В Москве первый печатник вовлечен был в область библейских интересов того времени тогдашней жизненной потребностью – иметь для церковного употребления исправленные тексты. Еще со времени Стоглавого Собора 1551 года московское правительство было озабочено задачейостановить порчу богослужебных книг. Решение собора по этому делу сводилось к приказанию протопопам и избранным священникам «дозирати священных книг, святых Евангелий, и Апостоли прочих святых книг, их жо Соборная Церковь приемлет и которые обрящутся не правлены и описьливы, те все с добрых переводов исправливати соборне». Когда подобные меры ничему не помогли, тогда, в 1503 году Иоанн Грозный решился завести типографию. У печатного дела стали дьякон Николо-Гостунской церкви, в Кремле, Иван Федоров, Петр Мстисланцев (с 1550 г.) и датчанин Миссингейм. Около десяти лет готовился Иван Федоров к печатанию и изданию первой книги в устроенной им типографии, и труды и настойчивость его, наконец, увенчались успехом. Первенцем его печатного станка была священная книга. Какая это была книга, точно сказать трудно. Ранее такою книгою почитался богослужебный Апостол (Деяния и послания св. апостолов), изданный в 1564 году. Но затем ученые библиографы находили возможным предоставить первенство другим книгам. Были указаны как более ранние издания, чем Апостол 1564 г., дестевая Псалтирь, напечатанная в Москве между 1553 и 1560 годами и два «безвыходных» Евангелия. Честь выхода в 1564 году одновременно с Апостолом, припысывалась также сии одному «безвыходному» Евангелию 131 . Печатная деятельность Ивана Федорова продолжалась недолго: в 1565 году некоторые начальные люди, «хотячи благое во зло превратите и Божие дело в конец погубим», обвинили печатников Ивана Федорова да Петра Мстиславцева «внебытной ереси» и принудили их бежать из Москвы в Литву, где их принял просвещенный гетман литовский Г. А. Ходкевич. Ходкевич поместил их в городе Заблудове (Гродненской губ.), и здесь они напечатали Учительное Евангелие (1569 г.) и Псалтирь 1570 г. По смерти Ходкевича (1569 г.), Петр Мстиславцев перешел из Заблудова в Вильну, там в типографии у братьев Мамоничей напечатал Евангелие 1575 г., а Иван Федоров удалился во Львов, гд также занимался печатанием священных книг: между прочим, здесь в 1571 году он издал Апостол, более полный по подбору статей пред текстом, чем первопечатный, и потому сделавшийся образцом для последующих московских изданий. От этой деятельности Иван Федоров отозван был в Острог, к князю Острожскому, для издания задуманной князем полной славянской Библии. И по предшествующей подготовкеипо испытанной преданности делу, Иван Федоров был в это время единственным и незаменимым человеком для осуществления предприятия Острожского князя. Другого, лучшего выбора просвещенный издатель сделать не мог: он обеспечил свое издание самой лучшей силой в области печатного дела. Можно полагать, что и вообще сотрудников для своего издания Библии князь Острожский подобрал из самых лучших книжных сил своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

По мнению Г. Флоровского , у Федорова есть «несомненный привкус какой-то некромании». Федоров «всегда предпочитает сделанное – рожденному, искусственное – естественному». Вот что писал Соловьев Федорову: «Простое физическое воскресение мертвых само по себе не может быть целью. Воскресить людей в том состоянии, в каком они стремятся пожирать друг друга, воскресить человечество на степени каннибализма было бы и невозможно и совершенно нежелательно...» Идея «имманентного воскрешения» направляла мысль Федорова в сторону уяснения реальных путей к этому «имманентному воскрешению». Но если внимательно отнестись к самому замыслу Федорова, то, конечно, замечания Соловьева нельзя признать не чем иным, как только недоразумением. Вот что пишет Федоров в одном примечании: «точное, слепое повторение прошлой жизни со всеми ее мерзостями, конечно, не имеет ничего привлекательного». Еще сильнее это выражено Федоровым в др. месте: «Всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем». Федоров как-то наивно верил, что, соединившись в «общем деле», все люди через это «общее дело» (воскрешение усопших) внутренне преобразятся так, что все «мерзости» станут просто невозможны. Тут, по-видимому, действовало то убеждение, что само объединение людей (для «общего дела») уже устранит «небратство» между людьми. «Не иначе как путем совокупного действия, –писал Федоров, – идеальное может превратиться в реальное и мир станет миром». «Такие положения, при которых неизбежно причинять то или иное зло, такие положения станут невозможными (!) при объединении всех живущих для общего дела воскрешения всех умерших». Еще читаем: «воскрешение есть полнота жизни умственной, нравственной и художественной». По мысли Федорова, если не будет имманентного воскрешения, произойдет трансцендентное воскресение, – но оно уже приведет к отделению достойных вечной радости от недостойных, подлежащих осуждению. Федоров всецело принимает учение о возможности «воскресения для вечного наказания» («я буквально верю в это», – пишет он), но он ищет, как он выражается, «полного и всеобщего спасения – вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Эти полемические сочинения должны были служить надежным средством для проводившихся в то время богословских диспутов. В письме к Косме Мамоничу А. М. Курбский просит: «Советуйте нашим, чтобы они без ученых с нашей стороны не сражались с иезуитами и не ходили к ним на их поучения», — и еще раз повторяет: «Снова прошу, чтобы наши не ходили к ним часто на их поучения без наших знатоков». Время жизни А. М. Курбского на Волыни было временем интенсивной латинской пропаганды, и поэтому его переводы широко использовались для защиты Православия, а некоторые из них уцелели до нашего времени. Князь А. М. Курбский поддерживал тесные дружеские отношения с К. К. Острожским, о чем свидетельствует их переписка по поводу перевода и издания святоотеческих и полемических книг. Именно А. М. Курбский вдохновил князя К. К. Острожского на активное участие в деле православного просвещения. Деятельность диакона Иоанна Федорова в юго-западной Руси По сравнению с западными землями в Москве книгопечатание появилось позднее. В 1564 г. диакон Иоанн Федоров напечатал здесь первую датированную книгу «Апостол». Но уже в следующем, 1565 г. диакон Иоанн Федоров и его помощник Петр Тимофеевич Мстиславец, несправедливо обвиненные в ереси, вынуждены были уехать из Москвы в Литву. Здесь они обосновались у литовского гетмана Григория Александровича Ходкевича в его имении в Заблудове Сюда перевез и здесь развернул диакон Иоанн Федоров типографию, в которой он в Москве напечатал книги «Апостол» и «Часовник» (1565). В Заблудове первой печатной книгой диакона Иоанна Федорова стало «Евангелие учительное» (1569 г., по рукописи XIV в.). Это собрание святоотеческих слов и поучений на воскресные и праздничные дни. Примечательно, что при издании учительного Евангелия был поднят вопрос о переводе его «на просту мову», т. е. на народный разговорный западнорусский язык. В 1569— 1570 гг. Иоанн Федоров напечатал в Заблудове Псалтирь и Часослов. После смерти Г. А. Ходкевича, покровительствовавшего русским первопечатникам, Петр Мстиславец пришел в Вильно и по поручению братьев Космы и Луки Мамоничей устроил здесь новую типографию, в которой в 1574—1575 гг. напечатал «Евангелие богослужебное». В 1573 г. диакон Иоанн Федоров также из имения Г. А. Ходкевича перебрался во Львов, где устроил типографию и напечатал в ней книгу «Апостол» (1574). Но на этом не закончились его труды на пользу Церкви. Вскоре он был вызван из Львова в Острог и при содействии князя К. К. Острожского устроил здесь типографию, в которой напечатал в 1580 г. Псалтирь и Новый Завет, а в 1581 г. — знаменитую Острожскую Библию. Совершив этот громадный труд, он из Острога вернулся во Львов, где и умер в декабре 1583 г. После его смерти Львовское братство приобрело его типографию и продолжило печатание книг духовного содержания. Острожская Библия (1581 г.)

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

А пока работала разведка... Из агентурных сведений от октября 1930 года: «Коллегиум руссорум при Ватикане передала непосредственное руководство работой по пропаганде католицизма в СССР французской католической церкви. Кадры католических проповедников для России подготовляются, главным образом, в Бельгии, откуда они нелегально переправляются в СССР через Польшу. Еще до дипломатического зондажа Папы через своих представителей в ЧСР и других странах о возможности установить с Советским правительством дипломатические отношения и в своем роде «модус вивенди» (это было в 1928 г.) Папой был намечен в качестве своего нунция в СССР некто Федоров, русский католик. Этот Федоров в 27 году нелегально был переправлен польским ксендзом в Минск, где нелегально проживает до сих пор, являясь неофициальным папским агентом. Фамилия Федоров – настоящая» 5 . Леонид Федоров был действительно папским экзархом для католиков восточного обряда, и его нелегально прозелитическая деятельность не могла не волновать власть. Страна к тому же готовилась вступать в Лигу Наций. Срочно потребовалось опровержение того, о чем писала зарубежная печать. Практическое осуществление этого мероприятия, как и многих ранее, вновь было поручено начальнику 6-го отделения секретного отдела Е. Тучкову. Он предложил митрополиту Сергию (Страгородскому) , Предстоятелю Русской Церкви, выступить на пресс-конференции перед советскими и иностранными журналистами с опровержением мирового общественного мнения о гонении на религию в СССР. В ответ Заместитель Местоблюстителя выдвинул свои условия участия в фарсе: власть принимает требования митрополита Сергия о значительном облегчении невозможного существования духовенства и клира в безбожной России. Федоров Леонид Иванович (18791935) родился 4 ноября 1879 г. в православной семье в Санкт-Петербурге. В 1902 г., закончив Санкт-Петербургскую Духовную академию, уехал в Рим, где принял католицизм. Проходил обучение в Риме. 25 марта 1911 г. был рукоположен в священники восточного обряда в Боснии. Стал монахом студийского монастыря в Боснии. Затем вернулся в Санкт-Петербург, где в 1914 г. был арестован и выслан в Тобольск. В 1917 г. освобожден и назначен главой российских католиков восточного обряда с титулом экзарх. С 1918 г. – глава русско-католического братства святителя Иоанна Златоуста . 26.03.1923 по делу польских католических священников («дело архиепископа Цепляка») приговорен к 10 годам лагерей. С 1933 г. жил в Вятке. Умер 07.03.1935. В 1937 г. по инициативе униатского митрополита Андрея Шептицкого начался процесс подготовки его беатификации. Беатифицирован 26 июня 2001 г. папой Римским Иоанном Павлом II во время мессы во Львове.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См. письма Соловьева к Пирлингу и Мартынову. Вопрос о католических увлечениях Соловьева заново пересмотрен во французской диссертации Д. Н. Стремоухова , которая вскоре выходит в свет в серии изданий Страссбургского Университета. Недавно вышедшая книга Wl. Szylkarski , Solowjews Philosophic der All-Einheit, Eine Einführung in seine Weltanschaung und Dichtung, Comm. ordinis philologorum Univ. Vytauti Magni, Vol. IX, Kaunas, 1932, не представляет боль­шого интереса. В только что вышедшей книге К. В. Мочульского, Влад. Соловьев, Жизнь и учение , II. 1936, есть несколько метких наблюдений. 12. Николай Федорович Федоров – «блеск мечты не есть пламень благодати.».. Философия Общего дела , Статьи, мысли и письма Η. Ф. Федорова, изд. под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона, т. 1, Верный, 1907; т. II, М. 1913; срв. Н. П. Πетерсон, Η. Ф. Федоров и его книга «Философы Общего дела» в противоположность учению Л. Н. Толстого о «непротивлении» и другим идеям нашего времени, Верный, 1912; В. А. Кожевников , Η. Ф. Федоров, Опыт изложения его учения по изд. и неизд. произведениям, переписке и личным беседам, ч. I. М. 1908 (из «Русского Архива» 1904 и след. годов); " Все­ленское Дело «, Сборник 1, Одесса, 1914, осн. статья А. Горностаева , Тяга земная; Сборник 2, Рига 1934, здесь обзор изданий Федорова; срв. А. Остромиров , Η. Φ. Федоров и современность, вып. 1–4, 1928–1933. Из литературы нужно отметить: С. Н. Булгаков , Загадочный мыслитель (1908), переп. в «Два града», т. II, 1912; срв. его же , Идея общего дела, запись по памяти, «Вестник» РСХД, 1934, X; Н. А. Бердяев , Религия воскрешения, «Философия общего дела» Η. Ф. Федорова, Р. Мысль, 1915, Июль; С. А. Голованенко , рецензия на издание «Философия Общего дела», Бог. Вестн. 1913, Дек.; его же статьи: Философия смерти и воскресения и Православие и культ предков, Б. Вестн. 1914, Αпр. и Май; Тайна сыновства, О христианстве, Н. Ф. Федорова, Б. В., 1915 г. март; срв. мою статью, Проект мнимого дела, Совр. Записки, кн. 59, 1935. 13. Заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Черное. Погост Успенский Хрепельский – занимал не особенно большую территорию, гранича с двух сторон – с Сабельским погостом, с других двух – с Городенским и Будковским. К сожалению, и для этой небольшой территории мы не имеем полного описания, так как часть погоста входила в состав дворцовой волости и описана в дворцовых книгах, до нас не дошедших. К сожалению и « церковь того погоста писана в великого князя волости в дворцовой, что была Аркажского манастыря, в сем ж погосте» (III, 144). В погосте было немного дворов а) оброчных, и остальные б) поместные. Тех и других 99 двор. 153 челов. 118 обеж. Помещиками Хрепельского погоста были Иван Гагарин (8 двор., 15 челов., 7 об.), Григорий Картмазов (1 дв., 3 челов., 1 об.), Олексей Федоров Новокшенов (34 дв., 51 челов., 40 об.), Яков Федоров Новокщенов (25 дв., 36 чел., 27 об.), Борис Федоров Новокщенов (27 дв., 43 чел., 50 об.). – Всего в Хрепельском погосте было оброчных 4 дв., 5 чел., 3 об., что дает 2,5%, поместных 95 двор., 148 чел., 115 об., что дает 97,5%. Погост состоял из следующих деревень: Батицкое, Глухово, Долгое, Дора, Дорогинино, Дорогочино, Дуброва, Залужье, Засье, Изжили, Ильини, Курино, Ляхово, Митрохново Замошье, Мошков Вывед, Нефедков Березняг, Оношово, Пенково, Радоль (2), Сосенка, Спицино, Серъево, Щербово. Западную часть Новгородского уезда, к северу от погоста Будковского, занимали погосты Спасский на Оредежи и Климетский Тесовский, гранича с уездом Копорским. Погост Спасский на Оредежи – лежал по обеим сторонам р. Оредежи, в ее среднем течении. «На погосте церковь Спас-Преображенье; да на погосте ж: дв. поп Иван, дв. дьяк церковной Гридка» (III, 82). – Размер погоста не особенно большой – 114 ½ об. пахатной земли; в 100 дв. 161 человек; однако, – в погосте мы видим земли а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы, г) монастырские и д) попа. – Поместья в погосте имели Князь Иван – Темка Ростовский (22 дв., 40 челов., 27 об.). Лева Трусов Воробин (18 дв., 31 челов., 22 об.), Иван-Фома Григорьев Протасьев (2 дв., 4 челов., 3 об.), Иван Черленый Федоров Заблотцкий с сыном Иванцом (7 дв., 8 чел., 7 об.), Иван Беляиц с братом, внучата Труса Воробина (1 дв., 2 чел., 1 об.); из них Заболотцкий с сыном жил в Моровине. По родам, земли погоста распределялись так:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Петр Данил Бретшнедер. Оклад ему 110 рублев, да кормовых 46 рублев; итого в год 156 рублев. Иосиф Аген. Оклад ему 80 рублев, кормовых 45 рублев; итого в год 125 рублев. Исак Адамов. Оклад ему 60 рублев, кормовых 40 рублев; итого в год 100 рублев. Яган Нордгрен. Оклад ему 50 рублев, кормовых 46 рублев; итого 96 рублев. Ягану Густаву Вурму оклад 40 рублев, кормовых 28 рублев; итого 68 рублев. Отту Беркхану оклад 20 рублев, кормовых 28 рублев; итого в год 48 рублев. Итого учителей 7 человек, годовой оклад им и с кормовыми 763 рубли. Учеников, которым даются кормовые деньги, а имянно: По два алтына на день: Петр Иванов сын Волков. По десяти денег: Иван Иванов сын Хрущов, Петр Никифоров, Яков Никонов, Тихон Борисов сын Лобзин. – Итого 4 человека. По осми денег: Матвей Борисов сын Лобзин, Семен Кирилов сын Розладин, Михайло Иванов сын Лесли, Андрей Александров сын Всеволоцкой, Сергей Лукьянов, Максим Кузмин сын Бутковской, Григорий Чичагов, Федор Козмин сын Бутковской, Леонтий Иванов сын Островской, Дмитрий Никитин сын Ловрушин, Борис Игнатьев сын Олтуфьев, Степан Алексеев сын Олисов, Иван Степанов сын Хорошилов. – Итого 13 человек. По шти денег: Петр да Семен Дмитреевы дети Тарасовы, Иван Савостьянов сын Иполитов, Иван Григорьев, Иван Услюмов, Семен Кудрявцов, Петр Иванов сын Попов, Алексей Земзеров, Яким Петров сын Исаков, Никита Федотов сын Стукалов, Григорей Савин сын Маломахов, Матвей Никифоров сын Орешников, Семен Алексеев сын Павлов, Иван Иванов сын Карцов, Артемей Калинин сын Соловецкой, Яков Павлов сын Рубинов, Иван Петров сын Соболев, Андрей Борисов сын Горлов, Петр Иванов сын Соболевской, Семен Еремеев сын Кулешев, Алексей Ефимьев, Прокофей Кирилов сын Суворов, Корнил Савин, Игнатей Июдин, Иван Матвеев сын Лопатин, Иван Федоров сын Прончищев. – Итого 26 человек. Учеников же, которые в той школе учатца без жалованья, на своих доволствах: Иван Петров сын Лодыженской, Петр Леонтьев сын Глебов, Андрей Федоров сын Хрущов, Семен Иванов сын Хрущов, Борис Семенов сын Хрущов, князь Алексей княж Федоров сын Борятинской, Иван Дмитриев сын Ушаков, Григорей Борисов сын Артемьев, Матвей Федоров сын Замятнин, Степан да Петр Артемьевы дети Волковы, Егор Савин сын Сергеев, Иван да Степан Афонасьевы дети Чеботаевы, князь Николай княж Иванов сын Гагин, Петр Понкратов сын Сумороков, князь Петр княж Васильев сын Оболенской, Василий Стрежнев, князь Федор княж Иванов сын Мещерской. – Итого 19 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

—125— вать его с тем, что разбойник для нас мертв и до сегодня, для Бога же, согласно с этим обетованием, жив, как живы и все мертвые по другому свидетельству в Евангелии Луки и других евангелистов: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, у Него все живы» ( Лк.20:4 ). Федорову приписывается еще (и это главное) «неосознание тайны Богосыновства» и чрез это – арианство. А между тем именно потому, что Федоров признавал такие истины, как Богосыновство, Триединство, за неразъяснимые обычными ресурсами богословствования и философствования, он и смотрел на них (в пределах богословия и философии) именно как на тайну» и уяснения ее искал до некоторой степени в иной области – активного проявления этой тайны в жизни, в делах Христа и Его последователей. Точно так же, по словам Голованенки, – " рождение Сына и исхождение Духа не выяснены Федоровым». Не выяснены они им, однако не из пренебрежения к этим тайнам и не по отрицании их, а именно потому, что Федоров считал их за тайну, и глубины этой тайны таковы, что на полное выяснение ее не дерзали даже и Отцы Церкви, светила богословского знания, признанные церковью святыми. Не порицания, следовательно, а одобрения заслуживает Федоров за сдержанность в рассудочном, головном, истолковании этих священных тайн. Между тем, г. Голованенко, не довольствуясь недовыясненным Федоровым и довыясняя от себя то, о чем Федоров хранит молчание, приписывает ему почти духоборство во взгляде на Духа Святого и арианство во взглядах на воплотившегося Сына Единородного. Точно так же, из нерассмотрения Федоровым евхаристического значения Тайной Вечери (или слишком сжатого упоминания об этом значении) выводится заключение, будто весь смысл Тайной Вечери раскрывается для Федорова «в воскрешении всех Лазарей», а «тайное воскресение Христа едва ли имеет для Федорова значение» (стр. 507). Помнит ли, однако Голованенко следующее место из I т. Филос. Общ. Дела на стр. 346 примеч. 1-е: «все Евангелие Иоанна есть описание литургии, потому то, надо полагать, в нем и нет описания установления Евхаристии; так, по Евангелию Иоанна, Христос с самого начала яв-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

529 Положительные свидетельства о существовании злоупотребления см. у Ключевского в Житиях святых, стр. 388 sub fin., и в Описании рукописей И. А. Вахрамеева, составленном А. А. Титовым, вып. III, приложи, стр. 49. – Суздальского собора ключарь Анания Федоров в своем Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждаде уверяет, будто патр. Иосиф дозволил петь не только панихиды, но и молебны у гроба Соломониды, в схимном монашестве Софии, разведенной супруги вел. кн. Василия Ивановича, погребенной в Суздальском Покровском монастыре, см. во Временнике Общ. Ист. и Древн. кн. XXII, стр. 56. Но так как предписание патриарха петь панихиды по Соломониде – Софии и в то же время петь молебны ей было бы очевидно нелепостью, ибо это значило бы в одно и тоже время и молиться ей и молиться о ней (хотя простые священники и дозволяли себе иногда подобную нелепость, см. напр. у Верюжского стр. 872): то необходимо дело понимать так, что панихиды предписывалось петь ей самой, а молебны ее ангелу. О св. Димитрии, митрополите Ростовском сообщается, что в 1705-м году он написал тропарь и кондак чтившемуся (и чтущемуся) в Переяславле подвижнику Корнилию, см. Филарета Русских святых под 22-м Июля; но должно думать, что сочинил не для общественной, каковы молебны, а для частной или домашней к нему молитвы, о которой речь будет ниже. Анания Федоров уверяет, что он делает выписку из грамоты патр. Иосифа к архиепископу Суздальскому Серапиону, которая у него буквально есть следующая: «Писал ты, сыну, к нам патриарху, что в нынешнем 7158 (1650) году, по нашему указу и по грамоте, ты, сыну, в Суждале в Покровском девичьем монастыре великия княгини Софии мощи свидетельствовал, и (подразумевается: по свидетельству оказалось, что) благоверная великая княгиня инокини София погребена под соборною церковью Покрова Пресвятые Богородицы и лежит под спудом. И мы, слушав твоей отписки, указали к тебе, сыну, о том послать нашу граммату: и как к тебе, сыну, наша граммата придет, и ты б над гробницею велел положить покров и петь панахиды и молебны, как ведется почину, а гробницы разбирать иразрывать земли не велел» («До зде, уверяет Анания Федоров, от грамматы патриарший»). До отыскания подлинника грамоты мы остаемся при нашем мнении, что Анания Федоров, вставляя в патриаршую грамоту слова: «и молебны», выдает за предписанное патриархом то, что в его время делалось самовольно и по злоупотреблению (если бы патриарх признал Софию местной святой, что обыкновенно и принимается на основании того, что было на деле по злоупотреблению: то вместе с пением молебнов ей зачем он оставил бы и пение панихид по ней и в случае, если бы он признал Софию местной святой, не выражался ли бы он иначе и с ясностью, которая не оставляла бы никакого сомнения?).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010