Епископ Богородский Антоний, руководитель управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата с выражением ему благодарности за понесенные труды. Управляющим приходами Московского Патриархата в Италии с титулом " Богородский " назначен епископ Скопинский и Шацкий Матфей, епископом Скопинским и Шацким избран игумен Феодорит (Тихонов), клирик Скопинской епархии. В продолжение работы по разукрупнению епархий, Синод постановил выделить из состава Уфимской, Салаватской и Нефтекамской епархий Бирскую епархию и включить ее в состав Башкортостанской митрополии. Епископом новой епархии с титулом " Бирский и Белорецкий " избран иеромонах Илия (Казанцев), клирик Казанской епархии. У правящего архиерея Нефтекамской епархии будет титул " Нефтекамский и Октябрьский " . Утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропарей, кондаков и величаний " Святым Отцем Поместнаго Собора Церкве Русския " , а также ряд богослужебных текстов, среди которых новая редакция акафистов преподобномученице великой княгине Елисавете. Утверждены журналы Белорусского экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского митрополичьего округа. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 29.07.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:09 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:09 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:53 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:53 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Обратимся к текстам сибирских миссионеров и попробуем определить, как сами они оценивали глубину и результат своего воздействия на этническую идентичность обращаемых народов, ставили ли они перед собой цель «стереть границу» между автохтонными народами Сибири и русскими? Начнем с текстов выдающегося сибирского миссионера, сподвижника и преемника святителя Иннокентия (Вениаминова) — епископа Дионисия (Хитрова) (Дмитрий Васильевич Хитров, 1818–1896 гг.). Уроженец Рязанской губернии, он большую часть своей жизни (с 1841 по 1883 гг.) прослужил в Восточной Сибири, совершив путь от молодого миссионера до епископа самостоятельной Якутской епархии, учрежденной в 1869 г. Последние годы жизни владыка Дионисий провел на Уфимской кафедре, где тоже очень активно занимался миссионерством. В историю сибирской миссии он вошел как создатель грамматики и азбуки якутского языка, а также перевода на якутский язык (и публикации) Нового завета, книги Бытия, Псалтыри, Служебника, Требника, Каноника, Часослова. Эти замечательные свершения происходили на фоне каждодневных миссионерских подвигов, изматывающих поездок по многоверстным маршрутам Камчатской епархии при лютом морозе, с ночевками на снегу, падением в ледяные провалы, пешими переходами через Вилюйский перевал и другими тяжелыми испытаниями. Миссионерское горение владыки Дионисия невозможно преуменьшить. Свой опыт он зафиксировал в путевых журналах, отчетах о состоянии Якутской епархии, отдельных статьях (например, «Описание Жиганского улуса», опубликованное в «Записках Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества», 1856 г., кн. 1) . Владыка Дионисий (Хитров) в своих текстах не склонен к рассуждениям о государственных интересах и роли миссии в обрусительных процессах, как мы это увидим у архиеп. Вениамина (Благонравова). Но в его сочинениях достаточно отчетливо просматривается отношение к этническим культурам народов Восточной Сибири. Путевые журналы еп. Дионисия (Хитрова) фиксируют различные стороны миссионерского служения. Наряду с описанием бытовых подробностей путешествий, в них изложено краткое содержание проповедей, обращенных к якутам, тунгусам, чукчам, юкагирам и другим народам, населявшим территорию Камчатской епархии. Среди его собеседников язычники, люди, недавно принявшие крещение и, в гораздо меньшем количестве, христиане во втором и третьем поколении. Есть среди тех, кто приезжает для встречи со священником, и русские обитатели этих мест, впрочем, мало отличимые по облику и образу жизни от коренных жителей .

http://bogoslov.ru/article/6177768

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИРИНЕЙ (ШУЛЬМИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Ириней (Шульмин) Михаил Шульмин, 1914 год В обновленчестве 26 июня 1923 года еп. Ириней вместе с духовенством и приходами города официально примкнул к обновленчеству , о чем послал заявление обновленческому Уфимскому и Мензелинскому еп. Николаю Орлову . Как указывал еп. Ириней позднее на допросе: " Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный и прекратить среди народа нелепые слухи об обновленчестве, чтобы т[аким] образом служа в Мензелинске не быть предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС, что мне, кажется, и удалось сделать " . Возможно, переход Иринея в обновленчество объяснялся угрозой его свободе. За борьбу с обновленцами в это время были арестованы священнослужители Нижнетагильского викариатства во главе с еп. Львом (Черепановым) . 29 июня 1923 года еп. Ириней был задержан и затем этапирован в Екатеринбург. Проходил по одному делу с еп. Львом и группой православного духовенства и мирян Екатеринбургской епархии (всего 13 человек). Ириней обвинялся в связях с " черносотенным духовенством в районах Урала " и в " контрреволюционной деятельности " по организации Нижнетагильской автокефалии. Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923 года, обвиняемые были направлены в Москву в Секретный отдел ГПУ. Прибывших арестованных поместили в Бутырскую тюрьму . По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября того же года еп. Ириней и другие проходившие по делу, за исключением еп. Льва, были освобождены под подписку о невыезде с постоянного места жительства. Мензелинский викарий Уфимской епархии 1 октября 1923 года еп. Ириней подал рапорт патриарху Тихону , в котором писал, что теперь, " освободившись из заключения, готов служить Церкви Христовой " , и просил утверждения в своей должности. Указом патриарха от 2 октября 1923 года он был назначен епископом Мензелинским , викарием Уфимской епархии . Т. о. патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии, совершенные в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил учреждение Мензелинского викариатства, совершенное Собором Уфимских автокефальных епископов.

http://drevo-info.ru/articles/13672081.h...

Недостаток правоспособных учителей в церковно-приходской школе и особенно в школах грамоты весьма легко объясняется следующими цифрами. В Уфимской епархии за 1898 год школ грамоты было – 60, а учителей получающих менее 50 р. в год – 24, менее 100 р. – 29; в Кишиневской епархии менее 50 р. в год получало 50 учи- —389— телей, менее 100 р. – 76 учителей; в Черниговской епархии при 593 школах грамоты 293 учителя получали менее 50 р. в год и 124 – менее 100 р. в год; в Екатеринбургской епархии при 216 школах грамоты 37 учителей получают менее 50 р. и 79 – менее 100 р. в год (см. таблицы 6 во всех отчетах). Слишком ясно, что месячное жалованье от 3 р. до 8 р. со своим содержанием ни в каком случае не может удовлетворить не только учителя с средним образованием, но и окончившего второклассную школу крестьянского парня, если только он не страдает каким-либо недугом 474 . Могут сказать, что с увеличением средств Еп. Уч. Советов будет увеличиваться и жалованье учителям школ грамоты. Но когда это будет? Увеличение епархиальных средств не вызовет ли и увеличение школ? Во всяком случае всегда будут учительские места с минимальным окладом, который не будет удовлетворять здорового и молодого правоспособного учителя. Лишь одних могут прельщать учительские места в школах грамоты даже с незначительным окладом; это – действительно бедные, со всех сторон обойденные судьбой дочери бедного духовенства и преимущественно псаломщиков. Участь дочерей псаломщиков действительно не сладка. Слыхали все они, что существуют епархиальные женские училища для дочерей духовенства, но немногие из них видали их. Для громадного большинства поступление в Епарх. Училище со взносом около 100 р. в год – праздная мечта. Действительность их редко забегает за —390— пределы родного села. Вот для этих-то бедных, обездоленных девушек место учительницы в школах грамоты было бы весьма желанным и по их образу жизни и воспитанию не менее подходящим. Ценя учительское место, как едва ли не единственный выход из своего тяжелого положения, и оставаясь на нем подолгу, они могли бы оказать делу народного образования значительные услуги. Мы уже не говорим об их праве хотя на часть тех забот, которые до сих пор уделялись дочерям обеспеченного духовенства. Если для последних Еп. Жен. Училище, то пусть первым откроют свои двери второклассные школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нашей епархии, по милости Божией, ещё не наблюдается таких безобразных явлений, какие были в губерниях Полтавской, Харьковской, – но явления недоверия прихожан к своему пастырю распространены у нас повсюду. Ближайшим побуждением к моей письменной беседе с пастырями Церкви Волынской и служат подобные явления. Разумею ежедневно поступающие к нам жалобы целых приходов на своих священников и бесчисленные судебные дела между священниками и прихожанами, подобного чему не встречал я ничего ни в Казанской, ни в Уфимской епархии, коими мне пришлось управлять, хотя духовенство тех епархий наполовину не имело установленной обычаем подготовки к своему служению, т. е. семинарского образования, да и паства, состоящая из разноплемённого, а иногда пришлого населения, не могла считаться образцовой со стороны послушания и устойчивости в благочестивой жизни. Священники Волынской епархии в личных беседах со мною ссылаются на расположенность жителей к кляузам. Ссылка справедливая, снимающая вину со многих священников, подвергшихся жалобам испорченных прихожан, но не снимающая её с Волынского духовенства в целом: разве не виноваты родители, если дети их нехороши? Впрочем, мы пишем не обвинительный акт, а увещание о том, как помочь делу: не то важно, виноваты ли священники, или прихожане при возникающих между ними неудовольствиях, но это множество неудовольствий свидетельствует несомненно о том, что отношения между священниками и прихожанами во многих сёлах нашей епархии совершенно неправильные, что доверие между ними подорвано нередко до полной потери взаимной нравственной связи, до полной замены её связью чисто юридической, в Церкви Христовой вовсе неуместной. Нужно ли много распространяться о том, что в подобных сёлах широко открыты двери для растлевающего воздействия сперва самозванцев – проходимцев, а впоследствии и для явных еретиков и бунтовщиков! Мы не надеемся своим словом помочь такому печальному положению вещей в тех случаях, когда в основании его лежат порочные свойства пастыря – корыстолюбие, пренебрежение своим долгом, чувственность, или маловерие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Все интересовало Елисавету Феодоровну в ходе этого паломничества — быт, нравы, религиозные верования народа, уровень его просвещения. Встречаясь с некрещеными черемисами, Великая княгиня была всегда приветлива, внимательна, с благодарностью принимала хлеб-соль из рук языческих жрецов, которые признавались ей, что давно ожидали этой встречи . Уфимское паломничество Елисаветы Феодоровны стало заметной страницей в жизни епархии. Надежным свидетельством этого события явилось издание роскошного альбома, посвященного Государю Николаю Александровичу. Массивный, с любовью выполненный альбом этот представляет собой уникальное, раритетное издание. На фоне темных монашеских одеяний особенно светло смотрятся белые наряды Великой княгини и ее спутницы; заботливо, по-домашнему убранные для них кельи; привлекают большие фотографии, где Великая княгиня и ее спутница запечатлены с детьми коренных национальностей; привлекает внимание чаепитие, организованное для гостей в саду. В канцелярии епископа Дмитровского, викария Московской епархии, содержится документ о благодарности этому епископу за помощь в принятии Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Православной Миссии в Уфимской епархии под свое покровительство. Здесь прежде всего сообщается о том, что 26 августа 1910 года в Уфимской епархиальной комиссии Православного Миссионерского общества слушали сообщение обер-прокурора Святейшего Синода от 27 июля 1910 г. за 6944 на имя Преосвященнейшего Нафанаила, епископа Уфимского и Мензелинского, где говорилось о том, что Государь Император после обращения к нему Преосвященного Дмитровского епископа Трифона согласился на принятие Православной Миссии в Уфимской епархии под августейшее покровительство Великой княгини Елисаветы Феодоровны. По итогам слушания постановили: Очевидно, что и Государь Император, и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в своем отношении к судьбе Уфимской Православной Миссии исходили из глубокого размышления о поучительных уроках истории и современной им ситуации, которая выдвигала на первый план ряд проблем.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция». Председатель: Обручников Александр Сергеевич.  На протяжении ряда лет эта общественная организация в тесном взаимодействии с Синодальным отделом по делам молодежи проводит представительные молодежные форумы, в которых принимают участие тысячи талантливых юношей и девушек. Среди мероприятий, ставших традиционными,  форумы: «Меня оценят в XXI веке», «ЮНЭКО», конференция «Юность. Наука. Культура». Отдел по делам молодежи Липецкой епархии. Управляющий епархией епископ Липецкий и Елецкий Никон, секретарь епархиальной комиссии по миссионерской деятельности и пастырской работе с молодежью иерей Дмитрий Струев, руководитель Липецкого отделения Братства православных следопытов священник Геннадий Комков. Следует отметить активизацию православного молодежного служения в Липецкой епархии, где создана сеть православных молодежных клубов, активно развиваются общецерковные  молодежные проекты, выходит молодежный журнал «Экклезиаст». Отдел по делам молодежи Уфимской епархии. Управляющий епархией архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. Председатель отдела Кондрашов Дмитрий Юрьевич. Руководитель историко-миссионерского клуба «Фавор» Артемий Шарафутдинов. Широкое распространение в Уфимской епархии получила миссионерская работа с невоцерковленной молодежью при активном вовлечении воспитанников воскресных школ и членов Братства православных следопытов. Осуществляются оригинальные духовно-просветительские проекты: миссионерские сплавы  по рекам, установка молодежью поклонных крестов в городах и селах республики, организован вокально-инструментальный ансамбль. Челябинское отделение Всероссийской общественной организации Братство православных следопытов. Руководитель священник  Александр Невзоров. Начиная с  2005 г. в Челябинске существует дружина «Россия» преп. Сергия Радонежского — одно из наиболее динамично развивающихся подразделений Всероссийского Братства православных следопытов. Задачи православного воспитания решаются в  детском лагере «Картуган».

http://pravoslavie.ru/27519.html

Издание епархиальных описаний в 1890-1900-х гг. заметно активизировалось. Этому способствовало возникновение в ряде епархий историко-статистических и церковно-археологических комитетов, об-в и комиссий, участвовавших в их составлении (9 описаний в эти годы были изданы именно ими). В указанный период было опубликовано в общей сложности 30 описаний по 23 епархиям. Впервые были изданы описания епархий Владивостокской, Владикавказской, Гродненской, Донской, Екатеринбургской, Казанской, Литовской, Могилёвской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Подольской, Полтавской, Рижской, Саратовской, Симбирской, Тверской, Тобольской, Томской и Уфимской. По Владимирской епархии в 1893-1898 гг. было выпущено новое описание, в к-рое вошли сведения обо всех ее городах и уездах, а в 1906 г. появилось особое описание владимирских мон-рей, соборов и церквей, построенных до нач. XIX в. В 4 выпусках сборника Воронежского церковного историко-археологического комитета «Воронежская старина» в 1904-1909 гг. печаталось новое описание Воронежской епархии (в него вошли только сведения о храмах и мон-рях Воронежа и о приходах Нижнедевицкого у.). В 10-х гг. XX в. издание епархиальных описаний пошло на спад. К этому времени в большинстве епархий они уже были изданы, иногда даже неоднократно. С 1911 по 1916 г. были напечатаны только 4 описания: енисейское, опубликованное впервые, и новые версии вятского, смоленского и тамбовского. «Краткое описание приходов Енисейской епархии», вышедшее в 1916 г., стало последним изданием рассматриваемого типа, опубликованным до 1917 г. Т. о., с 1795 по 1917 г. в Российской империи было опубликовано 61 историко-статистическое описание по 42 епархиям. По 27 епархиям имеется по 1 описанию, по 12 - по 2, по 2 - по 3 и по 1 епархии - 4 описания. Причины, по которым осуществлялись новые издания описаний при наличии уже существующих, различны. В большинстве случаев составители более поздних описаний стремились, вероятно, во-первых, включить в них сведения, отсутствовавшие в предыдущих версиях или же освещенные в них недостаточно подробно, во-вторых, привести обновленные данные справочно-статистического характера взамен устаревших (напр., вторые описания Смоленской, Тамбовской и Вятской епархий были изданы соответственно через 51, 50 и 39 лет после публикации первых) и, в-третьих, иначе структурировать изложенный материал.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

В 1867 году в области епархиального управления было произведено важное преобразование – отменялось разделение епархий на три класса, и титулы архиереев были обращены в их личное преимущество: без всякого отношения к достоинству епархии. С конца 60-х годов в жизнь Церкви вошло такое явление как регулярно проводившиеся епархиальные депутатские съезды, на которые собирались представители духовенства. На съездах обсуждались, главным образом, постановка дел в семинариях, духовных училищах и женских епархиальных училищах. Особое внимание съезды уделяли контролю над расходом средств, отпускавшихся на учебные заведения. Перед епархиальными съездами отчитывались и свечные заводы. В 1869 году повышены были консисторские оклады, что способствовало изживанию закоренелого зла подкупов и поборов. При Александре II открылось несколько новых епархий – Таврическая, Уфимская, Туркенстанская, Енисейская, Якутская, Алеутская. На «Московском соборе» 1856 года ставился вопрос о значительном увеличении числа епархий. Проблема эта была достаточно острой. Епархии в ту пору были очень велики по числу приходов – их могло быть более тысячи. В окормлении столь огромной периферии архиерей сталкивался с великими трудностями. Многие приходы десятки лет не посещались епископами. В 1865 году принято было половинчатое решение. Синод признал целесообразным открытие в каждой епархии викариатств, если содержание их могло быть обеспечено на епархиальные средства. Но права и обязанности викарных епископов не были определены достаточно четко. В некоторых епархиях викарные архиереи управляли частью приходов и имели местопребывание в тех городах, по названиям которых титуловались. В других епархиях в ведении викариев находились свечные заводы, женские монастыри, епархиальный суд, назначение псаломщиков. Особое положение было у епископов-ректоров Духовных Академий, вся деятельность которых сосредотачивалась на управлении вверенными их попечению школами. Но увеличение епископата натолкнулось на серьезную кадровую проблему. Число ученых монахов, способных к архиерейскому служению, было весьма ограничено. И вот граф Толстой, известный своей неприязнью к «черному» духовенству, которое самим своим существованием символизировало неотмирную природу Церкви, пытался подготовить почву, чтобы поставить перед Синодом вопрос о введении «белого» епископата. Но это его противоканоничное намерение встретило решительный отпор. Первоприсутствующий в Синоде митрополит Исидор твердо заявил, что с «белыми архиереями» он общения иметь не станет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010