, ни выходить из себя... ибо мы земля и пепел, пыль и прах... (прп. Феодор Студит , 92, 254). При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтобы побольше наделать ропотников и побольше Бога преогорчить (прп. Феодор Студит , 92, 486). ...Никто также не отказывайся от своего послушания, но благопокорно исполняй его, хоть бы смерть: это будет настоящее монашеское совершенство. И ропотлив никто не будь, осуждая наше место , яко не имеющее того и этого. Таковой повинен суду возроптавших в пустыне, коих пагуба изумительна... (прп. Феодор Студит , 92, 491). ...Внимая да внимаем себе, братие, – все вместе: и кои здесь, и кои в отлучке, – всеусердно да исправляем заповеди Господни, и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел ( Евр. 10, 24 ), не дозволяя себе жить беспечно, не творя волю плоти и помышлений, не вдаваясь в ропотливость, подобно древним ропотникам, не искушая Господа подобно тогдашним искусителям, – может ли Он и на будущее время то и то сделать для нас... (прп. Феодор Студит , 92, 537–538). Кто ропщет за обыкновенными службами, тяготится ими и не соблюдает радения о них во все продолжение славословия Божия, тот поистине не познал, как много сладки в гортани любящих Бога словеса Божии, и насколько слаще они паче меда и сота в устах пришедших в познание Его, но совсем плоть есть, и мудрование имеет плотское, и чувство плотское, и не может вкусить и духовно восчувствовать блага, какие даровал нам Бог (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 227–228). ...Проводник искушения к душе есть помышление ропотливое, всегда движимое в сердце... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 330). Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 87). Источник. ...Признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 357). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010