Епископ Феодор (Текучёв) и митрополит Вениамин (Федченков) I. Епископ Феодор о митрополите Вениамине 1. Памяти митрополита Вениамина (Федченкова) 2. Из заметок епископа Феодора. О митрополите Вениамине Слово митрополита Вениамина в семинарском храме Саратова на молебне перед началом учебного 1957 года, обращенное к воспитанникам семинарии II. Почему епископ Феодор сохранил каноническую верность Русской Православной Церкви Московского Патриархата?     Не пора ли уж нам наконец начать подлинную христианскую жизнь, не пора ли начать искать благодать Святого Духа, эту воду живую? Но,увы, мы ищем всего – кроме благодати и вечного спасения! И ведь вроде бы верующие и знаем, что будет и ад, и вечная жизнь. И все- таки вечной жизни – не ищем. Странные люди... Братие, сестры! Ищите воду живую, ищите благодать Пресвятого Духа! Будем искать единого на потребу – вечного спасения нашего! Будем подлинными христианами... Почему бы нам всем не любить друг друга? Епископ Феодор (Текучёв), подвижник Псково-Печерский (1985) Введение В 2008 году исполнилось сто лет со дня рождения одного из наиболее смиренных и благочестивых насельников Свято- Успенского Псково-Печерского монастыря, ближайшего ученика и помощника блаженной памяти митрополита Вениамина (Федченкова) – владыки Феодора (Текучёва), епископа Аргентинского. По возвращении в 1956 году в Россию из эмиграции епископ Феодор жил сначала на Украине и в Молдавии, а затем, с 1962 года, более двух десятилетий подвизался в иноческом подвиге в Печерской обители – вплоть до своего мирного отшествия ко Господу. В силу его «белоэмигрантского» прошлого большевистская власть, несмотря на столь свойственный епископу Феодору искренний патриотизм, и по возвращении его на Родину не доверяла ему, а потому и не позволила Московской Патриархии предоставить владыке какую-либо архиерейскую кафедру. Тем более не способствовали этому и вновь начавшиеся в конце 50-х годов гонения на Церковь , когда по всей стране один за другим насильственно закрывались храмы и монастыри: так, например, в той же Молдавии владыку три раза переводили из обители в обитель, поскольку они одна за другой ликвидировались местным коммунистическим начальством. В итоге епископу Феодору было благословлено проживать «на покое» в древнем, никогда не закрывавшемся, издавна славившемся своими подвижническими традициями Псково-Печерском монастыре: наконец-то долгие мытарства владыки закончились, и до конца дней своих он еще многие годы тихо и смиренно жил здесь, любимый и уважаемый печерской братией, служа и время от времени проповедуя в храмах обители, постепенно ставшей для него родным домом. Здесь же он и был погребен в 1985 году в монастырских пещерах рядом со своим давним духовным учителем и старшим другом – митрополитом Вениамином (Федченковым) , также завершившим свои дни на покое в Печорах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Приложения. Епископ Феодор (Текучёв) и митрополит Вениамин (Федченков) I. Епископ Феодор о митрополите Вениамине 1. Памяти митрополита Вениамина (Федченкова) 4 октября сего года исполняется пять лет со дня кончины замечательного, выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Вениамина (Федченкова) . Владыка Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года. Отец его происходил из крестьян Тамбовской губернии. Мать – Наталия [урожденная Оржевская] – была дочерью священнослужителя. Иван был воспитан благочестивыми родителями в глубокой и твердой вере. Благодарное почитание своих родителей он сохранял всю жизнь, особенно чтил свою мать. Иван выделялся среди сверстников большими способностями к учебе. В Тамбовской семинарии он также хорошо учился. Господь даровал ему замечательный голос. Впоследствии Иван был хорошим певцом и регентом. Успешно окончив семинарию [в 1901 году], он поступил в Петербургскую духовную академию, по окончании которой был оставлен профессорским стипендиатом и затем состоял преподавателем академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия. В 1907 году Иван Афанасьевич Федченков принял монашеский постриг в Петербургской духовной академии с именем Вениамин [по данным записки, составленной отцом наместником – архимандритом Алипием, это произошло 27 ноября]. Пострижение совершил ректор академии архимандрит Феофан [Быстров; впоследствии архиепископ). Вскоре Вениамин был посвящен во иеродиакона, затем иеромонаха. С того времени начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской духовной академии, был ректором [сначала Таврической, в Симферополе, с 1911 по 1913 год, а затем] Тверской духовной семинарии. Он любил проповедовать и обладал большим даром красноречия. Некоторое время [ранее, в 1910–1911 годах] иеромонах Вениамин был личным секретарем архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), о котором всегда сохранял светлую память и отзывался с большим уважением как об умнейшем и достойнейшем иерархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«административном» подходе к церковному делу такие архиереи были нередко вовсе чужды подлинного монашеского делания, в силу чего вполне естественное стремление христиан к духовным высотам они воспринимали или как подозрительные фантазии, или же как опасный мистицизм и уклонение в нездоровую «экзальтацию»; особенно критически-настороженно ими воспринималось учение исихастов об Иисусовой молитве и наставления в ней преподобного Паисия (Величковского) и его учеников. Как известно, именно от таких архиереев приходилось защищать старцев то Оптиной пустыни, то Валаама мудрому Московскому митрополиту святителю Филарету; такого рода архипастыри совершенно не понимали и горящего молитвенного духа преподобного Серафима Саровского или преподобного Оптинского старца Амвросия, всячески осложняя им их истинно подвижническую жизнь. И именно в таком синодальноофициозном кругу оказывалось, например, возможным еще век назад услышать о великом византийском святителе богослове-исихасте Григории Паламе (православным учением которого, кстати, всегда чрезвычайно интересовался епископ Феодор), что он был всего лишь главой каких-то средневековых изуверов-сектантов, афонских мистиков-мечтателей, якобы полностью уже забытых. Примерно схожим же отрицательным образом воспринимал митрополит Евлогий и глубокую молитвенную настроенность, предельно живое и горячее религиозное чувство как епископа Вениамина (Федченкова) , так и его верного духовного чада – иеромонаха, будущего епископа Феодора. Поэтому ничуть и не удивительно читать ныне соответствующие оценки, данные владыкой Евлогием в его воспоминаниях – одновременно и епископу Вениамину, и отцу Феодору, – где он пишет, что после того как «одна французская помещица приняла Православие и пригласила» прежнего настоятеля храма в Виши – «немолодого, опытного, хозяйственного человека» – «к себе в Нормандию в качестве священника и управляющего ее имением», то «преемником его стал отец Феодор Текучёв (воспитанник Богословского института)». И далее следует весьма характерная для митрополита Евлогия явно критическая оценка им подлинно монашеской устремленности своих же собственных пастырей: «Юный, неопытный, экзальтированный молодой иеромонах. Он находился всецело под влиянием своего «старца», епископа Вениамина, который в своем духовном руководстве не умел вести спокойной линии, а уклонялся в экзальтацию. Когда возник у меня конфликт с митрополитом Сергием (Страгородским) , отец Феодор меня покинул, сославшись на полученное от епископа Вениамина повеление. «Я вас неизменно люблю... – писал он мне, – но я исполняю волю моего старца. Его веление – веление Самого Бога " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было нелегкое время и для владыки Вениамина, и для его преданного ученика и духовного сына... Как отмечает в своих воспоминаниях епископ Феодор, «за свою верность и преданность Матери-Церкви епископу Вениамину много пришлось выстрадать. Ему сразу же предложили оставить Сергиевское подворье в Париже», тем самым оставив его на ближайшее время вовсе без всякого жилья! Вскоре и иеромонах Феодор, будучи духовно полностью единомысленным с владыкой Вениамином и доверяя его каноническому опыту (а также, естественно, и из послушания ему – как духовному отцу) вышел из юрисдикции проконстантинопольской системы зарубежных «евлогианских» приходов. В связи с этим, естественно, ему пришлось оставить настоятельство в Виши и вернуться в Париж. Неприятие епископом Вениамином неканоничной, как он считал, позиции митрополита Евлогия, связавшего тогда часть Русской Церкви с Константинопольским Патриархатом, привело вскоре к появлению в Париже нового, так называемого «московского», или патриаршего, прихода – с храмом во имя Трех Святителей в Париже. Возник этот приход, по словам владыки Феодора, следующим образом: «Вокруг епископа Вениамина сразу же образовалась и небольшая группа людей (около 20–25 человек), преданных Матери-Церкви. К Владыке Вениамину пришли его первые духовные сотрудники: иеромонах Стефан (Светозаров), иеромонах Феодор (Текучёв, ныне епископ), иеромонах Афанасий (Нечаев; скончался в Париже в 1943 году). Эта группа начала подыскивать в Париже помещение для своего храма. Удалось разыскать подвальное помещение, предназначенное для склада. В этом помещении (по улице Петель, 5) и был устроен первый патриарший храм в честь Трех Святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . В храме был устроен и второй придел – во имя Святителя Тихона, епископа Задонского. Так был основан патриарший храм за границей – Трехсвятительское подворье. Богослужения совершались ежедневно ранним утром [первая служба состоялась на Пасху 1931 года], и сам епископ Вениамин нес чреду как рядовой священник (он был настоятелем этого храма в 1931–1933 годах, причем с 1932 года уже в сане архиепископа)».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Жизнеописание преосвященного Феодора (Текучёва), епископа аргентинского, Подвижника Псково-Печерского Живите полной, настоящей христианской жизнью... Епископ Феодор Епископ Феодор (в миру Димитрий Васильевич Текучёв) родился 14 мая 1908 года в слободе Маньково-Калитвенской, в Области войска Донского (ныне Ростовской). При крещении он был наречен в честь Угличского и Московского Царевича Димитрия (память 15/28 мая). Отец, Василий Иванович, – донской казак Верхне- Курмоярской станицы 2-го Донского округа, состоявший на государственной службе в чине титулярного советника. Мать – Феодосия Павловна, урожденная Болховитина. Учиться Димитрий начал в 1915 году в городе Александро-Грушевске, но из-за переезда родителей продолжил начальное образование в 4-й церковно-приходской школе Новочеркасска, а затем в 1918 году поступил на учебу в Донской Императора Александра III кадетский корпус. Однако поскольку в связи с захватом власти в России большевиками корпус был 20 декабря 1919 года эвакуирован из Новочеркасска, то дальнейшее кадетское обучение Димитрия проходило уже за границей, в эмиграции (Египет, г. Измаилия). В 1922 году корпус расформировали, и юноша завершил учёбу уже в Турции, в 1925 году, – в Британской школе для русских мальчиков в Эренкей близ Константинополя, помещавшейся в здании дачи Русского посольства в пригороде Буюк-Дэрэ. Как указал впоследствии владыка в своем биографическом «Формуляре», он «в том же году подал прошение на имя Высокопреосвященнейшего Евлогия, митрополита Западно-Европейских Православных Русских Церквей, и был зачислен на подготовительные курсы [при Сергиевском Богословском институте в Париже], но прибыл... в институт... только в 1926 году, ибо отбывал рабочий контракт во Франции в течение одного года. Богословский институт окончил по первому разряду в 1930 году» (Архив Псково-Печерского монастыря). Кандидатское сочинение будущий епископ писал по патрологии, под руководством профессора, известного богослова и историка (в последующем и уважаемого протоиерея) Г.В.Флоровского, на тему «Догматическое обоснование иконопочитания по святым отцам и учителям Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако после того как владыка Евлогий из-за оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) был запрещен последним в служении и ушел под омофор Константинопольского Патриарха, образовав, таким образом, не подчинявшийся ни Московскому Патриархату, ни Синоду РПЦЗ Парижский Экзархат Вселенского престола, Безаки, несмотря на то, что владыка Евлогий был близким другом семьи, не поддержали его поступок, решив остаться с Московской Патриархией. В начале тридцатых годов супруги Безак вместе с известным поэтом-монархистом, «Царским гусляром» С.С.Бехтеевым, являвшимся другом семьи, устроили в подвале собственного дома церковь во имя иконы Божией Матери «Державная», которая была принята под окормление Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Таким образом, произошло настоящее чудо – храм, посвященный явленной в день отречения Государя от Престола Державной иконе, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей в Своих руках царские регалии – скипетр и державу, оказался в окормлении находившейся под большевицким гнетом Церкви! Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. В годину смут и трусости бесславной, Измены, лжи, неверия и зла Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: «Сама взяла Я Скипетр и Державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю!» С.С.Бехтеев Домовой храм Безаков в 1931 году освящал митрополит Вениамин (Федченков) , к тому времени уже заявивший о своем подчинении митрополиту Сергию (Страгородскому). Он же назначал туда и священников, одним из которых стал иеромонах Феодор (Текучёв), будущий епископ Сан-Францисский и Калифорнийский. “Община открылась в Ницце усилиями двух благочестивых семей – Безак и Бехтеевых, – писал в марте 1932 года в докладе митрополиту Сергию (Страгородскому) секретарь епископа Вениамина (Федченкова) С.А.Отман. – Е.Н. Безак предоставила свою квартиру для совершения Богослужений; у нее и проживает уже с июля месяца прикомандированный туда отец иеромонах Феодор, свободное время уделяющий заработку для существования; там группируются человек около 25».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за свою верность Матери-Церкви...» Однако написавший эти строки владыка Феодор скромно умолчал о том, что многие из трудностей и невзгод тех лет делил с экзархом Вениамином и он сам. Вскоре же по прибытии в Сан-Франциско отец Феодор был награжден (30 августа ст. ст.) палицей и возведен в сан игумена. 26 июня ст. ст. 1939 года его назначили временно исполняющим обязанности председателя Духовного правления Западной Америки, то есть, иначе говоря, благочинным Западно-Американских патриарших приходов. В этих краях, будучи настоятелем Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско, он трудился около шести лет, однако в 1943 году его перевели в Чикаго – в качестве настоятеля Свято-Георгиевского собора. ...Стараясь укрепить позиции патриаршей Церкви в Америке и учитывая определенный рост здесь числа «московских» приходов, требовавший все больших архипастырских трудов по управлению ими и поддержанию в них церковной дисциплины, владыка Вениамин со временем озаботился назначением, по согласованию с Московской Патриархией, трех помощников себе – в лице архиереев-викариев. Двое из них были архиепископ Филадельфийский и Карпаторусский Адам (Филипповский, 1956) и епископ Канадский Антоний (Васильев; 1953 в Свято-Успенском монастыре в Одессе). Третьим же стал Феодор (Текучёв), которого владыка Вениамин хиротонисал для Южной Америки с именованием «епископ Аргентинский, викарий Северо-Американской епархии». Естественно, что перед этим митрополит Вениамин представил в Московскую Патриархию докладную с рекомендацией игумена Феодора к хиротонии его на Аргентинскую кафедру. От только что избранного тогда Святейшего Патриарха Сергия пришел указ, уже именовавший отца Феодора архимандритом: «Быть архимандриту Феодору епископом Аргентинским». 5 декабря 1943 года он и был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря состоялась его хиротония во епископа, которую совершили митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин, епископ Американский и Канадский (Сербского Патриархата) Дионисий (Миливоевич) и епископ Чикагский Герасим, викарный епископ Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инспектором института в тот период был епископ Вениамин (Федченков) , являвшийся уже к тому времени весьма заметным иерархом Русской Церкви. Именно он во многом и определил дальнейшую пастырскую, а затем и архипастырскую судьбу своего ученика Димитрия Текучёва, став на долгие годы основным его духовным (всегда для него непререкаемо авторитетным) учителем и советчиком, а со временем и непосредственным его церковно-административным руководителем – в качестве экзарха Московского Патриархата в Северной Америке. В связи с этим представляется необходимым вкратце остановиться здесь и на некоторых этапах жизни владыки Вениамина, самым прямым образом сказавшихся впоследствии и на жизненном пути владыки Феодора. Как сообщает в своем очерке, посвященном памяти владыки Вениамина, сам епископ Феодор, «с ноября 1920 года епископ Вениамин совершал свое служение за пределами Родины. Сначала – в Константинополе, затем – в Болгарии, Югославии, Чехословакии. В 1925 году митрополит Евлогий (Георгиевский; 1946) основал в Париже Православный Богословский институт имени преподобного Сергия. Он вызвал епископа Вениамина и предложил ему занять в институте должность инспектора». В дальнейшем владыка Вениамин одновременно и преподавал в институте, и совершал богослужения в храме Сергиевского подворья, при котором и находился сам Богословский институт. Когда в 1930 году случилось так, что храм Сергиевского подворья остался без диакона, епископ Вениамин обратился в институтской трапезной к студентам с предложением принять кому-либо из них диаконский сан. На его призыв отозвались два студента. Один из них – архимандрит Стефан (Светозаров), также вернувшийся со временем в Россию и пребывавший в последние годы жизни в виленском Свято- Духовом монастыре ( 7 мая 1969). Вторым же студентом был Димитрий Текучёв, решивший уже на четвертом курсе института (и именно по совету владыки Вениамина) принять монашество. 15/28 марта 1930 года митрополит Евлогий (Георгиевский), тогдашний глава Западно-Европейских приходов Московского Патриархата, совершил его монашеский постриг на Сергиевском подворье в Париже. Новое, иноческое имя Димитрию дали в честь святителя Феодора, архиепископа Ростовского, племянника преподобного Сергия Радонежского; восприемником при постриге был владыка Вениамин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Владыка Вениамин (Федченков) приехал в Ниццу и первую Литургию служил у нас на квартире. Потом мы. – А.Иванов ], наняли в том же доме подвальное помещение и там же комнату для священника. Иконостас соорудил Сергей Бехтеев, и художник Кульчицкий написал иконы. Церковь была в честь Державной иконы Божией Матери. Первый священник был о. Федор Текучёв, затем о. Афанасий Нечаев После о. Афанасия Нечаева, там служил о. Евграф Ковалевский, который читал лекции в университете в Ницце и сам снимал себе комнату, а питался у нас. Он многих французов приводил в церковь , и некоторые из них приняли Православие Когда ни у Церкви, ни у нас не было больше возможности нанимать это помещение – наверное в 1937 году, мы решили переехать в северный пригород Ниццы – Св. Сильвестр. Там наняли квартиру с большой комнатой, куда перенесли церковь. Комнату для священника нанимали», – вспоминает К.Ф.Безак. Домовой храм Безаков, по свидетельству Ксении Федоровны, многие эмигранты называли «большевицкой церковью», однако Елена Николаевна Безак считала, что нельзя бросать находящуюся в страдании родную Мать- Церковь и предавать Ее в трудную минуту. Безаки рассматривали вызвавшую неоднозначную реакцию в Церкви декларацию митрополита Сергия, признававшую власть большевиков, как вынужденный компромисс с советской властью, призванный уберечь и спасти от расстрелов и преследований священнослужителей подъяремной Церкви в СССР». Относительно данного в то время отцу Феодору благословения на служение в ниццском храме в его «Формуляре» указано, что 26 июня/9 июля он был «назначен временно исполнять обязанности священнослужителя для православных, находящихся в каноническом подчинении Московской Патриархии в г. Ницце и других прилежащих местах». Именно тогда, трудясь не за страх, а за совесть, он получил первую свою награду – митрополит Елевферий даровал ему почетное право носить во время богослужения набедренник. Дальнейшая священническая деятельность иеромонаха Феодора отражена в упомянутых обоих его «Формулярах» следующим образом: «...1/14 августа 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же он достиг зрелого возраста, то был рукоположен во священника и нередко служил вместе с преподобным Сергием, причем некоторые, удостоившиеся того, видели, что с ними сослужил порой и кто-то третий: то был Ангел. Через некоторое время блаженного Феодора стала все чаще посещать мысль об основании своей собственной обители, чем он и поделился с преподобным Сергием. Сергий, хотя поначалу и сказал ему, что он надеялся сделать Феодора своим преемником в Троицкой обители, но, видя твердое его намерение создать еще один монастырь и усмотрев в этом изволение Божие, отпустил его с миром. Уходя, Феодор взял с собой из Сергиевой обители нескольких иноков, пожелавших отправиться с ним на новые подвиги и труды. Вскоре блаженный Феодор нашел на Москве-реке прекрасное, очень живописное место для задуманного им монастыря. Затем и сам преподобный Сергий пришел сюда и полностью одобрил сделанный выбор, тут же и благословив создание здесь новой обители; уже через небольшое время она стала весьма известной под названием Симонова монастыря. В течение жизни блаженный Феодор неоднократно путешествовал по церковным делам в Константинополь, к Вселенскому Патриарху, которому в то время подчинялась Русская Церковь . Святой Феодор всегда успешно выполнял там все возлагавшиеся на него поручения и из последней своей поездки вернулся и сане епископа, вскоре же начав окормлять ростовскую паству. Епископом Ростова Великого он оставался до самой кончины, основав тут еще один монастырь, но уже женский. Здесь же, в городском соборе, он погребен. Это был глубоко уважаемый и весьма известный в то время архипастырь. Многие князья и знатные бояре были его духовными детьми, неизменно пользовавшимися его мудрыми советами и молитвенной помощью. Известен, например, такой случай. Когда у ростовского князя ослеп сын, он обратился к святителю Феодору. Тот, помолясь, посоветовал скорбящему отцу отслужить молебен у мощей святителя Леонтия Ростовского, – и ослепший тут же прозрел! Так в церковных трудах и во все возраставшей святости провел свою жизнь блаженный Феодор, святитель Ростовский, в полном мире отойдя в отпущенное ему время ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010