Псалом избранный Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко./Слава и богатство в доме его./И правда его пребывает во век века./В вечной памяти будет праведник./Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, преумножится./Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него./Вот, я устам моим не возбраню, (Господи)./(Ты уразумел правду мою и истину мою.)/И язык мой будет проповедовать правду Твою, весь день – хвалу Твою./Свет воссиял праведнику и правым сердцем – веселие./Род правых благословится./Славою и честью увенчал его./Ибо Ты благословишь праведника, Господи./Как оружием благоволения Ты оградил нас./Которым с высоты посетит нас Восходящее Светило./Чтобы просветить сидящих во тьме и тени смертной./Направить ноги наши на путь мира. Слава, и ныне: Аллилуия (3). По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Свирелей пастырских: После полиелея седален, глас 8 Подобен: Свирелей пастушеских: Предтеча, вернии, Креститель и Ангел всех Избавителя,/Ирода обличив за беззаконие Иродиадино, умирает, во главу усечен,/яко да и сущим во аде со дерзновением благовестит,/яко Бог сходит тамо пленити смерть. Предтеча, Креститель и Вестник Искупителя всех,/обличив Ирода за беззаконие с Иродиадой,/умирает, обезглавленный, верные,/чтобы и пребывавшим во аде со дерзновением благовествовать,/что Бог туда сходит пленить смерть. Слава, и ныне, Богородичен: Слово Отчее на землю сниде, и Ангел светел Богородице глаголаше:/радуйся, Благословенная, Яже чертог едина сохраньшая,/зачатие приемши Превечнаго Бога и Господа,/да от прелести, яко Бог, спасет род человеческий. Слава, и ныне, Богородичен: Слово Отчее сошло на землю,/и Ангел светлый Богородице возглашал:/«Радуйся, Благословенная,/Одна чертог девства сохранившая,/приняв во чрево Предвечного Бога и Господа,/да спасет Он от заблуждения, как Бог,/род человеческий!» Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Поучение в день Усекновения Главы св. Ион. Предтечи И печален бысть царь, клятвы же ради и за возлежащих с ним повеле дати ей ( Мф.14:9 ). Ирод Антипа праздновал день своего рождения. Во время праздничного пира плясала дочь Иродиады, жены Филиппа, брата его, и так угодила Ироду, что он с клятвою обещал дать ей все, чего ни попросит. Она, по наущению матери, попросила у него главы Ион. Крестителя. Жаль было Ироду Ион., но данное обещание исполнил, ибо подкрепил его клятвою. Клятва есть одно ив дел богопочтения. Господа Бою твоею убоишися, и именем Ею кленешися ( Втор. 6:13 ). Клятва состоит в призывании имени Божия для удостоверения в истине наших слов и для сильнейшего побуждения себя к исполнению принятых нами обещаний и обязательств. Ирод согрешил сугубо. Он дал обещание крайне легкомысленное и безрассудное и подтвердил, его клятвою, не сообразив предварительно, какого потребуют от него обещания, справедливого и доброго, или нечестивого и беззаконного, исполнить которое было бы несогласно с законом Божиим и с совестью. Это величайший грех. Когда в силу сего обещания потребовала от него главы Крестителя, он и сам понял, что исполнение этого требования есть дело грешное и богопротивное. Греха творить не следовало, в грехе надлежало раскаяться. Как ни был легкомыслен Ирод, он, когда увидел, что от него требуют беззаконного дела, сознал свой грех, клятву однако исполнил и таким образом к одному греху прибавил другой: грешно было давать легкомысленную клятву, еще грешнее исполнять ее. Ироду надлежало не только сознать свой грех, но вместе не делать того, что поклялся сделать. Когда произносил клятву, он совершил грех неведения; но когда удостоверился, что дал клятву беззаконную, то, исполнив ее, совершил грех ведения. И за грех неведения всякий должен отвечать, если не приняты меры к избежанию его, тем паче за грех ведения. Ирод знал, что исполнить клятву грешно, но с другой стороны почитал противным чести поступить вопреки данной клятве и боялся прослыть бесчестным во мнении гостей, в присутствии которых дал клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Богородичен: Полки Ангелов и смертных/Тебя, не знавшая брака Матерь, восхваляют непрестанно:/ибо их Создателя как Младенца/Ты носила в Своих объятиях. Другий канон на 6. Кир Андрея Критскаго, глас тойже. Иной канон на 6, творение преподобного Андрея Критского, глас 8 (переведен со славянского: в греческой Минее другой канон) Песнь 1. Ирмос: Истрясшему в мори мучительство фараоне/и Израиля сушею наставльшему/поим Христу,/яко прославися во веки. Песнь 1 Ирмос: Стряхнувшему самовластие фараона в море/и Израиля по суше проведшему/воспоем Христу,/ибо он прославился навеки. Пустыни красное овча,/Захариин плод и Елисаветино паче надежди прозябение,/предповелевает верным торжествовати честную его память. Пустыни прекрасная овца,/Захарии плод и от Елисаветы сверх надежды произросший,/заранее повелевает верным/торжественно праздновать священную его память. О, рождения, исполнена крове!/О, пира мерзка!/Убийством бо пиянство Ирод раствори,/трапеза же его скверноубийства горькаго исполнися. О день рождения, полный крови!/О пир мерзкий!/Ибо пьянство с убийством Ирод смешал,/трапеза же его кровопролитием горьким наполнилась. Обличившаго Ирода беззаконнующа, вернии,/и отсечение главы претерпевша, воспоим Крестителя,/яко за ревность Божию умерщвлена. Обличившего Ирода в совершении беззакония/и отсечение главы претерпевшего,/воспоем Крестителя, верные,/как за ревность Божию умерщвленного. Богородичен: Неописаннаго Бога Слова, всего всельшася в Тя,/родила еси, Чистая Богородительнице,/сугуба Того, яко едина суща Сына,/воплощенна из Тебе неизреченно. Богородичен: Беспредельного – Бога-Слово,/всецело в Тебя вселившегося,/Ты родила, Чистая Божия Родительница,/Его, в двух естествах – как единого поистине Сына,/воплотившегося от Тебя неизреченно. Катавасия: Крест начертав, Моисей/впрямо жезлом Чермное пресече,/Израилю пешеходящу;/тоже обратно фараоновым колесницам,/ударив, совокупи,/вопреки написав непобедимое оружие./Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися. Катавасия: Крест начертывая, Моисей/прямо рассек Красное море жезлом/для идущего пешком Израиля,/и то же море ударом поперек/обратно для Фараоновых колесниц соединил,/изобразив тем непобедимое оружие;/потому воспоем Христу Богу нашему:/ибо Он прославился.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

Но бесхарактерный и страстный по натуре Ирод скоро опять подпадал под тлетворное влияние хитрой и лукавой женщины. Такая двойственная жизнь, конечно, в минуты трезвых размышлений приводила его к отчаянию, и он все чаще и чаще устраивал пиры, на которых, по примеру Рима, допускались уже прямо оргии. Вероятно, ни на одном из предшествующих пиршеств Ирод так не злоупотреблял вином, как на этом, окончившимся кровавой драмой. Иначе Иродиада не нашла бы его состояние подходящим к исполнению ее замысла и на этом пиру. Она была уверена, что план мщения на этот раз удастся, когда посылала дочь Соломию в пиршественный зал. Тихо и неожиданно появилась в зале красавица Соломия и начала пляску, в которой игрою глаз, губ, движением ноги, руки, изгибами всего тела старалась наглядно выразить то, что для человека представляет приятный яд. Апатия гостей быстро сменилась живым интересом. Ирод забыл свои думы и благодарным взором глядел на плясунью. И это позорное зрелище вознаграждено было священнейшей главой Крестителя, которая тут же, в этом пропитанном пьянством и развратом зале была передана плясунье на окровавленном блюде. " Саломея " Лукас Кранах, 1530г. Ужасается истинный христианин дерзости Ирода и Иродиады и, вместе с тем, в самом событии, как и во всех жизненных явлениях, видит внушение свыше. Ведь почти 2000 лет прошло со времени усекновения главы Иоанна Крестителя. А кажется, будто не было этих двадцати веков, и в наше время весьма часто совершаются кровавые преступления, условия возникновения которых напоминают ту великую драму, которой закончился пир Ирода. И в наши дни весьма часто кутежи в блестящих ресторанах, трактирах и других притонах, где льется рекою вино, где в лице женщин известного сорта присутствует разврат, оканчиваются кровопролитием и убийством. И все же люди, зная, каким опасностям подвергают свою жизнь в этих местах разгула, неудержимо стремятся туда. Сами собою напрашиваются вопросы: для чего же всеблагой Бог попустил совершиться великому злодеянию 2000 лет тому назад и весьма часто попускает подобному совершаться и в наши дни? Частое повторение одного и того явления при одних и тех же обстоятельствах исключает всякую мысль о случайности и говорит о персте внушающем и указующем. Не должно ли все это понимать так: Господь попустил завершиться Иродову пиру великим злодеянием и при этом не пожалел величайшего из пророков, строго постника и воздержника, чтобы ясно показать нам, как много зла, несправедливости, жестокости и лжи в пьянстве и разврате?

http://pravoslavie.ru/31892.html

Тропарь, глас 2: П амять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущым во аде Бога Явльшагося плотию. Вземлющаго грех м i ра, и подающаго нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: В ся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси Неложна, Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим. На велицей вечерни Стихологисуем Б лажен муж: первый антифон. На Г осподи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры самогласны, глас 6-й. Иоанна монаха: Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Н е подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити. Не подобаше ти того всечестную главу  пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне. О, како дерзнул еси таково убийство совершити! Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию? Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. П аки Иродиа бесится, паки смущается. О, плясания льстивна и пира с лестию! Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим. Слава, глас тойже: Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем.

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

Содержательно объекты 2-6 - фотографии 5 произведений художницы Megasoma Mars - реализуют ясно прочитываемую отсылку к библейской сцене усекновения главы Иоанна Крестителя и непосредственно к библейскому персонажу Иоанну Крестителю (Иоанну Предтече), являющемуся объектом религиозного почитания в христианстве. Следует отметить, что данное изображение имеет непосредственное отношение к христианству в целом (не только к православному христианству, но также к католицизму и протестантизму). Общеизвестно и общепризнано, что в рамках европейской культуры и христианской цивилизации, в целом, образ Иоанна Крестителя является объектом религиозного почитания лиц, исповедующих христианство. То, что это именно вышеозначенный библейский персонаж, полностью подтверждается указаниями на табличках к экспонатам названий этих экспонатов, присвоенных им, очевидно, самой художницей и написанных на английском языке с использованием текстовой конструкции, не допускающей неоднозначного прочтения. Названия различаются лишь цифрами в дополняющих общее название «Beheading of St. John the Baptist» индексах со значком «#» (представлены на исследование экспонаты с индексами 2, 4, 6, 9 и 11). Если говорить в общем, то факт художественного изображения Иоанна Крестителя сам по себе невозможно оценить положительно или иным образом, без учёта смыслов, вкладываемых художником или скульптором в созданное им средствами художественного отображения произведение, и не исследуя реализованные для этого приёмы художественного выражения. Однако исследуемые 5 экспонатов художницы Megasoma Mars несут в себе вполне определённую семантику. Экспонат «Beheading of St. John the Baptist #2» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #2») - скульптурная композиция, представляющая (олицетворяющая) собой голову человека, от шейной части которой отходят части, олицетворяющие оборванные кровеносные сосуды. Экспонат (как это выглядит внешне) выполнен из тканевого материала (лоскутки материала сшиты между собой, или сымитирована сшитость кусочков), из элементов белого и чёрного цветов. В левой глазной впадине размещена имитация хрусталика глаза, в правой же глазной впадине хрусталик глаза отсутствует, что добавляет изображенному черепу уродства. Ротовая полость головы запечатлена в искажённо открытом виде, придавая негативную динамику, «живость» композиции. На голове, помимо ротовой полости и глазных впадин чёрного цвета, присутствуют три поля чёрного цвета: один в нижней, шейной части, что создаёт видимость дыры, второй - в районе правой части подбородка; третий - в верхней части черепа, на уровне макушки со смещением в левую стороны.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/27/...

И столь прекрасного, столь сильного и столь святого мужа его собственная жена, связав как врага, предала иноплеменникам. Но как же женщина могла одолеть столь сильного мужа? Она воспользовалась его добротою, ночью выведала от него его силы и затем нагого связала его крепкими ремнями. Не даром Премудрость возвещает тебе: «от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих» ( Мих.7:5 ). Какой, скажи мне, зверь и когда замышляет что-либо подобное на своего самца? Какая змея ищет погубить своего супруга? Какая львица готовит смерть своему самцу? Видишь, как истинны слова Премудрости: «нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости» женской ( Сир.25:17 )? Одним словом, кто имеет злую жену, пусть так и знает, что это ему награда за беззакония. Это опять подтверждается Премудростью: жена злая мужу беззаконному дана будет за его злые дела. Закончим же этим свою речь о злой жене. 2. Мы должны вспомнить и о добрых женах, особенно ради присутствующих здесь. Ведь добрые женщины смотрят на добродетели добрых, как на свои, и труды их почитают достойными увенчания наравне с собственными. Как на образец доброй и страннолюбивой женщины укажем на блаженную Сонамитянку. Она, с согласия мужа своего, устроила в своем доме приют для Елисея, где он мог беспрепятственно отдыхать после своих странствований ( 4Цар.4:8–10 ); здесь для него была приготовлена постель, поставлены светильники стол: постель не без покрова, но с приличным для пророка одеянием; светильник не без света, но с елеем, поддерживавшим свет; стол не без хлеба, но с обильным угощением. А что сказать о той блаженной вдовице, которая приютила у себя пророка Илию? Ничто не помешало ей оказать гостеприимство пророку, так как при своей бедности она была богата добрым расположением. А она была столь бедна, что у ней не было ни хлеба, ни вина, ни похлебки, ничего решительно из произведений земных: ни плодоносное поле не приносило ей семян хлебных, ни виноградник не производил для нее своих сладких гроздий, ни плодовое дерево не доставляло ей осенью своих сочных плодов; да и чего же можно было ожидать, когда у нее не было ни пяди возделанной земли, ни локтя почвы, годной для произрастания винограда? Все средства для пропитания заключались у нее в том, что во время жатвы она ходила по следам жнецов и подбирала оброненные ими колосья; так заготовляла она себе пропитание на целый год! К ней-то пришел Илия, и притом во время ужасного голода, когда вся земля высохла от бездождия, когда небо пылало огнем, воздух был раскален как медь и облака взнузданы; когда не было ни травы, ни цветов, ни утренней росы, деревья не давали побегов, колосья не колебали своих верхушек; когда реки обмелели, и источники едва питались из недр земли, а море огустело от соли, так как не было притока пресной воды и не падало дождя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Следовало любить обличающего, а не убивать, как полагает Соломон , чтобы тебе не услышать этих слов: « А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду» . Если же, связанный клятвою, ты предпочел убийство, чтобы избежать позора клятвопреступления, все-таки нужно было мыслить по-царски, праведным разумом совершить выбор и предпочесть лучшее, когда тебя смущало безумие. Ибо кто принудил его вначале поклясться? Что связывает страстный танец девушки и убийство пророка? Что объединяет ярость и благоразумие? Если же клятвы были причиной, как он считал, то не следовало пьяному принимать такое решение. Ведь следовало веселиться, а не убивать, что совершенно неуместно и безумно. Требовалась трезвость и рассудительность. Дело не в том, что случилось прежде. Но если твое зло до этого оставалось скрытым, то ты сам показал его через убийство, обнажив свое беззаконие. Зачем, будто для собственного обличения, торжественно вносить голову тайно удерживавшего от блуда? Но, обличаемый в сладострастии, ты убиваешь. О человек, ты нарушил порядок гостеприимства. Вместо угощения ты приготовил гостям огорчение. Что делаешь, несчастный? Вместо пищи приносишь такую приправу – главу Крестителя! Что ты разливаешь гостям это неразбавленное вино? Вот какой напиток царь наливает своим советникам! Или не видишь, сколь великое зло есть пьянство и сладострастная жизнь? Отрезвись, если хочешь, немного и пойми, что, когда в дело вмешивается ярость, нельзя уничтожить внутреннего человека или накормить внешнего. Ты же от изобилия, подчинив ум всему этому, поработил и помышления души. Две самые главные страсти среди всех наших страстей выделяют умудренные в этом: гнев и похоть. Каждая из них в тебе правила с неестественной тиранической силой. Похоть и без всяких ухищрений по правилу осады захватила крепость твоего разума и стала руководить твоей обезглавленной душой. А гнев до такой степени тебя поработил, что вытолкнул в преддверие ада до последней Харибды зол. Разве не таков путь совершающих беззаконие? Или ты думаешь, уловленные правосудием и обреченные на муки наказываются по-другому? Давайте снова послушаем Святое Евангелие: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду» .

http://bogoslov.ru/article/4763356

Ты хочешь быть достойным соблюдателем клятв? Достойны твоего признания 18 сотрапезники. Ты бо­ишься нарушить присягу, а, убивая праведного мужа, не страшишься возмездия? Если ты вынес (законный) приговор заключенному, ко­торому раньше внимал как священному лицу и оказывал ему боль­шое уважение, то почему теперь весьма печалишься? Но разве не еще больше позоря скрываемый раньше царской властью грех , ты теперь явно навлекаешь на себя возмездие? Да, тебе скорее следо­вало бы печалиться о себе самом, если и к обличавшему тебя ты, по благоволению к нему, относился человеколюбиво; если же ты не имеешь ничего, что бы поставить ему в вину, то зачем же казнишь праведника, не сделавшего тебе никакого зла и весьма раньше лю­безного тебе? Или, в самом деле, ты сошлешься на необходимость, свалив все на прелюбодейку: пиршество, пляску ее дочери, обеща­ния ей награды и связанную с этим клятву, и, всецело опутанный распутной страстью, уберешь из среды (живых) отговаривающего тебя от греха и увещевающего тебя, – делая себя повинным в ином, еще худшем грехе, или став худшим, чем какой-либо безумец, что­бы до такой степени добровольно запутать себя сугубым злом; меж­ду тем, ты мог быть свободным и от того, и от другого: и неправедное убийство не совершить, и не скорбеть, совершая его. Почему ты так ценишь мнение своих гостей? – Потому что если они молчат, то нечего и бояться; а если они на стороне девицы, требующей того, что не должно было требовать, то их, как негодных, следовало пре­зреть: потому что, возможно, подозревая изменчивость твоего отно­шения к божественному мужу, судя по положению вещей, они на­перед уже выразили свое одобрение (твоему любому отношению к нему), если же они судили дурным образом, то где же твое царское достоинство, что ты будешь угождать рабам, желающим гибели тво­ей души? Так, если они посчитают, что ты должен скакать и позор­но вести себя, послушаешься ли ты их? Если же, обязав себя клят­вой, ты из чувства богобоязни (по причине клятвы) решишься на убийство, то благочестивым был бы ты, не убивая и не исполняя по неосмотрительности данную тобою клятву; ныне же, кощунствуя, ты представляешься благочестивым, в действительности же буду­чи совершенным богоборцем; потому что Бог не желал бы, чтобы на основании верности клятвы мы кощунствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

12 . Итак, поскольку Божие Слово является Творцом нас и всего этого мира, и все сущее пришло в бытие посредством Его, и Он – в понятии единства согласно естеству – является единым Творцом вместе с Отцом и Духом, хотя действие творения несколько более лично приписывается Ему и выражается это особыми выражениями (в Священном Писании ), то следует благоразумно заключить, что Им имеет и воссоздаться человеческое естество; и посылает Его Бог и Отец как Имеющего совершить это воссоздание; тем не менее, приходит Он, имея совершить это, с той же властью, которая присуща Посылающему Его, лучше же сказать – приходит, имея совершить это во времени, Божественным же предопределением Он уже и от вечности совершил это, как и весь мир Он от вечности в Себе Самом создал умственным начертанием, вне же Себя сотворил его тогда, когда возжелал, вместе с этим сотворив и время; приходит же, не меняя место (потому что Он – везде, как это приличествует беспредельному Естеству), 704 но – в снисхождении к нашему смирению, 705 и то – тогда, когда мы его растлили и отвратились от Бога, и в явлении Себя, неизвестном в прежнее время, и Он приходит, не отделившись от Отца и Духа, но как пребывает Он вместе с Ними в беспредельном естестве, личным же свойством Ипостаси различался и в вечности от Них, так и теперь Он находится на небе и всегда пребывает вместе с Отцом и Духом, единственный же принимает человеческое естество, причем ни Отеческая Ипостась, ни Ипостась Духа не участвуют с Ним в этом, и не предполагалось, что будут участвовать с Ним; и принимает Он поистине человеческое естество, чтобы добровольными страданиями за Истину уплатить в Своем лице долг, который долженствовали люди, и открыть путь, некогда заключенный, ведущий к совершенству, для этого сначала Сам став путником по нему и чистейшим Семенем духовно возрождающихся чрез Него и очищенных верою и крещением, вместо оных злополучных семян, 706 и взойти на небо, как предтеча истинных Его плодов, и совершить и иные дела сего всемудрого Домостроительства, которые нам возможно разуметь из Божественного Писания и из самих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010