Хронологико-историческое описание церквей, губернии Таврической Эпоха I-я, от водворения в Таврии христианства, и до присоединения оной к России Города Бахчисарая, Успенская. Основание сей церкви может быть отнесено ко временам водворения тут христианства, к I, II и III векам, когда Христиане поселившиеся тут, от преследования язычников должны были скрываться «в горах, и в вертепах и пропастях земных». Подобно древнейшим Крымским церквам находящимся в Инкермане, Черкес и Тепе-керменях, и Успенская также иссечена в горе, в виде продолговатой пещеры, к которой для входа во внутрь, приделана лестница. Возле церкви иссечён ряд тесных келий, вероятно иноческих. Над входом в церковь изображено Успение Пресвятой Богородицы, вероятно в память той иконы, которая в 1779 году Игнатием митрополитом Готфским и Кефайским перенесена в новоучрежденный им город Мариуполь 3 . О явлении бывшем некогда здесь, читай в «Скифской истории» Андрея Лызлова 4 . В притворе начертаны собственноручные подписи Благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, ИМПЕРАТРИЦЫ, НАСЛЕДНИКА, ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ И КНЯЖЕН, посетивших сей храм. Ныне в Успенской церкви литургисание бывает редко, за то торжественно совершается празднество в 15-й день Августа. Города Керчи, Иоанно-Предтеченская, Греческая, кам. В 1801 г. церковь сия поправляема только была в ее ветхостях с приделкою колокольни, а построена она, не позже, говорят, как в 600 г. по Рождестве Христове. Следовательно, как существует сия церковь , протекло уже 124–5 лет до настоящего 1846 г. Вероятность такой древности подтверждается следующим образом. Купол сей Иоанна-Предтеченской церкви поддерживается четырьмя мраморными столпами, и на одном из них Греческим древним письмом изображено, что погребено тут тело какого-то Кириака, в лето от сотворения мира 6276, отсюда видно, что от того времени, как Кириак скончался и погребен под церковью, протекло 1072 года. В алтаре Св. Трапеза и жертвенник стоят утвержденными на 4-х каменных столпах, покрытых каменными же досками. Имеется иконостас замечательной Греко-Византийской работы и в нем древние иконы: Спасителя, Пресв. Богородицы и Иоанна Предтечи. Извне, в стене церкви, вделано несколько древних надгробий с эллинскими надписями. Значительные также древностью тут есть и книги: Евангелие и Апостол на Греческом диалекте 5 . 1775 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ВЕСТИТОР [Греч. Κωσμς Βεσττωρ] (сер. VIII - 1-я пол. IX в.), византийский писатель, гомилет. Биография К. В. неизвестна, наименование «Веститор» связано с титулом служителя имп. гардероба, однако достоверных сведений о придворной карьере К. В. нет. Даты жизни определяются по косвенным данным. Наиболее ранние списки сочинений К. В. относятся к кон. IX в. В этих рукописях в заглавиях гомилий К. В. назван «блаженным» (лат. beatus, μακριος), следов., они созданы уже после его кончины. В то же время текстуальные заимствования из творений свт. Германа I, патриарха К-польского, указывают на то, что творческая деятельность К. В. началась не раньше сер. VIII в. ( Wenger. 1953. P. 286, 291). Известны следующие агиографические сочинения К. В.: Похвальные слова мц. Варваре (BHG, N 218e) и праведным Иоакиму и Анне (BHG, N 828-828a), 3 похвалы прав. Захарии (BHG, N 1881q - 1881s), в одной из которых К. В. ссылается на сохранившуюся во фрагментах Хронику Ипполита Фиванского ( Halkin. 1987. P. 262). Особо почитал К. В. свт. Иоанна Златоуста: сохранилось Житие (BHG, N 876m), Похвальное слово (BHG, N 880a), речь о ссылке святителя (BHG, N 880d), а также 5 речей о перенесении мощей (BHG, N 877v - 878b). 4-я речь (BHG, N 878) пользовалась в Византии наибольшей популярностью (известно более 40 рукописей) и была переведена на слав. язык (Bucur. Acad. Romana. 308. Fol. 224v - 233v, XV в.); по сравнению с другими ее текст менее риторичен и более богат фактическими деталями. 4 гомилии на Успение Пресв. Богородицы, созданные К. В., не сохранились в оригинале, но известны в раннем лат. переводе. Рукопись, ныне хранящаяся в г. Карлсруэ (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. 80. Fol. 49-69), создана в кон. IX в. Соч.: PG. 106. Col. 1005-1012; Δυοβουνιτης Κ. Ι. Κοσμ Βεσττωρος νκδοτα γκμια ες τν νακομιδν το λειψνου το ν γοις πατρς μν Ιωννου το Χρυσοστμου//ΕΕΒΣ. 1925. Τ. 2. Σ. 55-83; idem. Κοσμ Βεσττωρος νκδοτον γκμιον ες Ιωννην τν Χρυσστομον//ΕΕΒΣ. 1940. Τ. 16. Σ. 148-155; Wenger A. L " assomption de la T. S. Vierge dans la tradition byzantine du VIe au Xe siècle: Études et documents. P., 1955. P. 315-333; Halkin F. Douze récits byzantins sur st. Jean Chrysostome. Brux., 1977. P. 429-442. (SH; 60); idem. Zacharie, père de Jean Baptiste: Trois panégyriques par Cosmas Vestitor (BHG 1881q, r, s)//AnBoll. 1987. Vol. 105. P. 251-263; Sermones dormitionem Mariae: Sermones patrum Graecorum praesertim in dormitionem assumptionemque beatae Mariae uirginis in Latinum translati/Ed. A. Orbán. Turnhout, 2000. (CCCM; 154); Fern á ndez T. Cosmas Vestitor " s Ascetic-Physiological fragment (CPG 8163)//BZ. 2011. Bd. 104. S. 633-640.

http://pravenc.ru/text/2458817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРОФЕЙ Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Иерофей Афинский. «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. Успение Пресв. Богородицы. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани, Сербия. 1263–1268 гг. [греч. Ιερθεος; лат. Hierotheus], сщмч. (пам. 4 окт.). По преданию, ученик ап. Павла и 1-й еп. Афинский (I в. по Р. Х.). Сведения об И. содержатся гл. обр. в корпусе «Ареопагитик» . В трактате «О Божественных именах» автор неск. раз упоминает, что И. был его наставником в богословии ( Areop. DN. P. 139, 141, 143), с к-рым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресв. Богородицы (Ibid. P. 143). Упоминание о присутствии сщмч. Дионисия Ареопатита при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; т. о., автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию. Визант. церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского (422-458), вкладывает рассказ об Успении Пресв. Богородицы и взятии Ее тела на небо ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 14), обращенный к св. имп. Пульхерии в ответ на ее просьбу получить что-либо из мощей Богоматери. Иувеналий ссылается на авторитет сщмч. Дионисия Ареопагита, к-рый якобы лично присутствовал при погребении Богородицы; при этом цитируется вышеуказанное место из соч. «О Божественных именах». Однако в 450 г. Иерусалимский патриарх не мог цитировать этот источник, поскольку «Ареопагитики» появились не ранее 480 г. ( Godet P. Denys l " Aréopagite//DTC. Vol. 4. Col. 429-436). Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, 2-ю проповедь прп. Иоанна Дамаскина на Успение Пресв. Богородицы, где свт. Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах» (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; PG. 96. Col. 748-753). Источником этих сведений служит т. н. «Евфимиевская история», по всей видимости, представлявшая собой описание Халкидонского Собора (451) и предшествующих ему событий и получившая название по месту, где проходило заседание Собора,- ц. вмц. Евфимии. Предположительное время составления этого источника - 2-я пол. - кон. VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привел цитату из «Агеопагитик» от лица свт. Иувеналия. Допустимо также предполагать, что рассказ свт. Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь прп. Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком. В одной из синайских рукописей (Sinait. gr. 491, VIII-IX в.) ответ Иувеналия Пульхерии, извлеченный из «Евфимиевской истории», фигурирует как самостоятельное произведение (CANT, N 104).

http://pravenc.ru/text/293742.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКИЙ КНЯГИНИН В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Княгинин мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) (Владимирской и Суздальской епархии) во Владимире. Основан в кон. 90-х гг. XII в. супругой кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо блгв. кнг. Марией Шварновной в зап. части средневек. Владимира, у его сев. валов, обращенных к р. Лыбедь. Никоновская летопись и «Книга степенная царского родословия» сообщают, что вскоре после рождения последнего сына Иоанна в 1198 г. кнг. Мария тяжело заболела, возможно, с этим обстоятельством связано ее решение основать обитель. 2 марта 1206 г. она приняла монашеский постриг с именем Марфа, 19 марта 1206 г. скончалась и была похоронена во В. К. м. (гробница находится в Успенском соборе, в правой стене алтаря Благовещенского придела, под сводом ниши). XIII - нач. XX в. В 1200 г. в мон-ре по повелению кн. Всеволода Юрьевича была заложена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, освященная 9 сент. 1202 г. Ростовским еп. св. Иоанном в присутствии вел. князя и его детей Константина Всеволодовича , Георгия (Юрия) Всеволодовича и Владимира Всеволодовича . В 1230 г. в Успенский собор В. К. м. были принесены мощи мч. Авраамия Болгарского , помещенные в каменной гробнице. Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа Успение Божией Матери. Икона из Успенского собора мон-ря. XVII в. Вклад Патриарха Иосифа В 1238 г. мон-рь был разорен монголо-татарами, вскоре возродился и в XIII в. служил усыпальницей представительниц великокняжеской семьи. В Успенском соборе В. К. м. погребены сестра кнг. Марии Шварновны супруга новгородского кн. Ярослава Владимировича Елена (1201), дочь Всеволода Юрьевича и Марии Шварновны Елена (1203), 2-я жена кн. Всеволода Анна, к-рая, по сообщению В. Н. Татищева , приняла постриг во В. К. м. после смерти супруга. Перед иконостасом Рождественского придела, справа, находится гробница супруги св. кн. Александра Ярославича Невского кнг. Александры († 1251) и их дочери кнж. Евдокии, слева - гробница 2-й супруги кн. Александра кнг. Вассы. В XVII в. останки кнж. Евдокии почивали «на вскрытии», вероятно, в XVIII в. они были помещены в одну гробницу с останками матери и оказались под спудом. В сер. XVI в. царь Иоанн IV Васильевич Грозный установил порядок поминовения княгинь и княжон, чьи останки покоятся во Владимире. Архимандрит владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря и протопоп Успенского собора ежегодно служили панихиды: 1 марта - по кнж. Евдокии, 19 марта - по кнг. Марии, 21 авг.- по кнг. Вассе, 3 февр.- по кнг. Анне.

http://pravenc.ru/text/154985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕХРОВУНИУ [греч. Ιερ Μον Κεχροβουνου], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 8 км от г. Тинос, на о-ве Тинос (Киклады, Греция). История Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) По преданию, К. был основан 3 сестрами из сел. Трипотамос, которым во сне Пресв. Богородица велела построить на соседней горе 3 кельи рядом с 3 древними церквами. Ими оказались храмы св. Иоанна Предтечи, св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) и Св. Троицы на вершине горы Кехровуни. На указанном месте было много змей, поэтому сестры решили устроить мон-рь ниже по склону, но каждую ночь орудия строителей чудесным образом переносились на старое место, поэтому кельи в конце концов были построены на вершине. Точное время основания К. неизвестно. Впервые в письменных источниках мон-рь упоминается в документе 1614 г., в котором лат. еп. Тиноса Георгий Перпиньян сообщал наместнику острова Микеле, что с эпохи правления на острове итал. династии Гизи (1207-1390) игумения и эконом К. избирались латинским епископом. Однако обитель могла существовать и ранее. По мнению Д. З. Софианоса, К. возник в XI-XII вв., более ранние датировки (напр., легенда об основании мон-ря в IX в.) он считает необоснованными, т. к. до этого времени на Тиносе не было организованного монашества. С т. зр. Н. Армаколаса, разрозненные исихастирии на горе Кехровуни объединились в централизованный мон-рь примерно в сер. XV в. В сигиллии К-польского патриарха Кирилла V 1749 г. содержатся важные сведения об истории мон-ря. Этот документ подтверждал несохранившийся сигиллий патриарха Паисия II о ставропигиальном статусе К. Ктитором монастыря назван иером. Макарий (Халвадзис). Видимо, он восстановил заброшенный монастырь в 1-й пол. XVIII в., в т. ч. отстроил кельи и провел воду. В сигиллии также упоминается о пожаре, погубившем монастырский собор, книги и церковную утварь. Из уцелевших реликвий названа икона «Успение Пресв. Богородицы», от к-рой происходили чудеса. Если в 1749 г. К. был мужским монастырем, то в сигиллии 1755 г. он упоминается как женский.

http://pravenc.ru/text/1684291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели апокрифические памятники, особенно «Протоевангелие Иакова» («История Иакова о рождении Марии», 2-я пол. II в.- Apocrifi del Nuovo Testamento/Ed. L. Moraldi. Torino, 1994. Vol. 1. P. 37-139; Peretto L. M. La mariologia del Protovangelo di Giacomo. R., 1995), послужившее основой для нек-рых праздников. Формирование Б. п. связано также с почитанием мест, где произошли важнейшие события в жизни Пресв. Богородицы. Надписи II-III вв. и более поздние рассказы паломников свидетельствуют о почитании места Благовещения в Назарете ( Bagatti B. Gli scavi di Nazaret. Vol. 1: Dalle origini al secolo XII. Jerusalem, 1967. P. 146-152); еще до I Вселенского Собора (325) особенным образом чтилась гробница Пресв. Девы в Иерусалиме ( Bagatti B. P. 185-214). Важной вехой в истории формирования Б. п. стало повсеместно распространившееся в IV-V вв. празднование 25 дек. Рождества Христова, что явилось литургическим утверждением догмата о Боговоплощении . Воспоминание Рождества тесно сплеталось с прославлением Матери Рожденного - это отражено в проповедях на Рождество Христово мн. древних церковных авторов ( Зенона , еп. Веронского (кон. IV в.), Максима, еп. Туринского (V в.), Петра Хрисолога (IV-V вв.), Льва I Великого († 461) и др.), а также в церковных песнопениях, составленных для этого праздника. Впосл. 26 дек. был установлен праздник Собора Богоматери ; по правосл. традиции в этот день повторяются песнопения Рождества Христова, но уже в честь Богородицы; служба Собора Богоматери содержит только один собственный текст (если не считать чтений на литургии) - кондак 6-го гласа «          », но он также повествует о Рождестве Христа. Т. о., Рождество Христово можно назвать 1-м Б. п. Во мн. обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству ( Скабалланович. Успение. С. 84). В Иерусалиме в V в. посвященное Божией Матери общее празднество, согласно древнему арм. Лекционарию, совершали 15 авг. (проповедь Хрисиппа Иерусалимского (V в.); см. подробнее: Capelle B. La fête de la Vierge a Jérusalem au V siècle//Le Muséon. Louvain, 1943. 56. P. 1-33).

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Богоматерь Овиновская. Икона. XIX в. (собор Паисиева Галичского мон-ря). Фото: свящ. Игорь Палкин Богоматерь Овиновская. Икона. XIX в. (собор Паисиева Галичского мон-ря). Фото: свящ. Игорь Палкин чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы (празд. 15 авг.) (см. также в ст. Успение Пресвятой Богородицы , разд. Чудотворные иконы). Обретение иконы Сведения об О. и. известны по неск. рукописным источникам. Наиболее ранним, пространно изложенным является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче» с присовокуплением чудес, включенное в галичский рукописный сб. «Житие прп. Паисия Галичского Чудотворца со Службой» в сер.- кон. XVII в. (РГБ ОР. Ф. 299. Ед. 57. Л. 34-60). Краткий вариант этого «Сказания...» содержится в выписках из галичских церковных книг 1831 г. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 12. П. 302. Кн. 715. Л. 28-33). Основная канва повествования такова: боярин Иван Овин «призва древоделы во время летнее», чтобы поставить новую ц. во имя свт. Николая взамен обветшавшей в расположенном рядом мон-ре. В воскресный день шедшего из дома боярина напротив монастырских ворот встретили 2 прекрасных ликами юноши с иконой в руках. Они сказали, что икону прислали родители супруги Ивана, заповедав ему поставить на месте ц. свт. Николая храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Иван принял из их рук «со страхом и радостию» икону, внес ее в мон-рь и поставил «на уготовленное место иде же хотеше основати церков». В мон-ре он сообщил игумену и братии о случившемся, однако стал беспокоиться о том, что, поскольку «бых во ужасе велицем», «не воззвах юнош тех в дом свой». Но ни на пути домой, ни дома Иван тех юношей не нашел, его жена также не видела и не слышала о них; повеление разыскать визитеров «по всех путех» тоже оказалось безуспешным. Тогда «Иван же разуме быти Божию [явлению] пресв. Богородицы Честнаго ея Успения… а юноши сии Агглии Божии суть». В др. трактовках версии «Сказания...» говорится, что икону Ивану вручил «некий муж» или «некие мужи с условием поставить во имя этой иконы церковь в его ктиторском монастыре» ( Григоров. 2006. С. 239).

http://pravenc.ru/text/2578155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА церковные двери, заказанные для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. архиеп. св. Василием Каликой ; памятник средневек. новгородского искусства. В 1570 г. В. в. были вывезены царем Иоанном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены в ц. Покрова Пресв. Богородицы, в 60-х гг. XVII в. освященной во имя Св. Троицы; ныне находятся в юж. портале собора александровского Успенского мон-ря. Васильевские врата Васильевские врата Созданные в Новгороде местными мастерами (по мнению В. Н. Лазарева, их было 4) В. в. свидетельствуют о сохранении в Др. Руси XIV в. домонг. технологий, напр. золотой наводки (огневого золочения), известной только по рус. памятникам (юж. и зап. врата собора Рождества Богородицы в Суздале, 1-я треть XIII в.). На медную пластину наносился рисунок, закреплялся специальным составом (смесью ртути и золота), при нагревании ртуть испарялась, на медной пластине оставалось золотое изображение. В. в. состоят из 2 створок прямоугольного формата с закругленной верхней частью (высота 320 см, общая ширина 103,5 см) и включают 26 пластин (средний размер 35,5 ´ 26,7 см), расположенных в 7 рядов по вертикали, попарно на каждой створке, валики между пластинами, украшенные бляшками с образами святых и орнаментами. Для древнейших частей В. в. характерны графичность, изобилие линий и ассиста, напряженность художественной формы, выраженная в удлиненности пропорций и резких контурах фигур. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Крещение Господне. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. В разработке иконографической программы, по мнению исследователей, активное участие принимал ктитор, архиеп. Василий. возможно, он ориентировался на памятники Иерусалима и К-поля, известные ему как паломнику. К древнейшим изображениям относятся фигуры на внешнем валике, разделяющем створки: Господь Вседержитель на престоле, Богоматерь Оранта и предстоящий Христу архиеп. Василий. Большее число композиций посвящено праздничному циклу, земному пути Христа (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Воскрешение Лазаря, Распятие, Снятие со креста, Гроб Господень/Явление ангела женам-мироносицам, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Успение Пресв. Богородицы, Сошествие Св. Духа). Среди сюжетов также «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)» и назидательные образы на пластинах нижнего ряда, библейские сцены с эпизодами из истории царей Давида, Соломона и апокрифического Китовраса; нек-рые из этих сцен, напр. «Притча о сладости мира» (см. ст. Варлаам и Иоасаф ), близки образам лит. произведений, созданных архиеп. Василием, напр. из «Послания о рае». В традициях визант. искусства здесь помещены фигура заказчика, пространная молитва и обширная вкладная надпись.

http://pravenc.ru/text/149823.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (IX в.), свт. (пам. греч. 29 дек.), еп. Никомидийский. Был диаконом и хартофилаком храма Св. Софии в К-поле. Современник и друг патриарха К-польского свт. Фотия ; сохранилась их переписка (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 2. N 549). В 860 г. был рукоположен во епископа. Через нек-рое время оставил кафедру и отправился в ссылку вместе со свт. Фотием. Время кончины Г. неизвестно. В Синаксаре К-польской ц. память Г. отмечена под 29, 30, 31 дек. Г.- автор церковных песнопений, служб и ок. 170 гомилий: на Великие пятницу и субботу, Косме и Дамиану (изд.: PG. 100. Col. 1336-1528). Особенно выделяются богородичные темы, к-рым посвящен цикл различных Слов: на прав. Анну, 3 Слова на Зачатие Богородицы, на Рождество Богоматери, 4 Слова на Введение во храм Пресв. Богородицы (по всей видимости, Г. активно участвовал в распространении праздника - см.: Bouvy E. La fête de l " Εσοδος ou de la Présentation de la Vierge au Temple dans l " Église grecque//Bessarione. R., 1896/1897. Vol. 1. P. 555-562), на Благовещение, на прав. Иосифа и Богоматерь, на Сретение, на стояние Богоматери у Креста (в рукописях сохр. древний слав. перевод) и на Успение. Ему же, видимо, следует приписывать авторство повествования о ризе Богоматери с описанием избавления К-поля от «варварской» (рус.) угрозы в 864 г. и энкомий ризе и поясу Богоматери. Множество энкомиев посвящено различным святым (см.: BHG. T. 3. P. 254). Г. считается автором Жития прп. Саввы и энкомия свт. Николаю (изд.: Anrich G. Hagios Nikolaos. Lpz., 1913. Bd. 1. S. 92-96; 1917. Bd. 2. S. 162-163, 356-358). В рукописной традиции творения Г. часто усваивают др. известным авторам, напр. свт. Афанасию Великому, прп. Андрею Критскому. Изобилующие риторикой творения Г., по оценке С. Пападопулоса, не имеют высокого лит. достоинства. Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) Свт. Георгий, еп. Никомидийский. Икона. XVI в. (Византийский музей. Афины) С Г., с большой долей вероятности, следует отождествить автора различных гимнографических произведений: самогласнов , кондаков , канонов и ирмосов , надписанных именем Георгий. Нек-рые из них затрагивают темы гомилий Г. Самогласны Г. включают 3 литийные стихиры на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 21 нояб. (они же повторяются в предпразднство и попразднство Введения; 2-я - также на Собор арх. Михаила, 8 нояб.); хвалитную стихиру отцам I Вселенского Собора, в Неделю 7-ю по Пасхе (стихира повторяется в др. последованиях Вселенским Соборам: по греч. книгам - в неделю от 13 до 19 июля, по слав. книгам - в неделю, ближайшую к 16 июля, и 11 окт.); 3 литийные стихиры свт. Иоанну Златоусту, 13 нояб.; возможно, также стиховную стихиру вмц. Христине, 24 июля.

http://pravenc.ru/text/162173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННЫЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в Новгороде, на Софийской стороне, в Людине конце на Десятине (ныне Десятинная ул.). Название происходит от слова «десятина». Время основания монастыря неизвестно, впервые он упоминается под 1327 г., когда Новгородский свт. Моисей построил «в Десятине» деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 98). Согласно Краткому летописцу Новгородских архиереев, свт. Моисей «украси» храм «и иконами, и книгами» (Новгородские летописи. 1879. С. 136). Вероятно, строительство Д. м. осуществлялось из казны Новгородского архиерейского дома или на принадлежащей ему земле. Об этом свидетельствует также существование в XV в. в мон-ре владычных келий (НПЛ. C. 98; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 218-219). Не случайно Летопись Авраамки 2-й пол. XV в., основываясь на легендах, приписывает учреждение Д. м. первому Новгородскому еп. св. Иоакиму Корсунянину в 998 г., тем самым желая подчеркнуть древность монастыря и связь с домом Св. Софии (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Архим. Макарий (Миролюбов) бездоказательно считал, что Д. м. мог быть основан в XIII в. кнг. Феодосией Мстиславовной, матерью св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ( Макарий (Миролюбов). 1860. С. 211). Косвенным свидетельством возможного более раннего, чем 1327 г., основания мон-ря является икона «Успение Божией Матери» (нач. XIII в.; ГТГ), происходящая из Д. м. (см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 73-75). Однако икона могла оказаться в Д. м. после упразднения соседнего Варварина монастыря, основанного в XII в., или Софийского собора. Предание, отразившееся в Сказании о чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» , связывает само место основания мон-ря с событиями 1169/70 г., когда суздальское войско во главе с блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским осадило Новгород. Икону новгородцы поместили на крепостную стену Окольного города. Произошла битва суздальцев с новгородцами. Новгородцы победили суздальцев благодаря заступничеству Богоматери.

http://pravenc.ru/text/171770.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010