Благодаря благочестивым прихожанам, которые в свое время помогли найти его затерянные мощи, ныне мы имеем возможность поклониться его святым останкам, а частицы его мощей вложены во многие престолы и святые антиминсы нашей епархии. Сегодня вечером мы будем предстоять перед мощами святителя за праздничным бдением и просить его, дабы он молил Бога и о нас. В годы его служения он не мог совершать богослужения в своем кафедральном Спасо-Преображенском соборе, захваченном раскольниками. Ныне мы просим его святых молитв и предстательства перед Богом, чтобы наш кафедральный собор был окончательно восстановлен и в нем начала совершаться ежедневная Святая Литургия и горячая молитва о нашей Тверской земле, о сохранении нашего Отечества, о мире всего мира и благосостоянии святых Божиих Церквей. Среди участников конференции – епископ Зарайский Константин, с которым мы учились в Московской духовной академии и, как выпускники одной духовной школы, очень сроднились с образом священномученика Фаддея. 25 лет назад, когда заканчивался архиерейский собор и богослужение проходило в нижнем храме Христа Спасителя, мы, будучи студентами, пели за патриаршим богослужением в составе сводного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Отец Матфей тогда разделил хор на два клироса. Сам он управлял правым, мне поручил управлять левым. И вот во время этого богослужения был совершён чин канонизации нескольких святых, прославленных на соборе, среди которых был священномученик Фаддей, архиепископ Тверской. Сегодня, через 25 лет, мне напомнил об этом владыка Константин.  Молитвами священномученика Фаддея Господь да благословит и наш сегодняшний форум, все наши добрые намерения, а самое главное – подаст нам хотя бы какую-то часть той любви к Богу, к Церкви, к Евангелию и к аскетической жизни, без которой нет христианства и которая была у священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Приветственный адрес ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Кирилла зачитал заместитель ректора МДА по представительской работе священник Александр Кузнецов:

http://fond.ru/novosti/778-v-tveri-prosh...

В состав редакционной коллегии издания вошли Максим Максимов, архимандрит Дамаскин (Орловский), протоиерей Олег Митров, кандидат исторических наук З.П. Иноземцева, кандидат исторических наук С.Н. Романова. Цель издания — дать возможность каждому желающему прикоснуться к тому опыту жизни во Христе, который стяжал священномученик Фаддей. На сегодня это самое полное издание, посвященное святому. Ежегодно 31 декабря жители Твери собираются в соборе Вознесения Господня у мощей святого покровителя города, чтобы поблагодарить его за молитвенное предстательство пред Богом в году уходящем и испросить молитв и помощи в грядущем новолетии. 30 декабря, накануне дня памяти архиепископа Фаддея, митрополит Амвросий совершил в Вознесенском соборе праздничное всенощное бдение. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Зарайский Константин , духовенство Тверской митрополии , приглашенное духовенство г. Москвы, Московской , Санкт-Петербургской и Астраханской епархий. Епископ Константин возглавил литию. Полиелей на утрене совершался в центре храма, у раки с мощами святого. По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий поблагодарил верующих за молитвы. «Для нас особое торжество и особая радость — молиться и воспринимать примеры людей, которые были прежде нас и прошли свой жизненный путь в необычайно сложных обстоятельствах. Мы тоже живем сегодня в по-своему сложное время, ведь время всегда было, есть и будет оставаться непростым и судьбоносным. Просто у каждого времени свои вызовы, и от каждого человека, живущего в свое время, Господь ожидает верности. Этой верности давайте все будем учиться и просить у священномученика Фаддея», — сказал, в частности, архиерей. 31 декабря, в день памяти мученической кончины святого Фаддея, владыка Амвросий совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. В торжественном богослужении приняли участие епископ Зарайский Константин, епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Веневский Феодорит , епископ Переславский и Угличский Феоктист , клирики г. Москвы, Тверской, Московской , Санкт-Петербургской , Астраханской , Ярославской и Тульской митрополий.

http://patriarchia.ru/db/text/5991901.ht...

Подробнее 07.12.2018  Зачем надо изучать историю причисления к лику святых в Русской Православной церкви Бабич Ирина Леонидовна, главный научный сотрудник отдела Кавказа ИЭА РАН, доктор исторических наук Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Подробнее 06.12.2018  Значение новомучеников для России Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Подробнее 31.10.2018  «О значении исследования проблемы канонизации святых Русской Православной Церкви для постижения истории России» Иноземцева Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», член Правления Российского общества историко Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)» Подробнее 31.10.2018  Канонизация новомучеников Русской Православной Церковью и жития святых – критерии и проблемы Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)» Подробнее 07.04.2018  Педагогическое наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского,изложенное в его книге «Записки по дидактике» И.Н. Канурская Сотрудник Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " Доклад на научно-практической конференции «Пятнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края» 28 марта 2018 г. в Курской Государственной Сельскохозяйственной Академии и Курском Институте развития образования 29 марта 2018 г. Подробнее 07.04.2018  К вопросу об изучении школьниками судеб духовенства Церкви Русской в 20 веке

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

И это слова священника, связанного со своей паствой настолько, что не сразу решился принять монашество – из-за опасения, что не сможет оказывать людям помощь в той же мере, как прежде. Сомнения относительно выбора пути служения помог разрешить тогда совет отца, священника Василия Успенского, отвечавшего сыну, что монах «не отделен от людей, только он служит людям особенным образом.» Слова о. Фаддея о наступлении времени «отвержения пастырского слова» передают чувства, близкие тем, что должен был испытывать Христос, когда любя, Он оставался менее любим народом, обладая властью, не принуждал, и принесением Себя Самого в жертву за грехи Израиля и всего мира оставлял возможность для добровольного обращения. Перед революцией, когда вокруг чувствовалось оскудения веры, сам он учился, не переставая: в Московской Духовной Академии, и затем в годы преподавания в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях. За большое исследование «Иегова» ему была присуждена степень доктора богословия. Не меньшее значение имел и опыт личных встреч, общения с замечательными пастырями, подвижниками – о. Иоанном Кронштадтским и старцем Германом из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. Подобным же было для о. Фаддея и отношение к архипастырскому служению: только желание служить Богу и ничего «от мира», так, что люди порой не могли удержаться от замечания: «Что за человек кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя!» Сам Патриарх Тихон говорил о нем: «Владыка Фаддей – святой человек. Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное». Монах Фаддей Днесь восхваляем новаго светильника Тверския земли, истиннаго святителя Божия, мужа крепосте и разума, > моля просветити души наша. Испытания начались для владыки Фаддея сразу после революции. В первый раз он был арестован в 1921 г., когда был епископом Владимиро-Волынским, при подавлении большевиками повстанческого движения. Его скоро выпустили, но во время «изъятия церковных ценностей» арестовали снова.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Обстановка предреволюционных лет давала немалые основания для тревоги, и еще в те годы о. Фаддей выразил то, что определяло характер его служения на протяжении всех последующих лет. В моменты, когда испытания, встречающиеся на пути, превысят меру терпения, священник «должен иметь такую веру, чтобы видя совершенное бессилие своего слова, возложить упование на всесильную благодать, которая и наиболее огрубевшие души смягчает, отверзая для восприятия слова пастыря даже сердца людей, желавших “искусить беззлобство ero”.»[iv] И это слова священника, связанного со своей паствой настолько, что не сразу решился принять монашество – из-за опасения, что не сможет оказывать людям помощь в той же мере, как прежде. Сомнения относительно выбора пути служения помог разрешить тогда совет отца, священника Василия Успенского, отвечавшего сыну, что монах «не отделен от людей, только он служит людям особенным образом.» Слова о. Фаддея о наступлении времени «отвержения пастырского слова» передают чувства, близкие тем, что должен был испытывать Христос, когда любя, Он оставался менее любим народом, обладая властью, не принуждал, и принесением Себя Самого в жертву за грехи Израиля и всего мира оставлял возможность для добровольного обращения. Перед революцией, когда вокруг чувствовалось оскудения веры, сам он учился, не переставая: в Московской Духовной Академии, и затем в годы преподавания в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях. За большое исследование «Иегова» ему была присуждена степень доктора богословия. Не меньшее значение имел и опыт личных встреч, общения с замечательными пастырями, подвижниками – о. Иоанном Кронштадтским и старцем Германом из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. Подобным же было для о. Фаддея и отношение к архипастырскому служению: только желание служить Богу и ничего «от мира», так, что люди порой не могли удержаться от замечания: «Что за человек кристально чистый, как драгоценный сосуд из горного хрусталя!» Сам Патриарх Тихон говорил о нем: «Владыка Фаддей – святой человек. Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление heoбычaйhoe»v. Монах

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-fa...

Рядом с Михайловским Златоверхим собором, как и в Успенском соборе Печерского монастыря (только не с севера, а с юга), стояла небольшая крещальня. Возможно, строили и украшали Михайловский Златоверхий собор печорские мастера. Во всяком случае, принадлежность этого сооружения к Печерской строительной школе – бесспорная до наших дней собор не сохранился. «История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1966 г., т. 1,  перевод с украинского Михайловский Златоверхий собор был сооружен в 1108-1113 г.г. Не существующий ныне, он являлся крестово-купольным, трехнефным храмом. В отличие от других подобных сооружений у его западной части (притвора) с севера была расположена круглая башня с лестницей на хоры, а с юга – маленький четырехстолпный храмик-крещальня. В XVII-XVIII в.в. храм неоднократно переделывался. Интерьер древнего Михайловского собора был оформлен уникальными фресками и мозаиками, часть которых при разборке здания была перенесена в Софийский собор: мозаичная композиция, представляющая " Евхаристию " , изображения Стефана и Фаддея, а также фреска " Благовещение " и фрагменты других сцен. Мозаики и фрески XII в. из Михайловского собора являют собой яркую страницу в стилистической эволюции древнерусской живописи, свидетельствуют об освобождении ее от гипнотического воздействия Византии, усилении экспрессии, им присущи большая индивидуализация лиц, живописная группировка персонажей, иной декоративный строй живописи. Вероятно, мозаики св. архидиакона Стефана, св. Фаддея, Дмитрия Солунского связаны с творчеством легендарного художника Печерского монастыря Алимпия. Для живописи мозаик характерно декоративное сочетание изумрудно-зеленых, блекло-зеленых, охристых, золотистых, глубоких фиолетовых, синих и белых тонов. Плотные насыщенные краски, широкие ассистные золотые пробела, умение сообщить фигурам выразительное естественное или скрытое движение дали возможность мастерам создать яркие самобытные произведения живописи. Стиль их возвещает о сложении национальных школ в искусстве Древней Руси.

http://sobory.ru/article/?object=58770

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды. Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви. Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы . Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne/

Благодаря значительным усилиям редакции по сбору местных церковно-исторических материалов в неофиц. части были помещены исторические описания мн. церквей и сел (одна из первых - «Летопись Кончезерской или Марциальневодской церкви» свящ. Петра Орлова (1898. 7. С. 21-22; 8. С. 26-28; 11. С. 26-27; 12. С. 28-29)), а также многочисленные документирующие жизнь приходов заметки и корреспонденции в рубрике «Местная епархиальная хроника». Публиковались исторические и краеведческие статьи, такие как «Олонецкая епархия, ее пределы и население» (1898. 1. С. 7-11; 2. С. 18-20; 3. С. 12-18), «Распространение христианства в Олонецком крае» (1898. 5. С. 17-20) и «Новгородские владыки» (1899. 15, 16, 20, 22-24; 1900. 5, 6, 11, 15, 17; 1901. 1, 3, 10, 14, 16; 1902. 8, 9, 12, 13/14, 20; 1903. 1; 1904. 6-9) Елпидинского; «Святыня города Каргополя» К. А. Докучаева-Баскова (1899. 11. С. 18-23; 12. С. 23-25; 13. С. 17-21); «Задне-Никифоровская пустынь Олонецкой губернии и уезда: (Очерк)» Ягодкина (1901. 12. С. 376-379; 13. С. 417-420; 14. С. 447-452; 16. С. 496-501); «Из прошлого Олонецкой духовной семинарии» А. Н. Хергозерского (1901. 23, 24; 1902. 1-3, 5, 8); «К 400-летию Александро-Свирского монастыря: (Очерк)» мон. Афанасия (1906. 8-12); «Слава святителя и чудотворца Николая в Олонецком крае» (1908. 21-24; 1909. 2, 4, 8, 11, 13) Н. С. Шайжина. Регулярно печатались также отчеты о поездках по епархии правящих архиереев, напр. «От Петрозаводска до Клименцкого монастыря и обратно: (Из второй поездки преосвящ. Назария по обозрению Олонецкой епархии)» прот. Александра Надежина (1898. 3. С. 18-26), и хроникальные заметки о семинарии, напр. «Из жизни Олонецкой духовной семинарии за минувший 1898 г.» С. А. Лосева (1899. 2. С. 32-35; 3. С. 38-40; 4. С. 39-41). Среди трудов по местной агиографии - «Преподобный Александр, игумен Троицкого Свирского монастыря» Е[лпидинского?] (1899. 3. С. 5-9; 4. С. 7-11), «Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники: (Исторические сведения о церковном их почитании)» (1902. 16-22, 24; 1903. 2-6), «Олонецкие святые: Их жизнь и церковное чествование: (Агиологические очерки)» (1903. 7-9, 11-15), «Чудеса прп. Александра Свирского» (1903. 16, 18-20) и «Олонецкий патерик» (1910. 13. С. 255-266; 14. С. 289-316; 15. С 331-349; 16. 377-386) архим. Никодима (Кононова); «Местночтимый подвижник блаженный Фаддей» архим. Фаддея (Успенского) (1904. 13. С. 387-393; 14. С. 415-421; 15. С. 450-456).

http://pravenc.ru/text/2578347.html

В офиц. части помещались Высочайшие манифесты, указы и рескрипты, указы и определения Синода, распоряжения епархиального начальства и епархиальные известия, в т. ч. о наградах и производствах в чины служащих по духовному и духовно-учебному ведомствам, о переменах по службе, списки вакансий, маршруты поездок епископа по обозрению церквей епархии, разрядные списки воспитанников духовных семинарий, духовных училищ и воспитанниц епархиального жен. уч-ща, расписание проповедей петрозаводского духовенства в соборе, сообщения о присоединении к Православию, об открытии приходов и освящении храмов и т. п., а также программы, журналы и постановления съездов духовенства (общеепархиальных, миссионерских, по учебным округам), обращения, объявления и отчеты правлений и советов епархиальных учреждений, братств и благотворительных заведений, устав и воззвание Императорского Православного Палестинского об-ва и др. В неофициальной части помещались слова, беседы, поучения и речи правящих архиереев, ректоров ДС, особенно часто - архим. Фаддея (Успенского), кафедрального прот. Александра Надежина (впосл. Александр, еп. Вологодский, обновленческий митр. Петрозаводский), прот. Иоанна Лаврова, священников Иоанна Дроздина, Николая Чукова, Викентия Красова, Павла Березина, иером. Иакова (Колтановского), др. клириков епархии, преподавателей ДС. Богословских статей было немного (напр., «Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых» С. И. Покровского (1901. 22-24; 1902. 1-8), «Св. Андрей Критский как церковный песнописец» Мягкова (1902. 4-9), «Книга Руфь: (Исторические сведения о книге)» И. А. Машезерского (1904. 13-19, 22)). В 1898-1908 гг. почти в каждом номере печатались статьи (значительная часть принадлежала перу преподавателя ДС Д. П. Ягодкина) и стихотворения нравоучительного и патриотического содержания (Ягодкина, свящ. Викентия Красова, Е. Петровского и др.), а также описания паломничеств, из к-рых наиболее интересны «От Петрозаводска до Иерусалима и обратно: (Путевые заметки и впечатления паломника)» (1899. 19-22, 24; 1900. 1-6, 8, 11-15, 17-19, 21-24; 1901. 3, 5-7/8, 11-16, 18, 19, 24; 1902. 5, 15, 16), «Вифлеем» (1901. 1. С. 18-24; 2. С. 64-68), «Гефсиманская весь и Вифания» (1901. 9. С. 276-280; 10. С. 302-306) и «Горняя» (1902. 11. С. 401-404; 12. С. 436-439) свящ. Евгения Мерцалова, статьи и заметки церковно-практического характера (напр., «Вывод основных формул пасхалии» Т. И. Астапова (1899. 9. С. 17-18; 11. С. 12-15; 14. С. 27-29)), пояснения богослужений, каноны утрени в рус. переводе Е. И. Ловягина (1903. 7, 8, 11, 16-18). От большинства епархиальных изданий «О. е. в.» выгодно отличались незначительным количеством перепечаток из др. журналов.

http://pravenc.ru/text/2578347.html

В устройстве церкви обязывались помогать состоявшие в Уканском приходе некрещёные бесермяне и татары, одинаково с крещёными, как деньгами, так и лесом, что подтверждалось несколько раз некрещёным старостам Слободской воеводской канцелярией. Но они, татары и бесермяне, возить на устройство церкви лес отказывались, что видно из объявления закащика, уканского попа Иоана Захариева, который доносит от 15 февраля 1750 г.: «По указу Ея Императорского Величества из Слободскойвоеводской канцелярии прошлого 1749 г., ноября 12 дня, ездил я, нижепоименованный, для потребования сих татар и бесермян (Верхочепецкой и Лекомской стороны) к оной церкви и тем строениям, что принадлежит, и по требованию моему в чём они, иноверцы, показали противны и объявили мне нижепоименованному в том их народном собрании, всё общее словесно, что-де мы ездили в Слободской, и Слободской-де воевода нам брёвен и тёсу, к вашей церкви никакого вспоможения чинить не приказал, нам-де до того никакого дела нет, подавший-де доношение ваш закащик на нас в строении церкви вряд с новокрещёными из своего ума, напрасно» (приказывает помогать). По сему объявлению от Слободской воеводской канцелярии (1751 г., янв. 18) был дан приказ, через старосту Фаддея Пономарёва, возить лес на устройство церкви, под опасением штрафа с виновных. Через два года по открытии села случилась перемена в составе причта Уканской церкви: закащик поп Иоанн Захариев был переведён к Вятскому Богоявленскому собору, а вместо его велено было Еловскому дьячку Савве Шибанову, командированному заказом Верхочепецкого монастыря в подведомственные сёла для объявления указов, привести с собой Чутырского попа Ипатия к Уканской Введенской церкви. Первая церковь в селе была деревянная, по образцу Еловской, с тремя приделами: во имя Введения в храм Божей Матери, Иоанна Предтечи и Нерукотворного образа Спасителя. Устройство церкви производилось не вдруг, а в такой постепенности: в 1751 г. освящён холодный храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1763 г. июня 30 дня были поряжены иконописцы для работ (письма икон) в холодном храме из г. Хлынова дому Его Преосвященства Яков Бачурихин и из Успенского монастыря Исаак Семёнов. В продолжение стройки происходила и поправка на церкви: в 1764 г. была перекрыта крыша на церкви; через 22 года велено было опять перекрыть крышу на церкви и колокольне, а так же устроить ограду вокруг церкви и огородить отведённое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=16616

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010