К празднику по благословению правящего архиерея была проведена большая работа по обновлению центрального алтаря: расписан алтарный свод, стены приобрели новую колеровку, написано и установлено в нишах несколько икон, изготовлена новая лепнина, также в храме устроена качественная вентиляционная система.  На малом входе в соответствии с постановлением Священного Синода от 29 декабря о назначении настоятеля Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря г. Торжка архимандрит Амфилохий (Желябовский) был возведен в сан игумена, ему был вручен игуменский жезл. За Литургией возносились молитвы о восстановлении мира и об Отечестве. Богослужебные песнопения исполнил смешанный хор собора под управлением Геннадия Лапаева. Проповедь произнес настоятель храма Казанской иконы Божией Матери во Власьеве г. Твери протоиерей Димитрий Курдюков. По заамвонной молитве у мощей священномученика Фаддея было совершено славление, митрополит Амвросий прочитал молитву святому. И.о. настоятеля Вознесенского собора протоиерей Павел Сорочинский поблагодарил главу Тверской митрополии и гостей праздника за служение. Затем к участникам богослужения обратился владыка Амвросий: «Благодарю всех за то, что вы прибыли сегодня в этот град и в этот святой храм, дабы прославить угодника Божия XX столетия, являющегося для нас примером того, как нужно проходить жизненные испытания. Жизненные испытания во всякое время свои — у каждого человека, на каждом историческом отрезке. Нет простых времен, они все сложные, потому что только усилиями можно восхитить Царствие Божие; и употребляющий усилие только достоин его. Тому, как нужно справляться с превратностями судьбы, с испытаниями, которые выпадают на долю нашу, мы должны учиться у священномученика Фаддея. Помним его замечательные слова, которые он некогда сказал митрополиту Кириллу, когда тот стал унывать, находясь в неимоверно тяжелых, оскорбительных условиях заключения. После ночной молитвы священномученик взял его за руку и сказал: " Владыка, не унывайте, ведь с нами Христос. Сейчас самое настоящее наше время " . Действительно, трудности кристаллизуют человека; трудности отделяют плевелы от настоящей пшеницы; трудности отделяют овец от козлищ; трудности делают нас сильнее, воспитывают нас, как бы нам ни тяжело было их проходить. Они изменяют нас внутренне, изменяют прежде всего для грядущего Царства, к которому стремимся мы все, верующие люди. Пусть пример и образ священномученика Фаддея и эти его замечательные слова: " Не унывайте, ведь с нами Христос " будут всегда напоминать нам о том, как нужно преодолевать те испытания, которые встречаются на нашем жизненном пути.

http://patriarchia.ru/db/text/5991901.ht...

Когда мы осмысляем почти пятилетний путь, пройденный нами в изучении темы вопроса о канонизации Царской Семьи, и видим всю ее сложность, становится понятно, почему до сих пор в этом вопросе нет полного единодушия в церковном народе. Именно поэтому мы не должны на данном Соборе принимать поспешных окончательных решений о прославлении Царской Семьи. Священный Синод в своем Определении от 10 октября 1996 года предлагает решить этот вопрос на Поместном Соборе. В течение 1995-96 годов Комиссия изучала также вопрос о подвижнической жизни, исповедничестве и мученической кончине за Христа Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), Митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и Архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, был предстоятелем Русской Православной Церкви в эпоху невиданных по своему размаху гонений на нее. Вскоре после своего вступления в должность Патриаршего Местоблюстителя, он претерпел изгнание, многолетнее тюремное заточение и увенчал свой подвиг исповедничества мученическим пролитием крови за Христа. Митрополит Серафим, будучи строгим ревнителем православных церковных традиций, вдохновенным проповедником и ярким архипастырем, до конца твердо стоял в исповедании веры и принял мученическую кончину за Христову Церковь на девятом десятке своей жизни. Архиепископ Фаддей, являясь одним из кандидатов на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пользовался всеобщим уважением и почитанием еще при своей жизни. И поныне среди верующих Астраханской, Саратовской и Тверской епархий, где проходило подвижническое служение Архиепископа Фаддея, хранится память о его подвижнической жизни, о чем свидетельствуют поступившие в Комиссию по канонизации письменные отзывы Преосвященных этих епархий. Сочетая в себе аскета-подвижника и активного архипастыря, владыка Фаддей мужественно принял смерть за Христа. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода предлагаю обсуждение вопроса о возможной канонизации Царской Семьи на Поместном Соборе и о прославлении на настоящем Архиерейском Соборе в лике Всероссийских святых Митрополита Крутицкого Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского).

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Летом 1937 года новая, особенно сильная волна репрессий докатилась до Твери. Множество священников было тогда арестовано, и у владыки Фаддея почти не было шансов избежать заключения, хотя никаких улик против него при обыске найти не сумели. Достаточно было того, что в глазах властей он был священником «тихоновского направления». Условия, созданные для него после ареста, были частью возбужденного против него процесса. Неудачи следствия, – у владыки так и не удалось вырвать признания в «контрреволюционной деятельности», – «компенсировались» самыми изощренными издевательствами, которым подвергали его преступники – соседи по камере. А через десять дней «тройка» приговорила архиепископа к расстрелу. 31 декабря 1937 г. земная жизнь его оборвалась. Через три дня тюремщики положили тело архиепископа без гроба в мерзлую землю. Из века в век повторяются в истории христианства темница, предание на смерть, глумление над праведниками, их мучительный исход, и так же из века в век за страданиями приходит Пасха. Так было и в тот год. Несколько женщин, милосердных, не побоявшихся возможных последствий, в светлые дни праздника приняли на себя заботу о погребении священномученика Фаддея. Приготовили могилу, поставили крест. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо – малое приношение Церкви земной тому, кто уже участвовал в Пасхе Господней. Житие священномученика архиепископа  Фаддея (Успенского) Пламенный проповедниче Христовы истины, священномучениче Фаддее приснопамятне, явил еси непоколебимость воли и величие духа во страдании твоем… Священномученик Фаддей (Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия и жены его Лидии, у которых было семь сыновей и две дочери. Дед будущего владыки тоже был священником, и домашние почитали его как сугубого молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое и снисходительное сердце. Из всех внуков дедушка больше других любил Ивана, которого называл архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И Божия Матерь слышит Своих. Даже когда они Ей вовсе не жалуются. Это одна из историй одного из самых светлых и по-тихому радостных Светочей России XX в. – священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Он совсем даже не был юродивым в привычном плане поиска любопытной обывателю эксцентрики. Но он безусловно был юродивым в высшем смысле юродства – в отречении от себя. На исходе 1937 г., 20 декабря, владыку арестовали, заключили в тюрьму. Начальство, просчитывая возможности доставить Высокопреосвященному как можно больше унижений, поместило его в камеру с рецидивистами-уголовниками. Расчет оказался верен, и те, насмехаясь над ним, старались его как можно больнее и изощреннее унизить. Священномученик Фаддей (Успенский) И тогда Пресвятая Дева Сама заступилась за Своего праведника. Она не побрезговала явиться в зловонную камеру ночью, в это сборище явно не склонных к благоговению мужчин. Главарю уголовников Она грозно сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Вряд ли главарь спал оставшееся время ночи. Наутро в плохо освещенной душной камере он обо всем рассказал сокамерникам. Когда рассказ был закончен, те, решив полюбопытствовать, жив ли еще этот «фаворит», заглянули под нары… Оттуда ударил ослепительный цвета молнии свет. Фаворский светоносный Покров Божией Матери! Подвижники часто берут на себя проклятия, которым подверглись из-за них нравственно немощные люди. Все эти бывшие заключенные остались живы. Один из них, оказавшись перед финской войной на призывном пункте в Торжке, рассказал об этом случае свидетелю жития Александру Пошехонову, узнав, что тот верующий. Архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский Фаддей (Иван Успенский) через 10 дней после ареста был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что, «являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек по Карельскому национальному округу через своего посланца Орлова Митрофана, осужденного к расстрелу, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации». Однако владыку Фаддея не расстреляли… утопили в отхожем месте. 31 декабря 1937 г., в канун Нового года.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Преподобноисповедница Параскева ( Матиешина ) – 5 декабря . – С.49. Почти всю жизнь была регентом и учительницей церковного пения, которое любила с раннего детства.  В 19 лет по собственному горячему желанию стала послушницей православного монастыря под городом Гродно. В 1912 году (спустя несколько лет) перешла в Турковичскую обитель, которую в годы Первой мировой войны эвакуировали в город Дмитров Московской области. В 1918, после закрытия монастыря, Параскева жила в Дмитрове, прислуживала в храме Казанской иконы Божией Матери, учила девочек церковному пению. С 1924 года, когда  власти потребовали прекратить занятия,  руководила хором только во время богослужений. В 1931 году и приговорена «Тройкой» к пяти годам ссылки в Казахстан. Вернулась тяжело больной, но еще несколько лет продолжала прислуживать в Казанском храме, пока не слегла и не умерла в 1953 году. Похоронена прихожанами храма. В 2001 году состоялось обретение ее святых мощей, которые теперь находятся  в Спасо-Влахернском женском монастыре Дмитровского района Московской области. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Драгоценный сосуд смирения. Памяти священномученика ФАДДЕЯ (Успенского). – 31 декабря. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2008. – С.50. – (рубрика « Числа »). Архиепископ Тверской Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в Нижегородской губернии в семье священника. В 1897 году пострижен в монашество с именем Фаддей. В 1902 году возведен в сан архимандрита и в 1908 хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. В 1919 году возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа и назначен на Астраханскую кафедру. Но ОГПУ не допустило его выезда к месту назначения, арестовав и направив в ссылку в Зырянский край на год. В Астрахань он смог приехать лишь 1923 году. В 1928 году Владыка назначен на кафедру в Тверь. Был арестован 20 декабря 1937 года, помещен в тюрьме в камеру с уголовниками, которые жестоко издевались, унижали его. Он же с кротостью и смирением переносил все мучения. Рассказывают, что Матерь Божия  заступилась за него, явившись во сне главарю уголовников и приказав «не трогать святого мужа», «иначе вы все лютой смертью погибнете». Наутро сокамерники просили у святого прощения. 30 декабря 1937 года  Владыку Фаддея приговорили к расстрелу и на следующий день казнили. Божием промыслом православные узнали, когда и где похоронили тело Владыки, мощи его были вновь обретены   в 1993 году и  с тех пор находятся в Вознесенском соборе  в Твери.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-68-...

Состоявшаяся на Архиерейском Соборе 18-22 февраля 1997 г. канонизация архиепископа Тверского Фаддея (Успенского) и собранные материалы, касающиеся его жизни и исповеднического подвига, явились своего рода эталоном для выработки требований к материалам для последующих канонизаций. Были исчерпывающе собраны сведения, касающиеся жизни, служения и мученической кончины архиепископа Фаддея, включая материалы, хранящиеся в архивах ФСБ. Были проанализированы и сопоставлены устные свидетельства, в которых описаны служение и смерть архиепископа, найдено место его погребения, обретены его останки и проведено их исследование. «Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно-аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков», – так вполне обоснованно характеризовался его подвиг в деянии Собора .  Исходя из опыта изучения судебно-следственных дел, Синодальная комиссия по канонизации святых пришла к выводу, что необходимо при представлении материалов к канонизации ответить на следующие вопросы: 1. Не являлся ли священнослужитель или мирянин лжесвидетелем? 2. Не являлся или он обновленцем или григорьевцем? 3. Не имел ли он препятствий к канонизации канонического характера? 4. Не имел ли он препятствий нравственного характера? 5. Не привлекался ли он свидетелем, давая показания против других? 6. Не являлся ли он секретным сотрудником режимных ведомств? При изучении судебно-следственных дел и использовании их в качестве основания для канонизации может возникнуть вопрос: а не сфальсифицированы ли сами судебно-следственные дела и насколько мы можем доверять имеющейся в них информации и соответственно пользоваться ею? Ответ на этот вопрос весьма существенен, потому что судебно-следственные дела являются почти единственным источником сведений о репрессированных при советской власти. Имеющиеся скудные воспоминания о пострадавших священнослужителях представляют собой малоинформативный в этом отношении источник, т.к.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

09.05.2023 Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Кончина Мира. 01.05.2023 Священномученик Иоанн Восторгов. Что же такое спасение? 28.04.2023 Священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. Невинное развлечение . 21.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Разве Тебе иного не знаем . 19.04.2023 Священномученик Александр Хотовицкий. Дружба – дружбой, а служба – службой . 16.04.2023 Пасхальное послание епископа Дамаскина (Цедрика) к духовным чадам. Драгоценная свобода духа во Христе. 15.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли. 09.04.2023 Священномученик Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский. Перерождение любви. 01.04.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Образец покаяния. 29.03.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Чудный дар. 29.03.2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Что может отобразить кинематограф, если он хочет быть нравственным? 26.03.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский. Солнце мира духовного. 23.03.2023 Священномученик Прокопий (Титов). Аще кто епископства хощет. 19.03.2023 Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Если вы Христовы. 12.03.2023 Мученица Татиана Гримблит. Всенощная. 11.03.2023 На сайте Фонда опубликовано новое житие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского . Электронная книга размещена на ЛитРес . 11.03.2023 Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» стал победителем первого конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации по реализации проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий в 2023 году. Далее. 08.03.2023 Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский. Бриллиант в драгоценной оправе. 05.03.2023 Священномученик Димитрий Троицкий. Что же воздадим Тебе? 03.03.2023 Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Истинная радость жизни.

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

1924 г. В 1924 г. (по др. данным, в 1925) в связи с ухудшением состояния здоровья Н. ушел на покой. Жил в затворе в скиту Спасо-Преображенского мон-ря, выходя только для встречи с духовными чадами. В затворе он не только молился, но и работал, в частности вязал чулки, к-рые раздавал как благословение. В нач. 1926 г. вышел из затвора, переехал в саратовскую Киновию. Возможно, вновь временно управлял Саратовской епархией в период между переводом еп. Андрея 6 марта 1926 г. на Новоторжскую кафедру и до назначения на Саратовскую кафедру 27 окт. 1927 г. архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) , который сумел прибыть в Саратов только в марте 1928 г. Есть сведения, что в 1928 г. Н. совместно с архиеп. Фаддеем совершал в Саратове тайные монашеские постриги. Н. не принял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) о лояльности к советской власти и перешел к тайному служению. В 1928 г. он покинул Саратов и стал переезжать из города в город, останавливаясь у своих духовных детей и основывая катакомбные монашеские общины («пустынные церкви»). Через некоторое время Н. поселился в Москве у сестер Анны, Елены и Марии Араловых. Их дом стал центром для неск. московских нелегальных общин. Затем Н. переехал в Киев, где жил на съемной квартире в Печерске, ходил молиться в храм Введенского жен. мон-ря. В марте 1933 г. был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников» во главе со схиархиеп. Антонием (Абашидзе) . Освобожден через 4 месяца заключения в тюрьме. С окт. 1933 г. проживал в г. Киржаче Ивановской промышленной обл. В Киржаче и соседних с ним городах существовали небольшие общины его духовных детей, которые регулярно собирались у Н. 28 дек. 1936 г. был арестован и заключен в тюрьму в Иванове. Проходил по групповому следственному делу «подпольной контрреволюционной организации церковников и монашества» во главе с архиеп. Феодором (Поздеевским) . По мнению следствия, Н. возглавлял в Киржаче «контрреволюционную группу церковников так называемой пустынной церкви, созданной на основе антисоветской платформы «Истинной православной церкви»». Епископа обвинили в том, что он принимал участие в «нелегальных антисоветских сборищах членов организации», «в своей квартире неоднократно вел антисоветскую агитацию и распространял провокационно-клеветнические слухи против советской власти». На допросах Н. не признал себя виновным и отказался давать показания против др. обвиняемых, заявив: «...в Киржаче у меня были знакомые, несколько человек, с которыми я поддерживал близкие связи как с единомышленниками по «истинно-православной вере», но это не была антисоветская группа». 15 июня 1937 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило Н. к 5 годам тюремного заключения. Отбывал срок в тюрьме во Владимире, где и скончался через полтора года, по офиц. данным, от сердечного приступа.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

1926 г. послание о вступлении в права Патриаршего Местоблюстителя. 26 авг. того же года И. был назначен митрополитом Ленинградским, о чем ему, в то время пребывавшему в Новгороде, сообщил приехавший туда Тихвинский архиеп. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ). Принял назначение «из послушания», но возражал против титулования «Ленинградский», называл себя «Петроградский». В Ленинграде с радостью восприняли назначение известного борца за веру, человека аскетической жизни и ученого архиерея на кафедру, вдовствующую с 1922 г., после казни Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) . И. прибыл в Ленинград 11 сент. 1926 г., в канун праздника перенесения в город мощей св. блгв. кн. Александра Невского. На всенощной в переполненном верующими Троицком соборе Александро-Невской лавры присутствовало 150 священнослужителей и 8 архиереев. И. был тепло встречен паствой и клиром как достойный преемник митр. сщмч. Вениамина. Однако религ. подъем, связанный с назначением И., и его большая популярность в Ленинграде вызвали обеспокоенность ОГПУ. Вечером 13 сент. И. выехал из Ленинграда в Новгород, а оттуда был вызван в Москву, где состоялась его беседа с курирующим церковные дела в ОГПУ Е. А. Тучковым . Власти приняли решение не допустить возвращения И. на новую кафедру, и он был выслан в Ростов, покидать город ему было запрещено. После ареста в нояб. того же года митр. Сергия (Страгородского) И. в соответствии с завещательным распоряжением митр. Петра (Полянского) вступил в права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и, предчувствуя скорый арест, составил 8 дек. 1926 г. распоряжение о переходе преемства высшей церковной власти, назвав 3 преемников на случай невозможности исполнения им своих полномочий: архиепископов Свердловского Корнилия (Соболева) , Астраханского Фаддея (Успенского) и Угличского Серафима (Самойловича) . 16 дек. И. был вызван ОГПУ в Москву и 29 дек. доставлен к месту ссылки в официально закрытый Моденский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (в 35 км от Устюжны).

http://pravenc.ru/text/578533.html

Духовная школа имеет славную историю. Совсем недавно торжественно отмечали 300-летие ее создания и вот теперь 30-летие возрождения. Все годы духовная семинария готовила будущих пастырей и архипастырей, тружеников Церкви. Всем известны имена приснопамятного Святейшего Патриарха Сергия , священномученика архиепископа Фаддея (Успенского), великого русского историка Петра Васильевича Знаменского. Это лишь малая часть имен тех, кто обучался в Нижегородской семинарии до годов лихолетья. Сегодня выпускники семинарии служат во многих городах и весях нашей Родины и за ее пределами. В этом и есть сохранение исторической памяти — следование тем принципам и идеалам, которые всегда были у духовной школы, подготовка мудрых и добрых пастырей, наставников, деятелей виноградника Христова. Желаю всем участникам высокого собрания здравия и всяческих успехов». «Митрополит Георгий в своем приветствии упомянул о времени, которое стало периодом необыкновенного духовного подъема в обществе, — продолжил отец Максим. — В конце 1980-х годов, после десятилетий многочисленных ограничений и запретов, стало возможно возрождение жизни Церкви. Открывались обители и храмы, духовные и воскресные школы, стала издаваться духовная литература, но самое главное — энтузиазм, с которым все это делалось. Тогда не думали о каком-то вознаграждении и иных благах, все горели желанием послужить Церкви и Богу. И действительно, сейчас у кормила церковного корабля стоят люди, которые в то время духовного подъема были молоды. И на этом поколении лежала и лежит большая ответственность. Очень важно передать память о той эпохе и о жизни Церкви в предыдущие советские десятилетия следующим поколениям. А потому мне хотелось бы озвучить инициативу, которая уже получила устное одобрение Святейшего Патриарха: мы бы хотели, чтобы студенты духовных семинарий поучаствовали в сборе воспоминаний о жизни Церкви в 1950-80-х годах, которые затем будут объединены в один каталог. Надеемся, что и студенты Нижегородской семинарии присоединятся к этой работе».  Затем с приветственным словом к участникам конференции обратились Игорь Паньшин и Андрей Гнеушев. «От имени губернатора поздравляю всех присутствующих с 30-летием Нижегородской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/6065851.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010