Когда они ушли, Господь сказал народу об Иоанне: – Он пророк и больше пророка. Он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший (по возрасту – то есть Сам Христос – прим. авт.) в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Все пророки и Закон прорекли до Иоанна. Он есть Илия, которому должно прийти. (Ибо Иоанн исполнил служение пророка Илии, обличавшего нечестие народа – прим. авт.) Между тем настал день рождения Ирода. Он устроил большой пир своим вельможам. И когда все напились вина, дочь Иродиады Саломея плясала и угодила царю. Он поклялся, что исполнит любую ее просьбу, даже даст полцарства. Она посоветовалась с матерью и сказала: – Дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но не захотел нарушить клятву (хотя только так он мог сохранить Закон Бога). Он повелел дать ей просимое. Воин отсек голову пророка в темнице, ее принесли Саломее, а она отдала ее своей матери. Иродиада в ярости исколола язык Предтечи и желала утопить голову в нечистом месте. Но тайные ученики Господа похоронили ее на Елеонской горе, где она была обретена в IV веке. Ученики Иоанна похоронили его тело в гробнице. Так умер за правду Божию величайший пророк, крестивший Господа. Душа Иоанна Крестителя сошла в ад, и там он также стал Предтечей Христа. В аду он возвестил умершим приближающееся спасение. Память усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 11 сентября. Умножение хлебов (Мф. 14, 13–21; Мк. 6, 30–44; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–14) Незадолго до Пасхи Господь учил народ недалеко от Тивериады. День склонялся к вечеру, а до города было далеко. Тогда Христос, испытывая Филиппа, спросил: – Где нам купить хлеба, чтобы их накормить? – Им и на двести динариев не хватит, чтобы каждому досталось хоть понемногу, – отвечал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Молитва Предтечи 10.09.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Усекновение главы Иоанна Предтечи Слово в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В этот день по обычаю церковному мы совершаем молитву о упокоении всех воинов православных, живот свой за веру и отечество на поле брани положивших. И призываем Предтечу в заступники нашей молитвы. Мы знаем из Писания, как ученики Христовы приступили к Нему и сказали: «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Нам ничего неизвестно о том, как молился Предтеча, как он учил своих учеников молитве, но мы знаем, что благодаря этому обращению апостолов ко Христу, благодаря тому, что они видели, как молится Предтеча, из уст Самого Господа была дана всему роду человеческому единственная из всех молитв — молитва Господня. Больше ничего неизвестно нам о молитве Иоанна. Но оттого что он молился в пустыне и в темнице, и оттого что Господь внял просьбе Своих учеников, нам дано произносить слова Самого Спасителя. Когда молитесь, говорит Он, молитесь так: «Отче наш, сущий на небесех». Только властью Возлюбленного Единородного Сына Божия, на Котором Предтеча Иоанн увидел Духа сходящего и пребывающего, дается всем уверовавшим во Христа, исповедовать Бога Своим Отцом. Только Христос, Сын Божий, мог произнести эти слова: «Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему». И только Он мог сделать так, чтобы эти слова стали правдой для всех нас. Предтече дано было услышать Отчий глас и увидеть Духа Святого, сходящего на Сына Божия, но ему не было дано произнести эти два слова «Отче наш». Но каждый из нас, меньший его, благодаря подвигу его молитвы сподобляется этого дара. Надо чтобы мы научились произносить эти слова как самые главные слова нашей жизни, как самую главную молитву, как самую большую правду, которая нам известна. Для этого вся наша жизнь должна соответствовать молитве, которую мы совершаем. Правда молитвы рождается, когда есть правда слова, которое мы произносим, и правда жизни, как это было у Предтечи.

http://moral.ru/молитва-предтечи/

Ирод Антипа не искал для себя покаяния, посему гнев Божий пришел на него неожиданно – в момент его человеческой славы, человеческой чести, а правильнее сказать, бесчестия. О его смерти (Ирода Антипы) сказано в Книге Деяний святых Апостолов: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян.12:21–23 ). По Иосифу Флавию, именно подозрительность и зависть побудили Ирода убить Иоанна Крестителя. Ирод, подобно всякому слабому, подозрительному, испуганному и напуганному тирану, видел лишь один выход и способ устранить соперника: убить его. Но была и другая причина, почему Ирод Антипа заключил под стражу и убил Иоанна Крестителя. И сегодня мы беседуем о смерти Иоанна Крестителя, и мы читаем далее, почему Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в темницу: Мф.14:3–4 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Древняя история повествует, что Филипп, – сын Ирода Старшего (во время которого Господь бежал в Египет), был братом Ирода (то есть Ирода Антипы – О.С.) , при котором пострадал Христос, – взял себе в жены дочь царя Арефы Иродиаду. А немного спустя вследствие возникновения некоторых подозрений против зятя, тесть похитил дочь свою и к прискорбию первого мужа устроил брачный союз с врагом его, Иродом (Антипой) » . Возникает резонный вопрос: почему Иоанн Креститель, зная мстительный и завистливый характер этого семейства, решился обличить царя Ирода Антипу, сына Ирода Великого, словами: «не должно тебе иметь жену брата твоего». Креститель Спасов Иоанн обличал царя Ирода не ради того, чтобы оскорбить, опозорить или унизить его. Его цель заключалась в увещевании – чтобы Ирод исправился и вернул чужую жену ее мужу, то есть брату своему Филиппу. Праведный человек никогда не стремится опозорить или унизить другого человека. То есть Иоанн Креститель проявлял заботу об Ироде, указывая на его грех. Но Ирода это только злило и раздражало. Причем, как мы говорили выше, он (Ирод Антипа) еще и завидовал славе Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель не мог не обличать Ирода, иначе бы он сам оказался бы преступником, ибо сказано: «Когда Я (то есть Господь Бог) скажу беззаконнику: ″беззаконник! ты смертью умрешь″, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» ( Иез.33:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Св. Иоанн Предтеча окончил свою жизнь мученическою смертью . Он часто обличал правителя галилейского Ирода за то, что тот взял себе Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, в то время, когда Филипп был еще жив. Иродиада просила Ирода, чтобы он предал Иоанна смерти, но Ирод не соглашался, так как почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Однако, из угождения Иродиаде, он посадил Иоанна в темницу. В день своего рождения Ирод давал пир своим вельможам. Дочь Иродиады Соломея плясала во время пира и так угодила пирующим, что Ирод сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства. Девица пошла, посоветовалась со своей матерью и, возвратившись, сказала: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, но не хотел изменить своей клятвы, стыдясь гостей, и послал война в темницу отсечь голову Иоанна Крестителя и отдал девице и отдал девице, а она отнесла своей матери. Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был сын того Ирода, при котором родился Иисус Христос. – Галилеею называлась северная часть Палестины; в ней находились города Назарет и Кана. Усекновение главы Иоанна Крестителя вспоминается 29 августа. В этот день положен строгий пост. Чудесное насыщение народа пятью хлебами В одном пустынном месте к Иисусу Христу собралось много народа, и Он учил их. Наступил вечер. Ученики подошли к Иисусу Христу и говорили: «Место здесь пустынное, а время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в ближние деревни и селения купить себе хлеба». Но Господь ответил ученикам: «Вы дайте им есть». Ученики сказали ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы, но что это для такого множества?» Иисус Христос велел ученикам рассадить народ на траве рядами по сто и по пятидесяти человек; потом он взял пять хлебов и две рыбы, благословил их, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. И все ели, и насытились, и еще собрали двенадцать полных коробов оставшихся кусков. Так чудесно насытились около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Хождение Иисуса Христа по водам

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Иоанн Предтеча свидетельствовал народу, что до того, как он встретил Иисуса Христа, он не знал Его. Ему было открыто Господом, что придет Мессия, Спаситель, но он не знал, Кто это. И только когда Иисус Христос появился на берегах Иордана, тогда Господь подсказал ему, что это и есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира. Будучи уже в темнице Иоанн Креститель посылал к Спасителю учеников, чтобы те задали Ему прямой вопрос: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11. 3). И мы не знаем, почему Иоанн Предтеча послал своих учеников задать этот вопрос. Потому ли, что усомнился в тяжелую для него минуту или потому, как считают многие толкователи, что он тем самым хотел своих учеников укрепить в вере в пришедшего в мир Спасителя. Но Господь сказал: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11. 4-6). Может быть, это было то последнее предупреждение, которое Христос послал Своему Предтече, то послание, которое он должен был получить и окончательно убедиться, что Иисус Христос есть Спаситель мира. После того как произошло это страшное событие, когда была отсечена глава Предтечи, как верует Церковь, святой пророк и Предтеча спустился в адские бездны, чтобы и там уготовать путь Спасителю, прямыми сделать стези Его. И когда Господь Иисус Христос после Своей крестной смерти душой Своей сошел в адские бездны, то и там путь Его был уготован этим божественным человеком, который стоит на границе между Ветхим Заветом и Новым Заветом. И сегодня мы молимся Иоанну Предтече и просим его, чтобы он помог нам быть верными нашему призванию, на которое Господь нас поставил; чтобы Он помог и нам всегда распознавать глас Божий, обращенный к нам, слышать и исполнять то, что Господь нам повелевает. Будем в этот день престольного праздника нашего храма молиться святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, чтобы он помогал нам твердо хранить православную веру, быть истинными последователями и апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

После этого с клятвой обещал дать ей то, что она попросит. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» . О горькое празднество и пир, полный убийства! Такую почесть ты для себя сохранил, такую радость ты принес своим родственникам! Такое себе приготовил пиршество! Так смешал трапезу для гостей с потоками крови! Так ты почтил тысяченачальников и приветствовал друзей? И не устыдился ты Давида, облеченного Нафаном , устранившего грех покаянием, а не безумием! Не усрамился Саула , который великим Самуилом был обличен перед всем израильским собранием! Устыдись же пророка, ничего большего не совершившего! Ты забыл себя, несчастный, превысил беззаконие Ахава против Навуфея, который, уступив пристрастию к бездушной земле и винограднику, был обличен пророком. Ты же, из-за блудодеяния женщины и вожделения супружеского ложа брата, совершил то, что хуже всех зол – убийство пророка и Крестителя, да еще в день торжественного празднования твоего рождения. О, если бы ты не родился, если бы не появился на этот земной свет! О если бы погибло то семя, с которого ты произрос, и утроба, с которой ты произошел! Ибо, скажи, за что ты убил пророка, возвестившего тебе истинное и обличившего тебя в том, чего не должно было делать? Тебе следовало бы память, поглощенную злом, отвратить от беззакония, и ум, исправленный дерзновением обличений, облечь мудрым помыслом Всемогущего, но, впав в сети супротивного и приложив зло к злу, ты отверг не то, что следовало отвергнуть, и, не перенеся обличений, впал в столь тяжкое состояние. Все это говорит о твоей явной необузданности.

http://bogoslov.ru/article/4763356

По случаю для рождения Ирод устроил пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Глалилейским. Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла, и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностию к царю, и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился: но ради клятвы и возлежавших с ним, не захотел отказать ей. И тотчас послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей ( Мк.6:21–28 ). Здесь заслуживают внимания следующие обстоятельства: а) опьянение Ирода и возлежащих с ним, – б) страстная пляска дочери Иродиадиной, – в) клятва, данная ей, – г) зверская злоба на Иоанна со стороны Иродиады, – как обстоятельства, предшествовавшие и подготовившие бесчеловечный поступок, которым закончился пир Ирода, и, наконец, д) самый факт усекновения главы Предтечевой. Доселе удерживавший себя, даже слушавший Иоанна, из опасения возмущения со стороны народа, внимавшего проповеди, и ограничившийся только заключением его в темнице крепости Махерон, теперь разгоряченный вином, увлеченный страстной и бесстыдной пляской, связавший себя неразумной клятвой, которой, хотя и со скорбью, по крайней мере видимою, не изменяет вследствие ложного стыда пред другими, он удовлетворяет требованию Иродиады (конечно, и своему желанию) и предает ей главу ее обличителя. Что может быть гнуснее этого поступка со стороны Ирода? Какое странное противоречие уживается в его мрачной душе! – Считает праведным и святым, и убивает; – слушает его даже в сладость, и отдает на злобное поругание павшей женщины. Поистине, человек, предавшийся страстям, низкий раб их. Так св. церковь изображает в своей священной песне: рождение неподобно, и пир безстыдный Ирод совершил им: любодейством бо женским услаждаем, и нечестивым женонеистовством подстрекаем, отсече главу Предтечеву: но не отсече языка пророческа, обличающаго безумие его: пролия кровь неповинную, покрыти хотя грех беззаконен: но ни о сем скры гласа вопиющаго всем покаяние. Он убо свеселяшеся убийством: мы же спразднуем любовию Крестителя Иоанна блаженное заколение. Предвари бо во аде жизнь проповедати сущим во тме и сени смертней седящим, свыше восток Христа Бога нашего, единаго многомилостиваго (Стих. на лит.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Кто боится потерять временную жизнь свою, тот потеряет вечную; а кто поторяет жизнь свою ради Меня, тот сбережет ее на всю вечность. Принимающий вас, принимает Меня; принимающие Меня, принимает Пославшего Меня. Апостолы пошли, проповедывали покаяние и везде исцеляли больных. Усекновение главы Иоанна Предтечи Молва об Иисусе дошла до Ирода, правителя галилейского. Он думал, что это Иоанн, которому он недавно отсек голову, воскрес из мертвых. Не задолго перед тем Ирод убил Иоанна Крестителя, по злобе Иродиады. жены Филиппа брата его. Ирод взял ее у брата и женился на ней, а Иоанн прямо стал укорять царя за это и говорил ему: «не позволительно тебе иметь жену брата своего», за это Ирод приказал схватить его и бросить в темницу: а Иродиада, бывшая жена Филиппа, так озлобилась на Иоанна. что желала убить его; однако не могла, потому что царь берег его. Но вот настал для нее удобный случай. Ирод праздновал день своего рождения и сделал пир вельможам своим и старейшинам в Галилеи. Дочь Иродиады во время пира пришла, начала плясать и так угодила Ироду и его гостям, что царь сказал ей: «проси у меня, что хочешь, хоть половину царства моего». И он поклялся, что исполнить свое обещание. Девица вышла и спросила у матери своей: «чего просить?» Мать научила ее просить голову Иоанна Крестителя. Она тотчас вернулась к царю и сказала: «хочу. чтобы дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но, ради клятвы и ради гостей своих, не захотел отказать ей и тотчас послал оруженосца и велел принести голову Иоанна. Тот пошел в темницу. отсек там, голову Иоанна, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала матери своей. Ученики же Иоанна, услышав об этом, пришли, взяли тело и- похоронили его. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Апостолы, возвратившись, рассказали Иисусу все, что они сделали и чему научили. Господь же, не желая теперь оставаться в области Ирода, удалился оттуда с ними в пустынное место. Но народ, узнав, где Иисус, начал собираться к Нему со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

1 . Опять Иродиада беснуется, опять неистовствует, опять пляшет, опять требует у Ирода главы Иоанна Крестителя! Опять Иезавель хочет захватить виноградник Навуфея и изгнать святого Илию в горы. Не один я, думаю, волнуюсь при воспоминании об этих событиях, но и все вы, слышавшие глас евангелия, вместе со мною удивляетесь и мужеству Иоанна, и слабости Ирода, и зверской ярости нечестивых женщин. Что же возвестило нам евангелие? Оно возвестило о том, как Ирод, схватив Иоанна, заключил его под стражу. По какому поводу? «За Иродиаду, жену Филиппа, брата своего» ( Мф.14:3 ). Кто не обвинит Ирода, уступившего безумным женщинам, в слабости? Но, с другой стороны, как изобразить, как описать необузданную злобу этих женщин? Кажется, нет на свете зверя беспощаднее злой жены! По крайней мере, о такой именно женщине приходится говорить мне сейчас, а не о доброй и целомудренной, хотя, конечно, я знаю немало и честных и добрых женщин и считаю долгом своей совести поговорить в свое время об их преданности добру и богоугодной жизни. Нет на свете зверя, с которым можно бы сравнить злую жену. Между четвероногими кто страшнее льва? Никто, конечно. Из гадов кто ужаснее дракона? Опять никто. Однако, и лев и дракон не так злы, как жена. Ссылаюсь на слова мудрейшего Соломона: «лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою» ( Сир.25:18 ). Может быть, ты видишь в этих словах простую иронию? Но ведь они вполне подтверждаются делами. Львы устыдились Даниила, брошенного в ров, а Иезавель убила праведного Навуфея. Кит сохранил Иону в своем чреве, а Далила, остригши и связавши Сампсона, предала его иноплеменникам. Драконы, скорпионы и змеи боялись Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время пира. Илию вороны питали в горах, а Иезавель после ниспослания по его молитве благодетельного дождя жаждала его смерти. Вот что она говорила: «пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» ( 3Цар.19:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010