Работы мастеров О. п. поступали в мон-ри и храмы правосл. Востока, напр. на Синай, в качестве дипломатических и иных даров, украшая моленные кельи и монастырские кафоликоны (Рус. иконы Синая. 2015. С. 66, 68, 278-298, 319-332; Кат. II-30-34, 41, 42). Мастерам О. п. доверяли создание копий чудотворных и чтимых икон правосл. Востока (Ушакову - копию Киккской иконы Божией Матери, Рожкову - Иверской иконы Божией Матери). Были созданы оригинальные изводы, прославляющие Русское гос-во и правосл. Церковь (Древо государства Российского (Похвала Владимирской иконе Божией Матери), 1663, ГТГ), которые пользовались популярностью у др. иконописцев (сохр. прориси, см.: Комашко. 2017. Кат. 62) и оказали влияние на изводы Соборов местных святых, напр. Новгородских (иконы письма свящ. Г. Алексеева 1726 и 1728 гг., ГИМ и ГТГ). Одним из важных видов деятельности О. п. было поновление древних и ветхих икон, иногда с полной заменой красочного слоя и левкасной основы. В Успенском соборе Московского Кремля К. Улановым в 1699 г. была т. о. поновлена икона сер.- 2-й пол. XI в. «Спас царя Мануила/Златая Риза»; Г. Т. Зиновьевым в 1700 г.- икона кон. XIV - нач. XV в. из владимирского Успенского собора, известная как «Спас митрополита Киприана». Поновление не подразумевало замены изображения; исполненное грамотно, оно сохраняло древнюю живопись на века. Напр., Рожнов в 1701 г. поновил в Успенском соборе икону Похвалы Пресв. Богородицы с клеймами Акафиста (3-я четв. XIV в.). Мастера О. п. продолжали следовать изводам почитаемых икон, напр. «рублевскому» изводу Св. Троицы (Ушаков - «Св. Троица», 1671, ГРМ; Ушаков, Н. Павловец - «Св. Троица» из Троицкой ц. с. Ознобишина, 1677, ГМЗК; Уланов - «Св. Троица, с деяниями», 1689/90, Устюженский краеведческий музей). С переездом двора в новую столицу О. п. была реорганизована, что, по мнению совр. историков, нанесло урон сложившейся системе взаимоотношений между царским двором, иконописцами, живописцами, мастерами малых форм и качеству художественных кадров. Отдельные мастера были переведены в С.-Петербург, в Оружейную канцелярию, организацией к-рой с 1710 г. занимался М. Аврамов. Ему же было поручено создание и управление С.-Петербургской типографией (с 1711). Часть мастеров продолжала работать в Москве.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

Икона Божией Матери Смоленская из города Устюжна Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви. Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти. - Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе? - Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней. Образ святителя Николая из города Бари. Фото www.xxc.ru Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю. Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

http://pravoslavie.ru/58590.html

Здесь много святынь – в этом огромном храме, куда недавно стояла в очереди вся православная Москва. Частица ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, мощи основателя храма митрополита Московского Филарета, перенесенные сюда в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры, частица мощей преподобной Марии Египетской, чудотворный Владимирский образ Божией Матери и чудотворный Смоленский-Устюженский… Я прикладываюсь к ризе Богородицы, спускаюсь в нижнюю Преображенскую церковь, где находится древняя Смоленская икона и непривычный образ святителя Николая, привезенный из Бари, и вытекаю на улицу. Следующая точка маршрута – храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Теперь все уже, наверное, знают, что там находится частица пояса Пресвятой Богородицы. Переход Москва, конечно, город контрастов. На переходе к Остоженке – простая молодая женщина почему-то с йорком под мышкой. Черные волосы из-под шапки, поверх брюк – нечто вроде черного палантина, но, учитывая наличие собаки, понимаю, что девушка идет не из храма – это просто наряд. С ней – знакомая. Не слушаю, но само врезается – резко, как звук сирены: «Ну уж нет, я на красный не пойду, одни придурки на красный ходят. Я так ребенка потеряла: коляска поехала – и все», – звучит хрипловатый голосок. До знакомой, как и до меня, доходит не сразу. Она продолжает тарахтеть свое, но вдруг перебивает саму себя: «Как – потеряла?! Совсем?» «А вот так, – отвечает та, затягиваясь, и щелчком отстреливает бычок в лужу, – совсем. Умер». Они резко шагают вперед – загорелся зеленый. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке Храм Илии Пророка в Обыденском переулке. Фото: sobory.ru Люди за стеклом в «Ванили» рассматривают прохожих, пара прохожих рассматривает вход и меню. Хорошо, но где же тут Обыденский переулок? Модная парикмахерская, за стеклом стригут и красят дам, дальше ресторан «Генацвале», почти дошла до Зачатьевского. Надо спрашивать у местных – вон, вроде, дяденька в подвытянутах штанах, не гламурный, но он только пожимает плечами: «Илии Пророка?» – и, чтобы сделать мне хоть что-то хорошее, показывает на Зачатьевский монастырь: ну вон храм…

http://pravoslavie.ru/50493.html

Святыня Одигитрия XV века из иконостаса Богородице-Рождественского собора города Устюжны Вологодской области - одна из самых древних и почитаемых на Руси православных святынь. Еще пятьсот лет назад Устюженская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная, а в 1608 году обрела всероссийскую известность, как спасшая город от польско-литовского нашествия. Ровно семьдесят лет назад собор был закрыт, а чудотворный образ передан в краеведческий музей Устюжны. В 1994 году икона была похищена и вывезена за границу и считалась утерянной навсегда. - Одиннадцать лет назад образ был похищен, - рассказал " Жизни " начальник управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы " Росохранкультура " Виктор Петраков. - Наше ведомство вместе с коллегами из Интерпола нашло икону в Лондоне в одной из частных галерей. Бесценная реликвия была выставлена на продажу. Причем хозяин купил ее в Германии за смешные деньги - всего за 160 тысяч долларов. Шторм Сотрудники Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия подготовили святыню к отправке. Сопровождал образ замруководителя ведомства Анатолий Вилков. С авиакомпанией " Аэрофлот " договорились, чтобы икону расположили в салоне самолета, а не в багажном отделении, хотя по габаритам это и было запрещено. - Иконе отвели специальное место, - продолжает Виктор Васильевич. - Зная, что в коробке упакована чудотворная святыня, люди подходили и с молитвой прикасались к ней. Когда самолет попал в шторм, стюардессы незаметно подходили к Богоматери и самозабвенно молились о спасении их от гибели. - Я никогда не забуду, как мне было страшно, - рассказала " Жизни " одна из стюардесс. - Казалось, что молнии выбьют иллюминаторы. Но бортпроводницы продолжали улыбаться и лишь просили пассажиров пристегнуть ремни безопасности и расслабиться. - То, как отступил шторм, произвело огромное впечатление на Анатолия Вилкова, - рассказывает Виктор Петраков. - Можно сказать, что в этот момент он поверил в Бога, так что будем скоро его крестить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Подарок В Патриарших палатах Кремля Владимир Путин передал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию IL чудотворную Устюженскую икону Божией Матери. - Этот образ является одной из самых древних, самых почитаемых на Руси православных святынь, - сказал президент. - Мы считали икону практически безвозвратно утерянной, но она вернулась, и это добрый знак. Она существует пятьсот лет и дошла до нас в прекрасном состоянии. Это само по себе, по-моему, большое чудо. Как рассказали " Жизни " в Патриархии, в ближайшее время вновь обретенная чудотворная икона будет выставлена для всеобщего поклонения в храме Христа Спасителя. Рина Романова 24 января 2006 Источник: " Интерфакс-Религия " / " Жизнь " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Мониторинг СМИ» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Выставка «Свидетели единства: общие христианские святые» Все » Статьи Две церкви в селе полярного летчика Молокова Сидоровское – подмосковная родина профессора Петра Казанского Армения: специалисты изучают никогда не выставлявшееся ранее рукописное Евангелие XIV века Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля. Частица Ризы Божией Матери в XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году. Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет. - В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей… - У нас в храме есть две Смоленских иконы. Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме. Икона Божией Матери Смоленская Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела. Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

http://pravoslavie.ru/58590.html

Икона Путина спасла самолет. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Икона Путина спасла самолет Святой образ уберег авиалайнер от крушения 24.01.2006 12:12 Версия для печати Возвращение в Россию украденной десять лет назад Устюженско-Смоленской иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) ознаменовалось настоящим чудом. Когда святыню везли на самолете из Лондона в Москву, было объявлено штормовое предупреждение. Страшная гроза с ураганным ветром вырывала деревья. Лайнер, на борту которого переправляли икону, из-за погодных условий не мог приземлиться. Весь персонал приготовился к экстренной посадке и эвакуации пассажиров в аэропорту Шереметьево-2. Летчики сделали последний круг над столицей. И тут случилось невероятное: ливень прекратился, ветер стих и засияло солнце. Все до единого были уверены: Богородица предотвратила гибель людей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Икона Божией Матери «Одигитрия " , похищенная в городе Устюжна в 1994 году, возвращается в Россию Москва, 1 июля 2005 г . Икона Божией Матери «Одигитрия " середины XVI века, похищенная в 1994 году из краеведческого музея города Устюжна Вологодской области и незаконно вывезенная за границу, будет в пятницу вечером возвращена из Лондона в Москву, передает «Интерфакс». Икону доставит заместитель руководителя службы Анатолий Вилков, говорится в сообщении управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). В Росохранкультуре напомнили, что серия краж икон из Устюженского краеведческого музея произошла в 1991-1994 годах. Всего было украдено девять древнерусских икон. " Все они были заявлены в международный розыск. Одну из них – икону " Борис и Глеб " XV века – службе по сохранению культурных ценностей удалось обнаружить в Германии и вернуть в Россию в 2000 году " , – отмечается в сообщении. По информации управления, в рамках работы по поиску и возвращению утраченных произведений российского происхождения икона " Богоматерь Одигитрия " была обнаружена Росохранкультурой в галерее " Темпл " (Лондон) в июне этого года. В результате мер, принятых Росохранкультурой совместно с российским НЦБ Интерпола, удалось решить вопрос о ее безвозмездной передаче российскому государству. В сообщении говорится, что всего подразделением по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры в течение 1997-2005 годов было обнаружено за рубежом и возвращено в Россию свыше 5 тыс. художественных ценностей, икон, антикварных изданий и архивных материалов, похищенных и незаконно вывезенных, общей стоимостью более млн. Кроме того, возвращено около 90 тыс. единиц хранения предметов культурного наследия (музейных ценностей и архивных материалов), покинувших Родину в силу различных исторических обстоятельств, говорится в сообщении. В том числе обнаружено за рубежом и возвращено в Россию 31 художественное произведение, которое было утрачено в период Второй мировой войны, а также Смоленский архив.

http://pravoslavie.ru/news/13964.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОДЕНСКАЯ-КОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Моденская (Косинская) икона Божией Матери. 1-я пол. XVII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в Косине, Москва) Моденская (Косинская) икона Божией Матери. 1-я пол. XVII в. (ц. Успения Пресв. Богородицы в Косине, Москва) Чудотворный образ 1-й пол. XVII в., находящийся в ц. Успения Божией Матери в с. Косине (ныне в черте Москвы; празд. 3 июля). Согласно преданию, к-рое, вероятно, сложилось в XIX в. и было зафиксировано Е. Н. Поселянином, икону привез гр. Б. П. Шереметев (1652-1719) из итал. г. Модены (отсюда ее название «Моденская»); в с. Косино она попала благодаря имп. Петру I Великому, к-рый в 1717 г. передал икону в дар в Успенскую ц., где она прославилась чудесами (др. наименование иконы - «Косинская»). Между тем сведения о происхождении М.-К. и. из Модены и связь ее с гр. Шереметевым и имп. Петром I документально не подтверждены. По мнению В. А. Меняйло (высказано устно), происхождение иконы может быть связано не с итал. г. Модена, а с Моденским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем (ныне с. Модно Устюженского р-на Вологодской обл.). Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Гравюра. Нач. XX в. Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Гравюра. Нач. XX в. После закрытия Успенской ц. в Косине (1939) икона была передана сначала в Музей религии и атеизма (С.-Петербург), а затем в ЦМиАР, где она хранилась до 1991 г. В 1991 г. М.-К. и. вернули РПЦ, и с 1992 г. она находится на своем историческом месте пребывания - в Успенской ц. в Косине. В том же году М.-К. и. был составлен Акафист. Нательный образок с изображением Моденской иконы Божией Матери. Между 1908–1917 гг. Нательный образок с изображением Моденской иконы Божией Матери. Между 1908–1917 гг. На иконе Божия Матерь представлена в рост, в 3/4-ном развороте, с приподнятыми руками, между к-рых помещена фигура Младенца. Иисус Христос развернут вправо, правой рукой благословляет, в левой держит свиток.

http://pravenc.ru/text/2563910.html

Описание: «Троеручица Валуйская». Чтимый список. История иконы «Троеручица Валуйская» корнями уходит в XIX век, когда местный купец Антон Першин получил по молитвам перед ней исцеление от тяжелой болезни. Сам же образ, по одним сведениям, был написан на Афоне.В 1876 году в трапезной монастыря был устроен домовой храм в честь иконы Богородицы «Троеручица». Об обретении списка рассказывает настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки игумен Агафангел (Белых): «Сам чудотворны[...] Файл 29106.jpg:   Размер: 788x1024, 0.81 MPix, 216 Kb. Дата: 2017-04-24, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (134) , (5) . Описание: Троеручица. 1863 г., Афон. Дерево, левкас, темпера, масло, сусальное золото, цировка. 19 х 14,5 см. Старинная икона «Белобережская Богоматерь Троеручица Хиландарская» написана по специальному заказу для Белобережской обители – полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь. Икона написана на святой горе Афон в Ново-Русском Свято-Андреевском Общежительном Ските и благословлена в январе 1863 года игуменом Феодоритом. Частное собрание. Файл 31301.jpg:   Размер: 688x900, 0.62 MPix, 274 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (2) . Описание: Троеручица. Конец XIX - начало XX в. Собрание В.В.Селиванова. Афон, Мастерская монастыря великомученика Пантелеимона. Дерево, масло. Файл 31549.jpg:   Размер: 657x850, 0.56 MPix, 147 Kb. Дата: 2018-03-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (156) , (5) . Описание: Список иконы " Троеручица " (Афон, 2013 г.). Вознесенский кафедральный собор г. Колпашево (Томская митрополия). " Этот труд приняли на себя иноки одного из скитов Хиландарского монастыря «Буразери», часто называемого русскими паломниками «Белозерка». " Файл 31828.jpg:   Размер: 810x1024, 0.83 MPix, 277 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (96) , (3) . Описание: Образ Божией Матери Троеручицы. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 35 х 32 х 2,8 см. Устюженский краеведческий музей.

http://pravicon.com/icon-321-photo

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010