д) Покупкой . В этом числе, кроме поименованных уже нами книг, находится еще много редких и дорогих изданий. Академия имеет лучшие издания почти всех отеческих сочинений: между ними – творения блаж. Иеронима изд. 1719 г.; лучшие издания философов и греческих и римских классиков; два издания византийских историков – венецианское 1729 г. и новое 1830 г.; Acta sanctorum, полное издание Балландистов в 52 томах; Actaeruditorum, Lipsiae; Supplementa actorum; Nova acta и Supplementa ad nova acta – с 1682 no 1757 г., с указателями, около 60 томов; Комментарии и акты здешней Академии Наук с 1727 по 1791 г.; Новый Завет на голландском и славянском языках, в 2-х книгах, 1717 г.; Biblia Sacra arabica cum latina, planeque noua translatione, Romae, 1671: известны только два экземпляра этого издания, один здесь, другой в Парижской королевской библиотеке; Quatuor Evangelia arabice cum latino textu interlinensi, Roma, 1591; (editio criticis ignota); творения Фомы Аквината, изд. при папе Урбане IV. – Из Маттеевой библиотеки: Quatuor Evangelia Graeca cum variis lectionibus codd. MSS. Bibliothecae Vaticanae, Barberianae, Laurentianae, Vindobonensis, Escurialensis, Hauniensis Regiae, quibus accedunt lectiones versionum Syrarum, veteris Philoxenianae et Hierosolimitanae, Hauniae, 1788. (Exemplum candidissimum et rarissimum. Plaeraque exempla hujus editionis perierunt in incendio Hauniensi, anno 1795 Nota Mathaei). Novum Testamentum graeco-latinum, ex edit. Erasmi. Basileae, 1522. (Haec editio inter omnes Erasmi editiones et praestantissima et rarissima habetur a viris doctis). Quatuor Evangeliorum versiones perantiquae duae, gothica et anglosaxonica. Amsterd. 1684. (Uterque liber rarissimus). Novum Testamentum latinum cum expositione Nicolai de Lyra, Norimbergae 1493. (Liber rarissimus. Nota Mathaei). Novum Testamentum graecum, Basileae. 1536. (Editio valde rara). Theocritus, Cato, Theognis et c.ed. Aldina, Venet. 1495. (Opus rarissimum). Orationes Andacidis, Danarchi, Lycurgi, Gorgiae, Lesbonactis et Herodis; ed. Aldina, Venet. 1513. (Opus rarissimum). Homeri opera cum commentariis Eusthaphii, Romae. 1542–1550. (Opus longe rarissimum). – Долго было бы перечислять все издания классиков Маттеевой библиотеки, с пометками его руки: opus rarissimum, valde rarissimum и проч. – Из библиотеки Меглицкого: Antiphontis 17 кн.; Schillers Sämmtliche Werke, 37 Theile in 19 Bänden; Wieland " s – in 33 Bänden, Supplemente in 6 B.; Göthe’s – in 53 B.; Klopstock’s – in 7 B.; Oeuvres complètes de Voltaire, en 78 volumes; de Rousseau, avec les notes et tous les commentateurs, en 25 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Св. Ипполит родился около 170 или 175 г. 5 Место его рождения неизвестно, хотя предполагают, что он родился на Востоке. Он получил прекрасное греческое образование, прекрасно знал греческую философию. Возможно, что он был учеником св. Иринея. О начале общественного служения Ипполита в Церкви мы ничего не знаем. Но при папе Зефирине (198–217) он уже был пресвитером и в этом сане стяжал себе известность ученейшего члена римского клира. Он был писателем, апологетом, обличителем еретиков, проповедником, а в экзегетике и церковно-ораторской письменности его можно признать едва ли не пионером, показавшим путь другим. Св. Ипполит вел активную борьбу против еретиков, особенно против тринитарных модалистов и патрипассиан. Своей ревностной деятельностью вызвал раскол в Римской Церкви при Зефирине, которого обвинял в савеллианстве. Последователи избрали его в 217 г. антипапой, каковым он являлся при Каллисте (217–222), Урбане (222–230) и Понтиане (230–235). 13 августа 235 г. при Максимине Траксе и папа Понтиан и антипапа Ипполит были арестованы и сосланы в рудники Сардинии, где, возможно, произошло примирение между двумя епископами. В 235 г. римская община избрала папой Антероза. Западные исследователи считают, что Ипполит умер в 235 г. в рудниках, и на этом заканчивают его жизнеописание. Но с этим не согласны русские исследователи жизни св. Ипполита, которые делают попытки, на основании оказаний и легенд об Ипполите, которых весьма много и которые весьма запутаны и противоречивы, продолжить биографию св. Ипполита и установить, наконец, истину о его жизни и деятельности. Такими исследователями являются А. М. Иванцов-Платонов 6 и составитель биографии св. Ипполита в «Творениях святого Ипполита» (Казань, 1898, вып. 1). Оба исследователя стараются разрешить спорные вопросы о церковно-иерархическом положении Ипполита, о месте его церковно-общественного служения, о времени его кончины и др. Эти спорные вопросы – результат запутанности древних сказаний об Ипполите, которых в древнехристианском мире было значительное количество. Наряду с церковным писателем Ипполитом, епископом Римским, свидетельства о котором занимают, несомненно, первое место среди всех других свидетельств, мы видим других Ипполитов, которые отождествляются с первым. Так, существуют сказания:

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Психолог Иллиноиского университета в Урбане-Шампеине Алехандро Льерас назвал это явление — амортизацию переполняющеи пользователя тревоги — эффектом подушки безопасности. Это наблюдение подтверждается все большим числом исследовании, согласно которым люди обмениваются текстовыми сообщениями, чтобы избавиться от тревоги. При анкетировании около 70% респондентов отвечают, что смартфоны и текстовые сервисы помогают им справиться с беспокоиством и другими отрицательными эмоциями. Это уже стереотипная реакция на затруднительную (то есть вызывающую тревогу) ситуацию: люди «хватаются за мобильные телефоны, чтобы от нее отрешиться», по словам исследователеи из Иллиноиса, и аналогичным образом поступают «в периоды сильного стресса». Фото: iguides.ru Льерас и его коллеги решили не ограничиваться наблюдениями и поставить полноценныи эксперимент, результаты которого были опубликованы в журнале Computers in Human Behavior . Добровольцам предложили написать небольшои текст, которыи якобы будут проверять два эксперта. Чтобы сделать ситуацию еще более стрессовои, ученые сказали, что эксперты также будут обсуждать результат с каждым автором перед видеокамерои. В ожидании этого одна половина участников имела доступ к своим смартфонам, а другая нет. Из 24 добровольцев, имевших возможность писать сообщения и смотреть все, чего запросит одолеваемая волнениями душа, сильную тревогу испытывали 11 человек, тогда как среди 25 лишенцев таковых оказалось восемнадцать. Причем 82% участников первои группы без конца обращались к смартфонам на протяжении 10-минутного ожидания. Поддавшись компульсивнои потребности пользоваться телефоном, они смогли в значительнои степени избавиться от тревоги. По словам исследователеи, «люди испытывают меньшии стресс в провоцирующих тревогу ситуациях, если имеют доступ» к своим мобильным телефонам. Смартфоны «выполняют функцию успокаивающих объектов, служат противоядием в агрессивнои среде неуклонно расширяющегося социального круга», отметил британскии социальныи теоретик Джеимс Харкин еще в 2003 г. Они позволяют постоянно чувствовать себя на связи с миром, тем самым ослабляя тревогу, переполняющую нас в состоянии одиночества и потерянности.

http://pravmir.ru/ya-boyus-chto-nibud-pr...

На Соборе герм. епископов в Вормсе под давлением Г. было принято решение о низложении Григория VII (24 янв. 1076). Папа в ответ отлучил короля от католич. Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против него внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Г. пошел на публичное покаяние: простояв босым на снегу 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркгр. Матильде Тосканской), король вымолил прощение у Григория VII (янв.-февр. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать ему в проведении реформы католич. Церкви. Несмотря на примирение короля с папой, герм. герцоги выступили против Г. В Форххайме они избрали королем герц. Швабии Рудольфа Райнфельденского (15 марта 1077). В ходе начавшейся в Германии войны между Г. и герцогами королю удалось свергнуть с герм. престола Рудольфа (убит в Мёльзене 25 июня 1080). Папа Григорий VII вновь отлучил Г. от Церкви (1080). Учитывая рост недовольства церковной политикой Григория VII, король провозгласил папой Гвиберта из Равенны (антипапа Климент III ) и совершил поход на Рим (1081). В 1081-1084 гг. король совершил еще 3 похода на Рим и помог своему ставленнику Клименту III утвердиться на Папском престоле (24 марта 1084), а тот короновал Г. имп. короной. Борьба Г. с папством продолжилась при папе Урбане II , так же как и Григорий VII противившемся снятию отлучения с Г. Использовав борьбу Г. с папой Григорием VII, Польша освободилась от подчинения Римско-Германской империи. В 1076 г. польск. кн. Болеслав II получил королевский титул. В ответ Г. в 1085 г. на Майнцском синоде провозгласил чеш. кн. Вратислава II королем Чехии и Польши (коронация состоялась в 1086). Видимо, для подтверждения этой новой титулатуры в имп. канцелярии была изготовлена т. н. учредительная грамота Пражского еп-ства (грамота не была утверждена), где давалось описание границ еп-ства на 70-е гг. Х в., к-рое включало и М. Польшу с Краковом. Против польск. кор. Болеслава II был направлен русско-герм. союз, скрепленный браком Г. с Евпраксией Всеволодовной, получившей в Германии имя Адельгейда (1089).

http://pravenc.ru/text/162132.html

Понтификат Иннокентия оказался последним, когда финансовая ситуация Св. престола была сносной: налоги росли, годовой доход превысил 250 тыс. флоринов, однако вновь разыгравшаяся война в Италии поглощала гораздо больше, и Св. престол становится хроническим должником. При последних авиньонских папах Урбане V (1362–1370) и Григории XI (1370– 1378), несмотря на то что раздача бенефициев достигла невероятных размеров, а налоги стали невыносимыми, финансы Св. престола являли собой душераздирающее зрелище, что, кстати, стало одной из причин последующего раскола. Следует, однако, отметить, что, несмотря на всеобщие обвинения папского двора в вопиющей роскоши, его расходы в сравнении с другими затратами оказывались весьма скромными. Большую часть средств поглощали войны в Италии, которые велись для защиты и возвращения папских владений. Только за 18 лет понтификата Uoahha XXII суммарные доходы составили ок. 4,2 млн флоринов, собственные расходы папы составили порядка 875 тыс., а итальянские войны стоили папе не менее 4 191 446 флоринов. При этом на местах папским сборщикам оказывалось сопротивление. Даже во Франции, где система была наиболее организована (на нее приходилось столько же сборщиков, сколько на весь остальной христианский мир), светские власти старались чинить папским чиновникам всевозможные препятствия. В Германии, где епископы были еще и суверенными светскими князьями, ситуация была еще сложнее: сборщики часто подвергались нападениям и даже тюремному заключению, а духовенство объединялось в «сообщества неплательщиков», которые давали клятву стоять друг за друга в случае наложения штрафов. Епископские же назначения осуществлялись, как правило, аристократическими фамилиями или капитулами без участия папы, и бывали даже случаи, когда епископы или каноники с оружием в руках выдворяли папских назначенцев; папам ничего не оставалось, кроме как утверждать совершившиеся без них выборы. В Англии налогообложение бенефициев и папские коллации подняли настоящую бурю: епископы протестовали против назначения иностранцев на английские бенефиции, а бароны все время пытались восстановить над ними свою власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вы преподавали в США: чем отличаются американские студенты от российских? – Да, я преподавал в Иллинойском университете в Урбане и Шампейне. Это замечательный вуз, там очень хорошо готовят студентов и особенно аспирантов. Современную теорию там преподают намного качественнее, чем у нас. Но я столкнулся и с тем, что славистам в Иллинойсском университете совсем не преподают лингвистику, например, они не знают, что такое «глокая куздра». С другой стороны, у наших студентов-литературоведов лингвистики, пожалуй, даже чересчур много: не хватает времени на историю культуры, современную философию и на многое другое. А можно сказать и так: методологически у них подходы куда современнее наших, но по широте охвата русской литературы Московский университет, конечно, куда основательнее. Другое дело, какое количество студентов эту широту действительно впитывает и действительно осваивает то, что есть у нас указано в программах? Тут сказывается разница методических подходов: американских студентов, аспирантов щадят, им не задают очень уж сложных и непосильных задач. У нас же гигантский список произведений, который физически почти невозможно прочесть, – это почти всегда норма. У такого подхода есть свои плюсы и минусы, потому что это даёт широту кругозора, человек знает, что, даже если он этого не прочитал, он в принципе должен это знать. Щадящая американская система позволяет более спокойно, может быть, более углублённо пройти какие-то вещи, но о других произведениях студенты могут и не узнать. С другой стороны, на аспирантском уровне они могут познакомиться и с этими произведениями. Вообще, системы разные и их сравнивать сложно: западная система основана на постепенном увеличении требований к концу обучения, а наша, – к сожалению, скорее понижает требования к концу, и я не думаю, что это правильно. – Каковы перспективы литературоведения в России? – Наше литературоведение сейчас переживает трудное время. Например, от современных российских филологов фактически требуют публикаций на Западе, которую будут индексированы в зарубежных системах типа Scopus и Web of Science. Это значит, что нужно осваивать современные методы исследования, нужно радикально менять представления о том, как пишется литературоведческая статья.

http://pravmir.ru/literaturoved-pavel-sp...

01. Ученик св. Иринея 2241 , Ипполит был одним из замечательнейших церковных писателей древности: он не уступает Оригену по количеству сочинений, а по разнообразию предметов превосходит его 2242 .– О жизни и деятельности Ипполита сохранились очень скудные сведения, и они извлекаются, главным образом, из его сочинений. Автобиографическое значение собственно имеет открытое около половины XIX в. его сочинение – Κατ πασν τν αρσεων λεγκος (Refutatio omnium haeresium) или обычно известное под именем Philosophumena. Из предисловия к сочинению следует, что Ипполит принадлежал к клиру римской церкви и носил известный сан, по всей вероятности – епископский, почему и называет себя преемником апостольского благодатного первосвященства и учения, а также стражем церкви 2243 . Главы 11 и 12 девятой книги показывают, что при римских папах Зефирине и Каллисте Ипполит принимал особенно деятельное участие в жизни римской церкви. При названных папах, очень мало образованных, в римской церкви обнаружилась шаткость религиозных воззрений и церковной дисциплины. Так, Ипполит увещавает Зефирина не склоняться к учению еретика Клеомена и вынуждает Каллиста изгнать из церкви еретика Савеллия 2244 , уличая его «то в учении Савеллия, то Феодота“ (IX, 12). Каллист с своей стороны начинает обвинять Ипполита в двубожии 2245 . Последний, разумеется, считает подобное обвинение незаслуженным, а Каллиста обличает в дурной жизни, следствием чего явилась слабость церковной дисциплины и распущенность. Так как Каллист не внимал ни вразумлениям, ни обличениям Ипполита, то последний с единомышленными ему лицами (о τν ληθεαν φρονοντες) отделился 2246 от Каллиста и его последователей, считая именно себя стражем церкви (φρουρο τς κκλησας), а бывших с Каллистом, называя только школой (σχολ, διδασκαλεον). При папе Урбане этот раскол прекратился 2247 .– Таким образом, Ипполит был римским антипапою. Его последователи глубоко чтили его и воздвигли ему мраморный памятник, где он представлен был сидящим на кафедре; памятник этот, с отбитой головой, открыт близ Рима, при раскопках, в 1551 г.– Но если, благодаря ново-открытому сочинению Ипполита, выясняется его деятельность, расцвет его жизни в первой трети III в., то начало и конец ее погружены во мрак неизвестности, особенно начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Однако, согласно решению генерального капитула (21 мая 1374), в деятельности и учении Екатерины Сиенской не содержалось ничего, что противоречило бы католич. вероучению. Главными темами ее посланий к папе Григорию XI (1370-1378) стали крестовый поход, реформа католич. Церкви и возвращение понтифика в Рим, но основной целью католич. святой было примирение папы с флорентийцами. Когда Григорий XI наложил на город интердикт (1376), Екатерина Сиенская добилась разрешения на возобновление богослужений во флорентийских храмах, а также укрепила папу в принятом им решении вернуться в Рим (13 сент. 1376 Григорий XI покинул Авиньон). Конфликт между папством и Флоренцией был улажен при папе Урбане VI (1378-1389). По приглашению Урбана VI, к-рый рассчитывал на поддержку Екатерины Сиенской в начавшейся после его избрания на Папский престол схизме, она прибыла в Рим, где вела активную переписку, стараясь привлечь на сторону папы новых союзников, а также способствовала подписанию мирного договора папы Римского с Флоренцией (июль 1378). На севере И. помимо Милана доминировали 2 крупнейшие морские державы - Венеция и Генуя, в к-рых установилась республиканская форма правления аристократического типа. Законодательными учреждениями в этих итал. гос-вах были Большие советы, куда входили только знатные граждане; дож, глава исполнительной власти с ограниченными полномочиями, избирался пожизненно (в Генуе с 1339). Духовные лица не имели права занимать правительственные посты (в Венеции такой запрет появился только в XVI в.). Обе республики создали колониальные империи в Вост. Средиземноморье и Причерноморье. Генуя, опираясь на соглашения с золотоордынскими правителями Крыма, в нач. 70-х гг. XIII в. основала факторию в Кафе (ныне Феодосия, Украина), затем в Тане (ныне Азов) и Трапезунде (ныне Трабзон, Турция). После потери крестоносцами владений в Сирии и Палестине (1291) гавани на Чёрном м. стали основными пунктами генуэзской торговли с Востоком. Возросла роль Генуи и генуэзских факторий и во внутрирегиональной торговле Причерноморья и Византии, в частности в торговле зерном, вином, рыбой, икрой, солью.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Казинцев-зоил – уникальное явление в критике XX столетия. В 1980-е годы, сменив поэтическое амплуа на новое, Казинцев за кратчайший срок стал одним из самых ярких и значительных критиков своего времени. Виктор Юхт в статье «Кто он, современный критик?» свои размышления о работе Сергея Чупринина «Критика – это критики» закончил пожеланием: «Хотел бы ещё увидеть статьи о критиках разных годов, направлений, пристрастий – о В.Лакшине и В.Огневе, А.Урбане и А.Марченко, о покойном Ю.Селезнёве и о лучших из поколения «сорокалетних», например о Вл.Новикове, И.Шайтанове, А.Казинцеве» с. 85]. Пожелание харьковского критика естественное, закономерное, только Казинцева он относит к «сорокалетним» ошибочно: Александру Ивановичу на момент публикации статьи Юхта было тридцать два года. Данная неточность, думаю, порождена тем, что за пять лет, прошедших после выхода первых статей Казинцева, он стал не по возрасту популярен, стал критиком, которого читают, на чьи работы активно реагируют коллеги по цеху. И вполне закономерно, что уже через два года в книге Чупринина «Критика – это критики» появилась глава «Дух боевитости, или Александр Казинцев» с. 303-308]. Выбор Казинцева и Мальгина, чьими портретами завершается книга, Андрей Немзер назвал «выбором одновременно логичным – и неудачным» с. 247]. Логичность автору статьи «Конец прекрасной эпохи» видится в том, что эти критики среди «тридцатилетних» выделяются фактурностью, они «слепили свой образ» сами. В то же время Александр Казинцев не обладает, по мысли Немзера, качествами, присущими Александру Агееву, Марку Липовецкому, Владимиру Потапову, Виктору Юхту, Михаилу Золотоносову, – «тридцатилетним», не попавшим в книгу С. Чупринина. И в этом, считает Немзер, неудачность выбора автора «Критика – это критики». В оценке Казинцева между Сергеем Чуприниным и Андреем Немзером нет никаких разногласий. Они оба ставят под сомнение талант критика, что лишний раз подчеркнул Чупринин в интервью, ставшем своеобразным комментарием к вышедшей книге c. 33]. Такое отношение к Александру Казинцеву со стороны «левых» вполне естественно, предсказуемо и другим быть не может. Это реакция на идеи, ценности, которые критик последовательно утверждал в своих статьях и о которых пойдёт речь.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/04/aleksa...

Память св. ап. Амплия в православной церкви совершается 31 октября вместе с Стахием, Апеллием, Урбаном и Наркиссом, а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. У католиков св. Амплий (Ampletus) вместе с Урбаном и Наркиссом воспоминаются 31 октября (подробнее см. архиеп. Димитрий. Собор св. 70 апостолов, вып. 1-й, стр. 30–34 стр.). Святой апостол Урван Св. апостол Урван (Урбан), как и Епенет, Андроник, упоминаются ап. Павлом в Послании к Римлянам (XVI, 8–9): «приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе», и более о св. Урване ничего неизвестно; как о тех, так и о сем апостоле можно сказать, что он принадлежал к выдающимся членам христианской церкви в Риме, что он содействовал св. Павлу в распространенна евангельского учения среди язычников, за что назван сотрудником (споспешником) о Господе; может быть, как называет имя его (Urbanus) был римлянин (язычник), житель города. Вероятно, св. Урван ко Христу был обращен ап. Павлом и трудился с ним в благовестии во время последнего его путешествия. Церковные предания и при том позднейшего времени немного доставляют об ап. Урбане сведений. В Четьи Минеях св. Димитрия Ростовского о св. Урване под 4 числом января сказано: «Урван святый, его в той же (т. е. Римской) епистолии Павел святый воспоминает, глаголя: целуйте Урвана споспешника нашего о Господе, бысть епископ в Македонии». (44 л.); а под 31-м октября тот же святитель пишет об Амплии и Урбане (вместе): «Амплий же и Урван, и тии (как Епенет, Стахий) епископи быша, от того же св. Андрея поставлени, Амплий в Диосполисе, Урван же в Македонии. Проповедающи же Христа, и идолы потребляющи, воздвигоша на ся иудеи и еллины, от тех побиени быша, венец мученический себе соплетоша (л. 109). Таковы же сведения о св. Урване и в Греческих Минеях (Синаксарь Никодима святогорца ; Октября 31; 208 стр.). В Великих Четьи Минеях митрополита Макария об Урване сказано: «и Урван (как и другие, прославляемые св. церковью 31 октября) в той же град (Диосполис) пришед, учаше веровати во Христа и той (Урван) во един день… скончася» (Октябрь 2051 стр.), город Диосполь находился в Палестине, к северо-западу от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010