Узнав о сем чудесном событии, царь приказал принести во дворец св. икону, где она прославилась многими чудотворениями. В скором времени, по повелению царя, Страстная икона была поставлена в церкви Зачатия св. Анны. 13.08. Страстная – в селе Енкаеве В селе Енкаеве Темниковского уезда Тамбовской епархии находится благодатная икона Страстной Богоматери. В давно прошедшие годы эта икона была во время разлива реки Еремши вынута из воды, по которой неизвестно куда плыла. Икона была вынута дворовым человеком Иваном и по приказанию енкаевского помещика Нестерова была поставлена на господских воротах. Вскоре пред этою иконою получили исцеление слепой и несколько расслабленных. После этих чудесных исцелений икона была перенесена в Благовещенскую Енкаевскую церковь , и с тех пор, более уже ста лет, она прославилась как явленная и чудотворная. Все эти иконы – верные снимки с древней чудотворной иконы, находящейся в Страстном монастыре в Москве. Название Страстной эта икона получила оттого, что около лика Богородицы изображены в облаках два ангела с орудиями страстей Христовых, а Богомладенец Иисус изображён как бы в страхе припадающим к плечу Пречистой Матери. 13.08. И Тебе Самой душу пройдёт оружие В соборном храме г. Жиздры Калужской губернии находится весьма древняя, чудотворная икона. В соборной описи эта икона значится под именем: И Тебе Самой душу пройдёт оружие, но в народе она известна под именем Страстной, хотя по изображению своему весьма отлична от Страстной. На Жиздринской иконе Матерь Божия изображена в молитвенном положении; у ног Её лежит Богомладенец, Матерь Божия поддерживает Его одною рукою; другая же рука на груди, закрывает Её от семи направленных в Неё мечей. Существует ещё и другая икона Богородицы: Умягчение злых сердец, где Она изображается также с мечами, но одна, без Спасителя. Чудесные знамения, совершающиеся от Жиздринской иконы Пресвятой Богородицы, записываются соборными священнослужителями. Эта икона также именуется: Симеоново проречение. 13.08. Семистрельная Семистрельная Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Семистрельной, находится в церкви Иоанно-Богословской- Семистрельной, на погосте, неподалёку от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Д). Между верхним и нижним ярусами находятся небольшого размера следующие иконы: над царскими вратами икона Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Апостолами, по правую сторону оной: 1. Икона Св. Петра и Алексия митрополитов Московских. 2. Св. Ионы и Филиппа митрополитов Московских. 3. Икона Св. Епископа Спиридона и Св. Митрофания, епископа Воронежского и 4. Икона Св. Димитрия и Иннокентия. По левую сторону оной: 1. Икона Св. Василия Великого и Николая Чудотворца. 2. Св. Иоанна Златоустаго и Григория Богослова. 3. Святых Александра и Иоанна патриархов Константина града и 4. Св. патриархов Павла и Геннадия. Вверху иконостаса образ распятия на кресте Господа нашего Иисуса Христа. Иконы, находящиеся в алтаре: 1. Запрестольный крест Господень, по краям позлащённый, 2. Икона Божией Матери. 3. Икона Божией Матери в киоте и 4. Плащаница. Иконы вне алтаря, находящиеся на клиросах и стенах храма: 1. Икона Спасителя в терновом венце. 2. Икона Спасителя в киоте позлащённой. 3. Николая чудотворца в окладе апликс. 4. Икона Св. Митрофания Воронежского в киоте. 5. Воскресения Христова в киоте и 6. Икона Св. Флора и Лавра. VI. Церковная утварь. 1. Потир серебряновызлащенный 84 пробы, весу в нём 127 1/2 золотников. 2. Дискос серебряновызлащенный 84 пробы, весу в нём 40 золотников. 3. Звездница серебряновызлащенная 84 пробы, весу в ней 18 золотников. 4. Две тарелки для жертвенника серебряновызлащенные 84 пробы, весу в них 37 золотников. 5. Лжица серебряновызлащенная 84 пробы, весу в ней 8 золотников. 6. Ковш для теплоты серебряновызлащенный 84 пробы, весу в нём 25 золотников. 7. Крест серебряновызлащенный 84 пробы, внутри деревянный, весу в нём 93 золотника. 8. Крест медный посеребрённый. 9. Люстра посреди храма отбеленной меди. 10. Паникадил шесть отбеленной меди пред местными иконами… 17. Дароносица со всеми принадлежностями серебряновызлащенная…» Книг богослужебных 15 томов. Отметим, что на строительство Николаевского храма прихожане собрали 1 030 руб. 82 коп. серебром. Купцом-храмоздателем М. И. Букиным при этом потрачено 10 000 руб. серебром вместо обещанных 10 000 руб. ассигнациями!

http://sobory.ru/article/?object=12092

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:51:03 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:20]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 9. Последний ответ: Икона Пресвятой Богородицы " Неопалимая Купина " ,19в. подробнее http://pravicon.com/icon-205 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:51 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:31]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Икона Божией Матери “Всех скорбящих радость " 19век. подробней http://pravicon.com/icon-72 Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:35 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 05:59:59]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 4. Последний ответ: " феодоровская " Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:25 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:00:15]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Думаю, что это " Смоленская " икона Божией Матери. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:14 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:00:36]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Думаю, что это образ Николая Чудотворца, Мирликийского, конца 19 в.в. Подокладный. В народе Никола-Зимний. Добавлено на опознание: 2012-05-23 13:50:04 Владелец: Tarasova Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2012-05-23 06:01:01]: что за икона на сколько старая и какую ценность представляет.(в денежном эквиваленте) Ответов: 3. Последний ответ: Похоже, что это икона " Георгий Победоносец, вмч " с полеосными святыми, икона в процессе реставрации, фото не четкое. подробнее http://pravicon.com/sv-515

http://pravicon.com/unknown/80

вызолоченный, с принадлежностями; три маленьких Евангелия в метал, оправе; три больших серебр. вызолоченных напрестольных креста; медное блюдо; медный чайник; два серебр. кадила; один медный напрестольный крест; три серебр. подсвечника; бронзовый семисвечник; на горнем месте две иконы живописные: Преображения Господня и Вознесения; престол и жертвенник в парчовых одеждах и пеленах; на левом столбе икона Митрофания в серебр. ризе; две живописные иконы: Св. Глафиры и Царицы Александры; двенадцать малых икон разных святых в одной раме в серебр. ризах; Патриаршая кафедра с 12 сидениями для сослужащих; икона Св. Николая, риза апплике; живописная икона преп. Тимофея; на жертвеннике бронзовый крест на пьедестале; иконы Иосифа Волоколамского Чудотворца, Тихона Калужского, иконописные по золотому фону, и малая икона Трёх Святителей в ризе апплике; две бронз. лампадки; стенные часы; дубовый резной аналой пред престолом; митра, по белому глазету шитая золотом; митра, по белому глазету шитая серебром; митра, по малиновому бархату шитая золотом; митра, по чёрному бархату шитая серебром; три дубовых Шкафа; столик в одеждах. Святой Иконостас: Царские двери бронзовые. По правую сторону образ Спасителя благословляющего, Пресв. Троицы, Александра Невского. По левую сторону – Божья Матерь, Сошествия Св. Духа и Марии Магдалины. На северных дверях Архангел Гавриил, а на южных – Архистратиг Михаил. По сторонам боковых дверей расположены иконы двунадесяти праздников. Вверху Тайная Вечеря и Крест; по сторонам двенадцать икон Апостолов и Святителей. На южной – Господь Вседержитель, а на северной – Моление о чаше. Икона Св. Николая с чудесами в киоте. На аналое медная рама для праздничных икон. Икона Воскресения лепной работы. Икона Спасителя. Плащаница с гробницею под стеклом. Икона Божьей Матери на золот. фоне. Святцы на аналое. Икона Спасителя в ризе апплике; икона Одигитрия, вышитая мелким жемчугом – обе в киотах. Живописная икона Божьей Матери. Хоругви бронзовые и две другие пары на шёлковой материи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Д. Паллас насчитывал 52 2-сторонние И., у к-рых на лицевой стороне помещен образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - «Распятие». Их общим протографом и образцом для последующей иконографии исследователь назвал к-польский палладиум - чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Одигон ( Pallas. 1965. S. 308-322). Шалина подразделяет сохранившиеся 2-сторонние И. (проанализировано ок. 70 произведений) на 3 типологические группы ( Шалина. 2005. С. 566-567). К наиболее обширной группе она относит икону с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне и «Распятием» («Снятие с Креста» или «Оплакивание») на обороте. Невелико число И. с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне, а на обороте - с Нерукотворным образом Спасителя (чудотворная Коневская икона Божией Матери , кон. XIV в., не сохр.) или Христом во гробе (кон. XII в., Византийский музей, Кастория). Отдельную группу составляют И. с образом Богоматери (или Спасителя) на лицевой стороне и изображением праздника на обороте, напр.: к-польская икона из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде с образом Божией Матери и эпитетом «Ψυχοσστρια» (Душеспасительница), в драгоценном окладе, на лицевой стороне и с «Благовещением» на обороте (ранний XIV в., Галерея икон, Охрид); икона из Успенского собора Вел. Устюга с образом Божией Матери «Одигитрия» и святыми на полях и с «Богоявлением» на обороте (ок. 1558, ВУИАХМЗ), повторяющая, вероятно, икону, присланную к освящению 1-го здания собора в 1290 г. К 3-й группе Шалина относит И. с образами Божией Матери на лицевой стороне и святого (или святых) на обороте, напр.: новгородская икона с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне (3-я четв. XIV в.) и вмч. Георгия на обороте (сер.- 2-я пол. XI в., ГММК). Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Христос во гробе Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Статистика сохранившихся памятников и анализ их программы показывают, что особым временем в истории выносных И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Ину молитву Феодоровстей иконе Пресвятыя Богородицы зри 14 марта. Феодоровская-Костромская икона Божией Матери написана, по преданию, святым евангелистом Лукой, подобно Владимирской и Смоленской. По иконографии Феодоровская икона очень близка к Владимирской. Название свое икона получила от имени великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича (1246), носившего во Святом Крещении имя Феодор (в честь святого великомученика Феодора Стратилата). Икона была обретена 16 августа князем Василием Ярославичем в местечке Запрудня, где был впоследствии построен Спасский храм, в котором хранилась икона. В память об этом обретении иконы было установлено празднование 16 августа. После гибели святого Георгия Всеволодовича в битве с татарами на реке Сити, его брат Ярослав-Феодор, ставший великим князем Владимирским, торжественно перенес в 1239 году мощи святого Георгия из Ростова Великого в Успенский собор Владимира-на-Клязьме. Оставшейся от брата иконой он благословил в том же году своего сына святого Александра Невского (память 23 ноября) на брак с полоцкой княжной, дочерью полоцкого князя Брячислава. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение родителя – стала моленным образом святого Александра Невского и постоянно находилась при нем. После смерти святого Александра Невского (114 ноября 1263) икона была взята его младшим братом Василием Ярославичем, в то время князем Костромским (в 1272–1276 – великий князь Владимирский). Феодоровская икона была перенесена князем Василием в Кострому, в собор святого великомученика Феодора Стратилата. В 1272 году, когда к Костроме подступили татары, икона была обнесена вокруг Русского войска. При приближении татар от нее стали исходить яркие лучи, вызвавшие у захватчиков невольный страх. Они были разгромлены Русскими и бежали. После кончины князя Василия, обретшего место последнего упокоения в Костроме (1276), Феодоровская икона была вновь поставлена в соборе во имя святого Феодора Стратилата. Через чудотворную икону жители Костромы не раз получали благодатную помощь Царицы Небесной в течение нескольких столетий. Знаменательно, что конец Смутного времени, вызванного польско-шведской интервенцией и выступлениями самозванцев Лжедимитрия I и Лжедимитрия II, связан с благословением Феодоровской иконой, которое преподала инокиня Марфа своему сыну Михаилу Феодоровичу Романову при избрании его на царство в Костромском Ипатиевском монастыре 14 марта 1613 года. В память об этом историческом событии было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери 14 марта. Царица Марфа принесла с собой в Москву список с чудотворной иконы. Появились и другие списки. Со второй половины XVII века получили распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиаконом Ипатиевского монастыря Лонгином было составлено «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Образ " Отрада и Утешение " из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон. Празднуется 21 января (3 февраля).   . ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ   «Алтарница» - см. «Виматарисса». «Акафистная» («Богородица Благоухающая») – 1.икона в монастыре святого Дионисия. По преданию, патриарх Сергий обносил эту икону вокруг стен Константинополя ( 626 г.), когда городу угрожало нашествие варваров; 2.- икона в монастыре  Хиландарь, перед которой во время пожара в 1837 году читался акафист, и  которая  возвестила монахам о грядущих истпытаниях . «Антифонитриа» («Предвозвестительница») – 1.икона в монастыре Ватопед ( ее называют еще и «Живоприятной»), от которой услышала предупреждающий  голос    (382) царица Плакидия ( Плацидия)  - дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, пожелавшпя в войти в собор;   2.икона Божией Матери в монастыре Костамонит, прославившаяся во времена крайнего оскудения обители.  «Аравийская» иконаикона свм. Георгия Победоносца в болгарском монастыре «Зограф».  «Богородица Благоухающая» - см. «Акафистная».  «Божия Матерь» («Григориатская») - икона Божией Матери в монастыре св. Григория, принесенная в дар обители супругой молдавского господаря Стефана Великого Марией Палеологиней (+1511). Икона, дважды  объятая пламенем пожаров, осталась невредимой. «Виматарисса» («Алтарница», «Ктиторская») – икона  в монастыре Ватопед, названная так по месту ее нахождения на синфроне ( горнее седалище) в виме ( алтаре) соборного храма. По преданию, икона  во время нападения арабов на монастырь  в Х-м веке была спрятана монахом Саввой и через 70 лет была обнаружена невредимой в колодце алтарного помоста. «Вратарница» - см. «Портаитисса». «Всецарица» - 1.- см. «Пантанасса»; 2.- икона Божией Матери ( ХУ в.) в монастыре святого Григория, уцелевшая после  всех бедствий этой обители. «В скорбех и печалях утешение» - икона (ХУП в.) в виде створчатого складня с частями святых мощей , находившаяся в ските Андрея Первозванного. По преданию, она принадлежала патриарху Царьграда Афанасию.  «Геронтисса» ( «Старица») –  образ Божией Матери в монастыре Пантократор, от которой один иеромонах услышал грозный глас, повелевающий ему исполнить волю престарелого игумена.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

В трапезе теплой церкви святителя Николая, на восточной стене иконы: Спасителя, Божией Матери, святого Димитрия Ростовского. На южной стене в киотах две иконы святцев: 1-я – с января по июнь, 2-я – с июля по декабрь; икона святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Богослова и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого . В приделе Всех Святых в первом ряду иконостаса, по правую сторону от царских врат – икона Спасителя с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. На южной стене посередине – икона Успения Божией Матери. По левую сторону – Печерская икона Божией Матери, на северных вратах – икона святого Иоанна Воина. На северной стене – иконы святого Иоанна Предтечи и святителей: Василия Великого и Григория Богослова. Над иконостасом в полукружии по правую сторону от царских врат – икона Святых, празднуемых в июле и мае. На южной стене над иконой Успения в полукружии же – икона Святых, празднуемых в августе и сентябре. По левую сторону – икона Святых, празднуемых в июне и апреле. На северной стене на иконой Святителей – икона Святых, празднуемых в марте. На западной стене над аркой – Толгская икона Божией Матери . Колокола, имеющиеся на колокольне монастыря: 1. Большой колокол весом в 190 пуд 10 фунтов; 2. Полиелейный колокол весом в 100 пудов; 3. Вседневный колокол весом в 50 пудов; 4. Малый колокол весом в 19 пудов 8 фунтов; 5. Малый колокол весом в 15 пуд 4 фунта; 6. 4 малых колокола, вес которых неизвестен, а примерно веса во всех 25 пудов . «Опись дома, принадлежащего московскому Сретенскому монастырю, отстроенного после пожара в 1857 году и переданного в арендное содержание московскому мещанину Григорию Молодцову. Составлена ноября 1-го дня 1857 года. Принадлежащий Сретенскому монастырю дом каменный трехэтажный с подвалами и подъездными воротами, имеющий в длину по Сретенской улице 25 сажень, в нем три отделения. Первое отделение от дома Игнатьева, под сим отделением подвал глубокий сухой. В первом этаже три лавки по лицевой стороне в три раствора, а во дворе в два раствора. Все двери сосновые на железных прочных петлях, окрашенных масляной краской, полы в лавке дощатые. Над сей лавкой во втором этаже холодная палатка, в коей три окна… полы также дощатые. Выше сей палатки в третьем этаже жилые комнаты, в них 11 окон… печей 2 – одна русская с лежанкой и голландская – изразчатая с полными печными приборами и двумя медными душниками. Позади сего помещения, во дворе, на каменных столбах устроена деревянная галерея, из коей опущена лестница во двор.

http://pravoslavie.ru/67954.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010