Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ II [до избрания папой - Иоанн Каэтан; лат. Caetanus, итал. Gaetani] (ок. 1058, Гаэта - 28.01.1119, аббатство Сен-Жиль), папа Римский (24 янв. 1118 - 29 янв. 1119). Род. в знатной семье из Кампании, в детстве был отдан в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , к-рым в то время руководил кард. Дезидерий (впосл. папа Виктор III ). В мон-ре под рук. мон. Альберика работал над составлением житий святых. Впосл. Г. принес монашеские обеты и был рукоположен во субдиакона. Ок. 1082 г. кард. Дезидерий вызвал Г. на службу в Рим, где папа Григорий VII возвел его в достоинство кардинала-диакона и назначил канцлером (не позднее янв. 1083), на этом посту Г. оставался более 35 лет. Во время борьбы за инвеституру Г. был ближайшим помощником пап Урбана II , а потом Пасхалия II . При папе Урбане II Г. был рукоположен во диакона (23 сент. 1088), получив в том же году диаконию св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). В 1111 г. Г. разделил с папой Пасхалием II тяготы заключения, на Синоде рим. духовенства (1116) также поддержал папу, обвиненного в компромиссной политике в отношении герм. имп. Генриха V. Г. был избран папой в рим. бенедиктинском мон-ре св. Марии без согласования с имп. Генрихом V. Девизом понтификата стали слова: «Бог во святыне Своей» (Deus in loco sancto suo). Избрание Г. вызвало вооруженное сопротивление сторонников имп. партии, к-рые во главе с Ченчо Франджипани захватили папу и заключили его в тюрьму, из к-рой Г. в тот же день был освобожден префектом Рима Пьетро Пьерлеоне, опиравшимся на помощь населения города. Г. доставили в Латеранский дворец, но царившие в городе беспорядки, вызванные соперничеством партий сторонников и противников императора, не позволили провести торжественные церемонии рукоположения Г., бывшего диаконом, в сан пресвитера и епископа. Генрих V, находившийся в это время на севере Италии, направился в Рим. После того как в ночь с 1 на 2 марта 1118 г. он вошел в город, Г. и большая часть кардиналов бежали из Рима в Гаэту. Император предложил папе вернуться в Рим, чтобы обсудить с ним возможность достижения мира при условии, что папа будет рукоположен в присутствии императора, но Г. отказался вести переговоры. Подстрекаемый семьей Франджипани, Генрих V согласился на провозглашение антипапой архиеп. Браги Мориса Бурдена под именем Григорий VIII (8 марта 1118).

http://pravenc.ru/text/161950.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VIII Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (между 1105 и 1110, Беневенто - 17.12.1187, Пиза; до избрания папой - Альберто ди Морра), папа Римский (с 25 окт. 1187). Род. в семье некоего Сарторио ди Морра, по прозвищу Спаначоне. Юность, вероятно, провел во Франции. Ок. 1124 г. вступил в мон-рь каноников-августинцев Сен-Мартен в Лане. В сер. XII в. (до 1157), возможно, преподавал каноническое право в Болонье (в сочинениях ранних канонистов сохр. упоминания о его глоссах к Декрету Грациана). Репутация знатока права и риторики была одной из основных причин его приглашения в Римскую курию. В дек. 1155 г. возведен папой Римским Адрианом IV в достоинство кард.-диак. рим. диаконии св. Адриана. С 26 сент. по 1 дек. 1157 г. был заместителем кард.-канцлера Роландо Бандинелли (впосл. папа Римский Александр III ). В 1158 г. возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо ин Лучина. В 1166 г. был администратором еп-ства Спалато (совр. Сплит, Хорватия). В 1157-1187 гг., при папах Адриане IV, Александре III, Луции III и Урбане III , занимал должность канцлера (с 1178 кардинал-канцлер) Римской курии (последний кардинал, имевший должность канцлера Церкви до 1908); провел ряд реформ в папской канцелярии и судах, в т. ч. ввел использование т. н. курсуса (ритмизованной прозы) в куриальное делопроизводство. Пользовался большим влиянием как во внутрицерковных делах, так и в сношениях со светскими правителями. В качестве папского легата осуществил дипломатические миссии в Далмацию (1161-1162), при римско-герм. имп. Фридрихе I Барбароссе (в 1163), в Венгрию (1165-1167), а также в итал. города (1177-1180). Был одним из легатов, отправленных папой Александром III в Англию для расследования убийства архиеп. Фомы Бекета . По поручению папы короновал португ. кор. Афонсу II. Поддерживал религ. ордены, был кардиналом-протектором ордена св. Иакова; в 1170 г. основал мон-рь каноников-августинцев в Беневенто. С 1182 г. кардинал-первопресвитер.

http://pravenc.ru/text/166761.html

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Ведь через 15 лет мы проходим главные перемены - юность, зрелость, средний возраст, седину, старость, преклонную старость и долгожительство» ( Redl G. La chronologie appliquée de Michel Psellos//Byz. 1930. T. 5. P. 255-256). На Западе в VIII в. в трудах Беды Достопочтенного появляются И. с началом в день осеннего равноденствия - 24 сент. ( Beda Venerabilis. De temporum ratione. 48//PL. 90. Col. 496). На связь сентябрьского И. с осенним равноденствием указывал уже в IV в. свт. Амвросий Медиоланский, не приводя, впрочем, никаких точных дат ( Ambros. Mediol. De Noe et arca//PL. 14. Col. 390). Под влиянием Беды такая система вошла в употребление сначала на его родине, в Англии, а затем при дворе Каролингов (с Людовика Благочестивого) и их преемников, герм. королей и римско-герм. императоров (с Конрада I до Карла IV, 912-1378); в XI-XIII вв. она использовалась на нем. церковных землях и во Франции, а также во Флоренции (нач. XII в.) и в Риме при папе Урбане II (1088-1099) и регулярно с понтификата Александра III (1159-1181) ( Giry. 1894. P. 98-99; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Нумерация этих И., известных под названием «имперских» или «цезарианских», совпадает с византийскими. И. с той же начальной датой, но отстающие от «имперских» на 1 год, применялись в Генуе в XIII в. Их началом считалось 24 сент. 3 г. до Р. Х. ( Giry. 1894. P. 99). Наконец, на Западе были популярны И., начало к-рых было совмещено с началом календарного года. Таковы И. с началом 25 декабря или 1 янв. («римские» или «понтификальные индикты»), применявшиеся в Риме в VI-VII и X-XI вв. (наряду с византийскими), а также в Германии (наряду с «имперскими»); с XIII в. «римские» И. стали широко известны в Зап. Европе. Др. датами начала И. были 8 сент. (Сиена, XIII в.), 1 окт. (Кёльн, XIV в.) и 25 марта (Флоренция, Рим при папе Николае II (1059-1061), Дофине). В целом в употреблении И. на Западе не было системы, и некоторые памятники содержат неопределенные датировки типа «indictione Xa, plus vel minus» (Ibid. P. 101). Один франц. документ 1023 г. датирован даже 21-м И. ( Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Формула для вычисления И., соответствующего данному году совр. летосчисления от Р. Х., указана создателем этой эры Дионисием Малым : к номеру года следует прибавить 3 и разделить на 15; остаток покажет год И. (PL. 67. Col. 498).

http://pravenc.ru/text/389569.html

Венанцио да Фабриано, составивший сборник чудес И. из М., обратился к арагонскому кор. Фердинанду II с просьбой поддержать ходатайство о начале канонизационного процесса. Беатификация И. из М. состоялась при папе Урбане VIII в 1624 г. В 1626 г. И. из М. был включен в число св. покровителей Неаполя, 10 дек. 1726 г., при папе Бенедикте XIII , причислен к лику святых Римско-католической Церкви. В ходе канонизационного процесса было проведено освидетельствование мощей И. из М., к-рые оказались нетленными. Повторное освидетельствование было проведено в 1968 г. В 2001 г. мощи И. из М. были перенесены в мон-рь Богоматери Милостивой в Монтепрандоне, где создан музей И. из М. и центр по изучению его наследия. Сочинения Лит. наследие И. из М. состоит в основном из лат. гомилий, часть к-рых объединена в сборники великопостных (Sermones Quadragesimales) и воскресных проповедей (Sermones Dominicales). В этих сборниках индивидуальные черты авторского стиля И. из М. сглажены, стиль приближен к стандартным образцам лат. гомилетики. В действительности он проповедовал на народном языке, однако до наст. времени сохранились записи лишь 2 проповедей, произнесенных в 1460 г. в Падуе. В слове на смерть Бернардина Сиенского И. из М. выделил основные качества проповедника - высокую нравственность, безукоризненное следование догматам католич. веры и терпеливость (Predica. 1943. P. 84-85). Большинство проповедей И. из М. посвящено проблемам нравственного богословия и обличению нравов городских жителей Италии. Он также составил ряд пособий по подготовке к таинству покаяния. Среди др. произведений - полемические трактаты, направленные против «малых братьев», гуситов и богомилов, рассуждения о крови Христовой и т. д. Мн. сочинения И. из М. сохранились в автографах, часть к-рых находится в гос. музее Монтепрандоне вместе с книгами из его личной б-ки, однако принадлежность некоторых рукописей перу И. из М. подвергается сомнению ( Loggi S. I Codici della Libreria di S. Giacomo della Marca nel Museo Civico di Monteprandone. Monteprandone, 2000). Критическое изучение лит. наследия И. из М. началось в 20-х гг. XX в. после публикации Т. Сомильи Жития святого, составленного Венанцио да Фабриано (Vita di S. Giacomo. 1924). Первое научное издание биографии святого было выпущено Дж. Казелли ( Caselli. 1926); перечень сочинений, в т. ч. предположительно атрибутированных и заведомо подложных, составлен Дж. Лазичем ( Lasi . 1974).

http://pravenc.ru/text/200327.html

Обязанность ее состояла в том, чтобы заботиться о всех латинских миссиях во всех странах, именно: посылать миссионеров в нужном количестве во все страны мира и способствовать этим миссионерам к лучшему прохождению их должности своими указаниями, советами, изданием необходимых руководств для борьбы с неверными и доставлением достаточной материальной помощи. Материальная сторона миссионерства на первых же порах освещена была надлежащим образом и оценена была по достоинству. Папа подарил конгрегации дом в 10000 экю и капитал в 15000 экю и постановил, чтобы на содержание ее шли так называемые annallii cardinalitii. Но правление Григория XV было слишком кратковременно, чтобы новое учреждение могло вполне определиться и сформироваться. Конгрегация de propaganda fide приняла надлежащий вид и получила возможность начать свои действия главным образом при преемнике Григория XV, Урбане VIII (1623 – 1644), который в 1627 г. основал при конгрегации учебное заведение: colleginm urbanum de propaganda fide и разослал по разным странам множество миссионеров. Материальные средства этого учреждения расширились и обеспечились при нем еще более. Многие знатные и богатые лица начали делать значительные пожертвования, которые возрасли до 100000 ливров и образовали ежегодный доход в 24000 экю. Кроме того конгрегация вскоре приобрела многие недвижимые имущества, доход с которых вместе с богатыми приношениями католиков сделался богатым рессурсом для миссий; она получила возможность посылать на свой счет множество миссионеров во все страны мира, содержать огромный коллегиум, печатать в большом количестве религиозные книги на разных языках и проч. Вскоре было выстроено великолепное здание урбановской коллегии, которая получила от Урбана все привиллегии, которые усвоены были его предшественниками коллегиям германской, греческой и другим миссионерским заведениям Рима, и в короткое время достигла цветущего состояния. При коллегии были учреждены: библиотека, содержащая в себе книги на 36 различных языках, типография для печатания миссионерских пособий и переводов и архив, куда должны были поступать все акты, декреты и дела конгрегации пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Продолжая политику распространения в Речи Посполитой условий Брестской унии (1596), П. издал бреве «Solet circumspecta» (10 дек. 1615), гарантировавшее сохранение униатами вост. обряда. По просьбе Иосифа Вельямина Рутского , униат. митр. Киевского (1614-1637), П. закрепил 4 места за юношами из Речи Посполитой в Греческой коллегии (бреве «Decet Romanum Pontifiem» от 2 дек. 1615). В 1617 г. в Новогрудке состоялся капитул униат. монашества, на котором фактически был учрежден орден василиан . Решения капитула были утверждены Римской курией позднее, при папе Урбане VIII. П. одобрил создание католическими князьями Свящ. Римской империи во главе с герц. Максимилианом Баварским Католической лиги (1609), но оказывал ей крайне незначительную финансовую поддержку. В мае 1618 г. конфликт в Чехии между католиками и протестантами привел к избранию на чеш. престол вместо Фердинанда II Габсбурга протестанта-кальвиниста курфюрста Фридриха Пфальцского (см. Тридцатилетняя война ). В этом конфликте П. поддержал Фердинанда Габсбурга; для сбора средств папа объявил экстраординарный «юбилей» «для преодоления текущих нужд Церкви» (булла «Dominus ac Deus» от 13 янв. 1619). Совместно с силами Католической лиги Фердинанд нанес чехам решающее поражение в битве у Белой горы (8 нояб. 1620). В период понтификата П. была продолжена политика Контрреформации в духе решений Тридентского Собора, направленных на укрепление церковной дисциплины. Вскоре после избрания П. подтвердил постановление об обязанности епископов постоянно пребывать в своих диоцезах. На консистории 7 нояб. 1605 г. П. дал распоряжение всем епископам (включая кардиналов), находившимся в Риме, вернуться на свои кафедры либо отказаться от управления ими. При П., как и ранее, велась работа над новым Ритуалом (собрание чинопоследований таинств и паралитургических обрядов) рим. обряда, для чего в 1612 г. была создана особая комиссия. Ритуал был обнародован конституцией «Apostolicae Sedis» (20 июня 1614), он стал последней из серии посттридентских богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

В 1268 г. имп. Михаил VIII Палеолог, стремясь воспрепятствовать завоевательным планам Карла Анжуйского, отправил посольство, целью которого было заключение союза с сербским кор. Стефаном I Урошем (1243-1276). Союз планировалось скрепить династическим браком дочери визант. императора Анны и царевича Милутина (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). После неудачного посольства Михаил VIII стал рассматривать переговоры с Папским престолом о церковной унии как единственный способ предотвратить войну с Карлом Анжуйским. Поскольку переговоры были затруднены тем, что Римская кафедра длительное время оставалась вакантной, Михаил VIII отправил посольство ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. Визант. посольство прибыло во Францию летом 1269 г. В письме от 15 мая 1270 г., к-рое коллегия кардиналов адресовала Раулю де Гропарми, кард.-еп. Альбано, ответственному за проповедь 8-го крестового похода, сообщалось, что имп. Михаил VIII заявил франц. королю о желании как его самого, так и его подданных и духовенства «вернуться в послушание Римской Церкви и объединиться в исповедании той же самой веры». Людовик IX ответил, что решение данного вопроса находится в компетенции коллегии кардиналов. В письме также были упомянуты попытки восстановления единства Церкви, предпринимавшиеся при папах Урбане IV и Клименте IV, а также говорилось об обязательном условии достижения этого единства - исповедании истинной католич. веры (verae catholicae fidei professio). После одобрения католич. исповедания на Соборе К-польской Церкви визант. император, патриарх К-польский и др. архиереи, архимандриты, а также представители клира и мирян должны были признать первенство Римской Церкви (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84). Др. письмо кардиналы отправили кор. Людовику IX. Выражая надежду на скорое заключение унии, они предостерегали франц. короля от «греческих ухищрений» (Ibid. N 29a. P. 84-85). Имп. Михаил VIII направил к Людовику IX, находившемуся в Тунисе, 2-е посольство - во главе с придворным архидиак. Константином Мелитениотом и вел. хартофилаксом диак. Иоанном Векком (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк ). Прибыв на место древнего Карфагена, послы застали франц. короля уже умирающим ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Подготовка к унии

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Идея создания централизованного папского архива была реализована в 1611-1614 гг. Папа Павел V (1605-1621) объединил фонды Секретной б-ки, Апостолической камеры, Апостолического вестиария (место хранения церковных облачений) и архива в замке св. Ангела в новый архив, позже названный В. с. а. Первый инвентарь архива с историей его создания был составлен в 1615 г. М. Лониго, префектом регистров и булл Ватиканской б-ки. При папе Урбане VIII (1623-1644) произошло отделение архива от б-ки, в бреве «Alias officium» от 27 авг. 1635 г. кард. Феличе Контелори был назначен «префектом архива». С того момента и по наст. время Ватиканская б-ка и В. с. а.- различные учреждения, каждое со своей структурой и полномочиями, целями и задачами. Б-ка всегда служила местом для работы ученых, архив был закрыт для исследователей до кон. XIX в. В 1809 г. при папе Пие VII светская власть Римского понтифика и Папское гос-во были упразднены, а папа выслан во Францию, где был заключен имп. Наполеоном I Бонапартом в Фонтенбло. По приказу императора В. с. а. был вывезен в Париж для помещения в замышлявшийся общеевропейский архив. После падения Наполеона (1815) комиссия, посланная Пием VII, возвратившимся в Рим, смогла вернуть многое из вывезенных фондов В. с. а., но все же часть его осталась в Париже или была утеряна, в т. ч. при перевозке. После взятия Рима республиканскими войсками и упразднения Папского гос-ва в сент. 1870 г. в опасности оказались архивы, хранившиеся вне стен Ватикана. Однако, несмотря на антиклерикальные выступления, В. с. а. остался нетронутым. Структура В. с. а. Главой архива является папа Римский, к-рый принимает решения, касающиеся в основном доступа к хранимым здесь документам, а также одобрения правил работы архива. Работой учреждения руководит кардинал, являющийся одновременно главой Ватиканской б-ки (должность пожизненная). Первым заместителем кардинала-архивиста является префект архива, ответственный за адм. и научную работу учреждения. Ему помогают вице-префект, секретарь или архивисты. Остальной персонал не превышает 50 чел.

http://pravenc.ru/text/149923.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010