Поводом к публикации послужили отклики и просьбы тех, кто слушал мои лекции по декоративно-прикладному творчеству и духовно-нравственному воспитанию. После моего краткого выступления летом 2007 г. на международных образовательных Глинских чтениях на секции «Духовно-нравственное воспитание учителя» высказано было столько просьб и пожеланий приехать в разные уголки страны с лекциями или провести авторский семинар в Твери. Сейчас очень много издаётся методик, программ по духовно-нравственному воспитанию, по православной культуре и педагогике. Чаще всего в них даны поурочные планы и разработки. Когда появились просьбы от учителей, родителей – обобщить мой опыт, то сначала тоже хотелось пойти только по этому пути. Урок 1-ый. Тема – … Цель – … Вопросы – … Выводы – … Но педагог – уникальная личность, со своими знаниями в разных областях науки и искусства, со своим жизненным опытом. Повторить чужой опыт невозможно. А ещё, в педагогическом процессе встречаются две неповторимые личности – учитель и ученик. Например, тема «Что такое счастье?». Задаю вопросы, выслушиваю ответы, читаю сказку «Как ослик счастья искал» и понимаю, что этим детям именно сейчас надо дать часть блока о чувствах и любви. В другой группе и эти мини-беседы проводятся в другое время. В Твери, в Вознесенском Соборе находятся мощи священномученника Фаддея (Успенского). Храм – в пяти минутах ходьбы от моей школы. Очень часто прихожу к мощам просить его молитв – Владыка тоже был учителем. В его «Записках по дидактике» читаю: «Уважать следует, конечно, всякого человека, но нельзя думать, будто бы только так называемые общечеловеческие свойства должны быть развиваемы в воспитаннике, что, например, не следует поэтому особенно заботиться о развитии в нём любви к своей Церкви и отечеству. Воспитывать дитя так, как будто бы оно было какой-то гражданин всего мира, не обращая внимания на то, что оно есть сын именно русского, например, отечества, сын православной Церкви, значило бы то же, что посадить дерево вообще, между тем как в действительности растут только определённые деревья: яблони, берёзы, липы, дуб, клён и т.п.».

http://pravoslavie.ru/37879.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31.10.2018  «О значении исследования проблемы канонизации святых Русской Православной Церкви для постижения истории России» Иноземцева Зинаида Петровна, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры, председатель секции «Архивы Русской Православной Церкви», заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», член Правления Российского общества историко Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)» Исследование канонизации святых ХХ века имеет большое значение для постижения истории России, которая по общему признанию, в отличие от истории стран романо-германской группы, все еще не написана и концептуально не осмыслена. «Изучение России без России. Крах американской постсоветологии» – так озаглавил свой итоговый научный доклад Конгрессу США известный американский политолог и историк Стивен Коэн, который с начала 1990-х гг. возглавлял большую группу зарубежных исследователей истории России ХХ века, которым были предоставлены особые возможности доступа к документам в наших архивах. По итогам 10 лет изучения он докладывает, что «Академическая сфера русских исследований столкнулась с риском быть окончательно дискредитированной. . Тоталитарная модель описания советской истории ХХ века, применение сравнительного анализа исторического развития России и Западной Европы не дали плодотворных результатов и дело изучения России ныне «выглядит столь же печально, как и сами российские условия» . Он сообщал также, что исследование архивных источников официального происхождения, в том числе ранее недоступных фондов КПСС, не привело постсоветское россиеведение к возможности восстановить объективную историю России и не в состоянии предъявить заказчикам надежные прогнозы ее развития в будущем. Отмечая правоту тех, кто предлагал концепцию исследования истории России с применением метода «сравнительного осмысления в пределах самой российской истории», он замечает, что «любое переосмысление будет обязательно означать возвращение России в процесс ее изучения. И в первую очередь это касается народа», ибо «должно быть что-то особенное в нации, в которой и коммунизм, и капитализм были целиком дискредитированы на протяжении каких-то 80 лет» .

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31.10.2018  Канонизация новомучеников Русской Православной Церковью и жития святых – критерии и проблемы Архимандрит Дамаскин (Орловский) Выступление на научно-практической конференции «Наследие священномученика Фаддея (Успенского) архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)»   Беспримерный по массовости и временной продолжительности подвиг мучеников ХХ века мы рассматриваем как итог тысячелетнего пути русского народа, тот ценностный результат, который позволяет сохранить духовный потенциал для последующего возрождения.  В России и в Русской Церкви феномен христианского мученичества возник лишь в ХХ в. за отсутствием гонений на Православную Церковь со стороны государства, когда государство позиционировало себя как православное и даже включало высшее управление Церковью в систему государственных учреждений. Это имело свои положительные и отрицательные стороны. Положительные позволяли задействовать государственные материальные и интеллектуальные ресурсы для народного образования в области религиозного просвещения, а отрицательные – что все кризисные процессы до разрушения государства в 1917 году, глубоко затрагивали церковное общество, переориентируя его с духовных задач, связанных прежде всего со спасением души конкретного человека, на не присущие Церкви политические и общественные задачи.  За весь предшествующий исторический период до 1918 г. включительно в Русской Церкви было причислено к лику святых двадцать семь человек, претерпевших насильственную смерть. Однако о двадцати из них известно, что они были канонизованы не за исповедание веры, а за чудотворения, и потому опыт канонизации мучеников в Русской Церкви за его отсутствием не мог быть использован при канонизации новомучеников ХХ столетия. В большей степени можно было опираться на опыт канонизации в Древней Церкви. Однако и здесь была существенная разница. В Древней Церкви сам факт исповедания христианской веры расценивался как государственное преступление, которое могло привести исповедника к мученической кончине, тогда как в советской России вопрос об исповедании веры если и задавался арестованному во время допросов, то чаще всего устно и не заносился в протокол. 

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Творения новомучеников Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения. Записки по дидактике. Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской.Книга 2. Тверь, " Булат " , 2003 год - 436 страниц. Тираж 3000 экз. Во второй книге «Творений» архиепископа Фаддея (Успенского) публикуется его главный итоговый труд по педагогике и воспитанию «Записки по дидактике (общей и методике Закона Божия и славянского языка). Для учителей церковноприходских школ». После 1902 года «Записки» не переиздавались и являются библиографической редкостью.Записки по дидактике Содержание О задаче начальной школы О качествах учителя начальной школы Об общих качествах обучения О самостоятельных работах и о наблюдении за учениками    вне школы О пользе и значении знакомства с приемами    преподавания Закона Божия для учителя школы Об изучении молитв О преподавании Священной Истории О преподавании катехизиса Об изъяснении богослужения Конспект вступительной беседы с детьми младшего    отделения по Закону Божию Конспект урока по изучению молитв в младшем отделении Конспект урока по Священной Истории в среднем и    младшем отделениях Конспект урока по катехизису в старшем отделении Конспект примерного урока по катехизису в старшем    отделении Конспект урока по богослужению в среднем и старшем    отделениях Конспект примерного урока по изъяснению богослужения    в старшем отделении О значении церковнославянского языка в школе для    религиозно-нравственного воспитания и умственного    развития О приемах обучения славянской грамоте Конспект примерного урока по славянской грамоте в    младшем отделении Конспект примерного урока по славянской грамоте в    среднем отделении Конспект урока по славянскому языку в старшем отделении Конспект урока по славянскому языку в среднем    отделении совместно со старшим на педагогических    курсах 10 июля 1908 года Конспект урока по Закону Божию в младшем и среднем

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил звершив утреню з читанням у Христа Спасителя Предстоятель Церкви вручив служби протоколу Бондаренку медаль князя Володимира Кирил робочу головою Фонду «Коло добра» Олександром Ткаченком Кирил звершив утреню з читанням Великого канону преподобного Критського у Христа Спасителя наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             Головна / установи Митрополит очолив роботу XIX З " православних для друку 22 серпня 2023 р. 18:44 22 августа 2023 года в Екатеринбурге открылся XIX Съезд православных законоучителей. Тема двухдневного форума — «Православие и отечественная культура». Обсуждение затронутых на форуме вопросов продолжится на XXXII Международных Рождественских образовательных чтениях. В день открытия съезда в актовом зале епархиального управления под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения состоялось пленарное заседание. В работе съезда также приняли участие епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий , благочинные Екатеринбургской епархии , настоятели приходов, представители отделов религиозного образования и катехизации епархий Екатеринбургской митрополии , директора и педагоги воскресных школ, выпускники Центра церковных специалистов священномученика Фаддея (Успенского) Екатеринбургской духовной семинарии. Открывая пленарное заседание съезда, митрополит Евгений, в частности, отметил: «Сегодняшний день памяти святого апостола Матфия напрямую связан с нашей встречей. Апостол Матфий не был избран в числе двенадцати апостолов, он не ходил по берегам Галилейским, не участвовал в чудесном улове рыб или умножении хлебов. Но он всем сердцем, когда услышал о Господе, когда благовестие коснулось его сердца, то он устремился и полюбил, и последовал за Господом, и был избран в число апостолов. Впрочем, как каждый из здесь собравшихся тоже последовал за Господом тогда, когда Христос Воскрес, вознесся. Церковь две тысячи лет на земле, но каждый из вас сегодня совершает апостольское делание — в своем городе, в своем приходе, в своем селе, в своей воскресной школе вы продолжаете делать дело Христово».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051522...

Священномученик Фаддей (Успенский): «Для нас настало настоящее христианское время» Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. 31 декабря, 2010 Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. 12.11.1872 г. — 31. 12. 1937 г. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) на снимках, сохранивших его облик, выглядит не совсем привычно для правящего архиерея. Что-то детское есть в простом лице, больших серьезных глазах…А, между тем, это мученик, каких найдется, может быть, не так много, достигший святости терпением и будто олицетворяющий слова православного публициста XIX в. А.С. Стурдзы о сути этой добродетели: «это сила, не имеющая ничего общего со слабостью, это мужество, не желающее ничего разрушать». Мир Христов Тесная камера владимирской тюрьмы была заполнена до предела. Свободных коек не было, и новоприбывшим – митрополиту Кириллу (Смирнову) и архиепископу Фаддею (Успенскому) пришлось устраиваться на полу. Владыка Кирилл был человеком не из слабых, много повидавшим на своем веку, но даже на него обстановка среди уголовных преступников оказала угнетающее действие. Видя, что архиепископ Фаддей сохраняет спокойствие, а в ночные часы молится, он также попытался использовать ночное время для молитвы. Но отчаяние подступало с такой силой, что внимание рассеивалось, и владыка Кирилл неподвижно сидел в тишине, казавшейся нереальной после дневных впечатлений. И вдруг несколько слов, произнесенных его товарищем в узах, изменили все: «Для нас настало настоящее христианское время: не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте, Христос ведь с нами». Спокойно и радостно стало на душе, и митрополит благодарил Бога за этот дар утешения. Благословение Когда епископ Антоний (Храповицкий) возводил иеромонаха Фаддея в сан архимандрита, он произнес примерно следующее: «Искренне могу сказать, что на тебя сегодня я возложил поистине венец терновы й».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-fa...

Слезы и сокрушение, хождение в церковь, пост – но это не делает нас причастниками Божественной жизни Поучение причащающимся Святых Таин 3 февраля, 2019 Поучение причащающимся Святых Таин «Мы ныне восприняли в свою душу только семя бессмертия, возрастать же оно может только тогда, когда мы будем умерщвлять свои страсти. Ныне душа наша исполнена света и небесной радости, а завтра, быть может, покроет ее тьма и мрачная скорбь, происходящая от наших пристрастий к миру. Но вот во время этой-то скорби и будем вспоминать о той радости, какую испытали ныне». Проповедь священномученика Фаддея (Успенского), принявшего мученический венец в советские годы. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54). Архиепископ Фаддей (Успенский) Святая Церковь установила посты свои для того, чтобы мы могли очищать себя. Для этого она заповедует нам слезы и сокрушение, хождение в церковь, воздержание в пище. Всеми средствами она старается отвратить нас от суетных удовольствий мира, ограничить наши греховные желания и вселить в наше сердце любовь к жизни Божественной. Но все эти средства не сделали бы нас причастниками Божественной жизни, если бы мы не приступали к самому Источнику ее. И вот ныне мы, возлюбленные братие и сестры, приступаем к этому Источнику. Воспринимая в себя Христа, мы становимся причастниками бессмертия. Доселе душа наша была мертва для добрых дел, теперь она начинает жить для Христа. Но такая перемена в душе человека совершается не всегда и не сразу; нужно еще нам много поскорбеть, пока не уничтожится в нашем сердце любовь к миру и не останется одна любовь ко Христу. Он ныне только посетил нас и сделал нас участниками Своей таинственной вечери; но, быть может, мы скоро забудем об этом посещении и снова предадимся удовольствиям мира. Мы ныне восприняли в свою душу только семя бессмертия, возрастать же оно может только тогда, когда мы будем умерщвлять свои страсти. Ныне душа наша исполнена света и небесной радости, а завтра, быть может, покроет ее тьма и мрачная скорбь, происходящая от наших пристрастий к миру. Но вот во время этой-то скорби и будем вспоминать о той радости, какую испытали ныне.

http://pravmir.ru/slezyi-i-sokrushenie-h...

Храм Серафима Саровского (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Серафима Саровского в городе Тверь возведен на Волынском кладбище, на котором погребены невинно убиенные жители города во времена массовых репрессий 1930-х годов. В основание алтаря храма поместили частицу мощей священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Содержание История и описание [ править править код ] Кладбище с левой стороны Волынского тракта, на северном выезде из Твери формировалось как основное место погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII-XVIII столетий. До времени русских революционных потрясений здесь находились склепы именитых тверских купцов — Арефьевых, Болдыревых, Светогоровых. Согласно некоторым данным, в этой земле похоронены члены семьи известного всей России фабриканта Саввы Морозова. За кладбищенской оградой в 30-е годы XX века начинают возникать рвы. Из Калининского управления НКВД, сюда в темное время суток привозились и придавались земле тела тех, кто были неугодны властям и, попав в жернова репрессивного аппарата, становились его жертвами. В 2003 году Русская Православная Церковь проводила юбилейные торжества, посвященные столетию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Именно тогда архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил храмостроительство на Волыни в честь этого великого угодника Божия. Место выбрали на пустовавшей северной оконечности кладбища, у берега Соминки. В праздник Крестовоздвижения, 27 сентября 2003 года силами неравнодушных людей здесь установили поклонный крест и каждую пятницу стали читать акафист преподобному Серафиму. Проект храма выполнил архитектор Валерий Курочкин на основе датированных 1671 годом обмерных чертежей деревянной церкви, которая стояла в погосте Нектарьево близ Твери, на реке Тьме. Замысел возродить новым строительством как бы два храма, волынский и нектарьевский, был очень хорош. Но возможности возведения всего комплекса храма с колокольней не было, поэтому решили строить в первоначальном виде алтарную и центральную части.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Серафима_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888, с. Яковицы Житомирского у. Волынской губ.- 29.12.1937, полигон Бутово, Московская обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых), еп. Бежецкий, вик. Тверской епархии. Род. в семье священника, окончил Волынскую ДС, в 1910 г.- КДА. Назначен помощником епархиального миссионера, проявил себя энергичным и ревностным сотрудником. С юных лет стремился к монашеству, но родители желали видеть сына семейным священником, и он женился. В 1911 г. рукоположен во священника к Староконстантиновскому собору при оставлении в должности епархиального миссионера, в 1914 г. назначен военным священником 408-го Кузнецкого пехотного полка. В 1917 г. в Житомире служил в храме прп. Серафима Саровского, затем в Николаевской ц. В годы гражданской войны по благословению Владимиро-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) организовал при храме Свято-Николаевское братство, к-рое помогало нуждающимся и больным, хоронило умерших, не имевших родственников. Вместе с членами братства о. Аркадий предпринимал пешие паломничества к правосл. святыням. Побуждая паству к нищелюбию и милосердию, сам служил примером жертвенности и крайнего нестяжания. За вдохновенные проповеди современники называли его Златоустым. Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий В нач. 20-х гг. XX в. на Украине была организована раскольничья Украинская автокефальная Православная Церковь , к-рую поддерживали националисты-петлюровцы. Несмотря на давление петлюровских властей, принуждавших о. Аркадия к переходу в раскольничью организацию, он остался верен канонической Церкви. Весной 1922 г., после начала кампании по изъятию церковных ценностей , о. Аркадий огласил в храме послание свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, в к-ром предлагалось отдавать только то, что не имело непосредственного богослужебного употребления. Чтение послания в церкви стало причиной ареста свящ. Аркадия и его отца свящ. Иосифа Остальского, обвиненных властями в контрреволюционной деятельности. О. Иосиф скончался в тюрьме во время следствия, о. Аркадий был приговорен к расстрелу, но по ходатайству паствы расстрел был заменен 5 годами заключения в Житомирской тюрьме. В 1924 г. о. Аркадий был освобожден. Пока он находился в заключении, его супруга вышла замуж за офицера Красной Армии, и о. Аркадий дал согласие на развод. В 1925 г. священномученик посетил Дивеевский мон-рь , затем Саровскую пуст. , где принял постриг в мантию с оставлением того же имени. Вскоре А. вернулся в Житомир, по церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву. В Киеве служил в Никольском мон-ре, в Москве останавливался на подворье Валаамского мон-ря , служил в храме прп. Пимена Великого в Нов. Воротниках, за каждым богослужением проповедовал.

http://pravenc.ru/text/76028.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 31 декабря 2024 г. (18 декабря ст.ст.) Седмица 28-я по Пятидесятнице Глас 2, Рождественский пост. Пища с растительным маслом мчч. Севастиана Медиоланскаго и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина, пресвитера, и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287) . прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500) . Прославление прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1694) . свт. Модеста, патриарха Иерусалимского (633-634) . прп. Флора Амийского, епископа (VII) . прп. Михаила Сингелла, исп. (ок. 845) . прп. Даниила Пустынника, иеросхимонаха (Румын.) . мч. Виктора Матвеева (1937) . сщмчч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского, Николая (Клементьева), Великоустюжского, архиепископа, Илии Бенеманского, Иоанна Миронского, Владимира Преображенского и Николая Кобранова, пресвитеров (1937) . сщмч. Сергия Астахова, диакона и мц. Веры Трукс (1942) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Тим.3:16-4:4 Ев.- Мк.10:2-12 прав.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. мученикам Севастиану Медиоланскому и дружине его Тропарь мученикам Севастиану Медиоланскому и дружине его, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010