1 . ...железо, и имеющее быть закаленным для равных боев. И каждый из вас не был ли подвигнут желанием подражать мученической стойкости Страстотерпца, и не пробудились ли мыслью к подражанию ему, и не были ли готовы пойти к тем же борениям, если бы наступила нужда? И произволением души вы уже являетесь мучениками, хотя пока еще и не на самом деле, поскольку время не призывает к этому. Я же полагаю и молюсь, чтобы каждый из вас был так настроен, и самыми делами, а не только на словах, и произволением души почитая мученический подвиг, был бы готов, если будет нужда, перетерпеть смерть за Христа, подобно мученикам, которым всем, как и ныне вспоминаемому нами, вы сотворяете память – их мученического подвига, и их борений, и победы, и на этом основании воздаете благодарность и мученику и, чрез него, Владыке мученика; вы же и сами поддержите мое мнение 710 и осуществление моей молитвы, не только снисходя к моей речи, но и молясь со мною о том, чтобы и я обладал теми же качествами и проявлял большое расположение и мученическое произволение (расположение души), всегда восхваляя и ревнуя ему, на основании чего нам и не приключится очень далеко отступить от мученических борений, благодаря которым отмериваются мученикам награды и согласно достоинству их подвигов от Бога им возлагаются венцы, доставляемые не столько на основании качества перенесенных ими страданий, сколько на основании произволения и намерения их души; потому что, поистине, виды мучений и пыток у одних были одни, у других другие, и различные, у одних – в большем количестве, у других в меньшем, или более тяжкие, или менее, или более жестокие, или менее, – жаровни и сковороды, котлы и вливание кипящего свинца по телу 711 и во внутренности, мучилищные колеса и дыбы, и вертела, и посажение на кол, и волочение по камням, а еще и катапульты, (метающие) камни и стрелы в мучеников, огонь и вода, и открытый воздух, мороз и последующее за этим замерзание от этого – эти и все близкое к этим мучениям, одним – одно, другим другое, одним – больше, другим меньше, а некоторым досталось только отсечение головы для отшествия из этой жизни; готовность же и мученическое произволение были у всех равные, как и любовь и готовность их ради Христа, из любви к Нему и с Его помощью пойти на смерть, ради Которого и с помощью Которого они совершили свой подвиг, ради этого готовые пойти и идущие на все, только бы ради чего-либо не отступить от любви Христовой. Отсюда и всем им было возможно в равной мере сказать: «Кто нас разлучит от любве Христовы? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляемы есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения». 712 И еще: «Извес тихомя бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучите от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем». 713

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Но как же это они допустили ему, с пренесением жертвы, торже­ственно праздновать день своего рождения, в таком большом числе будучи гостями на его пиршестве? Почему не запретили ему учас­тие в жертвоприношениях, чтобы в силу этого дать основание пре­любодейке увидеть, что нарушение ею и Иродом закона видится не только возлюбленному Иоанну, но и гораздо большему числу лю­дей, которых не было бы справедливым вводить в заблуждение? Но тем, что они молчали и покровительствовали беззаконию, этим они устраивали засаду для праведного и мудрого хранителя законов, которому и не было такой необходимости, сколько им, бороться за законы, побуждаемому боголюбивым благоволением (к Ироду) и желавшему спасти души заблуждающихся, и Ирод, таким образом, терпел Иоанна, отечески советующего ему, и уважение его к добро­детели мужа в течение долгого времени преимуществовало над раз­нузданной страстью в нем и над благоволением его к общнице стра­сти, побуждавшей его не только не слушаться Иоанна, но и убить его; и под ее более сильным нажимом он, угождая ей, действительно заключил праведника в темницу; заключил, но не убил и не должен был бы убить, если бы позднее не стеклись для этого все обстоя­тельства, когда настал благоприятный день для увенчания правед­ника, а также приключившийся для гибели беззаконствующих, так, что вместе с разнузданным беззаконием они стали повинны и в убие­нии желавшего их спасти и очистить (от греха). И, конечно, Бог был силен, если бы пожелал все это дело сразу же прекратить, как и послать легионы ангелов, и разрушить весь город; но как при затме­нии солнца, которое не терпит от этого никакого ущерба, земля по­гружается в мрак, и это происходит по известным законам и распи­санию, 14 так и то, что произошло с Иоанном, было определено издавна, и единым движением Бог совершил и награды пророку за доброде­тель, и Ироду возмездие, соответствующее его преступлению; и Он не насиловал воли ни первого в отношении благочестия, ни второго в отношении противоположного сему, так что и у того и у другого поступки были по их воле, и то, что они сами избрали для себя, то и определил Он им; так что ни для Иуды не могло послужить в извине­ние то, что Христу должно было пострадать, и не ради спасения лю­дей – каковая была цель у единого Владыки, – но по злобе и завис­ти и любви к славе и деньгам предал он Учителя, и вместе с хлебом принял в себя сатану, вошедшего в него; не тогда, впервые пытающе­гося войти в него, но тогда, впервые вошедшего в него, он утвердил в себе; что вместо того, чтобы принять благодать, случается и со всеми недостойно причащающимися Божественных Тайн, и если кто нахо­дится в числе отвергавших их. Так и здесь то, что должно было Иоан­ну увенчаться за мученичество, не уменьшает вину убийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Прекрасна стаття! Спаси Господи за слова! Лариса 8 сентября 2013, 17:59 Прочла и задумалась! Ведь пью, много пью и сама понимаю, что много, понимаю, что пора остановиться . У меня дети, муж, который любит и ценит, а я не ценю, что дал мне Бог! Прости Господи! Спаси мя грешную! Ищу помощи, очень нуждаюсь. Альбина 12 сентября 2012, 09:22 Огромное спасибо за статью.Если бы можно было читать их каждый день наверно было бы на свете меньше зла. Михаил 11 сентября 2012, 23:33 Спаси Христос за статью. Могу сказать личным опытом свидетельствовать о вреде пьянства о неразумном поведении и многом другом. Я отработал 7 лет нач охраны вышибал большого ночноного клуба за эти годы каждая ночь свидельство что делает с людьми пьянство блуд разврат. Море крови море слез. После всего я бросил пить и вот много лет даже не пригубляю. Год назад стал руководителем и используя служебное положение принял меры и добился закрытия этого заведения. 11 сентября 2012, 14:28 Дуже трактування свята,в яке язик не дуже сказати: " святом! " . Але , в будь-якому " святом!!! " дмитрий 11 сентября 2012, 13:03 спасибо очень вразумило я сам пьяница Дмитрий 11 сентября 2012, 11:12 Всё правильно. Но начинаю ненавидеть пьющих, понимаю что о них нужно молиться, понимаю что дьявол нетерпение и раздор сеет между людьми, понимаю что моё нетерпение к больным людям (пьющим) тоже есть не от Бога. Иногда испытываю страх перед этим пороком хотя молю Бога не впасть в такие тяжелые грехи. Также вижу по отрицательному опыту страдающих людей, что гордость является предшественником такой тяжелой болезни как пьянство. Господи спаси нас малодушных. р.Б. Тамара 11 сентября 2012, 10:59 Сегодня после службы в память о Иоанне Крестителе батюшка тоже посвятил проповедь о вреде пьянства: один порок, что был 2000 лет тому назад, что сегодня, может погубить ни в чем неповинного и трезвенника, и праведника. От руки пьяного человека, ставшего бесконтрольным, малодушным и безбашенным погибло великое множество, и неповинная кровь льется рекой от Ветхого и Нового завета до наших дней.

http://pravoslavie.ru/31892.html

Удивительно то, что при такой бедности она не скрыла, что именно у нее оставалось. А сколько ныне людей, у которых золото и серебро чуть не валяются, где попало, на приглашения оказать помощь ближним отвечают отказом, ссылаясь на то, что у них нет ничего; если же при неотступных просьбах и согласятся дать, то предварительно составляют записи крепче железа и берут с должника обязательства с ответственностью поручителей и свидетелей? А вот вдова с первого же слова не отказалась, что есть у нее горсть муки. Что же затем пророк? Поскорее, говорит он ей, сделай из этой муки хлеб, но сначала для меня, а для себя с детьми сделаешь уже потом. Искушением было для нее это слово, испытанием для ее сердца, пробным камнем для ее воли. Как будто самое сердце этой блаженной женщины было положено на весы и взвешивалось. Куда склонится чашка весов? Любовь ли к собственным детям возьмет в ней верх, или долг гостеприимства по отношению к пророку? И она предпочла стеснить себя и своих детей, но принять пророка. Как будто знала она, что «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка. ...И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, не потеряет награды своей» ( Мф.10:41–42 ). Но что означает то обстоятельство, что пророк просил ее поспешить, сделать для него хлеб поскорее? Неужели он был настолько голоден, что нуждался в поспешности? Нет, конечно. А эта поспешность должна была свидетельствовать об ее усердии, о доброхотности и теплоте ее гостеприимства, об отсутствии огорчения или принуждения. «Ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор.9:7 ). Поскорее сделай – сначала мне, а потом себе и детям своим. Поспеши, как Авраам при посещении ангелов поспешил к стадам своим, чтобы выбрать ягненка для их угощения, и как Сарра поспешила к своим запасам, чтобы получить (за то) хлеб, скрывавшийся в небесах. Поспеши и принеси, как Авраам, жертву Богу, не себе прежде, а потом – мне, как Каин и Офни и Финеес, сыновья первосвященника Илии, которые святотатственно забирали себе начатки из приносимых Богу даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

На основании сего умеющие правильно судить, таким образом применяясь к нуждам, прекрасно пользуются рамками законов для дел благотворительности, не отменяя эти законы и не порицая установителей их; но там, где невозможно было бы согласовать букву закона с данным положением и с разумностью и просто с благом и пользою, они скорее руководствуются тем основанием, что так поступил бы и сам законодавец, если бы присутствовал при этом, и, даже не присутствуя, судил бы в пользу поступающего благостно и мудро. Мы же допускаем и здесь преимущество Господа и распорядок обоих законов; вы же никогда не познаете его, меньше всего видимого для таковых, как вы. Итак, вы порицаете таким образом Самого Творца и Хранителя закона; вы же, уцепившись за узкое значение слов, в чем отнюдь нет нужды, обнаруживаете для многих бессмысленную ревность,–хвалящих вашу стойкость, не замечая истинного смысла вещей и питая злобу на совершающих прекрасным образом дела милосердия, держитесь буквы закона; долженствовавшая же польза от закона заключалась в том, что в некоторых случаях следовало строго держаться предписаний, а в других – уступать чувству любви и нужде; здесь же у вас (в отношении Ирода) отвергаются и буква закона, и цель законодавца и теряется сама присущая естеству справедливость, так что она приспособляется к Ироду в том, чтобы он противозаконно взял себе в жены бывшую раньше супругой своего брата, хотя и оставившего ей семя, 675 и это не кажется вам ни чудовищным, ни недопустимым, а затем вы, вероятно, радуетесь вместе с безрассудно убивающим Крестителя, к которому он раньше благоволил и который не сделал ничего дурного, и к одному злу прибавившим другое зло, еще более тяжкое, – мстя Крестителю, как сочетанному с Христом и родственностью, и своим духовным расположением, и преследуя Самого Иисуса, и боясь Его, и открывая двери для умышленного убийства Его. 8 . Таковой они разожгли адский пламень для своих душ и для всего их рода; царь же Ирод огорчился требованием убийства Крестителя, по причине же клятвы и совозлежащих гостей не захотел отослать дочь Иродиады ни с чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Что же касается подобия Божия, то, насколько это было возможно, душа человеческая была сотворена таковой, и в силу этого можно сказать, что человек был создан по образу Божиему, и это утверждается священными книгами и является истиннейшими словами, и на основании сего естественно, что в те времена, когда свет веры еще не воссиял, некоторые на основании сущего в них образа Божия были возведены к познанию Небесной Троицы, хотя и смутному, а также к пониманию того, что пределом такой души является общение с Богом и непосредственное познание Его; потому что невозможно, чтобы душа была сотворена «как-нибудь», но, конечно, она была сотворена ради определенной цели; и невозможно, чтобы у ума была бы иная какая цель, кроме умозрительного и духовного наслаждения; лучше же сказать – знание истины является пределом, который сопровождает таковое наслаждение, и нет ничего иного, что остается старательной душе для такого совершенства, как то, чтобы помышлять о Боге и посредством сущей в ней трехчастности 697 сочетаться с Первой и Превосходящей естество Троицей, здесь – как бы в зерцале, а там – непосредственно и лицом к лицу; и эта цель для нее как духовной естественна, впрочем же – вышеестественна, как имеющей помышлять от себя и по своему положению о вещах худших по своей природе и которые, конечно, ниже ее, вокруг чего, по заслугам, вращается природное человеческое мышление, восприятие Божиих тварей и того, что стало в ряду с ней, не могущей же возвыситься к восприятию умозрительной Беспредельности и сущей в Ней троичности личных свойств, как только при водительстве ее Богом, а Божие водительство она не могла получить иначе как только путем своего усердия и устроения себя быть достойной водительства Божиего; и посему была нужда поместить ее на некое поприще состязания, и как упражнявшуюся и подвизавшуюся явить ее достойной таких великих наград и венцов, и справедливо и вместе с тем сверхблагостно получившей от Творца счастье, и посему она была соединена с телом и с различными связанными с ним ощущениями, чтобы в течение краткого времени прожив в нем и использовав его как раба для более возвышенного образа жизни и пользуясь им как слугой и сущими в нем прекрасностями, а также и сущими в нем тягостностями, которые естественно связать со всеми подвигами и без наличия которых невозможно ни одолеть, ни увенчаться, и, таким образом, доблестно противясь таковым тяготам, а также проистекающим от него (от тела) засадам и страстям, имеющим цель привести человека к отступлению от духовной жизни, она (душа) перемещается в небесную область, воспринимая там награду за проявленное ею здесь усердие и предельное счастье; если же она использует дар свободы воли на противоположное сему и на страстный образ жизни, то сама она явится виновницей всему тому, что имеет последовать ей

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

4 . Итак, ему долженствовало опередить смерть Иисуса и умереть раньше Его, чтобы не только как придя в жизнь он был Предтечею общего спасения для живущих, но и для сущих под землею, имеющих быть спасенными и насладиться плодом Домостроительства, 668 он пришел бы как Предтеча, и таким образом во всем был Его Предтечею, и, сохраняя за собой прекрасным образом усвоенный ему чин ангелов, служащих Божественным Домостроительствам, и в силу его ангельского образа жизни во плоти не уступил бы уже никому и из первых учеников, сам первый положив душу за любимого Владыку, и то раньше, чем он получил явленнейшее удостоверение Божества во Христе, что Он позднее соблаговолил сделать для Своих учеников; долженствовало, чтобы Христов Креститель стал сообразен и Страстям Христовым, и как Тот добровольно пошел на смерть, так чтобы и он, в награду за свое стояние за законы, таковую принял кончину: не распятие, как Тот имел перенести, не надругательства, не прободение в ребро (потому что это и все подобное принадлежало цели и делу Домостроительства, и по этой причине задолго таким образом было предсказано), 669 – но вынести страдание только головы, которой он, ведая открытое ему будущее, сострадал Ему, с другой же стороны, сорадовался, принимая во внимание проистекающую оттуда пользу для всего человечества. Итак, в этом была нужда, и так и произошло, и это является предметом сегодняшнего дня и всех событий, совершенных и повествуемых в связи с ним. Итак, внешним основанием для сего – не столько страдания, сколько венцов (для Крестителя) – послужила давнишняя ненависть к нему Иродиады и событие, случившееся тогда во время пира (Ирода); истинная же причина заключалась в недобрых замыслах «доблестных» хранителей законов, которые убили Иисуса как якобы разорителя законов, которым казалось недопустимым нарушить субботу; Ироду же они допускали безмерно идти против законов; (так они поступали), потому что они не могли терпеть того, что Иоанн, повсюду возвещающий Иисуса, после оного полного удовлетворения с небес возбудил к себе такое глубокое уважение (как это и следовало ему), 670 так чтобы жить у Ирода и пользоваться у него таким великим почтением, – боясь, чтобы вместе с Иродом он не увлек за собой и все множество иудеев, на что у них, действительно, было доброе основание так заключать; потому что они видели, что Ирод весьма внимает ему и с удовольствием общается с ним и во многом слушается его: потому что он видел в нем святого мужа и праведника и как таковому оказывал большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Итак, я думаю, не следует дело мученического произволения ставить в зависимость от беспощадности или мягкости карателей и на основании этого судить о большей или меньшей заслуге мученика; но следует делать оценку на основании самой решительности их души и сопротивления – на основании их любви к Христу – правителям, держащим всю землю в своих руках, и на основании их исповедания Истины, на основании чего все они единодушно пошли на страдания и презрели всякую смерть, были совершенно готовы на всякий вид мучений и отважились вступить в борьбу, ничего не боясь, взирая только на одно – как бы не ослабеть перед лицом ужасов, сколь они ни были бы жестоки, и не потерпеть неудачу в тщательно обозначенной цели, именно: чтобы эту временную жизнь сменить на вечную, тленную – на нетленную, и мимотекущую – на пребывающую и присносущную, и пропадающую – на блаженную и не гибнущую, в которой возможно им царствовать вместе с Христом; на страдания они смотрели спокойно как на исход из этой жизни, так и на мучителей и тиранов, допуская им как им угодно терзать приготовивших себя во всех отношениях к смерти за Христа и живущих уже не этой, а будущей жизнью, и плоть и прежде страданий распявших со страстьми и похотьми, радующихся же большему и более жестокому нанесению им страданий как испытывающему таким образом их расположение души и доблестнейшую душевную решимость, с коликой и каковой они пошли на борения. 3 . Это было предметом заботы для мучеников; это было целью, которую они себе поставили; с такой подготовкой пошли они на страдания; у них была одна задача – стояние за Истину даже до крови и смерти; один предмет борений – смерть ради Христовой любви; одно стремленье – чтобы, устрашившись перед лицом нанесения им страданий, не упустить им что-либо из подобающего мученикам совершенства Истины; равное рвение, воспламеняемое на основании равной и подобной у всех любви, если каждый и различным образом ушел из этой жизни, и был ли путь, ведущий к намеченной цели, более жестоким для них, или более легким, более ли продолжительным и более мучительным, и либо скорее кончающимся или же, наоборот, растягивающим их мучения, однако же это был один и тот же путь для всех, если следует не по качеству страданий выносить суждение, как это было часто сказано, но на основании мученического сопротивления и произволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Таким образом, Божий план в отношении людей не осуществился, по доброте Его, поистине, весьма сущий по сердцу Ему и имеющий снова осуществиться, встречающий же препятствие, как это видится, в порочности людей тем, что, находясь в этой плоти на поприще жизни, они возбуждали негодование Божие к проявлению ими не добродетели, а зла, и всюду выставляли прародительский грех как предлог и начало своих личных грехов, – так, чтобы результат отвечал основному положению и плод – семени; и лишь весьма редкие по всей земле следовали природному закону доброй нравственности, да и после Моисеева закона не многие утвердились в нем, потому что многие среди иудеев, именно огромное большинство их, своими делами бунтовали (φηνιξοντος) против него, хотя и гордились верою, что он – божественный; следовало же, чтобы для тех, которые представлялись усердными, был отменен приговор, вынесенный всем недугом семени, впрочем же – и для «хромающих» (имеющих недостатки) в отношении являемого усердия в жизни: потому что одни, ведя хороший образ жизни, не веровали, а другие хотя и верили, но вели дурной образ жизни. И таковое злостное безрассудство людей, нашедшее сотрудника, а лучше сказать, на свое несчастье бедственно усвоившее для себя лукавство (зло) отступившего от Бога естества, 701 само, в свою очередь, стало сотрудником его в позоре отношения своего к Творцу, и возрадовался лукавый, чтимый несчастными людьми вместо Бога: потому что не небо, не звезды, не стихии стали почитаемы ослепшим человеческим родом, и не твари, которые были ниже их по природе, – потому что даже до таких крайностей дошла слепота людей, – и не радовались оные таким образом чтимые и не знали того, что их почитают, да и не могли чувствовать, оказывается ли им или не оказывается какая честь, – но под видом всей этой твари был почитаем оный (лукавый) и лукавое сборище, отпавшее вместе с ним. Он был радующимся, злостно и достойно его радуясь тому, что такое множество людей принял в общники своего собственного бедствия; потому что эта его радость была радостью злорадства и преизбытком лукавства и всего того, что было к лицу отцу лжи и всякого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

8 . Однако невозможно было, чтобы Божий замысел в отношении человеческого естества окончательно 702 пропал; поэтому необходимо было, по выше указанным причинам, с телами людей сочетать духовные начала, так как долженствовало создать и дух, служащий в показание величайшей благости Божией, премудрости Его и силы; душа же человеческая, хотя и скупо воспользовавшаяся телом для добродетели, которое весьма хорошо могло бы ей быть помощником, если бы она пожелала хорошо использовать данные ему способности, однако могла бы иметь некое основание для оправдания перед Божественной благостью тем, что из-за засад соединенного с нею тела она, оказавшись дурным образом сбитой со своего пути, до такой степени пришла в негодность, и не случилось бы ей оказать повиновение телу, если бы она не была с самого начала соединена с ним, – какового оправдания не могли иметь демоны, которые неизлечимо и последовательно бешенствуют против Бога, как уже не имеет никакого оправдания и естество человеческое, продолжая нераскаянно беззаконновать, и после чудесной и явственнейшей цельбы его (Пришествием Христовым) понесет уже неизбежное и непрестающее наказание. Итак, Божией благостыне долженствовало и определено было этими путями излечить человеческий недуг, и этому во всем прекраснейшему по своей природе и прекрасности из дел Его плану долженствовало не окончательно потерпеть неудачу; поскольку же Он намерен был излечить человеческое естество, то сему и способ лечения был определен, притом прекраснейший, и был он один-единственный, и иным не было бы возможным быть, каковой он и осуществился. Но нам, насколько возможно, подобает путем рассуждения изучить его. Итак, свойственно было Божией премудрости предложить тождественное врачевство всему расширившемуся по всей вселенной человечеству, – так, чтобы оно могло простираться не только на живущих тогда, но и на живших раньше и на имеющих жить до скончания века, и вообще на все человеческое естество; и чтобы оно еще не было полностью явным и очевидным, чтобы не уменьшить значение блага личного произволения человека и веры, что вместе с тем должно было бы уменьшить и награды; потому что весьма явным вещам следует бесспорно вверять себя, так что для последующих им это не служит показанием их добродетели или мудрого образа мыслей; потому что нежелание держаться очевиднейших вещей скорее свойственно безумцам. К тому же долженствовало человеческому естеству и наказанию подвергнуться, дабы, совершенно не понесши ответственности, оно не получило бы благодеяние, что не соответствовало бы Божией правде; потому что долженствовало, чтобы Божие человеколюбие воистину превозобладало над понятием справедливости в самом желании Его спасти человека, но чтобы в способе спасения сохранилась вместе с тем и Божия правда. Но как бы могло все естество человеческое совместно подвергнуться очистительному взысканию, не могущее быть и вместе представленным, когда невозможно было бы и все части естества, принадлежащие разным уделам времени, собрать воедино?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010