Не удивляйтесь, христиане, безумию Ирода; – то был язычник, идолопоклонник; – вы должны не только удивляться, но и ужасаться, если я вам скажу, что и между христианами есть такие любовники – Ироды, и любовницы Иродиады, которые занимаются худыми и грешными делами; которые за бесстыдное обращение с ними любовниц – готовы отдать все – и самую жизнь. Они не думают о том, что прелюбодеи и прелюбодейцы не наследуют царствия небесного; но умрут лютою смертью, и будут брошены навеки в озеро огненное; – ибо в откровении написано: за то, что она развратничала – в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее 94 . Знаю, что ни слов моих, ни слов Божиих не хочет слушать род лукавый и прелюбодейный, – ни любовники, ни любовницы не ужасаются вечных мучений ада, – они потеряли всякий стыд и всякий страх Божий; но не забывайте вы того, что смерть впереди, и суд Божий впереди, и адские мучения впереди нас. День ото дня ты себя обманываешь и говоришь: „быть может покаюсь, быть может Бог простит“. Ева однажды только согрешила – и то Бог наказал смертью ее и весь род человеческий; – а ты, быть может, давно грешишь, давно не говеешь, или и говеешь – да не каешься. Удовольствия от страстей и похотей скоро забудешь; а вечные муки не преминут тебя, ты их не избегнешь никогда. Мария Египетская 48 лет оплакивала свою развратную жизнь – в посте, слезах и величайших подвигах, а ты не знаешь конца своему разврату. Перестань же оскорблять Бога всемогущего, у которого много средств наказать тебя – ты, которая не разрываешь преступной связи с любовником. Боже! Боже! как Ты долготерпелив к нам грешным; все еще Ты ожидаешь обращения и покаяния грешников. Горе, горе миру от разврата и пьянства. Боже! дай всем нам силу покаяться и не погибнуть до конца. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Тогда-то именно пришел Илия к этой бедной вдове. А как даже и в обыкновенное время ее жизнь была полна лишений, можете судить. Тем не менее пророк, сойдя с горы, направился к ней, минуя богатых, имевших хлеб в изобилии. Но почему он, словом низводивший огонь с неба, не низвел себе хлеба? Ведь мог же он сделать это? Конечно, мог; однако, не сделал этого. Почему? Чтобы не лишить вдову награды за странноприимство, а также, чтобы оставшуюся у нее горсть муки и немного масла умножить своим благословением. В самом деле, пророк пришел сюда не столько для собственного пропитания, сколько для пропитания вдовы и для обнаружения того, каково расположение ее духа и сердца. Это совершилось по устроению Божию. Всех находящихся в мире святых Бог может пропитать сам, но иногда Он удерживает Свои дары, чтобы посредством странноприимства испытать благорасположенные сердца и дать им возможность принести плоды. И только когда уж совсем некому принять и оказать странноприимство, тогда Он или посылает пищу через птиц, как Илии на горе, или через неведомого пророка, как Даниилу во рве, или через морского зверя, как, например, Ионе, или, наконец, сам непосредственно посылает пищу с неба, как отцам нашим в пустыне. В самом деле, когда не было никого, кто мог бы принять странствовавших по пустыне сынов Израилевых, Бог с неба одождил им манну и из скалы извел для них воду. Точно также, когда Он видит, что Его верные терпят притеснения, Он не спешит со Своею помощью, чтобы дать людям возможность благодеяниями притесняемым устроять свое спасение. Итак, пришел Илия к вдове, у которой ничего не было, кроме горсти муки. С трудом достало бы этой горсти ей с детьми на обед. Что же говорит ей пророк? «Дай мне немного воды в сосуде напиться» ( 3Цар.17:10 ). А когда она пошла за водой, он вслед ей закричал: «Возьми для меня и кусок хлеба в руки свои» ( 3Цар.17:11 ). В ответ на это она с полною откровенностью призналась, что у нее есть и чего нет. Что же именно? «Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине» ( 3Цар. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Здесь особенно достопримечателен тот способ, каким Божественный Наставник располагает душу к принятию утраченной ею благодатной жизни: сей способ состоит в удалении от души всякого шума и смятения, чрез это поставляется она в возможность слушать глас Его. Усекновение главы Иоанна Крестителя ( Матф. 14 ; Марк 6 ) Ирод, четвертовластник, управлявший Галилеею, услышал молву об Иисусе; ибо имя Его сделалось известным во всей стране. Он был извещен о всех чудесах, совершенных Иисусом, и не знал, что и подумать о сем, поскольку некоторые говорили: это Иоанн воскрес из мертвых, и потому делаются им чудеса. Другие говорили: это – Илия. Иные, наконец: это – один из древних пророков возвратился в мир. Ирод же сказал: верно это – Иоанн, которому я отсёк голову: он воскрес из мертвых. Ибо Ирод сам послал схватить Иоанна и приказал в оковах посадить его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, его брата, с которой он имел незаконную связь; так как Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь жену твоего брата. За это Ирод хотел умертвить его; но боялся народа; потому что Иоанна почитали за пророка. Угрозы, оскорбительное обращение, темница – таков бывает иногда удел тех людей, которые по своему званию должны возвещать истину сильным земли. Св. Иоанн дерзновенно увещевал Ирода и безбоязненно в лицо обличал его в кровосмешении и в соблазнительной жизни. Этот злой властитель не только не обратил в свою пользу спасительных обличений Св. Иоанна, но и приказал наложить на него оковы. Но какая великая слава для предтечи Мессии защищать дело Божие с потерею своей свободы, даже своей крови и жизни! Не огорчайтесь и вы, верные слуги Господа, если мир обременяет вас обидами; не возможно вам выполнить, как следует, обязанности своего служения без того, чтобы не быть предметом несправедливых гонений! Чего вы не вытерпите от демона, когда будете ревностно стараться о сокрушении его власти и царства греха? Чего не перенесёте от людей, раболепствующих своим страстям, когда вы будете обличать их пороки и проповедовать им тесный путь, ведущий к небу? Уверьтесь же наперёд, что если вы будете исполнять в точности свой долг, то не избегните скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Число учеников Христовых все увеличивалось. Господь избрал из них двенадцать, которые всегда ходили за Христом, и которых Он посылал в разные места проповедовать Свое учение. Поэтому, Он назвал их посланниками или апостолами. Имена их: Андрей (Первозванный), Петр (Симон), Иоанн и Иаков (братья), Филипп, Нафанаил (Варфоломей), Фома, Матфей, Иаков и Иуда (братья), Симон (Зилот) и Иуда (Искариотский). Кроме этих двенадцати апостолов, Иисус Христос выбрал еще семьдесят учеников. Дети! видите, как охотно первые ученики пошли за Христом; они сразу же послушались Спасителя и потом уже всегда ходили за Ним. Так и мы должны всегда сразу же и охотно исполнять повеления Спасителя. Куда опять пришел Иисус Христос после Своего крещения? Что сказал Иоанн Креститель, увидя Спасителя? Какие ученики слышали слова Иоанна? Кого Андрей позвал к Спасителю? Куда пошел Христос с первыми учениками? Кого затем призвал Иисус Христос? Кого Филипп призвал к Спасителю? Сколько главных учеников избрал Господь? Как Он назвал их? Как имена двенадцати апостолов? Сколько еще учеников избрал Спаситель? †77. Послание апостолов на проповедь (Мф.10:7–40) Однажды, призвав к Себе учеников Своих, Иисус Христос послал их проповедовать людям Его учение. Отпуская апостолов, Спаситель дал им такое наставление. «Идите и проповедуйте людям, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золотых, ни серебряных, ни медных денег, ни двух одежд, кроме посоха и простой обуви на ногах. (Вам всё дадут те, которых будете учить). Потому что трудящийся достоин пропитания. Куда ни придет, наведывайтесь, кто тут достойный человек, у того и живите, пока не отправитесь в путь. Входя в дом, приветствуйте его словами: «мир дому сему». Если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или города того, оттрясите прах от ног своих. Вот Я посылаю вас, «как овец среди волков: итак, будьте мудры (осторожны), как змеи, и просты (незлобивы), как голуби. Остерегайтесь людей: они будут отдавать вас на суд, и на собраниях своих будут бить вас. И поведут вас к правителям и царям за Меня. Но вы не заботьтесь, как или что сказать; ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь Того, Кто по убиении имеет власть и душу и тело подвергнуть мучениям. Ни одна малая птичка не упадет на землю без воли Отца вашего Небесного. А у вас и волосы на голове все сочтены. Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, исповедаю и Я перед Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь и Я перед Отцем Моим Небесным. Кто принимает вас, Меня принимает; а кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня». Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мк.6:17–29; Мф.14:3–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 33–34 ). В Евангелии служение Крестителя раскрыто образами, указывающими на зависимость славы Его служения от славы Христа: он лишь «глас вопиющего в пустыне», он не Жених, но лишь «друг Жениха» – тот, кто приготовил все торжество, но уходит, как только появляется Жених, он «не был Свет», но был послан, чтобы о Нем свидетельствовать ( Ин. 1: 8 ). Святой Иоанн прекрасно знал о подготовительном характере своего служения, на что и указывал своим ученикам: «Ему должно расти, а мне умаляться» ( Ин. 3: 30 ). Ученики Крестителя, слыша свидетельства его об Иисусе, уходили от него и становились учениками Христа ( Ин. 1: 27 125 ). Правда, у некоторых последователей Предтечи умаление славы учителя вызывало огорчение и непонимание: «Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении. И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему» ( Ин. 3: 25–26 ). Желая убедить учеников в мессианском достоинстве Иисуса, находящийся в темнице Предтеча посылает их увидеть Его и Его дела: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» ( Мф. 11: 5 ), и говорит им, что сомнение в божественном и мессианском достоинстве Иисуса Христа, опасно: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3: 36 ). Почему Крестителю верили? В силу авторитета святости. Народ воспринимал его как пророка Божия. Иоанн появляется, когда все думали, что времена пророков прошли, и вот из пустыни выходит настоящий пророк, знающий волю Божию, аскет, обличающий, призывающий к покаянию и возвещающий скорое явление Мессии: «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» ( Ин. 1: 26–27 ). За святым Иоанном издревле закрепилось наименование Предтечи, что означает «бегущий впереди». Предание Церкви не только в служении, но и в жизни видит предшествие Иоанна Иисусу Христу: он до Христа выходит с проповедью покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» ( Мф. 3: 2 ), претерпевает страдальческую кончину ( Мф. 14: 1–12 ), сходит во ад (тексты служб Собора св. Иоанна Крестителя (20 января) и Усекновения его честной главы (7 сентября), говорят, что он и в аду проповедовал грядущее пришествие Мессии). «В темной утробе ада был великий Иоанн, больший из всех Пророков, который всем находившимся в аде предвозвещал Христа; чем самым и соделался вдвойне Предтечею – проповедником для живых и мертвых; он из узилища Иродова был послан во всемирное узилище адское, где от века пребывали скончавшиеся праведники и неправедные» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с XIV века. малоазийская область. святого Пимена последовала в конце VI века. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина эфиоп. мера длины, равная приблизительно двум километрам. прп. Арсения 8 мая. св. Моисея Мурина последовала около 400 года. ( < < back) Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб. Богородичный монастырь — один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова. был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его. был управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский. 1487 году князь Ярослав Васильевич выдал грамоту на землю для обители  и приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в 1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым. в Прологе надо предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем кончины его указан 28 день августа. Память святой праведной Анны святой Анны совершается еще 3 февраля, вместе с памятью святого Симеона Богоприимца. Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна унаследованный от предков, обычай ужичества у евреев, состоял в следующем, по описанию книги Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

7 . Итак, справедливо Владыка наш порицал нарушителей законов, которые лицемерно выдавали себя за хранителей их, за то, что они, «оцеживая комаров, поглощали верблюдов людей простых», 673 и то – будучи в гораздо большей степени виновными, чем те простые люди, потому что и сами во множестве и сознательно согрешали, и другим допускали грешить, когда было возможно воспрепятствовать им это делать; порицает их и за то, что они, воздавая десятую часть даже от малейших плодов, превосходящими меру штрафами за провинности лишали бедных, вдов и сирот их домов и подобно врагам грабили их. 674 О, «мудрые» блюстители совершенства в от ношении хранения закона, вы вопите на Христа, обвиняя Его в нарушении субботнего покоя тем, что Он в субботу очистил (исцелил) прокаженного, и в субботу дал зрение слепому, и пригвожденному в течение долгого времени к одру болезни и расслабленному влил в субботу силу ходить, Ироду же попускаете, льстя ему, человеку, до такой степени ужасно нарушающему закон и душевно губящему свою возлюбленную? Признаете ли вы, снисходя, что это сожительство законный брак, или же, несмотря на то, что он не послушался вас, вы не вознегодовали на него и не отлучили его от общения с чистыми, но еще и разделяете с ним пиршество и иные вещи? Считаете ли вы, убогие, оказание помощи несчастным за нарушение закона относительно субботы? Не сам ли Моисей, законоположивший субботний покой, так же поступил бы по милосердию? Потому что в этом понимании он поставил закон и не имел целью делать людей вместо боголюбивых бесчеловечными, потому что в таком случае он не был бы Моисеем, ни вдохновленным Богом; если же, законополагая о субботнем покое, он не присовокупил: «За исключением, если бы кто возмог дать зрение слепому и благодетельствовать подобными великими делами», – то так поступают и все законодавцы, допуская желающим право судить и умеющим, соображаясь с обстоятельствами, приспособлять законы, каковые обстоятельства невозможно было бы ввиду их множества и неисчислимости ни хорошо собрать вместе, ни обозначить их письменами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Святые страдают, умирают, лишь бы научить всех правду любить и истину хранить; а мы, братия, по крайней мере, жить будем правдой и истиной, чтобы тем заставить других правду любить и истину почитать». (См. «Проповеди», прот. Р. Путятина ). III. Будем, братия, и для себя и для других любить истину и хранить правду. Неправда ни для кого не полезна, и беззаконие для всех пагубно. Почитая Усекновение главы Иоанна Предтечи, почтим истину, которую он так желал водворить; почтим этот день строгим воздержанием в пище и питии, дабы не уподобиться по жизни убийцам святого великого праведника, предававшимся в этот день объедению и пьянству, – помянем в своих молитвах всех страдальцев за истину и во главе их наших христолюбивых воинов, положивших живот свой за веру, царя и отечество. Беседа 4. В день св. апостолов Петра и Павла I. Однажды св. апостол Петр вопросил Господа: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Иисус Христос отвечал ему: «Истинно говорю вам, что вы, поспедовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:27–28 ). Итак, если Сам Господь не отделяет славы Своей от славы учеников Своих, то могла ли Св. Церковь Его не прославлять их, не призывать их в молитвах своих? Поклоняясь единому во Св. Троице Богу, ублажая Пречистую Матерь Христа Бога нашего, мы, чада Православной Церкви, прославляем и призываем в молитвах наших также и верных рабов Божиих, наших старших братий, – во-первых, св. пророков, во-вторых – св. апостолов. Как между пророками Церковь преимущественно прославляет св. Иоанна Крестителя, так между апостолами – святых Петра и Павла: первого «яко апостолов предначальника», второго «яко паче паче всех трудившася» 109 . Св. Петр родился в Вифсаиде и назывался прежде Симоном, был сын Ионин и имел брата Андрея, названного Первозванным. Занятием их была рыбная ловля. Однажды Господь, идя по берегу Тивериадского озера, увидел Симона и брата его Андрея, закидывавших сети в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты. К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица. Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых. Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.). Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды. В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 19–20 ). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010