Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОР (ПОЗДЕЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Феодор (Поздеевский) Родители архиепископа Феодора (Поздеевского) и его младшая сестра Прасковья. Конец XIX - начало XX века. Фото передано Л. И. Оперинской, племянницей вл. Феодора. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии Архиепископ Феодор (Поздеевский) со своим отцом и братом Николаем Архиеп. Феодор (Поздеевский). Фото из архива КГБ, 1937 год Архиепископ Феодор (Поздеевский), одна из последних фотографий : " Поздеевский обвиняется как руководитель нелегального к/р " иноческого братства имени князя Даниила " ... По прямым указаниям руководителя организации Поздеевского в 1935г. был создан ряд контрреволюционных групп - ячеек организации, объединенных в т.н, " домашние нелегальные церкви " ( " скиты " , " обители " и т.д.)... По указаниям Поздеевского, Холмогоров и Коренченко проводили вербовку вербовку новых членов в к/р организацию церковников, тайные постриги ... По вопросам практической а/с деятельности беседовал и давал указания участникам организации архимандриту Поликарпу (Соловьеву), тайному монаху Коренченко, Михаилу Карелину, церковницам Марии Ганзиной, А.Ф.Туловской и др., приезжавшим к нему в Сыктывкар из Москвы... Создал в Сыктывкаре нелегальную к/р группу в составе Алексеева А.А. и Каретниковой А.А. Последняя была его послушницей и работала в организации по выполнению его заданий по связям... Встречался в 1936г. в к/р целях с епископом Германом (Ряшенцевым) , находившимся вместе с ним в ссылке в Сыктывкаре... " 22 октября 1937 года тройкой при УНКВД по Ивановской области был приговорен к расстрелу. Незадолго до своей кончины принял схиму с именем своего покровителя преп. Даниила Московского , оставаясь однако в оппозиции. Расстрелян 23 октября 1937 г. в Ивановской внутренней тюрьме УНКВД. Реабилитирован 1 марта 1989 года (по 1931 г. репрессий), 23 марта 1989 года (по 1937 г.), 21 июля 1989 года (по 1935 году), 7 мая 1992 года (по 1924 году). Почитание Сщмч. Феодор (Поздеевский). Икона (РПЦЗ) Редакция текста от: 05.02.2024 15:31:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19110.html

В) Под предлогом организации тайных церковных общин, т. н. “домашних скитов” и “обителей” вовлечь в антисоветскую деятельность наибольшее число верующих, обрабатывая их против мероприятий Советской власти. По прямым указаниям Поздеевского созданы нелегальные контрреволюционные группы церковников в ряде районов Ивановской и Московской областей. Архимандритами Холмогоровым, Климковым и Соловьевым, по указанию Поздеевского, в гг. Владимире, Киржаче, Ивановской обл., Зарайске, Малом Ярославце и Кашире Московской обл. насаждались тайные домашние церкви, вокруг которых группировалось монашество из закрытых монастырей и подготовлялись новые антисоветские кадры церковников, путем тайных постригов и рукоположений. Участники антисоветских групп “подпольной церкви” распространяют клеветнические измышления против Советской власти в части отношения ее к религии, возбуждают недовольство политикой партии и правительства среди верующих и ведут антисоветскую агитацию». Здесь нет ничего нового, все взято из предыдущих допросов, а «цели и задачи» «братства» практически дословно сформулированы в протоколе допроса Голубцова 2 февраля и полностью повторяются в допросе о. Симеона 9 февраля. При аресте и обыске владыки в Сыктывкаре присутствовали 4 человека, в том числе Каретникова Александра Ипатьевна – монахиня Ермогена, постоянная помощница, можно сказать, келейница владыки в его ссылках, для властей она была «двоюродной сестрой» владыки. Она будет тоже арестована. Изъяты книги, столовые приборы, карта СССР, переписка, иконы. Первый допрос состоялся 25 марта 1937 года. В анкете арестованного в графе «Каким репрессиям подвергался» коротко перечислено, судя по всему, со слов самого владыки: «В 1920 году был осужден за к/р деятельность на 5 лет заключения, в 1925 году был выслан в Каракалпакию, где находился 6 лет, в 1931 году арестован и осужден на 3 г., в 1934 г. выслан в Сыктывкар». Приведем запись показаний владыки Феодора без сокращений, потому что здесь еще отвечает на вопросы владыка сам. По этим первым допросам можно понять, как он был настроен вести себя на следствии, здесь еще слышны его живые интонации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Данная работа представляет собой скромную попытку отобразить жизненный подвиг архиепископа Феодора, кратко описать его духовное наследие и аскетические воззрения, посредством систематического изложения цитат из произведений Владыки осветить личный и святоотеческий опыт в его богословских трудах, выявить значение аскетических работ преосвященного в общей системе православной богословской мысли. К сожалению, до сих пор не предпринималось специальных работ освещающих не только духовное наследие архиепископа Феодора, но даже попыток исследовать его жизненный путь. По этой причине автор настоящего исследования несколько расширил введение, где достаточно подробно, насколько позволяют границы работы, описал жизненный путь Владыки и его духовное наследие. Это в какой-то мере позволит восстановить пробел в изучении значительной и яркой личности – архиепископа Феодора (Поздеевского) . При составлении нижеследующего жизнеописания были использованы материалы: Церковно-исторического музея Свято-Данилова монастыря, Государственного Архива Российской Федерации, Отдела Рукописей Российской Государственной Библиотеки, а также немногочисленные историко-исследовательские работы, в основном затрагивающие какие-либо отдельные периоды из жизни владыки Феодора, среди которых необходимо особо выделить статьи иеромонаха Дамаскина (Орловского) в “Даниловском благовестнике”, воспоминания священника Сергия Сидорова и С. Н. Постникова, статьи монахини Иоанны в “Православной Руси” (последние, к сожалению, страдают крайним субъективизмом, характерным для последователей РПЦ за границей). В основной части данной работы предпринимается попытка богословского осмысления аскетического наследия архиепископа. Оценка некоторым богословским воззрениям Владыки Феодора уже частично давалась известными православными богословами, такими как епископ Варнава (Беляев) в “Основах искусства святости” 1 , архимандрит Киприан (Керн) в “Антропологии святителя Григория Паламы ” 2 , профессор Скурат К. Е. в работе, посвященной преподобному Иоанну Кассиану Римлянину 3 , профессор Сидоров А. И. в предисловии к современному переизданию фундаментального труда Зарина С. М. “Аскетизм по православно-христианскому учению” 4 , протоиерей Михаил Дронов в ряде публикаций 5 и Проценко П. в предисловии к изданию духовного наследия епископа Варнавы (Беляева) 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Скачать epub pdf Содержание 1. Архиепископ Феодор (Поздеевский) 2. Первые аресты и допросы 3. Арест архиепископа Феодора 4. Последние допросы архиепископа Феодора Подводя итог... Духовник, молитвенник, доброхот Из материалов следственного дела     В журнале «Даниловский благовестник» 2009 г.) начата публикация последнего следственного дела архиепископа Феодора и даниловской братии – об “Иноческом братстве князя Даниила”. Частично «Дело об “Иноческом братстве князя Даниила”», дело 7014-П, уже публиковалось в различных изданиях и в России, и за рубежом, исследователями предпринимались попытки проанализировать это обширное и запутанное дело. «Странное впечатление производит этот протокол», – отмечает в «Жизнеописании архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) » автор, монахиня Иоанна, о протоколе последнего допроса владыки Феодора. «Странное впечатление производит все это дело!» – можем отметить мы после внимательного его изучения. До этой публикации обычно исследовались в основном протоколы допросов архиепископа Феодора, да и то последние. Но оказалось, что при внимательном изучении всех протоколов допросов всех обвиняемых и свидетелей и притом в хронологическом порядке, очень многие «странности» этого дела становятся вполне понятными. Насколько можно верить тому, что написано в протоколах допросов следственных дел 1937 года? Достаточно ли прочтения протокола последнего допроса, как правило, в то время, «признательного», чтобы судить о том, сломало следствие человека или нет? Может ли неизвестно как полученная подпись служить доказательством того, что человек не выдержал мучений? Имеем ли мы вообще моральное право по материалам следствия карательных органов страшного богоборческого режима – следствия, ставящего себе целью, создавая некую видимость законности, не только уничтожить человека физически, но еще и оклеветать его имя в истории, – имеем ли мы право лишь на основании всего этого судить о том, насколько свята мученическая кончина прожившего исповедническую жизнь православного человека?!

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

О.: Меня арестовали в 1932 году за проведение антисоветской работы среди церковников. В предъявленном обвинении виновным себя я не признал. В.: Следствию известно, что вы до дня первого ареста, т. е. до 1932 года являлись руководителем и организатором антисоветской церковно-монархической группы «Ревнителей Церкви» в г. Орле. Вы в этом признаете себя виновным? О.: Виновным себя в этом не признаю, т. к. никогда не был руководителем антисоветской церковно-монархической группы «Ревнители Церкви». В.: Следствию так же известно, что вы, будучи руководителем антисоветской церковно-монархической группы «Ревнителей Церкви», насаждали антисоветские церковные ячейки, организовывали подпольные монастыри, церкви и проводили тайное пострижение в монашество. А эту антисоветскую деятельность вы подтверждаете? О.: Нет, не подтверждаю, т. к. антисоветской деятельности я не проводил. В.: Вы говорите неправду. 12 февраля 1941 года вы собственноручно в своей автобиографии писали, что в 1928–29 годах вы давали разрешение на пострижение монашек. Будете вы после этого отрицать свою подпольную церковную деятельность? О.: Я отрицаю подпольную церковную деятельность и тайные пострижения в монашество. Что же касается моей записи в автобиографии, то я действительно давал разрешение на пострижение монашек, причем эти пострижения совершались открыто в храме. В.: По отбытию наказания с кем из духовенства и монашества вы установили связь? О.: Кроме упомянутых мною лиц на допросе 14 августа 1941 года других связей я не имел. В.: Кого вы знаете из духовенства и монашествующих бывшего Даниловского монастыря? О.: Хорошо знаю по Даниловскому монастырю епископа Феодора по фамилии Поздеевский, других же никого не знаю. В.: Расскажите, как вы знаете Поздеевского? О.: Поздеевского имя и отчество не помню, знаю, что священное имя он имел Феодор, знаю его с 1908 года как ректора Московской духовной академии, я в то время был студентом этой академии. В 1923 году я встречался с Поздеевским на его квартире, в то время он был настоятелем Даниловского монастыря. В 1924 году Поздеевского я случайно встретил в Бутырской тюрьме – я и он в то время были арестованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

7 . К новому столетию. 8 . К академическому новолетию. 9 . Речь к окончившим курс воспитанникам духовной семинарии перед молебном 13 июня 1904 года. 10 . Речь при пострижении в монашество доцента В. Троицкого (в монашестве Иллариона). 11 . Речь при пострижении студента Пятницкого (в монашестве Вассиана). 12 . Речь к столетию кончины митрополита Платона. 13 . Речь при открытии женских богословско-педагогических курсов в Москве. 14 . Письма архиепископа Феодора к митрополиту Арсению (Стадницкому) . Полный список трудов архиепископа Феодора (Поздеевского) впервые публикуется в приложении к настоящей работе. Есть надежды на то, что знакомство православного читателя с аскетическим наследием архиепископа Феодора состоится в недалеком будущем, поскольку кроме двух современных переизданий его лекций по Пастырскому богословию, названных “Смысл христианского подвига” и изданных Свято-Даниловым монастырем в 1992 году и Свято-Троице-Сергиевой Лаврой в 1995 году, предполагается выход в свет историко-исследовательской работы, посвященной личности Владыки Феодора, и сборника его нравственно-богословских и аскетических работ, предпринимаемых Свято-Тихоновским Богословским институтом и Свято-Троице-Сергиевой Лаврой соответственно. Несколько подробнее об основных богословских работах архиепископа Феодора. Магистерская диссертация преосвященного посвящена преподобному Иоанну Кассиану Римлянину . В дальнейшем, систематизировав его богословские воззрения, Владыка положил их в основу академического курса христианской аскетики. Некоторая часть его лекций была издана отдельной книгой под названием “Из чтений по пастырскому богословию: Аскетика”. Содержание магистерской работы можно свести к следующим положениям. 1 . В своих аскетических воззрениях преподобный Иоанн Кассиан выразил дух православного восточного подвижничества IV века. Он явился систематизатором аскетических идей Востока и первым создателем относительно полной теории подвижничества. Его аскетическая система носит на себе характер самостоятельного творчества в том смысле, что преподобный объединил в ней идеи Востока с особенностями западного богословского мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Закрыть Архиепископ Феодор (Поздееевский) «Значение искушений Господа от диавола для пастырей Церкви» Татьяна Петрова   03:38 10.04.2021 777 Время на чтение 11 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ 21 марта/2 апреля исполняется 145 лет со дня рождения архиепископа Феодора (Поздеевского) 23 октября 1937 года – день расстрела архиепископа Феодора (Поздеевского) О смысле и трудностях пастырского служения Архиепископ Феодор (Поздеевский), последний до закрытия Данилова настоятель монастыря, расстрелянный 23 октября 1937 года, в 1909 – 1917 годы был ректором Московской духовной академии. В это время им был прочитан на кафедре Пастырского богословия курс лекций по Аскетике, в которых он изложил основы православной Аскетики как современной богословской дисциплины, опираясь на аскетическую систему преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, дополненную духовным наследием и других святых отцов. Лекции курса Аскетики владыки Феодора были изданы книгой «Из чтений по Пастырскому богословию (Аскетика)», выпущенной в 1911 году в типографии Свято-Троицкой Сегиевой Лавры. По сути, эта книга является введением в курс Аскетики. Владыка Феодор неоднократно писал о недостатках в изучении и преподавании богословия в современной ему духовной школе. По его мнению, в духовной академии вся научная работа сводилась «только к критике текста Писания, к исследованию внешней стороны памятников, к разбору и сочинению разных теорий, как это делается на Западе». В результате это привело к тому, что была парализована выработка православного богословского мировоззрения и «дух жизни, дышащий со страниц Откровения и творений святых отцов и вводящий душу в светлую атмосферу истинного богословия, минует… изучающего, и он питается только суррогатом богословия». Такое положение дел владыка пытался исправить своей деятельностью и преподавателя, и ректора академии. Ранее Пастырское богословие, по мнению владыки Феодора, сводилось к изучению «формальной стороны пастырства, не касаясь его внутренней идейно-психологической стороны, и потому было абстрактно, мертво». И только при «раскрытии существа внутренней психологии пастырства» рассматриваемые вопросы пастырства сразу получили «особенный, глубокий, жизненный смысл».

http://ruskline.ru/opp/2021/04/10/arhiep...

В августе 1923 года последовал указ Святейшего на имя, состоящего на покое с управлением Московским Даниловым монастырем епископа бывшего Волоколамского Феодора (Поздеевского) , о возведении в сан архиепископа 74 . В октябре того же года преосвященный Феодор Святейшим Патриархом Тихоном назначен управляющим Петроградской епархией, но от назначения отказался 75 . 16 апреля 1924 года постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ Владыка осужден на 3 года и должен быть высланным на Соловки 76 . Но 18 октября того же года освобожден под подписку о невыезде. 15 декабря 1924 года архиепископ Феодор снова арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1927–1929 годах он проживал в г. Владимире, где в 1929 году в очередной раз арестован и приговорен к 3 годам исправительно-трудовых лагерей 77 . Декларацию 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) Владыка Феодор не принял. В этом вопросе он также держался очень жестко, но, в отличии от многих тогда, не политизировал декларацию и не придавал ей большего значения, чем она того заслуживала. Официально не отделяясь от митрополита Сергия, преосвященный Феодор воздерживался от возношения его имени за богослужением. Большинство церковных историков этого периода считают архиепископа Феодора сторонником движения “непоминающих” или организатором “даниловской группы” 78 , оценивая личную позицию преосвященного как исключительно “примирительную” 79 , а преосвященных, собравшихся вокруг Владыки Феодора называя умеренными оппозиционерами 80 . Известно, что Владыка Феодор пытался убедить митрополита Сергия отказаться от декларации. Внешне церковная история России после революции – это история гонений. Русская Православная Церковь , пройдя через огонь искушений и крестных страданий, открылась нам в огромной силе и красоте. В XX веке за два десятка лет она явила огромное количество святых. И святость их не только в мученической кончине. Эти новые святые шли в жизни христианским путем, а когда пришел Богом назначенный час, – исповедали истину этого пути и в своих крестных страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

А владыка Феодор отрицает все, несмотря ни на что… Такой была тактика поведения владыки и в предыдущих делах – ни в чем не признаваться, никого не называть, если только не будет прямых доказательств, от которых не откажешься, но даже в этом случае, насколько это возможно, владыка пытается отрицать все. «Что же касается архиепископа Феодора, – пишет в своей книге “Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви” иерей Александр Мазырин, – то он уже на одном из первых допросов, 19 ноября 1934 года (речь идет о предпоследнем деле владыки Феодора, общем с епископом Парфением (Брянских) – Ред.), заявил: “После моего возвращения из к(онц)лагеря, в июне 1933 года, я с этих пор ни с кем из служителей религиозного культа никакой переписки не вел и личной связи не поддерживал”. Этой линии поведения архиепископ Феодор держался и далее и даже на очной ставке с епископом Парфением опроверг его показания об их встрече в городе Зарайске в январе 1934 года» (с. 166). Продолжается допрос Поздеевского. Вопрос: В том, что Вы являлись основным руководителем подпольной контрреволюционной организации церковников и монашества, именовавшейся «Всероссийское иноческое братство», Вы уличаетесь вещественными доказательствами – письмами от Вас, изъятыми у Холмогорова и Виноградской (впрямую названы источники «показаний»! –Ред.), в которых Вы рассылали свои директивные указания по вопросам нелегальной деятельности отдельных антисоветских групп на местах, входивших в упомянутую организацию. Отвечайте. (Даже записывают, как начали покрикивать. – Ред.) Ответ: С Холмогоровым и Виноградской у меня была переписка исключительно личного характера и никаких директив, выходящих за пределы устройства их и моей личной жизни, я им в письмах не давал».(Владыка продолжает придерживаться своей «тактики». – Ред.) (Лл. 50–51 об.) На следующем допросе о. Симеона (Холмогорова) 13 апреля выясняли, когда он виделся в последний раз с владыкой Феодором – в 1933 г. во Владимире, куда владыка приезжал за своими вещами к протоиерею Побединскому (эта информация могла быть известна тоже по письмам), что туда владыка приехал из деревни Вослинки Кашировского (Каширского) района (это у Мачкиных, будущей схимонахини Даниилы) и что из Владимира поехал на жительство в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В следующем году вышел курс лекций ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) (Из чтений по Пастырскому богословию: (Аскетика). Серг. П., 1911). Учение об аскетизме составляет, по мнению еп. Феодора, ядро П. б. Природа пастырского служения в Церкви неотделима от аскетизма. «Пастырская аскетика» при таком взгляде не составляет самостоятельного предмета. Аскетика едина для всех членов Церкви: священнослужителей, мирян, монахов. Пастырь в силу своего положения в Церкви и ответственности за духовное преуспеяние паствы, возложенной на него, должен владеть и знанием теории аскетического делания, к-рую он мог бы применить в своей жизни и преподать пасомым. Как считал еп. Феодор, главное в служении пастыря - это личная духовная работа. Для того чтобы вести др. людей ко спасению, пастырь должен сам переживать опыт жизни со Христом. Многовековой опыт правосл. аскетической лит-ры рассматривается еп. Феодором как главный источник «пастырской аскетики». Еп. Феодор подчеркивает, что опора на аскетику является характерной чертой правосл. П. б., и видит в этом его существенное отличие от католического П. б., в основе к-рого лежит понятие о должностях священнослужителей (Там же. С. 47). В 1910/11 уч. г. курс П. б. в СПбДА читал другой видный церковный деятель, иером. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит) (Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. М., 2006). Курс состоял из теоретической и практической частей. Сущность пастырского служения митр. Вениамин сводит к «благодатному посредничеству» между Богом и верующими, обсуждает виды такого посредничества. Во 2-й, практической части помещены главы аскетического содержания, раскрывающие внутреннюю сторону пастырского служения. Источником вдохновения для автора курса, по его свидетельству, послужили изданные дневниковые записи прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» (М., 1891-1896. Т. 1-3). В отличие от еп. Феодора (Поздеевского) митр. Вениамин в своем курсе выделяет особую, пастырскую, аскетику. Главные темы, к-рые рассмотрены в курсе, определяют черты внутренней работы пастыря: молитву, служение перед престолом, любовь, смирение, терпение скорбей.

http://pravenc.ru/text/2579146.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010