Что мы потеряли в грехопадении и какую жизнь! И вновь мы обретаем ее в Таинстве Евхаристии. Посему как бы к ней нужно стремиться... А что мы потеряли – становится понятно только тогда, когда совершается евхаристический канон и поют: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». И когда совершается наконец само пресуществление Снятых Даров. Как мы невнимательны к своему спасению. Мы бы все время должны следить за собою, а мы невнимательны. Или как мы читаем псалмы – кое-как, быстро и тоже невнимательно, а ведь там каждое слово имеет значение. Мы порой думаем, что псалмы – это не так уж и важно, можно и так, кое-как отчитать. Однако там так много мы можем почерпнуть – если со всей серьезностью будем относиться к ним и вникать в них всем сердцем. Поучение вступающим в брак не должно носить характер проповеди, а скорее отеческого наставления. Как отец желает чего-либо доброго вступающим в брак, так и духовный отец (священник) должен говорить им по-отечески. Священник же должен знать, что требуется от брака; этому он и должен учить вступающих в него. Нужно не только произносить ектении, но и молиться о том, о чем в них говорится. Священник (или диакон), обращаясь к народу, говорит: «Услышим Святаго Евангелия». Призыв народу к внимательному восприятию Святого Евангелия – чтобы забыли всё и слушали то, что будет говориться в Святом Евангелии. Как это хорошо! «Услышим Святаго Евангелия» – да, его еще надо и услышать, а то будет читаться, а не услышишь... «Услышим Святаго Евангелия»! Великое – диаконское служение: он, как Ангел, служит около самого престола. Какое это счастье, какое это почетное служение. Все бы должны благоговеть пред таким служением и говорить: «Так он же стоит пред самым престолом, держит на своих плечах воздух, которым будут покрываться вещества, приготовленные для Таинства (во время великого входа), совершает крестное знамение звездицей во время возгласа: «Победную песнь, поюще, вопиюще...» и вообще служит у престола Божия – как Ангел». Ибо служение его подобно ангельскому служению у самого Престола Божия на Небесах. Но кто из диаконов со всем смирением думает, что он совершает ангельское служение?!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11/24 декабря А АДАМ В РАЮ БЕСЕДОВАЛ С БОГОМ. 14/27 декабря «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам...» (вечерня): Ты Сподоби, удостой меня сохраниться без греха, а не я сам сохранюсь от греха своими силами. 15/28 декабря Как Господь нас любит! Любит даже тогда, когда посылает нам скорби или отступает от нас, – только мыто недостойны Его любви. 17/30 декабря Каждый день церковных «памятей» как бы передает нас от одних церковных событий к другим. Если бы только их еще и воспринимать как следует! «Главы наша Господеви приклоним», – возглашает священник и тайно молится. Здесь священник (пастырь, глава, начальник, предстоящий) преклоняет главу вместе со своей паствой. И он ведь нуждается в милости или помиловании Божием: хотя он и предстоящий, и ходатайствующий за свою паству, но вместе с нею преклоняет главу свою. «Главы наша Господеви приклоним». Какая удивительная вещь – пост. Чем больше постишься, тем крепче себя чувствуешь. Только вначале бывает, что чувствуешь себя слабо, как будто вот-вот упадешь. Может быть, это уловка диавольская и это он внушает: «Смотри, ослабеешь» – ведь ему только того и надо, чтобы люди наелись, объелись, пресытились... Лишь бы не воздерживались, а насыщались. Его уловка: вот и кушаем лишнее, чтоб якобы не ослабеть... 18/31 декабря Как добрые дети по утрам приходят приветствовать своих родителей, так и мы по утрам стремимся на молитву к Богу. Какая красота, когда архиерей выходит из алтаря с крестом и дикирием и благословляет народ, а хор поет: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Как и на священника высоко должен смотреть народ (люди, пасомые)! Ведь он за них ходатайствует перед Богом, и особенно на него должно высоко смотреть, когда он ходатайствует перед Ним за находящихся в несчастий. Когда на обедне произносятся слова Христовы: «При- имите, ядите, сие есть Тело Мое...» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...», тогда (в это время) мы находимся в Сионской горнице, ибо эти же слова были сказаны Господом в Сионской горнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Человек должен бы с радостью служить Господу, ибо это и есть его изначальное назначение. Хорошо просить прощения своих грехов и прегрешений. Человек должен уготовлять свою душу, как невесту, Господу, а особенно – священнослужитель. Величайший дар – служить Божественную Литургию. А мы не понимаем этого. Многие бегают священства. Многие не ценят священства. Иногда даже поносят и не уважают священников. Из разъяснения Литургии «Милость мира, жертву хваления», – поет хор... Можно сказать, что с этого момента начинается особая наша подготовка к принесению Страшной и Бескровной и Животворящей Жертвы. Что такое «милость мира»? Этими словами выражается примирение Бога с нами через Голгофскую Жертву. Голгофская Жертва, страдания Спасителя за наши грехи явились милостью Божиею к нам, грешным. А через эту милость – Голгофскую жертву, пришло и примирение Божие с нами. Приходит и ныне через «жертву хваления» – то есть Жертву благодарения за это примирение, Искупление, жертву хвалы и славы Господу за этот искупительный подвиг, за сию великую Искупительную Жертву, драгоценную для человечества. Для того же, чтобы верующим предстоять истинно «в Духе» при совершении этой великой «жертвы хваления», им необходима благодать Пресвятаго Духа. Потому здесь и столь уместно, что священник преподает им эту благодать, возглашая: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!» Благодать тем более необходима самому священнослужителю для совершения «жертвы хваления». Потому и хор – от лица всех христиан, предстоящих на Литургии, – ответствует: «И со духом твоим». При этом великом Таинстве всем нужно быть особенно духовно возвышенным, всем нужно вперить свой ум в совершаемую великую «жертву хваления», – посему священник и призывает верующих к этому словами: «Горе имеим сердца». И опять же хор от лица молящихся ответствует: «Имамы ко Господу», – то есть имеем сердца, обращенные ко Господу. Здесь уместно сделать отступление: сколько раз в этот важный момент совершения Божественной Литургии сердца наши бывают заняты и наполнены житейскими суетными делами, а иногда и делами греховными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди рукописей владыки Феодора таких во многом схожих, параллельных вариантов каждой из проповедей на какую-либо определенную тему присутствует иногда от двух до четырех, а то и пяти. Естественно, что в подобных случаях публикация каждого отдельного «слова» – на одну и ту же тему – привела бы к совершенно не нужным повторам. Отсюда представилось более логичным составлять порой своего рода сводные поучения, используя все имеющиеся авторские варианты проповедей, идентичных по теме (с привлечением даже и кратких авторских конспектов «слов» или даже черновиков к последним), принимая при этом один из вариантов – наиболее яркий и глубокий по содержанию –- в качестве основного, лишь дополняя его фрагментами остальных, произносившихся в другие годы (такие составные проповеди-«слова» имеют, соответственно, и по нескольку дат, проставленных в круглых скобках под их названиями). Разумеется, среди «слов» и поучений владыки немало и таких, которые специально готовились и были затем произнесены им в храме только один раз; есть и проповеди, отличающиеся (при всей традиционности их тематики) или достаточно своеобразным толкованием, или же особым акцентированием одной из смысловых сторон какой-либо темы. Все такие проповеди, естественно, не включены составителями ни в какое сводное поучение или «праздничное слово», но публикуются как совершенно отдельные тексты (в таких случаях они, естественно, имеют и одну дату). Все проповеди объединены в четыре группы – в зависимости от места их создания и произнесения, а именно: 1) во Франции и США; 2) в Аргентине; 3) по возвращении в Россию – в Одессе и в монастырях Молдавии; 4) в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. При этом следует особо подчеркнуть, что четыре проповеди, относящиеся к более раннему периоду пастырского служения владыки (еще до его архиерейской хиротонии) и объединенные в первую из указанных групп, а также три проповеди, входящие в одесско-молдавскую группу, не объединяются – в силу небольшого их числа и отсутствия в них явных текстовых повторов – в какие-либо сводные «слова», но каждая из проповедей публикуется отдельно – в хронологическом порядке их появления.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В нашей обыденной жизни силы нам дают питие и снедь. Но точно так же происходит и в духовной жизни – питаемой, однако, питием духовным и пищей духовной. И как существует духовное питие – та «вода живая» Божией благодати, о которой говорил Господь самарянке у колодца Иаковля, – подобным же образом есть и укрепляющая душу благодатная снедь. О ней Спаситель также говорит в Евангелии как о «брашне» – пище, которой питается Сам, а значит, должны питаться и мы: Мое брашно есть, да сотворю волю по- славшаго Мя и совершу дело Его ( Ин 4, 34 ). Исполнение дел Божиих – любви, милосердия, исполнение своего христианского долга, своих обязанностей должно быть и нашим «брашном», нашей духовной пищей. Особенно – исполнение долга нашего же собственного спасения, ради которого и пострадал за нас Господь наш Иисус Христос. Для каждого христианина это должно быть самой насущной потребностью духа и живительным «брашном Христовым». Если же мы не думаем о своем вечном спасении во Христе, о вечной жизни во Христе, то какие же мы тогда христиане? Именование себя таковыми не есть ли тогда всего лишь пустой звук! И не справедливым ли будет тогда сказать себе: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр з, 1), ибо как христианин – ты мертв, и нет в тебе никакой истинно христианской жизни. Истинная жизнь дается нам только благодатию Божией. Ее же мы можем почерпать в молитве, в церковных богослужениях, в творении добрых дел, поводы к которым Господь во множестве предлагает нам на наших жизненных путях. Господь сказал: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже [как они побелели... к жатве] ( Ин 4, 35 ] – сколько в мире требуется заботы, сколько трудов, сколько ожидается от нас христианского делания! Однако как мало, кто за него принимается, как мало делателей на нивах Христовых... Вот прошел ты равнодушно мимо нищего, вот не изжил ссору, вот не повиновался начальству, вот проявил своеволие и самолюбие, вот не оказал внимания больному... Разве не должен ты тем более усердно возделывать столь непривлекательную, столь засоренную сорняками грехов ниву своей души? Должен – но не возделываешь! И мало кто из нас за это принимается.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 ноября Без скорбей нет спасения; без скорбей человек ничему не научится; без скорбей нет (не познать в полноте) и радостей. 1 декабря ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ ХРИСТОВО! Смотрите в нем – кого надо находить, призывать, утешать, кому помогать, кого кормить: нищих, увечных, хромых, слепых ( Лк 14,13 ). И тогда воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк 14,14 ). 25 декабря [нов. ст.] Пастырь должен быть смелым, говорить прямо, что он думает. Не бояться! 1947 ГОД Какое еще есть имя Божие? Многомилостивый! «...Возведи от тли живот мой, Многомилостиве» (ирмос 6-й песни канона панихиды)! Самое лучшее: сказать вовремя – и нужное. А зря – не говорить. Мы существа разумные. Неделя Крестопоклонная Кажется, землю Аргентинскую прежде всего нужно орошать слезами, чтобы она дала какой-нибудь плод. 18 июля Казалось бы, что может быть блаженнее – чем любить? И, однако, любить Начиная самую главную часть Литургии – евхаристический канон, – священнослужитель преподает верным благословение с пожеланием им великих даров, о стяжании которых особенно следует молиться в этот важнейший момент. Какие же это дары? Они заключаются в словах соответствующего возгласа: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». И затем: «Горе имеим сердца» – как напоминание всем молящимся о необходимости их высокого духовного христианского состояния именно теперь, когда наступает самая существенная часть Евхаристии. 15 августа Нет большей сладости – как от работы. Недаром Господь и в раю заповедал Адаму работать: возделывать землю, сад. Слава Богу! Поэтому работать – и надо, и полезно. 26 августа Как радостно видеть людей религиозных. После службы можно видеть иногда у людей лица, светящиеся духовной радостью. Так и Господь говорил, что праведницы «просветятся, яко солнце» в Царствии Небесном. Слава Богу! Молиться – есть благородство ангельское Разве не достоинство, не особая честь предоставлена человеку – уподобляться Ангелам на молитве. Возьмите хотя бы утреннюю молитву: «Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Человеку здесь предоставляется ангелоподобное достоинство. Как Ангелы вопиют эту песнь, так и мы уподобляемся им. Человек же часто забывает свое достоинство – и даже не только часто, а почти всегда, – и сбывается Писание: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ( Пс 48,13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы же должны быть, как Ангелы: чисты, молитвенны, любовны, добры, умиротворенны, быстры, могучи, огненны, пламенны! 3/16 VI Бог – благ. Монашество же есть всецелое служение Богу. 4/17 VI Евангелие и христианство любовно. Например, в Евангелии говорится: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф 18,11 ). Не наказать, а спасти. В этом любовь: Евангелие – любовно. Евангелие и Божественно – по своей связи с Небом. Например: ...елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешитё на земли, будут разрешена на небесех ( Мф 18,18 ). Кто мог сказать так: что свяжете на земли, то будет связано и на Небе, и что разрешитё на земли, то будет разрешено и на Небесах? Только Владеющий Небом и землею! Посему Евангелие – Божественно. Сами слова, в нем заключающиеся, свидетельствуют, что оно Божественно. Глупо – сердиться; лучше – быть веселее... 6/19 VI Слово Божие, как манну небесную, надо собирать, то есть слушать... Ащеубо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5,23–24 ). Евреи приносили свои дары к жертвеннику. Господь и брал примеры из обыденной еврейской жизни и учил поступать истинно, справедливо, правильно. Нужно было оставить дар там, у жертвенника, и идти помириться с братом своим. Теперь мы не приносим даров к жертвеннику, но здесь подразумевается само наше прихождение к Богу, наша молитва и прочее наше служение Ему. Потому все это надо совершать, примирившись со всеми, в примиренном духе. Это – Христово! Аминь. Это же относится и к самому приношению Бескровной Жертвы, Святой Евхаристии. Последнее особенно относится к священнослужителям. 7/20 VI Надо показывать веселое лицо людям... Только что мы славили Господа словами: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...», как сразу же за этим Господь приглашает вкусить Его Самого. «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», – произносит священник слова евхаристической молитвы, и немного далее: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И нести его нужно не как-либо, даже не в руках, а на главе. Какое благоговение! Сами Ангелы, «чины ангельские», носят Господа Славы – «дориносима чинми», то есть как в Древней Греции воины, прославляя своего военачальника-по- бедителя, носили его на щите, высоко поднятом на копьях (по-греч. «дбри»). Так и диакон, подражая Ангелам, несет высоко на главе своей Агнца, который вскоре соделается Телом Христовым. Какое же благоговение должны испытывать верующие, зря все сие совершаемое! ...Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф 16,27 ). Каждому воздастся по делам – как, значит, нужно следить за своими делами... «...Святый Безсмертный, помилуй нас» (Трисвятое) – мы обращаемся к Богу, к Бессмертному, к не имущему смерти. Как это велико и значительно и какая в этом великая надежда для нас – Бессмертный! Во время пения «Иже Херувимы» священник читает молитву: «Никтоже достоин...» и пр., которой он приуготовляет себя к совершению Таинства, которой готовится предстать «пред Лице Божие». Когда же он пресуществляет Дары, то уже и предстает непосредственно пред самим Лицем Божиим. Как легко порой утешать других – так, кажется, сразу бы и утешился от сказанных слов на месте утешаемого, и как трудно действительно утешиться, когда горе – свое- «Дух бурен» (утреня, стихира «на хвалитех») – бурный Дух, ветер. Интересное сравнение, яркое, выразительное. В молитве «Господи Боже Вседержителю» (на просительной ектении после великого входа] священник молится, чтобы приносимая ныне о наших грехах и людских неведениях Жертва была принята, чтобы она была благоприятной и чтобы Дух благодати вселился в нас и чтобы Он почил и на Дарах, и на всех людях. Какая молитва! Сколько ею испрашивается благ! И здесь все это только еще испрашивается, но после пресуществления Святых Даров Жертва такой – все это уже содержащей – и становится... Даже птицы небесные славят Господа по утрам: «...хвалите Господа гади и вси звери, хвалите Его птицы пернаты» (псалом хвалитный на утрени]. Так неужели же человек, венец творения Божия, разумное творение, – не будет славить Господа по утрам, когда встает? Неужели человек хуже твари – птицы? Неужели он, когда встанет, не прославит Господа, неужели поутру не помолится Господу, от Которого все разливается в мире: и свет, и вся жизнь?..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И это великое благо! «Поклонймся Отцу и Сыну и Святому Духу». Какое благородство – поклоняться Отцу... И только благородные натуры могут поклоняться. И какая высокая идея вообще – поклоняться Богу! Надо молиться с теплотою. Сердечно надо молиться. Надо молиться так, чтобы каждое читаемое слово доходило до сердца. Ведь Христос Распятый – наша надежда, надежда о наших грехах! А мы на молитве большей частью «бямкаем» – как неразумные дети. 1941 ГОД Господи, благослови! 9/22 января Проскомидия: «Яко овча на заколение ведеся...» Каждый день Господь закалается (приносится в жертву) за наши грехи. А мы не ценим этого, постоянно опять грешим. Какая радость причащаться – даже тогда, когда идет и не торжественная служба: ведь главное – внутри, а не во внешности. «Жрется Агнец Божий, взёмляй грех мира...» (проскомидия). Христос берет на Себя наши грехи, Христос несет наши грехи... «...В нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше, За мирский ЖИВОТ» (тайная молитва Литургии, после «Победную песнь поюще...»). Здесь мы видим Христа в Гефсиманском саду, видим, как Он отдает Себя за живот (жизнь) мира и как пришли «взять» Его; видим Иуду, который предает Его; видим и прочих, которые пришли со оружием и дрекольми ( Лк 22,52 ), и Того, Кто отдается им за жизнь мира... Какая духовная красота! Ценим ли мы это? А вот Христос уже предлагает нам Тело и Кровь Свои: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ло- мимое во оставление грехов». И: «Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Часто я замечал, как Литургия, Святое Причащение нас меняет, преображает. То вот идешь на обедню усталым, не знаешь – окончишь ли обедню, а выходишь обновленным, готовым на дальнейший труд, бодрым. Слава Богу! Как чудесно меняют, преображают нас Святые Тайны. Слава им! Болезнь помогает молитве: человек молится сильнее, усерднее, глубже, искреннее, откровеннее... ...Благословен Грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Мф 21,9 ) – здесь встреча христианской души с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оказавшись после большевистского переворота в эмиграции, владыка Елевферий около десяти лет возглавлял по поручению Патриарха Тихона значительную часть русских эмигрантских приходов в Западной Европе, управляя ими, впрочем, довольно безынициативно и нерешительно: все это время он не имел по сути никакой четкой долговременной программы действий и всегда лишь шел вслед за происходившими событиями. Поэтому даже и его ничем не оправдываемый с канонической точки зрения переход во «Вселенскую» Константинопольскую юрисдикцию не имел строго принципиальной основы: владыка Евлогий сделал это в значительной мере лишь вследствие его сугубо личного противостояния возникшей в те же годы резко промонархически настроенной Русской Зарубежной Церкви («кар- ловчанам»), где он, если бы перешел к ним, оказался бы уже «на вторых ролях» (ему явно было далеко, например, до твердой принципиальности церковных воззрений и духовной крепости воли владыки Антония (Храповицкого) , тогдашнего главы «зарубежников»), а это лично его никак не устраивало; явилось это также и следствием нажима на него ближайшего окружения – преимущественно праволиберального и проэкуменического толка (здесь важную роль играли, в частности, миряне М.Н.Гирс, князь Г.Н.Трубецкой, граф В.Н.Коковцов). К сожалению, стремления сколько-нибудь точно и ясно позиционировать свою архипастырскую деятельность, что было, например, так свойственно владыке Вениамину, у владыки Евлогия никогда не наблюдалось и прежде. Более того, занимая до революции весьма консервативную позицию сравнительно активного монархиста-антилиберала, он, оказавшись в эмиграции в совершенно иной, последовательно либеральной среде, тут же стал и сам достаточно выраженным либералом западно-демократического толка. Вообще же этот митрополит-раскольник представлял собой характернейший пример весьма распространенного в XIX – начале XX столетия типа архиерея: не столько инока-архипастыря, сколько церковного «администратора», стремившегося зачастую более всего к внешнему епархиальному порядку и «миру», чем к порядку и «миру» в душах своих пасомых (впрочем, даже и в таком своем качестве он всегда осторожничал и старался, как правило, брать на себя возможно меньше личной ответственности). При подобном полусекулярном,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010