В своих многочисленных богословских работах Владыка Феодор предстает тонким богословом. Появление аскетической системы архиепископа Феодора (Поздеевского) в начале XX века не осталось незамеченным русской богословской мыслью 99 . Более того, Владыка Феодор продолжил новое направление в русском богословии, которое протоиерей Г. Флоровский охарактеризовал как “срастание аскетического идеала с пастырским призванием” 100 , начатое преосвященными Антонием (Вадковским) и Антонием (Храповицким) . Значение всех известных аскетических работ преосвященного Феодора в общей системе православной богословской мысли предстоит выяснить в процессе данной работы. 4 “Исследование ученого архимандрита (будущего епископа и ректора МДА) содержит много верных, глубоких и тонких наблюдений, касающихся сущностных аспектов древнехристианского аскетизма и монашества”. Сидоров А. И. Монументальный труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 29. 5 “Русское богословие вернуло статус научной дисциплины святоотеческой аскетике. Ключевая роль в этом принадлежит архиепископу Феодору (Поздеевскому) , ректору Московской Духовной Академии, который в 1911 году очертил основные позиции аскетики как современной богословской дисциплины”. Дронов Михаил , прот. Этика “снаружи” и “изнутри”//Православная беседа. М., 1997. N 4. С. 5. 6 “В начале XX столетия ректор Московской Духовной Академии создает курс лекций, представляющий собой, по сути, введение в Аскетику как науку о духовной антропологии”. Проценко П. От составителя// Варнава (Беляев) , епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 5. 7 Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви “О задачах Церкви в области богословского образования”//Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года, Москва: Документы, доклады. М., 1995. С. 173. 9 Ср. “Изучение аскетизма имеет важное апологетическое значение, т. к. подтверждает глубокое и существенное значение религиозного чувствования в жизни человека. Изучение его несомненно представляет серьезный интерес не только с этической и психологической стороны, но и во многих других отношениях.” Зарин С. Значение аскетического принципа в православном богословии и отношение его к современности.//Христианское чтение. СПб., 1907. Т. CCXXIII. Ч. 1. С. 883–884.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Епископ-миссионер. Из воспоминаний о якутском владыке Зосиме «Не могло быть и речи о том, чтобы епископ Зосима обедал в отдельном зале. Он всегда ел то, что было приготовлено для всех, и строго пресекал попытки поваров подать ему что-то особенное. Такова была его проповедь о Христе не словами, а собственной жизнью». 12 сентября 2011 года дальневосточному владыке исполнилось бы 48 лет. 12 сентября, 2013 «Не могло быть и речи о том, чтобы епископ Зосима обедал в отдельном зале. Он всегда ел то, что было приготовлено для всех, и строго пресекал попытки поваров подать ему что-то особенное. Такова была его проповедь о Христе не словами, а собственной жизнью». 12 сентября 2011 года дальневосточному владыке исполнилось бы 48 лет. 12 сентября 2013 года епископу Якутскому и Ленскому исполнилось бы 50 лет. Жизнь Владыки – еще одно подтверждение тому, насколько необходимо нашим соотечественникам слово о спасении. Владыка любил свою паству подлинной христианской любовью, и люди платили тем же Его Преосвященству. На могиле епископа Зосимы – всегда свежие цветы, сюда приезжают молодожены в день свадьбы, чтобы попросить молитв у Якутского Архипастыря, которого теперь считают своим заступником. О владыке Зосиме вспоминает иеромонах Ефрем (Пашков), секретарь Якутской и Ленской епархии в период с 2007 по 2011 годы. Молитвами епископа Феодора (Поздеевского)… Иеромонах Ефрем (Пашков) В годы учебы в Московских Духовных школах я никогда не думал, что придется начинать свое священническое служение в Якутской епархии . Но человек предполагает, а Бог располагает. Учебным комитетом при Священном Синоде я был направлен служить на берега Лены. Получив направление в Якутскую епархию, я волновался: «А стоит ли уезжать за тысячи километров от родных и близких?» Ответ пришел неожиданно. В Семинарии и Академии я познакомился с жизнью и духовным наследием архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), последнего ректора МДА и последнего настоятеля Свято-Данилова монастыря. А позже узнал, что епископ Якутский и Ленский Зосима, будучи насельником обители благоверного князя Даниила, много сил отдал изучению жизни и трудов владыки Феодора. Для меня это было знаком свыше о том, что есть воля Божия на мою поездку в далекий край.

http://pravmir.ru/episkop-missioner-iz-v...

Вопрос: Какие практические задачи ставила организация? Ответ: Задачи эти в основном сводились к следующему: (Обратим на это особое внимание – далее будет точный повтор этих «задач» в допросах о. Симеона и владыки Феодора! – Ред.) 1 Сохранить по возможности старые церковные кадры и систематически пополнять их за счет тайных постригов в монашество из мирян. 2 Создать подпольную церковь «Истинно-православной веры» по программе оппозиционного епископата, в которой и сконцентрировать всех церковников, враждебно относящихся к Советской власти, т. е. создать такую организацию, которая бы активно могла участвовать в борьбе против Советской власти в контакте с зарубежными церковными и другими организациями. 3 Под предлогом создания т. н. тайных домашних общин вовлечь в организацию наибольшее число верующих и вести обработку их против Советской власти и строительства социализма. Вопрос: Что практически было сделано руководством организации? Ответ: Мне известно, что в число организации было вовлечено до 40 человек активных церковников. Создано несколько «домашних церквей и общин» – две во Владимире, одна в г. Зарайске и ряд др. Проведено несколько тайных постригов в монашество и несколько человек вовлечено в послушничество. Систематически устраивались антисоветские собрания церковников в квартире Холмогорова и других и оказывалась регулярно материальная помощь ссылке, через находящегося в Сыктывкаре архиепископа Поздеевского. Вопрос: Расскажите, кто наиболее активное участие принимал в контрреволюционной деятельности упомянутой подпольной организации? Ответ: Архиепископ Поздеевский Федор и схиархимандрит Холмогоров Симеон – руководители организации, тайный монах Коренченко, послушник Карелин М.П., тайная монахиня Виноградская Лидия, послушница Туловская А.Ф., монах Бекренев, архимандрит Климков Серафим, архимандрит Соловьев Поликарп (руководитель группы церковников в г. Зарайске), архимандрит Сафонов Стефан (проживает как будто в Калязине), иеромонах Троицкий Павел (проживает в Малом Ярославце), игумен Алексей, епископ Афанасий Сахаров , монахиня Мария Лаврентьевна, Татьяна Григорьевна (фамилий их я не знаю) и ряд других лиц». (Лл. 201–203)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Книгу воспоминаний о епископе Зосиме (Давыдове) представят в Издательском Совете Русской Православной Церкви 02.12.2011 Презентация книги «Епископ Зосима. Книга памяти», вышедшей в издательстве « Даниловский благовестник », состоится 12 декабря 2011 года в 16 часов в Актовом зале Издательского Совета Русской Православной Церкви. Мероприятие проведет председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. Книга составлена из воспоминаний людей, знавших епископа Якутского и Ленского Зосиму (Давыдова) (+ 2010 ). Владыка прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную каждодневным духовным подвигом. Его путь в Церкви был ясен и прям: воцерковление в юности, семинария, монашество в братии Троице-Сергиевой лавры и Даниловом монастыре, иерейство, а затем — архиерейство на одной из самых удаленных и неосвоенных кафедр. С 1998 по 2000 годы он нес пастырское послушание в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Где бы он ни служил, везде его главной заботой была слава Божия и благоустроение Церкви Христовой. «Взирая на блаженную кончину владыки Зосимы, люди будут стремиться, по слову апостола, " подражать его вере " (Евр.13:7), — отметил председатель митрополит Климент. — Свой короткий крестный путь он прошел мужественно, смиренно и безропотно, став для многих образцом веры и благочестия». Епископ Зосима является автором трудов «Грядим помолитеся лицу Господню. К истории православного паломничества» (1998), «Положил основание на камне. Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского)» (2000), «Деятельность епископа Феодора (Поздеевского) в Москве» (2003), « " Московская церковная революция " или деятельность московского общества любителей духовного просвещения в 1905-1908 гг.» (2004), «История возникновения Якутской миссии и принципы современной миссионерской работы в Якутской епархии» (2005), «Новые данные о якутской ссылке архиепископа Гурия (Степанова) на основе документов НА РС(Я)» (2006) и др. Епископ Якутский и Ленский Зосима скончался 9 мая 2010 года. В этот день владыка совершил Божественную литургию в Никольском храме г. Якутска, причастился. После богослужения в алтаре собора с владыкой случился сердечный приступ. Аккредитация журналистов на презентацию книги осуществляется до 9 декабря по тел.: 8 (495) 789-90-45, доб. 22-28. Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.12.2011 15:25:47

http://drevo-info.ru/news/11899.html

Можно сказать, что основной материал для обвинений владыки Феодора и других даниловцев собран. Добавили еще допросы свидетелей. Те показали, что у даниловцев были «тайные церкви», где они собирались, что они находятся в оппозиции митрополиту Сергию за лояльное отношение того к советской власти, потому что сами к ней относятся недоброжелательно, что они выражали недовольство советской властью, гонениями на церковь , ссылкой священников, говорили, что при советской власти трудно жить и рабочим, и крестьянам, что все страдают за то, что забыли Бога, говорили «о конце мира и что надо ждать Второго Пришествия». Одна из свидетельниц (в основном это были хозяйки домов, в которых жили ссыльные даниловцы) показала, что они говорили о том, что «скоро будет война, коммунистов уничтожат, восстановят царя Михаила Романова». Опять возобновились допросы многострадального архимандрита Симеона (Холмогорова). Тон их поменялся, отец Симеон начал «говорить» какими-то искусственно-правильными фразами, больше похожими на стиль следователей: «Протокол допроса обвиняемого Холмогорова М. М. от 6/II–1937 г. Вопрос: Вы продолжаете настаивать на своих предыдущих показаниях о том, что Вами в гг. Владимире и Киржаче были созданы ряд контрреволюционных групп церковников «Истинно-православной веры», которые якобы связи между собой и руководящего центра не имели. Ответ: Нет. По этому вопросу я свои предыдущие показания дополняю следующими: Я признаюсь в том, что мною при активном участии некоторых лиц, в пределах Ивановской и Московской областей были созданы нелегальные антисоветские группы церковников «Истинно-православной веры», которые имели между собою тесную связь и единое руководство. Вопрос: Кем возглавлялось руководство группами? Ответ: Руководство группами возглавлялось мной и ссыльным архиепископом Федором Поздеевским. Каждая в отдельности группа (за исключением моего, так называемого «скита» и Поздеевского) имела своего руководителя из числа старших монахов-архимандритов. Вопрос: Кем возглавлялись эти группы?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Ответ: Вторая группа в г. Киржаче возглавлялась архимандритом Серафимом Климковым, в г. Зарайске – архимандритом Соловьевым Поликарпом. Вопрос: На допросе 9/1-с.г. Вы, не желая выдавать других участников организации, отказались называть их. Вы продолжаете настаивать на этом? Ответ: Нет, я больше на этом не настаиваю. Я согласен назвать всех участников организации. Вопрос: Назовите. Ответ: Кроме меня и архиепископа Поздеевского, активными участниками упомянутой организации являлись…» И дальше идет список имен, полностью повторяющий список из допроса Голубцова 2 февраля, даже в том же порядке. Все, кто жили в Киржаче и были арестованы одновременно – архимандрит Симеон, его послушники и помощницы-монахини. Архимандрит Серафим (Климков) чудом избежал ареста, по воспоминаниям П.Е. Мачкиной (будущей схимонахини Даниилы, † 1999), он в эти дни уезжал в Москву к зубному врачу и его успели предупредить, что пошли аресты и возвращаться нельзя. Отца Павла (Троицкого) в 37-м не смогли арестовать, его искали до 39-го. На втором допросе 9 января у о. Симеона в протоколе возникли только фамилии тех, кто вместе с ним был арестован. Остальные были названы Голубцовым 17 января, и затем этот список был значительно дополнен в протоколе допроса того же Голубцова 20 января. Даже по «контрреволюционным группам» все были распределены в протоколе его же допроса 2 февраля. Названы были практически все даниловцы, кроме двоих: Хотяинцевой Ольги и Каретниковой Александры Ипатьевны – монахини Ермогены, келейницы владыки Феодора, которую Голубцов знать не мог, а в письмах, изъятых у отца Симеона она, конечно же, упоминается, поэтому и появляется она в протоколе допроса отца Симеона 6 февраля, правда, с неправильным отчеством Игнатьевна, что еще раз свидетельствует о том, что отец Симеон, скорее всего, никого не называл, а все взято из плохо читаемых бумаг. В деле 8151-П есть протокол допроса Холмогорова от 9 февраля. В деле 7014-П копии этого протокола, почему-то, нет. В нем речь идет о том, что «Сов. власть организованно уничтожает религию и насаждает безбожие среди верующих» и это «вызывает враждебное отношение духовенства к сов. власти», а затем идет перечисление «практических задач» к/р организации – полный повтор, слово в слово, «задач» из допроса Голубцова 2 февраля: «сохранить старые церковные кадры», «создать подпольную церковь », «вовлечь в антисоветскую деятельность наибольшее число верующих». (Л. 65)

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского) . При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом. Монастырь в ХХ веке [ править править код ] Послереволюционные годы [ править править код ] В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек. «Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона , который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили. Во времена СССР [ править править код ] К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов) . Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев). Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

А сам начал молиться: «Господи, сохрани его жизнь! Что же он идет к Тебе с таким озлоблением, с таким злом…» Потом больной постепенно успокоился и наконец промолвил: «Ну, слушай, батюшка». И начал свою исповедь. «Я его выслушал, — рассказывал дальше отец Георгий, — разрешил, и он уснул, а утром встал здоровым. С той поры это самый близкий мой духовный сын. Он вышел из тюрьмы, живет, работает, и все как следует. Вообще-то все они хорошие люди; но они загрубели и отошли от Бога». В 1922 году по ходатайству епископа Феодора (Поздеевского) иеромонах Георгий был освобожден и стал насельником Московского Данилова монастыря. Владыка Феодор с любовью принял отца Георгия в монастырь, хотя батюшка не принадлежал к числу ученой братии, которая собиралась вокруг настоятеля. Поселив батюшку вначале в братском корпусе, что напротив Троицкого собора, он вскоре предоставил ему келью на нижнем этаже древнего храма в честь Святых отцов семи Вселенских Соборов, справа от входа в Покровскую церковь. Напротив кельи находился небольшой домовый храм в честь святых праведных Захарии и Елисаветы. В этой крошечной церкви архимандрит Георгий в будние дни принимал приходящих на исповедь и за советом. В праздники он исповедовал в Троицком соборе на правом клиросе левого придела, за ракой с мощами святого благоверного князя Даниила, к тому времени уже перенесенной из храма Святых отцов. Отец Георгий (Лавров) и Ваня Сарычев На исповедь к архимандриту Георгию обычно выстраивалась большая очередь. Старец благословлял людей учиться, приобретать специальности по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимание на неустройство быта, столь обычное в то время. Некоторые питомцы старца, тогда еще студенты, впоследствии стали видными учеными. Среди воспитанников отца Георгия, вероятно, был и Ваня Сарычев: сохранилось их совместное фото. Рассказывал батюшка и об еще одном Даниловском подвижнике — отце Симеоне (Холмогорове). «Среди тех, кто пел в монастырском хоре, был архимандрит Симеон, у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске. Во время революции 1905 года он своим телом прикрыл от выстрела нашего настоятеля владыку Феодора (Поздеевского) , и пуля задела ему позвоночник. Он также был очень добрым человеком и подвижником веры».

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Arhiva Prezentarea crii cu amintiri despre episcopul Zosima (Davîdov) va avea loc în incinta Consiliului Editorial al Bisericii Ortodoxe Ruse 1 decembrie 2011 17:42 Презентация книги «Епископ Зосима. Книга памяти», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник», состоится 12 декабря 2011 года в 16 часов в Актовом зале  Издательского Совета Русской Православной Церкви. Мероприятие проведет председатель Издательского Совета  митрополит Калужский и Боровский Климент . Книга составлена из воспоминаний людей, знавших епископа Якутского и Ленского Зосиму (Давыдова, †2010 ) . Владыка прожил короткую, но яркую жизнь, наполненную каждодневным духовным подвигом. Его путь в Церкви был ясен и прям: воцерковление в юности, семинария, монашество в братии Троице-Сергиевой лавры и Даниловом монастыре , иерейство, а затем — архиерейство на одной из самых удаленных и неосвоенных кафедр. С 1998 по 2000 годы он нес пастырское послушание в Русской духовной миссии в Иерусалиме . Где бы он ни служил, везде его главной заботой была слава Божия и благоустроение Церкви Христовой. «Взирая на блаженную кончину владыки Зосимы, люди будут стремиться, по слову апостола, " подражать его вере " (Евр.13:7), — отметил председатель митрополит Климент. — Свой короткий крестный путь он прошел мужественно, смиренно и безропотно, став для многих образцом веры и благочестия». Епископ Зосима является автором трудов «Грядим помолитеся лицу Господню. К истории православного паломничества» (1998), «Положил основание на камне. Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского)» (2000), «Деятельность епископа Феодора (Поздеевского) в Москве» (2003), « " Московская церковная революция " или деятельность московского общества любителей духовного просвещения в 1905-1908 гг.» (2004), «История возникновения Якутской миссии и принципы современной миссионерской работы в Якутской епархии» (2005), «Новые данные о якутской ссылке архиепископа Гурия (Степанова) на основе документов НА РС(Я)» (2006) и др. Епископ Якутский и Ленский Зосима скончался 9 мая 2010 года. В этот день владыка совершил Божественную литургию в Никольском храме г. Якутска, причастился. После богослужения в алтаре собора с владыкой случился сердечный приступ. Аккредитация журналистов на презентацию книги осуществляется до 9 декабря по тел.: 8 (495) 789-90-45, доб. 22-28. Адрес: г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2. Издательский Совет Русской Православной Церкви /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1794514...

Данный материал, продолжающий публикацию «Дела об “Иноческом братстве князя Даниила”», посвящен архимандриту Поликарпу (Соловьеву). На обложке следственного дела 7014-П ближайший ученик и сподвижник архиепископа Феодора (Поздеевского) архимандрит Поликарп (Соловьев) назван вторым после Владыки. Архимандрит Поликарп с 1920-го по 1927 год был наместником Данилова монастыря. Владыка Феодор начиная с 1920 года почти постоянно находился под арестом или в ссылках, поэтому для управления монастырем он назначал наместников из числа братии обители. Правда, отец Поликарп за время своего наместничества тоже был и под следствием, и в ссылке. О Даниловской братии осталось мало воспоминаний современников, как, впрочем, и вообще о людях того времени – слишком опасно было тогда что-либо записывать. А до времени, когда об этих людях можно было вспоминать, дожили очень немногие. Данилову монастырю в этом смысле повезло – до нашего времени дожил и оставил необыкновенно интересные воспоминания о Данилове и его братии 20–30-х годов даниловский прихожанин тех лет Михаил Иванович Макаров (1906– 2004). Он еще мальчиком ходил в монастырскую церковно-приходскую школу, а юношей даже был звонарем на даниловской колокольне. Михаил Иванович хорошо запомнил и донес до нас светлые образы даниловских монахов. Сейчас его воспоминания опубликованы нашим издательством в книге «Сокровенная память души». Главу из этой книги, посвященную отцу Поликарпу, хотелось бы предложить нашему читателю, чтобы он мог, прежде чем читать материалы следственного дела, понять, что это был за человек. Духовник, молитвенник, доброхот Это было спустя два-три дня после октябрьских революционных событий в Москве 1917 года. Я шел в гимназию. Я учился тогда в первом классе 6-й московской гимназии во вторую смену. Мы учились в здании 10-й гимназии в Петропавловском переулке, выходившем на Полянку против Казачьего переулка. Здание 6-й гимназии было занято тогда под госпиталь. Здание 10-й гимназии выходило одной стороной на Якиманку, а другой стороной – в Петропавловский переулок. Напротив гимназии, в Петропавловском переулке, был храм Петра и Павла, выходивший своей западной стороной также на Якиманку. Когда я вышел из нашего 3-го Павловского переулка на Павловскую улицу, меня поразила необычайная для того времени похоронная процессия. От Чернышевских казарм (тогда они назывались Александровскими) двигался нескончаемый поток запряженных лошадьми пушечных лафетов и просто ломовых полков, на которых стояли закрытые красные гробы. На крышке каждого гроба лежала фуражка или шапка с пришитыми к ним красными повязками. На некоторых крышках лежала сабля или шашка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010