Для подавляющего большинства современников Царствование Государя Феодора Иоанновича в гражданском самосознании все же связывалось с относительно мирным внутренним и внешним существованием, с надеждами на дальнейший рост и укрепление хозяйственного благополучия, с державным попечением о Православной Церкви, Которая тогда для русских людей была центром и смыслом их духовного и общественного существования. И если в духовном смысле эти определенные народно-хозяйственные достижения и державные свершения в народном сознании связывались с личностью Царя-Молитвенника Феодора, то можно со всем основанием полагать, что в народе был высок и авторитет правителя Бориса Годунова, который был главным и первым исполнителем этой общегосударственной политики. Конечно, нет нужды чрезмерно идеализировать этот период истории Российской государственности. Но среди соборян для большинства духовенства, воинских и державных чинов средней знатности, для представителей иных сословий поступательное продолжение государственной политики четырнадцатилетнего Царствования Государя Феодора Иоанновича могло быть связано только с фигурой Бориса Годунова, в качестве ли правителя при Царице Ирине Феодоровне, в качестве ли Царя. В той ситуации любая другая кандидатура из числа Кремлевской аристократии в их глазах не могла гарантировать подобную политическую преемственность. Конечно, в Кремле существовали различные политические группировки и аристократические «партии», для которых авторитет Б.Ф.Годунова был далеко не безспорен, в первую очередь, из-за относительной незнатности рода Годуновых, возвышение которого произошло только в эпоху Царствования Государя Иоанна Грозного, точнее в эпоху Опричнины. Однако эти группировки и «партии» прилюдно, перед лицом «Вселенского» Собора всея Руси так и не смогли предложить кандидатов на Царский Престол. Почему? Давайте посмотрим состав старших членов Государевой Думы по списку Утвержденной Грамоты 1598 года. Первый по чести боярин правитель Б.Ф.Годунов в нем не значится. Далее следуют по чести восемнадцать бояр - князь Федор Иванович Мстиславский, князь Василий Иванович Шуйский, конюший боярин Дмитрий Иванович Годунов, князь Федор Михайлович Трубецкой, боярин и дворецкий Степан Васильевич Годунов, боярин Иван Васильевич Годунов, князь Дмитрий Иванович Шуйский, Богдан Юрьевич Сабуров, князья Никита и Тимофей Романовичи Трубецкие, Федор Никитич Романов, князь Михайло Петрович Катырев-Ростовский, Александр Никитич Романов, князь Иван Михайлович Глинский, князь Александр Иванович Шуйский, князь Борис Камбулатович Черкасский и князь Василий Карданукович Черкасский. Мы здесь видим прямых представителей девяти российских аристократических родов, но, учитывая происхождение их материй и бабок, они были связаны с другими знатными российскими родами.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Роль бояр в великокняжеской администрации в годы правления Василия II резко возросла. Их решительной поддержке обязан был Василий II своему возвращению на великокняжеский престол (1446 г.). Составитель похвального Слова Дмитрию Донскому (написанного, согласно М.А. Салминой, в конце 40-х годов XV в.) вложил в уста этого князя следующие слова: «...бояре свои любите и честь им достоину воздайте противу служениа их, без воля их ничто же отворите... и отчину свою с вами (боярами. — А.З.) соблюдох... под вами городы держах и власти великиа... Вы же не нарекостеся у меня бояре, но князи земли моей». Эти слова характеризуют положение боярства не столько при Дмитрии Донском, сколько во второй четверти XV в. Круг обязанностей, лежавших на боярских советниках великого князя, отличался разнообразием. Введение бояре скрепляли своей подписью великокняжеские грамоты. Правда, такие подписи мы находим только до окончательного утверждения Василия II в Москве (начало 1447 г.). Эти бояре должны были отправлять судопроизводство. За изучаемый период сохранилось всего восемь правых грамот и судных списков. О четырех судных делах есть упоминания. Все это земельные дела. Пять из сохранившихся грамот относятся к внутривладельческим распрям. В трех случаях судили удельные князья: Дмитрий Юрьевич, Василий Ярославич и Михаил Андреевич, в одном случае — Дмитрий Давидович Морозов, боярин удельного князя Андрея Васильевича. В двух случаях грамоты выдавались «по слову» Василия Васильевича (самим Василием II не выдано ни одной грамоты). Судьями в делах, подведомственных великокняжескому суду, были князь Иван Юрьевич Патрикеев, Михаил Федорович Сабуров (два случая), Федор Васильевич Басенок (два случая), Григорий Васильевич Морозов и Иван Харламов. Из 12 актов только четыре или три относились к периоду до 1448 г. (два из них судились в уделах). Судопроизводство начало налаживаться только тогда, когда борьба Василия II с Дмитрием Шемякой близилась к концу. Бояре возглавляли Государев двор как военно-административную корпорацию. Они выполняли отдельные поручения общегосударственного значения (вели дипломатические переговоры с соседними странами и удельными князьями). Постепенно у них складывался круг функций, который станет традиционным в более позднее время.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

Каргашино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. новая строящаяся церковь на месте старой Богородице-Рождественской Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2008 и 2012. Ссылки:   Адрес: Рязанская обл., Сасовский р-н, с. Каргашино Координаты: 54.399114, 41.733308 Проезд:на кладбище, рядом с надгробьем на месте разоренной могилы В.Ф. фон дер Лауница Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Знаменитая усадьба Каршагино в Рязанской области, до революции принадлежавшая семье фон дер Лауницов, начала возрождаться из руин. Одним из стимулов к восстановлению столь масштабного усадебного комплекса стала частная инициатива меценатов. Благотворитель, владелец усадьбы Середниково и Президент МООО «Ассоциация Лермонтовское наследие» Михаил Юрьевич Лермонтов взял на себя все расходы по восстановлению старинного храма в Каргашино. Эта усадьба представляет огромную память для всего семейства Лермонтовых – ведь члены этой фамилии находились в тесных родственных узах с владельцами Каргашино. - «Отец Владимира, Федор Федорович служил в одном полку с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, а впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за одного из представителей рода - Владимира Михайловича Лермонтова – моего деда, и Владимир Федорович приходится мне прадедом. Выполняя свой долг перед предками, наша семья взяла на себя труды по восстановлению мемориального храма в память о Владимире Федоровиче. И теперь мы предлагаем на условиях частно-государственного партнерства возрождение, сохранение и использование усадебного комплекса как историко-культурного заповедника. 23 августа 2018 года в день рождения Владимира Федоровича мы от имени Координационного совета планируем проведение совещания по реализации нашего предложения, на котором предполагается обсудить проект соглашения о частно-государственном партнерстве и план возрождения имения, а также - механизмы вовлечения объекта в индустрию культурно-познавательного и паломнического туризма», - рассказал о планах по возрождению усадьбы Каргашино член Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Юрьевич Лермонтов.

http://sobory.ru/article/?object=20741

В церемонии также приняли участие: заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе; член Союза писателей России, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области протоиерей Николай Булгаков; кандидат исторических наук, дипломат, заместитель председателя Московского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Олег Иванович Фомин; ответственный секретарь Академии геополитических проблем, доктор философских наук Араик Оганесович Степанян; директор книгоиздательства «Ковчег», главный редактор журнала «Славянка» Сергей Владимирович Тимченко; художественный руководитель Русского духовного театра «ГЛАС» Заслуженный деятель искусств РФ Никита Сергеевич Астахов; председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» Олег Юрьевич Кассин, член Правления Союза писателей России Василий Владимирович Дворцов, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, кандидат технических наук Федор Алексеевич Папаяни (ДНР); историк и журналист Леонид Евгеньевич Болотин, председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев, главный редактор общественно-политического телеканала «День-ТВ» Андрей Александрович Фефелов; военный аналитик, директор агентства «Русь Православная» Константин Юрьевич Душенов; член центрального совета Московского отделения «Русского Собрания» кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин; заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» Александр Валентинович Тимофеев, член центрального совета Московского отделения «Русского Собрания» Александр Вячеславович Руденко, главный редактор радиостанции «Победа» Владимир Робертович Анищенков; доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МГУПС – МИИТ) Анатолий Петрович Ветошкин; доктор экономических наук, зав. кафедрой информатики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ольга Викторовна Китова и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/18/re...

О времени постройки частично сохранившегося Спасского монастырского храма летопись не сообщает, но исследование архитектурных особенностей здания вместе со свидетельствами о связи его с потомками Владимира Мономаха позволили исследователям связать строительство Спаса на Берестове именно с этим князем . Таким образом, Владимир Всеволодович не основывал нового монастыря, но сделал Спасский монастырь своим родовым, построив в нем новую каменную церковь взамен, вероятно, деревянной. В этой церкви были похоронены его дочь Евфимия и сын Юрий Долгорукий, внук Глеб Юрьевич . Внук Владимира Всеволод Юрьевич «Большое гнездо» продолжал поддерживать связь с родовым монастырем из далекого Владимира, так как хорошо знал его игумена Луку и взял• его епископом во Владимир, несмотря на противодействие митрополита Никифора, получившего уже взятку («мзду») от его соперника грека Николы . Вероятно, в этом Спасском монастыре жила монахиней дочь Владимира и Гиты Гаральдовны Марица, умершая в 1147 г. По сообщению летописи, она «вложена бысть в гроб в своей церкви, в ней же и пострижеся» . Но как вдова греческого царевича Леона, сына Диогена, убитого в Доростоле на Дунае , она, вероятно, не имела в Киеве собственного монастыря и «своею церковью» могла быть для нее именно церковь, построенная ее отцом, или другая в том же монастыре. Спасский монастырь известен и в 1230—1231 гг., когда упоминается «игумен Петр Спаськый», «игумен пречистаго манастыря святаго Спаса Киеве на Берестовем Петр Акерович» . Свой собственный Федоровский монастырь в Киеве заложил в 1128 г. внук Всеволода, сын Владимира Мстислав-Федор Великии, наследовавший великокняжеский стол . Его приблизительное местоположение устанавливается в древнейшей части Киева — «городе Владимира». Здесь находился постриженный в схиму князь Игорь Ольгович . Монастырь его политических противников Мономаховичей был надежным местом, откуда он не смог бы сам уйти, но где не удалось его укрыть от требовавших его смерти киевлян. , , , , , , , В дальнейшем монастырь Мстислава, где был похоронен и он сам, становится усыпальницей его потомков в течение всего XII в., т.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Вплоть до закрытия подворья в 1932 году Лавровы посещали этот храм, водили маленького Кирюшу на праздники. Он сам вспоминал, как встречал Пасху на Леушинском подворье. Впереди была большая и сложная жизнь, но детские воспоминания остались в его душе навсегда. Узнав в начале нулевых годов о том, что после 70-летнего забвения вновь открыт его родной храм, Кирилл Лавров посетил его в день своего рождения. Меня поразило то, с каким трепетом и любовью Кирилл Лавров, уже став широко известным и всенародно уважаемым человеком, вернулся в храм своего детства. Его радушно встретил возродитель Леушинского подворья и настоятель храма протоиерей Геннадий Беловолов. Народный артист почувствовал себя на подворье как дома. У настоятеля храма и Кирилла Лаврова установились добрые духовные отношения, перешедшие в многолетнюю человеческую и творческую дружбу. Кирилл Юрьевич воздал должное подвижническим трудам настоятеля Леушинского подворья, который, как известно, восстановил архитектурный ансамбль Леушинского подворья, возродил духовную жизнь храма ап.ев. Иоанна Богослова, вернул из забвения имя игумении Таисии Леушинской, с Божьей помощью создал и бережно хранит православную Святыню — Музей-Квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского. Кирилл Лавров проникся нуждами прихода, стал периодически посещать храм, приезжать как на службы, так и совершенно не формально «на чаек». Отец Геннадий рассказывал, как бывало, что звонит неожиданно Кирилл Юрьевич и спрашивает: «У меня есть полчаса свободного времени. Хотел бы просто заехать в свой родной храм…» Также о.Геннадий рассказывал мне, как освящал квартиру артиста (кстати, он отмечал предельную скромность домашней обстановки знаменитого артиста). Великий актер преподнёс в дар храму ценные иконы, которые и до сих пор хранятся на подворье. Отец Геннадий открыл Лаврову удивительную и трагическую историю затопленного Леушинского монастыря, рассказал о леушинских монахинях и духовенстве. В частности, выяснилось, что Кирилла Юрьевича в 1925 году крестил протоиерей Федор Окунев, супруга-матушка которого была из рода Пушкины х. Таким образом, оказалось, что Лаврова крестил дальний родственник Пушкина, принявший к тому же мученическую кончину в 1938 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/02/pu...

В 2009 году фильм монтировали, озвучивали. Прошли закрытые показы. На Мосфильме его отдельно смотрел учитель Хотиненко, выдающийся кинорежиссёр Никита Сергеевич Михалков . Он сказал: — Ребята, вы прошли по самому лезвию бритвы. Шаг влево, шаг вправо, и вас ждал бы провал. Поздравляю! Володя, это настоящий творческий успех! Закрытый показ состоялся и для Патриарха Кирилла. Он тоже говорил прочувствовано и сердечно, а потом с улыбкой добавил: — Своей книгой вы, Александр Юрьевич, и своим фильмом Владимир Иванович реабилитировали слово «поп», в котором изначально никогда не было ничего плохого. А премьера фильма состоялась в Светлое Христово Воскресение 2010 года в зале церковных заседаний храма Христа Спасителя, восстановленного стараниями и по благословению того, по заказу которого была написана книга и снят фильм. — Жаль только, что он так и не дождался этой премьеры, — говорили люди после показа. — Да, так и не увидел... — Почём вы знаете? Может и увидел. Оттуда. При таких словах мне вновь виделись и лучи солнца, ласкавшие нас в декабрьскую Пасху, и белоснежный крест на безоблачном небосводе. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 25 мая 2013, 19:56 Спаси вас Господи Александр Юрьевич и Владимир Иванович! Прекрасная книга! Только что закончила читать и тут на " Православии " ваша статья! Прекрасный фильм! Смотрели несколько раз. Греет душу, что у нас жива такая литература и такое кино! Слава Богу! Будем читать и смотреть с детьми! Наталья 24 мая 2013, 21:00 отличный фильм!!! Прекрасные актеры!! прекрасная работа режиссера!!! Все очень здорово и проникновенно!!! Спасибо вам большое!!! Виталий 21 мая 2013, 14:13 Спасибо за книгу и за фильм! Побольше бы таких фильмов! Татьяна 21 мая 2013, 13:42 Благослави, Господи, людей творческих профессий, которые по Твоему промыслу могут своими благими делами даже приблизить русского человека к Православной Церкви, заставить его выделить приоритеты и укрепиться в вере Христовой!!!! Федор 21 мая 2013, 09:33 Очень сильный фильм получился - благословенный. Никогда не забуду, как рыдал в полный голос в кинотеатре после окончания показа.

http://pravoslavie.ru/61634.html

     Матушка, накануне юбилея Достоевского вышел новый документальный фильм тележурналиста, продюсера и режиссера Елены Козенковой «Битва за рай», где в анонсе сказано, что фильм повествует о необычной инициативе монастыря в старинном русском городе Переславль-Залесский – установить памятник Ф.М. Достоевскому. Очень многие достойные люди делятся своими размышлениями как о роли великого писателя в их жизни, так и о трудах обители по установке памятника. Один из рассказов настолько взволновал, что не могу не спросить Вас о самом рассказчике. Это московский скульптор Сергей Бычков. Несмотря на сильную слабость после болезни, он упорно работал над скульптурной композицией... Когда в цехе увеличения уже набрали фигуру, Сергей Юрьевич заболел ковидом. Девять дней он находился в реанимации, потом еще месяц лежал в больнице. А сроки поджимали. Выйдя из больницы, он тут же приступил к работе – забрался на трехметровую скульптуру с кислородным аппаратом. «Я ходить не мог, говорить не мог, а лепить надо было», – рассказывает режиссеру наш давний помощник и друг, сумевший воплотить в памятнике с высокой степенью художественного совершенства образ Достоевского, как путеводца в Царство Небесное. Писатель со свечой в руках спускается по лестнице. Почему со свечой? Но ведь для того, чтобы выйти к свету, нужно спуститься вниз, увидеть свой ад, свои грехи... Как сказал Сергей Юрьевич, это то, что Федор Михайлович с нами делает! За скульптурой – пятиметровая кирпичная стена, раскрытая «книгой». Золотом сияют на ней слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых»: «Мир есть рай, ключи у нас». Полукругом вокруг памятника расположены стенды с биографическими сведениями о писателе и отрывками из его бессмертных произведений. Какие люди! Это я о скульпторе Бычкове... Мы благодарны Господу за таких соработников – христолюбивых, жертвенных.      Доминантой возрожденной Никольской обители стал белоснежный, благолепный снаружи и изнутри собор Святителя Николая, глядя на который матушка с сестрами до сих пор поражаются этому чуду. На монастырском подворье в Годеново, где находится одна из величайших святынь православной России – Животворящий Крест Господень, строится собор по образцу известной всему миру Айя-Софии в Стамбуле. «Перекличка» во времени, а точнее раскрытие глубоких взаимосвязей современного российского монастыря с некогда могущественным центром восточно-православного христианства и размышления над тем, что Русь получила свое предназначение великой православной ойкумены от Византии – тема следующей беседы с игуменией Евстолией.

http://pravoslavie.ru/142969.html

Рубрики Коллекции Мягкая сила культуры 1 мин., 18.12.2015 Поделиться 17 декабря прошла презентация книги " Мягкая сила культуры "  архимандрита Симеона (Томачинского). Мероприятие прошло в рамках программы " Татьянинского творческого содружества " в стенах храма см. мчц. Татианы при МГУ. Архимандрит Симеон Томачинский Архимандрит Симеон - ректор Курской духовной семинарии, кандидат филологических наук. Книга, изданная издательством Данилова монастыря, составлена из его работ, посвященных миру культуры: это и аналитические статьи и рецензии на фильмы и книги. Все они были в разное время опубликованы в интернет-изданиях " Богослов.ру " , " Православие.ру " , " Татьянин день " , " Правмир " , " Прихожанин " и в газете " Культура " . Архимандрит Симеон Томачинский и протоиерей Владимир Вигилянский Книга архимандрит Симеона  дает возможность читателю еще раз увидеть через призму христианского взгляда причины, благодаря которым русская культура неизменно остается востребованной. Война цивилизаций, не раз упоминаемая автором, предполагает знание основ культурного пространства, в котором мы находимся и которое должны охранять. Разбираться в культуре сегодня – значит быть защищенным. Писатель Олеся Николаева В презентации также приняли участие настоятель храма св. мчц. Татианы протоиерей Владимир Вигилянский, писатель Олеся Николаева, литературовед Владимир Алексеевич Воропаев - профессор МГУ им. М. В. Ломоносова и учитель архимандрита Симеона, главный редактор издательства Данилова монастыря Владимир Юрьевич Малягин, солист Большого театра Федор Тарасов. На сайте " Фомы " опубликована одна из статей книги о фильме " Голгофа " ирландского режиссера Джона Майкла Макдонаха - " Портрет Священника накануне Голгофы " .   Слева - Владимир Воропаев, российский литературовед, специалист в области русской литературы XIX века, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова. Председатель Гоголевской комиссии Научного совета РАН «История мировой культуры». Член Союза писателей России. Автор многочисленных трудов о жизни и творчестве Гоголя. Учитель Архимандрита Симеона Справа - сокурсник отца Симеона, доктор филологических наук, солист Большого театра - бас Федор Тарасов. Владимир Малягин, главный редактор издательства Данилова монастыря     Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/myagkaya-sila-kulturyi.ht...

В ноябре 1825 года получено было известие о кончине императора Александра. Федор Николаевич Глинка мне рассказывал, что в последние годы своей жизни Александр впал в горькую ипохондрию, сблизился с женой и жил более в Царском Селе. Перед отъездом из Петербурга он посетил в Невской Лавре монаха Авеля, известного своей отшельнической жизнию и духом прозрения. Он беседовал с ним целый час, и Авель ему сказал, что он не увидит более своей столицы. То же самое предсказала ему в 1815 году мадам LeNormand. Она ему сказала: [«Последние годы вашего царствования затемнены беспокойствами, вы умрете вдали от вашей столицы, после вас придет царствование долгое и славное, а потом я вижу лишь беспорядок, пламя и огонь»] — и смешала карты. Это мне рассказывал Федор Ив Тютчев. Карты для Ле Норман были традицией, она приходила в состояние ясновидения . Глава XVII « Странная вещь эти сны! » …в Петербурге мне случилось услышать от другого любителя литературы рассказ о том, что подало Пушкину мысль написать «Медного Всадника». Я был на экзамене в одном женском заведении, которым в то время заведовал граф Михаил Юрьевич Вьельгорский. Девиц экзаменовали в истории русской литературы. Граф, видимо, интересовался этим предметом, предлагал вопросы, давал объяснения; а когда речь зашла о писателях пушкинского времени, то сообщал любопытные сведения, которые неизвестны были ни воспитанницам, ни присутствующим на испытании. Это объясняется тем, что граф лично был знаком с лучшими деятелями литературной эпохи, которая гордится именами Жуковского, Грибоедова, Вяземского… В то время когда одна из девиц, говоря о сочинениях Пушкина в эпическом роде, перечисляла главные его поэмы и рассказывала, между прочим, содержание «Медного Всадника», Вьельгорский спросил меня: знаю ли я, какой случай послужил основанием этой повести? Я отвечал, что ничего не слыхал об этом, и граф передал мне рассказ, который я приведу как можно точнее. Вот как это было. В 1812 году, когда Наполеон шел к Москве, французский корпус маршала Удино движением на Полоцк породил опасение за Петербург. В столице поднялась тревога, и не только жители беспокоились, но и само правительство начало принимать меры на случай неприятельского вторжения. В соборах и церквах заготовляли ящики для укладки драгоценных вещей, перед Зимним дворцом стояли ряды перевозных фургонов, в архивах связывали бумаги. Зная, между прочим, что Наполеон любил вывозить из столиц памятники, снял квадригу с собора Святого Марка, обобрал картины в дрезденской галерее и хотел даже взять из Милана целую стену с Тайной Вечерей Леонардо да Винчи, у нас стали опасаться, как бы он не увез в Париж и монумент Петра Великого.

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010