При входе в нартекс кафоликона мон-ря, в люнете верхнего окна над порталом, на внешней зап. стороне храма находится фреска «Успение Луки»: святой окружен братией, его душу принимают ангелы. Фреска XIV в. с образом Л. Э. сохранилась в ц. вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике - на западной грани 2-го столба юж. колоннады центрального нефа. Святой стоит, держа руки перед собой в жесте принятия благодати,- с ладонями, обращенными наружу. На нем, как и в мозаике и на фресках Осиос Лукас, коричневая мантия и охристо-желтая ряса, черный куколь покрывает голову. Овал лица святого - узкий, борода недлинная, остроконечная. Как образ Л. Э. атрибутируется изображение преподобного с подписью «    » на хорах ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320). Святой изображен в рост, обе руки подняты в благословении; он в черном куколе с остроконечным завершением и в мантии. Золотисто-охристый фон, на к-ром он представлен, сближает его образ с «портретом» в мозаиках Осиос Лукас. На появление фигуры Л. Э. в мон-ре серб. кор. Милутина, по мнению Б. Тодича, оказало влияние почитание преподобного в Фессалонике; оно могло быть связано с какими-то личными обстоятельствами Милутина, заказчика росписи, поскольку хоры предположительно служили местом пребывания или особого поминовения ктиторов. Выбор Л. свидетельствовал и об осведомленности мастеров, приглашенных для росписи из Фессалоники или К-поля. В составе преподобных Л. Э. присутствует в афонских росписях на сев. стене трапезной Вел. Лавры (1535, мастер Феофан Критский), на пилоне сев.-зап. части лити в кафоликоне мон-ря Хиландар (ок. 1320). Изображения Л. Э. встречаются в минологиях: в пергаменном минологии к-польского письма на февр.-июнь (XI в., б-ка ун-та Мессины - Mess. Salvad. 27. Fol. 58v), происходящем из мессинского мон-ря Сан-Сальваторе, он помещен под 9 февр., в рост, с подписью: «Лука новый». В более позднее время его образ утратил черты, свойственные изображению на мозаиках и фресках монастыря Осиос Лукас. В настенном минологии в ц.

http://pravenc.ru/text/2110827.html

Сделан под дуб. Изящной простоте иконостаса вполне соответствует изящная, но строгая, стильная живопись икон (работы Гурьянова), без малейших выпадок в сторону любимого декадентства. Царские врата с обычными изображениями Благовещения и четырех Евангелистов; Господь Вседержитель, Архистратиг Михаил, Воскресение Христово, Вознесение Господне, – вот правая половина первого яруса; Богоматерь, Архистратиг Гавриил, крещение Господне, Рождество Христово – левая половина того же яруса иконостаса. Над Царскими дверьми изображение Тайной вечери. Во втором ярусе – посредине Св. Троица, направо Сретение Господне, Успение Богоматери и на одной доске лики Св. Иоанна, патр. Цареградского и преп. Ксении: налево – Введение во храм, Рождество пресв. Богородицы и на одной доске – лики Святителя Николая и преп. Сергия Радонежского. Крест увенчивает этот несложный, но полный иконостас. Как отличительную и приятную черту иконостаса, хочется отметить полное отсутствие золота и позолоты и довольно крупные фигуры святых на иконах. – Кроме иконостаса на стенах помещены киоты с изображениями Воскресения Христова и 12 праздников (на южной), Успения Богоматери и чтимых Икон Ея и Святых Угодников (на северной). В алтаре устроен престол из местного гранита. За престолом Образа Господа Вседержителя, над жертвенником – Моление о чаше. Два окна дают алтарю света достаточно. Не составляет большого недостатка и сравнительно низкий потолок алтаря: большого скопления служащих в этом алтаре в будущем не предвидится. На колокольне звон около 36 пудов, с большим колоколом в 19 п. 30 ф. Вот-то будет новость, когда загудят среди гор мацуямских наши московские колокола, здесь еще доселе не известные. А наш Иван уже приспособляется и к этой колокольне, практикуясь в трезвоне с обвязанными языками. Вероятно, думает поразить всех своим искусством! Вся церковь стоит на фундамент из серого гранита, уложенного в три ряда и имеет три входа со ступенями из этих же гранитных плит. Построена церковь на главной улице Мацуяма (ицибан-чо – первая улица), в виду местной старинной крепости, в соседстве с присутственными местами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

«Рождество Христово» занимает значительное место на зап. стене. Этой композиции противопоставлено «Успение Богородицы», также расположенное в нижнем регистре росписи сев. стены. Над «Успением» - редкая сцена «Вознесение Богоматери» в кратком изводе. Нехарактерным для этой композиции является отсутствие у гроба Пресв. Богородицы фигур апостолов, акцент на изображении пустой гробницы мог служить намеком на иерусалимские святыни - гробницы Спасителя и Богоматери, на которые в XIV в. грузины имели особые права. Перед входом, на сев. стене расположен выразительный, больших размеров (2-й по величине), образ покровителя Грузии вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана. Возможно, что это живописная копия древней чудотворной иконы, помещенная в Д. по распоряжению заказчика росписи. Поклонение волхвов. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи Успенской ц. XIV в. Поклонение волхвов. Фрагмент композиции «Рождество Христово» росписи Успенской ц. XIV в. Несмотря на художественную целостность росписи, достигнутую в основном благодаря доминированию ярких и насыщенных цветов, прослеживаются характерные особенности работы 4 мастеров. Основному мастеру, обнаруживающему близость к столичной визант. живописи нач. XIV в., принадлежат, вероятно, композиции «Отказ от жертвы», «Благая весть Иоакиму и Анне», «Благословение Марии первосвященниками» и «Рождество Христово». Для него характерна мягкая, многослойная, отчетливая манера письма, цветовая палитра состоит из фиолетового, розового, синего, серебряно-оливкового и светло-охряных оттенков. Архитектурный фон пронизан антикизирующими реминисценциями. Тенденция к передаче внутренней тревоги, беспокойства и драматического напряжения, выраженная резкой и энергичной проработкой одежд, и сине-серый свет глаз святых, как бы наполненных духовным горением и излучающих Фаворский свет, свидетельствуют о знакомстве изографа с богословскими вопросами 40-50-х гг. XIV в. 2-й мастер, автор «Рождества Богородицы», более консервативен. Живопись лишена внутреннего духовного напряжения, она исполнена в стиле художественной школы Византии, предпочитающей классическую уравновешенность античных форм. Мастер «Успения» схож с мастером «Рождества» в трактовке объемов фигур, где подчеркнута их телесность. Однако его живопись более развита: реалистично выписанный кубический объем гробницы он поместил в горный ландшафт согласно законам перспективы, что можно объяснить влиянием на него западноевроп. проторенессанса. Художественные направления обоих авторов не получили развития в груз. живописи. Роспись 4-го мастера характеризуется аскетической суровостью и эмоциональной сдержанностью. В передаче образов видна попытка систематизации условных художественных методов (короткие параллельные белые движки вокруг глаз и др.), особое значение придается линии.

http://pravenc.ru/text/178533.html

Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Сретение, Крещение, Сошествие во ад, Вознесение. Средник гексаптиха. XIV в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Праздничные ряды икон нередко включали более 12 образов, особенно в позднее время, но ядро ряда оставалось, как правило, неизменным (хотя в ранних перечислениях в число 12 могли включать иконы «Обрезание Господне» и «Уверение Фомы»). 12 праздников помещали в клеймах вокруг иконы Воскресения, иногда - вокруг икон Божией Матери, Распятия. 12 праздников украшали церковные изделия из ткани, могли помещаться на монашеских поясах. К XIV в. идея 12 праздников зафиксирована в письменных источниках: визант. поэт 1-й пол. XIV в. Мануил Фил пишет о δωδεκορτον (ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 741); церковный историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул перечисляет 12 праздников, включая Успение ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 401). В гроттаферратском Типиконе 1300 г. упоминаются 14 «Господских праздников», в т. ч. Обрезание, Тайная вечеря, Новая неделя (Уверение Фомы), но не Успение Пресв. Богородицы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907). К XVI в. в праздничную иконографическую программу входили изображения Рождества и Введения во храм Пресв. Богородицы (ранние примеры включения этих праздников в циклы праздничных изображений сохр. на Синае - циклы посл. четв. XII в. и 1200 г., см.: Сорокатый. С. 466), а также Воздвижения Креста Господня (см., напр., икону «Преображение» XVI в. с 24 клеймами праздников - ГРМ. Инв. ДРЖ-1879), хотя и в эту эпоху изображения упомянутых Богородичных праздников могли опускаться. Так, иконостас Благовещенского собора Московского Кремля даже после дополнений XVI в. не содержал праздники Рождества Пресв. Богородицы и Введения (см.: Щенникова. 2004); иконостас Троицкого собора (1425-1427) Троице-Сергиевой лавры с 19 праздничными иконами также не включал изображений этих праздников (см.: Лазарев. 1996. С. 109, 368, 104). Вместе с тем необходимо отметить, что гипотеза о влиянии иконографической традиции на возникновение календарного термина «Д. п.» вызывает ряд вопросов. Появление же в нек-рых новооткрытых храмах праздничных рядов иконостаса с расположением образов не по порядку Священной истории, а по календарной последовательности Д. п. не соответствует ни традиции, ни логике иконографической программы правосл. храма.

http://pravenc.ru/text/двунадесятых ...

Стиль росписи, характерный для восточнохрист. группы памятников (схож с живописью Токалы-килисе I), отличается следующими чертами: искаженными ракурсами и пропорцией фигур, экспрессивностью поз и движений, акцентированно большими размерами рук и ног, а также широко раскрытых глаз, отвлеченностью персонажей при общей повествовательности сюжетов, включающих бытовые детали, открытые локальные цвета (ярко-красный, ярко-голубой, зеленый). Кон. X - 1-я четв. XI в. Росписи храмов Мерьемана (или Кылычлар-Кушлук; Гёреме 33), Цистерны, Карабулут-килисе исполнены одной артелью с небольшим разрывом во времени, назвать последовательность их создания трудно. Стиль росписи отличают черты провинциальности, местного восприятия визант. образцов, особенно в сравнении с живописью того же времени в ц. св. Варвары в Соганлы (между 1006 и 1021). Объем фигур обозначен неск. линиями, схематично повторяющими визант. прототип; сюжеты приобретают жанровость. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Успение Пресв. Богородицы. Роспись церкви Мерьемана. Кон. Х — 1-я четв. XI в. Церковь Мерьемана расположена в 300 м от музея, в скалах, и является частью разрушенного монастырского комплекса. Прямоугольный в плане храм, вытянутый по оси «север-юг», имеет 3 апсиды (юж. апсида обрушена), перекрыт 2 цилиндрическими сводами (северный в 2 раза шире южного) без промежуточных опор. В юж. и сев. стенах, ограничивающих неф, вырублены ниши. Перед апсидами находится поперечный проход, расположенный на неск. ступеней выше основного пространства, перекрытый 3 поперечными цилиндрическими сводами и ограниченный колоннадой. Эта архитектурная особенность скорее всего копирует вост. часть Токалы II. В центральной апсиде сохранилось изображение Христа на троне - фрагмент деисусной композиции. В сев. апсиде представлен небесный покровитель донатора сщмч. Никандр Мирский, по сторонам к-рого - святители Василий Великий и Модест Иерусалимский. Над 2 арками сводов, ограничивающих поперечный проход перед алтарной частью, перед сев. и центральной апсидами,- Деисус: оплечные образы в медальонах Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/164937.html

Согласно «Сказанию...», в мон-ре к 1440 г. были 2 чтимые иконы: «чюдотворная зовомая Овиновская, иеже два Аггла принесоша», и ее список - «новонаписанная икона строения Князя Димитрия Георьгиевичя… что в сребреном киоте». Ко времени публикации в кон. XIX в. масштабного свода чудотворных икон общероссийского почитания об иконографии О. и. сложилось устойчивое представление как об иконе с изображением Успения Пресв. Богородицы ( Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 274; Поселянин Е. Богоматерь. С. 518-519). В дореволюционных справочниках с историей Паисиева мон-ря О. и. именуется иконой Успения Пресв. Богородицы (ППБЭС, с датой явления - ок. 1425) или сведения об ее иконографии не представлены (ИРИ. Ч. 5. С. 444). Не позднее 1847 г. икона с названием «Овиновская» была включена в лицевой Свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (с 160 иконами) - на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника Имп. академии художеств Е. Н. Долгова (1800-1847) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. 1218. С. 485. 93); однако ценность таких памятников, в т. ч. иконописных, не в передаче иконографии иконы, к-рая трактуется по-разному и достаточно вольно, а собственно в фиксации ее названия (напр., на мстёрской иконе «Богоматерь Неопалимая Купина с чудотворными иконами Богоматери» О. и.- поясной образ типа «Умиление» с Младенцем Христом на правой руке Божией Матери, иконописец В. А. Кукин, 1894, собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо». М., 2003. Кат. 63. С. 539-544). Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Овиновская икона Божией Матери в окладе из Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (Ин-т археологии, СПб.) Важные сведения относительно святынь Паисиева мон-ря содержатся в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (МГУ НБ. 293. Л. 4). Помимо чудотворной иконы Успения, к-рая «во граде Галиче явися в лето 6960 (1452)», прежде был явлен др. образ, когда Овин «созидал церковь Святаго Николы в селе своем»; именно этот, прежде явившийся образ находился в Москве «при митрополите Ионе Чюдотворце и при Пайсее игумене Галицком и паки с Москвы не видимо осебе отхождаше в Галич…». Согласно этому источнику, в кон. XVII - нач. XVIII в. в мон-ре прп. Паисия были 2 чтимые иконы разной иконографии: связанная с именем Ивана Овина ранняя икона XIV в. Богородицы с Младенцем, «Овиновская», и явленная в игуменство прп. Паисия в сер. XV в.- «Успение Пресв. Богородицы», очевидно, храмовый образ обители.

http://pravenc.ru/text/2578155.html

Икону «Н. Р.» могли изображать не просто в своде Богородичных образов, но в среднике композиции, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. со 120 чудотворными иконами Богоматери (ГТГ). Появление извода «Н. Р.» на центральном месте среди Богородичных образов, где часто помещалось изображение «Неопалимой Купины», может объясняться соседством 2 чтимых икон в московской ц. в честь иконы «Неопалимая Купина» в Хамовниках. Совместное почитание икон, вероятно, иногда приводило даже к их смешению. Так, в обзоре московских достопримечательностей И. К. Кондратьева 1893 г. указано, что именно икона «Неопалимая Купина» из этой церкви, чудесно заступившаяся за безвинно осужденного боярина Д. Колошина, стала называться «Нечаянная Радость» ( Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 20033. С. 417). Этим же смешением может объясняться наличие редких вариантов икон «Н. Р.» с клеймами, таких как «Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с избранными Богородичными праздниками и ветхозаветными прообразами» (3-я четв. XIX в., частное собрание). Квадратные клейма по углам иконы содержат композиции «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Благовещение» и «Успение», круглые клейма справа и слева от средника включают сюжеты «Видение Моисею Неопалимой купины», «Видение Иакову лествицы», «Видение Иезекиилю затворенных врат», «Царь Езекия уничтожает медного змия». Над средником помещен фрагмент текста Акафиста Покрову Пресв. Богородицы («Радуйся, Радосте наша, и избави насъ от всякаго зла и покрый насъ честнымъ Своимъ Омофором» - икос 2), под средником - 10 строк из рассказа об иконе «Н. Р.». Выбор сцен с ветхозаветными прообразами Божией Матери, обычно сопутствующих изображениям «Неопалимой Купины», может быть связан с совместным почитанием икон «Н. Р.» и «Неопалимая Купина» в церкви в Хамовниках. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с 12 клеймами сказания об образе. 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Икона Божией Матери «Нечаянная Радость», с 12 клеймами сказания об образе. 2-я пол. XIX в. (собрание В. М. Федотова)

http://pravenc.ru/text/2565180.html

В XIX в., в период, когда Грузинская Православная Церковь в качестве Грузинского Экзархата входила в юрисдикцию РПЦ, в М. прекратилась монастырская жизнь, его недвижимое имущество было передано мон-рю Челиши и др. мон-рям и церквам региона ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 407). Часть ценностей, в т. ч. некоторые рукописи, были утрачены во время антирелиг. кампании гос-ва в 20-х гг. XX в., часть сохранилась в музеях. Несмотря на то что М. в наст. время не действует, здесь до сих пор ежегодно на Успение Пресв. Богородицы отмечают мариамоба. Святыни Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Вмч. Георгий. Икона. XVI–XVII вв. (Кутаисский гос. исторический музей) Об утраченных ценностях М. известно в основном благодаря Г. Ф. Бочоридзе, к-рый в 20-х гг. XX в. был здесь и описал святыни М., находившиеся в то время как в самом мон-ре, так и в принадлежавших ему селах Цкнори, Дзмуиси, Агара. Среди них наиболее примечателен т. н. Дзмуисский крест (дерево, X-XI вв., утрачен), с лицевой стороны покрытый позолоченным серебром. В центре креста было помещено чеканное изображение вмч. Георгия, сверху - Спасителя, по сторонам - Пресв. Богородицы и Спасителя. Снизу находилось изображение св. Иоанна Предтечи (украдено в 1923/24 г.). Согласно надписи на кресте, в к-рой он назван крестом св. Иоанна Предтечи, его выполнил некий Арсен (считается, что речь идет о католикосе Мцхетском (Картлийском) Арсении II (955-980)); упомянуты царь Грузии Баграт III (975-1014) и рачинские эриставы Кахабер и Микел (X-XI вв.). На чеканной сребропозлащенной иконе вмч. Георгия, выполненной по заказу еп. Ишханского Мелхиседека, святой представлен в редком иконографическом изводе. Великомученик изображен стоящим в правом углу иконы, его фигура развернута влево, в руках у него мешочек с деньгами. В левой части иконы расположены бедняки, просящие у него милостыню. Перед вмч. Георгием на веревке висят 3 беса, к-рые мешают беднякам и говорят святому: «Не давай им денег». Между вмч. Георгием и бедняками помещена надпись письмом асомтаврули: «Св. Георгий делится с бедняками». В 3-й надписи на иконе упоминается Ишханский еп. Мелхиседек.

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Роспись алтарной части делится на 5 регистров. В своде конхи помещено поясное изображение Христа Ангела Великого Совета . Фигура безбородого Христа с крыльями, благословляющего обеими руками, сохранилась частично - различимы фрагменты лика, нимба, левой руки и крыла, а также 2 графем (ХС) надписи. Ниже в конхе, судя по дошедшим фрагментам, было размещено изображение Богоматери с Младенцем, фланкированное 2 архангелами. В 3-м и 4-м регистрах расположены композиции «Тайная вечеря» (переходит в виму) и «Причащение апостолов». Роспись алтаря традиционно завершает композиция «Поклонение Жертве»: сохранились изображения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого (в сцену также включены фигуры ангелов с рипидами и диаконов). Изображение свт. Василия Великого повторно встречается в вост. части юж. стены храма. По окружности барабана вверху сохранился фрагмент надписи, исполненной на асомтаврули. Ниже можно различить фигуры Богоматери и ангелов. Фигуры пророков в барабане (по 8) изображены в 2 ряда, между окнами они представлены со свитками в руках, ниже, на более узком пространстве,- по пояс в медальонах. В парусах изображены евангелисты (идентифицировать можно только ап. Матфея). Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г. Отречение ап. Петра. Роспись ц. св. Архангелов. После 1565 г. В зап., сев. и юж. рукавах, а также в сев.-зап. и юго-зап. угловых ячейках показаны евангельские сюжеты: «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Проповедь в храме», «Моление о Чаше», «Исцеление Малха», «Поцелуй Иуды», «Отречение Петра», «Суд Пилата», «Несение Креста Симоном Киринейским», «Распятие», «Снятие с Креста», «Плач Богородицы», «Сошествие во ад», «Неверие Фомы» и «Успение Пресв. Богородицы» (на зап. стене, над входом в храм). Еще дважды, помимо изображения в алтаре, а именно в тимпанах юж. и сев. рукавов, повторяется образ Христа Ангела Великого Совета; изображения архангелов и херувимов помещены также на своде зап. части юж. рукава.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Большинство фигур первой группы первоначально могли быть частью складня-иконостаса. Это изображения пророков, чаще всего поясные, в позе моления. Подавляющая часть рельефов второй группы - прямоличные поясные и в рост изображения иноков. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Распятие с предстоящими и ангелами. Фрагмент «Киликиевского» креста. Кон. XV — нач. XVI в. Пророки держат свитки двумя руками. Фигуры отличаются по цвету и по особенностям исполнения от фигур основной группы рельефов. Так, св. жена в короне, возможно св. Екатерина Александрийская, на лицевой стороне, под косой перекладиной, изображена в свободной позе, драпировки ее платья чрезмерно пластичны. Часть святых опознается по иконографически значимым деталям: напр., на оборотной стороне слева от центральной композиции «Спаситель на престоле» ап. Петр - по ключам в руке, вмц. Анастасия (?) - по кресту и «узелку» (ковчегу); на лицевой стороне под Распятием врачи-безмездники Косма и Дамиан - по ящикам-ковчежцам. Большинство святых неидентифицированы, могут быть отнесены только к чинам святости: пророки, апостолы, преподобные, пустынники. Нек-рые фигуры апостолов и святых по облику и атрибутам явно европ. происхождения свидетельствуют о поновлениях в XVIII в. На сборный характер К. к. указывают не только произведения, различающиеся манерой исполнения, но также несколько хаотичное, лишенное четкой структуры сочетание пластин с многофигурными композициями и единоличными изображениями св. иноков и отшельников, дублирование сюжетов (напр., сцена «Успение Пресв. Богородицы» представлена дважды - на верхней перекладине и центральном древке). Можно предположить, что для изготовления К. к. были привлечены готовые произведения (икона, складень, иконостас или небольшой крест). Возможно, эти предметы пользовались особым почитанием и были связаны с личностью, память о к-рой сохранялась в Спасо-Прилуцком мон-ре. К небольшому складню, исполнявшему роль походного иконостаса, могла относиться единственная фигура столпника в куколе - поясное изображение, возможно прп. Симеон Столпник на верху столпообразного 2-ярусного сооружения.

http://pravenc.ru/text/ Киликиевский ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010