Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1.03.1881, г. Тверь - 27.11.1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи чиновника Тверской духовной консистории. По окончании Тверской ДС был рукоположен во иерея. Служил священником в Вознесенской ц. на погосте Котово (ныне с. Новокотово Молоковского р-на Тверской обл.). В 1931 г. переехал в Сонковский р-н и стал служить в храме погоста Сабурова. 6 апр. 1933 г. был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в тюрьму в г. Бежецке. Отказался признать себя виновным. 9 апр. на допросе он сказал: «Каких-либо разговоров про политику советской власти и правильность ее проведения я ни с кем не имел ни при каких обстоятельствах». На следующий день районный уполномоченный ОГПУ составил обвинительное заключение, и дело было передано на рассмотрение Особой тройки Полномочного представительства ОГПУ по Московской обл., к-рая 26 апр. 1933 г. приговорила М. к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Саровском ИТЛ. В 1935 г. он освободился из лагеря и по благословению Калининского и Кашинского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) поехал в пос. Сонково, где храм на погосте Прилуки был в то время без священника. В нояб. 1936 г. М. удалось перерегистрировать правосл. общину погоста Прилуки и прилегающих к нему деревень - Гладышево, Синяево, Прибериха, Григоровка, Сносы, Моисеиха, Селы, несмотря на начавшуюся кампанию по закрытию храмов. 12 нояб. 1937 г. М. вновь был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. Его обвиняли в «систематической контрреволюционной агитации, направленной на срыв колхозного строительства, и распространении провокационных слухов о войне и падении советской власти». Виновным себя не признал. Казнен по приговору Особой тройки НКВД по Калининской обл. от 25 нояб. 1937 г., похоронен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 4716-С; Д. 21785-С.

http://pravenc.ru/text/2563478.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Николаевич Богородский (19.09.1878, с. Молоково Старицкого у. Тверской губ.- 17.09. 1937, Калининская обл.), сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи письмоводителя в имении. В 1899 г. окончил Тверскую ДС. Был рукоположен во иерея, служил на приходах Тверской епархии. В апр. 1922 г. возведен в сан протоиерея. В янв. 1930 г. за невыполнение наложенного на него как на священника повышенного натурального налога был приговорен к 1 году лишения свободы и штрафу в 4 тыс. р. Поскольку таких средств у него не было, суд постановил описать его имущество и выселить на 5 лет за пределы Московской обл. В 1931 г. М. был освобожден из ссылки и по благословению Тверского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) направлен служить в Скорбященский храм с. Сельцы Максатихинского р-на Московской обл. с назначением благочинным 11-го благочиннического округа. Был награжден наперсным крестом (1922) и палицей (1932). Арестован 8 авг. 1937 г. в с. Сельцы по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросе М. сказал: «Контрреволюционной и антисоветской работы я нигде и никогда не вел. Я иногда говорил, что раньше было уважение к нам, священникам, а сейчас смеются и презирают». Был казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Калининской обл. от 13 сент. 1937 г. Погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Д. 21415-С. Лит.: Книга памяти жертв полит. репрессий Калининской обл.: Мартиролог 1937-1938. Тверь, 2000. Т. 1. С. 80; Дамаскин. Кн. 3. С. 167-168. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2563486.html

(Троянский Иван Ефимович; 10.11.1862, пос. Новоклинский Воронежского у. и губ.- 4.09. 1937, г. Торопец Калининской обл.), сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Осташковский. Из семьи священника. Окончил Тамбовскую ДС. 10 сент. 1884 г. рукоположен во иерея. Овдовел, принял монашеский постриг. 9 (по др. данным, 11) дек. 1922 г. хиротонисан обновленческими архиереями (см. ст. Обновленчество ) во епископа Сасовского (по с. Сасову в Рязанской губ.). 18 нояб. 1924 г. запрещен обновленцами в священнослужении за разрыв с их синодом. В нач. 1925 г. по принесении покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Принят, как хиротонисанный архиереями канонического поставления, в сущем сане. 3 марта назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии при правящем Омском архиеп. Викторе (Богоявленском) , вместе с которым боролся против обновленчества. В 1-й пол. 1930 г. был назначен епископом Бугурусланским, назначение вскоре было отменено. 9 марта 1932 г. назначен епископом Рыбинским, правящим архиереем новообразованной Рыбинской епархии. Вскоре по прибытии в Рыбинск был арестован, приговорен к 3 годам ссылки за «контрреволюционную деятельность». Проживал в Калинине (ныне Тверь). 22 нояб. 1932 г. постановлением Временного Свящ. Синода РПЦ по причине «продолжительного отсутствия» на кафедре и «по болезненному состоянию» И. был уволен на покой и назначен в распоряжение Калининского архиеп. сщмч. Фаддея (Успенского) , а Рыбинская епархия включена в состав Ярославской. После окончания срока ссылки с 27 мая 1934 г. временно управляющий Великолукской и Торопецкой епархией. 24 июня 1935 г. назначен епископом Великолукским и Торопецким. Проживал в г. Торопце. Старался служить как можно чаще, каждый раз произносил проповеди, в к-рых говорил о несомненности Божественного бытия, доказывая истинность чудес, совершаемых по молитвам святых и по обращению к чудотворным иконам. Боролся с обновленчеством, при И. в Православие вернулись 4 обновленческих прихода Торопца. В условиях ужесточения репрессий ходатайствовал о передаче закрытых церквей Торопца общинам верующих. В янв. 1936 г. назначен епископом Осташковским, викарием Калининской епархии. Продолжал жить в Торопце. 23 июля 1937 г. арестован, помещен в торопецкую тюрьму. Обвинялся в том, что «возглавлял реакционно настроенное духовенство», «вел систематическую контрреволюционную агитацию против советской власти», произносил публичные проповеди, обходя храмы; совершал богослужения на дому, привлекал детей в храмы. И. признал, что как правящий епископ посещал храмы своей епархии и читал там проповеди, проводил ежедневные богослужения на своей квартире. Доказать обвинения в контрреволюционной деятельности следствие не смогло. 31 авг. И. был приговорен Особой тройкой при НКВД по Калининской обл. к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469241.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского 27 октября 2023 30-летие обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, отметили в храме, построенном на месте, где были обретены мощи святого 26 октября 2023 года исполняется 30 лет со дня обретения мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. В день юбилея митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тверской храм в честь священномученика Фаддея в Затверечье. Алтарь церкви возведен на месте обретения святых мощей священномученика Фаддея.  Храм построен на территории древнего Неопалимовского кладбища Твери. История этого места, которое неразрывно связано с жизнью и подвигами тверских новомучеников, известна со второй половины XVIII века. Страшный пожар 1763 года уничтожил почти всю центральную часть города. По указу императрицы Екатерины II был разработан генеральный план перестройки центра Твери с переносом старых приходских кладбищ за черту города. С этого момента появляются упоминания о кладбище в ближнем Затверечье. Эпидемия чумы, поразившая город в 1771 году, потребовала выделения специального места для погребения умерших. На новом кладбище была построена часовня. В 1841 году здесь возвели храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». По его названию кладбище в дальнейшем становится известно как Неопалимовское. Неопалимовский храм на одноименном кладбище был особенно знаменит тем, что в нем служили причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Российских Николай Маслов, Илия Громогласов, Илия Бенеманский и архиепископ Фаддей (Успенский). Владыка Фаддей особенно любил Неопалимовскую церковь, потому что она, возвышаясь на холме над кладбищем, расположенным в стороне от города, была похожа на скит посреди бушующих волн житейского моря и напоминала владыке родные места на Нижегородчине. В советское время кладбище было заброшено и пришло в полное запустение. Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был разрушен. Мощи архиепископа Фаддея были обретены в 1993 году благодаря усилиям архимандрита Дамаскина (Орловского). На месте обретения мощей в 2016 году началось строительство деревянного храма в честь святого покровителя Твери. 3 сентября 2022 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение храма. 

http://fond.ru/novosti/877-30-letie-obre...

В Твери прошли торжества по случаю 150-летия со дня рождения и 85-летия кончины священномученика Фаддея (Успенского) 2 января 2023 г. 11:38 30 декабря 2022 года в Тверской областной академической филармонии прошла межрегиональная практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения и 85-летию со дня мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Архиепископ Фаддей (Успенский) был определен на Тверскую кафедру в 1928 году. По постановлению тройки УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой: 31 декабря 1937 года по пути следования к месту казни палачи утопили его в нечистотах. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года причислил архиепископа Фаддея к лику святых для общецерковного почитания. За бесстрашное свидетельство о Христе, не только жизнью, но и мученической кончиной, Господь наградил святителя даром чудотворений. В фойе академической филармонии была организована выставка и книжная экспозиция, с которыми участники и гости конференции смогли познакомиться перед началом ее работы. Конференция открылась пением молитвы «Царю Небесный». Затем состоялась премьера документально-художественного фильма «Фаддей» о последних годах жизни святого в Твери. Фильм, снятый молодым тверским режиссером Олегом Смирновым, посвящен житию священномученика Фаддея Тверского (Успенского). Автор картины фокусирует внимание зрителя на последних годах жизни владыки, проведенных в охваченной антицерковной лихорадкой Твери. Фильм приуроченн к 150-летию со дня рождения и 85-летию со дня мученической кончины священномученика Фаддея и был создан по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия . После показа картины владыка Амвросий обратился к собравшимся с приветственным словом. Приветственный адрес ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Кирилла  зачитал заместитель ректора МДА по представительской работе священник Александр Кузнецов.

http://patriarchia.ru/db/text/5991901.ht...

30-летие обретения мощей священномученика Фаддея (Успенского) молитвенно отметили в Тверской епархии 27 октября 2023 г. 10:41 26 октября 2023 года, в 30-ю годовщину обретения мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тверской храм в честь священномученика Фаддея в Затверечье. Алтарь церкви возведен на месте обретения мощей святого в 1993 году. Храм построен на территории древнего Неопалимовского кладбища Твери. История этого места, которое неразрывно связано с жизнью и подвигами тверских новомучеников, известна со второй половины XVIII века. Страшный пожар 1763 года уничтожил почти всю центральную часть города. По указу императрицы Екатерины II был разработан генеральный план перестройки центра Твери с переносом старых приходских кладбищ за черту города. С этого момента появляются упоминания о кладбище в ближнем Затверечье. Эпидемия чумы, поразившая город в 1771 году, потребовала выделения специального места для погребения умерших. На новом кладбище была построена часовня. В 1841 году здесь возвели храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». По его названию кладбище в дальнейшем становится известно как Неопалимовское. Неопалимовский храм на одноименном кладбище был особенно знаменит тем, что в нем служили причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Российских священники Николай Маслов, Илия Громогласов, Илия Бенеманский и архиепископ Фаддей (Успенский). Владыка Фаддей особенно любил Неопалимовскую церковь, потому что она, возвышаясь на холме над кладбищем, расположенным в стороне от города, была похожа на скит посреди бушующих волн житейского моря и напоминала владыке родные места на Нижегородчине. В советское время кладбище было заброшено и пришло в полное запустение. Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был разрушен. Мощи архиепископа Фаддея были обретены в 1993 году благодаря усилиям архимандрита Дамаскина (Орловского). На месте обретения мощей в 2016 году началось строительство деревянного храма в честь святого покровителя Твери. 3 сентября 2022 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил великое освящение храма. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть сердце стремится к Господу! 04.06.2015 539 Время на чтение 25 минут Мы предоставляем аудитории нашего журнала уникальную возможность прочитать впервые опубликованные письма священномученика архиепископа Тверского и Кашинского Фаддея (Успенского), которые были направлены в Саратов из Твери в конце 20-х - середине 30х годов и адресованы прихожанке Духосошественского храма. Подлинники этих писем сейчас хранятся в Саратовском епархиальном архиве, а копия одного из них экспонируется в Музее истории Саратовской митрополии. О владыке Фаддее Святейший патриарх Тихон называл священномученика Фаддея (Успенского) «светочем Церкви», «чудом нашего времени». Он говорил: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей - святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное». По свидетельству знавших владыку, в его образе паства видела молитвенника и подвижника, подобного древним русским святым. Священномученик Фаддей, в миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в семье священника Нижегородской епархии. Выпускник местных духовных училища и семинарии, он окончил в 1896 году Московскую Духовную Академию. 15 августа 1897 года был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1901 году защитил диссертацию на тему «Единство книги пророка Исаии», в которой отмечал богословское единство всей книги святого пророка, прослеживал целостность ее стиля и системы образов. За эту работу ему была присвоена степень магистра богословия. В 1908 году он был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, второго викария Волынской епархии. Арестован в ноябре 1921 года Волынской ГубЧК и выслан из Украины . В 1922 году состоялось назначение епископа Фаддея на Астраханскую кафедру с возведением его в сан архиепископа. Вскоре он был вторично арестован и отбывал ссылку в Зырянской автономной области. Архиепископом Иосифом (Петровых; †1937) имя архиепископа Астраханского Фаддея (Успенского) было названо вторым в распоряжении, которым он назначал себе заместителей по управлению Церковью, когда 8 декабря 1926 года после ареста митрополита Сергия (Страгородского; †1944) сам вступил в должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Архиепископ Иосиф вскоре уже сам был выслан из Москвы в Моденский Никольский монастырь. Первый из названных в этом распоряжении архиепископ Корнилий (Соболев; †1933) был в ссылке и не мог выполнить возложенное на него поручение. Поэтому в середине декабря 1926 года архиепископ Фаддей выехал поездом из Астрахани в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не унывайте. Христос ведь с нами» О священномученике Фаддее (Успенском) (1872-1937) 26.10.2015 727 Время на чтение 6 минут 13/26 октября Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Калининского и Кашинского. В этот день в 1993 году в Твери были обретены честные мощи владыки Фаддея, ныне почивающие в Вознесенском соборе Твери - города, с которым связаны последние девять лет его архипастырского служения: сюда в 1928 году он был переведен из Саратова; здесь, вопреки гонениям и притеснениям властей, мужественно исполнял свой долг пастыря, окормлял, утешал, проповедовал; здесь в декабре 1937 года, после ареста (уже в который раз), принял мученическую кончину. Жизнь владыки Фаддея была образцом христианского смирения и самоотречения, но и твердого стояния в вере. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани (владыка Фаддей в 1923-1928 годах занимал Астраханскую кафедру): «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви - явление необычайное». Предлагаем вниманию читателей подборку воспоминаний о владыке с комментарием церковного историка иерея Александра Мазырина . Священномученик Фаддей (Успенский) Скала Православия Святость владыки Фаддея ощущалась уже его современниками. Даже самые рьяные клеветники - обновленцы - не могли ничего дурного сказать про него. Владыка Фаддей в условиях разраставшихся церковных нестроений, в условиях травли извне и со стороны лжебратии всегда умел сохранить присутствие духа, невозмутимость, верность своему призванию. Один из эпизодов его жизни особенно интересен. В конце 1926 года прокатилась очередная волна арестов архипастырей. Митрополит Иосиф (Петровых), который оказался временно исполняющим обязанности местоблюстителя, но не имел возможности этот долг исполнить, призвал именно владыку Фаддея временно встать во главе Русской Церкви. И он безропотно принял поручение. Правда, прибыть в Москву из Астрахани - в то время владыка Фаддей был архиепископом Астраханским - он не смог: был тоже арестован - по дороге в Москву.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

«Не унывайте. Христос ведь с нами» О священномученике Фаддее (Успенском) (1872–1937) 13/26 октября Церковь чтит память священномученика Фаддея (Успенского) , архиепископа Калининского и Кашинского. В этот день в 1993 году в Твери были обретены честные мощи владыки Фаддея, ныне почивающие в Вознесенском соборе Твери – города, с которым связаны последние девять лет его архипастырского служения: сюда в 1928 году он был переведен из Саратова; здесь, вопреки гонениям и притеснениям властей, мужественно исполнял свой долг пастыря, окормлял, утешал, проповедовал; здесь в декабре 1937 года, после ареста (уже в который раз), принял мученическую кончину. Жизнь владыки Фаддея была образцом христианского смирения и самоотречения, но и твердого стояния в вере. Патриарх Тихон говорил одному из жителей Астрахани (владыка Фаддей в 1923–1928 годах занимал Астраханскую кафедру): «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное». Предлагаем вниманию читателей подборку воспоминаний о владыке с комментарием церковного историка иерея Александра Мазырина . Священномученик Фаддей (Успенский)      Скала Православия Святость владыки Фаддея явственно ощущалась уже его современниками. Даже самые рьяные клеветники – обновленцы – не могли что-то против него выдвинуть кроме ругательств типа «этот злобный и фанатичный гражданин». Главный обновленческий проповедник Александр Введенский, например, после посещения Астрахани в июне 1925 г. писал: «О Фаддее говорят чудеса… Когда он на Крещение освящал воду, видели, как на его голову сел голубь. И, очевидно, по молитвам Фаддея, когда служил наш (обновленческий) владыка Анатолий, можно было видеть, как после погружения им креста в воду оттуда полезли черные рога!» Владыка Фаддей в условиях разраставшихся церковных нестроений, в условиях травли извне и со стороны лжебратии всегда умел сохранить присутствие духа, невозмутимость, верность своему призванию. Он никогда не унывал и при необходимости укреплял духовно даже таких великих адамантов Православия, как священномученик митрополит Кирилл (Смирнов).

http://pravoslavie.ru/87080.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Научно-практическая конференция «Наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, (к 25-летию обретения святых мощей)» 31 октября 2018 26 октября 2018 г. в Твери в Тверской областной универсальной научной библиотеке им. А.М. Горького состоялась научно-практическая конференция, посвященная священномученику Фаддею (Успенскому), архиепископу Тверскому , в связи с 25-летием обретения его мощей. Организаторами конференции выступили: Тверская епархия Русской Православной Церкви, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», Миссионерский отдел Тверской епархии, Вознесенский собор г. Твери. Перед началом конференции многие ее участники посетили Тверской Вознесенский собор, где состоялась Божественная литургия в честь праздников обретения мощей сщмч. Фаддея (Успенского) и Иверской иконы Божией Матери. С приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Тверской и Кашинский Савва, подчеркнувший роль архиепископа Фаддея (Успенского) в истории Русской Православной Церкви и значение его пастырской деятельности в Тверской епархии в трудные годы антирелигиозных гонений. Большое впечатление на участников конференции произвел документальный фильм «Чада светлой России. Архиепископ Фаддей (Успенский)» (снят РТВ в программе Российские университеты в 1995 г.). Архимандрит Дамаскин (Орловский) , доктор исторических наук, ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, член Синодальной комиссии по канонизации святых, научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», выступил с докладом на тему: «Канонизация новомучеников Русской Православной Церковью и жития святых – критерии и проблемы» , в котором дал развернутую характеристику истории канонизации святых и тех проблем, с которыми пришлось столкнуться Русской Православной Церкви при изучении и подготовке материалов для канонизации святых ХХ века.

http://fond.ru/novosti/243-nauchno-prakt...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010