Святыни: частицы мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста и св. Параскевы. Престольный праздник - Рождество Пресв. Богородицы (8 сент.). Фрески. Кафоликон монастыря освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы. К древнейшей церкви с полуциркульным сводом (в наст. время алтарная часть храма) позднее были пристроены северный парекклисион во имя сщмч. Харалампия и 2 нартекса. В 1970-1973 гг., во время реставрации кафоликона, были обнаружены фрески XIV в. Росписи алтарной части М. Борбудакис, К. Галлас и К. Вессель датируют 1-м десятилетием XIV в. ( Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414, 417), а М. Биссингер - ок. 1340 г. ( Bissinger. 1995. S. 145). Искусствоведы отмечают сходство этих росписей с фресками македонской школы. В конхе изображена Богоматерь «Знамение», ниже - святители, по сторонам конхи - «Благовещение», во лбу арки - «Спас Нерукотворный», на своде - «Вознесение Господне» и сцены Богородичного цикла. Фрески центрального нефа 1-го нартекса более поздние и более низкого качества (по Борбудакису и др.- 2-я пол. XIV в., по Биссингеру - 60-е гг. XIV в.- Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 414; Bissinger. 1995. S. 180). На вост. стене помещено «Успение Пресв. Богородицы», на своде - сцены христологического и Страстного циклов «Рождество Христово», «Сон прав. Иосифа», «Бегство в Египет», «Вход Господень в Иерусалим», «Предательство Иуды», «Несение креста», «Воскрешение Лазаря», «Жены-мироносицы у гроба», «Сошествие во ад», «Сретение Господне» и «Сошествие Св. Духа», на подпружной арке - 10 Критских мучеников (сохранилось 5 святых), на западной стене - «Тайная вечеря», «Умовение ног» и остатки композиции «Распятие». На вост. стороне юго-зап. столпа находится ктиторский портрет в рост некой Кали или Калиопы, на аристократическое происхождение к-рой указывают нашивки с двуглавыми орлами на порфировой мантии. Над ней помещено изображение мон. Паламона; на сев.-зап. столпе - прп. Онуфрия Великого. В юж. нефе 1-го нартекса изображен «Страшный Суд», под которым видны остатки др. слоя живописи (кон. XIV в., «Положение во гроб»). Фрагменты образов святых (в т. ч. Антония Великого) в сев. нефе близки по стилю к фрескам ц. Пресв. Богородицы в Капетаниане в юж. части нома Ираклио, 1401-1402 гг.

http://pravenc.ru/text/1681027.html

Тайная вечеря. Миниатюры из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 89 об. (слева), 301 об. (справа)) Расположение на титульном листе Деисуса - особенность грузинских рукописных книг. Возможно, эта композиция в М. Ч. соответствовала аналогичным в др. груз. Четвероевангелиях XII в. (Гелатском - НЦРГ. Q 908, 2-м Джручском - НЦРГ. H 1667) и была представлена кратким иконографическим изводом, состоящим из 3 ростовых фигур. Композиционно связанные парные изображения евангелистов и апостолов встречаются исключительно редко, в основе их изображения лежит отработанная иконографическая традиция, берущая начало в лит. традиции II в. В греч. рукописях ап. Петр сопутствует евангелисту Марку, а ап. Павел - евангелисту Луке. При изображении евангелиста Луки, который предстоит Пресв. Богородице, мастер выбирает композицию, дающую возможность выделить символический образ Богородицы Параклисисы (Утешительницы), символ неисчерпаемого источника Откровения, символ Заступницы. По своей иконографической схеме и характеру пространственного решения этот сюжет не находит себе аналогов в совр. ему грузинских и греческих рукописях. Композиция «Генеалогия Христа» состоит из 42 полуфигурных изображений; имеет парадный характер, что обусловлено стремлением мастера открыть ею не только Евангелие от Матфея, но и Четвероевангелие в целом. Композиция «Успение Пресв. Богородицы», не имеющая аналогов в груз. рукописях, следует греч. традиции. Ее включение в программу оформления М. Ч. обусловлено посвящением церкви монастыря Мокви Успению Пресв. Богородицы. Ростовые изображения Божией Матери с Младенцем на руках и ктитора, нехарактерные для груз. рукописи, являются вместе с тем логическим завершением цикла выходных миниатюр М. Ч. Выбор сюжетов на выходных миниатюрах, осуществленный заказчиком и художником, отразил основную волновавшую их идею - защиту Пресв. Богородицей страны, доставшейся Ей в удел. По мастерству исполнения выходные миниатюры не уступают лучшим образцам к-польской художественной школы; характерными признаками являются динамичность фигур, выразительность поз, живописность драпировок. Каждая воспроизводит сюжеты X-XI вв., однако мастер наполнил их новым идейным содержанием.

http://pravenc.ru/text/2564018.html

      Прав.Анна, мать Пресвятой Богородицы. Св.прав.Анна и Пресв.Богородица. Праздник Зачатия святой Анны особенно чтится в России женщинами, готовящимися к материнству. Этому празднику посвящено много икон. Одна из них находится в храме святого мученика и страстотерпца Иоанна Воина в Москве. На иконе изображена радостная встреча святых и праведных Иоакима и Анны после полученной от Ангела вести о избавлении их от бесчадия.   В конце X века на Святой Афонской горе был построен скит Святой Анны — самый древний из всех Афонских скитов. Опустошаемый в течение многих лет морскими разбойниками, он в XVII веке был восстановлен Константинопольским Патриархом Дионисием, который приобрел у малоазийских христиан стопу святой праведной Анны. В 1680 году там в память успения святой Анны воздвигнут соборный храм. С того времени скит стал носить название «Святой Анны». Он славится на Афоне высокими аскетическими подвигами монахов.   Недалеко от скита Святой Анны находится так называемый Новый скит Рождества Пресвятой Богородицы или «Малая Анна». Близость этих благодатных мест подчеркивает связь священных событий зачатия и рождества Пресвятой Богородицы. Погребение праведной Анны. По преданию, святая праведная Анна скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. При святом благоверном царе Иустиниане (527-565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685-695; 705-711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь. Успение св.праведной Анны отмечается 7 августа (25 июля).                           Величание на Успение праведной Анны:              Величаем тя,/святая праведная Анно/прамати Христа Бога нашего,/и всечестное славим/успение твое.       Тропарь праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, глас 4            Днесь безчадия узы разрешаются,/Иоакима бо и Анну услышав, Бог/паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу,/из, Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв,/Ангелом повелев вопити Ей:/радуйся, Благодатная,/Господь с Тобою.

http://isihazm.ru/?id=815&c_pid=1

Август. 461 1 свв. Маккавей. 6 Преображение Господне. 10 св. Лаврентия. 15 Успение Пресв. Богородицы. 16 св. муч. Диомида. 18 свв. мучч. Флора и Лавра. 19 св. ап. Фаддея. 29 Усекновение Предтечи. Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь 1 Новолетие. Преп. Симеона. 2 святых константинопол. патриархов Иоанна Постника и Павла нового. Служба обоим святителям вместе. Св. мучеников Маманта, Филиппа и Феодора. Служба мученикам. 3 св. священномуч. Анфима, епископа никомидийского. 4 св. муч. Вавилы, патриарха антиохийского. 6 Собор архистратига. Далее листа не достает. 9 св. праведных Иоакима и Анны. 13 св. мучеников Макровия, Гордиана и проч. и св. Иулиана пресвитера Анвиры галатийские и матери его св. муч. Олимпиодоры (показано только евангелие: любяй душу свою) и навечерие ( παραμον) Воздвижения Креста. 14 Воздвижение честного креста. 15 св. отцов VI вселенского собора. 16 св. муч. Евфимии. 20 св. муч. Евстафия стратилата, в тот же день Святыя Богородицы и Фалелея и Артемидора в Космидии. Служба мучеников. 24 св. первомуч. Феклы. 26 Успение св. Иоанна Богослова. 30 св. священномуч. Григория, архиеп. веливой Армении и св. мученивов Мардония, Мигдония и прочих. Судя по Евангелию: бодрствуйте ( γρηγορετε), яко невесте, служба Григорию и прочим муч. Октябрь 1 св. апостола Анании. 2 св. священномуч. Киприана. 3 св. Дионисия ареопагита . 6 св. апостола Фомы. 7 св. мучен. Сергия и Вакха. 11 патриархов константинопольских Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 18 ап. евангелиста Луки. 20 св. муч. Корнилия сотника. 21 преп. Илариона. 23 св. Захарии и Симеона праведного в храме Пресв. Богородицы близ святейшей великой церкви. Служба обновлению храма их. 25 св. мученик. Маркиана и Мартирия. 26 св. великомуч. Димитрия и память землетрясения. 29 обновлению св. апостолов Петра и Павла и прочих в орфанотрофии (сиротопитательстве). 30 св. Кириака, архиепископа константинопольского. 31 обновление храмов патриарха. Служба, что 23 числа сего месяца. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В верхнем регистре свода северной стены помещена композиция «Рождество Христово», под ней - «Успение Богоматери». На своде южной стены - конные фигуры великомучеников Георгия и Феодора Стратилата, в нижнем регистре изображены фигуры 4 апостолов. Зап. стена полностью занята сценой «Вознесение Господне». Для росписи И. характерны заполнение бирюзового и красного фона декоративными элементами, экспрессивность образов, ярко выраженная жестикуляция святых. Именно в И. впервые встречаются разноцветные нимбы (белые, пурпурные, серые), которые можно видеть в более поздних памятниках, таких как ц. Атени Сиони (XI в.), церковь мон-ря Шиомгвиме , ц. Кинцвиси (XII-XIII вв.) (Там же. С. 836). Введение в роспись ограниченного числа сцен позволило, несмотря на малые размеры храма, представить каждую их них максимально крупно - черта, характерная для памятников раннего периода. В некоторых случаях заметна незрелость иконографии (неследование традиции) и колористического решения: это цвет риз Пресв. Богородицы (мафорий серовато-зеленого, стола темно-красного цвета), наличие нимбов над головами волхвов (волхвы обычно пишутся без нимбов), фигура Пресв. Богородицы в сцене «Успение» (тело изображено лежащим, а голова вертикально), изображение святых конных воинов в своде храма (как правило, фигуры конных воинов располагают в 1-м регистре росписи, а не на своде) (Там же. С. 830, 831). Композиционное решение и стиль росписи сближают живопись И. с росписью ц. Архангелов в с. Аци, расположенном в 15 км от И. Считают, что роспись обеих церквей принадлежит кисти одного мастера местного происхождения ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 87). Нижняя часть южного фасада И., обращенного к дороге, украшена росписью XIII в. Живопись сильно повреждена, в нек-рых местах полностью утрачена. Роспись разделена на 2 регистра. В верхнем находится пространный 11-фигурный Деисус: в центре помещена поясная фигура Спасителя, по сторонам - поясные изображения Богоматери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра, Павла, Матфея, Марка и предположительно Иоанна Богослова и Луки. Роспись исполнена художником довольно высокого профессионального уровня ( Аладашвили, Вольская. 1987. С. 108).

http://pravenc.ru/text/673813.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Карея. Общий вид Если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). О монашеском поселении в К. известно из Жития прп. Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу имп. Никифора II Фоки прп. Афанасия Афонского , обратился к проту Св. Горы как к представителю всех афонских монахов ( Svoronos. 1970. P. 32; Papachryssanthou. 1975. P. 115-116). Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресв. Богородицы ( Помяловский. 1895. С. 19-20; Noret. 1982. P. 23, 142). Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или по крайней мере обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону имп. Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год - 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, число их участников было сокращено (Actes du Prôtaton. 1975. N 7). Тем не менее эта реформа не утвердилась на Афоне, и с нач. XI в. возродилась практика созыва 3 собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Св. Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца визант. периода (см. подробнее в ст. Афон , разделы «Административное устройство» и «Образование монашеского сообщества»). В сер. X в. собрания монахов проходили в ц. Успения Пресв. Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в др. помещение (Actes de Lavra. 1970. N 62). Древнейший храм Протата, возможно, возник в кон. IX в. Известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом имп. Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т. к. прежняя стала мала для монашеских собраний ( Помяловский. 1895. С. 24, 44; Noret. 1982. P. 28, 146).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Особенностью ранней живописи К. м. являются редкие иконографические сюжеты, напр. «Преломление хлеба в Эммаусе» (впервые в болг. искусстве) и «Избиение Вифлеемских младенцев» (в отличие от афонской традиции без образов Ирода и Елисаветы с Иоанном Предтечей). В. Пандурски считал, что последняя композиция (в 1599 в полном афонском варианте она же появилась в ц. св. Стефана в Несебыре, в XVII в.- в храмах Рождества Христова и св. Афанасия в Арбанаси и в костнице Роженского мон-ря) отражала тяжелое положение болгар во время австро-тур. войны, начавшейся в 1592 г. В росписи храма впервые изображены болг. мученики периода османского владычества Николай Новый Софийский и Георгий Новый Софийский. В ранней росписи точно переданы иерархические отличия святых, некоторые святители и пророки подобно афонским образцам изображены с позолоченными нимбами. Иконография сцен «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресв. Богородицы», «Омовение ног» также отражает афонское влияние. На фресках 1816 г. повторена тематика ранней живописи, в сценах «Предательство Иуды» и «Суд Пилата» солдаты изображены в тур. фесках. Эти фрески богато украшены орнаментом и отражают тенденции времени болг. возрождения. Из фресок 1830 г. на вост. стене среднего притвора сохранились неск. сцен из цикла о жизни прп. Иоанна Рильского и его племянника Луки («Иоанн с Лукой в горах», «Иоанн с Лукой возле пещеры и идущий отец Луки», «Отец забирает Луку у Иоанна» и «Погребение Луки»), по сторонам от входа поясные изображения Христа и прп. Иоанна (справа), Пресв. Богородицы и Иоанна Крестителя (слева), над входом - образ Иоанна Рильского с надписью, к-рую П. Мутафчиев прочитал как «Стайко дьяк» ( Мутафчиев. 1973. С. 261): А. Василиев считал, что это имя изографа ( Василиев. 1965. С. 615). На сев., зап. и юж. стенах притвора сохранились сцены мытарств, к-рые на основании сходства с фресками в церквах св. Луки и Покрова Пресв. Богородицы в Рильском мон-ре иногда приписывают Томе Вишанову ( Мавродинов. 1957. С. 77). Эта живопись эпохи болг. возрождения далека от традиц. канонов и сохраняет элементы реалистического пейзажа, детали народной одежды, простонародные черты.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Сохранился большой деревянный, обложенный серебром киот для К. К. и. (КОКМ). На его внутренней задней стенке имеется роспись в виде растительного орнамента с массивными стеблями, крупными цветками и бутонами, к-рую можно датировать 1-й четв. XVIII в. Аналогичные мотивы встречаются в росписях деревянных сундуков-теремков XVII в. (Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII-XVIII вв.//Сокровища рус. народного искусства: Резьба и роспись по дереву/Авт.-сост.: С. К. Жегалова и др.; ГИМ. М., 1967. С. 14-15. Ил. 9, 10). Видимо, киот был создан к освящению в 1717 г. каменной Преображенской ц. и к перенесению К. К. и. в Казанский придел. В 1855 г. проводились работы по реставрации киота, при этом старые обкладки серебра были заменены новыми калужским мастером И. А. Кудрявцевым, о чем имеется чеканная надпись на задней стенке киота (Постникова-Лосева М. М. Серебряных дел мастера: (Из истории серебряного дела в Калуге в XVII-XIX вв.). Калуга, 1961. С. 12). Ювелир золотого и серебряного дела Кудрявцев, имевший в Калуге мастерскую, относится к одним из лучших калужских мастеров XIX в. (Там же; Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1983. С. 163). Чеканные рельефные изображения почти полностью закрывают живописные композиции стен киота. На лицевой стороне основания центральной главы изображен главный храмовый праздник - Преображение Господне, на венчающих частях основного объема - деисусный и пророческий чины, в основании глав - праздники и святые. На левой створе - София Премудрость Божия, «Воздвижение Креста», «Зачатие Пресв. Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рождество Пресв. Богородицы», внизу - распространившаяся в XVII-XVIII вв. аллегорическая композиция «Душа чистая» в виде Девицы в царских одеждах (на окладе около нимба - монограмма Божией Матери), стоящей на полумесяце рядом с солнцем и держащей сосуд. На правой створе - «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение», «Покров», «Успение», внизу - образ Всех святых (Чугреева. 2009. С. 179-180. Ил. 4). Т. о., киот являлся образом храма с иконостасом, вместилищем святыни. В нач. XX в. К. К. и. стояла в киоте под высокой деревянной резной сенью на витых колонках (Смирнов. 1912. Ил. на с. 462; Пуцко. 2009. Ил. 1). Чудотворный образ часто носили по домам, а в киот ставился другой. В наст. время в него помещена шитая К. К. и. кон. XVIII в. с живописными изображениями ликов, происходящая из Преображенской ц. (КОКМ).

http://pravicon.com/info-4087

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010