Как сказано выше, подбор кандидатов на кафедры во многом зависел от обер-прокурора, от его личных качеств, поскольку он обладал огромными полномочиями и возможностями. Властолюбивый и энергичный Протасов твердо держался выработанной им линии на установление полного контроля и беспрекословного подчинения, сам присматривал кандидатов, карал и миловал. Архиереи хорошо знали не раз говоренную им фразу: «Мне нужны архиереи не проповедники, а люди деловые», под чем подразумевалось исполнение установленного им на министерский манер порядка ведения дел, своевременную отчетность и т. д. 153 Осторожный А. П. Толстой следовал другим принципам, стараясь избегать столкновений с влиятельными лицами и в то же время хотя бы несколько уменьшить стороннее вмешательство в дела своего ведомства. При назначении на вакансии он пытался, по его выражению, «сколько возможно воздерживаться от настоятельного ходатайства при таковых избраниях, дабы содействовать... сохранению того совершенного беспристрастия, которое необходимо при столь важном деле» 154 . Однако он лукавил. Ни для кого не было секретом влияние на Толстого его сестры, известной благотворительницы Т. Б. Потемкиной 155 . Материалы Синода свидетельствуют, что в управлении прочно утвердилась практика частой смены епархиальных архиереев. Об ее интенсивности можно судить хотя бы по тому, что за 17 лет протасовского обер-прокурорства в архиерейский сан возвели 40 человек, т. е. почти полностью обновилась вся иерархия 156 . Следует заметить, что в Церкви и в светском обществе существовало устоявшееся мнение относительно выгод и неудобств епархий. Самыми престижными и выгодными считались петербургская, московская и киевская кафедры, ступенью ниже стояли епархии Центральной и Черноземной полосы. Среди сложных в управлении находились западные и прибалтийские. Чуть ли не за наказание принимали назначение в Архангельскую, Вятскую и лежавшие за Уралом епархии 157 . Непрестижными считались и бедные епархии, т. е. приносившие архиерейскому дому и Церкви мало дохода. Среди них – Саратовская, Самарская, Донская, Уфимская и ряд других 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовенство Туркестанской епархии состояло почти из одних священников: диаконов в Семиреченской области было только три, а в Сыр-Дарьинской – ни одного. Причетники наиболее состояли из солдат, командированных к церквам военным начальством, по его усмотрению, и называемых церковниками (они же и сторожа при церквах). Ко времени приезда преосвященного Софонии в край, почти все священники были из окончивших полный семинарский курс. Все они поступили из разных епархий: Томской, Оренбургской, Уфимской, Новгородской, Казанской, Воронежской, Волынской, а при епископе Софонии из Херсонской, Тверской и Тобольской. Такой разнокалиберный состав духовенства, соединенный с особыми условиями жизни и служения в отдаленном, полувоенном, не совсем еще умиротворенном крае, наложили на частную жизнь и служебную деятельность туркестанских священников особый своеобразный отпечаток. Туркестанское духовенство до открытия в крае самостоятельной епархии подлежало в духовно-административном отношении ведению двух архиереев: церкви области Сыр-Дарьинской подчинялись преосвященному Оренбургскому, а церкви Семиречья – преосвященному Томскому. Но подчинение это было чисто номинальное: ни тот, ни другой архипастырь, по отдаленности Туркестана от их резиденций, не посещали церкви этого края. Весь надзор их за духовенством ограничивался просмотром в клировых ведомостях отметок, делаемых благочинными. Так же и сами благочинные никогда вверенных им церквей не посещали, а потому и настоящего положения их и причтов при них не знали и обо всем доносили по рапортам к ним приходящих священников. Следствий, поручаемых им по жалобам и доносам, сами не производили, а ответы на требования Консистории по делам, не терпящим отлагательства, делали через 3-4 месяца. Таким образом, благочинные в Семиреченской области почти, а в Сыр-Дарьинской и вовсе, не были контролированы в своей деятельности ни Консисторией, ни архиереями. По этим причинам благочинные, а с ними и духовенство, непосредственно и во всех отношениях подчинялись военному начальству, которое по своему усмотрению переводило священников с места на место, представляло их к наградам и т.

http://pravoslavie.ru/36553.html

IX Епархиальные Табынские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» прошли в Уфе 16 октября 2019 г. 11:03 15 октября 2019 года в городе Уфе в Большом зале собраний Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан и в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ состоялся церковно-общественный форум IX Епархиальные Табынские чтения «Великая Победа: наследие и наследники». Организаторами мероприятия выступили епархии Башкортостанской митрополии , Администрация Главы РБ, республиканские министерства образования, культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, молодежной политики и спорта, внутренних дел, военный комиссариат РБ, вузы и общественные организации. В чтениях приняли участие около 500 человек, в том числе, 200 церковнослужителей. Пленарное заседание докладом открыл митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон . Далее с приветственными словами выступили: Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин; и.о. председателя Духовного управления мусульман РБ Айнур Биргалин; заместитель руководителя Администрации Главы РБ по внутренней политике У.Т. Кильсенбаев; председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Госсобрания РБ Р.М. Асадуллин; первый заместитель министра культуры РБ Н.М. Лапшина; заместитель министра образования РБ А.З. Галиева; проректор по научной работе Башкирской академии государственной службы при Главе РБ С.Б. Сафина; заместитель министра труда и социальной защиты населения РБ Т.Б. Глухова; уполномоченный по правам человека в РБ Р.Ф. Каюмов; заместитель министра молодежной политики и спорта РБ Я.А. Гайдук; главный врач Республиканского клинического психотерапевтического центра И.Ф. Тимербулатов; доцент кафедры отечественной истории БГПУ Р.З. Алмаев; старший помощник прокурора РБ Н.Ф. Алмакаев. Митрополит Никон вручил благодарственные письма за долголетнюю усердную работу ряду педагогов воскресных школ. По окончании пленарного заседания состоялось епархиальное собрание, на котором митрополит Никон также выступил с  докладом . Особое внимание было уделено сфере образования — как духовенства, так и прихожан. После обеденного перерыва началась работа по секциям. По итогам работы чтений была резолюция . По материалам пресс-службы Уфимской епархии Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Архиепископ Никанор семь лет – с 1876 по 1883 год – возглавлял Уфимскую епархию. До того мы знаем его труды на поприще преподавания, ректорства и ученой деятельности в Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1851 г.), Рижской (с 1856 г.) Саратовской (с 1858 г.), Витебской (с 1865 г.) Семинариях, в Казанской Духовной Академии (с 1868 г.). Ко времени приезда его в Уфу он уже – доктор богословия, автор философско-апологетичсекого трактата «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». В Уфе он продолжает писать третий том этого сочинения. Скончался архиеп. Никанор будучи Одесским архипастырем в 1890 году. А за семь лет пребывания владыки Никанора на Уфимской кафедре было построено по епархии 46 храмов, что почти в два раза больше, чем за предшествующие семь лет. На многих приходах открылись церковно-приходские школы и попечительства, занимавшиеся благоустройством церквей, благотворительностью – сбором средств и распределением их среди нуждающихся прихожан, а так же распространением православной литературы среди прихожан. Во время своего пребывания на Уфимской кафедре еп. Никанор оказался инициатором участия Уфимской епархии во многих общероссийских благотворительных акциях, и сам всегда был первым жертвователем. Благотворительность расширялась владыкой Никанором, в первую очередь, в миссионерских целях и для привлечения большего числа прихожан к делу внутреннего обустройства епархии. С той же проповеднической и миссионерской целью в 1879 году по инициативе этого архипастыря в Уфе начинают выходить «Уфимские епархиальные ведомости». И именно в нашем городе владыка Никанор раскрывается как талантливый проповедник, чьи поучения и речи, произнесенные в уфимских храмах, становятся известны по всей России. Особенностью этих поучений было в том, что архипастырь обращался в них к насущным вопросам современности – к проблемам духовного и светского образования, христианского отношения к техническому прогрессу, к критическому анализу отдельных популярных общественно-политических воззрений (социализм, нигилизм, толстовство, славянофильство, западничество) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

7) Митрополия Казанская, с епархиями среднего Поволжья и Востока европейской России: Казанской, Нижегородской, Вятской, Пермской, Уфимской, Симбирской и Екатеринбургской. 8) Митрополия Саратовская, в которую должны войти: а) епархии, входившие некогда в состав Астраханской, и б) владения в так называемых среднеазиатских областях. Разделить эту митрополию на две нельзя – по малочисленности православного населения в среднеазиатских владениях. К тому же, и в европейской и азиатской областях, отходящих к Саратову, живёт много и единоплеменных и единоверных народов (магометане). Таким образом, к Саратовской митрополии должны бы отойти епархии: Астраханская, Саратовская, Пензенская, Тамбовская, Оренбургская, Самарская, Ставропольская и Туркестанско-Ташкентская. 9) Митрополия Западно-Сибирская, обнимающая епархии: Омско-Семипалатинскую, Тобольскую, Томскую и Енисейско-Красноярскую (центр – гор. Омск или гор. Томск). 10) Митрополия Иркутская – митрополия всей восточной Сибири и всех американских православных поселений, т. е. епархий: Иркутской, Якутской, Приамурско-Благовещенской, Владивостоко-Камчатской, Манджурско-Приморской (Забайкальско-Нерчинской) и Алеутско-Северо-Американской. II. О преобразовании церковного управления и суда Два существенных недостатка отмечаются в современном епархиальном управлении: 1) консистории при соблюдении устарелых форм делопроизводства обременены формальным письменным производством, и 2) одному епископу, при разнообразии и обособленности других вспомогательных епархиально-административных учреждений (по делам училищным, миссионерским, попечительским, свечно-заводским и проч.), крайне затруднительно направлять всю совокупность дел и интересов сих учреждений к правильному и согласному действию. Посему требуется, с одной стороны, учредить такой епархиальный орган епископской власти, который объединил бы в своём ведении всю область епархиального управления, а с другой – установить для сего органа новые формы делопроизводства и освободить его от массы дел через выделение менее важных из них в ведение низших, вспомогательных епархиальных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

384 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 7, по отношению министра финансов о доставлении сведений о расходах по случаю образования из Оренбургской двух новых губерний: Уфимской и Самарской. Тут же о закрытии волгского викариатства саратовской епархии и о бытии епископу Евсевию епископом самарским. 385 См. в св. синоде дело под 1240-м, 1828 г,, по рапорту грузино-имеретинской синодальной конторы, с представлением на рассмотрение об учреждении из трех епархий: цагерейской, цайенской и чкондидской, одной, под названием мингрельской. Тут же по именному Высочайшему указу об определении на архиерейскую вакансию в Мингрелии митрополита Давида. 387 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае и об определении в Абхазию архимандрита из русских, с распространением круга действий его по обращению к православной вере горских народов. Тут же об учреждении архиерейской кафедры в Абхазии, 6-й. 389 Указание Филарета на Агафангела, как на способнейшего для небезопасной миссионерской должности в Абхазии, особенно интересно в том отношении, что этот самый Агафангел сделал некогда безыменный донос синоду о неправильном переводе Библии при С.-Петербургской духовной академии и следовательно, хотя косвенным образом, был причиною удаления Филарета из синода. Агафангела, вскоре после доноса, перевели из московской академии, где он был бакалавром и исправлял должность инспектора, под видом повышения, ректором в харьковскую семинарию. Но и здесь он не укрылся от внимательной попечительности Филарета. 390 См. в канцелярии обер-прокурора дело об увольнении находящегося в Абхазии архимандрита Антония от службы в тамошнем крае. 391 См. в св. синоде дело о закрытии воронежского викариатства и учреждении такового в казанской епархии, с присвоением викарию сей епархии наименования епископа чебоксарского, и о бытии епископом чебоксарским ректору ярославской семинарии архимандриту Никодиму. 394 Архиерей этот – Амвросий Волынский, который получил этот проект от острожского дерманского архимандрита Иерофея и представил его в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое штатное расписание в Петербурге утвердили 1 марта 1871 г. для Олонецкой епархии. 1287 А немного спустя, 28 апреля, тамошнему епископу разрешили денежные оклады, высвобождающиеся при сокращении штатов, направлять на усиление жалованья 1288 . Впоследствии данный принцип распространили на все епархии 1289 . Принятие решений по большинству епархий пришлось на пятилетний срок: с февраля 1873 г. по февраль 1878 г. Так, 9 февраля 1873 г. по представлению комиссии, специально созданной 10 июня 1872 г. для рассмотрения проектов, Главное Присутствие утвердило сразу расписания по 18 епархиям: Архангельской, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Екатеринославской, Калужской, Кишиневской, Курской, Могилевской, Оренбургской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Таврической, Тамбовской, Уфимской и Харьковской. В них оставили 7818 самостоятельных приходов вместо бывших 9810 со штатным духовенством в 24121 человек: священников – 11431, соборных дьяконов – 179, псаломщиков – 12511. В целом бывший состав причтов подлежал сокращению на 14701 человек, причем главным образом за счет причетников. Из священников за штатом оставалось 1263 1290 . В конце 1875 г. приняли расписания для Литовской, Минской, Полоцкой, Кавказской, Казанской, Орловской, Псковской, Самарской, Черниговской епархий. К 1878 г. 42 епархии имели утвержденные расписания. 16 февраля 1878 г. состав комиссии по рассмотрению проектов новых расписаний существенно изменился. Вместо архиепископа Воронежского Серафима в нее ввели преосв. Феогноста Подольского. Сменился и председатель. Сначала Главное Присутствие предложило эту должность митрополиту Киевскому Филофею, тем более, что рассмотрению подлежали расписания юго-западных епархий, а когда тот отказался, сославшись на множество дел, возглавил комиссию архиеп. Макарий Литовский 1291 . Но уже в феврале 1880 г. ее состав снова переменился, поскольку архиеп. Макарий получил в управление московскую кафедру. Состоящая из архиеп. Аполлоса Вятского, преосвященного Палладия Рязанского и члена Синода протоиерея И. В. Рождественского , она канула в Лету, так и не приступив к работе 1292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1926 г. еп. Ставропольский и Кубанский; в 1931 г. еп. Пермский; † 1.03.1933 Ириней (Зуземель) 30.01.1966 хирот. во еп. Мюнхенского и Западногерманского; с 24.02.1971 еп. Баденский и Баварский; с 9.09.1972 в сане архиепископа; с 13.03.1975 архиеп. Венский и Австрийский; с 9.09.1986 в сане митрополита; с 6.10.1995 на покое. Ириней (Середний) 27.07.1975 хирот. во еп. Уфимского и Стерлитамакского; с 19.07.1976 еп. Серпуховский, вик. Московской епархии, управ. приходами в Канаде и США; с 16.07.1982 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 28.03.1984 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 13.09.1989 архиеп. Львовский и Тернопольский; с 10.04.1990 архиеп. Ровенский и Острожский; с 19.10.1993 архиеп. Днепропетровский и Криворожский; с 27.07.1996 архиеп. Днепропетровский и Павлоградский. Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Таким образом, одно уже нахождение под судом было бы равносильно, а во многих случаях и несравненно тяжелее самого осуждения, потому что обвиняемые в маловажных преступлениях и проступках по службе, подвергающих лишь незначительным взысканиям, вынуждены были бы оставлять свой дом и свои занятия, чтобы отправиться за 700 или более верст, проживать в городе многолюдном, где жизнь особенно дорога. Еще более затруднений представляла бы пересылка подсудимых и вывоз свидетелей в палату из мест, отстоящих от нее на протяжении нескольких губерний. В этих случаях, кроме затруднений, увеличатся чрезмерно и судебные издержки, которые, при несостоятельности большей части подсудимых, принимаются на счет казны”. („Суд. уст.” изд. гос. канц. 2, 409, 410). Так рассуждали при составлении судебных уставов о затруднениях, соединенных с отдаленным судом. Но не так видно рассуждают те, которые проектируют только восемь духовно-окружных судов для всей Русской церкви, если верны показания „Москов. ведомостей”. Впрочем, если бы даже и не были точны показания „Моск. вед.“, если бы окружных судов было предположено не восемь, а положим по одному на каждые три или даже две епархии, т. е. 20 или 30 судов, то и в этом случае указанные затруднения только отчасти были бы уменьшены, но не устранены совершенно. Наши епархии очень обширны по своему пространству: менее 30 тысяч квадратных верст пространства занимают только три епархии – калужская (27 т.), московская (29 т.) и тульская (26 т.); каждая из остальных епархий занимает пространство более 30 т. кв. верст, а не малое число епархий простирается более чем на 100.000 кв. верст (архангельская 661 т., астраханская 192 т., вологодская 348 т., вятская 126 т., донская 135 т., енисейская 2.211 т., иркутская 618 т., новгородская 101 т., олонецкая 118 т., оренбургская 230 т., пермская 292 т., самарская 139 т., тобольская 1,306 т., томская 759 т., уфимская 104 т.). Устное судопроизводство, требующее непременно личного присутствия в судебном заседании подсудимых и свидетелей, само в себе заключает необходимое требование, чтобы суд неудаляем был от подсудимых, а по возможности приближен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Этим видом «православного союза духовенства и мирян», с менее широкими задачами, нежели братства и ограниченного в своих действиях пределами своего прихода, мы здесь заниматься не будем, посвящая наш очерк исключительно деятельности «братств». Заметим только (на основании сообщения «Церковных Ведомостей» за 1891 год, 50), что во всей России к 1890 году приходских попечительств было 11 919 с бюджетом расходов в 2 142 237 руб. 1 ) Обратимся теперь к деятельности братств. Предлагаемый краткий статистический очерк о положении православных церковных братств к началу 1893 года, составленный на основании официальных сведений, имеющихся в Училищном Совете при Святейшем Синоде, имеет целью познакомить вкратце с современным положением «братского дела» в России и достигнутым в сем деле успехом. По официальным (Синодальным) сведениям, общее количество всех существующих в России, к 1 января 1893 года, православных братств распределялось по епархиям в нижеследующих числах 2 . I. Европейская Россия. Название епархии Число братств Архангельская Владимирская Вологодская Волынская Воронежская Вятская Донская Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Киевская Костромская Курская Литовская Минская Могилевская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Подольская Полоцкая Полтавская Псковская Рижская Рязанская Самарская Саратовская С.-Петербургская Симбирская Смоленская Ставропольская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Холмско-Варшавская Черниговская Ярославская II. Кавказ Название епархии Число братств Владикавказская свед.не доставлены Грузинская Гурийско-Менгрельская свед.не доставлены Имеретинская свед.не доставлены Сухумская III. Азиатская Россия. Название епархии Число братств Енисейская Иркутская Камчатская Тобольская Томская Туркестанская Якутская О состоянии и положении, в настоящее время, всех этих 159 церковных братств можно судить по сведениям приведенным в нижепомещенной таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010