Проповедь святого Иоанна в пустыне была началом оздоровления человечества. Совершенное же оздоровление ему нес Грядущий за ним Христос: грядет креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его: аз убо крестих вы водою: Той же крестит вы Духом Святым ( Мк 1, 7–8 ). И мы знаем, какое оздоровление человечеству принес Христос! Многие принявшие Его спаслись, вошли в Царство Небесное, унаследовали жизнь вечную. Господь основал на земле Свою Святую Церковь , постоянно подающую верующим благодатные и спасительные силы к духовному исцелению, – в частности, в Таинстве покаяния, постоянно слагающего с нас греховные узы. К сожалению, немало и таких, которым ни проповедь святого Иоанна Предтечи, ни пришествие Самого Христа в мир, ни Церковь Христова – не принесли никакого оздоровления... И это не потому, что та же Церковь не смогла этого сделать, а потому, что они сами не восхотели. Как говорил и Господь наш Христос, обращаясь к Иерусалиму: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели ( Мф 23, 37 )! И действительно, многие так и не приняли Христа, отвергли Его. А если где-то и приняли, то потом забыли Его. Многими Христос и доныне не признается, и нет Его в их понятиях. Он не освещает путь их жизни. Многие отступили от Христа, и великое множество людей в наше время далеко отстоит от Церкви. Но «вне Церкви – нет спасения». Церковь – это врата, которые дал нам Господь, те врата, через которые мы входим в Царство Небесное. И забвение Христа, Его Церкви, естественно, не могло отступивших от Него поставить на те стези правыя, о которых вопиял святой Иоанн Предтеча. И действительно, в наше время многие храмы не уподобляются ли пустыне, а наши проповеди – гласу вопиющаго в пустыни ( Мф 3, 3 )? Но и забывшим ныне Христа, отступившим от Него, никогда не поздно вернуться к Нему, к Его Церкви, дабы вновь стать на правые пути наследования вечной жизни. И стоит только кому-либо захотеть пойти этими путями, как сразу же ему начинает подаваться помощь свыше – для следования по ним. На путях к Церкви, к вечному своему спасению человек никогда не остается один. Господь всегда содействует ему, ибо радость... на небеси бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк 15, 7 ). Так и о возвращающемся к Церкви, к вере, ко Христу. И ныне забывшие Церковь не могут сделать более мудрого шага, как только вернуться к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пусть все святые Российские, подобно заботливым садовникам, охраняющим от ветра и холода свои растения, охраняют Церковь нашу от всего вредящего ей. Благодать же Божия пусть ширится и ширится по их молитвам, возвращая к себе все пока отпадшее от нее, все заблудшее, все обветшавшее и греховное, обновляя и очищая его, дабы и самый организм церковный становился свежее, здоровее и бодрее не только по видимости, но и внутри себя – не только на словах, но и на деле. Да поможет нам и Церкви Своей Святой во всем этом Господь – за молитвы Пречистой Своей Матери и всех святых, в земле Российской просиявших, ихже днесь и память совершаем. Аминь. О Промыслительной Деснице Божией (Из слов в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1 июля 1949 г.; 1951) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит в Послании к Римлянам, что мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою (то есть ожидаем) славы Божией ( Рим 5,1–2 ). Хвалимся же, как поучает далее апостол, даже и скорбями, потому что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда ( Рим 5,3–4 ), – надежда на то, что минует скорбь. И мы это знаем по опыту. Сколько раз, вероятно, многие из нас находились в таком состоянии души, что, казалось, и выхода из него никакого нет, – и уже приходили в отчаяние. И вдруг – словно какой-то светлый луч пронизывал все наше существо, осиявал его, оживотворял. Дух наш оживал и поднимался. Радость наполняла его, и все прежние, неизбывные, казалось бы, скорбь и отчаяние исчезали неизвестно куда. Исчезали – воистину, как исчезает дым или тает воск от лица огня. Это сама благодать Божия осиявала наше внутреннее существо, разгоняла нависшую над нами тоску, скорбь, печаль и вовсе отгоняла их через события, как раз и нужные нам, – устраивавшиеся для нас великой Про- мыслительной Десницей Господней. Как поет Святая Церковь : «Твоя победительная Десница боголепно в крепости прославися!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Савл встал, но ничего не видел – он ослеп от Небесного света. Сопровождавшие Савла повели его в Дамаск. А в это время Господь явился в Дамаске святому апостолу Анании, который возглавлял тогда христианскую паству в этом городе, и повелел ему идти к Савлу, сказав о нем: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народам и царями и сынами Израилевыми ( Деян 9,15 ). Анания нашел Савла, возложил на него руки и крестил его. Тогда Савл исполнился Духа Святаго, прозрел и тут же начал проповедовать, что воистину Христос есть Сын Божий. Отныне Савл, которого со временем стали звать уже не по-еврейски, а по-римски – Павлом, сделался ревностным апостолом, пронесшим проповедь о Христе по многим известным тогда городам и странам. Во многих местах он основывал Церкви, претерпевая всевозможные скорби и лишения, как и сказал об этом в свое время Господь Анании: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян 9,16 ). За это время он написал четырнадцать посланий, которые мы с вами и поныне так часто читаем за нашими богослужениями. Как и святой апостол Петр, апостол Павел так же закончил жизнь мученически, будучи усечен мечом, – и тоже в Риме, и около того же времени, то есть около 67 года. Тело святого апостола Павла почивает в загородной церкви по Остийской дороге неподалеку от Рима. Главы же обоих апостолов, по преданию Римской Церкви, находятся в Латеранском соборе в Риме. Итак, возлюбленные братие и сестры, мы видим, сколь великими проповедниками нашей христианской веры и Самого Христа были эти два первоверховных апостола. С проповедью о спасении во Христе Иисусе они обошли огромные пространства и обратили к истинной вере множество людей, основывая по местам во славу Божию Церкви, поучая новообращенных и поддерживая их дух в боговдохновенных своих посланиях. Но замечательно и то, что они и ныне поучают нас доброй христианской жизни, оставаясь и почти через две тысячи лет необычайно дорогими и близкими нам. Они всё так же учат нас твердо и неизменно хранить нашу православную веру и наше единство, ничего не изменяя в церковных основах. Недаром сам апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благо- нествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал 1,8 ), то есть да будет отлучен!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Слово на Преображение Господне) (1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Незадолго перед Своими крестными страданиями Господь наш Иисус Христос взял ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел их на высокую гору, где и преобразился, представ пред ними в сопровождении святых пророков Моисея и Илии и воочию явив славу Своего Божества, выразившуюся в блистательном сиянии. Лик Господа просиял паче солнца, и одежды Его сделались белы, как снег. Сияние Божества было настолько сильным, что апостолы не могли смотреть на Него и в страхе пали на землю. В то же время чувство лицезрения Преображения Господня было для них настолько прекрасным, что святой апостол Петр от лица всех сказал Господу: Наставнице, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии ( Лк 9, 33 ). В это время облако осенило их, и был слышен глас из облака: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф 17,5 ). Господь преобразился перед учениками, чтобы показать им, что Он есть Тот, Кто в древности беседовал с пророком Моисеем на горе Синай. Он преобразился перед ними и для того, чтобы накануне предстоявших Ему крестных страданий еще более убедить и укрепить их в вере в то, что Он и есть подлинно Сын Божий, есть истинный Господь, истинный Бог. Явившиеся во время Преображения Господня на Фаворской горе – в предстоянии Ему, – святые пророки Божии Моисей и Илия беседовали с Господом об Его исходе, который надлежало совершить Ему в Иерусалиме, об ожидавшем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Преображение должно было уверить учеников в том, что Христу непременно нужно пострадать, быть распятым, умереть, воскреснуть и вновь войти в славу Свою. Преображение Господне должно было влить бодрость в сердца апостолов – Петра, Иакова и Иоанна, «яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся Страданий Твоих» (стихира на «Господи, воззвах» праздника Преображения]. Небесный же глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой... обращенный тогда к апостолам, обращен и ныне, по сути, ко всем, носящим имя Христово. Ведь всем нам следует преображаться в ярких животворных лучах света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа – Его слушать...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таинство крещения совершается только один раз и никогда не повторяется. Поэтому мы и в Символе веры читаем: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Духовная печать Таинства крещения несмываема и никогда не изглаживается, но пребывает с человеком на веки вечные. В этом Таинстве мы избавляемся от первородного греха, то есть от греха, совершенного нашими прародителями Адамом и Евой в раю, преслушавшими волю Божию и через то подпавшими греху, проклятию и смерти. Их грех исказил, обезобразил человеческую природу, и эта-то греховная природа перешла и переходит от них, от прародителей наших, на все человечество, ибо в Адаме все согрешили ( Рим 5,12 ). И в том, кто не крестится, пребывает именно эта испорченная грехом человеческая природа, переданная ему по наследству, – и чем далее такой человек живет, тем более развивается она в нем во всей своей древней греховности, пока в конце концов, с естественною кончиной, не приведет его неизбежно на дно адово, в объятия вечной смерти. Наше освобождение от первородного греха совершил Сам Господь Иисус Христос, пострадав за все человечество, искупив его прародительское грехопадение и тем самым даровав ему возможность совершенно новой жизни – святой и безгрешной. И теперь для того, чтобы ты, если еще не крещен, смог наконец исправить присущую пока тебе искаженную, греховную природу, получив совершенно новое направление всей своей жизни, единственное, что нужно сделать, – это креститься! Через Таинство крещения тебе нужно привиться к новой доброй Лозе, от которой ты и сможешь получить живительные соки, обновленную, благую духовную жизнь. Такою Лозою и является Господь наш Иисус Христос, сказавший: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмъ лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают ( Ин 15, 4–6 ). Слово же Божие непреложно: лишь привившись Таинством святого крещения к этой бессмертной Лозе – Господу нашему Иисусу Христу, ты получишь вечную жизнь. Это будет твое духовное рождение! Только так ты и можешь начать подлинное свое – христианское – бытие, со- делавшись полноправным членом Христовой Церкви, а отсюда – и сонаследником Самого Христа, ибо как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут ( 1Кор 15, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так и Пречистая Дева Мария пришла с Богомладенцем и праведным Иосифом в Иерусалимский храм, принеся с Собой по бедности двух птенцов голубиных. Здесь Святое Семейство встретил благочестивый старец – Симеон Праведный, о котором в Евангелии сказано, что Дух бе Свят в нем ( Лк 2,25 ). В пророчестве Духа Святаго ему было сказано, что он не увидит смерти, доколе не встретит и не узрит Христа Господня ( Лк 2, 26 ). Согласно древнему благочестивому преданию, святой праведный Симеон в молодые годы был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. И вот, когда Симеон переводил пророчество святого пророка Исаии о рождении Девою Сына Божия, то усомнился в этом. Тогда явился ему Ангел Господень и предсказал, что Симеон не умрет, пока своими очами не увидит Богомл аденца Христа, Спасителя мира. По вдохновению свыше старец Симеон пришел в храм именно в тот день, когда здесь появилась Дева Мария с Младенцем Иисусом. Так произошла встреча (сретение) этого служителя Божия с Самим Господом, Сыном Божиим Иисусом Христом! Святой праведный Симеон принял с благоговением на свои руки Богомладенца и воспел дивную песнь, которую мы ежедневно слышим в наших храмах на вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», то есть Ты отпускаешь теперь Своего раба спокойно умереть, «ибо видеста (увидели) очи мои спасение Твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей...» – спасение, которое Ты, Отче, отныне даруешь всем людям через этого Младенца, находящегося в моих объятиях... В руках моих Тот, Кто принес в мир «свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля», то есть просвещение всех – не только иудеев, но и языческих народов, пребывавших до того в греховной тьме и неведении истинного Бога. Затем, возвращая Младенца Матери, Симеон пророчески изрек: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий ( Лк 2,34 ). И действительно, отвергшие Христа воистину обрекли себя на падение! О Нем пререкались на стогнах Иерусалима; о Нем и поныне пререкается весь мир... Одни «падали», духовно претыкаясь о Его Господню Голгофу, другие ею возвышались – как те израильтяне, что уверовали в Него и навсегда остались верными Ему, порой даже до смерти! Вспомним здесь хотя бы таких Его учеников, как святые апостолы Петр и Павел, или же такого Его исповедника, как святой первомученик Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То же, что о рождающемся Младенце Иисусе Христе говорится: Он спасет люди Своя от грех их, – показывает: Он и есть Господь! Ибо никто не может спасти от грехов, кроме Самого Господа. Слава Богу! «С миром изыдем», – возглашается священником в конце Божественной Литургии. После того как мы присутствовали на Литургии, помолились, исполнили то, что полагается, – теперь мы можем и с миром выйти из храма, с удовлетворением, ибо стремились исполнить то, что требуется от христианина, и молились за Божественной Литургией, которая приносит и мир, и удовлетворение в душу. «С миром изыдем»! «Темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа» (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 10). Господь от всех колен небесных слышит: «Аллилуиа» – «Слава Богу!» Как же некоторые из людей, из племен и народов на земле дерзают не признавать Его за Господа? Иногда отрекаются от Него, иногда поносят и хулят. Какое в этом ничтожество! Какое в этом падение человеческой природы! А еще думают, что в этом – ученость, знание и высота, культурность... Нет! Какое в этом падение! Какое в этом ничтожество – не петь Господу: «Аллилуиа!» Аминь. Верно, что Господу Иисусу Христу с младенчества пришлось много переживать: бегство в Египет, избиение вифлеемских младенцев и тому подобное, но благодать Божия хранила Младенца Иисуса. Например, когда волхвы пришли в Иерусалим, то они спрашивали: где родившийся Царь Иудейский ( Мф 2, 2 ). Им сказали: в Вифлееме Иудейстем. Ирод призвал волхвов и дал им наставление разведать все о Младенце и известить его, чтобы и он мог якобы пойти «поклониться» Ему. Однако избивший 14 ООО вифлеемских младенцев, конечно, намеревался убить и Его... Волхвы поклонились Богомладенцу Иисусу и принесли Ему дары. Но во сне получили весть не возвращаться к Ироду: И весть приемше во сне не воз- вратитися ко Ироду, иным путем отидоша во страну СвОЮ ( Мф2,12 ). Так храним был Младенец Господь Иисус Христос от Ирода... Не мудрено молиться, когда все идет гладко, а вот попробуй молиться, когда есть противности (препятствия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ты же непременно постарайся развеять эту диавольскую холодность и помоги нищему от всего сердца. Ведь вокруг нас часто встречаются нуждающиеся в помощи – то в одном, то в другом... Окажите же им помощь, сделайте доброе дело... Так вот и подражайте, как можно больше подражайте евангельскому сотнику в заботах друг о друге, – и вся жизнь ваша станет куда более приятной. Но, как видим мы это из евангельского рассказа, сей сотник, придя к Иисусу, проявил не только заботливость о ближнем своем, но и замечательно глубокую личную веру. Степень ее была такова, что, когда – в ответ на просьбу об исцелении слуги – Господь обещал сотнику прийти и исцелить, то последний воскликнул: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой ( Мф 8,8 ). Эту свою уверенность он далее разъясняет так: ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает ( Мф 8,9 ). И потому, если он, будучи простым человеком, так приказывал – и его повеления исполнялись, то как же может не совершиться то, что повелит Сам Всемогущий Господь? И столь глубока была эта вера сотника в Него, что Сам Господь счел необходимым особо отметить ее, сказав следовавшим за Ним, что подобной веры Он не нашел и в Иерусалиме! При этом Он добавил: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов ( Мф 8,11–12 ). Этими словами Господь уже предупреждал всех шедших с Ним о том, что не только представители израильского народа, но и многие из других народов Востока и Запада придут к Нему и возлягут в Царствии Небесном вместе с ветхозаветными праведниками – Авраамом, Исааком и Иаковом, подобно тому как и сотник, вероятно, не был израильтянином, проявив, однако, такую глубокую, светлую, образцовую веру, не обретенную Господом и среди жителей Иерусалима. Более того, многие израильтяне, которых Господь называет «сынами царствия», будут за неверие их изгнаны в тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь еще никому вреда не принесла! Нужно посещать богослужения всей семьей, поучаться в ней и старым и малым. Церковь нужно любить! Аминь. О проповеди слова Божия и притче о сеятеле (Поучение в Неделю 21-ю по Пятидесятнице) 18 ноября 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В 8-й главе Евангелия от Луки говорится, что Господь наш Иисус Христос проходил сквозе грады и веси, проповедуя и благовествуя Царствие Божие ( Лк8,1 ). И слова эти, раз за разом читаемые, раз за разом же и обличают нас, служащих Господу, взывая к нам: вот что нужно в первую очередь делать нашим пастырям – ходить по городам и весям и благовествовать повсюду Царствие Божие, как это делал и Сам Господь, и Его ученики-апостолы. Ведь это и есть главное дело наше – благовествование миру о Царстве Божием, ибо на этой благой, евангельской вести прежде всего и зиждится спасение людей, уготованное им Господом. Такая апостольская проповедь явилась бы для наших пастырей подлинным подражанием Христу – подражанием, спасительным и для ближних, и для тех пока, может быть, «дальних», но которых духовно могло бы пробудить принесенное им пастырями слово Христово. Такое подражание Господу в духовном учительстве, в смиренной проповеди евангельских истин тем более стало бы спасительным и для самих же пастырей-проповедников... Этим они и должны бы гореть! Но что же сказал о такой проповеди Царства Божия Сам Господь наш Иисус Христос? Ответ на этот вопрос и дается нам в упомянутой главе Святого Евангелия. Как повествуется здесь, в то время, когда Иисус проповедал по градам и весям, за Ним следовали двенадцать апостолов, а также и женщины – или благодарные Ему за исцеления от злых духов и болезней (вспомним, например, о Марии Магдалине, из которой Господь изгнал семь бесов), или же просто из благоговения и любви служившие Ему имением своим ( Лк8,3 ). Тем самым все они содействовали проповеди Господней. И вот однажды, когда на пути Божественного Учителя вокруг Него собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею ( Лк 8,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чему же нам радоваться? Как провести нам Великий пост – в таком радовании? Для этого каждый христианин должен сказать себе: «Великий пост предлагает нам чудесные – и по своей красоте, и по содержательности – богослужения, глубокие покаянные песнопения. И я постараюсь их не пропустить, но напитать ими свою душу. Когда только смогу, я постараюсь быть в храме. Святая Четыредесятница есть особенное время покаяния и сокрушения о наших грехах... Я принесу Богу покаяние и сокрушение сердца моего о всех моих прежних прегрешениях... После Таинства покаяния я приступлю к Великому Пренебесному Таинству, к нему же и Ангелы желают приникнуть, – Святых Тела и Крови Христовой – для теснейшего общения со Христом Богом моим и Господом, в укрепление моих душевных и телесных сил и в жизнь вечную. Как же еще я могу с пользой провести сей Великий пост ? Я должен вести себя мирно, сосредоточенно, любовно... И, приступая к нему, прежде всего я должен простить ближнему моему все его прегрешения, чтобы и Господь, по непреложному Его слову, простил мне мои». Ведь сегодня, в Прощеное воскресенье, мы особенно вспоминаем слова, сказанные нам Господом: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф 6,14–15 ). И еще: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5, 23–24 ). Пусть также сегодня каждый скажет себе: «Еще я должен благочинно – как и все должно быть в святом обществе христианском, в Святой Церкви Божией, учреждении Пренебесном, не от мира сего, – провести всю святую Четыредесятницу, провести так, как учит нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, говоря: наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим 13,11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010