Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672 г. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Храм двухстолпный, с мощным пятиглавием. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней до конца 1920-х г.г. находилось 7 колоколов, самый крупный их которых был весом 100 пудов (в 2008 г. такой же колокол вновь был поднят на колокольню.) С южной стороны паперти был устроен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 г. он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя св. первомученика и архидиакона Стефана. Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в период 12 июня 1693 г. - 2 августа 1693 г. большой артелью ярославских и костромских мастеров, в состав которой входили Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Дмитриев, Михаил Андроников, Степан Митрофанов, Иван Сергеев, Яков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Федор Лазарев, Семен Андрианов, Сергей Доментианов, Сергей Дмитриев, Кондратий Иванов, Моисей Семенов, Козьма Никитин, Семен Иванов. Заказчиком росписи был ярославский посадский Иван Иванов Кемской. Северный придел и паперть дописывались в 1700-е г.г. В системе спасонагородской росписи органически слились г.г иконографические приемы ярославской и костромской традиций. Многие сюжеты трактованы в ней оригинально, не по общепринятым образцам. В центральном куполе расположена фреска «Вседержитель», в барабане купола фигуры пророков в рост и праотцы в круглых медальонах. На парусах евангелисты и их символы, ангелы с зерцалами и Христос Эммануил. На подкупольных арках изображены сюжеты «Ветхозаветная Троица» (в.) и «Сошествие Святого Духа» (з.). В ю.-з. куполе «Богоматерь Знамение», между окнами барабана архангелы, на парусах апостолы из числа семидесяти, на подкупольных арках «Воскрешение Лазаря» (в.) и «Вход в Иерусалим» (з.). В с.-з. куполе композиция «Иоанн Предтеча с Христом в потире», в барабане архангелы, на парусах апостолы и херувимы, на подкупольных арках «Проповедь во храме» (в.) и «Неверие Фомы» (з.).

http://sobory.ru/article/?object=00579

Оренбургская и Бузулукская; в 1938–1957 гг. – Чкаловская (именование г. Оренбург); Оренбургская; Оренбургская и Бузулукская, паки. Викарные кафедры: Челябинская, Кустанайская. 13.11.1799 26.05.1806 10.06.1806 06.01.1819 02.03.1819 19.05.1823 Феофил Татарский 17.06.1823 01.12.1828 Амвросий II Морев 03.02.1829 08.08.1831 Аркадий Федоров 27.09.1831 30.10.1835 16.11.1835 20.11.1849 Иоанникий Образцов 20.11.1849 27.08.1853 Иосиф Богословский 27.08.1853 17.03.1858 Антоний Шокотов 15.06.1858 17.03.1862 19.05.1862 09.11.1866 Варлаам Денисов 09.11.1866 23.05.1879 Митрофан Вицинский 23.05.1879 05.04.1882 Вениамин Быковский 05.04.1882 01.05.1886 Вениамин II Смирнов 01.05.1886 22.10.1895 Макарий Троицкий 22.10.1895 29.10.1896 15.11.1896 05.12.1896 22.12.1896 26.11.1903 Владимир Соколовский-Автономов 26.11.1903 13.08.1910 Иоаким Левицкий 13.08.1910 26.07.1914 01.06.1913 01.08.1913 30.07.1914 01(14)03.1920 29.07(11.08) 1923 06(18)11.1923 18(31)07.1924 31.12.1925(13.01.1926) 31.12.1925(13.01.1926) 20.12.1927(02.01.1928) в/у сщмч. Иаков Маскаев 16(29)11.1928 Дионисий II Прозоровский 16(29)11.1928 17(30)12.1931 17(30)12.1931 09(22)05.1937 10(23)05.1937 20.07(02.08.)1937 01(14)02.1945 23.08(05.09)1948 09(22)02.1949 13(26)09.1950 18(31)10.1950 03(16)11.1953 21.11(04.12)1953 18(31)05.1960 Михаил II Воскресенский 18(31)05.1960 01(14)05.1963 01(14)05.1963 11(24)01.1999 05(28)12.1999 Оренбургская, обн. (см. Чкаловская, обн.) Орехово-Зуевская Основана в 1926 г. (?) Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1936 г. Возобновлена 03(19)03.1987. 1926 21.08(03.09)1927 Сщмч. Никита Делекторский 16(29)09.1928 12(25)09.1929 Иоанн Соколов II 12(25)09.1929 04(17)03.1931 Питирим Крылов 04(17)03.1931 01(14)05.1934 Иоанн Соколов II, паки 01(14)05.1934 01.1936 Иоанн II Широков 10(23)03.1987 09(22)11.1990 03(16)07.1995 06(19)08.1995 06(19)08.1995 Орехово-Зуевская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Орехово-Зуево (Московская область). Московское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главный престол храма был освящен во имя иконы Нерукотворного Спаса, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезе - во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника. О времени и мастерах стенописей сообщает храмозданная надпись: «1741 г. месяца июния в 8-й день начата бысть сия св. церковь писатися стенным и иконным писанием… А трудившиеся во святей сей церкви ярославские иконописцы Алексей Иванов [Сопляков] с сыном Михаилом. Иван Никитин с братом с Иваном Горины. Андрей Емельянов с детьми Афанасием да Иваном. Алексей Данилов. Матфей Никитин. Иван Степанов. Подписи писал церкви Леонтия епископа Ростовского чудотворца поп Борис Федоров… совершися же того же лета сентемвриа во 2-й день». В 1875 году фрески были вновь прописаны «в совершенно другом характере». К 300-летнему юбилею храма, в 1911 г., поздний слой смыли и восстановили первоначальную живопись. В марте 1798 г. Леонтий Осипов Суконкин, крестьянин деревни Таланово Ярославского уезда, для теплого придела преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника обязался исполнить новый резной иконостас, царския врата и «всё без изъятия вызолотить». Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831-1832 г.г. у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела - Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П.Я. Панькова (в 1930 г. снесена, в 2018 г. воссоздана). В 1873 г. теплый и холодный храмы были соединены. В 1909-1911 г.г. церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектору А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. Финансирование работ начал Иван Александрович Вахромеев, а после его кончины завершил сын, Александр Иванович. Главной ценностью Спасо-Пробоинского храма являлась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, она была особо почитаема ярославцами: «Нет почти ни одного случая семейного, радостного ли или печального, при котором они не обращались бы к сему чудотворному образу с молитвою прошения и благодарения». Как выглядело раннее убранство иконы Спаса Нерукотворного, сведений не сохранилось, а в 1867 г. она получила новое обрамление. «Ковчег, риза и венец сделаны мастером серебряных и золотых дел ярославским купцом Василием Е. Рословым, а украшение оных жемчугом и драгоценными каменьями сделано монахинею Ярославского Казанского монастыря Маврикиею по рисунку, одобренному Его Высокопреосвященством (архиепископом Нилом)». Для участия в крестных ходах святыня помещалась в специально сделанный киот. В летнее время образ Спаса ставили справа от царских врат в холодной церкви, а зимой его переносили в иконостас теплой.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Причт соборный издавна состоял из протоиерея, двух священников, из которых один носил звание ключаря, двух диаконов и двух дьячков. В старину были при соборе певчие из воинской команды, носившие, при служении, польское платье. Вот имена прежних протоиереев: Михаил Иоаннов, (ок. 1737), Борис Петров, (ок. 1741), Алексей Васильев, (ок. 1747), Иоанн Федоров, (ок. 1768), Григорий Григорьев, (ок. 1778), Стефан Кузьмин, (ок. 1797), Стефан Нулев, (ок. 1800), Алексей Георгиевский , (ок. 1811), Василий Дремяцкий, (ок. 1848), Георгий Полотебнов, (ок. 1849), Василий Нектарьевский, (ок. 1851–1857) и Павел Трачевский, служащий по настоящее время. Ключарями подписывались: Антоний Соловьев, (ок. 1814), Василий Дремяцкий, (ок. 1831), протоиерей Константин Несвицкий, Матфий Веселовский, (в 60 годах), и Иоанн Сергиев. Священниками были: Козьма Стефанов, (ок. 1737), Феодор Матфиев и Тимфеей Васильев, (ок. 1741), Василий Иоаннов и Илья Георгиев, (ок. 1747), Александр Иоаннов и Иоанн Пантелеймонов, (ок. 1778), Иван Дмитриев, (ок. 1781), Василий Алексеев и Иоанн Анисимов, (ок. 1787), Григорий Иоаннов, (ок. 1789), Михаил Степанов, (ок. 1797), Михаил Сиверцов, (ок. 1800), Феодор Измайлов, (ок. 1809), Михаил Абрюцкий, (ок. 1814), Петр Георгиевский, (ок. 1830 г.), Иоанн Вишняков, (ок. 1846), Иоанн Сергиев, Петр Клепачевский и Иоанн Таратин. Из священнослужителей долее других служили: протоиерей Алексей Георгиевский (около 35 лет), Григорий Григорьев, (около 20 лет), Павел Трачевский, (около 30 лет), священник Иоанн Сергиев (около 30 лет). На содержание причта, по Высочайше утвержденной ведомости Синода (4 мая 1806 г.) положено: протоиерею 450 р. асс. в год, священникам по 300 р., диаконам по 225 р., дьячкам по 150 р., просвирне 50 р. асс. Ныне тоже жалованье выдается серебром, но в уменьшенном размере, именно: протоиерею 128 р. 70 к. сер., священникам по 85 р. 77 к., диаконам по 64 р. 30 к., дьячкам по 42 р. 88 к., просвирне 14 р. 30 к. Кроме жалованья и доходов причт пользуется процентами с капиталов, положенных в разное время и простирающихся ныне до 13600 р. сер. Из пожертвований самое замечательное купца Николая Щукина, который, в 1877 году внес в собор 25000 р. асс.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

[ Елиссей , в окт. 1596.] Лазарь , 1802–24; (†...?) Аркадий Федоров 27 мая 1825 перев. из Грозовского монастыря; 8 дек. 1828 хирот. в епископа Оренбургского. Иоанн Доброзраков 14 янв. 1829 перев. из Можайского Лужецкого монастыря; 5 авг. 1830 хирот. в епископа Пензенского. Смарагд Крыжановский в 1830 перев. из Киево-Братского монастыря; 20 сент. 1831 хирот. в епископа Ревельского (викария С.-Петербургской епархии). Евтихиан Лестев в 1833 перев. из Спасо-Прилуцкого монастыря, а в 1834 – в Рязанский Солотчинский. Евгений Добротворский , с 1834, перев. из Грозовского? 31 мая 1836 хирот. в епископа Винницкого (викария Подольской епархии). Феофан , в 1836–45. Геласий в 1845 перев. из Грозовского; до 1855. Пантелеймон , в 1856–59. 5 Петропавловский, в Минске, В 1795 г. обращён в Кафедральный собор; штат перев. в Пинский Богоявленский 154 [V, 67.] Архим. Паисий , 1620. – Пётр Пашкевич , 1691. 6 Грозовский Иоанно-Богословский, в местечке Грозове, основан в начале XVII века; заштатный. [III, 758.] Архимандриты Исаия , игум., 1795–1809; архим. до 1814. Неофит , 1817–24. Аркадий Федоров в июне 1824 перев. из Кутеенского, а 27 мая 1825 – в Пинский Богоявленский. Платон , 1829–31. Евгений , 1831–34, перев. в Пинский Богоявленский? Геласий , 1838–45, перев. в Пинский Богоявленский. Платон , 1846–59. 7 Дятловицкий Спасо-Преображенский основан в 1622 г.; заштатный. [IV, 77.] Игум. Иннокентий Гизиель , в 1645 ж 1646, перев. в Киево-Братский мнтрь. – Руф , в авг. 1766. 155 Архим. Варлаам Шишацкий 26 мая 1794 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 3 июня 1795 хирот. в епископа Волынского. – Иов , 1838–41, 53–56. 8 Кобринского Спасского, в городе Кобрине [IV, 546]: Игумены Варлаам , 1465. Андрей , 10 июня 1491. Антоний Критский , 5 окт. 1512. Иосиф , в сент. 1526. Вассиан , 1541. Иона Гоголь с 7 февр. 1586. После епископ Туровский. Павел Овлочинский , архим., 1633. 9 Слуцкий Троицкий основан в XVI веке. Ныне заштатный. [VI, 148.] Архимандриты Макарий , 31 мая 1492. Иосиф , игум., 1493 и 94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14 мая 1831 года совет попечителей новостроящегося в городе Тучкове Свято-Покровского собора подал прошение градоначальнику: «Начатый постройкою 1821 года в городе Тучкове Собор Покрова Пресвятой Богородицы помощью всемогущего Бога приведен в окончание как наружной, так и внутренней готовности для отправления священнослужения, и жители все православного исповедания усердно желают видеть освящение сего собора настоящего месяца 28 числа в день Вознесения Христова». Но в связи с тем, что в градоначальстве свирепствовала холера, освящение собора было перенесено на более благоприятное время. Осенью 12 сентября 1831 года Архиепископом Кишиневским и Хотинским Димитрием в присутствии Бухарестского митрополита был освящен Свято-Покровский собор. Избранный в 1831 году совет попечителей собора в составе Дмитрия Севастьянова, Данилы Забутенко, Мирона Яковенко, Адама Шпаковича и церковный староста Артем Иваненко составили ведомость денежных средств, которые были израсходованы на постройку и оснащение собора, приобретение церковной утвари, свечей, ладана, масла и др. Эта сумма составила 40224 рубля 50 копеек. Собор сооружался на деньги прихожан и пожертвования купцов и, вообще, всем миром. Десять тысяч рублей в виде беспроцентного займа выделила в 1826 году Бессарабская казенная палата, так как «Новороссийский и Бессарабский Генерал Губернатор усмотрел из доклада комиссии учрежденной для построения в г. Тучкове Соборной Покровской Церкви, что церковь сия не оканчивается по неимению (достаточной) суммы…»  Граф Михаил Семенович Воронцов пожертвовал на святое дело огромную по тем временам сумму — 30 тыс. левов. Русские императоры Александр I и Николай I также внесли свою лепту в строительство храма. Царь Александр Первый вложил в строительство храма 12 тыс. рублей, а его престолонаследник Николай Первый предоставил часть трофейных пушек, взятых в войне с турками 1828-1829 гг. для отлива колоколов. Генерал Сергий Тучков оказал как денежное, так и нравственное влияние при постройке собора; генерал лейтенант Павел Иванович Федоров (Бессарабский Военный Губернатор Управляющий Гражданской Частью и Измаильским Градоначальством) уплатил долг 10 тыс.

http://sobory.ru/article/?object=36853

Со временем здание церкви сильно обветшало, в 1781 году, в храме заменили нижние венцы на новые, а в 1792 году на общем приходском сходе было решено возвести в Буйлове каменный храм, после чего и началось строительство трапезной новой церкви и закончилась в 1810 году и в этом же году разобрали старую деревянную церковь, а иконостас и образа перенесли в каменный храм. В 1815 году состоялось освещение двух пристолов в трапезной: южный посвятили св. Николаю, а северный - вмч. Георгию Победоносцу. В 1819 году вокруг храма начали строить ограду. В 1831 году церковь покрыли железом. В 1843 году каменный пол в храме заменили на деревянный. В 1849 году получено разрешение на изготовление большого колокола для храма. В 1850 году деревянные полы в церкви пог. Буйлово, а также тесовую крышу на ограде и двое ворот покрасили краской. В 1865 году после окончания работ по строительству центального придела летней части храма, посвященного Богоявлению Господня, состоялось его освящение. В 1879 году получено разрешение расширить церковь и в 1882 году, после окончания строительных работ и украшения храма настенной живописью, произведено освящение двух новоустроенных приделов в летней части храма. В 1895 году были позолочены иконостасы и возобновлена живопись на средства старосты церкви. В 1899 году в трапезной устроены новые иконостасы. Центральный престол посвящен Богоявлению Господню, справа от него – Рождеству Пресвятой Богородицы и слева – святителю Арсению Тверскому. В трапезной с северной стороны – святителю Николаю Чудотворцу, с южной – Георгию Победоносцу. Зимняя часть здания отапливалась четырьмя голландскими печами. Основной вклад в строительство каменной церкви внес зажиточный крестьянин деревни Устюги Григорий Федоров. С 1835 по 1887 годы, то есть, пятьдесят два года, в храме Богоявления Господня служил замечательный батюшка – отец Иоанн Богословский, закончивший свой жизненный путь в Кашинском Николаевском Клобуковом мужском монастыре. В возрасте 75 лет он удостоился беседы с Высокопреосвященнейшим Саввой, Архиепископом Тверским и Кашинским, который в годовом своем отчете за 1889 год Святейшему Синоду писал: " Сей пастырь (о.

http://sobory.ru/article/?object=03483

Этим внутренним духовным деланием создастся мир христианских ценностей в обществе, хозяйстве, культуре, возникает то, что называется духом жизни. Православие явило силу свою в духовном и культурном воспитании народов Восточной Европы – Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, России, Грузии, Украины, Белоруссии – c их яркой своеобразной историей; и оно, конечно, не исчерпало своей силы и по сей день. Своеобразную трудность в православной этике представляет уже указанная черта: Православие видит основной идеал не столько в сфере этической, сколько эстетической. Видение «умной красоты» требует от стремящегося к нему приблизиться «умного художества», творческого вдохновения. Последнее остается уделом немногих, большинство довольствуется моралью, которая безусловно дисциплинирует, хотя сама по себе и не имеет духовного вкуса. Православию, действительно, не свойственен тот морализм, который явил свой апофеоз в ригористической и автономной этике Иммануила Канта (1724–1804), философа Протестантизма, как и та практическая «гибкость», которая бывает свойственна этике католицизма. Тем не менее нельзя отрицать и того, что указанный духовный эстетизм Православия исторически иногда выражался в равнодушии к требованиям практичности и, в особенности, к методическому воспитанию религиозной воли и духовной твердости, – недостаток, который прискорбно проявлялся во времена исторических потрясений. Здесь должно иметь силу правило, гласящее, что верный в малом должен быть верным и во многом; наличие высоких вдохновений не должно умалять значение повседневности. Но при сравнении Православия (по крайней мере, русского) и инославного христианства проявляется обычно та особая задушевность и сердечность, которая наиболее соответствует характеру первого. Основные черты характера православного христианина – смирение и любовь, отсюда та благожелательная скромность, искренность и простота, несовместимая с духом прозелитизма и властности. Православие не убеждает и не завлекает, оно пленяет и притягивает, и в этом выражается его образ действия в мире. В нем звучит призыв Иоанна Богослова: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога ( 1Ин. 4:7 ). И эта любовь ко всякому, даже без различия веры, – характерная черта, объединяющая православных старцев и подвижников и светских писателей, в сознании своем даже удаляющихся от Православия, каковы Л. Н. Толстой (1828–1910), Н. С. Лесков (1831–1895), Η. Ф. Федоров (1828–1903) и др. Православие воспитывает прежде всего сердце, и в этом состоит главная его особенность, источник как его превосходства, так и его слабости, может быть, более всего проявляемой в воспитании религиозной воли и рассудительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почтовая дорога из Москвы на Калугу через Боровск и Малоярославец была учреждена в 1800 г. А в 1812 г. по этой дороге через Тимашово шли к Малоярославцу войска Наполеона. В декабре 1812 г. в донесении в Калужскую духовную консисторию было послано донесение о состоянии храмов, которые оказались на пути французской армии. О церкви Рождества Богородицы сообщалось, что захватчики разломали престолы и жертвенники в алтарях, похитили серебряные сосуды и некоторое другое имущество. Село было расхищено и сожжено. Год не было в храме богослужения. Через год храм ожил. Настоятелем храма стал священник Петр Федоров. После смерти П.А. Болдина имением стала управлять его мать Е.Г. Болдина. Ее стараниями в 1824 г. был перестроен придел муч. Иоанна Воина. Он построен в стиле зрелого классицизма с палладианскими мотивами. В фондах Калужского государственного объединенного краеведческого музея есть антиминс с надписью, что он выдан для служения «во храме Великомученика Иоанна Война, что в приделе теплом». Антиминс был освящен 18 августа 1824 г. и подписан епископом Филаретом (Амфитиатровым), занимавшим Калужскую кафедру в 1819-1825 г.г. Впоследствии Антиминс 1824 г. заменили новым, а старый отправили в Калужскую архиерейскую ризницу. До наших дней святыня дожила в качестве музейного экспоната. Согласно справке храма о приходе 1830 г., причт храма состоял из священника, дьячка и пономаря. Священническое место в Тимашове передавалось по родству. С 1831 г. настоятелем храма становится выпускник Калужской духовной семинарии Иван Алексеевич Беляев, а болезненный и вдовый священник Петр Федоров остался на попечении зятя. 27 марта 1840 г. в Рождественской Церкви был крещен Илларион Михайлович Прянишников, родившийся в с. Тимашово, впоследствии ставшим известным русским художником. С 1874 г. настоятелем храма становится священник Александр Иванович Любимов. В июне 1891 г. Тимашово посетил епископ Виталий (Иосифов). Владыка ознакомился с положением дел в храме и советовал прихожанам обратиться к благотворителю Афанасию Петровичу Маркову с просьбой о приведении храма в надлежащее благолепие. Благодаря купцу Маркову Храм Рождества Богородицы был украшен росписями. После смерти священника Александра Любимова, в храм назначен выпускник Калужской духовной семинарии Иоанн Федорович Зерцалов родственник покойного настоятеля. В 1903 г. настоятелем храма назначили иерея Федора Филипповича Стеллиферовского. Прослужить священнику пришлось многие годы.

http://sobory.ru/article/?object=06768

В переписке очень ярко предстает перед нами то взаимное послушание, которое святитель Филарет являл преподобному Антонию как своему духовнику, а преподобный Антоний оказывал Святителю как настоятелю Троице-Сергмевой Лавры. Достойны удивления братская любовь и забота, которые на протяжении многих лет оказывали друг другу Святитель и Преподобный. Избрание настоятеля Знакомство преподобного Антония со святителем Филаретом произошло в Москве в 1824 году. Молодой иеромонах понравился владыке здравостью своих суждений и резким неприятием того увлечения мистицизмом, которое господствовало тогда среди российской интеллигенции. В 1831 году скончался наместник Лавры архимандрит Афанасий (Федоров), и Святитель вспомнил об иеромонахе Антонии как о возможном кандидате в наместники. Однако в вопросе выбора наместника проявился обычай святителя Филарета не сразу доверять своим мыслям, а проверять, согласны ли они с волей Божией. «Мысль, которую я вчера имел, но не успел сказать, сегодня, предварив меня, сказал мне другой, и сие внезапное согласие сделалось свидетельством того, что она пришла недаром». Этот «другой» был простым странником. Предел и мера Первые несколько лет после назначения отца Антония наместником Лавры его отношения с настоятелем монастыря — владыкой Филаретом — носили формальный характер, это был период привыкания Преподобного к требованиям Святителя. Неоднократно архимандрит Антоний вызывал нарекания митрополита тем, что совершал в Лавре некоторые действия без его благословения и не сообщал всего того, что настоятелю Лавры необходимо было знать. Владыка наставлял его такими словами: «Всякий человек по мере сил и принятой обязанности должен назначить себе пределы действования и не переходить их без нужды. Так сохраняют и силы в действовании, и дело идет лучше, нежели когда хотят гнаться за двумя зайцами сразу». Обладая живостью, горячностью, непосредственностью характера, преподобный Антоний иногда переступал пределы своих полномочий, оправдываясь необходимостью внимания к ближним. А Святитель в этом внимании часто усматривал проявление человекоугодия. Так, принимая в Лавре митрополита Иону (Васильевского), бывшего экзарха Грузии, преподобный Антоний оказал ему больший почет, чем того требовал обычай. Святитель в связи с этим писал: «Но не худо знать, что наместник должен делать то и столько, что и сколько поручается от местного начальника; и никакой подчиненный не имеет права жаловать высшего почестями по своему произволу, а все должно быть по уставу и по обычаю. Если я понимаю непринадлежность почести, мне отдаваемой, то я огорчен и могу огорчить сделавшего почесть; а если мне полюбилось, то меня ввели в грех».

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010