Мы очень жалеем слепых людей за их действительно великое несчастье. Но сколько в мире еще более несчастных – духовно незрячих, неверующих! И такая слепота ведь гораздо страшней, несравнимо ужасней... И потому как же должны мы молиться о тех из наших ближних, кто не имеет пока веры! Но и в нас, казалось бы верующих, зачастую веры истинной, твердой, горячей очень мало. Оттого так важно нам молиться и о даровании нам самим подлинной веры – подобной вере того иерихонского слепца, молиться о даровании нам собственного духовного прозрения. Ведь и наша вера – чудесный нам дар Божий, который умножает в нас наша молитва . Вера и молитва, как два крыла, возносят нас горе и поставляют пред Господом. Будем же просить себе искренней веры и искренней, чистой молитвы. Будем просить себе надежды в наших скорбях. Будем просить дарования нам ревности о спасении душ наших. Будем просить дарования нам любви к Богу, к Его Церкви, к Православию. Будем просить возрастания в нас любви к нашим ближним. И будем просить всего этого с неустанным усердием. Если же Господь и не скоро исполняет наши прошения, то не будем печалиться об этом, ибо, может быть, по грехам нашим мы и недостойны скорого Его услышания; к тому же этим Господь, возможно, хочет оказать нам гораздо большее благо. Будем только с упорством иерихонского слепца продолжать просить Господа об умножении в нас спасительного чуда веры. Будем просить и о наших нуждах и потребностях, а исполнение их и дарование потребного предадим на волю Божию – Самому Ему, Всемогущему Богу нашему. И при этом всегда будем помнить слова Господни: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него ( Мф 7,11 ). Аминь. О Закхее и о нашем спасении (Слово в Неделю 32-ю по Пятидесятнице) (1950,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В услышанном нами сегодня евангельском чтении повествовалось о некоем богатом человеке – начальнике мытарей, или сборщиков налогов, грешном Закхее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Небесного, которой да сподобит нас Господь по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых Своих. Аминь. Об Искуплении нас Господом нашим (Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) (1950) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел говорит о том, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим 5, 8 ). Перед этим же апостол особо обращает наше внимание на то, что по человеческим меркам и понятиям это невозможно, ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим 5,7 ). Нельзя не видеть в словах апостола Павла умер за нас, когда мы были еще грешниками выражения самой основы церковного учения о нашем Искуплении Господом Иисусом Христом. И действительно – какая великая любовь к грешному человеческому роду проявлена Спасителем, пострадавшим, распятым на Кресте и умершим на нем за грехи человечества! Ведь и Сам Господь свидетельствует в Божественном Евангелии, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин 15,13 ). И в другом месте говорится: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго (на смерть) дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин з, 16)... Итак, Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти падшего человека по Своей великой милости и любви к нему, – и умер за него. Тем более теперь, после искупительных страданий Господа, после Его Воскресения и Вознесения, после ниспослания Святаго Духа и осенения Им человечества, после основания Им Церкви и учреждения Им благодатных Таинств, – человеку должно было бы легче спасаться, ибо, как говорит апостол Павел, если, будучи врагами, мы примирились с Богам смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его ( Рим 5,10 ). И, однако, почему человек не соделывает своего спасения – когда Господь показал к нему столь великую любовь Своей смертью ради него? Причиной тому бывает, во-первых, неверие в спасительные действия Господа нашего Иисуса Христа – ради нас, ради нашего избавления от греха и от вечной смерти. Если человек не верует в Бога, то как он будет обращаться к Тому, Кто для него не существует? Неверие есть величайшее зло отторжения человека от вечного спасения. И с древних времен враг рода человеческого старался самыми различными способами отторгать людей от спасительной веры во Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Некоторые, однако, насмехались и говорили: они, верно, напились сладкого вина. Но святой апостол Петр, встав, объяснил собравшимся, что за событие произошло здесь. Он сказал им, что апостолы не пьяны, ибо сейчас еще только третий час дня, то есть девять часов утра по нашему времени. Все же присутствующие являются свидетелями того, о чем говорил еще святой пророк Иоиль, провозглашая: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать ( Деян 2,17–18 ). После речи апостола Петра около трех тысяч человек уверовали во Христа! Так множилось стадо Христово, так в начальный свой период росла и укреплялась благодатию Святаго Духа христианская Церковь . Ведь именно для того, чтобы ученики Христовы имели силы для дерзновенной проповеди Евангелия во всем мире, и совершилось чудесное сошествие на них Пресвятаго Духа. Именно в этот день Пятидесятницы апостолы, исполнившись даров Духа Святаго, сделались пылкими, ревностными, горячими проповедниками слова Божия, возвестителями Христовой истины. Дух Святой неотступно вспомоществовал им в их благовестнических трудах, и потому отныне к ним присоединялись всё новые и новые обращенные, уверовавшие во Христа. Возлюбленные братие и сестры! Сегодня у нас великий праздник. Ведь после сошествия Святаго Духа на апостолов и усвоения ими Его благодатных даров точно таких же даров сподобляется через Таинства Церкви и всякий верующий христианин – в Таинствах крещения, миропомазания, исповеди, причащения. Мы обретаем дары Духа Святаго и в ежедневных наших молитвах, особенно общественных, церковных. Мы сподобляемся благодати Святаго Духа, силы Божией также и через свою достойную, по возможности праведную жизнь, через свои – пусть и малые – добродетели. Естественно, в первую очередь и в самой Церкви все совершается только Духом Святым, постоянно пребывающим – со дня Пятидесятницы и Его сошествия на апостолов – в Церкви Христовой. Духом Святым совершаются все Таинства; Им, Его благодатью посвящаются в свой сан епископы, священники, диаконы. Им живет и дышит вся Церковь , утвержденная на камне веры, на камне истины Христовой! Ибо Дух Святый есть Дух Истины и пребывает только там, где жаждут жить в Истине и где нет никакой лжи. Такую христианскую жизнь, такую Церковь Христову, такое истинное вероучение и утверждали, и проповедовали святые апостолы; и недаром апостол Павел говорил, что для него нет большей радости, как видеть, что чада его ходят в истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но еще важней, что возможность именно такого благодатного прохождения христианина через смерть подтверждают непререкаемые слова Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, о подлинно следующих Его завету христианах: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф 16, 28 ). А это значит, что и мы можем, если окажемся того достойны в очах Божиих, перейти в мир иной, уснув здесь и проснувшись в Царстве вечной жизни. Для этого надо лишь жить по Богу, жить по-христиански. И тогда, как и для Матери Божией, смерть станет для нас не страшна, но – в предназначенное каждому свое время – даже и желательна. Вспомним, как еще святой апостол Павел говорил о себе: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше ( Флп 1, 23 ). Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп 1,21 ). Но разве так относимся к смерти мы? Для почти всех нас смерть и страшна, и нежелательна, и мы так боимся ее! Такое нехристианское отношение к смерти оттого в нас, что не живем мы истинно христианской жизнью. Душа наша грешна, совесть нечиста, и потому мы гак боимся Страшного и нелицеприятного Суда Божия... Все это – по малой вере нашей! Чтобы не бояться смерти, как не боялась ее Матерь Божия, как не боялись ее святые апостолы, нужно подняться до высоты истинно христианской жизни, нужно очистить свою душу и совесть, возыметь мир с Богом. И это – не в одних только чувствах, а в самом живом деле жизни нашей, – причем не в течение одного какого- нибудь особо просветленного часа или даже дня, а на протяжении всего отпущенного нам времени и при постоянном подвиге души: только так еще, может быть, найдет человек в себе силы спокойно и даже радостно отнестись к смерти своей. Страх смерти, живущий в нас, бывает и по нашему маловерию. Недостаточно доверяем мы милости Божией, мало уповаем на нее, потому так и боимся, что Господь накажет нас и пошлет в ад по нашим грехам. И если бы был Он только справедлив, то мало, верно, кто-нибудь смог бы и спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От апостола сохранились два послания, вошедшие в состав Нового Завета. В них он убеждает христиан проводить жизнь строгую и воздержанную, достойную их высокого звания, предостерегая от языческих соблазнов и от лукавой проповеди грядущих лжеучителей. ...Второй поминаемый ныне Церковью святой апостол – Павел – первоначально назывался Савлом, что значит по-еврейски «вымоленный», «желанный». Полагают, что он, судя по этому имени, был долгожданным, перворожденным сыном. Родился он в городе Тарсе в местной знатной семье из древнего еврейского колена Вениаминова. Учился Савл у знаменитого тогда Гамалиила, став со временем достаточно образованным человеком, вошедшим в круг так называемых фарисеев – строгих и наружно чрезвычайно благочестивых ревнителей религиозных еврейских обычаев. В это время он отрицал христианство и даже был одним из самых упорных гонителей христиан. Как свидетельствует сам апостол (покаянный его рассказ мы читаем в Деяниях апостолов), он, например, сторожил одежды тех, кто побивал камнями святого первомученика Стефана. С необычайной ненавистью терзал он тогда Церковь Христову, сам порой влача первых ее исповедников в темницу. Но и этого ему было мало. Достаточно поистерзав христиан в Иерусалиме, он испросил у первосвященника направления в сирийский Дамаск, чтобы и там преследовать первых последователей Христа. Однако на пути в Дамаск с ним произошло необыкновенное чудо, полностью изменившее всю его жизнь и приведшее его самого в ограду Церкви Христовой. Когда Савл шел в Дамаск, его вдруг осиял необыкновенный свет, изливавшийся с неба. Пораженный, он упал в страхе на землю и услышал Божественный глас, спросивший его: Савл, Савл! что ты гонишь Меня ( Деян 9, 4 )? Савл же мог только сказать: Кто Ты, Господи? – и услышал в ответ: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян 9,5 ), то есть против необоримой силы, в данном случае силы Божественной. В ужасе Савл спросил: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать ( Деян 9, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От уныния нет никакой пользы Из книги «Епископ Феодор (Текучёв). Истина всегда победоносна…» , выпущенной издательством Сретенского монастыря. От уныния нет никакой пользы. Даже если человек находится действительно в каком-либо печальном положении (несчастье, бедность, болезнь и т.п.), то и тогда не нужно унывать, ибо уныние нисколько в этом не поможет, а разве только усугубит несчастье. Поэтому унывать никогда не следует. Скорее, поможет молитва к Богу, надежда на Него, Всемогущего и Всемилостивого, молитва к Божией Матери и святым угодникам Божиим или же помощь какого-либо доброго человека и собственное дело, если оно возможно. Уныние есть болезнь души. И если признать эту аксиому правильной, — а она несомненно правильна: уныние действительно есть болезнь души, — то мы должны заключить отсюда, что все человечество духовно больно, потому что едва ли найдется кто-либо, кто не испытывал бы на себе уныния. Так и христианство говорит, что все человечество суть духовно больное: наш родоначальник, «ветхий Адам», согрешил, а в Адаме все согрешили, ибо, по слову святого апостола Павла, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим 5,12). Потому и понадобился для нас Искупитель наш Господь Иисус Христос. И верующие в Него — лечатся. Лечатся всем Его Божественным учением и Таинствами, оставленными Им человечеству. Лечатся в Церкви. Церковь есть духовная врачебница. Уныния не долж­но быть у верующего человека... Как может унывать человек, который верит в Бога, в Его Всемогущество, в то, что без Него ничего не бывает, в то, что Он все может! Уныние же, случающееся с нами, свидетельствует о нашей духовной болезни и о нашем маловерии. Рейтинг: 7.1 Голосов: 44 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Мария 18 ноября 2010, 15:05 Никогда недумала что уныние есть грех, конечно душа болит. Унываеш от безысходности что немогу ничего поменять (отношение людей- ведь незаставиш всех быть чесными, неругаться,поступать справедливо), конечно все это стараешя стерпеть и живеш дальше.

http://pravoslavie.ru/35821.html

Плоть и дух по своим свойствам и потребностям совершенно противоположны друг другу – как два противоположные полюса или как две чаши на весах. Если одна чаша тяжелеет, перевешивает и понижается, то другая необходимо поднимается. Так и плоть, если досыта питается, тучнеет, дебелеет, чувственные наклонности усиливаются, а дух в той же мере слабеет, подавляется, порабощается страстям, ум помрачается от мглы страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, тогда происходит нерадение, раз- ленение, нежелание духовных подвигов, беспечность о спасении. Об этом и предупреждает святой апостол Лука, говоря: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк 21,34 ]. И наоборот, если плоть утончается постом, то вместе с тем страсти укрощаются и слабеют, а дух, освобождаясь из-под влияния страстей, укрепляется и возвышается, сердце же умягчается и становится способнее к сокрушению, умилению, а ум очищается. О такой противоположности духа и плоти говорит и апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти ( Гал 5,17 ]. Потому подвижники благочестия во все времена признавали пост весьма полезным, даже необходимым средством для того, чтобы подчинить плоть духу, страсти укротить, а дух укрепить, сделать более способным к молитве, созерцанию небесных предметов и к другим духовным действиям; особенно же пост необходим для сохранения целомудрия. Именно для лучшего успеха в духовных подвигах Церковь и устанавливает для своих чад Великий пост святой Четыредесятницы. Большое дело, если кто примет на себя этот подвиг, – тем величественнее и радостнее для него будет «Праздник из праздников и Торжество из торжеств» – Святая Христова Пасха! Наш Поместный Московский Собор текущего года наряду с другими призывами призвал верующих к тому, что пора им наконец прекратить пренебрежительно относиться к постам. Если бы у нас не было такого Великого поста, то у нас не было бы и такой Пасхи...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При этом будем полагаться не столько на самих себя, сколько на Господа: Он всесилен помочь нам в единении нашем. Ибо слаб человек, – и даже святой апостол Петр духовно падал и даже на мгновение отрекался от Христа! Не будем поэтому излишне самоуверенными, но будем все упования наши возлагать на Бога и Его помощь, ибо только так, только при Его содействии, и можем мы устоять в добре: «Христос моя сила, Бог и Господь». Без Бога человек слаб, немощен и ничтожен. Господь же всесилен и всемогущ сделать все. Будем же молить Его о собирании всех нас в едино стадо Христово, о возвращении всех в лоно Матери-Церкви на радость ей – по молитвам святых первоверховных апостолов Петра и Павла, этих учителей единения всех христиан. Аминь. Грех–мучение. Об изгнании бесов из двух гергесинских бесноватых (Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице) 15 июля 1949 г.; 1 июля 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем Евангелии говорилось о том, что, придя в страну Гергесинскую, Господь наш Иисус Христос повстречал двух бесноватых, люта зело ( Мф 8,28 ). Они были страшны злобою своею, и вид их был ужасен. И никто не мог проходить спокойно своим путем мимо их. Однако они сами, вострепетав, убоялись кроткого и смиренного Спасителя, в Котором заключалась великая внутренняя сила Божественного Повелителя и Которого они сразу признали как Сына Божия. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас ( Мф 8,29 ), – возопили они. Ибо бесы, пребывавшие в них, знали, что достойны вечных мучений, уготованных им в день Страшного Суда Божия, потому и вопили: что пришел прежде времени мучить нас?! Знали бесы и то, что Он может изгнать их, потому и просили: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней ( Мф 8,31 ). Но не оставили они в покое и стадо свиное, и как только Господь повелел им войти в это стадо, так сразу же оно, как безумное, бросилось с крутизны в море и погибло в воде ( Мф 8,32 ). Какое же безумие, какой страх наводят бесы не только на людей, но даже и на животных, – лишь бы только сотворить зло, ибо такова их бесовская природа. И как бесы злобно мучают человека, точно так же мучает человека и всякий грех, происходящий от диавола, потому что диавол первый согрешил (см.: 1 Ин з, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примирившись с нами, Господь принес мир и в души человеческие: мир с небом обязывает сохранять и мир между нами, людьми. Божественный мир в душах – какое это великое благо! Сей благословенный мир, говорит отец Иоанн Кронштадтский , есть подлинное здравие души. Как же нам, возлюбленные, не радоваться всему этому? Как бывает радуются своему примирению враждующие между собою два человека, а тут весь мир оказывается способен примириться – и не с каким-либо человеком, а с Самим Господом Богом! Примирив же нас с Богом, Господь наш Иисус Христос соделал нас сынами Божиими. И в сегодняшнем апостольском чтении как раз об этом и говорится – о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал 4, 4–5 ), то есть всех, находящихся в рабстве греху, а отсюда и внешнему закону, дабы нам получить усыновление ( Гал 4,5 ), соделав из рабов сынами. Делая же всех нас, верующих в Господа Иисуса Христа, Своими сынами, Бог посылает в наши сердца Духа Святаго, благодатью Которого и становимся мы истинными наследниками Божиими – через Иисуса Христа ( Гал 4,7 ). Святой апостол Павел тем самым говорит каждому из нас: какое высокое положение твое, христианин! Ты – уже не раб, но сын Божий, ты – наследник Божий, и отец твой – Бог! Вот как с рождением Богочеловека Христа высоко оказался поставлен Церковью Христовой и каждый человек – только бы сам он не отказался от христианского своего сыновства... И как же, возлюбленные, не радоваться нам такому спасительному нашему усыновлению? Но все эти дары Божии мы получаем от Него только в ответ на непременную нашу веру. Первейшее благо – вера наша! Это – наша Вифлеемская звезда, ибо, как говорит апостол Павел, без веры невозможно угодити (Богу) ( Евр 11, 6 ). Веровать же во Христа означает прежде всего – следовать за Ним. И верующий в Него, желающий унаследовать принесенные Спасителем духовные дары, поступает в высшей мере разумно, усвояя себе разум Христов, обретаемый нами с Его Рождеством. Об этом именно и говорит Церковь , воспевая ныне в праздничном тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Притчей этой была известная притча о сеятеле – иначе говоря, о сеянии, проповеди слова Божия. Спаситель обратился тогда ко всем собравшимся послушать Его с увещеванием как раз о том, как нужно слушать слово Его и как воспринимать это спасительное слово, чтобы оно не осталось для них втуне, но принесло бы в них духовный плод, направив их к вечной жизни. Христос сказал им: вышел сеятель сеять семя свое ( Лк 8,5 ), то есть вышел Сам Он, Господь, сеять слово Божие, сеять Свою проповедь, Свое спасительное благовествование, ту Евангельскую весть, которая и преобразуется в притче как «семя». Сам Господь и поясняет это в конце притчи: Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие ( Лк 8,11 ). ...И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его ( Лк 8,5 ). Здесь Господь говорит нам о духовном состоянии тех людей, которые, хотя и слушают слово Божие, но – невнимательно: оно проходит мимо ушей их и не ложится в сердца их действительно глубоко. И потому враг приходит к ним и уносит это доброе семя, это спасительное научение истинам Божиим, явленным в Его слове, и души их остаются пусты и бесплодны. Как говорит об этом Господь, разъясняя затем смысл Своей притчи: приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись ( Лк 8,12 ). Но разве и среди нас, имеющих ныне возможность слышать здесь слово Божие, разве нет таких, которые слушают и воспринимают его порой столь же бесплодно и чьей сущности эти увещания Божии, эти семена правды Его, ничуть не изменяют к лучшему? Не для таковых ли даже и Божие слово оказывается пока, по сути, напрасным? В притче о сеятеле Господь говорит далее и о Своих слушателях иного рода: а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги ( Лк 8,6 ). Это те, кто, слыша слово Божие, поначалу с радостью принимают его, но не дают глубоко укорениться ему в себе из-за каменистой почвы своей души. Хотя такие некоторое время и вполне искренне веруют всему сказанному в слове Господнем, но отпадают от этой веры, чуть только подступят к ним житейские искушения и испытания. И в них это слово паки остается без всякого спасительного плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010