Среди дворов монастырей числились и подворья подгородных Бобренева и Голутвина, а также городского Спасского. На плане 1793 г., приложенном к прошению коллежской советницы Т.И. Тетюшевой, показано подворье Голутвина монастыря около церкви Николая Чудотворца. Вполне вероятно, это место было выкуплено у Спасского монастыря, так как в Писцовой книге 1577 - 1578 гг. указано, что в Спасском монастыре находится «...купчая грамота на двор, что в городе у Николы у Гостина возле Безносова двора Бохтеярова...». Большой удар духовенству Коломны был нанесён упразднением Коломенской епархии по указу от 16 октября 1799 г. Дело в том, что наличие епископской кафедры в уездном городе и простирание её диоцеза на части 2-3 губерний не отвечало представлениям XVIII в. о регулярном государстве. Н.П. Гиляров-Платонов очень ёмко заметил в своих воспоминаниях: «Опустела родина. Она подошла под тот тип казёнщины, который там раньше, там позже, но неуклонно повсюду овладевает Россией, стирая всё бытовое, местное, историческое, не щадя ни одного уголка, ни одного отправления общественной жизни». Владычные резиденции должны были располагаться исключительно в губернских центрах, а границы епархий надлежало привести в соответствие с губернскими. Всё это и привело к ликвидации существовавшей 4,5 века кафедры. К тому же при ревизии кафедры открылись большие недостачи в ризнице и недочёты в ведении документации. По сути, последним коломенским епископом был Афанасий III (Иванов), занимавший кафедру с 12 ноября 1788 г. по 10 апреля 1799 г., когда он был переведён в Воронеж. Об отношении к нему коломенских жителей говорит ода, написанная учителем семинарии Василием Протопоповым, и благодарственные речи при отбытии владыки на новую кафедру. Как свидетельствовал Н.П. Гиляров-Платонов: «С плачем проводили коломенцы архиерейский двор, консисторию, учителей и учеников семинарских. Отселе они живут в городе исключительно торговом. Торговые интересы будут отселе главные и единственные; на них будет сосредоточиваться и покоиться общественное внимание». Архиерейские служители, а также священно- и церковнослужители при Успенском соборе покидали город вместе с епископом. В устоявшейся жизни монастырей и части городских приходов также произошли изменения. В 1800 г. был упразднён по указу Святейшего Правительствующего Синода Спасский мужской монастырь, братия которого составила штат восстановленного при учреждении Оренбургской епархии Уфимского Успенского мужского третьеклассного монастыря (в 1800 году штат монастыря был переведен в Уфу). Храмы монастыря были обращены в приходские. Последним игуменом Спасского монастыря был Агапит, управлявший с 1794 по 1796 год. По метрическим книгам 1800 г. среди церквей Коломны значится Преображенская церковь (по ревизским сказкам 1811 г. она проходит как Спасская, что на площади), являвшаяся центральной церковью Спасского монастыря. К церкви были приписаны 15 приходских дворов упразднённой Алексеевской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35100

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Преосвященного митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона священноархимандритом Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря в селе Уса-Степановка Благовещенского района Республики Башкортостан.   ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением митрополита Владимирского и Суздальского Тихона освободить архимандрита Зосиму (Шевчука) от должности игумена Боголюбского Алексиевского монастыря города Владимира и в порядке исключения назначить на эту должность митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. 2. В связи с прошением митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла освободить игумению Сергию (Лакатош) от должности игумении Успенского Зилантово женского монастыря города Казани. 3. В связи с прошением митрополита Брянского и Севского Александра освободить игумена Глеба (Шматова) от должности игумена Бело-Бережской мужской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Брянского района Брянской области и назначить на эту должность иеромонаха Леонида (Куприянова). 4. В связи с рапортом митрополита Брянского и Севского Александра о продолжении несения послушания в должности игумении Кресто-Воздвиженского женского монастыря города Севска игумении Афанасии (Личаевой), подавшей прошение об освобождении от упомянутой должности в связи с достижением 75-летнего возраста (в соответствии со статьей 4 главы XXII Устава Русской Православной Церкви), — благословить игумении Афанасии (Личаевой) дальнейшее несение упомянутого послушания. 5. В связи с рапортом митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия о продолжении несения послушания в должности игумении Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии (Конковой), подавшей прошение об освобождении от упомянутой должности в связи с достижением 75-летнего возраста (в соответствии со статьей 4 главы XXII Устава Русской Православной Церкви), — благословить игумении Сергии (Конковой) дальнейшее несение упомянутого послушания.

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

Святейший Патриарх Кирилл освятил памятный крест на месте Петропавловского храма в селе Уса-Степановка в Башкирии 4 июня 2016 г. 18:08 4 июня 2016 года, в ходе визита в Башкортостанскую митрополию  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил село Уса-Степановка Благовещенского района Республики Башкортостан, где освятил памятный крест на месте бывшего Петропавловского храма. В 1959-1962 годах настоятелем Петропавловского храма в деревне Уса-Степановка был дед Святейшего Патриарха Кирилла священник Василий Степанович Гундяев. На освящении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, глава Республики Башкортостан Р.З. Хамитов, руководитель администрации главы Республики Башкортостан С.А. Молчанов, главный федеральный инспектор по Республике Башкортостан А.В. Чечеватов. За богослужением молились митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон , епископ Салаватский и Кумертауский Николай , члены официальной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха. Его Святейшеству сослужили настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы подворья Успенского Георгиевского мужского монастыря в г. Благовещенске протоиерей Сергий Катаев и клирик того же подворья священник Александр Николаев. Пел хор мужской архиерейский хор Башкортостанской митрополии под управлением диакона Дионисия Коржа. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к собравшимся: «Сердечно приветствую всех, кто собрался на этом месте, особенно местных жителей! Для меня это особое место. Я никогда не был здесь, но мне много рассказывал о нем мой дед, священник Василий Степанович Гундяев, который здесь служил. Рассказывал о том, как будучи уже человеком очень преклонного возраста, иногда в день проходил по десять и больше километров, посещая и причащая больных. В детских моих воспоминаниях сохранились эти рассказы о том, как путь его пролегал через горы. Теперь я понимаю, что это за горы, вижу своими глазами.

http://patriarchia.ru/db/text/4486999.ht...

Члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили Салаватскую епархию 14 февраля 2023 г. 10:44 10 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены коллегии  Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили монастыри Салаватской епархии . В состав комиссии вошли настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы игумения Елисавета (Позднякова) , наместник Успенского Георгиевского мужского монастыря «Святые Кустики» Уфимской епархии архимандрит Варлаам (Максаков). От Салаватской епархии в поездке приняли участие: епископ Салаватский и Кумертауский Николай , наместник Покровского мужского монастыря архимандрит Николай (Чернышов), благочинный монастырского округа Салаватской епархии, настоятель Космодамиановского храма с. Нордовка иеромонах Зосима (Кондраков), референт Артемий Сахаров. Члены комиссии посетили: Успенский кафедральный собор г. Салавата, храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — подворье Покрово-Еннатского мужского монастыря, Варваринский женский монастырь с. Скворчиха, Марфо-Мариинский женский монастырь с. Ира, Покрово-Еннатский мужской монастырь с. Новомихайловка. Гости познакомились с устроением монашеской жизни в монастырях, с послушаниями и распорядком дня, осматривали помещения, общались с членами братств и сестричеств, задавали и отвечали на вопросы, делились опытом духовной жизни. Во время посещения храмов и монастырей гостям рассказывали об их истории, житиях местных святых. Все обители произвели на членов комиссии благоприятное впечатление. Монастыри Салаватской епархии с каждым годом благоукрашаются: ежедневно совершаются богослужения, насельники усердно молятся и трудятся, несут послушания, ведут хозяйство. Во всех монастырях имеются гостиницы для паломников и созданы все необходимые условия для их проживания. Варваринский женский монастырь с. Скворчиха был открыт решением заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 11 марта 2020 года ( журнал 26 ). Строительство храма было начато в марте 2012 года по благословению епископа Николая. На сегодняшний день в монастыре проживает семь насельниц. На территории находится скит-источник блаженной Варвары Скворчихинской, в обители пребывают мощи святой Варвары. Настоятельница — игумения Вера (Ионова).

http://patriarchia.ru/db/text/6003922.ht...

В Донском монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству Москва, 25 мая 2019 г.      23 мая 2019 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ), в котором приняли участие наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви. В приветственном слове перед началом заседания председатель Синодального отдела архиепископ Каширский Феогност представил собравшимся новых членов Коллегии СОММ, которые согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2019 года включены в ее состав. Новыми членами Коллегии СОММ стали: епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, пресс-секретарь СОММ; архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского монастыря Уфимской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии; игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству . Затем архиепископ Феогност ознакомил участников с повесткой заседания и предложил архимандриту Стефану (Тараканову), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелю московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рассказать о направлении работы СОММ, связанном с инспекционными поездками членов Коллегии в епархиальные монастыри Русской Православной Церкви. Предваряя выступление архимандрита Стефана, председатель Отдела поблагодарил членов Коллегии за проделанную в 2018 году работу и выразил надежду, что братское молитвенное и деловое общение с монастырями, которые посетили представители Отдела, будет продолжено и епархиальные обители смогут и в дальнейшем обращаться за помощью в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

http://pravoslavie.ru/121412.html

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) - до 1905 года - Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года - Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи. Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский. Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре. Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня - икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

Если участниками церковных торжеств и богослужений были в основном люди воцерковленные, то в традициях почитания святынь оказывались втянутыми люди не только православные, но и старообрядцы, раскольники, мусульмане и даже революционеры. Так, например, в 1906 году в г. Оренбурге на Соборной площади революционная демонстрация с красными флагами вклинилась в крестный ход, несущий святые иконы и портреты Государя Императора. Но при появлении всеми чтимой Табынской иконы весь народ обнажил головы, и наступила мёртвая тишина. Начался молебен, а в конце, по возглашению дьякона, народ пал на колена, уже молясь за царя, военачальников, градоначальников, христолюбивое воинство и всех православных христиан. В дальнейшем народ потребовал продолжения шествия с чудотворной иконой и портретами Государя. Образовался крестный ход, а красные флаги уже вскоре исчезли с. 306-313]. Святыни проявлялись по-разному, не каждая старинная икона вызывала такое трепетное отношение верующих людей. Только некоторые из них почитались чудотворными. Так, среди древних икон XVI века считаются чудотворными: Табынская, Николо-Березовская, прп. Сергия Радонежского, Псковская и Воздвижения. В следующем XVII веке также были явлены чудотворные святыни, это: Уфимско-Богородская, Смоленская, Покрова Божией Матери, Рождества Богородицы, Плач Богородицы и Нерукотворного Спаса. Обычно эти святыни именовались старинными. Но и в последующие века вплоть до XX появлялись чудотворные святыни. Так к XVIII веку относятся иконы: Утоли моя печали, Иверская, Параскевы Пятницы, Честнейшая; к XIX веку: Почаевская, Нерукотворного Спаса в г.Уфе, Всех скорбящих Радосте, Александра Невского, Бугобашская, Иверская из Златоуста с. 18]; К XX веку: Вознесения, Живоносный источник, Тихона Калужского, Владимирская. Таким образом, каждый век истории епархии был отмечен появлением новых чудотворных святынь, из которых наибольшим почитанием пользовались «явленные» иконы, т.е. обретенные чудесным образом. Как правило, эти иконы окружены наибольшим размахом почитания и многолетними традициями. Так явленными признавались 4 иконы: Табынская, Николо-Березовская, Уфимско-Богородская, Бугобашская. Относительно изографических характеристик Уфимских святынь можно сказать, что имеются некоторые местные особенности, несмотря на наличие, достаточно жесткого консерватизма в церковной изографии. Так Табынская икона имеет индивидуальный образ, хотя она и похожа на Казанскую, но разнится с ней в некотором количестве деталей с. 67-85]. К редчайшей изографии нужно отнести Плач Божией Матери, Честнейшую и Бугобашскую. Остальные же иконы являются точными списками известных чудотворных святынь. Монастыри [ править править код ] Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь [ править править код ] Благовещенский женский монастырь [ править править код ] Богородице-Табынский женский монастырь [ править править код ] Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Уфа

Одним из наиболее важных направлений деятельности архиерея была борьба с распространением старообрядчества и сектантства. В 1838-1844 гг. открылись 3 новые единоверческие церкви: на Златоустовском заводе, в селах Берёзовка и Красный Яр (Челябинский у.), что привело к переходу в единоверие казаков Уйской ст-цы (Троицкий у.) и ряда др. селений. В 1838-1847 гг. в Челябинском у. в единоверие перешли 1705 чел. (ок. 7% живших в уезде старообрядцев). В 1842 г. более 2 тыс. прихожан старообрядческой Успенской часовни в Уральске перешли в единоверие, часовня стала единоверческой церковью. В 1847 г. в Уфе, как и в др. епархиях, был учрежден секретный Совещательный комитет по делам о раскольниках и отступниках от Православия под председательством епископа. Комитет отменил прием в Оренбургское казачье войско старообрядцев из податных сословий, запретил духовенству венчать старообрядцев (в случае смешанных браков), содействовал открытию единоверческих церквей. В 1845 г. в епархии появилось благочиние единоверческих церквей, к-рых к 1849 г. насчитывалось 23. В 1838 г. Юрюзанский старообрядческий жен. скит в Златоустовском у. преобразован в единоверческий скит; в 1849 г. муж. скит был обращен в Воскресенский единоверческий муж. мон-рь (см. Воскресения Господня мужской монастырь ) - первый на Юж. Урале. Он вел работу среди старообрядцев-поповцев на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах и в примыкающих к ним деревнях Златоустовского у. Массовый переход уральских старообрядцев в единоверие состоялся в связи с уничтожением в 1858-1859 гг. местных старообрядческих центров - Сергиевского и Бударинского скитов и с обращением Бударинской и Илекской часовен в единоверческие церкви. К 1862 г. в правосл. Церковь перешли более 2500 чел. В 1840 г. были преобразованы учебные программы Оренбургской ДС, Уфимского, Бугульминского и Челябинского духовных уч-щ, для последнего в 1846-1848 гг. построено каменное здание. В 1850 г. в духовных учебных заведениях Оренбургской епархии обучались 711 чел., из них 193 ученика - на казенном содержании: в Оренбургской ДС учились 169 чел., в 3 уездных духовных уч-щах - 262 чел., в 3 приходских уч-щах - 280 чел. В кон. 1837 г. в Оренбургской епархии появились народно-церковные школы, в 1842 г. началось создание системы сельских приходских уч-щ Мин-ва гос. имуществ с привлечением к преподаванию священнослужителей. Росло количество казачьих приходских уч-щ, задачей которых было препятствовать распространению старообрядчества среди казачества. В 1849 г. в Оренбургской епархии действовали ок. 50 приходских уч-щ, в к-рых обучались более 800 чел.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Иверская часовня Иверская часовня Храм Казанской иконы Божией Матери Интерьер храма Началось строительство Трапезного храма в честь иконы «Достойно есть» (построен в течение 2002-2003гг.), но самое главное, на обнаруженном старом фундаменте началось возведение нового Успенского собора. На первом этапе, за 2002-2003 годы, удалось поднять стены на высоту примерно семи метров, после чего строительство, по причине финансовых трудностей, было остановлено. Хотя строительство и остановилось, но молитвенная, уставная и хозяйственная жизнь монастыря развивалась и укреплялась, постепенно стали заводиться порядки и традиции монастырской жизни. После Богослужений братия и трудники занимались благоустройством, хозяйственным и продовольственным самообеспечением и прочими необходимыми трудами, добывая в поте лица, как и положено Богом, хлеб насущный. 18 августа 2007 года Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил Храм в честь иконы Казанской Божией Матери. Трапезный храм Интерьер трапезного храма Новый этап больших строительных работ в монастыре начался летом 2009 года, когда началось возведение монастырской гостиницы и архиерейского дома. Весь 2010 год в монастыре также проводились большие строительные работы. Достраивалась, и в декабре введена в эксплуатацию, начатая в 2009 году двухэтажная монастырская гостиница. Построена и введена в эксплуатацию котельная обеспечивающая теплом и горячей водой монастырские здания. Начата отделка архиерейского дома. Для обеспечения монастыря водой пробурены две артезианские скважины. Полностью обновлена подходящая к монастырю ЛЭП с заменой трансформаторной подстанции на более мощную. К монастырю проведен и сдан в эксплуатацию магистральный газопровод среднего давления длиной около девяти километров. Но самое важное то, что в апреле 2010 года после семилетнего перерыва возобновлено строительство Успенского собора монастыря. 2012 год. Вид в северном направлении - гостиница и трапезный храм 2012г. Вид в южном направлении.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

К концу 2012 года на территории монастыря располагаются следующие, уже достроенные и действующие, здания: Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, Трапезный храм, Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько зданий хозяйственных построек. На территории обители также имеется пасека, огород, птичий двор, летом текущего года построена теплица. Главным объектом строительства в монастыре является Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2011г. установлены купола собора, сделана черновая кровля и строится колокольня, внутри ведутся штукатурные работы. Заканчивается отделка архиерейского дома, возводится каменное ограждение монастыря с башнями и въездными воротами, продолжается благоустройство территории монастыря - насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. Начато строительство хоздвора монастыря - где будут располагаться мастерские, склады и гараж; заливается фундамент, на котором в течение зимы предполагается возведение братского корпуса. Монастырская жизнь Важным каждогодним событием является проведение престольного праздника монастыря - Вознесения Господня. Этот праздник с дореволюционных времен был здесь одним из престольных и в настоящее время, как и раньше, собирает в монастыре сотни паломников. Эту традицию в монастыре стараются развивать и укреплять и поэтому к празднику усиленно готовятся. Вознесение Господне 2012 года в монастыре было ознаменовано двумя важными и радостными событиями. Богослужение впервые проходило в достроенном Успенском соборе и совершалось в сослужении трех владык новообразованной Башкортостанской митрополии: митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия, епископа Салаватского и Кумертаусского Николая. Весь год в монастыре продолжались начатые летом 2009г. большие строительные работы. В 2012г. главным объектом строительства в монастыре, как и во все предыдущие три года, являлся Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2012г. из наружных работ осталось достроить второй, третий и четвертый ярусы колокольни. Внутри собора ведутся отделочные работы. За зиму 2012-2013 года планируется закончить возведение братского корпуса и начать его внутреннюю отделку. Продолжается строительство каменного ограждения вокруг монастыря с башнями и въездными воротами, и благоустройство территории монастыря - насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. На главном входе в монастырь залит фундамент, на котором предполагается возведение надвратного храма с церковной лавкой и паломнической трапезной. Митрополит Никон, епископ Амвросий и епископ Николай Встреча Президента Республики Башкортостан Рустема Хамитова в монастыре.. Святыни монастыря [ править править код ] Святые мощи в иконе с крестом и панагией [ править править код ] Святые мощи в иконе с крестом и панагией

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_Свят...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010