Стих: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109, 4–1). 22 июля. Память святой равноапостольной Марии Магдалины  Тропарь, гл. 1 Многочтимая Мария Магдалина, ты последовала за Христом, родившимся ради нас от Девы, сохраняя Его повеления и заповеди. Поэтому сегодня, празднуя всесвятую память твою, мы получаем по твоим молитвам оставление грехов. Прокимен, гл. 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев. Стих: В собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева (Пс. 67, 26–27). 27 Июля. Память святого великомученика Пантелеимона  Тропарь, гл. 3 Святой великомученик и исцелитель Пантелеимон, моли милостивого Бога о даровании прощения грехов душам нашим. Кондак, гл. 5 Подражатель милостивого Спасителя, мученик и страдалец за Христа Бога Пантелеимон, получивший от Него дар исцелений, исцели твоими молитвами наши душевные болезни, всегда избавляя от соблазнов диавола всех, с верою взывающих: «Спаси нас, Господи!» 1 августа. Всемилостивого Спасителя Тропарь, гл. 8 Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетенных грехами, всемилостивый Владыка, и по молитвам Богородицы даруй душам великую милость. Прокимен, гл. 1: Да будет милость Твоя, Господи, над нами, ибо мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные о Господе, правым подобает славословить (Пс. 32, 22.2). 16 августа. Празднование перенесения Нерукотворенного образа Спасителя  Тропарь, гл. 2 Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благой Христе Боже, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотию на крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. За то мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, все исполнил радостью». Прокимен, гл. 4: Будем ходить во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радоваться весь день (Пс. 88, 16–17). Стих: Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс. 97, 3). 29 августа. Усекновение честной главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол? Рискну ответить: может. Исходя из уже цитируемых слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность. Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться. Но принцип «я - Христов» должен быть руководящим. Например, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя ребенку, собирающемуся поиграть с друзьями в футбол, можно объяснить, что в память о казни Предтечи Церковь установила строгий пост и христианину не следует принимать участие в увеселительных играх. Это будет честнее и гораздо полезнее для души, чем истории о языческом происхождении футбола… Насколько это подействует? Вопрос сложный. Желание забить гол часто превалирует в детском возрасте над духовными упражнениями. «Один разок ударю по мячу - и домой…» Но любое слово на религиозную тему, сказанное с любовью, оставляет в душе свой след. Уместно вспомнить слова Екклесиаста: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11, 9). Вот история, которую мне поведал один благочестивый знакомый. В юности он очень любил играть в футбол. О его увлечении знал почти весь приход. Однажды в день своих именин юноша, как обычно, пришел в храм, исповедался и сподобился причаститься.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2225...

И мы возвращаемся к Евангельскому повествованию. Об убиении Иоанна Крестителя далее сказано: Мф.14:6–7 . «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит». Блаженный Иероним истолковал этот стих следующим образом: «Мы не знаем (то есть из Священного Писания) , чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию, одинаково совершают празднества» . У православных, братия и сестры, не принято отмечать день собственного рождения, так как до конца не ясно, чем увенчается наше появление на белый свет. Если жизнь человека не увенчается добрым успехом, то он сам может проклясть день собственного рождения, как и случилось в жизни Иова Многострадального, когда Бог испытывал его праведность. Сказано, что в сокрушении своем он (Иов) восклицал: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!» ( Иов 3, 3–5 ). В случае с Иовом испытания принесли ему пользу, но уверены ли мы, что наша жизнь окончится так же удачно? Так что не только свидетели Иеговы настороженно относятся к своему дню рождения. Лично про себя я могу сказать, что в этот день я более вспоминаю страдания и боль своей матери, которая в муках рождала меня. И в этот день я с большим усердием молюсь об ее упокоении. Мать Маккавейских мучеников укрепляла сына в мучении его напоминанием: «сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя» ( 2Мак.7:27 ). Отмечается и празднуется православным христианином день его Ангела – день, в который он крестился, так как Ангел-хранитель дается в святом Крещении, и день именин – то есть день празднования святого, имя которого мы носим. Это делается в строгом соответствии с учением Нового Завета, где сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Традиция же отмечать день собственного «рождества» является следствием той западной секуляризации, которая после Петровских реформ проникла на территорию нашей страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поистине, как писал диакониссе Олимпии святитель Иоанн Златоуст , «больше всего на свете боюсь епископов, кроме немногих» . Он же ( Иоанн Златоуст ) учил, что рукоположивший нечестивого усиливает его грех. Но оставим Диотрефа, который волновал древнюю Церковь своими церковными амбициями и восставал на апостола Иоанна Богослова, и вернемся к блудливой девице, которая думает: что же ей попросить у царя Ирода за очаровавший его танец? Далее мы читаем: Мф.14:8 . «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал данный стих: «Из боязни, чтобы Ирод не раскаялся когда-либо и не сделался другом брата своего Филиппа, и чтобы незаконный брак ее не был расторгнут, Иродиада убеждает дочь свою, чтобы она тотчас же, во время пира, попросила голову Иоанна. Достойная кровавая награда достойному делу пляски» . Далее мы читаем: Мф.14:9–10 . «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице». Блаженный Феофилакт, истолковывая эти слова, пишет: «Ирод опечалился по причине добродетели Иоанновой, ибо и враг обыкновенно чтит добродетель. Впрочем, ради клятвы, дает бесчеловечный дар на погибель себе и приявшей его. Познаем отсюда, что иногда лучше нарушить клятву, нежели ради клятвы сделать какое-либо нечестие. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава первоначально положена была в Эмесе» . Как правило, у восточных правителей в день их рождения был обычай отпускать пленных на свободу. И когда ключи загремели в темнице Иоанна Крестителя, он мог предположить, что его хотят отпустить на свободу. Но Господь судил иначе: тюремщики пришли за головой пророка Божия. Обычно перед смертью человеку давали время на молитву. Трудно предположить, что уважаемому во всем народе праведнику отказали в этой последней милости. Мы не знаем, о чем молился Иоанн Креститель под мечом палача. Но мне представляется, что и перед лицом смерти его молитва была за беспутного и нечестивого царя Ирода Антипу. Давайте вспомним, когда мы беседовали о заповеди Блаженств: «блаженны плачущии, ибо они утешатся», то мы задавались вопросом, о чем плачут эти блаженные? И у Блаженного Феофилакта находили следующий ответ на данный вопрос: «Плачущие – то есть о грехах, а не о чем-либо житейском. Притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних» . Да, братия и сестры, святые, покидая этот мир, молятся за своих убийц. Так молился и Сам Сын Божий, молитвенно восклицая с креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Так же молился и побиваемый за стенами Иерусалима неистовыми иудеями камнями архидиакон Стефан. Сказано: «и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:59–60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Иисус Христос с гневом прогнал всех торговцев и продавцам голубей сказал: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Тогда начальники Храма подошли к Иисусу и гневно спросили: «каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Иисус Христос предвидел, что Иудейские начальники возненавидят и убьют Его, и ответил: «разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его (то есть когда вы убьете Меня, разрушите тело Мое – этот храм Божий, – Я через три дня воскресну, и тогда вы увидите, что Я имею власть так поступать)». Они показали вид, что не повяли Его предсказания, и сказали в ответ: «Сей Храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» и отошли прочь. Во время пребывания Своего в Иерусалиме Иисус совершил много чудес, и многие уверовали, что Он есть Мессия. Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи Мф.44:1–12 ; Мк.6:14–29 ; Лк.9:7–9 . Предтеча Христов Иоанн исполнил то дело, для которого был призван; он проповедью о покаянии приготовил народ к принятию Спасителя и указал на Него людям, и затем скончался мучеником за правду. Иоанн обличал Галилейского даря Ирода в том, что тот женился на жене своего брата, Иродиаде. Это обличение прогневило злую Иродиаду, и она уговорила мужа заключить Иоанна в темницу. Но она боялась обличений пророка и из темницы, так как царь уважал его, как человека святого, и ожидала удобного случая, чтобы убить его. В день своего рождения Ирод сделал у себя пир; дочь Иродиады во время этого пиршества угодила царю и гостям своею пляской, и царь дал с клятвой обещание подарить ей то, что она попросит. Девица спросила у своей матери, чего-бы ей попросить, и та ответила: «голову Иоанна Крестителя». Ирод смутился от такой просьбы девицы; но, боясь, что другие назовут его лжецом, не исполняющим своего клятвенного обещания, он заглушил в себе голос совести и приказал воину идти в темницу и отсечь голову Иоанну. Воин принес главу Иоанна на блюде к царю; царь отдал ее девице, а та отнесла к матери своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

По окончании проповеди Иисус Христос велел Своим ученикам переправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера. Во время плавания Он заснул. Внезапно поднялась сильная буря, волны стали заливать лодку. Ученики в страхе будят Иисуса Христа и говорят: «Господи, спаси нас, мы погибаем». Иисус Христос встал, запретил ветрам и морю, сказавши: умолкни, перестань. Ветер утих и сделалась великая тишина. Ученики в страхе и удивлении говорили: «кто это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему». § 20. Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:18–26; Мк. 5:21–24, 35–43; Лк. 8:41–42, 49–56) У одного начальника синагоги, по имени Иаира, была смертельно больна единственная дочь, которой было двенадцать лет от роду. Иаир пошел к Иисусу Христу, пал к Его ногам и просил придти и исцелить больную дочь. Иисус Христос с учениками отправился в дом Иаира. Когда они шли, приходит посланный из дома и говорит ему: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Это известие поразило несчастного отца. Иисус Христос утешил его, сказавши: «Не бойся, только веруй, и дочь твоя будет спасена». Когда они вошли в горницу, где лежала умершая, Иисус Христос взял ее на руки и сказал: «Девица, встань». По всемогущему слову Господа умершая тотчас встала. Видевшие чудо изумились, и слух о чудесном воскрешении дочери Иаира распространился по всей стране. § 21. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (Мф.14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Ирод, царь Галилейский, женился на Иродиаде, жене Филиппа, брата своего. Иоанн Креститель обличал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада ненавидела Иоанна Крестителя и старалась погубить его. Удобный случай скоро представился. Однажды Ирод праздновал день своего рождения. Собралось много гостей. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и пляской так угодила Ироду, что он с клятвой обещал ей дать все, чего она ни попросит, даже до половины царства. Соломия пошла к матери посоветоваться чего просить. Иродиада сказала ей: «Проси голову Иоанна Крестителя». Соломия возвратилась и сказала Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но ему было стыдно не исполнить обещания, данного перед гостями. Он приказал воину отсечь и принести голову Иоанна Крестителя. Воин принес на блюде голову и отдал ее девице, а девица отдала ее матери. Ученики Иоанна, узнав о его мученической смерти, пришли и взяли тело и погребли его; потом известили об этом Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

И Сам Спаситель мира принял первое свидетельство от Иоанна. А потом, как говорит евангелист Иоанн, был момент, когда ученики Иоанновы пришли к нему и говорят своему учителю Иоанну: " Равви, вот Тот, Который был с тобою, о Котором ты свидетельствовал, вот Он крещает и все грядут к Нему» (уже не к тебе идут, а к Нему) ( Ин.3:26 ). Тут – явный оттенок такой искренней, но неразумной ревности о славе своего учителя. И вот, видя все это в своих учениках, Иоанн и послал их к Спасителю, чтобы они там воочию убедились Кто пред ними, ибо дела, которые творил Спаситель, как Сам Он говорил, они свидетельствовали о Нем ( Ин.10:25 ). В вышеизложенном случае мы видим, как Господь, в Свою очередь, свидетельствовал о Своем Крестителе, как о " больш ем в рожденных женами» . Ныне мы с вами празднуем память св. Иоанна Предтечи. Церковь , когда бывает праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, в прокимне, т.е. основном стихе, выражающем главную мысль праздника, возглашает: «Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него». Это прямо относится к Иоанну Предтече, когда он был уже в темнице и когда он был обезглавлен. Святое Евангелие повествует нам о том, что Господь наш Иисус Христос, после Своего Крещения, когда Он явил Себя миру, удалился в пустыню, и там в строжайшем посте, ничего не вкушая, провел 40 дней и 40 ночей. Как человек, Он почувствовал голод. Тут приступил к Нему искуситель, сатана. Но нужно иметь в виду, что дьявол несомненно чувствовал, что перед ним Какой-то Особый Человек, смутно чувствовал Грозного и Страшного Противника в Том, Кто именовался Иисус. Но так или иначе, искуситель хорошо знал, что Этот Человек ни к какому пороку не причастен, ни для какого обыкновенного греха не доступен – Чист и Безгрешен Он Единственный! Поэтому, когда искуситель попытался приступить к Нему своими искушениями, то никакого грубого соблазна на грубый, явный тяжкий грех он Ему не предлагает. Знает, что Этот Человек не примет никакого соблазна греховного, как будто бы благожелательно Ему говорит, когда Он почувствовал голод: «если Ты Сын Божий, то скажи, чтобы эти камни сделались хлебами» ( Мф.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 179– 184. 3. Русский перевод иером. Амвросия (Тимрота) Кондак, глас 5 Предтечи славное усекновение/произошло по некоему Божественному замыслу,/чтобы он и пребывавшим во аде/возвестил о пришествии Спасителя./Да восплачет же Иродиада,/беззаконное убийство испросившая:/ведь не закон она Божий возлюбила, не вечную жизнь,/но обманчивую и временную. Икос : День рождения Ирода всем явил дела неправедные,/когда среди роскошно пировавших/глава постившегося как яство была предложена./С радостью соединилась скорбь,/и со смехом смешалось горькое рыдание,/ибо блюдо с главой Крестителя неся,/пред всеми вошла, как сказала, отроковица./И как от уязвления плач напал/на всех, с царем тогда вкушавших:/ведь ни их не обрадовало это,/ни даже самого Ирода./Ибо сказано: опечалился он,/впрочем печалью не истинною,/но притворною и временною. 4. Русский перевод сайта Pravoslavie.ru (только кондак-проимий) Славное усекновение Предтечи совершилось по некоему усмотрению Божию, да проповедает он и в аде находящимся пришествие на землю Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство; ибо не закон Божий, не истинную жизнь будущего века возлюбила, но жизнь временную и скоропреходящую. Источник : Объяснения церковных и домашних молитв 1 Переведено с греч. языка из Anal. sacra К. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца . Из начальных букв каждаго икоса акростих: το ταπεινο Ρωμανο. В Anal. sacra помещен еще следующий кондак: Тебе подобает, Предтече, достойная похвала; ибо ты умер за вечную жизнь, как возненавидевший временную. 2 Перевод сего и следующаго (3-го) икоса заимствован из кондакария архимандрита Амфилохия (стр. 50).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Скачать файл mp3 (5,3 мб) Стих: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Стих: Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Рождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Стих: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит яко у Тебе очищение есть. Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Стих: И мене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое упова душа моя на Господа. Пляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Стих: От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Не подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити. Не подобаше ти того всечестную главу пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне. О, како дерзнул еси таково убийство совершити! Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию?

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, — напоминает нам Типикон (церковный устав). — Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве» Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Распространены поверья о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя вкушать пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы – эти суеверия,  к сожалению, широко распространенное среди малоцерковных людей, не имеют никакого основания в традициях Церкви, им не следует придавать никакого значения. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 сентября, 2021 7 июля, 2021 11 сентября, 2020 8 марта, 2020 6 июня, 2018 19 января, 2018 11 сентября, 2017 11 сентября, 2016 11 сентября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pred...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010