Драгоценное убранство собора, по-видимому, было разграблено воинами рязанского кн. Глеба, а позднее монголо-татар. завоевателями. Игум. Ипполит (1684-1695) решил растесать узкие окна храма, чтобы вставить стекла, затем были разобраны хоры. В результате перестроек собор начал разрушаться и 14 нояб. 1722 г. обрушился. Впрочем, опись мон-ря 1767 г. сообщает, что своды храма рухнули в 1705 г., это известие подтверждается описью монастырского архива сер. XIX в., где упоминается несохранившаяся челобитная игум. Аверкия 1716-1717 гг. «о построении разрушенного собора». В 1751-1752 гг. на месте старого был воздвигнут новый собор Рождества Богородицы, повторивший крестово-купольную систему 4-столпного храма XII в. Первоначально церковь была выстроена «о трех осмириках плинфяных», в 1754 г. они были сломаны и заменены деревянными. В 1772 г. в центре относительно плоской 4-скатной кровли собора были восстановлены каменный 8-угольный барабан с 7 окнами, с такой же каменной шейкой, увенчанной главой и крестом. В 1752-1755 гг. храм был расписан, в нем установили иконостас. 18 июня 1756 г. храм освятил еп. Владимирский и Яропольский Платон (Петрункевич). В 1764 г. в Рождественской ц. вновь сделали хоры, к-рые были окончательно разобраны в 1802 г. В 1765-1766 гг. настенная живопись храма была отреставрирована, иером. Феодорит писал «на своде на столпах Духа Святого, под ним на правом столпе образ Тихвинския Богородицы, на левом - Смоленския Богородицы, несенныя ангелами, под ним же на правом - Успения Пресвятыя Богородицы, на левом - Покрова Пресвятыя Богородицы». В 1802 г. «за ветхостью» были уничтожены росписи на зап. стене и по столпам. Лишь в алтаре, в 4 клеймах, сохранились композиции: Рождество, Успение, Введение во храм Пресв. Богородицы и Сретение Господне; по стенам центрального нефа - образы Божией Матери и арх. Гавриила. В 1803 г. был устроен новый 3-ярусный иконостас, увенчанный резным изображением Воскресения Христова. В 1804-1809 гг. пол церкви выстлали плитами из известняка. В 1892 г. храм был расписан по образцу владимирского Успенского собора (ГА Владимирской обл. Ф. 567. Оп. 2. Л. 13).

http://pravenc.ru/text/149505.html

В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в к-рой предположительно похоронен ктитор обители кн. Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., напр., в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал мон. Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом. Церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1635 г. на фундаменте древней монастырской башни; она квадратная в плане, перекрыта цилиндрическим сводом; ориентирована по оси «северо-запад-юго-восток». Росписи церкви выполнил Косма Иоанн в период с 1 мая по 24 сент. 1639 г. по заказу игум. Антония. В нижней части по периметру помещены изображения святых в рост, над ними - святых в медальонах; на вост. стене - сцена «Гостеприимство Авраама», на зап. стене - «Успение Богородицы»; на своде - оплечные «Христос Пантократор» и «Ветхий денми». На др. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца (15 сцен), в нижней зоне расположена ктиторская композиция. Внешние стены церкви также были расписаны, но эти росписи утрачены. В монастырской ризнице, устроенной в 2002 г., хранятся 6 рукописных книг (в т. ч. Четвероевангелия 2-й пол. XV и кон. XVI в.; Евангелие 1668 г., Апостол-апракос сер. XVII в., Требник с Апостолом и Евангелием 3-й четв. XVI в.), неск. фрагментов рукописей XV-XVI вв. и печатные Октоих (Цетине, 1493) и Острожская Библия (1581), облачения и панагия патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) и др. Монастырская б-ка была сожжена коммунистами в 1952 г. и восстановлена в 2010 г., сейчас она носит имя патриарха Гавриила (Дожича).

http://pravenc.ru/text/2564158.html

Место это куплено для церкви за 12 р. у протопопши новгородской Евдокии Долматовичевой 1660 г. янв. 25 д. Важница утверждена за собором универсалами полковника Рословица 1673 г. и гетмана Скоропадского 1718 г.; в) вблизи северской Воскресенской церкви двор и около его 23 коморы (амбара), где за условную плату торгуют разные обыватели; все это утверждено за собором универсалами; г) в ряду соляном камора с соляною скринею и близ нее изба с двумя скринями; д) против кравецкого двора ледовня и три каморки, купленные для церкви в 1733 г. 1738 г. за 60 руб.; е) плян с хлебною мерою, подаренный церкви значковым товарищем Даниилом Заневичем; ж) за городом по ту сторону Десны в городских дачах «медовая отчина», данная новгородскими обывателями для церкви; в ней 9 дерев с пчелами и 97 без пчел; з) перевоз на реке Десне, под селом Пироговкою, в 10 верстах от города, по дороге в Глухов, утвержденный за собором универсалами нежинских полковников Григория Гуляницкого в 1657 г. и Василия Ничипоровича в 1660 году; и) близ этого перевоза сенокос на 106 саж. длины и 70 саж. ширины. Сообщаем самые древние акты собора по переписи 1767 г.: 1. Лист Гуляницкого, 1657 г. «Григорий Гуляницкий полковник нежинский и всего севера войска Его цар. В-ва запорожскаго. Ведомо чиним тым писанием нашим, иж далисмо перевуз на потребу церкви Божой, на успение пресв. Богородицы, меновите Новгородской, то есть перевоз путивльский в селе Пироговце, в котором перевозе же бы не от кого прешкоды жадное не было, тилько ктитора тое церкви Божой абы тим заведовали, а не хто инший. На том писмо наше даем при печати на той, с подписом руки власной. Деялося в Нежине мес. януария дня 8 року 1657». 2. Лист Золотаренка «Василий Ничипорович полковник войска Его цар. Вел. запорожскаго и всего севера. Ознаймуем сим писаньем нашим. Любо то зроказання нашего Федор Завадский поотдал был перевоз а Десне в Пироговце в аренду Косте и Андрею по скарбу войсковаго: аже теперешняго часу за прозбою войта новгородскаго, абы на церковь Божую оний перевоз подали, на що теж и позволили, за отпущенье грихов.

http://sobory.ru/article/?object=08725

gr. 1208. Fol. 3v, 2-я четв. XII в.); «Христос Еммануил» в Евангелии 1-й пол. XII в. (Marc. gr. Z540. Fol. 11v); в монументальной живописи: в мозаиках «Преображение» в ц. Успения Божией Матери, мон-ря Дафни (ок. 1100), и «Страшный Суд» в соборе на о-ве Торчелло (ок. 1200); на фреске «Успение Пресв. Богородицы» в ц. Св. Троицы в Сопочани (ок. 1265). Круглая М. встречается в сцене «Вознесение» в мозаиках ц. Св. Софии в Фессалонике (2-я пол. IX в.) и на фреске ц. «Большая голубятня» в Чавушине, Каппадокия (965-969); в ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.); в сцене «Сошествие во ад» в ц. вмч. Георгия в Курбиново, Македония (1191); на миниатюре «Вознесение» в Евангелии кон. XI - нач. XII в. из Палатинской б-ки в Парме (Parma. Palat. 5. Fol. 90v); «Преображение» в Евангелии посл. трети XIII в. (Ath. Iver. Cod. 5. Fol. 269v) и т. д. Миндалевидная М.- на иконах «Вознесение» (IX-X вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и «Преображение» (Лувр, ок. 1200), на мозаике «Преображение» в Палатинской капелле, Палермо (1143-1154). Параллельно с небесного цвета М. в этот период можно встретить М. красного цвета: иконы «Преображение» (ГЭ, 2-я пол. XII в.); «Сошествие во ад» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 2-я пол. XIII в.). Ее появление в визант. искусстве связывают с западноевроп. влиянием. Довольно редко встречается М. золотого цвета; она может иметь форму определенную и жестко очерченную (Хлудовская псалтирь - ГИМ. Греч. 129-д. Л. 63, ок. 830) или условную, намеченную посредством художественного или технического приема (иконы «Страшный Суд», рубеж XI и XII вв.; «Богоматерь с Младенцем и избранными святыми», 1-я пол. XII в.; «Преображение» из тетраптиха с 12 праздниками, XII в.,- все из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69. Fol. 139r) Иисус Христос Ветхий Деньми с символами евангелистов. Миниатюра из Евангелия с Апокалипсисом. 1297 г. (Cantabr. Lib. Ms Dd 9.69.

http://pravenc.ru/text/2561826.html

(˜Ω Παρθενε γα). Род человеческий. О, Святая Дево, рождшая во плоти Святейшее Слово, – освяти наши души, и подай (силу) свято жить всегда свято почитающим Тебя и взывающим к Тебе чистосердечно так: «Спасай нас, Двере спасения; покрывай нас, Матерь Истины. Пощади верных, чтущих Тебя, Пречистая: избави от безмерного множества прегрешений, Пренепорочная. Покрый, соблюди, сохрани уповающих на Тя. Избави от всякия напасти прибегающий к Тебе. Сокруши стрелы безтелесных и лукавых демонов. Укроти страсти преданных угождению плоти (νσρκων) и нечестивых человеков. Спаси с верою воспевшаго Тебе сие; яви (его) владычествующим над постыдными страстями. Подай силу с любовно ублажать Тебя чистосердечно (γνς). Приими слезно (θερμς) вопиющаго к Тебе с благоговением: Радуйся, Невесто неневестная! 12 Переведено из Anal, sacra к Питры. Кондак и икосы, по изложена своему, представляют самое близкое подражание кондаку я икосам св. Романа Сладкопевца на Благовещение Пресв. Богородицы: „Вобранной Воеводе..., а по местам встречается даже буквальное повторение целых стихов из сего последнего, как на пр. в 6-м икосе: „Радуйся, честный венче царей благочестивых. Из таковых ближайших подражателей св. Роману всех более известен св. Иосиф песнописец, которому беспрепятственно мы можем приписывать и настоящие кондак с икосами Успению Божия Матери. Акростихом икосов служить буквы греческого алфавита от А до М – включительно; после чего последний икос начинается последнею буквою алфавита. Посему творение представляется неоконченным. Было ли оно когда в целом составе, отвечая на все буквы греческого алфавита, о семь Питра, при множестве имеющихся у него кодексов, умалчивает. Для красоты, и большей полноты подражания, не достает в сем акафисте кондаков между икосами с окончанием аллилуиа: но песнописец хотя, без сомнения, и мог бы, но отложил, их написать, быть может, с особенным намерением, а именно – чтобы тем самым в акафисте своем положить печать различал между особенно-великою духовною торжественностию праздника Благовещения, как главизны, или первоначала нашего спасения, – в котором нет никакой тени печали, и между праздником Успения Богоматери соединенным с трогательным и умилительным воспоминавшем последняго прощания св. апостолов на земле с Материю их Божественного Учителя, которую каждый из них спешил ублажить своими похвалами; почему кондаки промежуточные и представлялись не имеющими здесь места себе. – В кондакарии Афонском сих кондака и икосов нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а др. монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венг. земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 серб. мон-рей в т. н. палестинских штатах Свящ. Синода РПЦ (1735) - списке правосл. обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи. В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты 1-го этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митр. Белградского Михаила (Йовановича) , босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял совр. вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на к-рой находилась сцена «Успение Пресв. Богородицы», и пострадали неск. фресок. Во время первой мировой войны австро-венг. войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в т. ч. суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архим. Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в т. ч. рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, нек-рые предметы в наст. время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви , в Церковном музее в Загребе и в др. собраниях. 6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, к-рые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич) . В них приняли участие еп. Охридский Николай (Велимирович) и митр. Дабро-Босанский Петр (Зимонич) , члены серб. правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители кор. Александром Карагеоргиевичем .

http://pravenc.ru/text/2563198.html

Возможно, этот мастер также участвовал в создании росписи в ц. свт. Николая в Челопеке близ г. Тетово (Македония, кон. XIV в.) и ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря. Третий художник в среднем регистре создал большую часть композиций цикла Страсти Христовы, притчи и чудеса; возможно совместно с главным мастером написал композицию «Евхаристия», неск. поясных изображений святых на столбах и начальные сцены Архангельского цикла. Четвертый, очевидно руководивший работой артели, расписывал конху апсиды, где исполнил образ Богоматери и 2 архангелов, а также выполнил росписи нижнего яруса: цикл «Деяния и чудеса арх. Михаила», сцена «Успение Пресв. Богородицы», ростовые фигуры святых на стенах и полуфигуры на столбах. Возможно, именно его звали Георгием. Это имя оставлено на изображении щита вмч. Георгия. В росписях наоса Л. использованы новые иконографические сюжеты («Христос Архиерей, служащий с ангелом литургию» - в апсиде; «Христос Архиерей благословляющий» - в диаконнике, в цикле «Деяния и чудеса арх. Михаила» много необычных деталей и подробностей. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Роспись купола в притворе ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. Арх. Михаил. Роспись притвора ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1349 г. В куполе притвора - Христос Пантократор и поклоняющиеся Ему ангелы, в барабане - пророки с атрибутами пророчеств, в парусах написаны уникальные для монументальной живописи того времени композиции, получившие название «Реки Премудрости». Это изображения св. отцов Церкви - святителей Василия Великого (сев.-вост. парус), Иоанна Златоуста (юго-вост.), Григория Назианзина (сев.-зап.) и Афанасия Великого (юго-зап.), которые создают свои сочинения, вдохновляемые Божественной Премудростью. Монахи, священники, цари, народ пьют воду из рек, вытекающих из-под столов, за которыми сидят св. отцы. Отдельные элементы таких композиций были известны в византийском искусстве в послеиконоборческое время, в таком виде иконография до палеологовского времени не существовала.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

и зап. стенах), «Распятие», «Воскресение Господне» (разделена окном на 2 части, сильно разрушена), «Успение Пресв. Богородицы» (занимает 3 яруса росписи), «Пятидесятница» (утрачена, причины неизвестны). Необычно то, что в цикл праздников включена сцена «Поклонение волхвов», но отсутствует сцена «Вознесение» (как отдельная 2-частная композиция она помещена на зап. стене в треугольном фронтоне). Под праздничным циклом находится цикл Страстей Господних (сев. и юж. стены), который развивается лентообразно, без разделения на сцены. Этот цикл начинается в вост. части сев. стены сценой «Омовение ног», далее следует «Тайная вечеря»; на юж. стене - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом»; в юж. углу зап. стены - «Отречение Петра», «Поругание Христа» (после «Успения Богоматери»), «Шествие Христа на Голгофу», «Возведение Христа на крест» (завершающая сцена цикла). Далее на вост. стене следуют события по Воскресении: «Христос в саду», «Явление Христа женам-мироносицам». Расписаны также нартекс и обходная галерея, в к-рых помещены сюжеты из ВЗ, житийные циклы прп. Герасима Иорданского (сев. стена юж. части кругового обхода), свт. Николая Чудотворца (вост. стена нартекса, 2-й ярус росписи), цикл «Чудеса Христа» (сев. стена юж. части кругового обхода, над сценами из ВЗ), ростовые фигуры святых и Акафист Богоматери (юж. стена сев. части кругового обхода), а также месяцеслов (частично восточная и вся зап. стена), который первоначально занимал всю зап. стену (сохр. фрагментарно). Тайная вечеря. Роспись наоса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Тайная вечеря. Роспись наоса ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В юж. галерее 2 верхних яруса сев. стены заняты циклом «Чудеса Христа», сцены имеют разгранку. В него входят композиции: «Исцеление кровоточивой жены» (сильно разрушена), «Исцеление больного водянкой» (2-частная), «Исцеление одержимого бесом», «Исцеление хромого», «Исцеление паралитика», «Христос и самарянка» (2-частная, по сторонам окна), «Брак в Кане» (акцент в сцене сделан на трапезе, а не на чуде превращения воды в вино).

http://pravenc.ru/text/2566144.html

л. 213. Последование церковнаго собрания по уставу иже во Иерусалиме св. лавры препод. и богоносного отца нашего Савы. Следующие за сим статьи, к Уставу относящиеся, те же и в том жс порядке, какие под 244 л. 298–438. На первом порожнем листе: Живоначальной Троицы, на конечном, приклеенном к нижней доске: Сергиева мо(на)стыря. 47. (832.) Псалтырь, полууст. тщательный, XVI века, в лист, 266 листов. Заставки, начальные буквы кафизм и других статей с золотом и красками, при двух заставках из разной материи закладки, заглавия писаны золотом. Впереди Псалмов и Песней Последование в начале Псалмов, – то же самое, какое печатается и ныне, а после оных – По совершении Псалтыря – отличное. Вместо трех тропарей показан тропарь дню и кондак его. Молитва ко Господу нашему Ис. Христу Великаго Василия, начин. Владыко многомилостиве и прещедре Господи, рекый: просите и приимете; тем же и аз надеяся тому словеси. В Псалтыри, изд. в Киеве 1650 г., также одна эта молитва. л. 211. Стихи избранны от Псалтыря блаженаго и священномниха честнаго философа и ритора господина Никифора Влемида, поемы в Осподскые праздникы и в памяти Святых. Конечный псалом бесплотным Силам кроме общего припва имеет особые после каждого или двух стихов. л. 240. В святую и великую субботу на утрени кафизма 17 ст, тропари и с припевы. Рукопись красивая, застежки серебряные, по обрезу листов связнописанием: Псалмы Давыдовы Сергиева монастыря. 48. (835.) Псалтирь, полууст. четкий, XVI века, в лист, 252 листа, заглавная заставка с красками. Кроме статей, означенных в предыд. 47 в конце сей ркп. (л. 213 об.) прибавлена почерком XVII в. кафизма 17 с тропари, поется на всечестное Успение пресв. Владычица нашея Богородица на утрении на 7 песни, творение Феоктистово. Чин, егда, кто хощет пети Псалтырь и – По совершении Псалмов, – что в нынешней печат. Псалтыри. На первых листах внизу: Псалтырь книгохранителя старца Иоакима († 1571 г.), в дом Живоначальной Троицы и чудотворцу Сергию. См. Предисловие. 49. (840.) Псалтырь, полууст. четкий XVI века, в четверть, 282 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Н. Конструктивные принципы древнерус. календаря//Контекст-1978: Лит.-теоретические исслед. М., 1978. С. 106). В западноевропейской хронологии такой цикл появился позднее - в 1583 г. в соч. И. Ю. Скалигера «Новый труд по улучшению счета времени» (единственное отличие между циклом в «К. в. м.» и циклом Скалигера в том, что первый начинается 1 марта 5508 г. до Р. Х., второй - 1 янв. 4713 г. до Р. Х.). Для каждого года в таблицах «К. в. м.» указываются: круг Солнца, круг Луны, круг границ, «фаска жидом», вруцелето, мясопуст, мясоед, Великий пост, Петров пост, память святых Алексия, Евдокии, 40 Севастийских мучеников, святителей Иоанна Богослова, Георгия, апостолов Петра и Павла, Успение Пресв. Богородицы, Рождество Иисуса Христа, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница. На полях таблицы на 7980 лет, как правило, отдельно вынесены новозаветные события: Рождество Спасителя, Крещение, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятница (даты земной жизни Иисуса Христа указаны в соответствии с эрой в 5500 лет). Также на полях содержатся комментарии, посвященные 7 Вселенским Соборам. Эти сведения, очевидно, извлечены из таблиц Вселенских Соборов (см., напр., РГБ. Ф. 304.I. 765. Л. 64 об.), что объясняет особенности датировки Соборов в «К. в. м.», в т. ч. ошибки в датах. В таких таблицах содержались сведения о том, сколько лет прошло от Р. Х. до I Вселенского Собора, от I Вселенского Собора до II Вселенского и т. д., имена императоров и патриархов, число отцов - участников Соборов, место и причина их проведения. С кон. XVI в. сборник свящ. Агафона расширялся за счет включения в него статей разнообразного содержания: календарных, астрологических, языковедческих, философских, математических. Появление такого рода сочинений в «К. в. м.» указывает на то, что он воспринимался как универсальная энциклопедия. К ранним добавлениям относятся календарные заметки: «О стязании», где объясняется, как проверить знания «философа» - знатока пасхалии, «Сказание о летех», содержащее расчеты дней, часов и т.

http://pravenc.ru/text/2462049.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010