Гро-гро (франц.) — особо плотный шелк. Кропотался — ворчал. Господарство (укр.) — хозяйствование. Кормчая — сборник законов православной церкви. Петиметрство (от франц. petit-maitre — вертопрах) — модное в начале XIX в копирование повадок французских франтов. Шамотонят (от франц. chomer — бездельничать) — т. е. ведут праздную жизнь. …столп огненный, в пустыне путеводящий… — образ, восходящий к ветхозаветной истории исхода евреев из Египта (ср.: Библия, кн. Исх. 13:21-22 ). …медный змей, от напастей спасающий… — идол Нехуштан, поставленный евреями ради спасения от напавших на них змей, как сказал Моисею Бог ( Чис. 21:6-9 ). Эолова арфа — ящик из тонких дощечек с натянутыми струнами, звучащими под действием ветра (название — от имени Эола, повелителя ветров в греческой мифологии). …на сдаточных… — езда на лошадях с последовательной передачей в пути от одного ямщика к другому. …у нас искони… графов не было… — Графский титул введен в России при Петре I (1706). Калиостро, Александр (1743 — 1795), граф, — авантюрист Джузеппе Бальзамо, объехавший разные страны Европы и выдававший себя за чародея. Сатисфакция (франц. satisfaction) — удовлетворение за оскорбление чести, дуэль. Богданка — подкидыш (от: Богом данный). Ярль Торгнир — судья при норвежском короле Олафе Гаральдссоне, упоминаемый в «Королевских сагах» (1-я пол. XIII в.) Снорри Стурлусона. Ингигерда — русская княжна, дочь князя Игоря, в которую заочно влюбился Ярль Торгнир. Прасолы — оптовые торговцы скотом. Ромодановский, Федор Юрьевич (ок. 1640 — 1717) — князь, управлявший государством во времена отъезда Петра I зa границу, глава сыскного политического ведомства — Преображенского приказа. Хованский-Тараруй (Пустомеля) Иван Андреевич, — во время Московского восстания 1682 г. выступал против правительства, за что был казнен вместе с сыном. Голицын, Василий Васильевич (1643 — 1714) — фаворит царевны Софьи Алексеевны, образованный боярин, предтеча петровских преобразований, сторонник сближения России с Западной Европой.

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

Вторым царю попадается с детства преданный ему человек, «зело смелый к войне» победитель корпуса Каплан–паши в битве под Чигирином (1678 г.), «генералиссимус» в петровских военных играх, наместник Москвы во время царских походов Федор Юрьевич Ромодановский. Он тоже православный, тоже при бороде, как враги! Долой ему бороду. Другие бояре не лучше! Несите ножницы! Пусть режет и Шеин! Но — вот препятствие: едва живой патриарх то ли не может, то ли не хочет ужаснуться и сдаться насилию тирана. Рядом с Адрианом старый знатнейший боярин князь Михаил Алегукович Черкасский. Тут же дядька младенца Петра, вернейший боярин Тихон Никитич Стрешнев, на дух не переносящий «неметчины». Петр отступает перед ними. Варварство продолжится на новогоднем пиру у А. С. Шеина 1 сентября, только среди попойки с ножницами будет упражняться шут Петра. Многие сами бреют бороды; но этого мало — ножницы кромсают длинные полы драгоценных придворных одеяний… Патриарх не является в Успенский собор на Новогоднюю службу, одну из торжественнейших при дворе. Официально объявлено, что Адриан тяжко болен. Служит митрополит Сарский и Подонский (Крутицкий) Тихон. Отсутствует и Петр. Накануне, 31 августа, царь и архипастырь имели двухчасовую беседу в Столовой палате. Зная вкусы главы государства, патриарх велел подать на стол полведра рейнского вина, два ведра меда вишневого да кувшин малинового, вдоволь пива и иной выпивки. Петр желал знать, почему его жена до сих пор не оторвана от сына, не отвезена в дальний монастырь и не пострижена, наконец?! Ответ Адриана неизвестен, в отличие от реакции Петра, приказавшего схватить и доставить в Преображенское некоего архимандрита и четырех священников. «Патриарху, — добавляет в этой связи иностранец, — получение милости царя должно было стоить большой суммы денег». О какой «милости» идет речь, неизвестно. В обширной переписке Петра ответственным за пострижение Евдокии назывался только ее духовник, однако уместно вспомнить, что сломить царицу не смогли ни всемогущий царский дядя боярин Л. К. Нарышкин, ни Т. Н. Стрешнев, ни любимый учитель Петра — «монстр» и обер–палач Ф. Ю. Ромодановский. Ходили слухи, что Петр сам пытался объясниться с опостылевшей женой, но царица и перед мужем выказала ту же твердость, что и перед его подручными. Так что запущенную иноземным современником версию, будто Адриан, перепугавшись, свалил вину на неких духовных лиц и выдал их на расправу, а сам откупился от царского гнева деньгами, придется оставить. Государь мог отнять у царицы сына Алексея и 23 сентября сослать Евдокию в суздальский Покровский девичий монастырь, но пострижена она была только в июне следующего, 1699 г., после усиленного давления светских властей на монастырские  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 1699 году, четверо князей Одоевских владели населёнными имениями. Герб князей Одоевских: (Общий Российский Гербовник, часть I, 4.), есть герб княжения Черниговского: в золотом поле, чёрный одноглавый орёл с распростёртыми крыльями и с золотою короною на главе, держит, в левой лапе, больший золотой крест. На щите княжеская мантия и российско-княжеская шапка. 35 Сведения о князе Ростиславе извлечены из статьи известного Чешского учёного Г. Франца Палацкого, переведённой Г. Бодянским, и напечатанной в чтениях Московского общества истории и древностей. Князь Ростислав, во время нашествия Батыева, удалился в Венгрию; женился там, в 1243 году, на княжне Анне, дочери Короля Венгерского Белы IV, сделался Баном Мачвы (Dominus de Machau) и Баном Бознанским (Dominus de Bozna). Мачва, лежащая на реке Саве, составляет ныне часть княжества Сербского. 36 Он наследовал Мачву и Бозну по кончине брата своего Михайла, в 1272 году, был убит, на острове Дуная, близ города Буды, Графом Генрихом Кисецким. 37 У князя Ивана Юрьевича два сына: князь Михайло и князь Федор, оба не оставили мужского потомства. 38 В некоторых родословных книгах сказано, что князь Оболенский, убитый в городе Холхне, при нашествии Олгерда на Россию, в 1368 году, был князь Константин Юрьевич, второй сын князя Юрия Михайловича Тарусского, и внук Святого Михаила Черниговского (кончившего жизнь в 1246 году). Это явная ошибка, что и доказывается другими родословными книгами, в коих сказано, что у князя Константина Юрьевича быль сын князь Иван и внук князь Константин Иванович Оболенский, убитый Олгердом в Холхне, в 1368 году. 39 У князя Василия Васильевича были три брата: князья Андрей, Роман и Пётр, не оставившие мужского потомства. 40 О кончине его упомянуто в сказаниях князя Андрея Михайловича Курбского. Из бархатной книги и всех родословных книг видно, что он был единственным сыном отца своего и потомства не имел. 41 По смерти князя Семёна Васильевича, вдова его постриглась под именем Анисьи, устроила в княжестве Одоевском Алексеевский девичий монастырь и была там начальницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Это предложение Могилы, чрез несколько лет, было осуществлено Ртишевым, который построил близ Москвы известный Андреевский монастырь, куда из Киевской лавры и других южно-русских монастырей переселил до тридцати иноков «в житии, и в чине, и во чине, и пении, церковном и келейном правиле изрядных». Конечно при его деятельном участии были приглашены в Москву, в 1649 году, известные ученые киевляне: Арсений Сатановский, Дамаскин, Птицкий и Епифаний Славинецкий. В 1652 году, по поручению Ртищева, с разрешение государя, путиловский соборный поп Иван привез в Москву из Киева Братского монастыря архидиакона Михаила, «да с ним спевак: Федора Тернопольского с товарищи — одинадцать человек». Это киевские певчие, приглашенные в Москву только на время, «пошли в Андреевский монастырь на житье», а двум певчим: Ивану Бережанскому и Михаилу Быковскому, как они сами заявляют в челобитной царю, «по твоему государеву указу велено писати твое государево дело: книгу Камень» и состоять при Посольском приказе. Со своей стороны и архидиакон Михайло, по его собственному заявлению, занимался в Москве переводом книги учителя Августина, «которую, говорит он, велел мне переводить дьяк думный представившийся Михайло Юрьевич», и которую архидиакон действительно успел перевести в Москве до своего воз вращения в Так энергично действовал Федор Михайлович в видах привлечение в Москву ученых, образованных киевлян, которые исполняют у нас самые разнообразные поручения правительственных лиц: занимаются книжной справою, книжными переводами, служат посольскому приказу, обучают московских певчих киевским церковным напевам, которые начинают получать у нас с этого времени значительное распространение. Понятно само собою, что вместе с киевлянами в Москву усиленно переправляются и разные южно-русские книжные издания, которые находят на московском рынке хороший прием и все более широкую распространенность, благодаря чему ученое киевское влияние прочно и надолго укрепляется в Московской Руси. И если царь Алексей Михайлович стремился обучать своих певчих греческим напевам, любил слушать греческое пение и чтение в церкви, старался иметь в Москве греческих ученых и греческую школу; то Ртищев может быть назван главным и деятельнейшим в Москве сторонником киевлян и киевской учености, энергичным проводником у нас киевского влияния.

http://sedmitza.ru/lib/text/439636/

Апреля 29 прибыл во Псков Князь Федор Юрьевич, которому Псковичи уступили право определять Наместников во вс Пригороды. Апреля 16-го основана во Пскове каменная Церковь во имя Св. Пантелеймона в Монастыре на Красном Дворе и кончена через две недели; мастерам заплачено З0 рублей. В июле, августе, сентябре и октябре шли беспрестанные дожди, коими затопило весь яровой хлеб, а во многих местах и ржи не сеяли, от него произошла дороговизна. При Посадниках Степенных Тимофее Власьевиче и Степане Агафоновиче на каждый Конец города Пскова разделено по два Пригорода старых, а новые к ним делили по жеребью, который снимал с Престола сын Князя Федора Юрьевича, Василий. Новогородцы задержали Псковских послов, ехавших к Великому Князю Московскому, ограбили и посадили в погреб, а торговавших в Новгороде Псковских купцов притесняли. Все Псковское Священство пяти Соборов будучи недовольно с одной стороны управлением Новгородского Архиепископа и Наместников его, а с другой вступчивостью и мирских Властей в Церковные дела, согласились составить из Номоканона или Кормчей Книги Церковное Уложение о управлении Церквей и избрали своих Судей. Но Архиепископ Новгородский и Всероссийский Митрополит уничтожили сие постановление и Псковичей по-прежнему подчинили Новгородской Иерархии. Лифляндцы на Сине озере побили 26 человек Псковичей и дворы их сожгли по навету двух Псковичей, которые за то казнены. При съезде из города на мост Псковы реки сделаны в набережной стене каменные болышие ворота (наименованные Рыбницкими) и на них высокий Костер, или башня. Заплачено мастерам 30 рублей серебром. Дешевизна хлеба и мир со всех сторон. С января начались в Полоцке переговоры Псковских послов с Литовским Великим Князем Казимиром о мире и прекращении пограничных ссор о землях и водах, но не кончены были ни в сем, ни в слдующем году. Весною великое половодье затопило нивы и снесло много домов и запасов Мая 21 от продолжавшейся во всю ночь сильной грозы, молния ударила в Церковь Св. Пантелеимона на Красном Дворе и в Церковь на Ситве; много сгорело и других Церквей, домов и деревьев, а также побито много людей. Другая такая ж туча была июня 24 и на Званице у Коровей Гридницы 7 человек опалило.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Поставлена каменная Церковь в Никитском Монастыре и того же лета освящена. Мастерам заплачено 20 рублей серебром. Князь Федор Юрьевич с Посадниками ездил на съезд о мире с Литовцами. Зима была весьма снежная: но весною по рекам воды мало. Попы невкупнии т. е. не Соборные просили Вечу об учреждении шестого Собора. Тогда же и Грамоту Льняную 1 вынув из Ларя, подрали, и как сказано в Летописи: быст всем радость велия. С восми бо годов она была в Ларе, да много Христианом истомы и убытков в тыя времена было. Но содержание сей грамоты неизвестно. Ссора между Псковским Духо венством о землях, коих некоторая часть приговором Вечи отнята Троицкого Собора, данная оному Матутою, правнуком Посадника Нежатина. Во время сей самой Вечи произошел пожар во Пскове вдруг в пяти местах, и сгорело все Застенье. Новгородцы Польскому и Литовскому Королю Казимиру дали от Вечи Грамоту, иметь ему в Старой Русе десять соляных варниц для своего Королевства. По Полонищу от Старого Вознесенья построена до реки новая деревянная стена на место сгоревшей. Новгородцы в составленной у себя на Вече Судной Грамоте между прочим определили: Псковичей не принимать во свидетели на Новгородцев по судным делам. Когда Великий Князь Иван Васильевич решился укротить Новгородцев, вознамерившихся предаться Польскому Королю Казимиру, то повелел и Псковичам идти на них. Псковичи хотя и свои причины неудовольствия на них имели, однако ж предуведомили их о сем походе и предлагали им свое посредничество к миру. Но когда Новгородцы с гордостью отринули их предложение и требовали только соединения с собою, то Псковичи выступили в поход на Новгород под предводительством Василия Федоровича, сына Князя их, и производили разорения в волостях; а после усмирения Новгородцев возвратились. За сию войну Новгородцы еще больше 1456 года потеряли своих прав и вольностей. Переговоры с Лифляндцами о мире продолжались три года: но затрудняемы были самими.Лифляндцами, а между тем происходили взаимные обиды. В сие время Новгород цы вели переговоры с Лифляндскими Рыцарями о союзе против Псковичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Псковичи принуждены были беспрекословно принять сие повеление. Но в 1462 году, когда скончался Великий Князь Василий Васильевич, оставив Престол свой юному еще сыну своему Иоанну, то они восстали на своего Наместника Князя Владимира, обругали его на Вече, сопхнули даже его со степени, как сказано во Псковской Летописи, и с бесчестием выгнали, а потом, надеясь, на послабление себе от юного Великого Князя, послали в Москву одного Посадника с несколькими Боярами требовать себе не Наместника, но Князя по собственному их выбору. Великий Князь сначала изъявил гнев свой Послам сим, и три дня не допускал их до себя: наконец предоставив дерзость их рассмотрению впредь, позволил им, по старому обыкновению выбрать себе Князя, однако же с тем, чтобы представить ему через Послов на утверждение его Наместником своим. они избрали себе Князя Ивана Александровича Звенигородского, которого и Великий Князь утвердил; а сверх того в защиту им от Лифдяндцев, нападавших тогда на их селения и посады, прислал им и вспомогательное войско с Воеводою Князем Федором Юрьевичем, который с 15 июля вошел в Лифляндские земли, осадил Нейгаузен и к сентябрю принудил Юрьевского Епископа заключить на 9 лет мир, с уплатой дани по древним Грамотам и с обещанием не обижать живших в Юрьеве Русских купцов и не притеснять Русских Церквей. По окончании сей войны Псковичи подарили Воеводе 30, а всем Боярам его 50 рублей и отпустили их с честью. Но в 1466 году и Князь Иван Александрович не захотев оставаться у них, выехал в Москву, а на место его в следующем году прислан по желанию самих Псковичей Князь Федор Юрьевич, защитивший их от Лифляндцев. Он по примеру прежних Князей Псковских встречен со Крестами и присягал Пскову довольствоваться пошлиною по старине; а Псковичи с своей стороны сделали ему пожертвование некоторых прав своих, именно : до сих пор они дозволяли Великокняжеским Наместникам определять своих Наместников только в семи Пригородах, или Уездных городах, в прочие же посылали Вечею избранных: но Князю Федору Юрьевичу они уступили право Наместников определять во все Пригороды и ими производить суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Пятиглавый каменный собор Николая Чудотворца в городе Зарайске был возведен в 1681 году, однако летописное сказание относит постройку первой церкви на этом месте к первой половине XIII века. Зарайский собор на протяжении веков был местом, где хранилась великая святыня – образ Николая Чудотворца из города Корсуни. Древняя икона, получившая впоследствии имя Николы Зарайского, после закрытия храма в советские годы была перевезена на хранение в Москву. В 2013 году подмосковная святыня вернулась на свое историческое место в Зарайск. Дореволюционные исследователи старины полагали, что основание Зарайска в XIII веке было обусловлено не военно-стратегическими условиями средневекового градостроительства, а выводилось из иных – религиозных, духовных начал. Из-за своего географического положения Зарайск не мог стать важным оборонительным укреплением Рязанского княжества, в состав которого тогда входил. Таким образом, город возник на этом месте благодаря чудесному явлению иконы Николая Чудотворца из Корсуни. Из летописного сказания мы знаем, что икона святителя Николая (названная впоследствии Николой Зарайским) прибыла из Крыма. В 1224 году греческому священнику Евстафию из Корсуни (так называли на Руси город Херсонес – теперь древние руины вблизи Севастополя) было видение, в котором святитель Николай Мирликийский повелел ему взять икону и вместе с женой и сыном отправиться в землю Рязанскую. Евстафий усомнился в истинности видения, тем более что он никогда не слышал о такой стране. Святой явился Евстафию второй раз, настойчиво требуя от него собираться в путь, но и тогда священник не исполнил слов Угодника. В третий раз святитель Николай стал буквально толкать Евстафия в бока, побуждая немедленно идти «яко на восток». Священник вновь не послушал зова к странствиям и наконец был наказан за это слепотой. Сильно испугавшись, Евстафий дал обет отправиться в путь и получил исцеление. Святой Николай повелел священнику Евстафию выдвинуться в Рязань по воде через Днепр, Балтийское море, минуя немецкие земли и Новгород. Здесь скитальца ждало новое препятствие: жена Евстафия, изнуренная длительным путешествием, захотела остаться в Новгороде и даже пыталась скрыться от мужа. За дерзкий поступок она была поражена болезнью, но, раскаявшись, получила исцеление. Вместе с иконой семья из Корсуни двигалась через русские города, являя много чудес, и наконец прибыла в Рязанское княжество. Не зная никого в чужой земле, не имея ни крова, ни хлеба, священник стал было роптать, но навстречу ему выехал молодой князь Федор Юрьевич. Он увидел необычную картину: изнуренного долгим путешествием грека с иконой в руках, от которой исходило сияние, подобное солнечному. 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года благочестивый князь принял образ святителя Николая в свои владения.

http://sobory.ru/article/?object=00376

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010