А.М. Величко XLVI. Император Роман II (959–963) Глава 1. Возврат Крита. Триумф византийского оружия в Сирии Краткое царствие 21-летнего императора Романа II вначале обещало Римскому государству много благ. Юный василевс был крепок телом, красив лицом и статен. Стройный, как кипарис, высокий мужчина с копной светлых, пшеничных волос, с красивыми глазами и «римским носом», розовощекий, спокойный, приятный в беседах, он вызывал любовь у народа и восхищение у женщин. Воспитанный отцом как ученый, Роман II прекрасно владел словом и письмом и относился к числу самых образованных людей своего времени. Во многом походивший на отца – и внешне, как мы могли убедиться, и по складу характера, император всегда находил время, чтобы помимо государственных дел заняться любимыми забавами. Правда, со временем его интересы изменились, и вместо научных бесед василевса все более стали увлекать охота – царь был страстным охотником, игра в мяч, состязания на ипподроме и пиры 422 . Но этот юноша вовсе не был прожигателем жизни, как иногда пытаются показать. Уже первые шаги нового царя показали, что на трон взошел человек, наполненный чувством ответственности за судьбу Римской державы и прекрасно разбирающийся в своих обязанностях. «Он любил родину, как мать», – скажет впоследствии о нем анонимный летописец, и это истинная правда. Иными словами, Роман II был настоящим самодержцем. Первым делом император воздал почести некоторым престарелым товарищам и помощникам покойного отца, которым Византия была обязана последними победами. Но вслед за этим... удалил их от дел, набрав себе новый штат сановников. Согласно последней воле Константина Порфирородного, главой синклита царь поставил друнгария флота, препозита Иосифа Вринге, способного (хотя и надменного) администратора, сосредоточившего в своих руках многие вопросы государственного управления. Протоспафария Иоанна Хирина он возвел в достоинство патрикия и назначил великим этериархом. Другой любимец императора, протоспафарий Сисиний, ученый муж и опытный государственник, стал логофетом геникона (начальником податного ведомства). Эпархом Константинополя приказом царя был определен другой ученейший человек своего времени, его близкий друг, Феодор Дафнопат. Опытные юристы и благочестивые люди, они поддержали тот режим законности, который царил при императоре Константине VII, становясь, по словам летописца, «судьями для обидчиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Благодарю вас за возможность рассказать о «материке будущего» — Африке. Юрисдикция нашего Александрийского Патриархата распространяется на 54 больших государства. Последнее государство, которое недавно было в нее включено, это Южный Судан, который, кстати, является христианским государством. Месяц тому назад я вернулся в Александрию из многодневной поездки по Танзании. На протяжении девяти часов я плыл в ветхой лодке по водам озера Виктория, для того чтобы прибыть во вторую, после Дар-эс-Салама, столицу Танзании — Мванзу и совершить освящение кафедрального собора святителя Николая в этом городе и открыть там две больницы для бедных, каждая из которых рассчитана на 200 пациентов. Танзания — очень бедная страна, и ее жители прежде всего испытывают огромную нужду в медикаментах. После посещения Мванзы я направился в третий по значимости город — Букобу. Там на меня произвела огромное впечатление новая больница, в которой трудятся врачи из Европы, России, буквально со всех концов мира, пытаясь помочь местным жителям и прежде всего детям, страдающим ВИЧ. Кроме синдрома ВИЧ, другая болезнь, также забирающая жизни огромного числа людей в Африке, — это малярия. Еще одним важным событием стало то, что в Танзании, в городе Аруша — самом географическом сердце Африки, была учреждена новая епархия. Аруша является также центром Восточной Африки — это своего рода конфедерация пяти государств: Уганда, Кения, Танзания, Бурунди и Руанда (в будущем присоединятся также Конго и Эфиопия). Новый епископ Аруши владеет языком суахили (один из наиболее значительных языков Африки — ред.). И я надеюсь, что с Божьей помощью эта епархия станет христианским центром для всех этих государств. У меня есть две мечты, связанные с Арушей: открыть при епархии патриаршую типографию, в которой можно было бы переводить и печатать книги на 286 языках для того, чтобы простой, бедный человек имел возможность познакомиться с учением Христовым. Потому что одна из самых глобальных проблем Африки — это безграмотность. Ведь там очень много детей, которые, к сожалению, не умеют читать и писать. И вторая моя главная мечта — создать при епархии богословскую академию, чтобы студенты-христиане со всей Африки смогли там изучать богословие. И не только Африки — чтобы со всего мира, из Европы и России, туда приезжали молодые люди на обучение и изучали бы в том числе фольклор, музыку, историю, обычаи и традиции разных народов Африканского континента.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4704505...

Бытча. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас. В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда. В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг. Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

http://sobory.ru/article/?object=42882

В благодарность к Богу за покорение Казани, Царь Иоанн Васильевич в 1554 году, на Казанские деньги поставил здесь обетный храм Покрова Богоматери, освященный Митрополитом Макарием, того же года Сентября 30. На другой год летом сия деревянная церковь была разобрана и вместо ее заложена каменная о девяти верхах, Покрова Божией Матери и Св. Троицы с разными приделами. 1090 О построении этой церкви скажет нам сама летопись: «Государь велел заложить церковь каменну Покров о девяти верхах, который тогда был преже древян, о Казанском взятье у Флоровских ворот надо рвом придел той же церкви Живоначальныя Троицы, Николу Чудотворца Вятцкова; а преже того за два года заложена едина Троица, и Государь велел прибавить к той же церкви храм Покрова Богоматери и приделы и поставити церковь древяну Св. Николы Вяцтково и с его образа написати в новый храм Покрова, и свяща ю Митрополит Июля в 29 день». 1091 Через семь лет после того, «Октября 1 священы приделы в новом городе у Флоровских ворот, что ставлены о Казанском взятии и Астраханском, Живоначальная Троица, да Вход во Иерусалим, да Никола Великорецкой, Кипреан и Устина, Варлам Хутынский, Александр Свирский , Григорий Епископ Арменский, Александр, Иван и Павел, новые Патриархи Цареградские; а были тут Царь, Царица, Царевичи. А большая церковь средняя Покров тогда не совершена». Из последних слов видно, что церковь Покровская и в семь лет еще не отстроилась и, как предполагать надобно, не прежде совершена, как в конце XVI века. Когда же гроб Василия Блаженного прославлен был разными чудесами и, по сказанию летописца, «мнози от различных недугов исцелишась» 1092 тогда в 1588 году сын и преемник Иоаннов Феодор I повелел воздвигнуть над св. его мощами каменный храм и уставить день празднования новому Московскому чудотворцу 2 Августа. 1093 К нему в 1589 году, Июля 3, присоединены мощи другого подвижника, Иоанна юродивого, прозванного водоносцем и большим колпаком от того, что он носил воду для других и надевал на голову большой железный колпак. Подвизаясь в юродстве и в тяжких веригах, он предсказал бедствие Годунову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви Антология Второе издание, исправленное и дополненное Содержание Предисловие составителя ко 2-му изданию В.Ф. Федоров. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Фундаментализм и творческая свобода в российском Православии Православное творчество Творчество как необходимое условие выхода из кризиса Разномыслие в Православии Православие как цивилизация Народ и интеллигенция Православие, свобода и либерализм Православие, ревнительство и борьба с «модернизмом» Православие и веротерпимость Православие и социально-политическое устройство государства Мечты о возрождении духовной культуры России Pro et contra в догматическом богословии. Имяславие в Православии Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая К.П. Победоносцев. Церковь и государство II VI Н.И. Барсов. Православие Н.Ф. Федоров. О православии и Символе Православный погребальный обряд и его смысл В.В. Розанов. Русская церковь . Христианский социализм в России С.Н. Трубецкой. О современном положении Русской церкви Протоиерей Стефан Остроумов. Веротерпимость Православия А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский. Православие I II III Архиепископ Никон (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? Е.Н. Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм I II III IV V Н.Н. Глубоковский. Православие по его существу I II Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской церкви Протоиерей Иоанн Восторгов. Истинный патриотизм Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям В.Ф. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием II III IV Протоиерей Иоанн Егоров. Православие и жизнь в нем. Л.П. Карсавин. О сущности православия 1 5 12 В.В. Зеньковский. Православие и культура Идея православной культуры 1 2 Л.П. Карсавин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ваше Императорское Высочество, Ваше Высокопреосвященство и все досточтимое собрание! С надеждой на помощь и благословение Божие, при молитвенном предстательстве всех здесь собравшихся рукою нашего Святителя сегодня вжигается в этих стенах новый светильник христианского просвещения. Этот светильник дается в руки женщин в признании той христианской правды, что и она (т.е. женщина) наследница вечных благ и причастница святых во свете, в том свете, в котором «несть мужеский пол, ни женский». Да будет же этот светильник в руках женщины подобным светильнику мудрых дев, вводящим их самих в чертог жениха небесного и озаряющим путь вхождения Его в брачный чертог душ человеческих. Пусть эта новая лампада духовного света при самом уже начале своего светения и в момент вжигания берет в себя запас и в дальнейшем подкрепляется тем же чистым и святым елеем, который горел в лампадах мудрых дев, не только освещая, но согревая и веселя духовно души всех, кого он коснется. Разумеем елей божественной любви, которая, являясь союзом совершенств, сама пребывает вечно и стяжавших ее вводит в Царство вечной истины и жизни по слову св. Апостола: «любы николиже отпадает: аще пророчествуя упраздняется, аще ни языцы умолкнуть, аще разум испразднится» 1 . Отныне женщина выступает на новом для нее пути христианского, церковного служения. Да не смущается ее скромное и робкое женское сердце предстоящей работой, да не покажется кому-либо из нас слишком дерзновенным ее начинание: там «идеже хощет Бог , побеждается естества чин», а история христианской веры и жизни только подтверждает эту истину в приложении к женщине. Смотрите, куда и к кому обращает нас церковное наше сознание, как к началу и источнику духовной мудрости и духовного просвещения. К Деве Богоматери. Не о Ней ли уста церковные, а, вместе с устами, конечно, и разум церковный возглашает: «радуйся премудрых превосходящая разум»; «радуйся верных озаряющая смыслы»; «радуйся Троицы Таинники просвещающая», «радуйся, яко многосветное возсияваеши просвещение»; «радуйся афинския плетения растерзающая» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов .   PDF-bepcuя.     священник Артемий Корыхалов 5 августа 2023 г. 12:00 В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-bepcuя.     Антон Висков Алексей Пузаков 2 августа 2023 г. 16:00 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) . PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/7/

«Дайте мне икону, чтоб дела в бизнесе шли». Но задача иконописца совсем в другом А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» 5 февраля, 2019 А мы хотим блестящие сувениры и «выставки золотых приисков» Как отличить настоящую икону от той, что не может стать окном в Горний мир, бывают ли иконописцы-атеисты и почему люди покупают украшенные картинки, а новый храм просят расписать от пола до потолка? Об этом – в беседе с протоиереем Николаем Чернышевым, клириком храма святителя Николая в Кленниках, иконописцем, членом Патриаршей искусствоведческой комиссии. К иконе есть запросы современности – Для чего современному человеку икона? – Икона – это неотъемлемая и существенная часть нашего исповедания. Так что этот вопрос сродни вопросу: для чего современному человеку Церковь? Еще в середине девятнадцатого века Феодор Михайлович Достоевский устами одного из своих персонажей говорил, что мир вышел на иную дорогу, имея в виду и нравственные приоритеты современного ему общества, и привычные формы культуры. Сегодня мы отчетливо видим, что среди прочего и искусство стало совершенно иным, в нем появились и новые стили, и целые новые миры. Но Церковь, несмотря на изменения всех внешних декораций, жива. Человек приходит в Церковь, наверное, для того, чтобы почувствовать свою связь с тем, что вне этих временных, изменчивых форм: связь с вечностью, с Небесами, с Господом нашим Иисусом Христом, для того, чтобы помолиться и получить некий ответ. То же самое можно сказать и об иконе: она жива и востребована, несмотря на появление новых и новых пластических форм изобразительного искусства, соответствующих своему времени. Ее живые и, подчеркиваю, востребованные воплощения – в прославленных древних памятниках и в современных образах. Призвание Церкви и призвание иконы – соединять нас с вневременным миром Божьим. Отцами 7-го Вселенского Собора сказано: почитать икону наряду с Крестом и Евангелием. То есть нам надо знать, что икона живет и развивается не только по законам искусства, а она равноценна, равнозначна Кресту и Евангелию, этим «константам», принадлежащим вечности. Стало быть, икона способна явить, зримо показать те истины, о которых повествует, рассказывает Евангелие человеку любого времени, любого возраста, любых культур, любого образовательного уровня, даже неграмотному человеку. В этом миссия, в этом функция иконы, а не в том, чтобы отвечать на запросы современности.

http://pravmir.ru/dayte-mne-ikonu-chtob-...

Древние чертежи Москвы Известные нам планы и чертежи, или виды Москвы с XV по XVII век, приложенные к описаниям России Герберштейна, И. Блевия 520 , Л. Готофреда 521 , Олеария, Майерберга и других, не взирая на их большую или меньшую неточность в целом, или частях, сообщают нам понятие о тогдашнем положении и объеме древней столицы России, дополняют недостаточность у нас отечественных видов и чертежей Москвы XV, XVI и XVII веков. Хотя геодезическим черчением карт давно уже занимались в России; ибо в Книге большого чертежа сказано, что, по указу Царя Михаила Феодоровича, в Разряде сыскан старый чертеж всему Московскому Государству, сделанный давно при прежних Государях. Царевич Феодор Борисович, под руководством своего учителя, составил карту России и план Москвы. В 1627 году, в разряде сделан был новый чертеж всему Московскому Государству. Но, кроме Годуновой, до наших времен, к сожалению, не дошли сии отечественные карты. Критическое сравнение их было бы весьма полезно не только в отношении топографии, но даже истории Москвы, сосредоточившей в себе с XV века мир Русский. Предмет этот ожидает делателей. В ожидании сего сообщим нашим читателям обозрение чертежей, или видов Москвы, приложенных к сему изданию с тою целью, чтобы дать объяснение оным, которое может служить дополнением, а в некоторых местах и поправкой сделанному нами обозрению Москвы в 1 тетради. Приложенный к 1 тетради Памятников Московской Древности вид Москвы упомянут в изданной в С. Петербурге 1837 года. Описи предметом, сохраняющимся при Императорской С. Петербургской Академии Наук в здании Кунст-камеры, в отделении, называемом Кабинет Петра Великого, стр. 44, 24, под заглавием: «Любопытный план Москвы, напечатанный в Амстердаме, с объяснением на Латинском языке». Этот вид Москвы, доселе неизвестный нам, гравирован в большой лист; в заглавии его следующая надпись вязью, неправильно изображенная чужестранцем: Царствеющой град Москва началной городъ всехъ Московских госдарствахъ. На полях его помещено объяснение на Латинском языке, которое мы передаем здесь в буквальном переводе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«Душеполезные поучения, послания и вопросы» — одно из центральных произведений аскетической литературы, вобравшее в себя предшествующую традицию. «Поучения» аввы Дорофея, написанные простым и безыскусным языком, — это своеобразная аскетическая «азбука», решающая основные вопросы духовной жизни и монашеского подвига. Флоровский пишет о «Наставлениях» аввы Дорофея: «Его книга стала образцовым руководством в киновиях. Ее очень ценил преподобный Феодор Студит. Дорофей пользовался литературными источниками и старался подвести итог сложившейся уже традиции и накопленному аскетическому опыту. На общих вопросах он мало останавливается. Его наставления имеют практический, часто почти бытовой характер. Однако исходит он из яркого харизматического идеала. Первозданный был харизматиком. В раю он пребывал в созерцании и в молитве, «во всякой славе и чести». Грех был отпадением от созерцания, в «мимоестественное состояние». И отсюда смерть. С этого Дорофей начинает. От греха и смерти избавил Богочеловек Новый Адам. В крещении начало новой жизни, источник свободы к добру. Однако свобода осуществляется только в подвиге. И в подвиге всего важнее «отсечение своей воли», отсечение хотений, — иначе сказать, совершенное подчинение и послушание избранному духовному руководителю. Отсечение воли есть средство к бесстрастию. Исчезают поводы волноваться от неисполнения своих желаний и пристрастий. И тогда потухают самые желания, душа успокаивается. Создается впечатление, что желания всегда исполняются. Только тогда видит человек непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Иначе он не разумеет, что непорочны пути Божии. Однако послушание не есть только педагогика или дисциплина. Подчиняться нужно духовным старцам, то есть как харизматикам. Так самый ритм общежития определяется харизматическим идеалом. Задача инока в преодолении страстей, в достижении внутреннего мира и бесстрастия». Группа Вконтакте Facebook группа Творения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка

http://predanie.ru/book/69052-dorofey-tv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010