659 Есаул Емельян Данилов, принесший митрополиту Филарету запись бывших ему откровений. – Прим. сост. 665 С 1816 г. святитель Филарет деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания и перевел Евангелие от Иоанна и Книгу Бытия. Полный перевод Библии был закончен в 1868 г. – Прим. сост. 670 В памятной книжке митрополита Филарета приводятся слова Франциска Сальского: «Мы возвращаемся в самих себя, любя любовь, вместо того чтобы любить Вселюбезного». 671 Преподобный Макарий (М. Н. Иванов , 1788–1860, память 7/20 сентября). См. о нем подробнее (сноска 706 примечание электронной редакции), а также письма к нему митрополита Филарета на с. 689–699. – Прим. сост. 673 А. П. Толстой (1801–1873), обер-прокурор Святейшего Синода. См. письма к нему с. 186–190. – Прим. сост. 678 Антоний (Я. Г. Амфитеатров, 1815–1879), впоследствии еп. Казанский и Свияжский. В связи с празднованием тысячелетия России предполагалось возобновить празднование памяти святых Кирилла и Мефодия. – Прим. сост. 680 Святитель написал тропари 2-й песни канона равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям словенским, см.: Минея май, ч. 1. С. 411–412. М. 1987. Евгений (М. Сахаров-Платонов, † 1888), епископ Сибирский и Сызранский. Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), митрополит Киевский и Галицкий. См. письма к нему на с. 471–472 (выше). – Прим. сост. 684 Афанасий (Федоров, 1777–1831), пострижен в монашество в 1802 г., иконописец. Наместник Троице-Сергиевой лавры (1818–1831), архимандрит. – Прим. сост. 696 Речь идет об эпидемии холеры в Москве. Митрополит Филарет в 1826–1842 гг. ежегодно с конца октября до начала мая находился в Петербурге, на заседаниях Синода, а в конце мая испрашивал разрешения у императора на возвращение в Москву до осени. – Прим. сост. 697 Иоанникий (Холуйский, † 1878), архимандрит, наместник Чудова монастыря в Москве (1834–1857). – Прим. сост. 699 Преподобный Исаакий Оптинский (И. И. Антимонов, 1810–1894, память 22 августа/4 сентября). Поступил в Оптину пустынь в 1847 г. В 1862 г. с одобрения митрополита Филарета отец Исаакий заменил почившего схиархимандрита Моисея в управлении обителью. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

ГЕЙНЕ ГЕНРИХ (Heine Heinrich; 1798–1856) – немецкий поэт. С 1831 г. в эмиграции в Париже. Писал также прозу (в его «Путевых картинах» – обзор современного состояния Германии и Европы, 1826–1831), публицистику («Романтическая школа», 1833, «К истории религии и философии в Германии», 1834 – под влиянием идей утопического социализма). ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ – преп., из Фиваидской пустыни (Египта) в 450 г. пришел в Палестину и основал у Иордана монастырь. Некоторое время был под влиянием ереси Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только Божественное естество (монофизитство), но преп. Евфимий Великий помог ему вернуться к православию. По преданию, Герасиму до кончины помогал лев, который умер на его могиле и там же был погребен. Поэтому преподобного изображают на иконах вместе со львом. Память его 4 марта. ГЕРМОГЕН , св. (ок. 1530–1612) – третий Патриарх Московский и всея Руси (1606–1612); в Смутное время, с декабря 1610 г. рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой. Когда народные ополчения двинулись на Москву для ее освобождения от интервентов, поляки и стоявшие на их стороне бояре требовали от патриарха под угрозой смерти, чтобы он приказал ополчениям разойтись. Патриарх не сделал этого и был заключен в Чудов монастырь, где скончался 17 февраля 1612 г., уморенный голодом. ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ (1812–1870) – писатель, мыслитель, общественный деятель. Вместе с Η. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 г. арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 г. под псевдонимом Искандер. С 1842 г. в Москве глава левого крыла западников. В философских трудах: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845–1846) и др.– утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841–1846). С 1847 г. в эмиграции. После поражения европейских революций 1848–1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ЛЕМКУЛЬ АВГУСТИН (1834–1918) – немецкий теолог, иезуит с 1853 г. ЛЕОНИД , св. старец (в схиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин; 1769–1842) – монах, с его именем связан первый период славы оптинского старчества. ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ – епископ Ростовский, поставленный на эту кафедру из иноков Киево-Печерского монастыря не позже 1051 г. Креститель этих земель. ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1831–1891) – философ, писатель, публицист, один из идеологов славянофильства; сторонник византийско-аскетического религиозного идеала; приверженец органической теории культурно-исторических типов, яростный критик прогресса, ведущего к нивелированию всех различий в общественной, культурной и нравственной жизни, единство которых и придает красоту истории. Незадолго до смерти принял монашеский постриг в Оптиной пустыни, (см.: Леонтьев К.Н. Собр. соч. Т. 1–9. М., 1912–1913; о мировоззрении Леонтьева см.: Константин Леонтьев : pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995). ЛЕРУА-БОЛЬЕ АНРИ ЖАН БАТИСТ АНАТОЛЬ (1842–1912) – французский историк и публицист, автор книги «Империя царей и русские» (т. 1–3; 1882–1889), которую В. С. Соловьев расценил как «весьма правдивое, весьма полное и прекрасно составленное изложение нашего политического, общественного и религиозного положения...» (Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 219). ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ (1831–1895) – русский писатель; автор серии сказаний о народных праведниках («Соборяне», «Не смертельный Голован», «Однодум», «Пугало», «Фигура» и др.). ЛЕССИЙ ЛЕОНАРДО (1554–1623) – теолог-иезуит. Находился иод влиянием Аристотеля и Дионисия Ареопагита . ЛИХУНЧАН, ЛИ ХУН-ЧЖАН (1823–1901) – государственный деятель Китая, проводивший, в частности, политику «подражания Западу». ЛИХУДЫ , Иоанникий (1717) и Софроний (1730) – братья, греки, основатели Славяно-Греко-Латинской академии в Москве, участвовали в полемике с т. н. «латинствующими» – представителями богословской школы Киевской академии. ЛОПАТИН ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ ( 1855–1920) – русский религиозный философ, персоналист и спиритуалист, учивший о первоначальной творческой причинности, выступающей в форме деятельности субстанции человеческого духа. Профессор Московского университета, редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О масонах же Филарет высказывался без каких-либо экивоков: «Зачем пить из сокрытых и, может быть, нечистых кладезей, когда для нас всегда готовы душеполезные творения отцов Церкви?»; «Зачем заходить к Богу с заднего крыльца, если переднее открыто?» Лаконично и четко. Как и в случае с наветами о причастности Филарета к декабристам, царь легко отмахнулся и от доноса о причастности владыки к иллюминатам. А вскоре 19 апреля 1831 года митрополит Филарет «за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом, а притом за многолетние похвальные подвиги и труды в пользу Церкви и государства, постоянно оказываемые при всяком случае, всемилоставейше сопричислен к ордену святого апостола Андрея Первозванного» – наивысшей награде Российской империи! Это был пасхальный подарок государя. Чем еще лучше император мог выразить свое полное доверие и расположение к Московскому Златоусту? А ведь Николай мог подождать еще полтора года и приурочить орден к пятидесятилетию владыки. Но ему именно сейчас хотелось дать понять всем недоброжелателям Филарета, какое значение владыка имеет в государстве Российском. А вот Дмитрия Брянчанинова император не отдал московскому митрополиту. Сей весьма одаренный во многих отношениях юноша, отпрыск знаменитого рода, ведущего свое происхождение от оруженосца Дмитрия Донского по прозвищу Бренко, совсем недавно с отличием окончил Главное инженерное училище, успел прославиться своими литературными сочинениями и умением вести занимательную беседу, и его приглашали на званые вечера к таким, например, столпам петербургского общества, как президент Российской академии наук Алексей Николаевич Оленин. Филарет видел людей насквозь и сразу подметил в Дмитрии Александровиче выдающегося человека. А тот к тому же открыто признавался в своем стремлении уйти в монашество. Отслужив один год в Динабургской крепости, поручик Брянчанинов подал прошение об отставке и подвизался в Александро-Свирском монастыре. В феврале скончался наместник архимандрит Афанасий (Федоров), и Филарет подыскивал ему замену. Еще раньше, находясь в Петербурге, предвидя кончину Афанасия, он обратился в Синод с просьбой прислать Брянчанинова в Московскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Во время студенчества принял монашество, а по окончании курса был назначен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка Костромской духовной семинарии. Затем бакалавр и библиотекарь Санкт-Петербургской духовной академии (1830), вскоре ректор Саратовской духовной семинарии. В 1833 году назначен ректором Иркутской семинарии и настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря, в 1840 г. перемещен ректором в Пермскую семинарию (там с ним и встретился Добросердов). В 1842 – ректор Тамбовской семинарии, в 1847 г. назначен в Тверь на должность ректора и настоятеля Отроча монастыря. В 1852 г. уволен от духовно-учебной службы и назначен настоятелем Елецкого Успенского монастыря, где и скончался 21 янв. 1854 г. «В лице о. Никодима представляется редкий пример многих и частых перемещений, допущенных для испытания сего странствующего о. ректора, а может быть и для других целей», – говорится в Биографическом словаре выпускников Санкт-Петербургской духовной академии. Оставил много трудов, в частности, им создано «Описание Иркутского Вознесенского первоклассного мужского монастыря». Какие именно притеснения от него довелось испытать Добросердову, который во время управления Никодимом Иркутской семинарией был учителем духовного училища, установить не удалось. 240 Архимандрит Аркадий (Григорий Федоров). Родился во Владимирской губернии, Покровского уезда, в Дмитровском погосте, в семье причетника. По окончании в 1808 г. курса во Владимирской семинарии стал учителем той же семинарии. В 1814 г. принял монашество. В том же году был назначен смотрителем Владимирских духовных училищ. В 1818 г. стал архимандритом и настоятелем Боголюбского монастыря. В 1823 г. – ректором Могилевской семинарии и настоятелем Оршанского Богоявленского монастыря. Также был ректором Минской и Ярославской семинарий. В 1828 г. стал епископом Оренбургским, с 1831 по 1851 гг. – епископ Пермский, 1851–1869 – Олонецкий. В 1869 г. уволен на покой, скончался в 1870 г. Церковная деятельность архим. Аркадия была направлена, главным образом, на обращение старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

ДАВЫДОВ ДЕНИС Васильевич (1784–1839) – поэт, герой Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант (1831), военный писатель. Был близок к декабристам и А.С. Пушкину. Автор военно-исторических работ, трудов по теории партизанских действий. ДАЖ БОГ (Дажьбог, Даждьбог) – бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии, покровитель наследия, богатства, сын Сварога. Упоминается обычно вместе со Стрибогом. В «Слове о полку Игореве» русские – внуки Дажбога. Его идол стоял на одном из киевских холмов. У западных славян ему, по-видимому, соответствовал Дабог. ДАМАСКИН ИОАНН , преп.– см. Иоанн Дамаскин . ДАМАСКИН ГЛУХОВСКИЙ (в миру – Цедрик, ок. 1880–1943) – епископ Глуховский, викарий Черниговской епархии; арестован в 1925 г. (вместе с митрополитом Петром); находился в Одесской тюрьме; выслан в Туруханский край, в конце 1928 г. освобожден, приехал в Москву. В 1929 г. вновь арестован и выслан на Соловки (с ноября 1929 по 1934 г.). В 1934 г. несколько месяцев пробыл на свободе, но в ноябре 1934 г. снова арестован, сослан в Казахстан. В 1935 г. арестован в Казахстане, отправлен в Сибирь, где погиб в лазарете одной из сибирских тюрем (данные прот. Польского; см.: Регелъсон Лев. Трагедия Русской Церкви 1917–1945. Париж: YMCA-Press, 1977. С. 578–579). ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885) – ученый-натуралист и философ, публицист, социолог, идеолог панславизма; создатель концепции «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. В главном своем сочинении «Россия и Европа» (1869) Д. представляет особую теорию панславизма, которая образует связующее звено между идеями славянофилов и национализмом. ДАНТОН , Жорж-Жак (1759–1794) – деятель Французской революции, один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 г., свергнувшего монархию, в развертывании в августе-сентябре 1792 г. обороны революционной Франции от интервентов. С 1793 г. занимал умеренную позицию по отношению к жирондистам. Осужден Революционным трибуналом, казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., 358 (пустыни принадлежала Подмонастыр. слободка; здесь названа Золотоношская). 1294. Успенская – Княжая или Княжева, мужская пустынь, ныне погост Княжая пустынь, Костромской губ., Кологривского у., в 25 вер. к юго-вост. от Кологрива, по дороге в Макарьев, при рч. Княжей, впадающей в Унжу. По преданию, она основана в XVI ст. Игнатием Фомичем Цызаревым, который принял здесь иночество. В 1678 г. о ней упоминается, как о безвотчинной, а в 1764 г. она упразднена. “Ист. Росс. Иер.», IV, 544; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 156; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1831 г., кн. 5, 99 (об остатках древн. зданий). 1295. Успенская – Паройская или Пройкова – Липецкая, мужская пустынь, ныне церковь Успения в селе Студенках, Тамбовской губ., Липецкого у., в 1 вер. к сев.-вост. от Липецка, при впадении рч. Студенки в Воронеж. Основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 г., вероятно, Имп. Петром I, который посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами. В 1724 г. к ней были приписаны Красногорский или Красноводский Спасский, что в Романовской слоб., и Успенский м-рь в Епифани. Упразднена в 1764 г. с переводом братии в Тамбовский Казанский монастырь. “Ист. Росс. Иер.», V, 16; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.», 190; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 54, 285; “Рязан. губ. в.», 1855 г., 45 (быв. м-ри в Ряз. еп.). 1296. Успенская – Салалейская или Солелейская, иначе Салолчевская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, находилась в Пензенской губ., Нижнеломовского у., на рч. Салалейке, за р. Мокшею, от Нижнего Ломова в 9 вер., а от Верхнего Ломова в 14 вер. В 1689 г. пустынь имела церковной земли перелогом и лесом 22½ четверти, сенных покосов копен на 50, которым владеют Нижнеломов. уез. села Лукиной Поляны выборные солдаты. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 2; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114 (находилась в самом городе, была безвотчинною, довольствовалась от подаяния христолюбцев); Строев, “Спис. иер. и наст.», 961 (Салалейская пуст. – строит. Маркелл, 1751 г.), 962 (Успенский, что на Сололенской горе – строит. Гурий, 1728–31 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 144 (опис. 1689 г. церковн. утвари в пустыни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

е. 858 руб. в год, которую высочайше повелено ему получать из духовно-учебных капиталов, сверх получаемых им по другим должностям окладов содержания. 3 апреля 1852 года  объявлено ему Высочайшее благоволение за труды по Академии наук; того же года 22 апреля, по указу духовной консистории, возложено на него наблюдение за преподаванием Закона Божьего в пятнадцати светских училищах, состоящих в его благочинии, в помощь главному наблюдателю по этой части, Его Преосвященству, ректору Духовной Академии; того же года 28 августа, по определению совета Императорского Александровского лицея, Его Императорским Высочеством, главным попечителем лицея, утвержден в звании профессора богословия и философии, с полным профессорским окладом жалованья. Скончался 16 марта 1854 года и погребен на Смоленском кладбище.  11) Протоиерей Николай Федоров Раевский. По окончании курса в нижегородской семинарии 5 июля 1821 года, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где окончил курс 30 июля 1825 года 30 со степенью магистра, и определен в Архангельскую семинарию учителем математики и еврейского языка, а 31 марта 1826 года  определен протодиаконом в Санкт-Петербургский Петропавловский собор; того же года 4 ноября посвящен в священника, и определен законоучителем в 1 Кадетский корпус; эту должность проходил двадцать шесть лет. 7 мая 1828 года определен законоучителем Императорского Человеколюбивого общества в Доме воспитания бедных детей· эту должность проходил двенадцать лет. 1 января 1831 года определен законоучителем во 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию; в этой должности состоял четырнадцать с половиной лет. 17 февраля 1832 года  всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей; в 1836 году – бархатной фиолетовой камилавкой: того же года 8 октября, за отлично ревностные труды в преподавании кадетам Закона Божьего, награжден набедренником; 4 июня 1839 года, – наперсным крестом. 6 мая 1840 года пожалован ему единовременно годовой оклад священнического жалованья по церкви корпуса 223 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

…если блюсти свое правило и хоть немножко хранить свое достоинство, о коем позволяет заботиться Сирах…— В библии а Книге премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. XXXIII, 23) есть следующие слова: «во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 403 Потир — чаша, употребляемая при православном богослужении. 404 Преосвященный Н т поступил из г. Вятки в г. П после архиерея сурового, большого постника…— Предшественником Неофита в Перми в 1831–1851 годах был Аркадий (Федоров, ум. в 1870 г.). 405 …явился к владыке с некогда знаменитым цензором г. Z. — В книге Е. А. Попова «Великопермская и пермская епархия. 1379–1879», Пермь, 1879, стр. 311, указано, что речь идет о Н. В. Е. — то есть об Н. В. Елагине (1817–1891), духовном писателе и с 1848 года цензоре. 406 Резент — резон. 407 Никодимова беседа — памятник апокрифической литературы, рассказывающий о страданиях Христа и о сошествии его в ад. 408 Полунощница — богослужение перед утреней. 409 «Исполатие» — искаженное «испола ети деспота» — церковное возглашение по гречески: eis polla ete despota — на многие годы, владыка. 410 …из козловского «Чернеца»…— Цитата у Лескова не вполне точна. У Козлова: И воз, накладенный снопами; И вижу я, между снопов Сидит в венке из васильков Младенец с алыми щеками. (Глава X) 411 …в путь, в город О. — По-видимому, речь идет об Оханске Пермской губернии. 412 …дело об убийстве доктора Ковальчукова. — Известный харьковский врач А. И. Ковальчуков (род. в 1832 г.) был убит 10 декабря 1877 года Г. А. Безобразовым на почве сложных отношений с М. С. Ковальчуковой. Последняя разошлась с мужем, но развод не был оформлен. Убийство и все перипетии процесса оживленно обсуждались не только местной, но и столичной прессой. Процесс происходил в Харькове в октябре 1878 года. Присяжные оправдали М. С. Ковальчукову и признали Безобразова виновным, но заслуживающим снисхождения, — он был приговорен к 11 годам каторжных работ (см., напр., газету «Харьков», 1878, 6 января, и 45, 28 января, 24 августа, 26 октября — 1 ноября). 413

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Из учителей рисования не упомянут нами в числе учителей ординарных классов Стефан Засухин, кунгурского уезда Сылвинского села священнический сын, обучавшийся в Пермской семинарии. Учителем был с 1807 по 1809 год, а в этом последнем году уволен в светское ведомство и поступил на службу в Пермское удельное отделение. «Корень учения горек, но плоды его сладки», говорит пословица. И Пермский рассадник духовного просвещения принес сладкие плоды в лице своих воспитанников, из коих некоторые заслуживают особого упоминания, как добрые пастыри стада Христова и верные служители церкви и отечества. Первый курс Пермской семинарии, как мы выше сказали, окончился в год прибытия преосвященного Иустина на Пермскую епархию. Второй курс начался с января 1803 года 44 . В него поступило учеников: в философский класс 23, в риторику 29, в высший грамматический класс 47, в средний грамматический – 85, в низший грамматический – 85, в информаторический – 76 45 . Второй курс окончился в июне 1805 года. Кончило курс 14 студентов философии 46 . Из студентов этого курса более замечательны: Яков Коровин и Михаил Кириллов, бывшие учителями семинарии, Федор Любимов и Петр Луканин, занимавшие в епархии почетные должности. О первых двух было сказано выше, о последних сообщим сейчас краткие сведения. Федор Федоров Любимов соликамского уезда села Купросского священнический сын, по окончании курса произведен во священника в Егвинское село, в 1809 г. определен благочинным; в 1821 г. за долговременную и беспорочную службу произведен к градо-соликамскому Свято-Троицкому собору в протоиерея и определен в Соликамское духовное правление перво-присутствующим и членом оспенного комитета, в 1822 г. определен корреспондентом пермского библейского общества; в 1824 г. утвержден градским и уездным благочинным; в 1825 г. назначен увещателем преступников по соликамским присутственным местам; в 1830 г. миссионером по соликамскому и чердынскому уездам. За усердное и ревностное прохождение всех сих должностей в 1820 г. награжден набедренником; в 1831 г. бархатной фиолетовой скуфьей; в 1834 г. – за увещание раскольников – золотым наперсным крестом; в 1833 г. бархатной фиолетовой камилавкой. Скончался в 1851 г., 71 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010