И если Господь дал нам жизнь, то разве не даст Он нам и всего необходимого для нее? Мы должны верить в то, что Его Промыслительная Благая Десница все это нам даст! А между тем как часто мы забываем о Боге, о Его Промысле, о Его силе, о Его Всевидящем Оке, которое все видит в нас; как часто мы надеемся лишь своими силами и средствами обеспечить себя... В этом же евангельском чтении Господь говорит и о том, что нам не следует слишком заботиться не только о пропитании, но и об одежде, предлагая в качестве примера посмотреть на то, как произрастают прекрасные полевые цветы – крины сельные, или лилии. «Что вы так печетесь, так заботитесь об одежде? – спрашивает Господь. – Посмотрите на крины сельные – как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф б, 28–29). То есть и знаменитый еврейский Царь Соломон не одевался в столь же прекрасные одежды, сколь прекрасна полевая лилия, сотворенная Богом и так украшенная Его о ней Промышлением. И какая надежда, какое утешение всякому человеку в таком Божественном Промысле! Ведь если так прекрасно одевает Господь траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф в, 30), то насколько же больше заботится Он о нас с вами, о каждом из нас, о всяком Божием человеке. Именно такова и должна быть вера в Промысл Божий о нас! Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость. Однако ищет ли ныне человек прежде всего Царства Небесного? Думаю, что мало таковых... Как часто погружаемся мы в заботы о хлебе насущном, об одежде – о том, как говорит Господь, что вам есть и что пить... во что одеться ( Мф 6,25 ); как часто вообще забываем о Боге, о Царстве Божием. Повседневные и часто вовсе не нужные заботы затемняют наше духовное око, закрывают от него Царство Небесное... Человек все чаще становится исключительно земным деятелем, у которого не остается времени для искания «единого на потребу» – Царства Божия, своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потому, когда Господь наш Иисус Христос проходил через селение самарянское и его жители не приняли Господа, а святые апостолы Иаков и Иоанн по своей ревности предложили за это низвести на них огонь с неба, то Христос запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк9,56 ). И когда Иуда предал Спасителя и на Него возложили руки, а один из бывших с Иисусом, вынув меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо, то Иисус сказал ему: возврати меч твой в его место, а затем: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Но как же сбудутся Писания, что так должно быть? ( Мф 26, 52–54 ). Господь мог бы представить в Свою защиту двенадцать и более легионов Ангелов, но Он этого не хочет, потому что Он – иного духа. Он долго терпит, желая, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2,4 ). Аминь. Человек пал чрез преслушание Богу. Теперь он должен научиться послушанию Богу, воле Божией. Думаю, что как раз в монашестве чрез послушание наставнику человек хочет научиться послушанию Богу, исполнению воли Божией. Не смог человек непосредственно повиноваться Богу, так теперь и должен через повиновение другому человеку учиться повиновению Самому Богу, исполнению Его святой воли! Аминь. Человек создан для мира (мирного состояния, усмирения), а не для страстей. Ибо Бог, сотворивший человека, есть Бог мира, а не неустройства, – говорит нам Священное Писание. Счастье внутри нас, а не вне нас. И в монастырях есть страсти. Но в монастырях с ними борются, а в миру они царствуют, господствуя в нем вполне. Человеку не нужно интересоваться чужими делами, особенно грехами и страстями, а мы, как мухи нечистые, привыкли копаться в чужом навозе. «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся». Какая надежда слышится в этих словах – надежда на ходатайство, на заступничество, на молитвы Божией Матери к Сыну Своему и Богу нашему о нас, грешных! Какое упование возлагает Церковь на силу Ее молитв и Ее заступничества!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И пусть праздник Преображения Господня напоминает нам о том, что мы должны, по мере сил, из грешников преображаться в добрые чадца Божии, а для этого стараться работать над собой в течение всей нашей земной жизни, дабы мы стали хотя бы сколько-нибудь сносными христианами. Пока не поздно – начнем хотя бы пытаться жить по-христиански! И будем надеяться на то, что Господь, быть может, примет и нас в Небесное Царство, в чем да поможет Он нам по Своей великой милости и по молитвам Пречистой Своей Матери. Аминь. Слово на Успение Божией Матери (1948,1949) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Успение Божией Матери есть подлинно блаженная, можно сказать, самая идеальная христианская кончина, безболезненный и радостный переход в вечную жизнь. Кончина эта дает нам самый замечательный пример того, как надо умирать православному человеку. Блаженное Успение Пречистой стало законным завершением всей Ее святой жизни. В нем мы видим самое убедительное воплощение слов, сказанных Господом Своим ученикам, а потому обращенным, по сути, и к каждому христианину, – слов о том, как чисто и блаженно следует жить, чтобы так же блаженно и умереть. Тогда Господь сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф 16,24 ), и, как жив Сам Господь, так точно же будет жива и душа каждого пошедшего за Ним – пошедшего со своим жизненным крестом, пошедшего вплоть до отдания, до «положения» или, как сказано в Евангелии, «до потери» души своей за Него. Только такая жизнь ради Христа и дарует нам Жизнь Вечную. Главное же – это вполне осуществимо для верующего, укрепляемого благодатию Божией человека. Об этом как раз и свидетельствует Успение Пресвятой Богородицы, память о котором мы с вами сегодня празднуем. Кончина Ее была поистине благодатной, почему и называется по-церковнославянски даже не смертью, а именно успением, то есть усыпанием, засыпанием: Матерь Божия уснула в мире земном, а проснулась уже в мире Небесном. О том, что почти такой же чудный переход в Царство Небесное в какой-то мере возможен и для других верных чад Божиих, стремящихся полностью отдать свои души Господу, свидетельствуют, как мы знаем, многие блаженные кончины наших святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И тем не менее, несмотря на все предупреждения Иисуса, в первый момент после Его крестной смерти, так трагически, до основания, потрясшей Божию Матерь и учеников Христовых, вера в Его Воскресение, как может показаться, у них совершенно исчезла... Однако для Господа нет ничего невозможного и слова Его непреложны! Как прежде и уверял Спаситель учеников, в третий день Он воскрес, неоднократно являясь затем и святым Женам-мироносицам, и святым апостолам, показывая им при этом истинность Своего трехдневного Воскресения и уверяя их в нем. Так, прежде всего Он явился Марии Магдалине, вознаграждая тем самым ее беззаветную любовь к Нему. Мария неоднократно приходила ко гробу-пещере, где был погребен Иисус, и вот, в очередной раз приступив ко гробу, она обнаружила, что камень от входа в пещеру отвален, и тела Христова здесь нет. Поначалу она подумала, что Господа перенесли куда-то в другое место, и потому, когда Он вдруг явился позади нее и позвал: Мария! – то, обернувшись, решила, что это, верно, здешний садовник, и обратилась к нему со словами: если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его ( Ин 20,15 ). Но тут она вдруг узнала Его и от радости и благоговения хотела припасть к ногам Его; Господь же сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Он уже находился как бы на границе двух миров – небесного и земного, наполовину еще оставаясь в этом тварном мире. Господь так и говорит об этом Марии Магдалине: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему ( Ин 20,17 ). В другой раз о совершившемся Воскресении Христовом Марии Магдалине и другим мироносицам возвестили, согласно Евангелию от Луки, два Ангела, сказавшие им: Что ищете живаго с мертвыми; несть зде, но воста ( Лк 24, 5–6 ) – Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть ( Лк 24,6–7 ). А согласно евангелисту Марку, Ангел указал им еще и на гроб Иисусов, сказав: Вот место, где Он был положен ( Мк 16, 6 ). Опустевший гроб, где остались только пелены и сударь, лежавший, как сообщает нам евангелист Иоанн, отдельно в стороне, свидетельствовали о действительном Воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Из слова в Неделю сыропустную) 9 марта 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Много чудесных, прекрасных и полезных заповедей дал нам Господь наш Иисус Христос. Например, любить Бога и ближнего своего, как самого себя. Что прекрасней и выше этой любви? Господь часто преподавал Своим ученикам мир, говоря: Мир вам или Мир оставляю вам, мир Мой даю вам ( Ин 14,27 )... Уже из этих кратких наставлений и заповедей Господних ясно видно, что Господь желает людям блаженства. Разве любовь, мир не составляют блаженства человека? Конечно, составляют, – да еще какое великое! Но, к сожалению, на такую высоту человек очень редко восходит, уходя от любви и впадая во вражду с братом своим, впадая в раздражительность, злобу и ссору. Однако Господь не хочет, чтобы человек пребывал в столь пагубном для своей души состоянии, и дает нам мудрые наставления о прощении. Когда святой апостол Петр спрашивает Господа: Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус отвечает ему: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз ( Мф 18,21–22 ), то есть бесконечно. О том, что именно этого Он ожидает от нас, мы и слышим от Господа, обращающегося к каждому из нас: милости хочу, а не жертвы ( Мф 9,13 ). Как это прекрасно – прощать! Вот закипела вражда, вот братья не разговаривают друг с другом, готовы чуть ли не убить друг друга, – словно какая змея шипит в груди у каждого из них... Но вот помирились они! Как все моментально меняется, делается прекрасным... Опять любовь, опять как бы самым чудесным образом восстановились, воскресли дружба, любовь, ласка. Примирение в любви... Разве это не чудо, совершающееся в душах наших? Именно этого чуда и требует от нас Господь, именно этому радуются на Небесах и наши Ангелы. Как это прекрасно – просить прощения, восстанавливая мир и любовь с братом своим и проявляя смирение. И напротив, – разве это по-христиански: держать на него злобу, не прощая и не забывая его прегрешений? Для этого нужно иметь какое-то особо жестокое сердце, какое-то даже не русское сердце, ибо, насколько я знаю, подлинно русское сердце – любящее, милующее, прощающее. И только потерявшие такое русское сердце могут быть злопамятны, могут не прощать прегрешений ближних своих...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконы преподают нам в красках те же христианские истины, которые словом преподаются в Священном Писании. Поэтому достойно и праведно писать, изображать святые иконы и украшать ими святые храмы и дома христиан. Достойно! Достойно! Достойно! Как верно сказала в своем докладе об иконописи М. Н. Соколова [монахиня Иулиания] марта 1969 года): «Первоначально во всей христианской Церкви, на Востоке и на Западе, священное изображение существовало только в форме иконы древней. Впоследствии, сначала на Западе, чувственный мир вошел в священное изображение. Икона из области духовной сошла в область жизни душевной, превратилась в картину». То же постепенно произошло, к сожалению, и у нас в России. И потому для подъема нашей иконописи – дабы быть ей подлинно православной – нужно брать лучшие образцы только древних иконописев, духовных, а не душевных: Андрея Рублева и ему подобных, и браться писать иконы способным к тому людям доброго, нравственного христианского жития. И по мере возможности духовно себя подготавливать (молитвой, постом, воздержанием) для этого великого, нужного и полезного для Церкви подвига – изображения иного, горнего мира. Против идолопоклонства. Икона – не идол Можно видеть связь иконоборческой ереси с предыдущими ересями – несторианством (против воплощения), евтихианством (против человечества во Христе). А для икон ведь основание – догмат Воплощения Сына Божия от Девы Марии. Отрицающие икону Спасителя отрицают, по сути, Его Воплощение, еретически понимая последнее как лишь некую призрачную «видимость», а не реальное вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. В Ветхом Завете Бог не воплощался, и потому изображать Его было невозможно. Но Ветхий Завет кончился с пришествием благодати через Иисуса Христа. Если же хранить и ныне Ветхий Завет как закон, то нужно тогда и обрезываться, и хранить субботу, и исполнять все прочее, написанное в нем. Закон, однако, был дан на время – до явления миру его Спасителя, и лишь для одного народа, а не для всех. Но ведь и тогда существовали святые изображения: например, над Кивотом Завета были благочестиво поставлены изображения Херувимов. Однако и тогда ведь различали Единого Бога и языческих «богов»-идолов, понимая, что последние вовсе даже и не «боги» (пусть и языческие), но пустые идолы. Поэтому мы и читаем в Священном Писании Ветхого Завета: ...Господи, цари Ассирийские разорили народы и земли их, и побросали богов их в огонь; но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень; потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его [ассирийского царя Сеннахирима. – Сост.], и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один (4 Цар, 19, 17–19].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ищите же, ищите Царства Небесного и спасения своей души, как некоего драгоценного неоскудеваемого сокровища, ищите в течение всей своей быстротечной земной жизни, – и все доброе приложится вам. Аминь. Об освобождении от греха (Из слов в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) 17 июля 1948 г., 7 июля 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали призыв к нам святого апостола Павла освободиться от греха, что, по сути, и есть основная цель христианства. Однако ищем ли мы с вами этого освобождения? Стараемся ли мы – вместо того, чтобы быть рабами греха – соделаться, как говорит апостол, рабами праведности (ср.: Рим 6, 17, 18 )? Хотим ли стать подлинными последователями истинных христиан, истинных рабов Божиих? Руководствуемся ли мы в нашей жизни словами апостола, взывающего к нам: как ранее предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим в, 19)? Святой апостол Павел увещевает нас полностью измениться, сойдя с пути греха, конец которого – духовная смерть и вечные муки, увещевает обратиться к делам христианским, к которым у нас столько возможностей, увещевает излечиться от болезни греха и смерти. Врачевание греха – Таинство покаяния, Врач – Господь наш Иисус Христос, Врачующий всех через священников в этом целительном Таинстве. Зачем же мы продолжаем носить духовные раны, зачем задерживаем их исцеление? Вспомним, как, согрешив, царь Давид сразу же воззвал в покаянии: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... ( Пс 50,1 ) и услышал в ответ: Господь снял с тебя грех твой ( 2Цар 12,13 )! А мы всё бегаем Церкви, пренебрегаем возможностью нашего исцеления от греха – покаянной молитвою в ней. Убегаем от своего же духовного здравия, от нашей же свободы, от нашей же святости, от собственной вечной жизни! Ведь конечный результат этой свободы от греха, итог нашего христианского рабства уже не греху, но праведности, есть именно Жизнь Вечная!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как говорит святой апостол Павел, мы – творение Божие – созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять [ Еф 2,10 ). 22 октября/4 ноября. Казанской иконы Бошей Матери «Печали души моея утоли, Владычице, Твоими всесильными мольбами. Дом души моея сохрани Твоими всесильными молитвами к Сыну Твоему и Богу нашему». 5 ноября Святой апостол Павел ясно наставляет нас, как нужно относиться друг к другу: со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовию ( Еф 4, 2 ). 8 ноября Священники обязательно должны смотреть за порядком в храме. Как приятно называть Бога Отцом своим: «Отче наш...» А мы этого не ценим. Память святого блаженного Феодора, архиепископа Ростовского «Милость мира, жертву хваления» (Литургия). Эти слова можно понять и в том смысле, что Господь Своею Жертвой, Своею Кровию, Своею искупительной Жертвой принес и приносит нашему миру великую, величайшую милость Своего мира – духовного покоя, добра, любви. А «жертва хваления» – это Жертва Спасителя, искупительная Жертва, Славная Жертва, достойная хваления (невообразимого!). И вот сразу же за этими словами: «Милость мира, жертву хваления» – и начнет литургически приноситься эта Жертва. Мы должны не забывать, что Кровь, пролитая Господом, пролита во оставление грехов наших: «яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (евхаристический канон). Мы в нашей службе поем, что Ангелы «припевают» Трисвятую песнь Пресвятой Троице (Херувимская песнь), и мы это слушаем. Какое величие: Ангелы – Самой Пресвятой Троице! Ну подумайте! Разве не величие?! Пророк Исаия восклицал: Как я, будучи человек нечист, – и сподобился увидеть Господа?» Так же и святой апостол Петр просил Господа: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный ( Лк 5,8 ). Страшно видеть Господа грешникам. Мы долго не можем оставаться в церкви, потому что для нас это чересчур высоко: там говорится о человеколюбии Божием и что Бог человеколюбив, а мы – большей частью грешные и не можем слушать такую высокую материю: нам трудно, и мы уходим... Не дорожим...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как святая равноапостольная княгиня Ольга желала, чтобы познание веры стало уделом всего русского народа, так и нам – сегодня особенно! – нужно желать и способствовать тому, чтобы народ наш не забывал единственной достойной и спасительной основы своей – Христовой веры – и от нее никак бы не отходил. Сколько же, верно, печали и горьких слез способны принести княгине Ольге те, кто становятся отступниками от веры Христовой, от веры наших мудрых отцов и матерей, а порой даже смеют насмехаться и над ними, и над самою верой великой Святой Руси! Будем же, дорогие, молить духовную праматерь нашу, святую княгиню Ольгу, сохранить нас в истинной христианской вере и в истинной христианской жизни, избавив нас от напастей и бед, от всякого внутреннего и внешнего зла. Будем просить святых и сильных молитв ее перед Господом нашим Иисусом Христом, да избавит Он нас от всякого греха и нечестия и да сподобит Он нас, недостойных, вечной жизни в славном Небесном Царствии Пресвятой и Живоначальной Троицы, Ей же славу, честь и поклонение воссылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Преображение Господне (1971,1975) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Даже тогда, когда ученики Иисуса узнали и исповедали в Нем Христа – Помазанника и Сына Божия, как и сказал об этом святой апостол Петр: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф 16,16 ), они все же поначалу ожидали полного откровения Его славы уже здесь, на земле, при восстановлении Им царства Израильского (см.: Деян 1,6 ). Однако на это Господь объявил им, что не слава, а смерть ожидает Его в Израиле, где Ему предстоит много пострадать... быть убиту, и в третий день воскреснуть ( Мф 16,21 ). И если Он Царь, как предполагал, говоря с Ним, Пилат, то отнюдь не земной, не израильский, ибо Царство Его, как ответил тогда Иисус, не от мира сего... ныне Царство Мое не отсюда ( Ин 18, 36 ). Его Царство – внутреннее, духовное, вечное, ради которого каждый ученик и последователь Христов, сохраняя веру в Него и спасая свою душу, должен быть готов отвергнуться себя, взять крест свой и последовать за Иисусом, чтобы все претерпеть (см.: мф 16, 24). Славы же следует ожидать отнюдь не земной, но небесной, ибо какая польза человеку в земном и какая польза ему в том, что он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф 16,26 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как это будет? А как собирают плевелы и сжигают, так будет и при кончине века сего. Пошлет Господь Ангелов Своих, и соберут они на Его земном поле из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов ( Мф 13,41–42 ). Вот какой печальный конец ожидает творящих соблазны и беззакония всех видов. Ожидают же вещи безотрадные. Избави нас от них, Боже! Л что же ожидает в будущей жизни праведников, соблюдающих заповеди Божии, избегающих грехов и борющихся с ними? Об этом говорится в той же притче: ...Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф 13,43 ). Но слаб человек и удобно впадает в грех . Праведников – единицы. Да и нет человека вовсе без греха. И здесь для нас, грешников, остается только одно великое средство – покаяние. Хотим лучшей участи – будем всегда помнить слова Господни: аще не покаетеся, еси такожде погибнете ( Лк 12,5 ). Покаяние – вот наш путь, и другого у нас нет, если не хотим мы вдруг погибнуть, как те галилеяне или как те иерусалимляне, на которых пал силоамский столп. Покаяние – если хотим мы удостоиться стать пшеницей доброй в житнице Христовой, чего и себе, и вам, дорогие, желаю. Аминь. Слово о Введении Пресвятой Богородицы во храм и о христианском воспитании детей (21 ноября/4 декабря 1948,1951,1953) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы с особой радостью и духовным торжеством вспоминаем тот день, когда святые праведные Иоаким и Анна, благочестивые родители Пресвятой Девы Марии, ввели свою «трилетствующую юницу», то есть трехлетнюю дочь, в Иерусалимский храм Господень. Это введение Ее во храм было совершено ими во исполнение данного обета Богу посвятить Ему дитя, если оно родится у них, поскольку долгое время они были вовсе бездетны. Такое введение, однако, подразумевало в то время не простое приведение девочки в храм на час-два или даже на весь день, но оставление ее там на всю жизнь – для служения Богу. Вот сколь велико было благочестие праведных Иоакима и Анны и сколь велики их любовь к Богу и благодарность Ему за рождение единственной у них, но такой замечательной дочери!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010