РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. 04 января 2023 Великое испытание веры пережила Русская Православная Церковь в ХХ веке. Неисчислимый сонм мучеников Христовых просиял в годы гонений. Из сотен поименно прославленных новомучеников особо выделяется священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, 150-летие со дня рождения, 85-летие со дня смерти и 25-летие со дня прославления в лике святых которого отмечается в этом году. Два года назад, в 2020 году, в Московской епархии была образована рабочая группа по изданию духовного наследия новомучеников Церкви Русской. Серия издаваемых книг получила наименование «Церковность». Духовное наследие владыки Фаддея не могло не обратить на себя внимания издателей. Однако предстоял труд собрать это наследие воедино, а оно сохранилось в основном в дореволюционной церковной печати (Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостях, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» и в «Журнале Московской Патриархии»), в виде книг и брошюр, изданных самим святителем Фаддеем, а также в виде рукописей, хранившихся либо у частных лиц, либо в следственных делах в качестве вещественного доказательства как материал, изъятый при аресте верующих в годы гонений. Владыка Фаддей, готовясь к проповеди, писал ее на листочке. Разобрать его мелкий бисерный почерк составляло труд немалый, поэтому духовные чада владыки переписывали проповеди в нескольких экземплярах и распространяли их в народе. Таким образом рукописная традиция сохранила подлинные тексты священномученика Фаддея. Учитывая, что рукописные проповеди охватывают период с 1916 по 1930 гг., а большинство из них – проповеди послереволюционного времени, то ценность их особо значима, поскольку они раскрывают внутренние переживания владыки Фаддея в условиях начавшегося и с каждым годом всё более усиливающегося гонения на Русскую Православную Церковь.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 04 января 2023 Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. 03 января 2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово, сказанное на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского Особое попечение о святом 02 октября 2022 Архимандрит Дамаскин (Орловский)  Интервью на портале ПРАВЧТЕНИЕ 13.07.2022 «Жаждущему знать правду Господь Сам покажет, что и когда надо читать». Интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) на портале ПРАВЧТЕНИЕ. 07 января 2020 Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, научный руководитель Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " Интервью журналу " Фома " «Свидетели той эпохи уходили один за другим, и нужно было на что-то решаться» – как священник посвятил свою жизнь новомученикам 11 декабря 2018 Иноземцева Зинаида Петровна, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Российского общества историков и архивистов (РОИА), почетный архивист РФ, кандидат исторических наук  Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Значение исследования проблемы канонизации святых ХХ века для постижения истории России 08 декабря 2018 Протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Тверь. Церковь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о большом кладбище в Затверечье, на восточной окраине города, относятся ко второй половине XVIII века, когда после страшного пожара 1763 года Тверь начала застраиваться по генеральному плану, высочайше утвержденному Императрицей Екатериной Великой. Именно в это время приходские кладбища, сильно пострадавшие вместе с храмами от огня, начинают переноситься за городскую черту. В 1841 году на холме, с которого через поле и волжскую гладь открывался замечательный вид на центральную часть Твери, возводится каменная церковь с двумя престолами: главный – иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый – преподобного Нила Столобенского. Проект церкви предположительно можно связать с именем губернского архитектора Ивана Федоровича Львова. Это было исключительно лаконичное по своим объёмным и декоративным формам здание. Над его крещатым объёмом возвышались купол четверика и ярус колокольни. Такой церковь вошла в XX век. В 1901 году здесь служили: священник Феодор Никанорович Рождественский 52-х лет, студент семинарии, диаконом с 1871 года, иереем с 1876 года, в 1895 году награжден наперсным крестом; диакон Василий Панов 57-ми лет, рукоположен в 1889 году. История Неопалимовского кладбища неразрывно связана с жизненным подвигом тверских новомучеников, ведь церковь на его холме, простоявшая до Великой Отечественной войны, явилась последним местом служения архиепископа Фаддея (Успенского), протоиереев Илии Громогласова и Илии Бенеманского. Когда 29 сентября 1936 года городские власти лишили владыку Фаддея регистрации и запретили служить, он все же продолжал совершать богослужения в двух последних сохранившихся у православных храмах в Заволжье (Успенской единоверческой церкви рядом с Волынским кладбищем на берегу Соминки и церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»), добираясь туда через весь город пешком. Неопалимовскую церковь владыка любил особо, ведь она «среди бушующих волн злого моря житейского стала местом обетованным, раем земным. На холме, среди кладбища, отделенного от города полем и Волгой, была как скит», напоминая архиепископу родные места на Нижегородчине.

http://sobory.ru/article/?object=46550

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Самарская семинария считалась одной из лучших в стране. С 1897 года до конца марта 1902-го духовную школу Самары возглавлял ее же выпускник магистр богословия протоиерей Николай Иванович Боголюбский, переведенный на кафедру богословия в Московскую сельскохозяйственную академию. На посту ректора о. протоиерей много заботился о всестороннем развитии будущих пастырей. Он был убежден, что «культура есть оправа веры и что вера сильнее науки, от которой не нужно отгораживаться, как это делают света боящиеся люди. Вера победит разум разумными способами» 147 . При о. Николае в семинарии было введено преподавание рисования, организовывались экскурсии, устраивались музыкальные вечера, юным силам давался простор в их самостоятельной просветительной работе. С конца 1901 года семинаристы VI класса впервые получили возможность проповедовать за ранними литургиями в храмах города, вести воскресные чтения-беседы для народа с демонстрацией «туманных картинок» (предшественников современных диапозитивов) и выступлениями любительского хора 148 . Духовная семинария заняла видное положение в глазах общества. 29 марта 1902 года епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский; 30 июня 1845 – 5 января 1907) послал в Святейший Синод телеграмму, ходатайствуя о назначении на освободившуюся должность ректора семинарии инспектора Уфимской духовной семинарии магистра богословия архимандрита св. Фаддея (Успенского ; 12 ноября 1872 – 31 декабря 1937 – священномученик Фаддей, архиепископ Калининский). Однако члены Св. Синода рассудили иначе, и ректором в Самару был назначен инспектор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин 149 . Официальное извещение об этом пришло в город 6 апреля, а утром 10 апреля, в Великую Среду, новый ректор уже прибыл к месту служения. На следующий день, в Великий Четверг, о. Вениамин совершил первую литургию в Иоанно-Богословской церкви Самарской духовной семинарии. После причащения воспитанников он обратился к ним с теплым вступительным словом: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Иоанн Артоболевский Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году, как лучший ученик семинарии, он был послан для продолжения образования в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году . Иван Алексеевич еще в юности обнаружил талант проповедника, и одна из его проповедей привлекла особенное внимание студента академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Тверского Фаддея, который счел нужным записать ее содержание в своем дневнике: «Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании? Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голоса – голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание. Подобно апостолу Петру, мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания в Вифанской Духовной семинарии и географии во втором классе Филаретовского училища при Александро-Мариинском доме призрения в Сергиевом Посаде. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В том же году постановлением педагогического собрания семинарского Правления он был избран на должность преподавателя еврейского языка в Московской Духовной академии .

http://fond.ru/kalendar/118/ioann/

Февраля 4 (17) Священномученик Иоанн (Артоболевский) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 9 января 1872 года в селе Проказна Лунинской волости Мокшанского уезда Пензенской губернии в семье священника Алексея Артоболевского. Иван Алексеевич окончил духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию. В 1891 году как лучший ученик семинарии он был послан продолжить образование в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1895 году. Иван Алексеевич уже в студенческие годы был талантливым проповедником, и одна из его проповедей обратила особенное внимание на учившегося тогда же в академии Ивана Васильевича Успенского, впоследствии архиепископа Фаддея 4 , ревностного подвижника, закончившего жизнь мученически, который записал в своем дневнике, что Артоболевский произнес проповедь о призвании апостолов, «которое явилось важнейшим событием в их жизни. Каждому из нас также предстоит призвание, но так ли мы настроены, как были настроены апостолы при призвании. Апостол Петр, который был опытен в своем деле, в лове рыбы, после чудесного лова, будучи призван, сознал полное свое бессилие. Мы при призвании слышим два голоса – голос разума и голос сердца. Первый говорит о нашей силе: мы изучили не одну лишь внешнюю сторону жизни, изучая историю, но и внутреннюю, изучая психологию, историю педагогики, предохраняющую от ошибок воспитания. Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности, а важными дела других. Выходит разлад, который поможет разрешить Священное Писание . Подобно апостолу Петру мы должны оставить мысль подольше остаться в воспитанном в нас неведении, уяснить себе, что книги не вечное наше достояние: необходимо удовлетворить голосу сердца – развивать в себе самоотвержение, любовь и сострадание». В 1896 году Иван Алексеевич стал помощником секретаря Совета и Правления Московской Духовной академии и преподавателем Священного Писания и еврейского языка в Вифанской Духовной семинарии. В 1899 году он был удостоен звания магистра богословия за работу «Первое путешествие апостола Павла с проповедью Евангелия». В 1905 году Иван Алексеевич был рукоположен в сан священника ко храму Марии Магдалины при московском Императорском коммерческом училище; в храм он был сразу же назначен настоятелем, а в училище – законоучителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Творения новомучеников Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Духовное наследие. Духовное наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского : в 8 т./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2022. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви.  От издателей  Духовное наследие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, издается в восьми томах. Тексты проповедей и статей приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Цитаты из Священного Писания приводятся на русском языке по Синодальному переводу и выделяются курсивом, церковнославянский язык сохранен только там, где это важно по контексту. Богослужебные цитаты печатаются курсивом и без кавычек. Первый том сборника включает в себя житие священномученика Фаддея, написанное архимандритом Дамаскиным (Орловским) на основании многолетних архивных изысканий и сбора устного предания очевидцев.   Во втором томе помещаются проповеди, произнесенные в период пения Постной и Цветной Триоди (с Недели о мытаре и фарисее и до дня Святого Духа).  Третий том включил в себя проповеди в Недели по Пятидесятнице (с Недели Всех святых до Недели о Закхее).  Четвертый и пятый тома обнимают проповеди на двунадесятые праздники и памяти святых. Шестой том содержит слова богословского характера; на высокоторжественные дни; слова, произнесенные при отпевании и поминовении усопших, на разные случаи, а также статьи о служении священномученика Фаддея. В седьмом томе публикуются слова к семинаристам и к учителям школ. Восьмой том воспроизводит педагогические опыты святителя: Общую дидактику; заметки «О преподавании Закона Божия и славянского языка», а также конспекты уроков.Проповеди и статьи священномученика Фаддея, а также статьи о его служении собраны из дореволюционной церковной прессы: Минских, Уфимских, Олонецких, Волынских, Владикавказских епархиальных ведомостей, из «Прибавлений к Церковным ведомостям», а также из «Журнала Московской Патриархии».

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРА Васильевна Трукс (14.02.1886, дер. Тамаровка Черниговского у. и губ.- 1942, Сиблаг), мц. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), келейница Тверского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) . Отец В., чех, работал объездчиком леса у местного помещика. После окончания 2-классного городского уч-ща В. сдала экзамен, дававший право быть народной учительницей. В 1909-1923 гг. преподавала в сельских школах. В 1909 г. занималась на курсах повышения квалификации во Владимире-Волынском, где в то время еп. Фаддей (Успенский) читал лекции по педагогике. В. познакомилась с еп. Фаддеем, впосл. он поддержал ее, когда В. тяжело заболела, выхлопотав ей направление в Крым на лечение. После ареста еп. Фаддея в 1921 г. В. вместе с др. прихожанами ходатайствовала о его освобождении, носила передачи в тюрьму, посылала продукты в Зырянский край, где архиерей отбывал ссылку. После назначения владыки на Астраханскую кафедру В. приехала в Астрахань, оказывала еп. Фаддею посильную помощь; когда архиерей был переведен в Тверь, помогала ему и там. В 1923 г. В. побывала у Патриарха св. Тихона и просила благословения быть келейницей у архиеп. Фаддея. Давая благословение, Патриарх сказал: «Много скорбей понесешь». В. арестовали через 2 дня после ареста сщмч. Фаддея - 23 дек. 1937 г. На допросах ее спрашивали, что ей известно о враждебной деятельности архиерея. «Мною за все время с его стороны никогда не замечалось какого-либо проявления враждебного отношения к советской власти»,- отвечала келейница. В. отвергла предъявленное ей обвинение в «контрреволюционной деятельности». 14 сент. 1938 г. особое совещание при УНКВД приговорило мученицу к 5 годам ИТЛ. Срок отбывала в сибирских лагерях, скончалась за неск. месяцев до окончания срока. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Лит.: Дамаскин. Т. 3. С. 514, 542, 549, 551-552, 556, 558-559, 565, 581-583. Игум. . Дамаскин (Орловский)

http://pravenc.ru/text/426509.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010