4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имею­щих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства 11 , он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Пред­течею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже ни­кому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Сво­их учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал со­образен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надруга­тельства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное при­надлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине за­долго таким образом было предсказано), 12 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание про­истекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сего­дняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страда­ния, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыс­лах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нару­шить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против зако­нов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удов­летворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 13 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действитель­но, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Но это только для умерших... А что же для живых? Для них недостаточно одной нашей духовной молитвы; им нужна, крайне нужна и наша помощь вещественная. Знаю, знаю, что вы уже принесли ее и без моего призыва, а по призыву самих грозных событий, которыя, особенно на первых порах, действовали на нас с такою неотразимою силою, что, казалось, делали почти излишним всякий другой призыв. Знаю, и благодарю Бога, что и в нашем богоспасаемом граде, в нашей небольшой православной семье, здесь, с живейшим сочувствием откликнулись все на голос нуждающихся братий очень немалыми пожертвованиями. Знаю, и благодарю Бога, что и во всей, Богом вверенной мне духовной пастве, сравнительно немноголюдной, при полном усердии достойных пастырей Церкви, действовавших и словом, и собственным примером, собрались также отнюдь не скудныя приношения для той же цели. Но теперь-то именно, когда первыя впечатления от грозных событий начали естественно ослабевать, когда некоторые, принесшие уже не раз, и не два, и не три раза, свои посильныя жертвы, стали спрашивать: не довольно ли? – когда, к сожалению, оказалось еще, что иные и не совсем правильно понимают значение приносимых ими жертв, теперь-то наиболее и я признаю благовременным возвысить мой слабый пастырский голос. Припомните, что сказал Господь наш, когда Его спросили: сколько раз должно прощать ближнему; не довольно ли до семи только раз? – Нет, отвечал Господь, прощайте не до семи только раз, а до седмижды семидесяти раз ( Матф. 18, 21–22 ). Тоже следует сказать и о пособии ближним. Нам заповедано: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» ( Лук. 6, 36 ), – а Отец наш небесный милосерд без конца. Не спрашивайте себя, сколько раз вы уже подали и какую сумму подали, а подавайте еще и еще, пока имеете возможность. Подавайте не для того, чтобы хвалиться своими приношениями и укорять других, не для того, чтобы об вас разглашали, будто вы одни приняли участие в пожертвованиях и потому достойны всеобщего уважения, тогда как другие, будто бы, и глухи, и немы, и вовсе безучастны к страданиям соплеменников-единоверцев: это не по-христиански, это отнимает цену у ваших пожертвований. Но подавайте так, как учит истинная христианская любовь, которая, по словам Апостола, «не превозносится, не гордится, не ищет своих си, никому не мыслит зла» ( 1Кор. 13, 4–5 ), а об одном только заботится, чтобы действительно пособить нуждающимся, вовсе забывая о себе, и принести Богу жертву чистую и угодную. Не стесняйтесь тем, что вы не в состоянии сделать больших приношений: приносите столько, сколько вам по силам. Вы знаете, что и лепта, принесенная от усердия и любви, бывает дороже всяких других жертв, совершаемых без усердия, а с суетною целию, и что из лепт-то и составляются большия суммы. Помните одно: там вопль, там стон, так скрежет зубов; там тысячи без пищи, без одежды, без крова, пристанища; там нужды, вопиющия нужды, порожденныя войною, и день ото дня увеличивающияся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Сравнивая поведение Давида в сем случае с поведением врагов Иисуса, которые своими устами произнесли против себя строгий приговор, выслушав притчу Христову, поражаемся величайшим различием между ими и Давидом. Они не раскаялись в том преступлении, за которое признали себя достойными казни, и до сих пор несут за нераскаянность заслуженное наказание. Но Давид не только сам раскаялся, но и всех нас грешников располагает к раскаянию согласно своему обещанию: научу беззаконные путем Твоим, и нечестивии к Тебе (Господи) обратятся. Пусть каждый грешник, подражающий Давиду в грехах, подражает примеру его покаяния и да изливает покаянные чувства словами псалма его: Помилуй мя Боже по велицей Твоей милости. Ограничение обязанности повиноваться родителям Поучение на усекновение главы св. Ион. Предтечи Она же (дщерь Иродиадина) наущена материю своею, дождь мне, рече, зде на блюде главу Ион. Крестителя ( Мф.14: 8 ). Вот какова мать! Вместо того, чтобы учить дочь добру, страху Божию, благочестью, она учит ее злу. Сама нечестива и дочь обучает нечестью; сама развратна, похотлива и любострастна, и дочь свою развращает; сама проникнута злобою, мстительностью и кровожадна и в дочери развивает те же злые склонности. Подобных матерей и вообще родителей немало и между христианами. Они до того испорчены, что, будучи сами беззаконниками и нечестивцами, навязывают и детям свой превратный образ мыслей и свои злые привычки, напр. научают лгать, воровать, сквернословить и т. п... Сами идут путем погибели и детей губят. Они не боятся, что должны отвечать перед Богом не за себя только, но и за детей. Им не страшна угроза Спасителя против соблазнителей, заслуживающих того, чтобы с камнем на шее бросить их в морскую пучину и потопить. Если проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в законе Господнем, то сугубое проклятие падает на того, кто не только сам не исполняет того, что писано в законе, но и других развращает, как развращала свою дочь Иродиада. Но с другой стороны горе детям, которые под предлогом почтения к родителям подчиняются их нечестивым внушениям, хотя находятся в таком возрасте, в котором должны бы разуметь различие добра и зла, греха от не греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что за безумие? Кто научил тебя так оскорбить Бога и омрачить веселие убийством? Погубив Крестителя, ты думал устранить вместе с ним и обличение, но Предтеча, вселившись в могилу и скрывшись под землей, ничуть не меньше прежнего дважды обличает твой двойной грех. Ты думал, что после этого убийства твоя страсть усилится, еще сильнее воспламенится нечистая похоть, разжигающая постыдное удовольствие. Это доказывает то, что ты не сразу отверг эту нечестивую просьбу и не воспрепятствовал ей, и не возмутился, оскорбившись бесстыдным требованием танцовщицы, и не возопил: «Горе мне, если за краткое и ничтожное удовольствие дам столь великую награду, которой нет ничего равного в царской сокровищнице». Почему ты, царь, воспрянув духом, не отказал девице, говоря: «Клянусь Богом Моисея, не дам! Не уплачу такой цены за краткое ничтожное зрелище». Согласно книге Притчей, « цена блудницы равна цене одного хлеба» . Итак, не отказав, ты согласился. А следовало громко и скорбно воскликнуть. Отказавшись от клятвы, ты без труда устранил бы и опасность клятвопреступления. Каким образом? Отказавшись от принесенной клятвы! Не исполнять такой клятвы ценой крови Предтечи и Пророка, не взирая на обличения, есть признак мужа трезвенного, но ты не опечалился и, что еще хуже, согласился. Это показывает, что, клявшись, ты страстно желал смерти Пророка. Не будучи в силах, а лучше сказать, не пожелав осознать совершаемое, он немедленно приказал отсечь мечем главу, доныне обличающую его в величайшем беззаконии. Следовало не клясться поспешно и под действием вина, но грозно и строго взглянуть на наглую соблазнительницу и выражением лица испугать злую девицу так, чтобы у нее в глазах помрачилось, и эта бесстыдница не совершила дурного. Но ты поступил иначе, охотно предоставив свой слух бесноватой, чтобы она, а лучше сказать, другая через нее, попросила плату за позор. Так был уловлен царь Иудейский. Так был сражен его нетвердый разум. Демон пьянства довел его до такого жалкого бесчувствия, что заставил отсечь голову, которую не смогли долго содержать земные недра и которой, еще источающей кровь, не устрашился Ирод, когда видел ее, положенную, как пищу, на блюде.

http://bogoslov.ru/article/4763356

10 . К этому, о, блаженне Христов Крестителю и Предтече, сего­дня мы вместе сходимся, слушатели твоего гласа, и прежде, чем ус­лышать Слово, начавшие взирать на Истину, отражавшуюся в тебе, Светильнике, прежде, чем полностью воссиял свет; потому что не как с давно отошедшими, но как бы со всеми присутствующими в настоящее время мы внимаем тебе, и ныне, как бы при твоей кончи­не, твоем переселении отсюда, и мы теперь присутствуем не вместе с Иродом и его сотрапезниками, не вместе с палачом, не принимая в дар твою священную главу в вечное возмездие (да не будет!), 23 но соединяясь вместе с твоими учениками и последуя им, скрываю­щим под землю твое мертвое тело, скорбя вместе с ними, удручен­ными до последней степени слухом о твоей несправедливой кончи­не; воскормленные твоим крещением и твоими словами о Владыке, слыша и видя тебя, они радовались, имея в тебе руководителя к спасению, явленного от Бога по всей стране той, и теперь справед­ливо скорбели, лишившись такого великого блага; вот, мы вместе с ними и находимся; по правилу же священной любви жалеем убииц, хотя и весьма, весьма дурных людей; а затем мы сорадуемся с то­бою относительно твоих счастливейших уделов и в твоем рожде­нии, и в жизни, и в кончине как сущих во всем по Богу и ставших, поистине, общей сокровищницей благ для человечества, радуемся же и нам самим, получив вместе с ними такого великого наставника и попечителя, и твою кончину признаем за достояние твоих чад, потому что ты не меньше продолжаешь жить ими, хотя и находишься в другом месте, и, как бы присутствуя и будучи с ними, услаждаешь их повествованиями о твоем житии, и направляешь свыше твоим руководством, и окормляешь их, имея возможность умолить Все­могущего в силу твоего благословенного и великого дерзновения. Сообразно сему мы чтим этот день; соответственно сему и было про­изнесено это (наше) слово. 11 . От нас отнюдь не осталось скрытым то, что ты бы желал, что­бы мы, чада твои, воздали тебе с нашей стороны при этих песнопе­ниях и священных гимнах, без наличия чего ты не будешь рад этим приношениям тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

10 . Итак, человечество нуждалось в таковых средствах помощи от Бога, и, таким образом, было необходимо для него воспользоваться для этого орудием (своего спасения). Итак, когда налаживались тако вые пути для будущего и предназначенного воззвания человеческого естества, человечество коснело по немощи у некоторых в отношении ума и воли и вследствие злых умыслов со стороны зла, и все не возмогло приготовиться к чудесным этим вещам, когда даже и теперь, когда они явились светлее света, не все становится причастными им; Бог же, и зная это, не обошел людей Своей заботой и, по причине имеющих не принять лекарств, не счел должным презреть тех, которые с готовностью устремляются к ним; но Могущий и иными способами приготовить людей к принятию этих величайших вещей, и об этом весьма любвеобильно позаботился: именно поэтому и Моисея вдохновил Он видеть относящееся к грядущему ради спасения людей, и Моисей предсказал пришествие Грядущего ради спасения мира и имеющее последовать убиение Его со стороны тех, кто преслушают Его; и другим пророкам после Моисея Бог открыл это, и они писаниями и устно предсказали Его пришествие, и Он устроил, чтобы каждый в свое время и разными способами предсказал это, коих невозможно ныне перечислить и это потребовало бы много слов. 11 . Итак, когда завершились в достаточной мере приготовления сего Домостроительства Божиего для принятия (Его пришествия) и веры, прекрасно следовавшие по мере течения времени, возросла и греховность людей, так что они и своим образом жизни и учениями совершенно отвратились от Бога, так что благовременно тогда было и лекарства приготовить для них и чтобы более объявила себя Сила Божия и благость Его, желавшего и вместе с тем возмогшего при избытке болезни человечества произвести исцеление его; содействовало же сему и благоприятное в то время положение вещей на земле, потому что тогда впервые вся вселенная оказалась под одним начальствованием, – дабы, конечно, легче было бы таким образом апостолам совершить ее (вселенной) обход, иначе они не могли бы продвигаться; сущая же среди людей видимая и материальная монархия является знамением и предначатком имеющего наступить подчинения людей Единому Богу и того, что Богопочитание уже будет единым и единодержавным среди людей, которые в прежнее время совершали его в отношении различных тварей, а также – чрез них – и различным бесам; и во всех отношениях внешние благоприятные обстоятельства прекрасно сошлись вместе как имеющие послужить Божественному человеколюбию; тогда Бог сразу же осуществил Свое человеколюбие и очищение нашего естества и совершил Свой замысел (план) в отношении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010