К концу XVII в. в состав её поступили новые города вниз по р. Волге, таковы: Сызрань, основ. в 1683 г., Кашпир и другие 338 . В половине XVII века юго-западная граница Казанской епархии по правобережью р. Суры доходила только до устья речки Большой Корсуни и небольшого правого притока Суры р. Барыша, здесь и заканчивалась. Города Корсунь, Саранск, Инсар, и др., лежавшие по левую сторону р. Суры, (Корсунь на правом притоке её), поступили в патриаршую область: одни в половине XVII в., другие не позже 1671 года. В 1670 году поступает туда же основанный в верховьях Суры г. Пенза 339 . Пенза была самым юго-восточным городом патриаршей области, далее она не шла. Места по верховьям р. Суры и Медведицы, по направлению к Волге и городам Сызрани с Кашпиром, впоследствии сделались пунктом, где сходились патриаршая область, Казанская и Астраханская епархии. Постепенное увеличение русской территории вследствие завоеваний при поступательном колонизационном движении русской народности, государственности и веры в глубь степей, населенных инородческими племенами, особенно резко отразились на территории Казанской епархии. К второй половине XVII века, даже после того, как отделилась целая Астраханская епархия, она оставалась очень большой. Она занимала пространство с запада к востоку от р. Суры до устья Белой и Уфы, с севера к югу от среднего течения рр. Вятки и Камы, где давно возник город Оса Казанской епархии 340 , до излучины Волги под Самарой и Сызранью. Ныне это пространство разделено между осьмью епархиями – Казанской, Уфимской, Симбирской, отчасти Самарской, Саратовской, Нижегородской, Вятской и Пермской. VII Другое мусульманское царство – царство Астраханское не долго продержалось после падения Казани и прочного владычества русских в центре тогдашней татарщины. Резня астраханских и ногайских князей ускорила развязку. Прошло четыре года после взятия Казани и в 1556 г. устья Волги, где стояла столица Астраханского царства, окончательно закрепились за Москвой, войдя в нераздельную территорию Московского государства, разросшегося до берегов Терека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава Уфимской епархии требует законодателно запретить рекламу абортов и закрепить за врачами право на отказ от таких операций Уфа, 15 июня 2006 г. Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон потребовал законодательно запретить рекламу абортов в СМИ и призвал мусульманские организации Башкирии поддержать его инициативу, сообщает ИНТЕРФАКС . " Необходимо законодательным образом запретить официальную рекламу абортов в СМИ в т.ч. и Интернете, чтобы пресечь алчные амбиции детоубийц от медицины делать деньги на смерти " , - говорится в заявлении главы Уфимской епархии, распространенном в четверг. Он также призвал государство признать право медицинских работников " на отказ от совершения аборта по соображениям совести " . " Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов, на совершение аборта " , - отметил архиерей. Он подчеркнул, что редакторы СМИ, " с легкостью и без зазрения совести размещающие рекламу детоубийства " , стоят в одном ряду с " врачами-детоубийцами " . Архиепископ также видит именно в бездуховности отсутствие у многих врачей должного профессионализма и ответственности. " Нынешняя российская гинекология, уничтожая миллионы младенцев в утробе матерей ежегодно, лишает себя Божиего покровительства, святой благодати того, что на практике называют врачебной интуицией, врачебным гением " , - отметил владыка. Поэтому, по его словам, некоторые гинекологи грубы с пациентками, вместо того, чтобы утешать и ободрять, " они запугивают; совершают множество врачебных ошибок; сознательно заставляют женщин делать аборты; не поощряют чадородие; в роддомах, желая заработать, без повода делают кесарево сечение; желая сократить время пребывания в роддоме женщин, делают искусственную стимуляцию родовой деятельности, ломая естественное течение беременности и родов " . " Сребролюбие и бездарность - это прямое следствие их безнравственности и бездуховности современных врачей " , - убежден глава Уфимской епархии. По его мнению, сегодня, " когда Россия стремительно катится в демографическую пропасть, когда исполнительная власть в лице президента ребром поставила вопрос об увеличении рождаемости, возможность коммерческим абортариям свободно рекламировать детоубийство выглядит, по меньшей мере, странно: одной рукой увеличивать рождаемость - жизнь, другой позволять открыто рекламировать детоубийство - смерть " . Глава Уфимской епархии выразил надежду на то, что его инициатива встретит " горячую поддержку " мусульман республики, и они совместно выступят с соответствующим ходатайством в курултае Башкортостана.   15 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17703.html

Заинска Мензелинского у., лишившимся всего имущества. В июле 1914 г. в ознаменование посещения Уфимской епархии вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, с 1910 г. состоявшей Августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев, при жен. мон-рях епархии были открыты приюты им. вел. княгини для воспитания девочек-сирот из инородческих семей, в частности, при М. м. был создан приют на 10 девочек. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. М. м. помогал армии и тылу. Сестры оказывали помощь в уборке и обработке полей семействам призванных в войска лиц, без различия их вероисповедания. Мон-рь выдавал окрестному населению хлеб, муку, овощи, сено, солому, дрова и т. д. Уже осенью 1914 г. при обители был открыт приют для солдатских дочерей (на 20 чел.) с полным содержанием. Тогда же в обители было приготовлено помещение для лазарета на 10 кроватей. Осенью 1914 г. М. м. пожертвовал на исполнение заказов Красного Креста 1000 аршин холста. В швейных мастерских сестры (ок. 80 чел.) занимались безвозмездным пошивом белья для армии, изготовлением чулок и проч.; монахини посылали в действующую армию пожертвования (белье, теплую одежду, полотенца и проч.), к Пасхе готовили сотни посылок с крашеными яйцами и куличами; собирали пожертвования в пользу раненых воинов. 1917-2016 гг. Вскоре после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к осуществлению либеральной церковной политики. 20 июня 1917 г. было издано постановление о передаче Мин-ву народного просвещения церковноприходских школ, к-рые переходили в ведение городских и уездных управ, получив статус народных уч-щ. Проводилось это постановление в жизнь с трудностями; в Мензелинске оно пришлось на позднюю осень 1917 г. На приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи Мензелинску церковноприходских школ игум. Маргарита ответила, что монастырская школа должна остаться при обители, к-рой принадлежат и имущество, и здание школы; учительницами состоят послушницы обители; кроме того, ради сохранения религ.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

Затем, безусловно необходимо произвести новую, более справедливую и равномерную разверстку населения по приходам, чтобы уничтожить наблюдаемые теперь крайне ненормальные явления, когда из двух стоящих рядом приходов один обременен 1500–1800 прихожан, другой едва насчитывает от 300–500 душ. В интересах как клира, так и прихожан следовало-бы за норму сельского прихода признать состав его в 1000 душ. С каждой такой приходской души, совет прихода, по уполномочию общего собрания, должен собрать не менее 2 рублей, специально на содержание причта. Оплата экстраординарных служб и треб даст приличную сумму на содержание храма и другие приходские нужды. Соображая все наличные условия современной сельской жизни, из 2000 руб. собранных на содержание трех членов клира, мы полагали-бы справедливым, 1000 руб. назначить на долю священника, 600 руб. на долю диакона, возложив на него и всё приходско-советское делопроизводство и 400 рублей – на долю псаломщика, вменив ему в обязанность быть вместе и регентом приходского хора. Высоцкий Н.Г. Из периодической печати: [О выборном начале в духовенстве и о причине успеха сектантской пропаганды]//Богословский вестник 1908. Т. 1. 1. С. 212–219 (2-я пагин.) —212— В своё время большую сенсацию в обществе произвел факт перехода в ислам православного священника Уфимской епархии И. Громова. Трудно было подыскать какие-либо основания для объяснения такого действительно поразительного поступка со стороны православного священника. Теперь появились в печати вполне надежные сведения об этом отступнике от христианства, извлеченные из дела о нём Уфимской консистории и из сообщений хорошо знающих его похождения частных лиц. Эти сведения, в достаточной степени объясняющие удивительный поступок бывшего православного священника, могут быть интересны и в другом отношении. В «известиях по казанской епархии», где помещены эти надежные сведения, мы читаем: «Бывший отец Громов не инородец, как утверждают некоторые духовные лица из русских, не благоволительно относящиеся к нашему инородческому духовенству, а природный русский человек, даже совсем не знающий инородческих языков, сын дьякона села Березовки, Бирского уезда, 60 слишком лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цель акции — привлечение общественности к противодействию наркомании и наркопреступности 24 марта. ПРАВМИР. Уфимская епархия Русской Православной Церкви активно участвует во всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью».  Представители епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму дежурят на специально созданной «горячей линии». Цель акции — привлечение общественности к противодействию наркомании и наркопреступности на территории республики путем организации работы телефонных линий, предназначенных для получения оперативно значимой информации о фактах изготовления, потребления, хранения и сбыта наркотиков, местонахождении притонов. В начале марта отдел Уфимской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму организовал рейд по закрашиванию уличной рекламы наркотиков. Участники акции также расклеивали листовки, информирующие о последствиях употребления «спайсов», «миксов», «солей» и других наркотических веществ. В ходе рейда волонтёрам отдела удалось закрасить десятки номеров телефонов, оставленных дилерами на стенах домов, подземных переходов, гаражах, заборах, столбах, мусорных баках. Немаловажной составляющей данного мероприятия явилось живое общение с молодёжью в неформальной обстановке, сообщает  сайт Уфимской епархии. Телефон «горячей линии»: 8-917-38-44-060. Звонки принимаются ежедневно с 13.00 до 15.00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 сентября, 2015 30 сентября, 2015 24 февраля, 2016 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 31 января, 2024 3 декабря, 2023 31 августа, 2023 16 августа, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ufimskaya-eparhiya-zap...

Из записей еп. Порфирия мы узнаем об особенностях реформирования Православной Церкви в Юго-Западном крае, о скептическом отношении православной иерархии к реформаторству светских чиновников. Разнообразный материал для критики других источников и анализа реформ дают мемуары других иерархов. Так, архиепископ Леонид (Краснопевков) , сообщает много интересного о митрополите Филарете, обер-прокуроре А. Ахматове, А.П. Толстом, жизни Церкви в 1850–70-е годы (Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. М., 1907). Архиепископ Никанор (Бровкович) пишет о жизни духовенства тех регионов, где он служил (западные епархии, Прибалтика, Приуралье, Дон, Поволжье), о духовной школе, синодских порядках, отношениях между членами Главного Присутствия, о ходе и результатах церковных реформ (Биографические материалы. Одесса, 1900; Записки присутствующего в Св. Правительствующем Всероссийском Синоде//Русский архив. 1906. 7–12; Из записок архиепископа Никанора на Уфимской кафедре//Русский архив. 1909. 2; Моя хиротония//Русский архив. 1908. 2; Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта-солиста. А.Б.-а. СПб., 1884; По итогам объездов Уфимской епархии – ОР РНБ, ф. 573, А 1/320, 1880; и др.). Немало интересных сведений о подготовке реформы духовных учебных заведений и тайном влиянии на этот процесс членов императорской фамилии и митрополита Филарета (Дроздова) сообщает профессор, ректор Московской духовной академии А. В. Горский (Дневник А. В. Горского. М., 1885; Его же. Воспоминания//Русское обозрение. 1896. 1). О жизни духовных академий – Московской и Петербургской – вспоминает профессор МДА А. Л. Катанский (Воспоминания старого профессора. СПб., 1914.) Понимание устройства бюрократической машины Церкви дают записки чиновника Синода А. Н. Львова (Князья Церкви//Красный архив. 1930. Т. 39) и государственного секретаря Е. А. Перетца (Дневник Е. А. Перетца, государственного секретаря. М., 1927). Перетц подтверждает сведения А. Муравьева, архиепископа Никанора, митрополита Иннокентия о засилье чиновничьей бюрократии в делах Синода 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Составляя наше второе обращение к главе правительства Москвы, — пишет Никон, — мы желали подобной реакции кришнаитов и их защитников, надеясь на апологетическую дискуссию, чтобы освежить многим память об истинной сути тоталитарной секты «Международное общество сознания Кришны». Из-за многочисленной и совершенно справедливой критики учения и практик секты в последнее время кришнаиты стали несколько благообразней, соглашается архиепископ. Но это, по его мнению, является лишь более тщательным «натягиванием овечьей шкуры на волчью сущность», ибо учение Прабхупады и культовые обряды остались без изменения. Не меньше стало лжи и лицемерия у руководства секты, пишет глава Уфимской епархии. В своем обращении архиепископ Никон обвиняет руководство ЦОСКР в извращении фактов. Бывший кришнаитский храм, по его информации, располагался в арендованном помещении, срок договора аренды которого давно истек. Поэтому, считает православный священник, никакой арендодатель, в том числе и московское правительство, не обязан бесплатно предоставлять землю бывшим арендаторам. «Если кришнаиты желают строить новое капище, пусть покупают землю по рыночным расценкам и в том месте, жители которого выразят информированное согласие на такое соседство», подытоживает Никон юридическую составляющую противостояния. Глава Уфимской епархии обращает внимание на то, что было бы справедливым соблюсти принцип пропорциональности, который заключается в подсчете богослужебной площади, приходящейся на каждого представителя традиционных конфессий, и определении того же соотношения для реального количества кришнаитов. «Боюсь, что их капище вряд ли превысит площадь телефонной будки», пишет Никон. Ну и, наконец, сооружение должно соответствовать градостроительным традициям города Москвы, а не плодить безвкусную неорелигиозную китч-эклектику, пишет архиепископ, Также в обращении говорится, что учение Международного общества сознания Кришны (МОСК) отнесено многочисленными экспертами в разных странах, в том числе и России, к деструктивным тоталитарным сектам. МОСК включено в списки опасных сект, составленных правительственными органами Франции, Бельгии и Австрии, Германии и Греции. «Радетелями политкорректности являются по большей части сектозащитники, кормящиеся от западных грантов, и представители всевозможных деструктивных сект, для которых апологетическая антисектантская деятельность Русской Православной Церкви становится серьезной помехой их прозелитической деятельности», сказано в обращении.

http://patriarchia.ru/db/text/69546.html

Симон (Гетя) 3.10.1993 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Санкт-Петербургской епархии; с 27.12.1995 еп. Мурманский и Мончегорский. Симон (Ивановский) 24.03.1924 хирот. во еп. Кременецкого, вик. Волынской епархии; с 15.04.1939 еп. Острожский, вик. Волынской епархии ПАЦ; с 24.03.1941 в сане архиепископа; воссоединился с РПЦ; 1942–1944 архиеп. Черниговский и Нежинский; с 1945 г. архиеп. Полтавский; 1947–1955 епархией не управ.; с 17.10.1955 архиеп. Винницкий и Брацлавский; с 14.08.1961 на покое; † 15.02.1966. Симон (Ишунин) 11.04.1987 хирот. во еп. Брюссельского и Бельгийского; с 25.02.1994 в сане архиепископа. Симон (Новиков) 14.10.1972 хирот. во еп. Рязанского и Касимовского; с 9.09.1978 в сане архиепископа. Симон (Шлеев) 3.06.1918 хирот. во еп. Охтинского (единоверческого); с 1920 г. еп. Уфимский; † 12.09.1921. Синезий (Зарубин) 13.06.1926 еп. Острогожский, вик. Воронежской епархии; с дек. 1926 г. еп. Колымский, вик. Якутский; с 1928 г. еп. Ижевский; с 26.02.1930 на покое; † 1937 в тюрьме. Смарагд (Яблоков) после 1917 г. во еп. Скопинского, вик. Рязанской епархии; с 1927 г. в «григорианском» расколе. Софроний (Арефьев) 10.06.1919 хирот. во еп. Семиреченского и Верненского; с 1920 г. еп. Якутский и Вилюйский; с 1922 г. в обновленческом расколе; с 1923 г. в Соловецком лагере; с 1924 г. принес покаяние; с 14.12.1927 еп. Великоустюжский; с 24.04.1929 в сане архиепископа; с 9.03.1932 архиеп. Ирбитский; с 13.02.1933 архиеп. Уфимский; с 3.03.1934 архиеп. Олонецкий; с 11.05.1934 архиеп. Свердловский; с 11.06.1934 архиеп. Ижевский; с февр. 1936 г. архиеп. Краснодарский; с мая 1937 г. в заключении; расстрелян 26.12.1937. Софроний (Будько) 16.03.1991 хирот. во еп. Томского, вик. Новосибирской епархии; с 1.11.1993 еп. Кемеровский и Новокузнецкий. Софроний (Дмитрук) 9.08.1992 хирот. во еп. Черкасского и Коневского. Софроний (Иванцов) 7.02.1946 хирот. во еп. Ульяновского; с 4.08.1946 еп. Красноярский, вик. Новосибирской епархии; † 24.12.1947. Софроний (Старков) 10.04.1922 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава Уфимской епархии требует законодательного запрета рекламы абортов 15 июня 2006 г. 14:49 Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон потребовал законодательно запретить рекламу абортов в СМИ и призвал мусульманские организации Башкирии поддержать его инициативу. «Необходимо законодательным образом запретить официальную рекламу абортов в СМИ в т.ч. и Интернете, чтобы пресечь алчные амбиции детоубийц от медицины делать деньги на смерти», — говорится в заявлении главы Уфимской епархии, распространенном в четверг. Он также призвал государство признать право медицинских работников «на отказ от совершения аборта по соображениям совести». «Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов, на совершение аборта», — отметил архиерей. Он подчеркнул, что редакторы СМИ, " с легкостью и без зазрения совести размещающие рекламу детоубийства " , стоят в одном ряду с " врачами-детоубийцами " . Архиепископ Никон также видит именно в бездуховности отсутствие у многих врачей должного профессионализма и ответственности. «Нынешняя российская гинекология, уничтожая миллионы младенцев в утробе матерей ежегодно, лишает себя Божиего покровительства, святой благодати, того, что на практике называют врачебной интуицией, врачебным гением», — отметил владыка. Поэтому, по его словам, некоторые гинекологи грубы с пациентками, вместо того, чтобы утешать и ободрять, «они запугивают; совершают множество врачебных ошибок; сознательно заставляют женщин делать аборты, не поощряют чадородие; в роддомах, желая заработать, без повода делают кесарево сечение; желая сократить время пребывания в роддоме женщин, делают искусственную стимуляцию родовой деятельности, ломая естественное течение беременности и родов». «Сребролюбие и бездарность - это прямое следствие их безнравственности и бездуховности современных врачей», — убежден глава Уфимской епархии. По его мнению, сегодня, «когда Россия стремительно катится в демографическую пропасть, когда исполнительная власть в лице Президента ребром поставила вопрос об увеличении рождаемости, возможность коммерческим абортариям свободно рекламировать детоубийство выглядит, по меньшей мере, странно: одной рукой увеличивать рождаемость — жизнь, другой позволять открыто рекламировать детоубийство — смерть». Глава Уфимской епархии выразил надежду на то, что его инициатива встретит «горячую поддержку» мусульман республики, и они совместно выступят с соответствующим ходатайством в курултае Башкортостана. Седмица.ru /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/119866.htm...

Параллельно с работой над переводом книг Нового Завета, которую вел ИПБ, с середины 1990-х РБО трудилось над переводом книг Ветхого Завета. Эту работу осуществляла группа известных башкирских писателей и переводчиков: Гульсира Гизатуллина (переводчик с древнееврейского), Минивара Ислахова, Танзиля Ишкина, Асылгужа Багуманов (1945-2005), Альфия Акбутина, Гульфира Кутлумухаметова, а также редакторы Гульназ Гайнуллина, Амир Гареев, Хамида Мингажидинова при участии богословского редактора Луки Маневича и научных консультантов Томаса Каута и д-ра философии Ленарта де Рехта (UBS). В ходе проекта РБО в 2010 году была опубликована Книга Бытия, а в 2013 году ее новая редакция. В конце 2015 года Институт перевода Библии и Российское библейское общество начали сотрудничество с целью соединить переводы на башкирский язык Ветхого и Нового Завета в единую Библию. Изданные ранее книги переводились на башкирский язык на протяжении более чем 20 лет разными специалистами двух библейских организаций. Чтобы свести воедино все книги Библии, была проведена огромная работа по унификации библейских терминов, по стилистическому редактированию всех текстов. Был создан обширный научный аппарат, который состоит из вступлений к каждой книге, глоссария, комментариев, географических карт библейских мест, таблиц мер и весов и т.п. С PDF-bepcueй издания можно уже сейчас познакомиться на сайте ИПБ в разделе  электронных публикаций . При подготовке к изданию полной Библии было проведено научное рецензирование перевода в Институте истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН, где и состоялась презентация книги для культурной и научной общественности Башкортостана. Модерировала презентацию и.о. директора ИИЯЛ УФИЦ РАН профессор Зугура Рахматуллина. Перед началом презентации была организована выставка изданий духовной культуры (священные книги, в т.ч. изданные на башкирском языке). Мероприятие посетило духовенство и представители православной общественности.  Приветственное слово митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона  зачитал руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уфимской епархии протоиерей Роман Хабибуллин.

http://patriarchia.ru/db/text/6037082.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010