Вот и в прочитанном сегодня за Богослужением Евангелии тоже говорилось о смерти. Вы слышали о том, как к Иисусу Христу пришли некие люди и рассказали о галилеянах, кровь которых правитель Пилат смешал с их жертвами. Видимо, эти люди совершали какое-то непозволительное жертвоприношение, а Пилат в наказание убил их, смешав тела их и кровь их – с их же жертвами. И что же сказал на это Христос, как Он отнесся к этому рассказу? А Он, как всегда, ответил на это очень назидательными, весьма строгими, но спасительными словами – Он призвал к покаянию, особо пояснив рассказчикам, что погибшие были точно такими же грешниками – ничуть не больше, – как и все остальные, и что поэтому и последние точно так же могут погибнуть, если не покаются. Христос сказал тогда: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13, 2–3 ). И далее Господь предложил им еще один подобный же печальный пример: Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Пет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк 13,4–5 ). Именно нераскаянность, именно грех и причинили всем им злую погибель. Но не думайте, что это только их могла постичь столь горестная судьба! Нет, она ожидает в конце концов всех грешников, в том числе и нас, если мы отринем единственное средство нашего спасения – покаяние. Ведь Спаситель так и сказал: если не покаетесь, все так же погибнете! Меч вечной погибели занесен над всеми грешниками, над всеми совершителями греха. И вполне возможно, что этот меч кары Божией уже занесен и над нами, ибо где же наше истинное покаяние? И чем, как лишь не милосердием Божиим и только долготерпением Его – в надежде на пробуждение в нас раскаяния – можно объяснить то, что мы еще существуем и что этот меч Господень окончательно не покарал нас за наши неправды и беззакония, за наше безверие, за все наши преступления и бесчисленные грехи?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все люди всех времен и народов воскреснут и восстанут из гробов, чтобы дать отчет Господу в делах всей своей жизни. Дела каждого обнажатся на этом Суде, будут видимы всеми – не только Богом, но и Ангелами, и всеми людьми. Обличатся тогда все деяния, помышления и мысли, «яже в нощи и во дни». Какой стыд покроет тогда лица грешников! И оправдания там никакого уже не будет, – ведь сами грешники увидят себя такими, каковы они есть, ибо, как говорит епископ Феофан Затворник , на естестве, на природе каждого будут как бы написаны его грехи. Там уже и помочь тогда никто никому не сможет. Нельзя уже будет, даже если бы кто и хотел, нельзя будет и покаяться, потому что время покаяния кончится. Тогда не помогут нам ни Ангелы, ни святые, ни отец, ни мать, ни брат, ни сестра, никто... Помогут же душе только ее собственные добрые дела, ибо тогда будет день Суда, день награды или наказания, а не день делания и покаяния, как теперь. Это будет день, когда все человечество окажется разделенным на два лагеря: одни станут по правую сторону Судии, другие – по левую. Это будет день, когда праведники, стоящие по правую сторону, окажутся посланными в Жизнь Вечную – нескончаемую и блаженную, а несчастные грешники, стоящие по левую, – в муку вечную. За что же каждый из нас обретет на Суде свою дальнейшую судьбу? В сегодняшнем евангельском чтении ясно говорится о том, что одни идут в Жизнь Вечную за дела милосердия, за дела любви и сострадания к ближнему: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Так как вы слелали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф 25, 35–36, 40 ); другие же, грешники, пойдут в муку вечную – за дела немилосердия, за неоказание любви своему ближнему. О, как высока эта добродетель милосердия к каждому из малых сих! Как она Богу любезна! Как она спасительна! Она так велика и так спасительна, что может вырвать человека из пасти страшных, нескончаемых мук. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут, – говорит Христос ( Мф 5, 7 ). И творящих эту добродетель Он называет благословенными, говоря: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф 25,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всеми силами своей души чаяли они пришествия обетованного Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Об этом чаянии слышим мы от святого пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис7,14 ). И это о них, ветхозаветных праведниках, говорил Иисус Своим ученикам: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф 13, 17 ). С каким напряжением всматривались они в даль будущих счастливых времен, когда на землю придет наконец Спаситель человеческого рода! Вся жизнь их была верою в это пришествие, ожиданием его; вот такой своей верой они и угодили Богу. В этом уповании они старались жить праведно, свято, – потому и Церковь ублажает их, наряду с новозаветными святыми, воспевая ныне и обращаясь ко Господу: «...верою праотцы оправдал еси» (тропарь). Можно сказать, что каждый из тех ветхозаветных праведников выразил в своем лице ту или иную особенно характерную именно для него добродетель. Так, например, Авраам – это образ глубокой преданности воле Божией, вплоть до согласия на заклание собственного единственного сына, – настолько он готов был следовать этой воле и повиноваться ей. Исаак выразил собою жертвенность, будучи готовым явиться пред Богом жертвенным агнцем, подобно тому как стал Агнцем Божиим Господь наш Иисус Христос, закланный «за живот мира», за его спасение от вечной смерти. Иаков сподобился дивного видения «лествицы», идущей от земли до Небес, – преобразовательного символа Божией Матери, Которая рождением Сына, Богочеловека Христа, и соединила небо и землю. Ной отличался особой праведностью, за что и удостоился быть спасенным от потопа и стать вторым родоначальником человечества. Иову были свойственны великое многотерпение в скорбях и болезнях и преданность Богу в любых несчастьях. Все они ожидали и жаждали прихода Спасителя, все были бы рады «видеть день Его» – и не увидели. Лишь глубокий старец, святой праведный Симеон Богоприимец, сподобился этой радости, восприняв в храме на свои руки Спасителя и вознеся Ему трогательную молитву: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (лк 2, 29). С этими словами Симеона отошел в вечность Ветхий Завет и наступил Новый – Завет с Богочеловеком, Сыном Божиим, тогда еще Богомладенцем Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всё это знали они до Его смерти на Кресте и последующего за нею Воскресения. И подобное этому же узнавали они также и в те сорок дней, в которые пребывал Он с ними уже воскресшим. И тогда Он преподавал им всем радость и мир, чудесным образом являясь пред ними дверем затворенным ( Ин 20,19 ), то есть беспрепятственно проходя сквозь все закрытые двери. И вот теперь их Божественный Учитель Любви вознесся с пречистою Своею плотию в горние селения к Своему Отцу. Однако, соделавшись по видимости сиротами, Его ученики и последователи имели великое утешение в том, что сохранили у себя оставленное Спасителем Божественное Учение, слово Божие, – вся глаголы жизни ( Деян 5, 20 ), которые слагала в сердце Своем Пресвятая Дева и которые хранили апостолы. Слово это мы и сегодня слышим в Евангелии – все то, что явил Он нам как единственную истину Божию, все то, что обещал Он каждому верному Ему человеку, всем Его верным последователям – верным даже до смерти ( Откр 2, 10 ). Какое неоценимое сокровище оставил всем нам Господь! Оставил Он нам и Свою Церковь Христову, а в Церкви – великое спасительное Таинство Святых Тела и Крови Господней, заповедав это Таинство Сам: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк 22,19 ). Так не должны ли мы всем сердцем устремляться к Святой Евхаристии, к Причащению, тем самым как можно чаще вспоминая о Нем и, более того, соединяясь в этом Таинстве с Ним Самим? Великое утешение апостолам и Пречистой Его Матери заключалось и в Его обещании, отлучившись от них видимым образом – плотию, незримо оставаться с ними до скончания века, о чем Он и сказал им, а вместе с ними и всем нам: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф 28, 20 ). Об этом же поет сегодня Церковь – из своего опыта почти двух тысячелетий: «...никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь С вами И никтоже на вы!» (кондак Вознесения). В самый день вознесения Господня ученики Его были утешены и тем, что, оставляя их тогда без видимого Своего присутствия, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать Духа Утешителя, Которого пошлет от Отца. Поэтому они имели все основания радоваться, возвращаясь в Иерусалим с горы Елеонской. И радость их полностью оправдалась в совершившемся вскоре схождении на них Духа Святаго в «огненных языках», положившем начало всемирной их апостольской проповеди и рождению Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грешном – поскольку богатство мытарей чаще всего наживалось тогда неправедным путем, складываясь из утаенной ими части податей или же за счет излишних поборов. И вот один из таких мытарей, Закхей, страстно возжелал увидеть Господа и понять, кто Он. Однажды Господь наш Иисус Христос, окруженный толпой народа, проходил через Иерихон, и Закхей, узнав об этом, решил непременно посмотреть на Господа и послушать Его. Но толпа была слишком велика, а мытарь этот – слишком мал ростом, и потому ему ничего не было видно. Тогда он побежал вперед и – в надежде все-таки увидеть Иисуса – попросту влез на дерево, росшее при дороге, по которой вскоре должен был пройти Христос. Иисус же, подойдя и узрев такое рвение Закхея, обратился к нему с радостными для того словами: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме ( Лк 19,5 ). Тот, как говорится в Евангелии, тут же поспешно сошел и принял Его с радостью ( Лк 19,6 ). И радость его была поистине велика, потому что приход Господа в дом Закхея принес ему особые благодеяния: посещение его Иисусом привело мытаря-грешника, а вслед за ним и всю его семью к самому искреннему покаянию за столь неправедно нажитые богатства. Как воскликнул тогда, встав пред Иисусом, Закхей: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого нем обидел, воздам вчетверо ( Лк 19,8 )! Пожалуй, не всякий из нас способен раздать половину своего имущества нищим... Господь же в ответ на это сказал: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк 19,10 ). Так, можно сказать, в один миг, в один момент совершилось покаяние грешника-мытаря пред Господом и его спасение, а через него – и спасение всего дома его. Евангельская история Закхея заставляет нас подумать о том, как порой мы можем совершенно ложно судить о каком-нибудь человеке, вовсе не зная ничего ни о его внутреннем состоянии, ни о возможности его коренного доброго изменения хотя бы в конце жизни, ни о том, насколько благим может стать этот конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если все вышеназванное мы примем как великие ценности, то мы и будем стремиться к ним, к приобретению их, употребляя к этому всевозможные усилия и преодолевая все препятствия, дабы приобрести их. Есть ценности материальные: богатство, земная честь, слава, здоровье и тому подобное. Есть и люди, которые стремятся к обладанию всеми этими земными ценностями, временными и преходящими. Люди же духовные не ищут их – именно как временных, несравнимых и несовместимых с ценностями духовными, вечными. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф 6,24 ], – сказал Господь. Во время Литургии поют заповеди блаженства. Они известны: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф 5,3–12 ). Вот этих-то блаженств и ожидает всякий верующий во Христа! Если Церковь есть небо на земле и учение Христово, преподаваемое Церковью, – такое высокое, то насколько же люди, ходящие в церковь , духовно и морально выше, насколько счастливее и блаженнее тех, которые идут в воскресенье и праздничные дни на земные занятия, а наипаче в театр, кинематограф, танцы или на иные увеселения. Одни ищут высокого и духовного. Другие тленного, житейского и скоропреходящего, если не греховного... И насколько первые счастливее! Аминь. 1968 ГОД Осень. А было лето. Все деревья были покрыты зелеными листьями. Осенью листья пожелтели. Подул сильный ветер, сорвал листья с деревьев и понес их в разные стороны. Кто это повелевает деревьям обнажиться? Есть невидимая сила, очень могучая, повелевающая природой. Сила эта – Бог: Он велит, и деревья обнажаются... Так и Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, во время Своей земной жизни повелевал природой. Вспомним, как Он прекратил бурю на море Тивериадском, когда апостолы разбудили Его, спавшего, и сказали: Учителю, не радиши ли, яко погибаем? ( Мк 4,38 ) И тогда Господь встал, запретил ветру и сказал морю: молчи, престани ( Мк 4, 39 ). Успокоился ветер, и сделалась великая тишина. Апостолы же исполнились страха и говорили друг другу: Кто убо Сей есть, яко ветр и море послушают (то есть слушаются] Его ( Мк4,41 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жаждать нам нужно правды и истины, любви, веры, праведной жизни. Нужно поступать нам честно и справедливо пред Богом, – тогда Господь и Сам придет к нам, и, как сказано здесь же, из чрева того, кто верует и Него, потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин 7, 38–39 ). Ибо блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф 5,6 ). Если же мы будем жить несправедливо, а не так, как велит нам Господь, если будем лгать и поступать по неправде, то Он и не даст нам Своего Духа, не даст нашим сердцам той благодати, которая была послана ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы, но которой мы вовсе не заслужили. Заслужить же эту благодать мы можем только всей своей христианской жизнью, своими молитвами, своею любовью к Богу и к ближним, своими духовными победами над плотской жизнью – и мира, и своей же собственной. В противном случае – если кто-то будет чрезмерно любить свою плоть, совершая плотские грехи, и не будет любить брата своего, то не пребудет в нем Духа Господня, ибо человек этот суть плоть! И действительно, как можем мы в таком состоянии обрести хотя бы частицу благодати Пресвятаго Духа? Как можем мы надеяться, что Господь пошлет нам дары Духа Своего Святаго? Разве не знаете вы, что ни блудники... ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют (ср.: 1Кор 6,9 -ю)? И точно так же святой апостол Иоанн Богослов говорит о том, что в Царство Небесное не войдет... ничто нечистое ( Откр 21,27 ). Благодать Пресвятаго Духа нужно еще заслужить у Господа! А для этого нам нужно стараться быть правым пред Ним – хотя бы в самых маленьких повседневных делах. Такими нам нужно быть и во всех наших взаимоотношениях с людьми, с которыми мы общаемся: быть справедливыми равно и с начальниками, и с подчиненными, с родными – родителями и детьми, с друзьями, знакомыми, соседями и вообще со всеми ближними своими. Нужно попросту любить Бога, любить посещать храм Божий, нужно быть справедливыми и честными по отношению и к Богу, и к ближним, и к своей собственной совести – то есть поступать так, чтобы она не обличала нас ни в чем. А для этого следует всячески избегать греха; согрешив же – непременно покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот по поводу высказанных Нафанаилом самых искренних слов сомнения Господь и говорит, когда видит его пришедшим: вот, мол, поистине израильтянин, в котором льсти несть. На это Нафанаил вполне резонно спросил Его: Како мя знаеши? ( Ин 1,48 ) – как, откуда меня знаешь? И Спаситель ответил ему: прежде нежена позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин 1, 48 ). Эти слова не находившегося там тогда Спасителя (и все же видевшего Нафанаила) так поразили, так удивили его, что он тут же – и как всегда весьма непосредственно – в ответе своем исповедал Иисуса Божественным Мессией, воскликнув: Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин 1,49 ). Духовных учителей в Израиле было и прежде немало, и признать в этом новом Учителе явившегося наконец миру Сына Божия было нелегко. Однако Нафанаил совершает это самым прямым образом, мгновенно и горячо. И Господь в ответ на этот его порыв тут же обещает ему подтвердить в грядущем всеми Своими действиями искреннюю веру Нафанаила в Него как именно в Сына Божия. Христос обращается к нему: хотя ты и уверовал потому, что убедился в Моих особых дарах, но и ты, и все израильтяне станете отныне свидетелями гораздо большего: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин 1,51 ). Будем же и мы, дорогие братие и сестры, жить такою же искренней и горячею верой, какую проявил перед Спасителем Нафанаил; будем стремиться без всякой лукавой льсти видеть свои грехи, препятствующие нашему восхождению к Богу, со скорбью противоборствуя им; но в то же время будем – с радостью уповая на Господа – видеть также и отверстое нам небо Его животворящей любви, чая войти в него подлинными сынами Божиими. Аминь. Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия (1952) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Первая Неделя, первый воскресный день Великого поста называется Неделей Торжества Православия в память победы православных иконопочитателей над еретиками- иконоборцами и восстановления повсеместного поклонения образам Спасителя, Божией Матери и святых, то есть всем, представленным в церковных иконных изображениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вспоминая сегодня великое дело христианского просвещения и воцерковления Руси, начатое святым равноапостольным князем Владимиром, так решительно сокрушившим идолище поганое языческой веры, будем и мы стараться избегать губительных языческих страстей, будем бороться с этими душевными идолами, таящимися в нас, будем просвещаться христианским просвещением, подлинно христианским духом жизни, в чем да поможет нам Господь Бог – по молитвам Матери Божией, святого князя Владимира и всех святых. Аминь. О следовании за Господом (Слово в Неделю 8-ю по Пятидесятнице) 10 августа 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии мы слышали с вами об одном из чудес Господа нашего Иисуса Христа. Множество народа следовало за Господом, кротость, милосердие и любовь Которого так привлекали к себе всех, кого Он учил, наставлял, исцелял. Порой эти поучения и исцеления продолжались до позднего часа. Именно так случилось и в тот день, о котором повествуется в ныне прочитанном Евангелии. Позде же бывшу, приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще: пусто есть место, и час уже мину: отпусти народы, да шедше в веси купят брашна себе ( Мф 14,15 ). Но Господь ответил им, что не нужно никуда идти, а нужно дать им поесть. Однако как дать стольким людям пищу в пустыне, когда у самих апостолов не было ничего, кроме только пяти хлебов и двух рыб? И вот Господь велел принести их Ему и, воззрев на Небо, благословил этот скудный запас. Затем дал благословленное ученикам, а те народу, – и все насытились. И еще осталось двенадцать полных корзин несъеденного. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ( Мф 14,21 ). Как Господь заботился о народе! Как в этой картине все наполнено любовью! Ведь Иисус, будучи Богом, по любви и пришел на землю, по любви воспринял человеческий облик, образ, естество. По любви предпринял и подвиг учительства народа, ходя по городам и весям с проповедью Царства Небесного. И, чувствуя эту любовь, народ во множестве следовал за Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И говорят о самых глубоких вещах. 21 августа Господь пришел спасти нас. Для этого Господь сделался человеком: И Слово плоть быстъ ( Ин 1,14 ). Господу не нужно этого, но ради человека Он сделался человеком, чтобы спасти его. И, однако, человечество во многих случаях не обращает на это внимания. И даже иногда борется с этим, противится, богоборствует. Ну уж если и это великое, величайшее дело – Воплощение Сына Божия – не поможет человеку, тогда уж ничего не поделать. 2 сентября На молитву надо идти, как на пир. 15 сентября Замечательно то, что говорится в Евангелии от Матфея о древе бесплодном. В Святом Евангелии все, конечно, замечательно, но иногда некоторые места особенно поражают, обращают на себя внимание; так и тут: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф з, 10). Следует задуматься над этим. Приносит ли каждый из нас плод добрый? А мы должны приносить. Торопитесь! А если не приносим, то такое дерево срубают и в огонь бросают... Страшно. Надо приносить плод добр! Другое место в Евангелии от Матфея – о Крещении Гоосподнем (см.: Мф 3,16–17 ). Когда Господь наш Иисус Христос крестился во Иордане-реке и выходил из воды, тогда отверзлись небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Иисуса. Небеса открылись после Крещения Господа. Так не открываются ли Небеса духовно, невидимо – каждому из нас после крещения? И разве не нисходит ли тогда и на нас Дух Святой и не почивает ли и в нашей душе Он в виде голубя – Своим миром, благодатию или даже радостью? И не говорит ли Бог Отец после крещения Христова о том, что вот Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – в назидание и нам? Так важно, так значительно для нас должно быть на основании всего этого и Таинство нашего крещения! Аминь. 20 сентября Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть ( Мф 5,48 ). Какое великое задание человеку! Быть совершенным, как Отец Небесный... И, значит, это возможно, раз Господь сказал: «Будьте»! Если бы нельзя было, Господь бы и не сказал этого. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010