протоиерей Димитрий Сазонов Взгляды на пастырство и суть реформы духовного образования архиепископа Феодора (Поздеевского) Скачать epub pdf Жизнь, деятельность и мысли архиепископа Феодора (Поздеевского) могут подсказать нам ответы на те животрепещущие вопросы духовной жизни, которые актуальны сегодня: каким должен быть пастырь, каким должно быть духовное образование? Неординарной личности владыки и его жизненному подвигу посвящена статья кандидата богословия протоиерея Дмитрия Сазонова. «Пусть наука для ума доказывает противное, и ум иногда колеблется, но душа моя и сердце не сдаются…» (Из протокола допроса В. И. Поздеевского) 1 . На тыльной стороне священнического креста изображены слова апостола Павла, написанные им своему ученику Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим. 4,12 ). Через все века до наших дней были пронесены эти слова, они отразились в жизни и делах тех, кто носит крест как образ спасения, как жизненный принцип, как упование в вещах невидимых ( Евр. 11,1 ). В 2014 году исполнилось 267 лет со дня открытия преосвященным Сильвестром (Кулябкой) Костромской духовной семинарии, старейшей семинарии России. Свидетельствуя об исторической дате старейшего духовного заведения, мы не можем не вспомнить одного из ее ярких и талантливых выпускников, который засвидетельствовал слова о Кресте Христовом своей жизнью и смертью . Вспомним и мы, благодарные потомки, светлый образ владыки Федора (Поздеевского), выпускника Костромской семинарии 1897 г., жизнь и смерть которого еще много лет будут раскрывать пред нами образ верного Христу словом, духом, чистотой; образ молитвенника и аскета, мудрого учителя и исповедника, на земле и на небесах не оставляющего Отчество, Церковь , нас, чад Ее, без молитвы. Многочисленные свидетельства его подлинно духовной, церковной и исповеднической жизни подвигли участников Архиерейского собора Русской Православной Церкви За рубежом (РПЦЗ) включить имя архиепископа Федора в Список Новомучеников и Исповедников Российских (1981 г., память 10 октября). С 1998 г. при Московском Даниловском монастыре работала комиссия по подготовке к канонизации преосвященного Федора. Ее труды не завершились канонизацией труженика нивы Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Кому как не владыке Феодору помнить слова первых христианских мучеников: “Пусть измелят меня зубы зверей. Лучше мне умереть за Христа, нежели царствовать над всей землей. Моя Любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но живая вода, говорящая во мне, взывает мне изнутри: “иди к Отцу” 88 . Церковь в лице своих новых мучеников вновь и вновь свидетельствует, что царство смерти кончилось и Жизнь восторжествовала. Недобросовестные “составители” новых мученических актов не без умысла скрыли от нас исповедническую “уверенность в победе, одержанной Христом над смертью , и в превосходстве подлинной жизни – с Ним и в Нем – над жизнью этого мира” 89 . Безусловно, только соборное решение о личности архиепископа Феодора (Поздеевского) будет окончательным. Духовное наследие архиепископа Феодора Богословские труды архиепископа Феодора (Поздеевского) , которые известны и могут быть использованы для изучения его аскетических воззрений, можно разделить на две группы. К первой относятся работы Владыки, посвященные как систематизации христианской аскетики в целом, так и отдельным вопросам аскетического богословия. Эти труды следующие: “Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)”, “К вопросу о христианском аскетизме”, “Из чтений по пастырскому богословию: Аскетика”, “К вопросу о нравственном”, “К вопросу о страданиях”, “О духовной жизни”. Ко второй группе работ архиепископа Феодора (Поздеевского) , отчасти отражающих его аскетические воззрения, принадлежат его письма, слова и речи: 1 . Речь при наречении во епископа. 2 . Слово в неделю Крестопоклонную. 3 . Путь духовной мудрости. Из речи на молебне перед началом учебного года в МДА 1 сентября 1909 года. 4 . Путь обновления. Из речи перед началом учебного года в МДА 1 сентября 1910 года. 5 . Начала богопознания. Слово перед молебном на начало учебных занятий в Академии 2 сентября 1912 года. 6 . Задача духовной школы. Речь перед началом учения в МДА на молебне у раки преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

игумен Роман (Лукин) Аскетические воззрения архиепископа Феодора (Поздеевского) Скачать epub pdf Предисловие «Отношение к Аскетике зависит от того, под каким углом зрения воспринято нами христианство . Само по себе оно, пожалуй, и не требует подвижничества, но для человека соделывание самого спасения может быть только в подвиге. Если видеть в христианстве только одну теорию то аскетизм – не необходим, и поэтому не может быть и аскетики, как особой науки. Но христианство есть новый тип жизни. Восприятие христианства, как жизни и жизнью, есть его православное восприятие». Архиепископ Феодор (Поздеевский) Личность преосвященного Феодора (Поздеевского) архиепископа Волоколамского, ректора Московской Духовной Академии с 1909 по 1917 год, из всех известных церковных деятелей начала нынешнего века, к сожалению, наименее исследована. Более того, широкому кругу православного читателя до сих пор не известно его богословское наследие, которое включает в себя труды по патрологии, нравственному и пастырскому богословию, а также христианской аскетике. Выдающийся богослов и исповедник, аскет и подвижник благочестия, воспитатель целой плеяды образованного и социально-активного епископата, сыгравшего значительную роль в истории Русской Православной Церкви в ее новомученический период, и предводитель русского ученого монашества, Владыка Феодор, оставаясь в некоторой отдаленности от участия в управлении Церковью , направил всю свою богословскую эрудицию и духовную энергию на окормление архиереев, монахов и большого количества духовных чад, нашедших в то сложное время в архиепископе Феодоре своего духовного наставника. Устное предание его многочисленных духовных чад и последователей среди насельников и прихожан московского Свято-Данилова монастыря о подвижнической и исповеднической жизни Владыки породило местное почитание преосвященного как святого угодника Божия. По благословению наместника обители в 1998 году создана и работает комиссия по подготовке канонизации преосвященного Феодора (Поздеевского) .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Вопрос: С кем из епископов-сторонников контрреволюционной платформы подпольной церкви Вы и ПОЗДЕЕВСКИЙ имели связь? Ответ: Лично я, бывая в г. Владимире, два раза встречался и беседовал с нелегально проживающим епископом Сахаровым Афанасием. Было это в 1935 г. С кем связан Поздеевский, я не знаю. С Поздеевским мы в нескольких письмах обменивались мнениями о занимаемой позиции ссыльным митрополитом б. Казанским Кириллом Смирновым». (Л. 209) Допросы Голубцова оканчиваются 2 февраля, постановлением от 13 апреля и 13 июля 1937 г. 8151-П, л. 2) его дело выделяют из дела Холмогорова и др. и приобщают к следственному делу Поздеевского и др. Но в деле Поздеевского есть только эти несколько допросов Голубцова декабря – февраля, и на этом все обрывается, нет этой фамилии и в обвинительном заключении по этому делу. Есть протокол очной ставки с Коренченко, на которой Коренченко продолжает отрицать свое участие в контрреволюционной организации, а Голубцов же подтверждает свои показания, что Коренченко тайный монах и активный участник к/р организации и пытался его вербовать. Эта очная ставка проходит 4 марта – в этот день арестовывают находящегося в ссылке в Сыктывкаре архиепископа Феодора (Поздеевского) . К этому времени материалы для его обвинения уже в основном готовы, причем материалы весьма обширные… 3. Арест архиепископа Феодора Итак, настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский) в последний раз был арестован 4 марта 1937 года, когда он находился в ссылке в городе Сыктывкаре. Сразу же, уже в этой справке, было названо, в чем, в сущности, обвиняется владыка Феодор, и это обвинение практически не изменилось за время следствия: «Является руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников, так называемое “Всероссийское иноческое братство”. Организация ставила задачей: А) Организованно поддерживать и сохранить старые церковные кадры и систематически пополнять их путем тайных постригов в монашество из мирян. Б) Создать свою подпольную церковь “истинно-православной веры”, в которую собирать церковников и духовенство, враждебно относящихся к Советской власти, т. е. создать такую организацию, которая имела бы широкие связи среди верующих и проводила антисоветскую деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Вопрос: С епископом Сахаровым Вы знакомы? (Это уже начались вопросы о конкретно интересующих следствие лицах, которые тоже были намечены еще до начала арестов. Отметим, что епископа Афанасия назвал не о. Симеоном, а о нем спросил следователь, то есть данные об их встречах уже были. –Ред.) Ответ: Знаком. Вопрос: Переписываетесь? Ответ: Нет. Вопрос: Сахаров у Вас был в г. Владимире? Ответ: Да, был два раза. Заходил ко мне на квартиру. Один раз в 1934 году и другой в 1935». (Л. 205) Второй допрос о. Симеона состоялся через довольно короткое время – через 10 дней, 9 января 1937 г. Что делали с о. Симеоном в это время, да уже одно то, что он остался в камере без помощи своего келейника Михаила, притом что сам был совершенно не в состоянии себя обслуживать, – об этом остается только догадываться. «Вопрос: На допросе 31/XII-36 года Вы признались в том, что, проживая в городах Киржаче и Владимире, создавали подпольную организацию церковников, в основу деятельности которой была положена контрреволюционная платформа ссыльных епископов. Расскажите, кто входил в эту организацию? Ответ: Группу моих единомышленников-сторонников платформы ссыльных епископов, объединившихся вокруг меня, как я показывал ранее, организацией не считаю. На заданный вопрос могу ответить только в отношении некоторых лиц, а именно: Карелина М.П., Туловской А.Ф., Виноградской Л.С. и Коренченко П.С. Эти лица находились со мной в постоянном общении. Других лиц своих единомышленников назвать отказываюсь, по мотивам нежелания их выдавать. (Все «названные» люди были арестованы вместе, поэтому не «называть» их было бесполезно. А последняя замечательная фраза, видимо, была написана следователем для пущей убедительности. – Ред.) Вопрос: Вы получали указания от находящегося в ссылке архиепископа Поздеевского – активного сторонника к/р платформы оппозиционного епископата – о насаждении т. н. «домашних церквей» и дальнейшей контрреволюционной деятельности их? Ответ: Нет, подобных указаний от архиепископа Поздеевского я не получал. От него я имел указания о том, как мне лично устраиваться в моей домашней церкви. Политического в этих инструкциях Поздеевского не было ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Основная часть работы, излагающая аскетические воззрения преосвященного Феодора, состоит из шести глав, для написания которых были использованы почти все известные богословские работы Владыки, конспект его лекций, слова и проповеди . В процессе исследовательской работы над жизнеописанием и духовным наследием архиепископа Феодора (Поздеевского) были найдены некоторые, ранее не публиковавшиеся архивные материалы, – это письма преосвященного Феодора к митрополиту Арсению (Стадницкому) и Розанову В. В, которые и приводятся в дополнительной главе с небольшими комментариями. В приложении к настоящей работе впервые публикуется полный библиографический список трудов Владыки Феодора. Актуальность написания данной работы, основывается на следующих весьма важных причинах. Согласно начавшейся реформе богословского образования в Русской Православной Церкви, которое Архиерейский Собор 1994 года провозгласил “приоритетной общецерковной задачей, от решения которой во многом зависит пастырский облик нашей Церкви” 7 , предмет аскетики (как самостоятельной дисциплины или в составе нравственного богословия) введен в программу преподавания некоторых Духовных школ. В связи с этим уже сейчас в качестве учебных пособий используются труды святителей Феофана Затворника , епископа Варнавы (Беляева) , С. М. Зарина, А. И. Сидорова 8 . Безусловно, эти работы заслуживают пристального внимания. Но, как представляется, за основу курса аскетики в Духовных учебных заведениях с наибольшей пользой может быть взята академическая программа и курс лекций архиепископа Феодора (Поздеевского) , прочитанных в Московской Духовной Академии в 1910 – 1916 годах. Поэтому изучение его духовного наследия не только обогатит православное аскетическое богословие, но и послужит весьма значительным материалом при подготовке современной программы преподавания христианской аскетики как учебной дисциплины. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что аскетика как учебная дисциплина играет существенную роль в формировании миросозерцания и духовного облика будущего пастыря и должна занять соответствующее ее значимости место в общей системе богословского образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

И вот в феврале 1937 г. началось последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского) … 2. Первые аресты и допросы Архиепископ Феодор (Поздеевский) был арестован 4 марта 1937 года. Но на самом-то деле это последнее «дело» владыки Феодора – «Следственное дело по обвинению Поздеевского А.В., Соловьева П.А., Пиуновского С.А., Каретниковой А.И., Лебедевой П.И. и Барановой А.М. по ст. 58–10 и 11 УКРСФСР 7014-П» – началось раньше, как минимум на 2 месяца. Началось с того, что было заведено другое «дело» – «Следственное дело по обвинению Холмогорова, Коренченко, Бекренева, Селифонова, Матвейченко… 8151-П» – и 28–30 декабря 1936 года в городе Киржач Владимирской области были арестованы одновременно многие даниловцы – близкий друг и сподвижник владыки архимандрит Симеон (Холмогоров), иеромонах Игнатий (Бекренев), игумен Алексий (Селифонов), иеродиакон Анания (Алексеев), монах Антоний (Коренченко), келейник отца Симеона Михаил Карелин и другие. А еще точнее, это последнее «дело» владыки Феодора началось гораздо раньше, потому что уже в справке на арест архимандрита Симеона 1 от 27 декабря 1936 г. – то есть еще до всех допросов – в общем-то, все, в чем потом обвиняли владыку Феодора, было уже перечислено: «Схимонах-архимандрит Холмогоров является активным сторонником «Пустынной церкви», созданной ссыльным епископом на основе контрреволюционной программы ИПЦ. Проживая в г.Владимире, затем в г.Киржач, он проводил активную деятельность по насаждению контрреволюционных групп, объединяя их в тайные домашние скиты. Связанный с епископом Феодором, он получал от него указания и практически их осуществлял. Было стянуто в Киржач около 20 человек, которые проводили работу с верующими. Они распространяли клеветнические слухи и измышления против сов. власти и ее отношения к религии, возбуждали недовольство верующих политикой партии и правительства» 8151-П, л. 10). При аресте и обыске 29 декабря 1936 г. по адресу г. Киржач, ул. Свободы, д. 55, у «Семена» Михайловича Холмогорова было изъято: «паспорт, переписка, фото разных лет, церковные книги, сургуч. печать». На то, что была изъята переписка, обратим особое внимание!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Данная работа не претендует на исчерпывающее изложение аскетических воззрений архиепископа Феодора, поскольку, к сожалению, большая часть его трудов утрачена и недосягаема для возможного исследования. Автор настоящего исследования дерзнул, по слову преподобного Макария Египетского , “без духовного опыта вести рассуждение о духовном” и, поэтому, сознает себя “одетым в убогую одежду, который во сне видит себя богачом, но, встав от сна, опять видит себя бедным и в рубищах” 22 . Считаю своим непременным долгом выразить глубочайшую признательность ректору Московской Духовной Академии епископу Верейскому Евгению за курс лекций по аскетике, прочитанный в Ставропольской Духовной Семинарии в 1992/1993 учебном году и в Московской Духовной Академии в 1998 году, значительно повлиявших на идею появления настоящей работы, а также особую благодарность – профессору архимандриту Платону (Игумнову) за ученую поддержку. Введение Жизнеописание архиепископа Феодора (Поздеевского) и краткая характеристика его духовного наследия Для раскрытия мировоззрения всякого человека, а тем более богослова и мыслителя, необходимо рассмотреть обстоятельства его личной жизни, образования, воспитания и особенности общественной жизни того времени. Подобный подход необходим и при изучении богословского наследия архиепископа Феодора (Поздеевского) , поскольку его аскетические воззрения не были плодом исключительно личных теоретических рассуждений, а, главным образом, являются итогом подвижнической жизни и тщательного изучения святоотеческого наследия, в особенности творений видного представителя христианского подвижничества преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , который “на почве личного опыта и опыта других древних подвижников попытался выяснить самые основы подвижничества, его смысл и те явления, которые обнимаются понятием подвижничества” 23 . Начало пути Архиепископ Феодор, в миру Александр Васильевич Поздеевский, родился 21 марта 1876 года в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии. Его отец, протоиерей Василий, был настоятелем храма в честь преподобного Макария Унженского в селе Введенском. В семье было девять детей: два брата (Александр и Николай) и семь сестер (Прасковья, Лидия, Мария, Екатерина, Елизавета, Ольга и Надежда).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В московском Даниловом монастыре молитвенно почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского) 24 октября 2018 г. 13:00 23 октября 2018 года по окончании Божественной литургии в храме святых Отцов семи Вселенских Соборов Данилова ставропигиального мужского монастыря братия, прихожане и паломники обители почтили память архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего настоятеля обители перед ее закрытием в советские годы. Служение панихиды по архиепископу Феодору возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Даниловой обители. Его Высокопреподобию сослужили насельники обители архимандрит Лука (Пинаев), архимандрит Даниил (Воронин), братия монастыря в священном сане. В своей проповеди по завершении панихиды наместник Данилова монастыря напомнил молящимся о подвижнической жизни Высокопреосвященнейшего Феодора, последние годы которого прошли в ссылках и тюрьмах, о твердой вере владыки и его неизменной пастырской заботе о спасении душ братии и пасомых им чад. «Молитва о владыке принесет пользу и нам, ведь, когда мы молимся за усопших, они имеют возможность ходатайствовать о нас пред Богом», — сказал в заключение архимандрит Алексий. Архиепископ Феодор (в миру Александр Васильевич Поздеевский) родился 21 марта 1876 года в с. Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье протоиерея. Окончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. В 1900 году пострижен в монашество. В июле 1900 года рукоположен во иеромонаха. Магистр богословия (1903). С 4 февраля 1904 года — ректор Тамбовской духовной семинарии. С августа 1906 года — ректор Московской духовной семинарии и преподаватель пастырского богословия, с 19 августа 1909 года — ректор Московской духовной академии. В сентябре 1909 года хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В мае 1917 года назначен управляющим (на правах настоятеля) Даниловского монастыря. В первой половине 1920-х годов вместе со сподвижниками по монастырю неоднократно арестовывался по обвинению в антисоветской агитации. В 1925-1927 гг. в ссылке в г. Аулие-Ата (ныне Казахстан, г. Джамбул). 4 ноября 1927 г. из ссылки освобожден. В 1931 году арестован во Владимире. 10 октября того же года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР приговорен к трем годам ИТЛ. Наказание отбывал во Свирьлаге. 20 мая 1932 г. освобожден по амнистии. 3 ноября 1933 арестован по делу «Партии Возрождения России». 17 января 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к пяти годам ссылки. Ссылку отбывал в Архангельске, а с июня 1935 года — в Сыктывкаре. 4 марта 1937 года арестован вместе с келейником и келейницей в Сыктывкаре и отправлен из Сыктывкара в Ивановскую тюрьму для следствия по «делу иноческого братства князя Даниила».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Дальше идет протокол допроса «обвиняемого Холмогорова от 10/II-1937 г.», уже совершенно очевидно целиком построенный на переписке с архиепископом Феодором, изъятой при аресте отца Симеона. Это, в общем-то, даже и не скрывается. Просто берутся данные и цитаты из писем, даже со ссылками на эти письма: «Вопрос: Расскажите, в чем выражалось руководство антисоветской деятельностью организации со стороны ссыльного архиепископа ПОЗДЕЕВСКОГО? Ответ: Руководство ссыльного архиепископа Поздеевского деятельностью нашей организации церковников за последние два года выражалось в ряде письменных указаний. Так, например, в письме ко мне в конце 1935 года (точной даты этого письма не помню) он мне писал о том, чтобы нелегальные группы церковников на местах (которые он называл «скитами», «обителями», тайными общинами и т.д.) организовывались из 4–5 человек, не более, во избежание провала организации. В ряде других писем уже в 1936 году он неоднократно давал указания о порядке устройства церковных служб в «скитах», кого и на каких условиях принимать в организацию и допускать на тайные сборища. Менее надежных он рекомендовал принимать только для беседы, а более устойчивых и близких наших сторонников допускать и на сборища. В конце 1935 года мы с Поздеевским переписывались по вопросу, принимать или не принимать в организацию монашествующего Серафима Голубцова. Я Поздеевскому писал, что Голубцов Серафим настроен резко против нашей антисоветской платформы ссыльных епископов и состоять в нашей организации не может. Поздеевский мне ответил, что Голубцова принимать не надо. В ряде указаний в отношении отдельных послушников, работающих в советских учреждениях, Поздеевский высказывал явно контрреволюционные взгляды. Например, в начале 1936 года он писал, что теперь, якобы, созданы такие условия жизни для народа, при которых уничтожена личная свобода и человек неволен распорядиться сам собой. В другом письме Поздеевский наряду с указанием по вопросу внутреннего устройства «скитов» сообщил мне свое «раскаяние» о том, что не выступил активно против передачи государству церковного имущества. (Это отметим, потом, уже в допросах вл. Феодора, это будет выдаваться за «живые» показания владыки! – Ред.) Это место из его письма нами было понято, как указание о том, что возглавляемая нами подпольная «Истинно-православная церковь » высказывается против закона о национализации церквей, монастырей и имущества церковной организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010