Тогда же они взошли на монастырские стены и имеющимися в монастыре орудиями отразили нападение разбойнической шайки. С той поры и по сие время, эта чудотворная икона Божьей Матери известна там под именем отрады или утешения, и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно соделалось при троекратном голосе, игуменом слышанном. В обоих притворах есть иконы мозаической работы: во внешнем притворе, в котором изображены на стенах все ктиторы и Святые Ватопедской обители, находится мозаичная икона св. Николая Чудотворца над внешними дверями его придела; во внутреннем, над главными вратами собора, икона, называемая Деисус или Триморфон, на которой изображены Иисус Христос , Божья Матерь и Предтеча, по обеим сторонам врат изображены Ангел и Благовещение: последняя икона – храмовая. В настоящей церкви сохранились остатки стенной живописи Панселина, именно: изображения двух Велико-Мучеников Георгия и Димитрия. Алтарь знаменитый наш путешественник Барский называет небеси подобный – и он действительно, как бы небесный. Сень над престолом его мраморная, поддерживаемая четырьмя мраморными столбами, он весь разписан священными изображениями, украшен древними крестами, мозаическими иконами, драгоценными кадилами, свещниками, шелковыми занавесами; в нем находится чудотворная икона Божьей Матери, так называемая Ктиторская, пояс Богоматери, Животворящий крест – сокровище св. мощей, складная икона Императрицы Фоедоры и другие драгоценности. Ктиторская икона Божьей Матери дарована Ватопеду Феодосием великим. Она стоит за престолом на сопрестолии или горнем месте. Эта икона семьдесят лет находилась вместе с животворящим крестом Царя Константина в колодезе, ископанном под помостом св. алтаря: сюда скрыл её пономарь, которому поручен был надзор за святыней алтаря, когда на св. гору сделали нападение Арабы (в862 году) и расхищали богатства Афонских обителей. Через семьдесят лет икона Божьей Матери и св. Крест были обретены под алтарем при колодезе нимало неповредившимися; сама свеча, поставленная пред ними благочестивым пономарем, еще горела. Эта свеча и до сих пор стоит пред иконой, пред которой и свет теплится неугасимо, потому что иноки постоянно подливают в лампаду масла. В память счастливого события – обретения Ктиторской иконы Богоматери, совершившегося в понедельник, каждую неделю бывает в Ватопедском соборе торжественный молебен Божьей Матери, а на следующий день литургия также в соборе, с коливом, для поминовения усопших, или в честь Богоматери и за трапезой возносится честь Божьей Матери. – В XII веке, в царствование Императора Михаила Палеолога, когда была тяжкая для православного Востока и Афонской горы година, Ктиторская икона Богоматери похищена была из Ватопедского монастыря, и найдена уже в XVI веке в городе Каллиполи при Дарданельском проливе: она прислана в обитель Молдавским воеводой Стефаном, и поставлена на своем прежнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Добавлено на опознание: 2021-03-11 11:14:33 Владелец: vfrfh1957 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Икона Богородицы «Знамение» Абалакская (Абалацкая) Добавлено на опознание: 2021-02-23 14:17:05 Владелец: Mari Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Нижняя часть иконы с надписью Matka Boska Gidelska Ответов нет. Добавлено на опознание: 2021-02-23 13:51:04 Владелец: Mari Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2021-02-23 14:59:29]: Matka Boska Gidelska. Икона досталась по наследству знакомой . В интернете есть похожая икона, а такой нигде найти не могу. [Добавлено 2021-02-23 15:03:36]: Matka Boska Gidelska. Икона досталась по наследству знакомой . В интернете есть похожая икона, а такой нигде найти не могу.В иконе на стекле вставлены две бумажки (с лева - Ченстоховская икона Божией Матери(если не ошибаюсь)с права- TADEUSZ KOSCIUSZKO) [Добавлено 2021-03-13 03:41:51]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? [Добавлено 2021-03-13 03:42:26]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? [Добавлено 2021-03-13 03:43:07]: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? Ответов: 4. Последний ответ: Хотелось бы знать кем и когда написана именно эта икона. Как это выяснить? икона печатная на бумаге хромолитография (внизу слева виден оторванный бумажный край) когда напечатана надо смотреть на самой литографии обычно печатали печатали так [...] Добавлено на опознание: 2021-02-20 23:49:09 Владелец: Mario66 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2021-02-21 00:58:14]: Икона досталась от бабушки. Хотелось бы знать название Ответов: 2. Последний ответ: Здравствуйте! Пожалуйста,поищите на этом сайте название образа Богородицы " Всех скорбящих радость " и можно будет почитать историю образа. Всего самого доброго. Добавлено на опознание: 2020-12-12 10:12:44 Владелец: Oks

http://pravicon.com/unknown/8

Народ: Почему бывает, что иногда Икона больше мироточит чем обыкновенно. От чего это зависит? От количества молитв? От духовного состояния людей? Иосиф: После 12-и лет я видел, что где бывает больше исповедей и больше причастников, там больше источает миро Икона. Когда я вернулся на Афон с Иконой, монахи молились беспрерывно в течение трех дней. Столько мира тогда источала Икона! Миро текло, как водопад. Народ: Это значит, что мы недостойны такого чуда. Мы не так молимся. Иосиф: О. Валентин и о. Павел свидетельствуют, что икона в течение этих дней источает большое количество мира. Мы меняем ватки каждый день, и когда вынимаем вату, лежащую целый день, она совсем мокрая и пропитана миром. Я думаю, что Божия Матерь любит Аргентину, никогда не случалось, чтобы не хватало мира. Конечно, нельзя икону считать фабрикой мира, так как цель у Божией Матери не та. Также надо сказать, что были места, где Икона вообще была сухая. Люди спрашивали у меня, почему так. Но я не мог ничего ответить; это Божия Матерь творит чудо, а не я. Икона бывает сухой на Страстной седмице каждый год. Первый год, когда это случилось, я возвращался из храма после вечерней службы Вербного воскресенья. Я заметил, что икона сухая. Тогда я позвонил владыке Виталию и сообщил об этом ему. Он сказал, что всегда останется у нас почитание к этой великой и чудотворной Иконе. Но после заутрени мы заметили, что аналой, где стояла (лежала) Икона, был намочен неимоверным количеством мира. Я вернулся с радостью домой. Но одновременно и со страхом, так как игумен афонский сказал мне, что настанет Пасха, когда Икона не будет мироточить. Владыка Митрополит объясняет, что в такую Пасху Христос будет страдать и как бы Божия Матерь с сочувствием будет страдать вместе со Своим Сыном. Народ: Почему? Что будет тогда? О. Павел: Это зависит от нас. От нашего духовного состояния. Бог спас от уничтожения праведников из Содома и Гоморры. Чем больше мы будем отходить от Бога, тем ближе будет этот самый страшный и печальный день, ближе будет и Страшный суд. Помните, что когда монахи молились на Афоне, Икона сильно мироточила. То же самое случилось, когда была хиротония владыки Иннокентия: икона мироточила много. Этим Божия Матерь показывала Свое благоволение и радость за восстановление иерархии нашей Церкви. Мы должны знать, что всё зависит от нашего духовного состояния и от наших молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

  Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.   Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.   Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Внизу: с лева, при входе в церковь , 2-й придел 3-х святителей казанских. На горнем месте икона 130-ти изображений Божией Матери, в средине же дски вложена икона Божией Матери Ахтырской, в серебряной вызолоченной ризе, а ниже ея вложена еще малая икона Владимирской Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Владимирския Божией Матери помещены в клеймах, золоченых и как бы привышены на колоннах. По правой стороне живописные иконы: 1) Великомученицы Варвары и Евпраксии, 2) живописная же икона Кирика и Иулитты. На хорах с правой стороны в приделе св. мученицы Маргариты и преподобныя Марии (26 января), на правой стороне большая икона Смоленской Божией Матери в бисерной ризе с разными простыми и драгоценными камнями. Икона хорошего греческого письма. На левой стороне придела малая икона Божией Матери «Утоли моя печали», жертвованная устроительницею сего придела, казанскою купчихою Марьею Семеновною Чижевою. Жемчужная риза на иконе – ее работы. На иконе оклад серебряный вызолоченный. Придел с левой стороны св. Иоанна Предтечи устроен Татьяной Гавриловной Крупениковой. Она жила и умерла в монастыре. В св. алтаре этого придела на запрестольном 8 конечном кресте с распятием имеется надпись (на исподней стороне креста) об освящении придела во имя св. Иоанна Предтечи Высокопреосвященнейщем Григорием, Архиепископом Казанским в 1849 г. 3 мая. Местная небольшая икона Божией Матери Кареунской – жертва игумении Досифеи. Иконы: на правой стороне: 1) Нерукотворенный Образ в фольговой резной ризе (работа весьма искусная) – жертва и работа монахини рукодельницы Анемаисы († 1878 г.) 2) Икона Тольгской Божией Матери, риза обновлена игумениею Анфиею, а равно ею обновлены иконы: Иоанна Крестителя, муч. Димитрия, муч. Евдокии, праведн. Елизаветы и мн. другие. В теплом же соборе на правой стороне св. алтаря, помещается ризница. Из утвари, хранящейся в ризнице, мы представим сведения о некоторых наиболее замечательных предметах. 7. Ризница 1. Евангелия 1 . Первое Евангелие так описывается в одной древней описи: «Евангелие большое, печатано на александриевской бумаге, в лето от сотворения мира 7197 (1689.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Откуда же пришла святая икона Богоматери в пределы Новгородские? Древнее предание говорит, что эта икона пребывала в Цареграде и за 70 лет до падения Константинополя явилась в пределах Новгородских. Основанием этому преданию послужило следующее повествование. Когда чудотворная икона прославилась в Тихвине, в то время некоторые новгородские купцы были в Цареграде и беседовали с Патриархом. Патриарх, между прочим, спросил: «Нет-ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Цареграде и скрывшейся неизвестно куда?». Купцы рассказали ему об иконе Тихвинской, и Патриарх, соображая это явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. По его словам, икона несколько раз скрывалась из Цареграда и опять являлась на своем месте: «ныне же за гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Он водил купцов во храм и показал место и киоту, где стояла икона. Купцы, по возвращении в Россию, рассказали о сем, и тогда Тихвинскую икону, по образцу Константинопольскому, поставили у первого столба на правой руке от входа. Тихвинский храм никогда не бывает без поклонников. Если храм заперт, то богомольцы чрез открытое окно видят чудотворный образ и воссылают молитвы к Царице Небесной. II. Чудотворная Тихвинская икона Богоматери в Исаакиевском Кафедральном Соборе Чудотворная икона Богоматери, чудесно явленная в пределах Новгородских и невидимо силами небесными с места на место переносимая, сделалась рассадником многих церквей и монастырей. С течением времени с сей иконы снимали точные изображения, из коих некоторые, по милости Божией, сделались чудотворными. В самый год освящения Исаакиевского Собора (1858 г.) прославилась чудотворениями Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся в сем Соборе. Сия святая икона была родовою в семействе Ивановых, живших в 50-х годах по 2-й улице Песков, в собственном доме. По смерти болезненного брата, сестра Иванова продала свой дом и наняла маленькую комнатку у бондаря М. Фролова, жившего по соседству. Пред своею смертью девица Иванова поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь находящуюся у нее икону Тихвинской Божией Матери, уверяя, что эта икона издавна принадлежала роду их, что она древняя и чудотворная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие: 1). Икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе. 2). Икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой. 3). Образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретён заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками. 4). Древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно. 5). Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII в., не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил её в Москву, где её очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 г. ей был посвящен престол в левом приделе тёплого собора, куда её переносят в зимнее время. 6). Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда. 7). Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами. 8). Икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса. 9). Икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX в. и освященная на раке с мощами святого в Санкт - Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский). 10). Икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону, перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 г. 11). Икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX в. В июле 1998 г. икона замироточила. Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры.

http://sobory.ru/article/?object=00903

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Список с этой иконы принёс в Смоленск епископ, а Смоленский епископ Мисаил, брат князя Михаила Пеструцкого, предка князей Сапег, пожертвовал её в Белоцерковский Троицкий храм, где икона прославилась чудотворениями. Знаменитый польский канцлер Лев Сапега воздвигнул здесь каменный храм. Иорданская – в Гефсиманском скиту В Успенском храме в Гефсиманском скиту Сергиевой Лавры находится замечательная икона Божией Матери, называемая Иорданской и, по преданию, принадлежавшая Иоанну Дамаскину . Репицкая В Чернигове, в Борисоглебской церкви, над царскими вратами находится Репицкая икона Божией Матери. Название Репицкой икона получила потому, что чудесно явилась в селе Репках. Перенесена в Борисоглебскую церковь архиепископом Иларионом (Рогалевским). Ратьковская В селе Рудне, во владениях Леонтия Полуботка, прославилась чудесами в 1687 году Ратьковская икона Божией Матери. В древних памятниках замечено, что Ратьковская икона «уранена в лице бичом от еретиков» Ржавская Чудотворная икона, именуемая Ржавскою, находится в Ржавце (Иржавце) Полтавской губернии; принесена сюда запорожцами. Рожецкая Сия икона находится в Подольской губернии. Икона богоматери – в с. Гидле В Польше крестьянин Иоанн из села Гидла пахал на волах землю. Вдруг он увидел, что волы его остановились и пали на колени. Крестьянин поспешил посмотреть, что случилось, и увидел пред волами образ Божией Матери, вырезанный на камне. Волы встали, крестьянин взял образ и отнёс его домой; но от образа исходил такой необыкновенный свет, наполнявший его жилище, что он решился открыть о найденном образе жителям селения. По общему согласию найденный образ был поставлен в церкви за престолом, но вскоре неведомою силою был перенесён на то же поле, где нашёл его крестьянин Иоанн. Тогда жители поставили на этом месте деревянный столп и на нём поместили чудесно найденную икону Божией Матери. С того времени стали от иконы изливаться многие чудотворения. Ахренские Шахматицы Свято чтимая икона Ахренская явилась в 1491 году 17 октября в 15 верстах от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010